No Image

Какие страны имеют территориальные претензии к россии

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Морские границы

[править] Собственно

Территориальные претензии на этот район начали предъявляться Латвией после обретения ею независимости в результате распада СССР. В частности, выпускались карты с правильными по мнению латвийской стороны границами, Пыталовский район называли незаконно аннексированной территорией, а граница с Россией там, где она не соответствовала договорам до присоединения Латвии к СССР, рассматривалась как временная демаркационная линия. При подготовке проекта российско-латвийского пограничного договора весной 2005 года вопрос о Пыталовском районе был вновь поднят в Латвии. Отметим, что в 2004 году Латвия вошла в Европейский союз, который требует, чтобы его внешние границы были чётко определены, и потому оказывал давление на Латвию.

Подписание документа, намеченное на 10 мая 2005, сорвалось после того, как Латвия включила в проект одностороннюю декларацию с территориальными претензиями. Без декларации, по мнению ряда латвийских политиков, договор противоречил бы конституции Латвии (после восстановления независимости в Латвии была восстановлена старая конституция). По конституции Латвии границу нельзя менять без согласия граждан на референдуме, а в независимой межвоенной Латвии Пыталово и окрестности принадлежали ей (внутрисоветская передача территорий с этой точки зрения не признаётся легитимной). МИД РФ отмечал, что принятие подобной декларации позволило бы Латвии и далее предъявлять территориальные претензии, несмотря на пограничный договор.

Президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга отметила, что «Абрене надо отдать России» и после этого получить демаркированную границу. Также она упомянула варианты «ждать, когда Россия полюбит Латвию и сама отдаст Абрене» и «отобрать его силой».

Президент России Владимир Путин прокомментировал пыталовский вопрос так: «…выслушивать всякие бредни по поводу того, что мы какие-то там пять километров кому-то должны, абсолютно недопустимо. Мне кажется, что это делают люди не в расчёте на то, чтобы что-то получить территориально от России, а в расчёте на то, чтобы разжечь и испортить отношения. Мы не должны помогать этим людям решать их задачу и не будем этого делать. Ну и, естественно, никогда не будем вести никаких переговоров на платформе даже обсуждения каких бы то ни было к нам территориальных претензий. От мёртвого осла уши им, а не Пыталовский район».

В 2007 году Латвия всё же отказалась от территориальных претензий к России, и пограничный договор был подписан премьер-министрами (Фрадковым и Калвитисом) и парламентами обеих стран. Латвийские националисты оспаривали легитимность договора в конституционном суде страны, но безуспешно.

Примечания

Комментарии

  1. Добрые услуги — деятельность третьей стороны (государства, международной организации, частного лица), направленная на установление контактов между спорящими сторонами.
  2. ipso facto (лат.  ipso facto — буквально «самим фактом») — в силу самого факта, в силу одного этого или само по себе.
  3. Из пяти постоянных членов Совета Безопасности лишь один (Великобритания) сделал такое заявление, которое действует в настоящее (2016 год) время. Ранее это сделали Франция и США, однако они отозвали свои заявления, в то время как Китай и Россия никогда не делали таких заявлений. Заявление Великобритании снабжено оговорками, исключающими из сферы его действия часть категорий споров.
  4. Практика суда показывает, что в большинстве случаев, когда одно государство возбуждает дело в одностороннем порядке, другое государство юрисдикцию Суда оспаривает. При решении таких вопросов Суд объявлял себя компетентным приблизительно в 65 процентах дел.

