No Image

Подводные лодки проекта 949а «антей»: история создания, описание и характеристики

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Сравнительная оценка[править | править код]

Подводные лодки проекта 949А «Антей» являются самым многочисленным классом кораблей, на вооружении которых находятся ракеты П-700, также корабли этого класса являются лидерами по количеству пусковых установок «Гранит» на одном носителе.

В настоящее время подводные лодки проекта 949А, совместно с бомбардировщиками ТУ-22М3 авиации ВМФ России, являются основным средством противодействия ВМФ России ударным авианосным группам ВМС США (в будущем их сменят АПЛ проекта 885М «Ясень»). Стоимость АПЛ 949А «Антей» — 226 млн рублей в середине 1980-х — около 10 % стоимости авианосца «Нимиц». При этом, в составе ВМС США на сегодняшний день находится не менее 11 атомных авианосцев, в то время как в строю находится только 5 исправных АПЛ проекта 949А.

«Потаённое судно»

В 1720 году на Галерном дворе Санкт-Петербурга появился неграмотный крестьянин Ефим Никонов. Это случилось после того, как царю подали его челобитную: мол, берусь построить боевой корабль, который «будет ходить в воде потаённо». Пётр I заинтересовался, встретился с умельцем и приказал принять его на работу для постройки действующего образца.

Никонов справился за год. Его субмарина была похожа на огромную деревянную бочку, скреплённую железными обручами. Погружаться она должна была, впуская вовнутрь себя воду, всплывать – после её откачивания ручным насосом. Первое ходовое испытание проводили на Неве в присутствии царя. Изобретатель, перекрестившись, спустился внутрь «бочки». Однако погружение пошло слишком быстро, она ударилась о дно, дала течь и Никонова едва спасли.

Ещё несколько раз, после очередных доделок, умелец пытался совершить погружение, но всякий раз аппарат давал течь. Уже при Екатерине I «проект» закрыли, самоучку разжаловали в плотники и отправили строить корабли в далёкую Астрахань.


Макет потаенного судна Ефима Никонова, испытанного на озере Разлив в присутствии Петра I. Wikimedia Commons / Serguei Fadeev (CC BY-SA 3.0)

Впоследствии попытки создания российского подводных кораблей делались не раз. В 1880–1881 годах военное ведомство получило 50 субмарин конструкции Степана Джевецкого. Это были первые подлодки России, выпущенные серийно. Они несли службу на Балтике и в Чёрном море.

Описание конструкции

Подлодки проекта «Антей» выполнены по двухкорпусной схеме: внутренний прочный корпус окружен легким внешним гидродинамическим корпусом. Кормовая часть судна с оперением и гребными валами в целом напоминает АПЛ проекта 661.

Двухкорпусная архитектура имеет целый ряд преимуществ: она обеспечивает судну отличный запас плавучести и повышает ее защиту от подводных взрывов, но в то же время значительно повышает водоизмещение корабля. Подводное водоизмещение АПЛ данного проекта составляет примерно 24 тыс. тонн, из которых около 10 тысяч приходится на воду.

Прочный корпус подводного крейсера имеет цилиндрическую форму, толщина его стенок – от 48 до 65 мм.

Корпус делится на десять отсеков:

  • торпедный;
  • управления;
  • боевые посты и радиорубка;
  • жилые помещения;
  • электрооборудование и вспомогательные механизмы;
  • вспомогательные механизмы;
  • реакторный;
  • ГТЗА;
  • гребные электродвигатели.

Корабль имеет две зоны для спасения экипажа: в носовой части, где находится всплывающая камера и в корме.

Численность экипажа подлодки – 130 человек (по другой информации — 112), автономность плавания судна – 120 суток.

Подводный крейсер «Антей» имеет два водо-водных реактора ОК-650Б и две паровые турбины, которые вращают гребные винты через редукторы. Также корабль оснащен двумя турбогенераторами, двумя дизельными генераторами ДГ-190 (800 кВт каждый) и двумя подруливающими устройствами.

