fbpx
No Image

Корнилов, владимир алексеевич

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Начало боевых действий

Крымская война не стала неожиданностью для адмирала Корнилова. Владимир Алексеевич еще за несколько месяцев до ее начала, находясь в свите чрезвычайного российского посла князя Меньшикова, побывал в Константинополе и, участвуя в переговорах с турецким правительством, сознавал весь накал обстановки и неизбежность военного противостояния.

После открытия боевых действий Корнилов взял на себя командование отрядом паровых кораблей, среди которых находился и пароходофрегат «Владимир», построенный в Англии под его личным наблюдением. Именно этот боевой корабль 5 ноября 1853 года успешно атаковал турецкий броненосец «Перваз-Бахри», который после трехчасового боя был вынужден капитулировать. Захваченный российскими моряками и доставленный в Севастополь, он был переименован в «Корнилов», что явилось всеобщим признанием заслуг Владимира Алексеевича.

Из биографии Владимира Корнилова

Будущий военный деятель России появился на свет в родовом имении в Тверской области 13 февраля 1806 года. Показательно, что отец Владимира был по молодости морским офицером, покинул флот в звании капитан-командора, после чего занимал государственные должности в Сибири. Впоследствии Алексей Корнилов вернулся в столицу России и занял сенаторское кресло.

Корнилов-младший решил продолжить традиции семьи и стать моряком. Образование Владимир получил в Петербурге, где окончил морской кадетский корпус, после чего его зачислили в гвардейское морское подразделение. Но служба в основном проходила на берегу. Постоянная военная муштра тяготила Владимира. Он уже почти расстался с карьерой военного, но в дело вмешался отец. По его инициативе сына восстановили в военном статусе и определили на корабль «Азов».

Морские сражения

В октябре 1853 года Россия вступила в войну с Турцией. Корнилова тут же направили в разведывательный поход с целью обнаружения эскадр противника. Русские корабли дошли до самого Босфора, но вражеских кораблей так и не обнаружили. Адмирал принял решение разделить свою эскадру, направив группы кораблей в разные стороны. Сам же на пароходе-фрегате «Владимир» двинулся к Севастополю.

Неожиданно «Владимир» наткнулся на одинокое вражеское судно. Это был турецкий пароход-фрегат «Перваз-Бахри». Завязался бой, который стал первым в истории морским сражением кораблей, использующих паровую тягу. Русские вышли из боя победителями. Турецкое судно удалось взять в плен и отбуксировать в Севастополь. Позже его отремонтировали, и он вошел в состав Черноморского флота под именем «Корнилов». Война неумолимо приближалась к Крымским берегам, и флот отчаянно нуждался в большом количестве кораблей.

Чуть позже адмирал Корнилов снова вышел в море как командир эскадры, которая спешила на помощь эскадре Нахимова. Однако к началу знаменитого Синопского сражения они не успели. Нахимов без посторонней помощи сумел разгромить основные силы вражеского флота.

Но победоносное Синопское сражение обернулось новыми бедами. В войну на стороне Турции вступили Англия и Франция. Теперь перед Корниловым встала новая практически невыполнимая задача удержать от вторжения морских и сухопутных сил противника плохо защищенный Севастополь.

«По природе был монархистом»

Советская историография оценивает деятельность Лавра Корнилова в негативном ключе. Утверждается, что он якобы мечтал установить в России «власть помещиков и буржуазии», а попытка свержения Керенского трактуется как «мятеж». Также советские историки игнорировали научные и военные заслуги генерала перед государством. 

Современные исследователи склоняются к тому, что Корнилов отличался консервативными взглядами и сожалел о крахе империи. Цель его «мятежа» заключалась в том, чтобы установить временную военную диктатуру до созыва Учредительного собрания.

Историки также считают, что Корнилов стал жертвой политических амбиций Керенского. Но по иронии судьбы председатель Временного правительства не смог удержать власть без союза с генералом, которого он предал.

В беседе с RT профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Александр Кобринский заявил, что личность Корнилова заслуживает уважения. Его судьба — это пример самоотверженности русского офицера.

  • Проверка корниловского полка во время Первой мировой войны

Как отметил в комментарии RT доктор исторических наук Дмитрий Журавлёв, Корнилов прекрасно осознавал, что революция ведёт страну в пропасть. Однако его нерешительность и отсутствие чётких требований к Временному правительству привели к поражению «мятежа» и захвату власти большевиками.

