fbpx
No Image

«удалой» фрегат: тихоокеанские рубежи защитит корабль с «цирконами»

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Стартапы в Долине – это заразно

Я проработала в My.com два года, организовывала партнерства и отвечала за глобальные коммуникации. А потом планы компании на развитие поменялись, мой руководитель ушел со своего поста, у меня родился сын – и я уволилась.

Благодаря очень активному и постоянно пытающемуся куда-то уползти младенцу, родилась идея стартапа. Нужно было решение на базе видеонаблюдения и машинного обучения, которое будет оповещать родителей о том, что с ребенком происходит что-то не то. Что он занял необычную для себя позу, долго не двигается или, наоборот, покатился к краю. По статистике, максимальный процент падения детей происходит из-за того, что родители не ожидают, что их ребенок научился делать что-то новое, например, переворачиваться. Я начала заниматься стартапом, когда малыш был совсем маленький, и в какой-то момент поняла, что просто не тяну и то, и другое – не высыпаюсь, нет топлива, в состоянии зомби ничего не получается.

Когда сыну было около девяти месяцев, агентское прошлое меня опять догнало: запустила небольшое коммуникационное агентство в Долине, консультировала технологические компании. Сейчас я эдвайзер по коммуникациям в нескольких стартапах и работаю над своим новым проектом. Я же говорю, это заразно.

Советы тем, кто хочет переехать

Перед тем как переезжать, обязательно посмотрите онлайн-калькуляторы стоимости жизни в разных штатах. В связи с COVID-19 цены на основные статьи расходов будут меняться. Но для ориентира: скромная квартира с одной или двумя спальнями в не самых перегретых местах Долины стоит около 3 тысяч долларов. Плюс страховка, машина, коммуналка, еда, садик, если есть маленькие дети (бесплатная школа доступна с 5 лет).

С друзьями на комедийном стендапе в Долине

Случается, что семьи программистов приезжают сюда на гораздо более высокую зарплату, чем в родной стране, и ожидают, что смогут позволять себе больше, чем дома.  Но структура расходов в Долине другая, некоторые сильно теряют в уровне жизни, не могут позволить себе все, чем пользовались раньше, и впадают в депрессию.

В Долину нужно обязательно ехать, если для успеха вам нужны партнеры, инвесторы. Здесь их находить гораздо проще. Долина — это про связи, контакты, нетворкинг. А делать свой бизнес можно из любого места, где есть хороший интернет. 

 

Отдельное спасибо за помощь в создании проекта PlayMe и Multiways.

Радиоэлектронное вооружение корабля

Современные противолодочные корабли России слепы и глухи без радиоэлектронного вооружения.

Под этим понятием скрываются различные системы, обеспечивающие навигацию, обнаружение и наведение на цель ракет, предупреждение о лазерном облучении и пр.

Например, боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Лесоруб-55» служит для выработки в автоматическом режиме рекомендаций экипажу по наиболее эффективному использованию возможностей корабля и его вооружения.

Радиолокационная станция «Фрегат-МА» контролирует воздушное и надводное пространство вокруг БПК. Обнаружив цели, выдает команду огневым средствам на отражение атаки противника. Эффективно работает даже при интенсивном радиопротиводействии.

Также корабль оснащен системой контроля «Корвет», гирокомпасными системами «Курс-10А-1» и «Курс-10А-2».

Комплекс связи «Кристалл» и станция космической связи «Прицел-А» обеспечивают связь в любых условиях. Станция «Прицел-А» позволяла иметь устойчивую связь с любой точкой мира.

Еще послужат

В прошлом году «Виноградов» совершил дальний поход с заходом в порты Азиатско-Тихоокеанского региона. А в конце минувшего ноября предотвратил вторжение американского эсминца «Джон Маккейн» в территориальные воды России в Японском море. Как сообщали в военном ведомстве, наш корабль предупредил американцев и взял курс на таран. Сразу после этого эсминец, углубившийся в российские территориальные воды на два километра, вернулся в нейтральную акваторию.

Во время отбытия отряда кораблей Тихоокеанского флота в составе БПК «Адмирал Виноградов», «Адмирал Трибуц» и среднего морского танкера «Печенга» для выполнения задач в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Источник изображения: Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

— Изначально эти корабли строились как сугубо противолодочные. У базовой версии нет серьезных средств ПВО и ударных возможностей, — рассказал «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков. — Теперь флот получит хорошо оснащенный многоцелевой фрегат, способный решать широкий круг задач. Он сможет наносить удары и по наземным объектам, и по кораблям противника. Да и противолодочные операции будет проводить на более высоком уровне.

