Еще послужат
В прошлом году «Виноградов» совершил дальний поход с заходом в порты Азиатско-Тихоокеанского региона. А в конце минувшего ноября предотвратил вторжение американского эсминца «Джон Маккейн» в территориальные воды России в Японском море. Как сообщали в военном ведомстве, наш корабль предупредил американцев и взял курс на таран. Сразу после этого эсминец, углубившийся в российские территориальные воды на 2 км, вернулся в нейтральную акваторию.
«Удалой» фрегат2
Во время отбытия отряда кораблей Тихоокеанского флота в составе БПК «Адмирал Виноградов», «Адмирал Трибуц» и среднего морского танкера «Печенга» для выполнения задач в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк
— Изначально эти корабли строились как сугубо противолодочные. У базовой версии нет серьезных средств ПВО и ударных возможностей, — рассказал «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков. — Теперь флот получит хорошо оснащенный многоцелевой фрегат, способный решать широкий круг задач. Он сможет наносить удары и по наземным объектам, и по кораблям противника. Да и противолодочные операции будет проводить на более высоком уровне.
По мнению эксперта, российский флот испытывает большую необходимость в такого рода кораблях.
— Сейчас для флота строятся современные фрегаты проекта 22350 «Адмирал Горшков», — сообщил он. — Всего заказано десять кораблей, но их создание — длительный процесс. В строю сейчас находятся только два фрегата. Поэтому пока серия строится, основные задачи будут выполнять модернизированные корабли проекта 1155.
Сегодня промышленность с трудом строит большие корабли океанской зоны, рассказал «Известиям» бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.
— Мы построили пока только фрегаты «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов», и это заняло много лет. Когда к ним присоединятся другие представители серии, сейчас сказать трудно. «Удалые» — корабли большие. Они строились более 30 лет назад, когда главной угрозой считались подводные лодки. За десятилетия их службы все технические средства ушли далеко вперед. Поэтому решение переоснастить фрегаты правильное.
После модернизации «Удалые» прослужат еще, по меньшей мере, пять лет, уверен адмирал.
— Они будут использоваться как многоцелевые. С одной стороны, у них было мощное противолодочное вооружение: ракетоторпеды, торпеды и бомбы. Я уверен, что при модернизации им поставят самые современные средства обнаружения подводных лодок, — подчеркнул эксперт. — А с другой стороны, раз на них ракеты установят, то это будет уже ударный корабль. Большие габариты позволяют разместить на борту мощные ЗРК. С точки зрения соотношения стоимости и эффективности это удачный выбор. Такая модернизация целесообразнее, чем строительство нового корабля, который будет в 10 раз дороже, и неизвестно еще когда его закончат.
«Удалой» фрегат3
Истребители Су-33 на палубе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»
Фото: ТАСС/пресс-служба Северного флота/Андрей Лузик
Сейчас флот обращает особое внимание на борьбу с морскими группировками. На цели корабли будет наводить авиация: самолеты смогут не только заранее предупреждать о появлении противника, но и выдавать указания для крылатых ракет систем ПВО С-400, С-500 и корабельных ЗРК
МиГ-29КР и МиГ-29КУБР уже получили системы обмена информацией, Су-33 сейчас готовят к модернизации.
Универсал с ракетами
Ходовые испытания «Маршала Шапошникова» должны начаться осенью. Будет проверена надежность энергетических установок, навигационного и других систем судового оборудования, а также вооружения. По итогам проверки примут решение о передаче корабля флоту, рассказали «Известиям» источники в Минобороны.
Фрегат был зачислен в состав ВМФ в 1986 году и сейчас находится в центре судоремонта «Дальзавод», где завершается его модернизация. Большинство кораблей этого проекта не получило ударного ракетного вооружения, так как имело узкую специализацию — охотников за субмаринами.
Сейчас «Шапошникова» серьезно обновят и сделают универсальным. Известно, что в рамках работ демонтировали и отстроили с нуля более 20% его конструкций. Изменения внесли для того, чтобы можно было установить современное оборудование и ракетные системы.