Оборона Севастополя

Сухопутная оборона, организованная Меньшиковым, оказалась бездарной и малоэффективной. Вскоре Севастополь оказался в отчаянном положении.

Адмирал Корнилов, возглавивший севастопольский гарнизон, совместно с военным инженером Тотлебеном стал спешно возводить укрепления вокруг города. В это время к Севастопольской бухте подошла огромная англо-французская эскадра. Русские корабли оказались запертыми на внутреннем рейде втрое превосходящими их силами противника. Корнилов предлагал все же вывести корабли в море, ввязаться в бой и дорого продать свою жизнь. Однако другие, более осторожные члены военного совета не поддержали этот план. Они предложили затопить русский флот на рейде, тем самым надежно укрыв город от вторжения с моря. Именно этот план и решено было претворить в жизнь. Флот затопили, а корабельными орудиями дополнительно укрепили береговые бастионы.

Из союзника в «мятежники»

Судьбу Корнилова, как и многих офицеров царской армии, круто изменила революция. В гуще событий Лавр Георгиевич оказался в марте 1917 года, когда император Николай II назначил его командующим войсками Петроградского военного округа.

После отречения государя Корнилов отвечал за безопасность царской семьи, находившейся под стражей. По воспоминаниям современников, генерала тяготила возложенная на него миссия, хотя императрица Мария Фёдоровна со своей стороны отзывалась о нём положительно.

В конце апреля 1917 года Корнилов покинул Петроград и принял командование 8-й армией на фронте, однако серьёзных успехов русские войска не добились. В июле 1917 года Корнилов был назначен Верховным главнокомандующим Русской армии, сменив на этом посту Брусилова. Это была вершина его карьеры.

Также по теме


«Совершая геройский подвиг»: 100 лет назад начался Ледовый поход Балтийского флота

100 лет назад, 19 февраля 1918 года, началась операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими…

Между тем в результате июльских волнений 1917 года второй состав Временного правительства возглавил бывший военный министр, член Партии социалистов-революционеров Александр Керенский. 36-летний политический лидер осознавал опасность растущей анархии и потому искал опору в армейских кругах. Своим союзником он сделал Лавра Корнилова, который выступал за скорейшее восстановление порядка в вооружённых силах.  

В должности Верховного главнокомандующего Корнилову в считаные недели удалось повысить боеспособность войск с помощью жёстких карательных мер, включая расстрелы дезертиров. При этом он осознавал, что необходимо принять комплексную программу развития армии и государства. В противном случае, прогнозировал Корнилов, будет неизбежна победа большевиков. 

Первоначально Керенский видел в генерале союзника, но первые же успехи Лавра Георгиевича вызвали у председателя Временного правительства опасения за свою власть. 8 сентября 1917 года Керенский обвинил Корнилова в измене и организации мятежа. Правительство лишило генерала должности Верховного главнокомандующего и предоставило председателю чрезвычайные полномочия.

  • Председатель Временного правительства Александр Керенский
  • РИА Новости

В ответ Корнилов призвал народ и армию сплотиться ради «спасения России» и отправил верные ему части в Петроград. Сам генерал остался в Ставке, находившейся в Могилёве. Бывший Верховный главнокомандующий попытался склонить на свою сторону генералитет, но открыто в его поддержку выступил только Деникин.

Вскоре корниловские войска потерпели поражение, и генерала вместе с другими «мятежниками» арестовали. Одновременно с этим Керенский распорядился выпустить из тюрем участников антиправительственных акций июля 1917 года (демонстранты в основном были большевиками).

7 ноября 1917 года большевики, опираясь на Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, захватили власть. Крах правительства Керенского позволил освободить Корнилова и верных ему офицеров. Соответствующий приказ 2 декабря 1917 года отдал исполняющий обязанности Верховного главнокомандующего Николай Духонин. На следующий день он был убит революционными матросами в Могилёве.

Корнилов в свою очередь отправился на Дон, где вместе с Деникиным создал Добровольческую армию. В феврале 1918 года белые войска под предводительством генерала начали поход против красноармейцев, контролировавших значительную часть Кубани. Этот манёвр стал для Корнилова последним.

Корнилова похоронили 15 апреля в немецкой колонии Гначбау, но белым офицерам не удалось скрыть этот факт от большевиков. Красноармейцы раскопали могилу и доставили тело генерала в Краснодар. В городе над ним надругалась толпа, а красные командиры изрубили его шашками.

