No Image

Замок святого ангела: двухтысячелетняя история мавзолея адриана

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Особенности конструкции и материалы

Основной строительный материал, который использовался при возведении моста Ангела (на фото выше видна часть сооружения), – травертин с внешней стороны и туф с внутренней. Плотный известняк был более долговечным и менее пористым, чем туф. Полностью построить мост из травертина не удалось, потому что этот материал дороже и тяжелее. Работы значительно затянулись бы, да и средств потребовалось бы намного больше.

Никаких свидетельств о том, как именно строили мост Ангела в Италии времен Элия Адриана, не сохранилось. Очевидно, что рабочие использовали стандартные методы строительства каменных мостов, применявшиеся во втором веке. Там, где планировалась установка опор, делали кольца из жердей, обмазанных глиной. Это кессоны для подводных работ. После в дне реки делали углубления для фундаментов. Обычно копали, пока не доходили до определенного слоя почвы, а когда это было невозможно по какой-то причине, просто вбивали деревянные жерди. Деревянные основания могут быть неожиданно надежными и достаточно долговечными, потому что без кислорода патогенные бактерии не способны выживать и размножаться.

Ромбовидные водозащитные барабаны, угол которых направлен против течения, устанавливались, чтобы уменьшить его разрушительную силу. Вода более плавно обтекала опоры сооружения. Арки собирали из камня трапециевидной формы. Вся конструкция была очень неустойчива до того момента, пока не были установлены все камни (верхние, то есть самые крупные), поэтому весь период строительства активно использовались сложные леса. В тех местах, где арки доходили до берегов, строились целые стены или большие колонны, способные выдержать такое значительное давление. В данном случае это были две 12-метровые стены.

Знаменитые узники Замка Святого Ангела

Сменявшие друг друга понтифики использовали, также, и подвалы своей резиденции, которые стали местом последнего пристанища для особых преступников. В разные годы узниками замка были известные личности.

Джованни Батиста Орсини – итальянский епископ и кардинал, принадлежавший к роду одной из самых влиятельных семей Рима. Обвиненный в заговоре против Папы Александра VI Борджиа и попытке отравления, 3 января 1503 года он был брошен в Замок Сант Анджело. Зная слабость Борджиа к драгоценностям, семья Орсини пыталась выкупить приговоренного к смерти кардинала. Приняв в дар огромную жемчужину, Папа, тем не менее, отравил узника.

Бенвенуто Челлини – итальянский художник, скульптор и ювелир, один из участников осады крепости 1527 года. Через несколько лет, сблизившись с верхушкой Ватикана, он получил высокую должность управляющего при монетном дворе папы, однако вскоре был обвинен в воровстве и брошен в застенки крепости. Доскональное знание всей структуры замка Сант Анджело, расположения коридоров и помещений помогло Челлини осуществить побег – единственный за всю историю.

Беатриче Ченчи – молодая девушка, ставшая жертвой гнусных интриг. Обвиненная вместе с мачехой и братом в убийстве собственного отца, неоднократно насиловавшего юную Беатриче, она была казнена через отсечение головы в 1599 году. Отказ папы смягчить приговор рассматривался современниками как желание заполучить огромное состояние семейства Ченчи в пользу Святого престола, которое по закону переходило в собственность церкви при отсутствии прямых наследников.

Джордано Бруно – астроном и философ, проведший в заточении долгие шесть лет. Церковь требовала отречься от его метафизических воззрений и исследований в области реальности бытия, однако так и не дождалась покаяния. Святая инквизиция, обвинив Джордано в ереси, приговорила его к сожжению на костре. Знаменитые слова – «Я умираю мучеником добровольно!», сказанные им перед казнью в феврале 1600 года, на все времена засвидетельствовали непреклонность убеждений ученого.

Джузеппе Бальзамо – известный как граф Калиостро. Знаменитый мошенник и авантюрист был арестован в ночь на 27 декабря 1789 года и заключен в замок. Выдвигаемые против него особо тяжкие обвинения – богохульство и масонство, предусматривали Святой инквизицией смертную казнь. Обратившись с покаянием к Папе Пию VI, граф был «помилован» и переведен в крепость Сан Лео, расположенную в тосканской провинции Эмилья-Романия. Там он и провел в заключении остаток своих дней.