Ранее «Известия» писали, что фрегат получит пусковые установки для крылатых ракет «Калибр». Они универсальны — с их помощью можно запускать гиперзвуковые «Цирконы». «Калибры» имеют дальность стрельбы около 1,4 тыс. км — небольшая высота полета и высокоточная навигационная система делают боеприпасы незаметными для самых высокотехнологичных средств обнаружения. Также они могут наносить удары по наземным целям.
«Цирконы» способны разгоняться до гиперзвуковой скорости (в 6–8 раз выше скорости звука) и поражать цели на дальности до 500 км. Их удар неотразим — противоракеты систем ПВО попросту не могут их догнать. Кроме того, фрегат получит 100-миллиметровую артустановку А-190-01, выполненную по технологии «стелс». При этом корабль сохранит свои противолодочные возможности.
Модернизация проходила не так быстро, как хотелось бы — «Маршала Шапошникова» планировали передать флоту еще в конце прошлого года, напомнил военный эксперт Дмитрий Болтенков.
— В последний раз такая модернизация на ВМФ проводилась полвека назад, — отметил он. — Похожий объем работ проделывали еще в 1970-х годах на эсминцах проекта 57-бис, которые перестраивали в БПК. Преобразование корабля — сложный процесс. Неизбежны неожиданности, которые приходится устранять уже в процессе. Например, может выясниться, что металлические конструкции, которые неплохо выглядели, проржавели, и их придется менять. Также могут решить установить более совершенное оборудование, а это повлечет за собой новые переделки.
В дальнейшем по такому же проекту планируется обновить корабли, входящие в состав Тихоокеанского флота. Их модернизация пройдет быстрее, так как технологии уже будут обкатаны на «Шапошникове», пояснил эксперт.
Сейчас любой корабль первого ранга, способный действовать в дальней океанской зоне, нужен флоту, так как их строится мало, сообщил «Известиям» старший научный сотрудник Центра анализа стратегии и технологий Михаил Барабанов.
— «Шапошников» после модернизации станет не противолодочным, а многоцелевым кораблем, — отметил эксперт. — Он сможет решать весь набор боевых задач, которые могут перед ним поставить.
Судя по большому объему предусмотренных работ, «Шапошников» вряд ли войдет в состав флота в нынешнем году, считает Михаил Барабанов.
Служба
С 14 июля 1988 года по 13 февраля 1989 года нёс службу в Персидском заливе, провёл 41 судно в 19 конвоях.
С 14 по 18 августа 1990 года нанёс визит в северокорейский порт Вонсан.
В 1990 году участвовал в эвакуации советских граждан из Эфиопии с заходами в Абу-Даби и Аден.
С 15 декабря 1990 года по 30 августа 1991 года нёс боевую службу в зоне Персидского залива, выполняя функции корабля разведки и слежения за многонациональными силами участвующими в операции «Буря в пустыне». Нанёс неофициальные визиты в порт Абу-Даби (апрель 1991 года) и порт Аден (июнь 1991 года).
С 25 ноября 1992 года по апрель 1994 года корабль прошёл капитальный ремонт на «Дальзаводе» во Владивостоке.
Перл-Харбор, Гавайи
В октябре 2003 года посетил американскую военно-морскую базу Перл-Харбор на Гаваях.
12 августа 2005 года БПК «Маршал Шапошников» в составе отряда боевых кораблей ТОФ России, включая «БДК-11», эсминца «Бурный», танкера «Печенга» и спасательного буксира СБ-522 прибыл в порт Циндао.
В марте 2006 года с визитом посетил американскую базу Апра-Харбор на Гуаме.
17 сентября 2008 года во время морских артиллерийских учений в Японском море, в результате утечки топлива в машинном отделении корабля произошел пожар, вследствие чего погибли два матроса. Сам корабль отбуксировали во Владивосток.
В марте 2009 года, после ремонта, вновь введён в состав сил постоянной готовности.