  • Генерал Лавр Корнилов (слева) и лидер партии эсеров Борис Савинков
  • РИА Новости

На командных должностях

В 1834 году стал командиром брига «Фемистокл», который был направлен в Константинополь в распоряжение русской миссии в Турции. В 1835 году, выполняя поручения русского посла в Греции, познакомился там с живописцем К. П. Брюлловым и художником Г. Г. Гагариным. В Россию Брюллов и Гагарин возвращались на «Фемистокле». По пути Брюллов написал портрет Корнилова.

Весной 1835 года Корнилов был произведен в чин капитан-лейтенанта. В 1836 году принял командование корветом «Орест». За успешное командование награждён орденом Святого Станислава 3-й степени.

В 1837 году в переводе Корнилова выходит книга капитана английского флота Гласкока «Морская служба в Англии, или Руководство для морских офицеров всякого звания».

Вице-адмирал В. А. Корнилов на палубе парохода «Владимир» (рисунок И. К. Айвазовского)

Не прошло и двух лет, как Корнилов получает назначение на должность командира фрегата «Флора», строившегося на Николаевских верфях. 1 января 1838 года Корнилов был назначен командиром строящегося линейного корабля «Двенадцать Апостолов». По заведённому командующим Черноморским флотом Лазаревым порядку, командир корабля обязан был лично следить за его строительством. По инициативе Лазарева и Корнилова корабль «Двенадцать Апостолов» впервые в русском флоте был вооружён бомбическими орудиями. Корнилов разработал и издал ряд приказов, распоряжений и инструкций, касающихся всех сторон организации службы на корабле. Разработанный им распорядок службы был признан образцовым и введен Лазаревым на всех кораблях Черноморского флота. Лазарев дал высокую оценку кораблю «Двенадцать Апостолов»:

Решительно можно сказать, что другой подобный корабль едва ли в каком другом флоте есть.

Одновременно с участием в строительстве кораблей Корнилов выходил в плавания в должности начальника штаба эскадры Лазарева, готовил планы действия эскадры, разрабатывал задачи для каждого корабля, контролировал их выполнение. В 1838 году участвовал в высадке десанта на Кавказском побережье: разрабатывал план высадки и командовал половиной гребных судов при перевозке десанта с корабля на берег. За отличие при высадке десанта в устье реки Туапсе произведён в капитаны 2-го ранга. В 1839 году участвовал в высадке десанта в устьях рек Субаши и Шахе, был награждён орденом Святой Анны 2-й степени. В 1840 году участвует в боевых действиях в районе рек Туапсе и Псезуапе: в декабре, за большие заслуги в подготовке и высадке десантов на побережье Кавказа произведён в капитаны 1-го ранга.

В 1843 году составил проект руководства о сигнальных флагах и издал написанную им книгу «Штаты вооружения и запасного снабжения военных судов Черноморского флота всех рангов». За эту работу был награждён орденом Святого Станислава 2-й степени с императорской короной.

В —1845 годах Корнилов находился в практических плаваниях на линейном корабле «Двенадцать Апостолов». За отличную службу 11 сентября 1845 года удостоен ордена Святого Владимира 3-й степени.

В 1846 году был командирован в Англию для заказа и наблюдения за постройкой пароходофрегата «Владимир» и для исполнения других поручений, знакомился с последними усовершенствованиями конструкций и механизмов паровых и железных судов на британских верфях. 17 октября 1848 года Корнилов на пароходофрегате «Владимир» прибыл на Одесский рейд. 6 декабря 1848 года произведён в контр-адмиралы.

В 1849 году Корнилов был представлен, а в 1850 году утверждён в должности начальника штаба Черноморского флота. В представлении Корнилова на эту должность командующим Черноморским флотом Лазарев писал:

Контр-адмиралов у нас много, но легко ли избрать такого, который соединил в себе и познания морского дела и просвещение настоящего времени, которому без опасения можно было бы в критических обстоятельствах доверить и честь флага и честь нации?

На посту начальника штаба Черноморского флота Корнилов развил бурную деятельность: проводил практические учения отрядов кораблей, постоянные инспекторские смотры кораблей и портов, создал школу юнг Черноморского флота. 2 ноября 1850 года награждён орденом Святого Станислава 1-й степени.