Использованные источники

  1. Территориальный спор // Большой юридический словарь / Сухарев А. — М.: Инфра-М, 2005. — 857 с.
  2. Кураков Л. П., Кураков В. Л., Кураков А. Л. Территориальный спор // Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа, 2004. — 1072 с. — ISBN 5-94378-062-9.
  3. Ашавский Б. М. и др. Международное право / Под. ред. А. А. Ковалёва и С. В. Черниченко. — М.: «Омега-Л», 2011. — С. 215. — 831 с. — ISBN 978-5-370-01882-4.
  4. Международное право / Колосов Ю. М., Кузнецов В. И.. — М.: Международные отношения, 1994. — 608 с.
  5. ↑ Глава 16. Территории и границы в международном праве // Международное право / Отв. ред. В. И. Кузнецов, Б. Р. Тузмухамедов. — 3-е изд., перераб. — М.: Норма, Инфра-М, 2010. — С. 448. — 720 с. — ISBN 978-5-468-00320-6.
  6. ↑ Глава 6. Принципы международного права // Международное право / Отв. ред. В. И. Кузнецов, Б. Р. Тузмухамедов. — 3-е изд., перераб. — М.: Норма, Инфра-М, 2010. — С. 192. — 720 с. — ISBN 978-5-468-00320-6.
  7. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. — М.: Волтерс Клувер, 2005. — 432 с. — ISBN 5-466-00103-01.
  8. Орлов А. С. Соотношение договорной и судебной форм урегулирования международных территориальных споров (постановка проблемы) // Российский юридический журнал. — 2009. — № 3. — С. 82—90.
  9. Добрые услуги // Большой юридический словарь / Сухарев А. — М.: Инфра-М, 2005. — 857 с.
  10. Глебов И. Н. Международное право. — М.: Дрофа, 2006. — 368 с. — ISBN 5-7107-9517-8.
  11. Бабичев Н. Т., Боровской Я. М. Ipso facto // Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений. — М.: Русский Язык, 1982.
  12. ↑ . Международный Суд. ООН. Дата обращения: 19 февраля 2016.

Фолклендские (Мальвинские) острова

Восточнее самой южной точки южноамериканского континента находятся острова, которые давно являются предметом спора между Аргентиной и Великобританией. Британцы называют их Фолклендскими островами, а аргентинцы — Мальвинскими.

С точки зрения туризма или места для проживания эти пустынные острова вряд ли представляют интерес. Однако они были важным перевалочным пунктом на пути из Тихого океана в Атлантический. В 1833 году британцы захватили острова.

Google Maps

В 1982 году между Великобританией и Аргентиной разразился военный конфликт из-за островов. Он длился чуть больше двух месяцев и закончился победой Великобритании. Однако Аргентина до сегодняшнего дня не смирилась с такой постановкой вопроса, внесла право на острова в конституцию страны.

«Сейчас этот вопрос стал несколько замораживаться, потому что нынешнее правительство Аргентины, правительство президента Маурисио Макри тему не педалирует. Это связано, наверное, с его желанием выстроить хорошие отношения со странами Запада. Макри хочет показать, что его правительство отличается в вопросах внешней политики от правительства предшествующего президента Кристины Фернандес де Кришнер. Однако это не значит, что они ради этого готовы будут разменять острова», — пояснил доктор исторических наук кафедры международных отношений РГПУ имени Герцена Виктор Хейфец.

По его словам, каких-то бытовых конфликтов между британцами и аргентинцами из-за вопроса островов в нынешнее время не бывает. Однако, как пояснил эксперт, есть одна область, где соперничество между двумя странами достигает пика — футбол. Матчи сборных Аргентины и Англии на чемпионатах мира по футболу считаются особо принципиальными, а разгоряченные фанаты обеих сборных подливают масла в огонь.

Фолклендские (Мальвинские) острова

На островах живет всего около 3 тыс. человек, и здесь зафиксирован один из самых низких уровней преступности в мире. По свидетельствам западных журналистов, грабеж на Фолклендских островах считается «сенсацией».

Испанское Марокко

Несколько населенных пунктов на северном побережье Африки принадлежат Испании и носят статус «автономного города». Самые крупные из них — города Мелилья и Сеута.

После получения Марокко независимости в 1956 году два этих города остались в составе Испании. В обоих городах проживает чуть больше 80 тыс. человек. Жители имеют испанское гражданство и говорят по-испански, однако население представляет собой смесь этнических испанцев и арабов.

Google Maps

По свидетельству трэвел-блогеров, пройти всю Сеуту и Мелилью можно за полтора-два часа, поскольку их площадь составляет примерно полтора десятка километров. Города имеют полноценную границу с Марокко. Марокканские пограничники при пересечении границы ставят штамп, испанцы проверяют наличие шенгенской визы, однако штампы не ставят.

