No Image

В оон внесена инициатива об отмене права вето: кому это выгодно?

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Опыт права вето

Фактическое использование вето и постоянная возможность его использования, были центральными особенностями функционирования Совета Безопасности всюду по истории ООН. В период с 1945 до конца 2009, на 215 резолюций по независимым проблемам наложил вето, иногда больше чем один из Постоянных Пяти. Среднее число броска вето каждый год к 1989 было более чем пятью: с тех пор среднее ежегодное число было чуть выше одного.

Величины отражают факт, что Постоянный член Совета Безопасности может избежать бросать вето, если рассматриваемое предложение в любом случае не получает требуемое большинство. За первые два десятилетия ООН Западные государства часто смогли победить резолюции, фактически не используя вето; и Советский Союз был в этом положении в 1970-х и 1980-х. Использование вето отразило степень дипломатической изоляции государства наложения вето по специфическому вопросу. Из-за использования или угрозы вето, у Совета Безопасности могли в лучшем случае быть ограниченная роль в определенных войнах и вмешательства, в которые ее Постоянные участники были вовлечены – например, в Алжире (1954–62); Суэц (1956), Венгрия (1956), Вьетнам (1946–75), китайско-вьетнамская война (1979), Афганистан (1979–88), Панама (1989), Ирак (2003), и Джорджия (2008).

Не все случаи бездействия ООН в кризисах произошли из-за фактического использования вето. Например, ре, ирано-иракская война 1980–88 там нет смысла в вето, но роль ООН была минимальна кроме своей заключительной фазы. Аналогично ограниченное участие ООН в кризисе в области Дарфура Судана с 2003 вперед не происходило ни из-за какого фактического использования вето. Общее отсутствие готовности действовать было основной проблемой.

С 1990 вето использовалось экономно. Период с 31 мая 1990 до 11 мая 1993 был самым длинным без использования вето в истории ООН. Вплоть до конца 1989 число резолюций, принятых Советом Безопасности, было 646 – среднее число приблизительно 15 в год. Данные на годы с тех пор показывают пик активности Совета Безопасности в 1993, сопровождаемый скромной степенью сокращения.

В 1950 Советский Союз пропустил одну важную возможность осуществить ее право вето. Советское правительство приняло политику «свободного стула» в Совете Безопасности с января 1950 вследствие его недовольства по отказу ООН признать представителей Китайской Народной Республики законными представителями Китая, и с надеждой на предотвращение любых будущих решений Совета по независимым вопросам. Несмотря на формулировку Чартера (который не делает условий для мимолетных резолюций с воздержанием или отсутствием имеющего вето участника), это рассматривали как воздержание неблокирования. Это фактически уже стало Муниципальной практикой к тому времени, Совет, уже принимавший многочисленные проекты резолюции несмотря на отсутствие утвердительного голосования каждым из его постоянных участников. Результат отсутствия Советского Союза в Совете Безопасности состоял в том, что это не имело возможность накладывать вето на резолюции Совета Безопасности ООН 83 (27 июня 1950) и 84 (7 июля 1950) поручение ведомой США военной коалиции в Корее, которая помогла Южной Корее в отпоре северокорейскому нападению.

Анализ страной

Россия/Советский Союз

В первые годы Организации Объединенных Наций комиссара Советского Союза и позже министр иностранных дел, Вячеслав Молотов, наложил вето на резолюции так много раз, что он был известен как «г-н Вето». Фактически, Советский Союз был ответственен за почти половину всех вето когда-либо бросок — 79 вето использовались за первые 10 лет. Молотов регулярно отклонял предложения на новое членство из-за отказа США допустить советские республики. Начиная с роспуска Советского Союза Россия использовала свое право вето экономно.

Соединенные Штаты

Посол Чарльз В. Йост бросил первое американское вето в 1970, относительно кризиса в Родезии, и США бросили одинокое вето в 1972, чтобы предотвратить резолюцию, касающуюся Израиля. С этого времени это стало безусловно самым частым пользователем вето, главным образом на резолюциях, критикуя Израиль; с 2002 доктрина Негропонте была применена для использования вето на резолюциях, касающихся продолжающегося палестинского Израилем конфликта. Это было постоянной причиной разногласий между Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. 18 февраля 2011 администрация Обамы наложила вето на резолюции, осуждающие израильские поселения.

Соединенное Королевство

Соединенное Королевство использовало свое право вето Совета Безопасности, наряду с Францией, чтобы наложить вето на проект резолюции, нацеленный на решение кризиса Суэцкого канала в 1956. Они в конечном счете ушли после того, как США спровоцировали «чрезвычайную специальную сессию» Генеральной Ассамблеи, в соответствии с «Объединением для Мира» резолюция, которая привела к учреждению Сил особого назначения Организации Объединенных Наций I (UNEF I) принятием резолюции 1001 Ассамблеи. Великобритания также использовала вето в одностороннем порядке семь раз из-за Родезии.