По мнению эксперта, российский флот испытывает большую необходимость в такого рода кораблях.

— Сейчас для флота строятся современные фрегаты проекта 22350 «Адмирал Горшков», — сообщил он. — Всего заказано десять кораблей, но их создание — длительный процесс. В строю сейчас находятся только два фрегата. Поэтому пока серия строится, основные задачи будут выполнять модернизированные корабли проекта 1155.

Сегодня промышленность с трудом строит большие корабли океанской зоны, рассказал «Известиям» бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.

— Мы построили пока только фрегаты «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов», и это заняло много лет. Когда к ним присоединятся другие представители серии, сейчас сказать трудно. «Удалые» — корабли большие. Они строились более тридцати лет назад, когда главной угрозой считались подводные лодки. За десятилетия их службы все технические средства ушли далеко вперед. Поэтому решение переоснастить фрегаты правильное.

После модернизации «Удалые» прослужат еще, по меньшей мере, пять лет, уверен адмирал.

— Они будут использоваться как многоцелевые. С одной стороны, у них было мощное противолодочное вооружение: ракетоторпеды, торпеды и бомбы. Я уверен, что при модернизации им поставят самые современные средства обнаружения подводных лодок, — подчеркнул эксперт. — А с другой стороны, раз на них ракеты установят, то это будет уже ударный корабль. Большие габариты позволяют разместить на борту мощные ЗРК. С точки зрения соотношения стоимости и эффективности это удачный выбор. Такая модернизация целесообразнее, чем строительство нового корабля, который будет в десять раз дороже, и неизвестно еще когда его закончат.

Истребители Су-33 на палубе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»

Источник изображения: Фото: ТАСС/пресс-служба Северного флота/Андрей Лузик

Сейчас флот обращает особое внимание на борьбу с морскими группировками. На цели корабли будет наводить авиация: самолеты смогут не только заранее предупреждать о появлении противника, но и выдавать указания для крылатых ракет систем ПВО С-400, С-500 и корабельных ЗРК

МиГ-29КР и МиГ-29КУБР уже получили системы обмена информацией, Су-33 сейчас готовят к модернизации.

Роман Крецул

Примечания

  1. ↑ Данные о суммарной мощности энергоустановки БПК проекта 1155 разнятся от источника к источнику – например, справочник Бережного описывает её как 4 агрегата по 20000 л. с. (всего 80000 лошадиных сил). Значение в 62000 л. с. взято по «Нашим авианосцам» В. Бабича, как более заслуживающим доверия. Согласно этой работе (раздел «Газотурбинный бросок в океаны») – суммарная мощность каждого из двух газотурбинных агрегатов М9 складывается из основного двигателя ДТ59 в 22500 л. с. и маршевого ГТД ДО63 в 8500 л. с., что даёт 31000 л. с. на один агрегат и 62000 л. с. на энергоустановку в целом.
  2. По датам строительства корабля есть серьёзные расхождения в различных источниках; кроме указанных здесь, называется также дата закладки 11.04.1982 и спуска 28.08.1984 или 02.1983. В статье указаны даты закладки/спуска 25.03.1983/5.11.1983, как лучше всего согласующиеся со сроками формирования экипажа, а также строительства предыдущего заказа на ПСЗ – БПК «Адмирал Захаров».
  3. Головные образцы ЗРК «Кинжал» прошли корабельные испытания на ТАКР «Баку» только в 1987 году.
  4. Мыс Финистерре на западе Пиренейского полуострова считался южной границей ответственности Северного флота, далее начиналась уже зона ответственности Тихоокеанского флота СССР.
  5. Вывод в резерв вполне исправного корабля по причине непрохождения планового осмотра ГТД может выглядеть перестраховкой, но авария двигателя и пожар на однотипном БПК «Адмирал Захаров» в феврале 1992 года убедительно доказали, что пренебрегать штатными процедурами нельзя.

Общие сведения

Конструкцию противолодочных кораблей проекта 1155 определили два ключевых требования – размещение в корпусе мощной гидроакустической станции и наличие двух постоянно базирующихся на корабль противолодочных вертолётов. Первое обусловило корпус, оснащённый массивным бульбовым обтекателем и, для компенсации вызванного бульбом зарывания во встречную волну – с большим развалом шпангоутов в носовой части. Второе заставило предусмотреть расширенную вертолётную площадку в корме и сразу два ангара. Вместе с газоходами энергоустановки, выведенными в четыре дымовые трубы, это придало кораблям проекта 1155 характерный узнаваемый облик.