В середине 1990-х годов Евросоюз столкнулся с проблемой наплыва в Европу нелегальных мигрантов. Большинство из них пытались проникнуть в ЕС через Сеуту, поэтому здесь в 1993 году построили стену длиной более 8 километров, которая получила название «Сеутская». Эту преграду неоднократно пытались штурмовать беженцы из африканских стран. Последний такой случай зафиксировали в 2017 году.

Средневековый замок в Мелилье

В Мелилье есть футбольный клуб, который выступает в чемпионате Испании. Он выступает в третьей по силе лиге испанского первенства и имеет полулюбительский статус. В Мелилью на матчи Кубка Испании иногда приезжают гранды испанского футбола — мадридский «Реал» и «Барселона», однако для местного клуба встреча с ними почти всегда заканчивается катастрофическим поражением.

Территория бывшего СССР

  • Приднестровская Молдавская Республика — непризнанное государство, контролирующее территорию, согласно административно-территориальному делению Молдавии, расположенную в границах Молдавии. Населённые пункты Васильевка, Дороцкое, Кочиеры, Кошница, Новая Моловата, Погребя, Пырыта, Копанка и часть г. Бендеры (пос. Варница) управляются Молдавией, согласно административно-территориальному делению Приднестровской Молдавской Республикой расположены в границах ПМР.
  • Южная Осетия — частично признанное государство, контролирующее территорию, согласно административно-территориальному делению Грузии расположенную в границах бывшей Юго-Осетинской автономной области Грузии.
  • Абхазия — управляется частично признанной Республикой Абхазия, согласно административно-территориальному делению Грузии расположена в пределах границ Грузии.
  • село Аибга Гагрского района Абхазии с прилегающей территорией (160 кв. км) — оспаривается Россией как часть единого села Аибга, разделённого в советское время административной границей по реке Псоу между РСФСР и Грузинской ССР. Контролируется Абхазией.
  • Нагорно-Карабахская Республика — непризнанное государство, контролирующее часть Нагорного Карабаха и некоторые прилегающие территории, согласно административно-территориальному делению Азербайджана эти земли расположены в пределах границ Азербайджана.
  • бывший Шаумяновский район, часть бывшего Ханларского района Азербайджанской ССР и восточные окраины Нагорного Карабаха управляются Азербайджаном, согласно административно-территориальному делению Нагорно-Карабахской Республики расположены в пределах НКР.
  • Донецкая Народная Республика — непризнанное государство, контролирующее территорию, согласно административно-территориальному делению Украины, расположенную в границах Украины. Претендует на всю территорию Донецкой области, контролируя её восточную часть.
  • Луганская Народная Республика — непризнанное государство, контролирующее территорию, согласно административно-территориальному делению Украины, расположенную в границах Украины. Претендует на всю территорию Луганской области, контролируя её южную часть.
  • Крымский полуостров (кроме Стрелковского и Счастливцевского сельсоветов Генического района Херсонской области) — спорная территория с 2014 года. Де-факто контролируется Россией, в рамках федеративного устройства которой на данной территории расположены субъекты Российской Федерации Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на данной территории расположены регионы Украины АР Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  • Ферганская долина, в которой располагаются территории Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, считается зоной потенциальных конфликтов. Основная причина — неразделенные границы. Паритетная комиссия по делимитации и демаркации границ уже давно зашла в тупик, хотя официально власти стран заявляют, что она активно работает в этом направлении.

Майотта

Маленький островок Майотта между восточным африканским побережьем и островом Мадагаскар стал предметом раздора между Францией и Коморскими островами. Географически Майотту относят к Коморским островам, однако Франция до сих пор не может смириться с утратой колониального владычества на территории площадью 376 кв. километров с населением около 250 тыс. человек.

В 2009 году на Майотте провели референдум, по итогам которого большинство его населения высказалось за то, чтобы остров стал частью Франции. В 2011 году Майотту официально сделали 101-м заморским департаментом Франции.