В 1851 году, после смерти адмирала Лазарева, Корнилов стал фактическим командующим Черноморским флотом. Высочайшим Указом был включён в Свиту Его Императорского Величества. Вместе с императором Николаем I участвовал в смотрах флотов. 26 ноября 1851 года награждён орденом Святого Георгия 4-й степени (№ 8607). 2 октября 1852 года произведён в вице-адмиралы с назначением генерал-адъютантом.

В 1851—1852 годах Корнилов работал над проектом нового Морского устава.

Лучшая акварель Брюллова

Летом 1835-го художник Карл Брюллов, к тому времени уже написавший свою знаменитую картину «Последний день Помпеи» и прославившийся, отправился с историко-художественной экспедицией Орлова-Давыдова в Грецию и Турцию. Во время путешествия по Греции Брюллов заболел, был принят на борт брига «Фемистокл», стоявшего в Афинском порту, и вместе с ним совершил путь из Афин в Константинополь. Командовал «Фемистоклом» вице-адмирал Корнилов, и между ним и Брюлловым завязалась дружба. Во время этого плавания и был написан «Портрет Корнилова», который теперь считается одной из лучших акварелей Брюллова. С портрета на нас смотрит «отличный офицер и совершеннейший джентльмен», – так сказал о Корнилове адмирал Михаил Лазарев.

Война

Франц Алексеевич Рубо. Оборона Севастополя. Фрагмент панорамы http://gallerix.ru

 Сразу после начала войны с Турцией Черноморский флот приступил к боевым действиям. Об этом свидетельствуют разгром турецкого флота в Синопском сражении, нарушение воинских и торговых перевозок противника, набеговые операции кораблей на важнейшие турецкие порты, переброска 13-й пехотной дивизии на Кавказ и другие успешные операции. Под руководством Корнилова флот действовал активно, наступательно и многопланово, используя все возможности для нанесения ущерба врагу и оказания помощи нашим войскам на Кавказе.

Отстоим Севастополь. Автор Нестеренко

Положение в корне изменилось после того, как эскадры Англии и Франции вошли в Черное море. В составе союзного флота было много самых современных кораблей, значительно превосходивших наши суда по своим боевым возможностям. В сложившейся обстановке главнокомандующий вооруженными силами в Крыму светлейший князь А.С. Меншиков (потомок сподвижника Петра I) запретил нашему флоту какие-либо активные действия.

Орас Верне. Битва при Альме

В начале сентября враг высадился в Евпатории и, разбив наши войска на реке Альма, стал наступать на Севастополь. В это время все свои силы Корнилов направил на строительство укреплений и разработку детального плана обороны, который строго выполнялся и после его гибели. Когда неприятельская армия подошла к Бельбеку, перед ней уже стояли мощные бастионы и редуты с артиллерийскими батареями. Враг не решился сразу атаковать Севастополь, а стал обходить его, направляя удар на южную часть города.

Падение Севастополя, 1857 опубликован 28 января 1857. Цветная литография | 65.2 х 102.7 см Источник : www.royalcollection.org.uk

В это время особенно ярко проявился талант Корнилова как военачальника. Командуя гарнизоном всего в 7 тысяч человек, он показал пример умелой организации активной обороны. По его приказу постоянно проводились вылазки в стан противника и ночные поиски, он организовал минную войну и тесное огневое взаимодействие кораблей с сухопутной артиллерией и обороняющимися войсками. Здесь Корнилов проявил свою энергию, распорядительность, и бесстрашие, которые внушали к нему безграничное доверие подчиненных, воодушевлявшихся примером своего командира.

Ранним утром 5 октября началась первая массированная бомбардировка города. В этот день Корнилов объехал все укрепления. Около 11.30 на Малаховом кургане он был тяжело ранен ядром и в тот же вечер скончался. Его похоронили в усыпальнице Владимирского собора Севастополя, рядом с Лазаревым. Владимир Алексеевич отличался необыкновенной энергией. Много лет он деятельно работал над формированием нравственного уровня моряков, который в таком величии проявился при защите Севастополя. Его любили офицеры и матросы. Именно он пробудил в них энергию и вселил веру в возможность обороны города.