В результате получились достаточно мощные и современные боевые единицы, вполне эффективные для задач ПЛО. После 1991 года, в условиях массового сокращения оборонных расходов и списания большей части корабельного состава ВМФ России, именно БПК этого проекта остались в числе немногих активно продолжающих службу кораблей флота. Вплоть до настоящего времени БПК проекта 1155 образуют основу океанских соединений ВМФ России, обеспечивая эскорт более крупных боевых единиц (ТАКР, ТАРКР) в дальних походах и демонстрируя отечественный Военно-Морской флаг в различных точках Мирового океана.

Характеристики:

О жизни в Долине

В Москве очень классно вджобывать, работать с утра до ночи, реализовываться в профессиональном ключе. Там у меня не было времени встречаться с людьми не по работе, поэтому мое первое впечатление от Долины: «Вау! Сколько мы тусим! Сколько мы общаемся с интересными людьми!»

У людей, переезжающих в США на учебу в свой первый университет, интеграция происходит полноценно. А когда ты переезжаешь, состоявшись в своей стране, то постоянно сравниваешь новую жизнь с предыдущим опытом. В Москве ты — местная звезда, с признанием, кругом партнеров и хороших знакомых. А здесь весь этот опыт обнуляется, приходится начинать все с начала. С другой стороны, это дает удивительную возможность прожить вторую жизнь. 

C Wylsacom (Валентином Петуховым) в офисе My.com в Mountain View

Переехав в 35 лет, сложно заиметь общие переживания с американцами, которые, условно, не стояли в очереди с талонами в 90-е. А для дружбы очень важен общий опыт. Так что мы много общаемся с русскими. Здесь распространена культура маленьких комьюнити, поэтому люди, переехавшие во взрослом возрасте, начинают дружить с соседями или родителями из детского сада или школы, куда ходит ребенок.

Как минимум, неприлично говорить об этом вслух, поэтому мы слышали от американцев только позитивное: русские инженеры — хорошие инженеры, русский код — хороший код.

На встрече с Мариссой Мейер (на тот момент CEO Yahoo) в Стенфорде

История разработки проекта

Проект большого противолодочного корабля проекта 1155 (шифр «Фрегат») был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством В. П. Мишина.

История разработки БПК пр. 1155.1 восходит к середине 1970-х гг., когда в ответ на появление первого американского универсального эсминца «Спрюэнс» в СССР начались работы по созданию эсминца проекта 956. Сбалансированный корабль создать не удалось — гипертрофированная артиллерия и мощное противокорабельное вооружение не позволили установить на корабле сколько-нибудь эффективные противолодочные средства. В связи с этим для совместного использования с новыми эсминцами было решено начать проектирование нового противолодочного корабля пр. 1155, который и стал реальным конкурентом «Спрюэнсу» по возможностями ПВО и ПЛО.

Однако идея создания универсального эсминца, гармонично сочетающего в себе противокорабельные, противовоздушные и противолодочные функции, а также функции артиллерийской поддержки десантных операций, не была окончательно оставлена. Определённым шагом в этом направлении стало создание БПК проекта 1155.1 (головной корабль «Адмирал Чабаненко»), где за счёт замены двух 100-мм орудий одной спаренной 130-мм артустановкой и применения противолодочного комплекса «Водопад-НК» с запуском противолодочных ракет из обычного торпедного аппарата удалось разместить пусковые установки для 8 сверхзвуковых противокорабельных ракет «Москит». Кроме того, для усиления средств ПВО самообороны зенитные автоматы AK-630М были заменены двумя боевыми модулями зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик», а противолодочные бомбомёты РБУ-6000 — комплексом противоторпедной защиты РБУ-12000 «Удав». Вместо гидроакустического комплекса (ГАК) «Полином» был установлен более совершенный ГАК «Звезда-2».

В результате родился гибрид, сочетающий в себе противокорабельные ракеты и (сокращённую наполовину) артиллерию эсминца пр. 956 и средства ПВО и ПЛО противолодочного корабля пр. 1155.
Фактически этот корабль следует классифицировать как эсминец 1-го ранга, хотя по преемственности проекта он традиционно считается большим противолодочным кораблём.