Одними из последних узников Замка Святого Ангела в середине XIX века были патриоты всеобщего национального движения Рисорджименто, боровшиеся против австрийского господства и за объединение государства, которые требовали присоединения Рима к Итальянскому Королевству. Летом 1871 года, после того как Рим был провозглашен столицей, Папа Пий IX заявил, что он стал вечным пленником итальянского государства. Новая власть упразднила папскую тюрьму, отдав Замок Святого Ангела под юрисдикцию военного министерства, устроившего в нем военную тюрьму и казармы.

Возможно Вас заинтересует:

Фонтаны на площади Навона

На площади Навона находятся три фонтана, украшенные скульптурными группами работы Бернини и многих других известных мастеров. Каждый по-своему старался украсить эти произведения. В центре расположен фонтан Четырех рек, символично изображающий реки Нил, Ганг, Ла-Плату и Дунай. Кроме того, здесь же находятся фонтан Мавра и фонтан Нептуна. Для строительства этих фонтанов папа Иннокентий X даже ввел дополнительные налоги, чем вызвал большое неудовольствие граждан. Тот же папа приказал установить в центре площади египетский обелиск времен императора Домициана. Интересный факт: в самое жаркое время в году, в августе, фонтаны намеренно переполняли водой до такого уровня, чтобы она заливала площадь, с целью немного охладить раскаленный город.

Рим. Фонтан Нептуна

Сейчас площадь Навона является центром туристической жизни, здесь устраиваются ярмарки, собираются уличные художники и «живые скульптуры». Жизнь кипит на площади до глубокой ночи. Уставшие, мы направились к нашему отелю.

По пути на площади перед Пантеоном нам попался еще один египетский обелиск. Всего их в Риме тринадцать. Раньше они служили ориентиром для паломников и обозначали местоположение значимых храмов города. К тому же обелиски являлись своеобразным символом превращения языческого Рима в христианский.

Наша поездка в Рим была насыщенной и интересной, несмотря на усталость, хотелось бесконечно бродить по этому вечному городу и изучать каждый его уголок. И хоть нам и удалось осмотреть основные достопримечательности, многое так и осталось неохваченным. Это, безусловно, послужит хорошим поводом для возвращения в чудесный город Рим.

История появления памятника архитектуры в Риме

Перед тем, как гиды рассказывают туристическим группам о строительстве Замка Святого Ангела, они предупреждают, что изначально эта постройка была возведена как усыпальница, и ничего общего со словом «замок» она не имела. Еще в далеком 130 году нашей эры император Адриан, чувствовавший приближение смерти, приказал возвести большой мавзолей, где по его завещанию должны были в каменных гробах покоиться его останки и останки всех членов его семьи.

Вид на замок с моста Элио

Усыпальницу было решено построить не в самом Риме, а на противоположном берегу реки Тибр. Для того чтобы тела умерших и провожающие их родственники не переправлялись через реку на лодках, было сразу решено связать усыпальницу с Марсовым полем при помощи каменного моста, названного Элио. Увы, дожить до конца строительства своего последнего пристанища Адриану не удалось. Он умер в 138 году, а усыпальница, в которой хоронили всех императоров до 217 года, была завершена через год. Завершением работ руководил Антонин Пий, который отдал приказ в 139 году перенести бренные останки Адриана в его мавзолей. Последним императором, который был похоронен в усыпальнице, стал легендарный Семптий Север. После его похорон об усыпальнице забыли, каменные гробницы императоров покрывались пылью в течение 60-ти последующих лет.

Как уже говорилось выше, усыпальница была построена за пределами Рима, поэтому ее стратегическое значение было трудно переоценить. Первым это понял император Аврелиан уже в III веке, который постоянно был вынужден с войсками защищать Рим от набегов варваров и вандалов. Он принял решение возвести вокруг усыпальницы крепостную стену, которая превратила мавзолей Адриана в неприступный бастион. Набеги на Рим участились в 400 – 500хх годах нашей эры

Римляне отважно боролись с неприятелем и укрывались от него за крепостной стеной. На головы захватчиков лилась расплавленная смола, скидывались огромные камни

Если метательного оружия не хватало, смерть завоевателем несли и статуи, покоившихся в усыпальнице императоров.