Марка с изображением адмирала Корнилова Почта СССР 1989

Одновременно Корнилов был выдающимся флотоводцем и военным педагогом, превратившим Черноморский флот в кузницу кадров русских морских офицеров. Благодаря таким героям поражение в Крымской войне не стало для России полной катастрофой. Николай I в своем письме на имя вдовы Корнилова отметил: «Я не могу более почтить покойного, как повторить его слова: «Я счастлив, что умираю за Отечество». Россия не забудет этих слов, и детям вашим переходит имя, почтенное в истории русского флота».

  Владимир Додонов

«Отстаивайте же Севастополь»

По всей линии обороны длинной в 7,5 км были сооружены окопы, земляные батареи, люнеты и редуты, устроены пороховые погреба и укрытия-землянки. В несколько смен трудились моряки, солдаты, рабочие команды, арестантские роты и горожане, в том числе женщины и подростки, ведь большинство севастопольских семей были так или иначе связаны с военным флотом и защищали свой дом. Не хватало шанцевого инструмента — люди приносили свой или копали землю буквально подручными средствами. А портовые мастерские спешно ковали кайла и делали лопаты. Энтузиазм был исключительный, о чем в один голос свидетельствовали все очевидцы. Руководил инженерными работами подполковник Эдуард Тотлебен, поначалу даже не занимавший официального поста. Его послали в Крым для оценки состояния укреплений, но неожиданно он оказался в самой гуще событий и возглавил их создание. Тотлебен показал себя выдающимся военным инженером, новатором и гением минной войны. Его заслуги в деле обороны города огромны, хотя он ничего не смог бы сделать без достаточного количества корабельных орудий и, главное, квалифицированных канониров. Все бастионы, кроме одного (№ 6), были укомплектованы тяжелыми морскими орудиями, всеми командовали флотские офицеры.

Тотлебен в первую очередь укреплял не уже имевшиеся узловые центры обороны — бастионы, а пространство между ними, причем старался устанавливать там достаточно мощные орудия. А еще он ввел в правило отвечать на каждый ход противника — батарея против батареи, окоп против окопа и т.д. Только старался располагать свои укрепления на более выгодной позиции. Для французов и англичан эта активная оборонительная тактика стала неприятным сюрпризом.

cri

Костомаровская батарея 4-го бастиона, где воевал Лев Толстой, памятник участникам обороны Севастополя в 1854–1855 годах

Фото: РИА Новости/Михаил Озерский

Союзники поначалу действовали неторопливо и методично: обошли город, обустроились в Балаклаве (британцы) и в районе Камышовой бухты (французы), приступили к возведению укреплений. Постепенно войска втягивались в боевые действия, но первая решительная атака была предпринята лишь 17 октября. Предполагалось, что на город будет обрушен шквал огня, после чего начнется штурм. Но в действительности бомбардировка началась не синхронно и ожидаемого ущерба русским позициям она не принесла. А на море союзники и вовсе не добились никакого успеха, потеряв два корабля — их пришлось срочно отправлять в Стамбул для серьезного ремонта.

Главной драмой защитников во время первой бомбардировки стала гибель адмирала Корнилова. Он тяжело переживал утопление и разоружение кораблей и, главное, расхождение во взглядах с товарищами — флотскими офицерами. Адъютант Корнилова Александр Жандр, который постоянно находился при адмирале в тот роковой день, считал, что он словно искал смерти, находясь на самых опасных участках под ожесточенным огнем врага. Корнилов объехал все передовые позиции, а на Малаховом кургане был жестоко ранен прямым попаданием ядра в бедро. Его последними словами были знаменитые «отстаивайте же Севастополь». В тот же день получил ранение Нахимов. Он тоже постоянно был под огнем, а его сюртук с золотыми адмиральскими эполетами был отличной мишенью. Павел Степанович был забрызган кровью, но «в порыве геройского увлечения сам направлял орудия, открыто становясь в амбразуры».

Строительство и испытания

Броненосный крейсер I ранга «Адмирал Корнилов» во время постройки в Сен-Назере, в Бретани (Гриценко Н. Н., 1889).

В 1880-х годах французские крейсера «Сфакс», «Таж» и «Амираль Сесиль» спроектированные Эмилем Бертеном произвели фурор в военно-морских кругах разных стран, в том числе и в России. Видя это, французская компания «Ателье и Шантье» (фр. Ateliers et Chantiers de la Loire) вышла с предложением к российскому правительству построить крейсер, взяв за основу крейсер «Амираль Сесиль», обещая соединить в новом корабле огневую мощь и большую дальность плавания. После согласования откорректированного проекта с Морским техническим комитетом Российской империи (МТК) в 1886 году контракт был подписан в рамках судостроительной программы 1881 года.