«Маршал Шапошников» во Владивостоке
25 февраля 2010 года БПК «Маршал Шапошников» (командир — капитан 1-го ранга Денис Анциферов), морской спасательный буксир и танкер «Печенга» отправились из Владивостока в Аденский залив для участия в международной операции по борьбе с пиратством в Индийском океане. 6 мая моряки с БПК «Маршал Шапошников» освободили танкер «Московский университет», захваченный сомалийскими пиратами 5 мая 2010 года в 500 милях от побережья Сомали; в ходе операции были захвачены в плен 10 пиратов. Далее, в мае 2010 года корабль вернулся во Владивосток. В июле шестнадцати морякам, участвовавшим в освобождении танкера «Московский университет», Президент РФ Дмитрий Медведев вручил государственные награды — командир 44-й бригады противолодочных кораблей капитан 1-го ранга Ильдар Ахмеров был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, командир корабля капитан 1-го ранга Денис Анциферов — орденом «За военные заслуги», а также 14 военных моряков были награждены Орденом Мужества.
С ноября 2012 года по март 2013 года корабль вновь участвовал в международной операции по борьбе с пиратством в Индийском океане.
В 2014 году БПК «Маршал Шапошников» нёс службу в Азиатско-Тихоокеанском регионе: в мае прибыл в Аденский залив и приступил к несению антипиратской вахты, в частности, сопровождению конвоя гражданских судов до безопасных вод в Красном море.
В апреле 2015 года участие в морских артиллерийских стрельбах.
В 2016 году корабль встал на ремонт и модернизацию на ОАО «Центр судоремонта „Дальзавод“» (Владивосток). Предполагается установка противокорабельного ракетного комплекса Уран; универсальной системы управления огнём корабельной артиллерии МР-123-02/3 «Багира» (используется для управления зенитной артиллерией или неуправляемым реактивным оружием), корабельного комплекса радиоэлектронного подавления ТК-25; радиолокационной системы общего обнаружения МР-710 и системы обработки радиолокационной информации 5П-30Н2; автоматизированного комплекса связи Р-779-28 и комплекса ГМССБ.
Вероятно, он будет оборудован УКСК 3С14 и ракетным комплексом «Калибр», а также 100-мм артиллерийской системой А-190-01 с башней по стелс-технологии.
16 февраля 2018 на корабле произошёл пожар в носовом машинном отделении.
Ходовые испытания корабля были запланированы на конец 2019 года, передача флоту фрегата «Маршал Шапошников» состоится в конце 2020 года 10 июля 2020 года, по данным пресс-службы КТОФ, вышел на заводские ходовые испытания в Японское море.
10 июля 2020 года БПК вышел на ходовые испытания после модернизации. На данный момент находится на испытаниях до конца 2020 года.
Строительство
Зачислен в списки ВМФ 18 марта 1982 года. Заложен в 1983 году на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде, строительный № 820. Спущен на воду в январе 1985 года. Введён в строй 30 декабря 1985 года, зачислен в состав Тихоокеанского Флота 2 февраля 1986 года.
Межфлотский переход к месту несения службы состоялся с 1 октября по 26 декабря 1987 года с промежуточными заходами в Мапуту (Мозамбик), Бомбей (Индия), Луанда (Ангола) и Викторию (Сейшельские острова), Камрань (Вьетнам).
Вооружение
- 2 × 4 пусковые установки КТ-Р-1134А ракето-торпедного комплекса УРК-5 «Раструб-Б»
- 8 × 8 пусковые установки ЗС-95 ЗУР «Кинжал»
- 2 × 1 × 100-мм артиллерийская установка АК-100
- 4 × 6 × 30-мм автоматическая корабельная артиллерийская установка АК-630М
- 2 × 12 реактивный морской бомбомёт РБУ-6000
- 2 × 4 × 533-мм торпедный аппарат
- 26 мин
- Два вертолёта типа Ка-27ПЛ / Ка-27РЦ
- Гидроакустический комплекс МГК-355 «Полином»
- Радиолокационная станция МР-760 «Фрегат-МА»
- Радиолокационная станция МР-350 «Подкат»
- Радиолокационная станция «Волга»
Служба
С 14 июля 1988 года по 13 февраля 1989 года нёс службу в Персидском заливе, провёл 41 судно в 19 конвоях.