Субмарины проекта «Антей» оснащены гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системами космической разведки и целеуказания и боевого управления. Информацию от спутниковой системы или от самолетов крейсер может принимать в подводном положении, используя для этого специальные антенны. Также лодка имеет буксируемую антенну, которая выпускается из трубы, расположенной на кормовом стабилизаторе.

На субмаринах 949А установлен навигационный комплекс «Симфония-У», который отличается повышенной точностью, большим радиусом действия и может обрабатывать значительный объем информации.

Основным типом вооружения АПЛ являются противокорабельные ракеты (ПКР) П-700 «Гранит». Ракетные контейнеры расположены по обеим сторонам рубки, вне прочного корпуса лодки. Каждый из них имеет наклон 40°. Ракета может нести обычную (массой 750 кг) или ядерную боевую часть (500 Кт). Дальность стрельбы составляет 550 км, скорость ракеты – 2,5 м/с.

Подводный крейсер может вести как одиночную стрельбу, так и запускать ПКР залпом, выпуская за один раз до 24 ракет. ПКР «Гранит» имеют сложную траекторию, а также неплохую помехозащищенность, что делает их серьезной угрозой для любого противника. Если говорить о поражении авианосного ордера, то вероятность этого особенно высока при залповой стрельбе. Считается, что для потопления авианосца в него должны попасть девять «Гранитов», однако даже одного точного выстрела достаточно, чтобы с его палубы не смогли взлетать самолеты.

Кроме ракет, подводные лодки проект 949А «Антей» имеют в своем распоряжении и торпедное вооружение. Подлодки имеют четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и два — 650-мм. Кроме обычных торпед из них можно стрелять ракето-торпедами. Торпедные аппараты расположены в носовой части корабля. Они оборудованы системой автоматического заряжания, поэтому обладают высокой скорострельностью — весь боекомплект можно выпустить буквально за несколько минут.

Сборка:

Сборку начал с корпуса. Углубил всю расшивку – у производителя была слишком замыленная. Немного доработал закрытия носовых горизонтальных рулей – отрезал небольшие участки в передней части, чтобы обеспечить возможность одновременного монтажа вываленного пера руля и самого закрытия (как это и реализовано на прототипе). Затем склейка половин корпуса. Стыкуемость на удовлетворительно. Не смертельно, но по всему стыку пришлось и пошпаклевать и потом пошлифовать. Более трудоемким оказался процесс монтажа кормового оперения. Точнее, выведение стыков с корпусом. Но и их победил.
Далее, переходим к рубке. Смонтировал на свое место травленую круглую деталь в носовой части рубки – ее производитель явно переразмерил. Причем раза в два. Из проволоки 0,25 мм сделал поручни на рубку. Из прутков четверть круга имитировал ходовые огни на бортах рубки.
Высверлил отверстия под кнехты. Их изготовил из пластикового прутка и листового пластика.
Доработал выдвижные. Замена тел вращения на медицинские иголки, некоторые головы сделал заново из запасов прутков различного диаметра.
И, напоследок, доработка гребных винтов. Сделал новые ступицы из пластикового прутка. Т.к. диаметр ступицы отличался от изкоробочного, то травленые лопасти пришлось клеить на ступицу по одной. Также сделал дополнительные гребни на оконечности ступицы по фото «Курска». У этой АПЛ они отличались от других лодок серии.

Целесообразность серийного производства «Антеев»

Как отмечают многие российские специалисты, АПЛ типа «Антей» по своей эффективности — наиболее предпочтительное средство борьбы с вражескими авианосцами. В 1980 годы стоимость изготовления одной АПЛ не превышала 227 млн рублей (всего 10% от цены американского «Рузвельта»). Зато эффективность советской АПЛ оказалась очень высокой: «Антей» представляет опасность для авианосца и сопровождающих его кораблей. По мнению других экспертов, эффективность «Антеев» завышена. Обусловлено это тем, что АПЛ – это корабли с узкой специализацией. В связи с этим они не могут полноценно противостоять многоцелевым авианосцам.