Крейсер заложен во Франции на Луарской верфи в Сен-Назере в 1886 году. 17 ноября этого же года командиром крейсера «Адмирал Корнилов» назначен агент Морского министерства Российской империи во Франции капитан 1-го ранга Е. И. Алексеев с оставлением в должности агента. С 1887 по 1888 годы наблюдающим за постройкой крейсера был назначен штабс-капитан Н. В. Долгоруков.

Крейсер спущен на воду 28 марта 1887 года. С 9 августа 1888 года начались ходовые испытания крейсера.

19 октября 1888 года крейсер покинул Шербур и 26 октября прибыл в Кронштадт для окончательной отделки и установки артиллерийских орудий. Летом 1889 года на крейсер была установлена артиллерия, которую испытали в октябре этого же года. В августе 1889 года крейсер вступил в строй.

Конструкция

Крейсер нового типа, имевшего высокую скорость и большую дальность плавания при максимальном облегчении корпуса и защите жизненных частей с помощью одной лишь броневой палубы. Он представлял развитие «батарейного» крейсера «Сфакс» (водоизмещением 4500 т) и по характеристикам и архитектуре был близок к строившимся во Франции крейсеру «Амираль Сесиль». Новшеством в русском флоте было применение в качестве вспомогательных водотрубных котлов Бельвиля. Сравнительно крупный корабль защищался броневой палубой, имел мощное вооружение и полное парусное оснащение барка с площадью парусов около 1700 м², но контрактной скорости в 18 узлов достигнуть так и не смог.

  • Водоизмещение:
    • расчётное: 5300 тонн
    • полное: 5880 тонн
  • Размерения:
    • длина: 112,8 м
    • ширина: 14,8 м
  • Осадка:
    • носом: 6,2 м
    • кормой: 7,8 м
  • Бронирование:
    • палуба: 38-60 мм
    • рубка: 76 мм
  • Воружение:
    • 14 × 152,4-мм/35 открытые установки размещались по бортам на верхней палубе
    • 2 × 64-мм десантные орудия
    • 6 × 47-мм
    • 10 × 37-мм
    • 6 надводных торпедных аппаратов
  • Главные механизмы: 2 горизонтальные машины тройного расширения мощностью 6580 и.л.с., 8 циллиндрических котлов
  • Запас угля: 1000 тонн
  • Движитель: 2 винта фиксированного шага
  • Скорость:
    • под парами: 17,6 узла
    • под парусами: 10,0 узлов
  • Дальность плавания: 5000 морских миль или 10000 миль при скорости 9 узлов
  • Экипаж: 481 человек

Комментарии

Колчак Александр Васильевич

русский морской адмирал, полярный исследователь, одна из ключевых фигур Белого движения гражданской войны в России

Нильс Юэль

датский адмирал

Хуан Себастьян дель Кано (Элькано)

исп

Хуберт Шмундт

немецкий военно-морской деятель, адмирал

Фредерик Карл Шерман

американский адмирал периода Второй мировой войны, командовал авианосцем «Лексингтон» в начальный период войны на Тихом океане, позже авианосными соединениями американского флота

Вальтер Фридрих Шелленберг

начальник политической разведки службы безопасности

Маркиз Франсуа Луи Русилье де Шато-Рено

французский дворянин, маршал и вице-адмирал

Самуил Гдальевич Чудновский

чекист, известный своим участием в расстреле Верховного Правителя России адмирала А

Причины поражения России

  • Экономическая отсталость России;
  • Политическая изоляция России;
  • Отсутствие парового флота у России;
  • Плохое снабжение армии;
  • Отсутствие железных дорог.

За три года убитыми, ранеными и плен­ными Россия потеряла 500 тыс. че­ловек. Большой урон понесли и союзники: около 250 тыс. убитых, ра­неных и умерших от болезней. В результате войны Россия уступила свои позиции на Ближ­нем Востоке Франции и Англии. Ее престиж на международной арене был сильно подорван. 13 марта 1856 г. в Париже был подписан мирный договор, по условиям которого Черное море объявлялось нейтральным, русский флот сводился до минимума и крепостные сооружения уничтожались. Аналогичные требования были выставлены и Турции. Кроме этого, Россия лишалась устья Дуная и южной части Бессарабии, должна была вернуть крепость Карс, а также лишилась права покровительствовать Сербии, Молдавии и Валахии.