Вид на замок и Элиев мост с набережной реки Тибр

«Когда же, и в честь чего этот бастион получил название Замок Святого Ангела?», – может задать вопрос гость Рима, любующийся прекрасным сооружением. В 590 году на Рим обрушивались напасти за напастями. Одной из бед была страшная эпидемия «моровой язвы», которую современные ученые назвали бы эпидемией чумы. Справиться с ней в те времена не могли, в городе люди, покрытые язвами, падали замертво прямо на улицах. Казалось, «вечный город» погибнет. Существует древняя легенда, согласно которой папа Григорий Великий вместе с верующими прошел через весь город и молился Богу, чтобы тот остановил эпидемию. Когда папа и толпа народа шли по мосту Элио, на крышу замка и спустился тот самый ангел. Это был архангел Михаил. Прямо на крыше усыпальницы-крепости он вложил перед верующими меч в ножны и исчез. Как можно было истолковать такое чудесное явление? Конечно же, как проявление божьей милости. Удивительно, но, практически сразу же, эпидемия в Риме остановилась.

В честь архангела Михаила выполнили статую, которую установили на месте его явления. Забегая немного вперед, хотелось бы сказать, что затем эта скульптура была перенесена в сад, а вот статуя, которая в наши дни венчает замок, была сделана лишь в 1753 году известным на тот период времени архитектором Пьетро ван Верскаффельтом. Перед ним стоял вопрос, как сделать так, чтобы ангел смотрелся убирающим меч в ножны, а не достающим его. Решение нашлось практически сразу же: ангел, держа за рукоятку меч, смотрит на него, что никогда не сделает воин, достающий меч перед противником. Интересен тот факт, что один скульптор перед ван Верскаффельтом уже делал статую для крыши замка, однако его ангел не смотрел на ножны, а лишь миролюбиво взирал с высоты. Незадолго после водружения первой статуи ее поразила молния, видимо, высшие силы видели не такой статую архангела Михаила.

Замок Святого Ангела в Средневековье

Совсем неудивительно, что после явления ангела еще в 590 году, для папы и для многочисленных верующих, замок стал не только частью оборонительного кольца Рима, но и местом паломничества. Практически сразу же внутри здания стали происходить изменения: в мрачной усыпальнице стали появляться роскошные комнаты, отделанные мрамором и позолотой. В них временно проживали, а подчас, и скрывались во время длительных осад, папы. В 1527 году войска под предводительством Карла V в течение долгого времени пытались взять неприступную крепость, в которой скрывался папа римский Клемент VII. Оборону держали его гвардейцы, состоявшие преимущественно из швейцарцев. Защищал папу величайший скульптор и ювелир, «видевший в огне саламандру», Бенвенуто Челлини. Именно благодаря его автобиографии этот эпизод довольно хорошо описан в современных учебниках истории и путеводителях по Риму. Челлини утверждал, что именно он и положил конец осаде замка: ювелир выстрелил из аркебузы и убил главнокомандующего ландскнехтской армии. Правда это, или же вымысел, никто из современных историков точно утверждать не берется.

В те времена, как папы Римские с роскошного балкона любовались огромными толпами верующих, желающих прикоснуться к святыне, в подвалах замка стали строить… тюремные камеры. В них сажали «особо опасных преступников», подвергавших веру сомнениям или же участвовавших в сговорах с целью свергнуть того или иного папу. К слову, Бенвенуто Челлини уже в 1537 году обвинили в том, что он похитил папскую тиару и «вернули» в Замок Святого Ангела, правда, уже в качестве арестанта. Он был единственным человеком, который смог сбежать с этой тюрьмы. Правда, скрываться после побега он не умел: уже вскоре его вернули в камеру. Он не погиб в застенках, как многие узники и не был заживо замурован в стену. Вскоре Челлини выпустили. На стене его камеры любой турист сегодня сможет увидеть выцарапанный рисунок гения, который назван «Иисус Воскресший».