Франция

Франция использует свое право вето экономно. В прошлый раз это в одностороннем порядке наложило вето на проект, должен был в 1976 заблокировать Резолюцию по вопросу о независимости Коморских островов, которая была сделана, чтобы держать остров Майотта как французскую зарубежную территорию. Это также наложило вето, наряду с U.K, резолюция, обращающаяся к непосредственному прекращению военных действий израильской армией против Египта в 1956 во время Кризиса Суэца. В прошлый раз Франция использовала свое право вето, в декабре 1989 касался ситуации в Панаме. В 2003 угроза французского вето резолюции по нависшему вторжению 2003 года в Ирак вызвала разногласия между Францией и Соединенными Штатами.

Китай (ПТИЦА РУХ/СТРОИТЕЛЬСТВО ИЗ СБОРНОГО ЖЕЛЕЗОБЕТОНА)

Между 1946 и 1971, китайское место на Совете Безопасности было правительством Китайской Республики (который отступил к Тайваню в 1949), во время которого его представитель использовал вето только однажды, чтобы заблокировать заявление монгольской Народной республики на членство в 1955, потому что ПТИЦА РУХ полагала, что Монголия была частью Китая. Это отложило допуск Монголии до 1960, когда Советский Союз объявил, что, если Монголию не допустили, это заблокирует допуск всех недавно независимых африканских государств. Сталкивающийся с этим давлением, ПТИЦА РУХ смягчилась при протесте.

После изгнания Китайской Республики из Организации Объединенных Наций в 1971, первое вето, брошенное нынешним жителем, Китайская Народная Республика, было выпущено в 25 августа 1972 по приему Бангладеш к Организации Объединенных Наций. С августа 2013 Китайская Народная Республика использовала свое вето семь раз; наблюдатели отметили предпочтение Китая, чтобы воздержаться, а не наложить вето на резолюциях, не непосредственно связанных с китайскими интересами.

Состав и деятельность Совета Безопасности ООН

Идея о необходимости создания новой международной организации, которая заменила бы Лигу Наций и с учетом ее ошибок и проблем, смогла бы действительно поддерживать мир и разрешать конфликты между государствами возникла уже в самом начале Второй Мировой Войны. Разработка проектов новой организации и положений ее устава происходило на протяжении 1943-1945 годов, на конференциях держав-членов антигитлеровской коалиции, прежде всего Великобритании, США, СССР и Китая.

Если решения в Лиге Наций принимались путем достижения консенсуса между всеми странами, что по факту сковывало ее работу, то в рамках будущей ООН, которая потенциально должна была включить в себя еще большее число государств, требовалось создать более эффективный механизм принятия решений, который обеспечивал бы достижение главных целей организации – обеспечения мира.

В связи с этим было принято решение о создании особого органа – Совета Безопасности ООН, который был бы ограничен в своем составе и отвечал бы за принятие действенных решений. В отличии от Генеральной Ассамблеи и других органов ООН – Совет Безопасности единственный имеет право на принятие принудительных решений, а также введение санкций и даже использование военной силы против государств, которые расцениваются как нарушители мирового порядка. При этом основные государства-члены антигитлеровской коалиции стремились закрепить за собой право определять международные отношения в послевоенном мире, чем обеспечили для себя места постоянных членов СБ, с более широкими, по сравнению с временными членами Совета возможностями, выраженными в принципе единогласия, который по-другому называется «правом вето».

Постоянными членами Совбеза ООН стали пять стран-победительниц – СССР, США, Великобритания, Китай и Франция, кроме них в совет также входят временные члены, избираемые из числа государств-членов ООН сроком на два года. В 1965 году состав Совета Безопасности был расширен до 15 членов. Места 10 временных членов распределяются по территориальному признаку следующим образом:

  • 5 мест для государств Африки и Азии;
  • 2 места для государств Латинской Америки;
  • 2 места для государств Западной Европы;
  • 1 место для государств Восточной Европы.

Совет Безопасности рассматривает споры и конфликты между странами, оценивает степень их опасности для общего мирового порядка, а также выносит решения о признании той или иной стороны агрессором и принятии мер по устранению споров, а также воздействию на агрессора. Вместе с тем деятельность, и структура Совета Безопасности в настоящее время подвергается критике, прежде всего в связи с политизацией решений Совета, стремлением стран постоянных участников, использовать Совет для защиты или продвижения собственных, а не международных интересов. Также высказывается несогласие с особым положением стран постоянных членов Совбеза. После заявления Генерального секретаря ООН в 2004 году о необходимости расширения состава Совета, в том числе количества его постоянных членов, свои претензии на эти места предъявили по меньшей мере девять стран:

  • Япония и Германия, как наиболее развитые страны и значительные спонсоры ООН;
  • Индия как страна с наибольшим населением;
  • Бразилия как наиболее крупная и развитая страна Латинской Америки;
  • Индонезия, как наиболее населенная мусульманская страна;
  • Италия, продвигающая идею включения в состав Совбеза ЕС;
  • ЮАР, Египет и Нигерия, указывающие на недостаточную представленность африканских стран.