Дорога к морю

Владимир Алексеевич был представителем древнего дворянского рода. Его отец посвятил себя морской службе. Командовал фрегатом в Красногорском сражении (1790 г.). После выхода в отставку в звании капитана 1 ранга, был губернатором Иркутска, затем Томска, после чего стал сенатором. Сначала Владимир пошел по стопам отца, и в 16 лет закончив Морской корпус, получил первое офицерское звание — мичман. На первых порах служба не заладилась. С одной стороны, он вовсю увлекался прелестями столичной жизни, а с другой — прекрасно понимал и свой долг перед отечеством, и обязанности по присяге, и, наконец, правила офицерской чести. Но казенная рутина и бюрократия береговой службы, бессмысленная муштра последних лет царствования Александра I отталкивали его. Видя такое состояние сына, отец устроил его на корабль «Азов», к своему знакомому Михаилу Петровичу Лазареву.

На этом корабле Корнилов ушел с эскадрой адмирала Л. П. Гейдена в Средиземное море. Видя, что молодой офицер не проявляет должного старания, Лазарев сначала строго спрашивал с него за все упущения, а затем вызвал для откровенного разговора. Михаил Петрович твердо и категорично заявил, что если Корнилов хочет служить, надо постоянно учиться морскому делу. Не ограничившись беседой, Лазарев лично выбросил за борт всю библиотеку Корнилова, которая состояла из модных французских романов, и заменил ее своими книгами по морским наукам. Такие меры возымели свое действие. Корнилов стал много читать иностранной морской литературы, и гораздо ответственнее относиться к своим обязанностям.

Джордж Филипп Рейнагл Наваринское сражение

В Наваринском сражении он командовал тремя пушками нижнего дека и за проявленную храбрость был награжден орденом Св. Анны 4-й степени. По возвращении на Балтику Лазарев дал ему прекрасную характеристику: «Весьма деятельный и по познаниям своим искусный морской офицер, которому с надеждою можно доверить командование хорошим военным судном». В сентябре 1830 года Корнилова назначили командиром строившегося тендера «Лебедь». Здесь он получил первый опыт наблюдения за постройкой судна, а затем познавал азы командирской службы.

Похороны В.А.Корнилова

Похороны прошли 6 октября 1854 г. Их описал капитан-лейтенант А.П.Жандр, бывший флаг-офицер В.А.Корнилова: “В полдень внесли тело его в Михайловскую церковь, а в 6 часов вечера отпели погребение. В 5 1/4 часа вечера 6 октября в Михайловском соборе раздались печальные звуки панихиды по Владимиру Алексеевичу Корнилову. Канонада гремела вокруг, но в церкви не произнесено суетного слова во время служения, по окончании которого присутствующие простились с усопшим, начальником, как дети прощаются с любимым отцом, безвременно похищенным смертью. Вечерело. Погребальное шествие тронулось по Екатерининской улице, мимо Петропавловской церкви. Множество офицеров с непокрытыми головами шли безмолвно за гробом, уносившим столько блестящих надежд; каждый искал чести нести прах адмирала, совершившего многое в короткое время, адмирала, от которого Черноморский флот справедливо ожидал еще большего в будущем, – но те, которым посчастливилось поднять драгоценную ношу, неохотно уступали свое место.

Памятник Корнилову на месте его смертельного ранения

Картина была мрачная: среди тяжелого грохота пушек, треска разрывавшихся бомб и свиста ядер неслышно двигались два батальона и четыре полевых орудия; темнота ночи, быстро сменившая сумерки, освещалась пламенем факелов и огненными полетами бомб; горе написано было на всех лицах. Мы приближались к знакомому всем склепу, где покоился тот, на кого почти четверть века с благоговением взирали подчиненные, чья память живет в сердцах Черноморских моряков, чье имя записано в летописях Русского Флота. У склепа … чувства присутствующих не могли выражаться слезами: какое-то оцепенение изобразилось на лицах, каждый как бы боялся мысли о будущем, и корабли, скрестив реи, приспустив свои флаги и вымпелы, сумрачно глядели на разверзавшуюся могилу, готовую поглотить и их самих, и все окружающее, все – даже самое имя Черноморского флота!” Владимир Алексеевич Корнилов был погребен вторым вслед за М.П.Лазаревым в склепе строившегося собора святого Владимира.