Google Maps

Однако это вызвало резкое отторжение властей Коморских островов, которые выступали за автономию Майотты. Это помогло бы им в будущем объединить Коморские острова в одно целое. Союз Коморских островов обвинил французов в колониальной политике. В 2018 году глава МИД островного государства Суеф Мохамед аль-Амин поднял эту тему на встрече с главой МИД РФ Сергеем Лавровым.

Маленький клочок земли до сих пор является предметом споров между крупнейшими мировыми державами. «Это очень важный для Франции регион. Они заинтересованы в Майотте, поскольку все равно хотят иметь влияние в этом регионе», — пояснил кандидат политических наук из Института Европы РАН Сергей Федоров.

Он добавил, что местное население также заинтересовано в протекторате Франции. На острове есть представители местной элиты, которые хотели бы присоединиться к Коморским островам и «подмять» под себя территории, которые богаты полезными ископаемыми. «Однако французы туда инвестируют, плюс поддерживают порядок на острове», — пояснил Федоров.

Вид на остров Майотта

В то же время есть еще причины, по которым Майотта не захотела присоединиться к Коморским островам. Армия Комор насчитывает всего 500 человек, однако за каких-то последних 50 лет военные организовали шесть государственных переворотов и убили троих президентов.

Северный Кипр

В 1960 году остров Кипр получил независимость от Великобритании, колонией которой долгое время являлся. Сразу после этого на острове стали обостряться отношения между двумя проживавшими здесь народами — греческим большинством и турецким меньшинством.

В 1974 году на Кипре произошел военный переворот, в результате чего к власти пришли греческие националисты, которые выступили за присоединение острова к Греции. Этому воспротивились турки. В итоге летом 1974 года в результате операции, которая получила название «Аттила», на Кипре высадился турецкий военный контингент.

Пунктирная линия с востока на запад — граница Северного Кипра и остальной части островаGoogle Maps

Страну фактически разделили на две части — южную с греческим населением и северную с турецким. В 1975 году турки-киприоты провозгласили Турецкое Федеративное Государство Северного Кипра. Это государственное образование признала только Турция, а ООН через некоторое время ввела на остров миротворческий контингент.

Жизнь в «буферной зоне», где находится миротворческий контингент, как будто застыла 40 лет назад. Здесь до сих пор стоят нетронутыми самолеты и автомобили второй половины XX века. Такая ситуация наблюдается и в решении «кипрского вопроса»: два года назад президент Северного Кипра Мустафа Акынджи летал в Швейцарию на конференцию по объединению острова.

Доцент кафедры мировой экономики МГИМО Юрий Квашнин пояснил «Телеграфу», что переговоры в 2017 году провалились. «Переговоры были не о признании Северного Кипра, а по объединению острова на условиях сохранения северной частью острова определенной автономии — в финансовых вопросах, социальных и экономических. Однако переговоры постоянно пробуксовывают, потому что там есть серьезные противоречия между странами-гарантами — Великобританией, Турцией и Грецией. В основном, между двумя последними», — уточнил эксперт.

Виноградники Северного Кипра

Квашнин добавил, что разделение острова доставляет некоторые проблемы туристам. В южной части страны располагаются два аэропорта — в Пафосе и Ларнаке, на севере есть один — аэропорт Эрджан в деревне Тимбу. Туристы, прилетевшие на остров через южные аэропорты, могут свободно попасть в северную часть. В случае приземления в аэропорту Эрджан попасть в южную часть Кипра не получится. Более того, это грозит проблемами с получением кипрской визы в будущем. «Поэтому если туристы летят в аэропорт Северного Кипра, то они делают это через Турцию. Естественно, на юг Кипра они после этого не заезжают», — подытожил эксперт.

Приграничное население и сотрудничество

Государственный интерес в таком виде сотрудничества проявляется в целом ряде сфер:

  • торговля;
  • переработка сырья;
  • формирование совместных предприятий;
  • улучшение транспортного сообщения;
  • рациональное использование ресурсов природы;
  • строительство;
  • образование;
  • и т.д.