Начало создания

В 1960-х годах советские конструкторы работали над двумя взаимосвязанными друг с другом проектами. Сотрудники ОКБ-52 занимались новым ракетным противокорабельным комплексом, предназначавшимся для уничтожения вражеских корабельных соединений, а рабочие Центрального конструкторского бюро «Рубин» проектировали подводный ракетоносец третьего поколения. Его в дальнейшем планировалось использовать в качестве носителя для нового ракетного комплекса. Военные нуждались как в мощном и очень эффективном средстве, способном уничтожать вражеские корабельные группы, так и в подводной лодке, имеющей высокие показатели скрытности и глубины погружения. В дальнейшем после проведения модернизации ряда субмарин эти качества объединят в себе подводные лодки класса «Антей».

ТТХ АПЛ:

Водоизмещение: 
надводное: 14 700 т
подводное: 23 900 т
Длина: 154,0 м
Ширина (корпуса): 18,2 м
Осадка (средняя): 9,2 м
Скорость:
надводная: 15,0 уз.
подводная: 32,0 уз.
Глубина погружения:
рабочая: 520 м
предельная: 600 м
Экипаж: 107 человек
Автономность: 120 суток 
Вооружение: 24 противокорабельных ракет П-700 «Гранит»
2 × 650 мм и 4 × 533 мм торпедных аппарата (боезапас всего – 28 торпед и ракето-торпед) 
Информацию взял отсюда: https://clck.ru/NQiEWhttp://deepstorm.ru/DeepStorm.files/on_1992/949a/K-141/K-141.htm
За прототип выбрал 10-ый корпус лодки – К-141 «Курск».  
Заложена 22 марта 1990 г., спущена на воду 16 мая 1994 г., вступила 
в строй 20 января 1995 г.
1 марта 1995 г. включена в состав КСФ с базированием в г. Видяево.
1998 г. – по итогам года экипаж признан лучшим на соединении.
3 августа -19 октября 1999 г. – автономная боевая служба в Атлантике и Средиземном море.
1999 г. – по итогам года экипаж признан лучшим на Северном флоте.
10 августа 2000 г., согласно плану учений Северного флота, «Курск» вышел в море для выполнения учебно-боевого задания недалеко от Кольского залива. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей (ОБК). На борту лодки было 24 крылатые ракеты П-700 «Гранит» и 24 торпеды. 
Утром 12 августа крейсер условно атаковал крылатой ракетой «Гранит» эскадру во главе с тяжёлым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота атомным крейсером «Пётр Великий». «Курск» должен был в 9:40 начать подготовку, а с 11:40 до 13:40 осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей. Последние записи в журналах отмечены 11 часами 15 минутами.
В 11:28 гидроакустик на крейсере «Пётр Великий» зафиксировал взрыв…
Наблюдатели в назначенное время торпедных атак не обнаружили. На командном пункте надводников всплытия атомохода не видели, доклада на УКВ по результатам выполнения учебно-боевого упражнения не получали. В 14:50 корабли и вертолёты из состава ОБК по приказанию КП флота осмотрели район возможного нахождения и всплытия АПРК «Курск». «Курск» не вышел на связь в установленное время — 17:30. О крушении «Курска» военному руководству стало известно вечером, когда в 23:00 командир подлодки повторно не вышел на связь. В 23:30 АПЛ «Курск» в соответствии с требованиями нормативных документов была объявлена «аварийной».
Утром следующего дня, 13 августа, на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей. В 04:51 «Курск» был обнаружен гидроакустической аппаратурой крейсера «Пётр Великий» лежащим на грунте на глубине 108 метров. 
Внешний осмотр с помощью специальных средств показал сильные разрушения прочного и лёгкого корпусов в носовой части лодки, включающие в себя сквозную пробоину верхней части прочного корпуса нескольких квадратных метров площадью. Характер повреждений однозначно указывал на их происхождение от внутреннего взрыва боезапаса (возможно, частичного) в первом отсеке. Согласно предоставленным НАТО выводам анализа гидроакустических сигналов, зафиксированных норвежской станцией ARCES, имели место два подводных взрыва с интервалом 2 мин. 14 сек., причём мощность второго была в 50 раз сильнее первого. Было установлено, что выдвижные антенные мачты и перископ АПЛ в момент катастрофы были подняты — следовательно в момент первого взрыва лодка двигалась на глубине около 30 м. Второй взрыв произошёл в условиях контакта лодки с дном примерно в 70 метрах от места первого взрыва.
Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. По количеству погибших это одна из крупнейших трагедий в послевоенной истории советского и российского подводного флота.
Сентябрь – октябрь 2001 года – поднята голландской компанией по заказу Правительства Российской Федерации и доставлена в док п. Росляково.
2003 – 2004 годы – утилизирована на СРЗ «Нерпа».
12 августа 2009 г. – открыт памятник (носовая часть ограждения рубки К-141 «Курск») морякам-подводникам, не вернувшимся из походов в мирное время в г. Мурманск. 
Более подробно о службе корабля здесь: http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/on_1992/949a/K-141/K-141.htmhttps://clck.ru/MDL4o