С 14 по 18 августа 1990 года нанёс визит в северокорейский порт Вонсан.
В 1990 году участвовал в эвакуации советских граждан из Эфиопии с заходами в Абу-Даби и Аден.
С 15 декабря 1990 года по 30 августа 1991 года нёс боевую службу в зоне Персидского залива, выполняя функции корабля разведки и слежения за многонациональными силами участвующими в операции «Буря в пустыне». Нанёс неофициальные визиты в порт Абу-Даби (апрель 1991 года) и порт Аден (июнь 1991 года).
С 25 ноября 1992 года по апрель 1994 года корабль прошёл капитальный ремонт на «Дальзаводе» во Владивостоке.
Перл-Харбор, Гавайи
В октябре 2003 года посетил американскую военно-морскую базу Перл-Харбор на Гаваях.
12 августа 2005 года БПК «Маршал Шапошников» в составе отряда боевых кораблей ТОФ России, включая «БДК-11», эсминца «Бурный», танкера «Печенга» и спасательного буксира СБ-522 прибыл в порт Циндао.
В марте 2006 года с визитом посетил американскую базу Апра-Харбор на Гуаме.
В ходе сентябрьских морских артиллерийских учений 2008 года в Японском море, 17 числа в результате утечки топлива в машинном отделении корабля произошел пожар в следствии чего погибли два матроса. Сам корабль отбуксировали во Владивосток.
В марте 2009 года, после ремонта, вновь введён в состав сил постоянной готовности.
«Маршал Шапошников» во Владивостоке
25 февраля 2010 года БПК «Маршал Шапошников» (командир — капитан 1-го ранга Денис Анциферов), морской спасательный буксир и танкер «Печенга» отправились из Владивостока в Аденский залив для для участия в международной операции по борьбе с пиратством в Индийском океане. 6 мая моряки с БПК «Маршал Шапошников» освободили танкер «Московский университет», захваченный сомалийскими пиратами 5 мая 2010 года в 500 милях от побережья Сомали. В ходе операции были захвачены в плен 10 пиратов. Далее, в мае 2010 года корабль вернулся во Владивосток. В июле шестнадцати морякам, участвовавшим в освобождении танкера «Московский университет», Президент РФ Дмитрий Медведев вручил государственные награды — командир 44-й бригады противолодочных кораблей капитан 1-го ранга Ильдар Ахмеров был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, командир корабля капитан 1-го ранга Денис Анциферов — орденом «За военные заслуги», а также 14 военных моряков были награждены Орденом Мужества.
С ноября 2012 года по март 2013 года корабль вновь участвовал в международной операции по борьбе с пиратством в Индийском океане.
В 2014 году БПК «Маршал Шапошников» нёс службу в зоне Азиатско-Тихоокеанского региона.
В апреле 2015 года участие в морских артиллерийских стрельбах.
В 2016 году корабль встал на ремонт и модернизацию на ОАО «Центр судоремонта „Дальзавод“» (Владивосток). Предполагается установка противокорабельного ракетного комплекса «Уран» оснащённого ракетами Х-35; универсальной системы управления огнем корабельной артиллерии МР-123-02/3 «Багира», которая используется для управления зенитной артиллерии калибра от 30 до 100 миллиметров или неуправляемым реактивным оружием калибра от 122 до 140 миллиметра; корабельного комплекса радиоэлектронного подавления ТК-25, предназначенного для устойчивой радиоэлектронной защиты; радиолокационной системы общего обнаружения МР-710; системы обработки радиолокационной информации 5П-30Н2; автоматизированного комплекса связи Р-779-28 и комплекса ГМССБ.
16 февраля 2018 года произошёл пожар в одной из надстроек корабля.