То, с какими странами граничит Россия, обуславливает успешность взаимоотношений между государствами. Приграничное сотрудничество призвано улучшить состояние этих территорий, а также укрепить взаимоотношения между соседствующими государствами. Пересечение общих потребностей сотрудничества во многом определяется схожими характеристиками стран в плане правовой системы, уровня социально-экономического положения и общей близости народов. Соответственно, несоблюдение этих условий грозит стать серьезным барьером во взаимоотношениях между государствами

В этом плане России действительно важно, с кем граничить

Помимо неоспоримых плюсов приграничного сотрудничества, следует выделить определенные риски, возникающие при неправильной работе выделенных сфер. К ним относят:

  • переход людей с приграничных территорий;
  • угроза возникновения радикального национализма;
  • террористическая опасность;
  • нелегальная миграция.

Все это может произойти, если поверхностно подходить к вопросу приграничного сотрудничества и халатно осуществлять контроль над ним. К сожалению, сейчас многие приграничные территории России находятся не в самом лучшем состоянии. Об этом свидетельствуют показатели развития выделенных территорий, которые на 70-90% уступают средним цифрам по стране. Серьезно уступает количество инвестиций, доходы населения, есть убыточные предприятия

Поэтому России следует внимательным образом изучать международный зарубежный опыт (в частности, обратить внимание на Запад) в сфере приграничного сотрудничества, так как именно он способен вывести отстающие регионы из сложившейся ситуации

Границы исключительных экономических зон

Россия имеет морские границы исключительных экономических зон (ИЭЗ) в Баренцевом, Чукотском, Беринговом, Охотском, Японском, Азовском, Черном и Балтийском морях со следующими странами: Норвегия, США, Япония, КНДР, Абхазия, Турция, Украина, Польша, Швеция, Литва, Эстония, Финляндия. Согласно Федеральному закону от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и соответствующей Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, внутренней границей исключительной экономической зоны Российской Федерации является внешняя граница территориального моря (территориальных вод), а внешняя граница ИЭЗ находится на расстоянии 200 морских миль (370,4 км) от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Битва за Арктику

Сразу несколько государств борются за Арктику. Это единственный материк, который не участвовал в колониальном разделе. Оно и понятно: кому нужны льды? Так было до того момента, пока человечество не могло технически и экономически развивать новые месторождения углеводородов на севере. Но ситуация поменялась. Высокие цены на нефть, развитие науки и техники сделало выгодным извлечение газа и нефти с северных льдов. Сразу несколько стран втянулись в новый колониальный раздел: Россия, Канада, США, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия. В общем, те страны, кто непосредственно граничит с Арктикой.

На юге акваторию Каспийского моря не могут поделить Иран, Казахстан, Россия, Азербайджан, Туркменистан.

Общая информация обо всех государствах, граничащих с Российской Федерацией

С какими государствами граничит Россия? Российская Федерация признает свое соседство с 18 странами.

Название государств, граничащих с Россией: Южная Осетия, Республика Беларусь, Республика Абхазия, Украина, Польша, Финляндия, Эстония, Норвегия, Латвия, Литва, Казахстан, Грузия, Азербайджан, Соединенные Штаты Америки, Япония, Монголия, Китайская Народная Республика, КНДР. Здесь перечислены страны первого порядка.

Столицы граничащих с Россией государств: Цхинвал, Минск, Сухум, Киев, Варшава, Осло, Хельсинки, Таллин, Вильнюс, Рига, Астана, Тбилиси, Баку, Вашингтон, Токио, Улан-Батор, Пекин, Пхеньян.

Южная Осетия и Республика Абхазия являются частично признанными, потому что не все страны мира признали эти страны независимыми. Россия сделала это в отношении этих государств, следовательно, одобрила соседство с ними и границы.

Некоторые государства, граничащие с Россией, спорят о правильности этих границ. В большей части разногласия появились после окончания существования СССР.

Территориальные споры

За многие годы своего существования граница территорий России неоднократно претерпевала значительные изменения. История знает как ряд урегулированных споров на данный момент, так и открытых до сих пор.