Проект «Гранит 949»

В 1969 году ВМФ поставил перед советскими конструкторами задачу создать новую субмарину. Транспортируемая ею ракета должна соответствовать следующим требованиям:

  • Она должна обладать высокой скоростью: не менее 2500 км/час.
  • Дальностью — 500 км.
  • Предназначаться для старта как из подводных, так и с надводных положений. Планировалось использовать их на подводных лодках и надводных кораблях.

Так как в большинстве случаев эшелонированная противовоздушная оборона противника пробивается «стаей» из двух десятков ракет, советские военные были заинтересованы в возможностях стрельбы залпом. По мнению разработчиков, для достижения эффективности противокорабельных ракет необходимо, кроме высокой скорости и большой массы боевых частей, оснащать их также и надежными системами, обеспечивающими целеуказание и разведку.

Примечания[ | ]

  1. 12 Проект 949A
  2. Атомные подлодки проекта «Антей» пройдут перевооружение (неопр.) (12.12.2011). Проверено 12 декабря 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  3. Атомная подводная лодка «Курск»: от создания до трагедии // rian.ru, 13.08.2008
  4. Ридус . Атомные подлодки «Антей» модернизируют до уровня сверхзвуковых убийц (рус.),Ридус . Проверено 3 апреля 2020.
  5. // vpk-news.ru
  6. Оружие и техника – Naked Science (неопр.) . naked-science.ru. Проверено 17 сентября 2020.
  7. До 2025 года Минобороны РФ намерено модернизировать 4 атомные подлодки для ТОФ
  8. В Северодвинске спущена на воду модернизированная подлодка «Воронеж» (неопр.) . Lenta.ru (26 мая 2009). Проверено 14 августа 2010. Архивировано 25 августа 2011 года.
  9. Атомоход «Смоленск» в 2014 году посетит Северный полюс // KP.RU
  10. Сразу три атомные подлодки отправятся с Камчатки на ремонт
  11. Атомный подводный ракетный крейсер «Орел» вернулся в состав ВМФ после ремонта
  12. 123 ПЛАРК проекта 949, 949А и 949У на russianships.info
  13. Накануне Дня Победы на открыта мемориальная доска посвящённая атомному подводному крейсеру «Томск»
  14. Флот получит в 2020 году научно-исследовательский корабль «Белгород»
  15. russianships.info

Декали:

Декали частично от модели «Звезда». Это гербы на рубку и окантовка рубочных иллюминаторов, последние, к слову, переразмерены. Но лучше так, чем без них. Качество дек, кстати, меня порадовало – и нарисованы качественнее, чем у ХоббиБосса, и положка более тонкая.
Марки углубления и прочая разметка – от ХоббиБосса. Декали, качественные, хорошо ложатся и тянутся, но марки углубления сделаны на один борт – подкачали в этом китайцы.
Приваривал жидкостями от Tamiya Mark fit Strong и Microscale microsol, результатом не очень доволен. Деки пришлось обильно заливать лаком и потом шлифовать, чтобы убрать ступеньку.
Эта лодка чем-то особенная для меня. Дело в том, что в далеком 1998 году я был на «Курске» еще будучи курсантом Военно-Морского училища Ф.Э.Дзержинского. Помощник командира корабля провел нас по всей лодке от носовой переборки до самого румпельного отделения. Когда пришло известие, что «Курск» погиб, как-то стало не по себе, даже не верилось в такое… С момента покупки долго лежала модель на полках. Не знаю почему, но никак не мог решиться на стройку. Брал коробку, открывал, вертел в руках детали… да так и убирал обратно. Не могу это объяснить. 
Но в этом году все же собрался – и вот модель перед Вами. Критика, предложения не возбраняются. 
P.S. Хочется надеться, что когда-нибудь мы узнаем правду о том, что же на самом деле случилось 12 августа 2000 г. в Баренцевом море с лучшим экипажем Северного флота… 
А пока давайте просто будем помнить о них.                       