Кто только не сидел в тюрьме, расположенной на первом этаже и в подземельях замка: Галилей Галилео, Джордано Бруно, Помпонио Лето – лишь малая часть известнейших и, к счастью, незабытых в наше время, ученых, художников и поэтов. В 1789 году, во времена инквизиции, в Замке Святого Ангела побывал и граф Калиостро. Историки с уверенностью говорят, что самыми последними узниками тюрьмы в замке стали люди, боровшиеся уже в 19-м веке против временного правительства. После них камеры Замка Святого Ангела опустели. Однако сколько еще не найдено останков, замурованных заживо людей в замке, на крышу которого спустился сам ангел, не может подсчитать никто.

Статуи на Мосту святого Ангела

В 1450 году во время празднования «юбилейного года» (святой год, в течение которого допускалась возможность особого отпущения грехов) из-за большого скопления паломников на Мосту святого Ангела не выдержали балюстрады, и 172 человека погибли в давке и водах Тибра. После этого, чтобы обеспечить широкий проход к мосту были снесены несколько домов и старая Триумфальная Арка. В память о трагическом событии по обе стороны моста были сооружены две капеллы, освящённые именем Марии Магдалены и святых младенцев. В 1535 папа Климент VII заменил капеллы на скульптуры апостолов Петра и Павла, к которым впоследствии были добавлены статуи Адама, Ноя, Авраама и Моисея (до наших времён не дошли). Павел изображён с мечом и книгой, а Пётр — с книгой.

В XVII веке папа Клемент IX предоставил выполнение большого заказа на изготовление декора для моста великому Бернини. В 1668 году Бернини и его ученики создали новый парапет и десять статуй ангелов, каждый из которых олицетворял Крёстные Страдания Спасителя. В руках у каждого ангела находится по одному из орудий, которые вызвали страдания Христа. Также на каждой скульптуре присутствует по одной цитате из священных писаний. Две скульптуры из десяти выполнил сам мастер Бернини, однако они были настолько прекрасны, что папа приказал установить их в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте, а на мосту установить копии.

Статуи Бернини

  • Ангел с Терновым венцом — надпись на скульптуре: In aerumna mea dum configitur spina (я согбен в моём страдании, в то время как шипы крепятся на мне);
  • Ангел с картушем с надписью INRI — аббревиатура расшифровывается как «Иисус Назарянин Сын Иудейский». Надпись на скульптуре: Regnavit a ligno deus (Бог царствовал с древа).

Статуи учеников Бернини

  • Ангел с колонной бичевания — в руках у ангела фрагмент колонны, к которой Христос был привязан во время допроса у Понтия Пилата. Надпись на скульптуре: Tronus meus in columna (И престол мой на колонне);
  • Ангел с кнутом — в руках у ангела кнут, которым бичевали Христа во время допроса у Понтия Пилата. Надпись на скульптуре: In flagella paratus sum (Я готов к кнуту);
  • Ангел с крестом — в руках у ангела крест, на котором распяли Спасителя. Надпись на скульптуре: Cuius principatus super humerum eius (Чье правление будет на плечах его);
  • Ангел с губкой — вместо воды для утоления жажды Христу подавали губку смоченную уксусом. Надпись на скульптуре: Potaverunt me aceto (И в жажде моей поили меня уксусом);
  • Ангел с копьём — в руках у ангела копьё, которым солдат умертвил Христа. Надпись на скульптуре: Vulnerasti cor meum (Ты предавший сердце моё);
  • Ангел с гвоздями — в руках у ангела гвозди, которыми был распят Христос. Надпись на скульптуре: Aspiciant ad me quem confixerunt (И они воззрят на Него, которого пронзили);
  • Ангел с Судариумом — в руках у ангела кусок материи, которым отёрли и накрыли лицо Спасителя после снятия с Креста. Надпись на скульптуре: Respice faciem Christi tui (Посмотри на лицо Христа твоего);
  • Ангел с игральными костями и одеянием — у ангела в руках одежда Христа, которую солдаты поделили между собой игрой в кости. Надпись на скульптуре: Super vestem meam miserunt sortem («На одеждах моих бросали жребий).