Памятный знак Корнилову в Севастополе, 2001 год

Разрушенный в годы Великой Отечественной войны памятник был восстановлен к 200-летию Севастополя в 1983 г. по проекту народного художника УССР, скульптора М.К.Вронского и заслуженного архитектора УССР В.Г.Гнездилова. На месте госпиталя, где скончался адмирал, разрушенного в 1854-1855 гг., была построена часовня; в 1905 г. установлена мемориальная плита; в 1966 г. – гипсовый бюст В.А.Корнилова (автор – матрос И.И.Штанов). Мемориальная доска “Последняя квартира В.А.Корнилова. 1854” в 1905 г. помещена на доме отставного поручика Волохова на Центральном городском холме (ныне ул. Л.Павличенко, д. 8). В 1974 г. в одной из ниш здания панорамы “Оборона Севастополя 1854-1855 гг.” установлен бюст Корнилова (автор – скульптор Н.П.Петрова).

Биография

Детство и учёба

Владимир Алексеевич Корнилов родился 1(13) февраля 1806 года, в родовом имении Старицкого уезда Тверской губернии в селе Ивановское. Отец будущего адмирала в молодости так же был военным моряком. 29-летний Алексей Михайлович Корнилов, флота лейтенант, был удостоен высшей офицерской награды – ордена Св. Георгия IV степени «За мужественные подвиги и храбрость, оказанные 13 августа 1789 года во время сражения галерного Российского флота со Шведским». Пойдя по стопам отца, Корнилов-младший в 1821 года поступил в Морской кадетский корпус. В выпускном списке из 86 человек, который был составлен по результатам обучения в корпусе, унтер-офицер Корнилов числился девятым. В начале февраля 1823 года он вышел из корпуса мичманом. На тот момент ему было 17 лет.

В рядах ВМФ

В начале 1825 года Корнилов был прикомандирован к элитному Гвардейскому экипажу. Однако после зачисления молодой офицер был уволен оттуда «за недостаточной для фронта бодростью». А в апреле 1826 года Корнилов В.А. снова оказался в флотской службе. Его назначили на новый 74-пушечный парусный линейный корабль «Азов», командиром которого на то время был капитан 1-го ранга Михаил Петрович Лазарев, будущий адмирал, выдающийся не только как лишь реформатор флота, а и как воспитатель молодых офицеров. Именно данный корабль стал истинной школой для 3-х грядущих адмиралов, составивших славу российского флота. На «Азове» совместно с Корниловым служили лейтенант Нахимов и гардемарин Истомин. Они совместно на данном корабле обрели своё первое военное испытание в знаменитом наваринском сражении.

План Наваринского сражения

В сентябре 1830 года Корнилова назначили командиром корабля. В течение продолжительного времени молодой командир находился практически постоянно в плаваниях, но вскоре его службе на Балтике пришел конец. В начале 1833 года он сдал корабль другому командиру, а сам отправился на новое место службы, на Черноморский флот, командую­щим которым в то время стал М.П.Лазарев.

Период с 1836 по 1842 год был для Корнилова был насыщен многими событиями. Прежде всего в эти годы он принимал личное участие в постройке кораблей Черноморского флота, при этом командуя тремя судами. В течение этих лет Корнилов постоянно находился в плаваниях с адмиралом Лазаревым, исполняя на его эскадрах должность начальника штаба. За отличие в боевых действиях в 1840 году ему было присвоено звание капитана I ранга. Он был назначен командиром 120-пушечного линейного корабля «Двенадцати апостолов», команда которого составляла примерно тысячу человек. Данный корабль Корнилов оборудовал передовым вооружением — бомбической артиллерией.

И. К. Айвазовский «Корабль «Двенадцать апостолов»

Корнилов пристально следил за развитием передовой военной мысли за границей, переводил труды английских авторов, вводя все лучшее в практику морской службы на Черноморском флоте. Так, он ратовал за перевооружение всех русских кораблей новой артиллерией, на смену парусного флота паровым. В. А. Корнилов активно принимал участие в разработке нового Морского устава и наставления. Организаторские способности В. А. Корнилова, постоянная забота об улучшении флота сделали его преемником М. П. Лазарева. В 1849 года контр-адмирала Корнилова назначили на пост начальника штаба Черноморского флота.

Комментировать
0