Сборка https://karopka.ru/forum/forum190/topic29921/” target=”_blank”>тут

Строительство[править | править код]

В 1982—1996 годах построено 11 кораблей из 18 запланированных, одна лодка потеряна, К-329 достраивают по проекту 09852, остальные разобраны на стапеле или отменены.

Представители проектаправить | править код

Цвета таблицы: Белый  — не достроена или утилизирована не спущенной на воду Зелёный  — действующая в составе ВМФ России Синий  — находится в ремонте или на модернизации Красный  — списана, утилизирована или потеряна

Название Зав. № Заложена Спущена В строю Флот Состояние Примечания
К-148 «Краснодар» 617 22.07.1982 03.03.1985 30.09.1986 Несла службу на СФ. Списана 1998 г., утилизирована в 2014 году
К-173 «Красноярск» 618 04.08.1983 27.03.1986 31.12.1986 Несла службу на ТОФ. Списана 1999 г, утилизирована в 2016 году
К-132 «Иркутск» 619 08.05.1985 29.12.1987 30.12.1988 ТОФ Ремонт и модернизация Проходит ремонт и модернизацию на ДВЗ «Звезда» до 2022 года
К-119 «Воронеж» 636 25.02.1986 16.12.1988 29.12.1989 СФ В резерве В 2011 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка». В 2020 году выведена в резерв перед списанием
К-410 «Смоленск» 637 09.12.1986 20.01.1990 22.12.1990 СФ В строю В 2014 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка»
К-442 «Челябинск» 638 21.05.1987 18.06.1990 28.12.1990 ТОФ Ремонт и модернизация Проходит ремонт и модернизацию на ДВЗ «Звезда» до 2023 года
К-456 «Тверь» 649 09.02.1988 28.06.1991 18.08.1992 ТОФ В строю До 20.06.1996 «Касатка», до 28.01.2011 «Вилючинск».
К-266 «Орёл» 650 19.01.1989 22.05.1992 30.12.1992 СФ В строю В 2017 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка»
К-186 «Омск» 651 13.07.1989 10.05.1993 15.12.199310.12.1993 ТОФ В строю 29 июня 2019 года передана после ремонта Тихоокеанскому флоту
К-141 «Курск» 662 22.03.1990 16.05.1994 20.01.199530.12.1994 Несла службу на СФ, 12.08.2000 погибла со всем экипажем в Баренцевом море, к 2002 году поднята и к 2004 году утилизирована.
К-150 «Томск» 663 27.08.1991 20.07.1996 30.12.1996 ТОФ В строю В 2014 году окончен ремонт на ДВЗ «Звезда»
К-329 «Белгород» 664 24.07.199220.12.2012 23.04.2019 12.2021 СФ Заводские ходовые испытания Достраивается по специальному проекту. Станет носителем ПЛАСН проекта «Посейдон»
К-135 «Волгоград» 675 02.09.1993 Не достраивались В 1998 году снята с производства и была законсервирована.В 2012 году разобрана на металл.
К-160 «Барнаул» 676 н/д Готовность на 2002 год составляла 49 %.В 2012 году разобрана на металл.
К-? 677 н/д Закладывались по проекту 949У «Атлант»
К-? 678 н/д
К-? 679 н/д
К-? не закладывалась
Комментировать
0