Музей в Замке

В то время как многие римские памятники пришли со временем в упадок или были разрушены в результате деятельности людей, Замок Святого Ангела подвергался постоянной реконструкции на протяжении почти двух тысяч лет. С 1925 года это сооружение выполняет исключительно культурологическую функцию, являясь одним из интересных краеведческих музеев Рима.

Первый уровень

Первый этаж представляет собой начальную римскую конструкцию, в которой находилась императорская усыпальница. Помещения бесконечно перестраивались и использовались, в том числе, в качестве складов и конюшен.

Вниманию посетителей предлагаются:

  1. Римские скульптуры 1-2 века н.э.
  2. Папские захоронения.
  3. Большая площадь «Двор Обреченных», на которой проходили казни осужденных.
  4. Часовня, выходящая на площадь, в которой приговоренные молились перед казнью.
  5. Мавзолей Адриана, уходящий вниз под землю, представляет собой квадратный атриум.
  6. Сводчатый коридор, ведущий от мавзолея Адриана по дуге окружности замка к верхнему уровню здания. Туннель сохранился с римского времени, имеет три метра в ширину и шесть в высоту, оборудован специальными шахтами, обеспечивающими освещение и вентиляцию.

Второй уровень

Второй уровень начинается с так называемого диаметрального коридора, ведущему от внешнего радиуса непосредственно в Зал, в котором находится Урна с прахом Адриана, его жены и сына. Зал Урны находится в самом центре здания. В нише, где должна находится урна располагается мемориальная доска со словами, написанными императором.

На этом же этаже находятся тюремные камеры, удивительные по своей археологической ценности. Большую часть уровня занимают складские помещения, позволявшие выдерживать длительные осады.

Третий уровень

Третий этаж начинается с большого двора, в котором располагалась охрана. Так называемый Двор ангела являлся входом в папские апартаменты, которые состоят из:

  1. Жилой комплекс Климента VIII.
  2. Зал правосудия, в котором рассматривались инквизиционные дела.
  3. Зал Аполлона, входивший в комплекс помещений Папы Павла III, полностью украшенный фресками,
  4. Часовня Космы и Дамиана, в росписи которой участвовал Микеланджело.
  5. Комнаты Папы Климента VII.
  6. Двор Александра VI, противоположен Двору Ангела. Здесь устраивались театральные представления.
  7. Ванная комната XVI в., в которую подавалась подогретая на кострах вода, подчеркивала статус Пап, отсылая к традиционным банным практикам Древнего Рима.

Четвертый уровень

Исторически четвертый этаж также являлся папской резиденцией. Сегодня на нем представлены:

  1. Археологическая галерея расположена во внешней стене и содержит фрагменты декора и скульптур, которые на протяжении веков украшали здание.
  2. С противоположной стороны от археологической галереи располагаются оружейные палаты, в которых выставлено оружие, начиная со Средних веков.
  3. Комнаты Пия IV, располагающиеся по окружности стены, использовались в качестве «гуманных» тюремных камер для обвиняемых с высоким социальным статусом. Именно из камеры, расположенной здесь, сумел бежать Бенвенуто Челлини.
  4. Ложа Юлия II во внешней стене, выходит наружу и является важным архитектурным атрибутом особняков Ренессанса. С нее открывается бесподобный вид на мост через Тибр.
  5. Ложа Павла III на противоположной стороне отличается более богатым внутренним и внешним убранством.
  6. Папский зал – самое известное помещение Замка. Украшен фресками, росписью и золотом, использовался для приемов официальных лиц.
  7. Зал Персея и Зал Купидона и Психеи – частные апартаменты Пап, одна из которых являлась спальней, соединенные с большим Папским залом, с одной стороны, и с ванной третьего уровня, с другой.

Пятый уровень

Этаж состоит из следующих помещений:

  1. Сокровищница Пап, которая в некоторые периоды выполняла дополнительные функции тюрьмы.
  2. Библиотечный зал – большое помещение для хранения книг и папских бумаг.
  3. Зал Адриана и Зал Фестони с имитацией древнеримских фресок.
  4. «Комнаты Калиостро», в которых сидел арестованный граф, расположены непосредственно над Ложей Пава III.
  5. Коридор Помпеано, соединяющий библиотеку и Зал Аполлона.