Общие сведения

В начале 1980-х годов советский ВМФ начал пополняться эсминцами и БПК нового поколения, несущими самые современные на тот момент образцы ударного и противолодочного вооружения. Эти корабли – БПК проекта 1155 и эсминцы проекта 956 – были спроектированы для работы в паре, взаимно дополняя боевые возможности друг друга. БПК обеспечивал поиск и уничтожение подводных лодок, а эсминец работал против надводных и, при необходимости – наземных целей; задачи ПВО корабли решали совместно. Расчётная эффективность такой пары при охранении корабельных соединений в океане превосходила возможности пары самых современных на то время американских эсминцев типа «Спрюэнс», что вполне естественно: при прочих равных условиях специализированный корабль свою узкую задачу будет решать заведомо лучше, чем универсальный. Недостаток подобного решения состоит в том, что разнотипные корабли пары осложняют комплектование отрядов и манёвр наличными силами. Кроме того, разнотипное вооружение, энергетические установки (на БПК – газотурбинные, на эсминцах – котлотурбинные) и ходовые качества кораблей затрудняют их снабжение и совместное маневрирование.

Исходя из этих соображений, было решено спроектировать более универсальный корабль, который за счёт отказа от части специализированного вооружения мог бы решать задачи как эсминцев, так и БПК. Новая конструкция базировалась на проекте газотурбинных БПК типа «Удалой», сохранив от предшественников мощную гидроакустическую станцию и размещение на борту сразу двух противолодочных вертолётов. От эсминцев новый проект получил главный ударный комплекс крылатых ракет (вместо ракето-торпед противолодочного комплекса) и 130-мм универсальную артиллерию. По своим боевым возможностям такой корабль уже являлся скорее эсминцем, но за ним сохранили официальную классификацию «большой противолодочный корабль». Проект получил обозначение 11551.

На стапелях калининградского судостроительного завода «Янтарь» новые корабли должны были сменить строившиеся там БПК типа «Удалой» и далее строиться крупной серией (не менее 10 единиц). Головной корабль проекта, «Адмирал Чабаненко», был заложен в 1988 году, второй – «Адмирал Басистый» – в 1990-м. Однако далее отделение от СССР прибалтийских республик в 1991 году и приход там к власти антироссийски настроенных правительств превратило Калининградскую область России в изолированный анклав, что существенно затруднило снабжение завода «Янтарь» необходимыми для строительства ресурсами; к тому же в условиях тяжёлого экономического кризиса на продолжение строительства просто не хватало средств. В итоге серия кораблей проекта 11551 так и не была построена, и в боевой состав флота с большой задержкой ввели только головной «Адмирал Чабаненко».

История службы

1 мая 1989 года включён в состав КСФ.

С 16 мая по 15 декабря 1990 года «Адмирал Левченко» нёс боевую службу в Средиземном море. За этот период корабль совершил деловой заход в порт Тартус (Сирия), а также и осуществлял слежение за многоцелевым авианосцем Saratoga ВМС США.

С 1990 по 1992 год БПК «Адмирал Левченко» объявлялся лучшим кораблем на Северном флоте по нескольким видам боевой подготовки, таким как защита от оружия массового поражения, химическая подготовка, борьба за живучесть и ведение радиолокационного дозора.

С 11 по 15 октября 1993 года БПК в составе отряда боевых кораблей Северного флота с официальным визитом посетил Тулон (Франция). Визит был посвящён 100-летию захода в Тулон русской эскадры адмирала Авелана, знаменующего тогда заключение союза между Российской Империей и Французской Республикой.

В 1996 году корабль участвовал в совместных российско-британско-американских учениях «РУКУС-96», посетил английские порты Портсмут и Плимут.

В ноябре 1996 в Северном море в точке рандеву БПК «Адмирал Левченко» вступил в охранение тяжелого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий». Крейсер незадолго до того был закончен постройкой и совершал межфлотский переход к месту постоянного базирования в Североморск для завершения государственных испытаний.

С 16 по 25 апреля 1997 года участвовал в командно-штабном учении КСФ совместно с однотипным БПК «Адмирал Харламов», а также эсминцами «Бесстрашный» и «Безудержный».

В июне-июле 2003 года БПК участвовал в совместном с ДКБФ учении под руководством первого заместителя командующего СФ вице-адмирала В. Г. Доброскоченко.

В октябре 2003 года корабль совершил поход к острову Шпицберген для охраны района рыболовного промысла и демонстрации Военно-Морского флага.

В период с октября 1999 по июль 2001 года БПК прошёл ремонт на ССЗ «Северная верфь» в Санкт-Петербурге.