Урегулированные

Довольно длинной является история линии между РФ и КНР. В начале прошлого века граница России и Китая была намного более протяженная, так как в состав последнего входила Монголия. В 50-х годах ХХ века Советский союз отправил КНР карты с собственным видением линии между странами, на что не получил замечаний с китайской стороны. Однако в середине 50-х стали появляться территориальные споры, вылившиеся в конфликт на КВЖД, который закончился разгромом войск КНР, а также в конфликт на острове Даманском, завершившийся передачей территории Китаю. Полная демаркация границ между РФ и КНР свершилась только в 2005 году. По решению обеих сторон примерно 337 квадратных километров территории было передано Китаю.

Юг России долгое время вызывал множество вопросов. Граница с Азербайджаном простирается на 327 километров. Она была окончательно установлена после подписания совместного договора в 2010 году, когда стороны обменялись ратификационными грамотами. Но ранее между государствами возникали разнообразные споры, которые долгое время не могли быть урегулированы. В начале 1950-х годов столица поручила начать строительство гидроузла для Азербайджана на территории Дагестана. После распада Советского Союза территория была отдана южному соседу, хотя располагалась в пределах России. В начале 90-х вновь остро встал вопрос об определении четких границ. Местоположение нынешних границ не оспаривается.

Российско-эстонская граница является далеко не самой протяженной, однако и она в свое время вызвала немало споров. Так, например, Эстония хотела заполучить один из районов приграничной Псковской области и правый берег Нарвы. В середине «нулевых» государства подтвердили ранее установленную границу времен СССР. Также планировалось передать Эстонии небольшой участок взамен на получение иных территорий, но стороны так и не определились с требованиями. На протяжении нескольких лет вопрос об определении границ висел в воздухе, и лишь в 2014 году стороны подписали договор об отсутствии взаимных претензий.

На некоторые территории России после распада СССР претендовала и другая балтийская республика – Латвия. Руководство страны желало заполучить Пыталовский район, расположенный в Псковской области. Впрочем, требование балтийского государства не было принято, и после подписания в 2007 году соглашения, определяющего границы между странами, данный конфликт был исчерпан.

Открытые на текущий момент

Конфликт между Россией и Украиной не утихает до сих пор, оттого все еще актуальным остается вопрос границы между двумя государствами. В 2014 году Россией был сделан важный политический шаг в виде присоединения полуострова Крым. Украинская сторона считает данную территорию оккупированной РФ, однако Российская Федерация определила границы своего государства в рамках полуострова. Протяженный отрезок имеет длину примерно 735 километров. После вхождения региона в состав Российской Федерации, Украина, не признающая его принадлежность России, ввела специфический закон, создающий особую экономическую зону на территории полуострова. Контурный отрезок границы все еще является спорным, перспектива выглядит туманной, а на территории континентальной Украины находится пограничный пункт.

Разногласия России и Японии относительно владения Курильскими островами идут не один год. Одним из итогов Второй мировой войны стало присоединение Курил к Советскому Союзу. Тем не менее, Япония оспаривает принадлежность трех крупнейших островов (Итуруп, Шикотан, Кунашир), так как считает, что их присоединение не имело юридических оснований. В свою очередь Россия настаивает на правомерном владении южными Курилами. На данный момент вопрос остается открытым, что препятствует подписанию мирного договора между государствами. Сейчас сложно предположить, когда напряженный период начнет проходить.

«Екатерина, ты была не права?»

Существуют ли спорные территории России и США? Каждый российский патриот скажет – «конечно». Аляска, которую продала, а некоторые даже утверждают, что отдала в аренду якобы императрица Екатерина II. Откуда идет такой миф? Непонятно. Но продажа Аляски состоялась относительно недавно. В 1867 году Россия продала эту территорию за 7.2 млн долларов. Конечно, можно сказать, что тогда это были большие деньги. Но на самом деле это не так. Все территории, которые США отвоевывали у других стран (Англия, Испания, Мексика) впоследствии были куплены. И суммы эти были в два раза больше – от 14 млн долларов. Фактически Александр II продешевил в два раза. Однако попытаемся разобраться, зачем это было сделано?