Шестой уровень

Верхний этаж выполняет функцию смотровой площадки, с которой открывается панорамный вид на Рим. Здесь расположены:

  1. Терраса Ангела с одноименной скульптурой.
  2. Колонный зал и зал Ротонды, в которых проходят выставки.

Архитектура

Еще при императоре Адриане сложился основной архитектурный ансамбль Замка Святого Ангела. Мощное кубическое основание было облицовано дорогостоящим мрамором.Усыпальница была окружена стеной, имевшей декоративное и фортификационное назначение.

В наши дни, замок выглядит гораздо скромнее, чем это было при Адриане. Травертин, мрамор, пилястры и бронза растерялись в веках. Однако внешняя структура мавзолея осталась практически без изменений. Гораздо сильнее строение было преобразовано изнутри. Древние усыпальницы, в которых покоился император и его семья, а также Антоний Пий, Марк Антоний и приближенные к ним лица, были сильно разрушены. Урны с пеплом — утеряны.

Уже в 14 столетии мавзолей был превращен в крепость. Папа Бонифаций IX (лат. Bonifacio IX) поручил архитектору Никколо Ламберти (Niccolò Lamberti) усилить стены замка, оборудовать бастионы и создать единственный вход в виде подъемного моста. В самом здании появилось новое помещение — капелла святого Михаила (Cappella San Michele Arcangelo).

В 15 веке папа Александр VI (Alessandro VI) из рода Борджиа поставил перед архитектором Антонио да Сангало старшим (Antonio Giamberti da Sangallo) задачу, превратить замок в полноценный боевой оплот. Четыре бастиона укрепили здание, так же вокруг построек был вырыт ров. Крепость была обустроена папскими апартаментами, в которых писал фрески сам Пинтуриккьо (Pinturicchio). Новый дворец Александру VI служил для роскошных приемов и торжеств.

В 1536 г. Рафаэлло де Монтелупо (Raffaello da Montelupo) создал статую Архангела Михаила с мечом. Мраморный святой с бронзовыми крыльями напоминает римлянам о событиях, описанных в легенде, и охраняет замок. В 17 столетии на территории Замка появляется Дворик Ангела, в котором обрел свое место архангел в исполнении де Монтелупо.

Во второй половине 17 столетия Урбан VIII (лат Urbano VIII) уничтожил большую часть военных и декоративных построек 15-16 века, чтобы создать новый вариант форта с мощной защитной стеной и укреплениями. В 1667 году мост Сант-Анджело (Ponte Sant’Angelo), ведущий к замку, начали украшать статуями ангелов. В течении 2-х лет Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) и его ученики выполнили 10 скульптур в барочном стиле, которые охраняют мост и по нынешнее время.

В 18 веке каменный архангел Михаил получил продолжение в бронзе. Работа фламандского скульптора Петера Антона фон Вершаффельта (Peter Anton von Verschaffelt) до сих пор украшает собой крышу замка.

Со смотровой площадки замка открываются потрясающие виды на Рим. Приглашаю вас на мою авторскую экскурсию в собор Петра и замок Ангела на рассвете.

Архитектура

Сразу после возведения замок выглядел очень внушительно. Мощное снование сооружения было отделано дорогими мраморными плитами. Сверху был сооружен мавзолей из камня вулканического происхождения. Для украшения внешних стен мавзолея использовали травертин и резные фигуры. Крепкая стена окружала усыпальницу и выполняла декоративную и защитную функцию.

Это интересно. Основание усыпальницы имеет форму квадрата, со сторонами 80 метров.

Дорогая отделка, бронзовый декор и резьба были утрачены за сотни лет. Сегодня замок уже не поражает роскошью. Его внешняя архитектура мало изменилась, чего не скажешь о внутренних помещениях. Усыпальницы разрушены, урны с прахом потерялись.

Это интересно. Сохранились воспоминания, в которых упоминали о квадриге, установленной в саду. Скульптуры лошадей были настолько большими, что взрослый мужчина мог пролезть через отверстие глаза лошади.

В XIV веке стены замка были усилены, обустроены бастионы и оставлен один вход с подъемным мостом.