В Совбез — без мира

В первую очередь, стоит отметить «группу четырех», в которую входят Германия, Япония, Бразилия и Индия. Еще в 2005 году эти страны предложили проект реформы, подразумевающий увеличение мест в Совбезе на десять, из которых четыре отошли бы для непостоянных членов, а шесть — для постоянных. Разумеется, все четыре страны надеются увидеть себя среди этой шестерки, аргументируя это своим экономическим потенциалом.

Проблема здесь заключается в том, что Германия и Япония являются одними из зачинщиков Второй мировой войны, что ставит под сомнение их право на постоянное присутствие в Совбезе.

«Для народов мира эта проблема все еще не растворилась и не стерлась», — отмечает Владимир Захаров. Сергей Орджоникидзе отмечает также и правовой аспект этого вопроса. «У нас даже мирный договор с Токио не подписан — как мы можем поддержать японские стремления на постоянное членство в Совбезе?» — задается вопросом дипломат.

При этом не только Россия противится членству этих стран в СБ, но и Китай. У Пекина при этом есть проблемы не только с Японией, но и с Индией, в том числе — территориальные споры. Включение стран четверки в Совет Безопасности потенциально может не только не улучшить работу ООН, но и напротив — разногласия между странами могли бы еще больше тормозить принятие различных решений.

Схожий с подходом «группы четырех» вариант предлагает также Африканский союз. Они также считают, что число постоянных членов СБ необходимо увеличить на шесть, отдав два места африканским странам.

Еще один вариант реформы предлагает группа под названием «Единство во имя согласия». В нее входят Италия, Алжир, Мексика, Канада, Пакистан, Южная Корея, Аргентина, Колумбия, Коста-Рика, Кения, Испания, Турция, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны. Их предложение подразумевает увеличение СБ на 10 членов, все из которых имели бы статус непостоянных.

Статистика использования права вето

Лидерами по использованию права вето являются Россия и США. Россия с учетом советского периода использовала право вето не менее 106 раз. При этом большинство использований пришлось на ранний период деятельности ООН, когда вокруг СССР начала выстраиваться агрессивная политика изоляции и противостояния со стороны западных держав. В.М. Молотов, представитель СССР в СБ получил даже прозвище «Господин Вето». На российский период пришлось порядка 21 случая использования права вето.

США в свою очередь использовали вето не менее 80 раз, причем уже после 70-х годов прошлого века и по настоящее время. Наиболее редко право вето использовал Китай, всего 11 раз, при этом преимущественно уже в современной истории. Великобритания и Франция после 1989 года не использовали право вето ни разу. Более того в 2014 году французская сторона выступила с инициативой добровольного и коллективного отказа от использования права вето в тех случаях, когда решения касаются массовых нарушений прав человека, убийств, военных преступлений. Однако данная инициатива не получила поддержки.

Вето на вето

Однако увеличение состава СБ — не единственный вопрос, который стоит на повестке реформы.

Многие государства активно настаивают на том, что членов Совбеза необходимо лишить права вето.

С таким предложением выступает «Единство во имя согласия». «Группа четырех» деликатно предлагает отложить реформу касательно вето на 15 после принятия новых членов. А Африканский союз хочет, чтобы потенциальные новые члены получили право вето немедленно после включения их в состав СБ.

Единства по этому вопросу нет даже среди действующих постоянных членов Совбеза. Осенью 2017 года госсекретарь при МИД Франции Жан-Батист Лемуан заявил на заседании в штаб-квартире ООН, что инициативу об ограничении права вето в Совбезе поддерживают более 100 стран Европы. Лемуан добавил, что поддержка столь большим количеством стран инициативы, выдвинутой Францией и Мексикой, означает, «что больше половины государств-членов ООН понимают, насколько она выгодна».

Речь, по словам дипломата, о добровольном отказе от права вето для постоянных членов Совбеза, когда «речь идет о массовых зверствах». По словам Лемуана, повторение кровавых конфликтов по типу сирийского — только вопрос времени, и у международного сообщества должны быть более эффективные инструменты, чтобы останавливать такие трагедии.

До Франции о возможности ограничения вето высказывалась также Великобритания. Однако Россия, США и Китай твердо намерены отстаивать существующий механизм до последнего.

«Лишение постоянных членов права вето — это достаточно наивная постановка вопроса со стороны Франции. Париж, выступив с таким предложением, сделал такой пробный шаг, который естественно поддержала Украина и ряд других стран. Но естественно ни США, ни Россия, ни Китай не готовы сегодня и в ближайшем будущем, учитывая сложную международную обстановку, пойти на уступки по этому вопросу», — комментирует предложение Франции Владимир Захаров.

По его словам, «ввиду сложностей отношений в мире к этому вопросу, решение вопроса реформирования СБ непредсказуемо и, скорее всего, состоится очень-очень не скоро».

«Поправки в Устав вносились, но ничего драматичного в них не было, а какая-то серьезная реформа, которая каким-либо образом ущемляла права постоянных членов СБ абсолютно невозможна», — говорит Сергей Орджоникидзе.

«Это совершенно пустое занятие. Такая реформа в принципе невозможна», — резюмирует бывший заместитель генерального секретаря ООН.

Пхеньян: «Мы не будем сидеть, сложа руки»

Комментировать
0