О своих намерениях продажи Аляски император Александр заявлял за 10 лет до этого. Историки нашли переписку с братом Константином. В ней император советовался по поводу продажи североамериканских владений. Зачем он это сделал? Была ли в этом необходимость? Если говорить объективно, то да, так как целесообразность такому договору подтверждается следующими фактами:

  • Слабость России в военном, экономическом плане. Наша страна физически не могла закрепиться на этой территории. Кроме того, необходимо было выбирать: закрепляться в Америке или на Дальнем Востоке. Потеря и того и другого была реальностью. Правительство правильно решило, что сохранение Америки при потере Дальнего Востока впоследствии приведет и к потере первой составляющей.
  • Набирающие силы Соединенные Штаты. Конечно, к 1867 году сами США не собирались забирать Аляску у России, как они это сделали с Мексикой, Испанией и Францией. Но идея «единой Америки» уже тогда летала в воздухе. Аляска была лишь делом времени. К 1867 году Штатам было просто не до России с северными территориями. К тому же экспансия населения на Аляску создавала угрозу бесплатного воссоединения с остальными Штатами населением. В этом случае Россия не получила бы ничего.
  • Союзнические отношения с США и враждебность Старой Европы. Россия в это время окружила себя врагами. Крымская война показала, кто есть кто. В этой ситуации император принял решение передать североамериканские территории своим союзникам за деньги, так как вероятность захвата этой территории со стороны Англии или Франции была велика. Наш парусный флот уже не мог противостоять пароходам, тем более на столь отдаленных землях от столицы.

Итог: Аляску продали за половину стоимости, которую США платили врагам после войны за присоединения. Выводы напрашиваются сами. США эта территория в это время тоже не особо была нужна. Конгресс не хотел ее покупать. О том, что будет через 100-150 лет, мало кто предполагал. Об огромных природных богатствах этой территории тоже никто не догадывался.

Однако наличие спорных территорий России и США есть и без Аляски.

Договор 1867 года хоть и отчуждал от нас североамериканские земли, однако пограничная морская линия не была окончательно определена. Стороны предлагали разные методы разграничения:

  • Россия – локсодромию. На карте прямая линия, изгиб на плоскости.
  • США – ортодромию. На карте изгиб, на плоскости прямая.

В результате сошлись на альтернативном варианте: линия была посередине между локсодромией и ортодромией. Однако до конца этот конфликт не урегулирован. США воспользовались слабостью СССР, и навязали новый договор в 1990 году, который значительно ухудшал наше положение в этом регионе. Но до сих пор договор не был ратифицирован нашей страной, что дает право считать его ничтожным. Сейчас эта территория считается спорной, а действия, которые хоть как-то могут обострить отношения на этой территории, не предпринимаются.

Сухопутные границы

Итак, для начала рассмотрим, с какими странами Россия имеет сухопутную границу. На сегодняшний день таких соседей у нашего государства 14. Все они – действующие члены ООН. Кроме того, есть еще две территории, которые официально другими членами мирового сообщества не признаны, – Южная Осетия и Абхазия. По мнению других стран, они по-прежнему принадлежат Грузии, а потому официального признания эти рубежи в качестве российских не получили.

Кроме того, не стоит забывать и о следующих особенностях соседства:

  • самая короткая сухопутная граница с Россией проходит на рубежах Корейской Народно-Демократической Республики. Она составляет всего 17 км. При этом общая протяженность разграничительной линии – 39,4 км;
  • с Литвой и Польшей граничит исключительно Калининградская область;
  • незначительный по площади анклав Саньково – Медвежье в Брянской области со всех сторон окружен Белоруссией;
  • важнейшим российским соседом считается Норвежское государство, граница с которым пролегает по заболоченной тундре. Именно здесь расположились все самые важные электрические станции российского и норвежского происхождения;
  • чуть южнее протянулась российско-финская граница, которая проходит по лесисто-каменистой местности. Для нашей страны этот участок имеет особую значимость потому, что здесь проходит активная внешняя торговля. Именно к Выборгскому порту доставляются грузы из Финляндии.

В целом список сухопутных границ России выглядит так:

  1. Грузия.
  2. Украина.
  3. Казахстан.
  4. Китай.
  5. КНДР.
  6. Монголия.
  7. Белоруссия.
  8. Азербайджан.
  9. Польша.
  10. Литва.
  11. Норвегия.
  12. Эстония.
  13. Финляндия.
  14. Латвия.