В XV столетии из замка сделали полноценное оборонительное сооружение. Было построено еще 4 бастиона, замок окружили рвом и обустроили апартаменты для папы. Замок стали использовать для торжественных мероприятий.

В 1536 году скульптор Монтелупо изваял скульптуру «Архангел Михаил с мечом». Скульптора вдохновила легенда о появлении архангела.

В XVII веке замок опять начали перестраивать. Были снесены почти все оборонительные постройки, которыми укрепляли замок последние 200 лет. И построены новые фортификационные укрепления.

В XVIII столетии крышу замка украсили бронзовой скульптурой архангела Михаила, эту статую можно увидеть и сегодня.

Что посмотреть в замке

Замок можно разделить на шесть уровней, каждый из которых представляет интерес для туристов.

  • На первом уровне посетители увидят внутренний двор, где казнили заключенных, кабинет Бонифация XI, часовню, атриум.
  • На втором уровне расположен зал, где хранились урны с прахом императора и членов его семьи, тюремные камеры, кладовки для хранения большого количества продуктов при осаде.
  • На третьем уровне расположены: апартаменты папы, судебный зал, помещение для важных встреч, капелла, несколько двориков.
  • На четвертом уровне можно пройтись по крытой галерее, по которой шли, чтобы встретиться с римским папой. Полюбоваться панорамой Рима с лоджии, ознакомиться с коллекцией оружия и военной формой XV – XX веков.
  • На пятом уровне находится сокровищница, библиотека, залы со средневековыми фресками.
  • На шестом уровне расположен круглый зал, пройдя через который посетители попадают на террасу с прекрасным видом на Рим.

Архитектура и что посмотреть

Вход в знаменитый комплекс открывает подъемный мост.

Архитектурная постройка представлена главной цилиндрической крепостью, облицованной известковым травертином с декоративными выступами. Плоское основание сооружения имеет форму квадрата, покрытое мрамором.

Круглые башни по периметру приобрели названия в честь четырёх апостолов:

  1. Святого Луки.
  2. Святого Иоанна.
  3. Святого Марка.
  4. Святого Матфея.

Верхний этаж представлен огромной террасой, стены выполнены из камня вулканического происхождения.

Здание состоит из 5 основных уровней, шестой – площадка на крыше с панорамным видом на город.

Современный вид с течением времени потерял свой прежний облик, однако замок является одним из самых хорошо сохранившихся памятников в Риме.

(Источник — Upside Down).

Шесть уровней замка Святого Ангела в Риме

Историческое сооружение состоит из шести этажей или уровней.

Первый уровень Замка святого Ангела:

  • Дворик Спасителя (здесь расположены апартаменты папы Бонифация XI, а также мраморный бюст Христа XV века);
  • Внутренний дворик (место казни обречённых);
  • Музейный книжный магазин во дворе, где ранее располагалась Капелла Креста;
  • Часовня Святого распятия (место чтения молитв перед смертью осуждённых);
  • Римский атриум – старинная арка к усыпальнице;
  • Спиральный спуск к древней гробнице императоров.

Второй уровень включает:

  • просторный коридор;
  • Зал урн с прахом императора Адриана и представителей его семьи;
  • Зал правосудия, где зачитывались страшные приговоры;
  • тюремные помещения;
  • кладовые для хранения зерна, фуража и масляных запасов.

Третий уровень:

  • квадратный дворик ангела, где расположена мраморная скульптура архангела Михаила, повреждённая молнией на вершине здания в 1747 году;
  • комната понтифика Климента III;
  • дворик Александра VI;  
  • роскошный Зал Аполлона, служивший местом для проведения мероприятий понтификов;
  • Зал суда;
  • часовня Льва X;
  • Капелла святых Косма и Дамиана, фасад которой расписан Микеланджело Буонарроти, а внутренние фрески выполнил Рафаэль да Монтелупо;
  • Залы скрывавшегося папы Климента VII – две маленькие комнатки и ванна, оформленные знаменитыми мастерами Джулио Романо и Джованни да Удине.