Единственной свободной для перевозки грузов и путешествий граждан остается граница с Белорусским государством. Осуществлять ее пересечение жители двух стран могут всего лишь по внутреннему паспорту, подтверждающему гражданскую принадлежность к Российской Федерации или Республике Беларусь.

До распада СССР наше государство имело границу с Ираном. Но после признания суверенитета северокавказских республик такой рубеж автоматически перестал существовать.

Территориальные споры

Особого внимания заслуживают так называемые спорные территории. Так, скажем, Эстония претендует на правый берег реки Нарва, который расположен на территории Ивангорода. Кроме того, интерес у этого государства вызывает и определенный участок Псковской области, а также Саатсеский сапог. Именно последний является местом переправы уральского кирпича в Европу. Когда-то действительно планировалось передать эту территорию Эстонии, но в силу внесенных ею в договор поправок российская сторона так и не ратифицировала документ.

Совсем недавно была произведена демаркация российско-китайской границы. Согласно подписанному соглашению, наши китайские соседи получили небольшой участок земли в Читинской области и еще два – рядом с островами Большой Уссурийский и Тарабаров.

По нынешний день не угасает спор относительно острова Тувы между РФ и Китаем. В свою очередь, российские дипломаты отказываются признавать независимость Тайваня, а потому никаких межгосударственных отношений с этой территорией просто не существует. И хотя политологи не прогнозируют серьезных проблем с китайской стороной в ближайшие годы, некоторые опасения (пока на уровне слухов) относительно разделения Сибири все же присутствуют.

Поиски путей урегулирования

Соглашение было ратифицировано уже после распада СССР – в феврале 1992 года, после чего стороны начали готовиться к определению границы. Разногласия все ещё сохранялись, но государства стремились к их разрешению: в 1994 году были обозначены точки стыков территорий КНР, РФ и Монголии, а также заключён договор о российско-китайской границе на её западной части.

Стороны продолжали демаркационные работы ещё длительное время, практически полностью завершив их к 1999 году. Однако и к этому времени ещё оставались довольно значительные по размерам неразграниченные участки. В октябре 2004 года в ходе визита президента Владимира Путина в КНР было подписано дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе на её восточной части.

Последние протоколы о демаркации этой части границы были подписаны в 2008 году. Россия передала Китаю половину Большого Уссурийского, Тарабаров и участок на острове Большой, всего около 350 квадратных километров земли.

Давний спор был наконец-то урегулирован, а отношения с КНР стали с каждым годом становиться все более добрососедскими: значительно вырос уровень экономической кооперации и политического сотрудничества.

Заключение

Соседние страны России – это 14 независимых государств. Помимо этого, с Японией и США страна граничит по морю. Отношения РФ со своими соседями разные: с некоторыми дружественные (Беларусь, Китай, Казахстан), с другими нейтральные, а с третьими – откровенно напряженные и неоднозначные (Грузия, Украина, страны Балтии).

Геополитическое положение России отличается как сильными, так и своими слабыми сторонами. С одной стороны, страна имеет широкие выходы к различным морям, а также контролирует почти все транспортные потоки на материке. С другой, огромная площадь территории существенно усложняет процесс контроля за протяженной государственной границей. К тому же совсем рядом с Россией сегодня существуют очаги политической или военной напряженности.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что четкое установление и соблюдение государственных границ имеет особую значимость в разрезе целостности и безопасности государства.

Но не стоит забывать, что территория большей части стран, включая РФ, – это еще и зона прохождения кратчайших транзитных грузовых путей и авиамаршрутов, связывающих не только Европу и Азию, но и страны Северной Америки с Евразийским континентом. Исходя из этого, важным остается вопрос поддержания тесных экономических и политических контактов. Такое сотрудничество позволит избежать необходимости поиска новых путей сообщения, в частности строительства газовых магистралей, железных дорог и прочих коммуникаций в обход территорий, с которыми существуют определенного рода конфликты.

Комментировать
0