Четвёртый уровень:

  • крытая галерея с собраниями скульптур, элементов интерьера и декора замка, по которой открывается невероятный вид на реку Тибр;
  • комнаты Папы Пия IV;
  • лоджии Павла III и Юлия II;
  • Зал арсенала, где собрана коллекция оружия и военного обмундирования XIV-XX веков;
  • Зал Персея, украшенный шпалерами, фресками и золотой лепниной (знаменитые картины – «Дама с единорогом» Лука Лонги и «Плач по Христу» Феррарской школы живописи);
  • Зал Амура и Психеи, где находятся такие известные картины, как «Несение креста» (Себастьяно дель Пьомбо) и «Отдых на пути в Египет» (Федерико Бароччи).
  • Зал Паолины – богато украшенная комната для приёма гостей, созданная в XVI веке для папы Павла III Фарнезе.

Пятый уровень:

  • Зал казначейства (сокровищница понтификов) – круглое помещение, где находились богатства пап XV-XVI веков;
  • библиотека с хранилищем древних книг и записей;
  • Залы Адрианео и Гирлянд, расписанные картинами XVI века;
  • комнаты Калиостара – три зала, принадлежавшие графу Калиостро;
  • холл Помпеано;
  • комната сторожа.

Шестой уровень:

  • Круглый зал (комната колонн) – украшенная мраморными колоннами при папе Бенедикте XIV;
  • Комната флагов пехотных полков армии Италии;
  • Терраса с потрясающим видом на Вечный город; здесь расположен колокол обречённых, который извещал о казни в замке.

Мраморная скульптура Архангела Михаила в квадратном дворике.

Самые интересные залы

  1. Зал казначейства – круглая сокровищница с большими старинными сундуками, комодами и ящиками, где хранились сбережения понтификов.
  2. Залы Аполлона, Персея, Амура и Психеи – роскошно украшенные богатыми предметами интерьера, скульптурами и пышным декором, расписанные древними фресками по мотивам легенд и мифов.
  3. Зал Паолина, служивший приёмным покоем Павла III. Одна из самых красивых комнат с прекрасно сохранившейся росписью и отделкой.
  4. Зал Правосудия. Здесь решалась вся дальнейшая жизнь заключенных. Сегодня является хранилищем древних пушек и ядер.
  5. Папские апартаменты – просторные аристократические залы, оформленные и живописно расписанные знаменитыми итальянскими мастерами.
  6. Зал Колонн – комната с высокими потолками, открывающая вход на обзорную площадку.

Зал казначейства.

Десять статуй ангелов

Мост Ангелов украшают десять статуй ангелов, фигуры которых представляют собой Страсти Христовы. Лица кажутся то удерживающими рыдания из сострадания к Спасителю, то умиротворенными верой в воскресение. Скульптору Бернини принадлежит ангел, в чьих руках находится терновый венец, и тот, который держит табличку с надписью Inri. Работу над другими скульптурами мастер доверил своим единомышленникам. В 1670 году работы самого Бернини по причине их высокой художественной ценности были заменены копиями. Подлинники украшают церковь Сан-Андреа-делле-Фратте.

Первый ангел приподнимает колонну, к которой привязывали Христа во время допроса Понтия Пилата. Эта скульптура создана Антонио Раджи. Раота авторства Ладзаро Морелли грустно смотрит на кнуты, которые напоминают о ранах Спасителя. Ангел, созданный Паоло Нальдини, держит венец из терна как символ людской жизни. Лик Христа, отпечатавшийся кровью на плате Вероники, рассматривает ангел, выполненный Козимо Фанчелли. Скульптура, высеченная Паоло Нальдини, держит игральные кости на одеянии Христа.

Скульптура Джироламо Лученти показывает гвозди, которыми были пронзены руки и ступни Спасителя. Следующий ангел держит крест – символ веры в Христа и распятия. Эта скульптура создана Эрколе Феррата. Табличку с надписью Inri держит следующий ангел. Скуптура, выполненная Антонио Джоржетти, смотрит на губку, прикрепленную к концу трости. Последнего ангела высек из камня Доменико Джули. Ангел обращает взгляд на острие копья, чтобы напомнить об ударе, который пронзил грудь Спасителя.

Комментировать
0