С декабря 2007 по февраль 2008 года корабль выполнял задачи боевой службы в Атлантике и Средиземном море, действуя в составе корабельной ударной группы Северного флота. За этот поход «Адмирал Левченко» посетил с визитами ряд иностранных портов: Ставангер, Осло и Хоконсверн (Норвегия), Портсмут (Великобритания), Брест (Франция), Рейкьявик (Исландия) и Бизерту (Тунис).

С 5 по 8 января 2009 года БПК принял участие в совместных военно-морских учениях с Турцией.

В 2010 году «Адмирал Левченко» нёс боевую службу (БС) по борьбе с пиратством в Аденском заливе. За время БС корабль совершил заходы в порт Тартус (Сирия) и Джибути, столицу одноимённого государства Африканского рога.

17 декабря 2013 года БПК «Адмирал Левченко» вышел из Североморска на свою очередную боевую службу, и с января 2014 года вошёл в состав постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море.

11 мая 2014 года, после четырёхмесячного нахождения в море, БПК «Адмирал Левченко» прибыл в Севастополь. В главной базе Черноморского флота корабль был поставлен в док на Севастопольском 13-м судоремонтном заводе для проведения планового ремонта и восстановления технической готовности. В начале июня 2014 года, завершив восстановление технической готовности, покинул Севастополь.

18 июня 2014 года, действуя в составе постоянной группировки кораблей ВМФ в Средиземном море, совершил переход из Ионического в Тирренское море через Мессинский пролив. В дальнейшем «Адмирал Левченко» завершил свой поход, вернувшись к месту постоянного базирования в Североморск.

По состоянию на 2018 год находится в строю Краснознамённого Северного флота.

За время службы корабль носил бортовые номера:

  • 405 (с 1988),
  • 691 (с 1989),
  • 671 (с 1990),
  • 605 (с 1993 года).

Командиры

За время службы кораблём командовали:

  • Капитан 1 ранга Крысов Юрий Александрович, 1985-1993;
  • Капитан 1 ранга Зудин Владимир Афанасьевич, 1993-1994;
  • Капитан 1 ранга Гурьянов Орест Юрьевич, 1994-1998;
  • Капитан 1 ранга Аршанинов Андрей Георгиевич, 1998-2001;
  • Капитан 1 ранга Максименко Сергей Алексеевич, 2001-2003;
  • Капитан 1 ранга Долгов Анатолий Петрович, 2003-2006.

О женщинах

В Америке все исследуют и меряют деньгами. Исследования показывают, что женщины на тех же самых позициях в тех же самых компаниях получают зарплату ниже, чем мужчины. На управляющих позициях женщин гораздо меньше, а в советах директоров — какое-то крошечное количество. В Калифорнии даже принят закон, что в совете директоров публичной компании должна находиться как минимум одна женщина. 

Еще с советского времени женщины эмансипированы: и шпалы с рельсами укладывали, и БАМ строили, и производством руководили, и чего только не делали. Война внесла в это огромный вклад. В России другая проблема — до сих пор не можем принять закон о домашнем насилии, несмотря на то, что по статистике жертвами в подавляющем большинстве случаев становятся женщины. Зарабатывать деньги можно, а защититься от избиений дома нельзя. Этот перекос совершенно точно нужно как можно быстрее исправлять. 

Встреча с Ильей Варламовым и Дмитрием Гришиным в Стенфорде

Модернизация вооружения противолодочного корабля проекта 1155

При проектировании корабля конструкторы попытались учесть недостатки БПК «Удалого», созданного по проекту 1155.

Прежде всего было обращено внимание на вооружение. В результате отказались от двух артиллерийских установок (АУ) калибром 100 мм, заменив их на спаренную 130 мм установку

Произведена замена противолодочного ракетного комплекса (ПЛРК) «Метель» противокорабельным ракетным комплексом «Москит».

Заменен 533 мм ТА на противолодочный РК «Водопад».

Зенитное вооружение было усилено зенитно-ракетным комплексом «Кортик». 30 мм установка АК-630 была удалена из проекта.

Гидроакустический комплекс (ГАК) «Полином» также был заменен более совершенным «Звезда-2».

Биография

А.Т. Чабаненко

Андрей Трофимович Чабаненко родился 30 октября 1909 года в семье рабочего в городе Верхнеднепровске. Украинец. В 1927 году он поступил в военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. С 1931 г. вахтенный начальник, штурман, минер подводной лодки на Черном море. В 1932 г. окончил учебный отряд подводного плавания им. С. М. Кирова, назначен старшим помощником командира подводной лодки Морских сил Черного моря. В 1933 году Чабаненко стал командиром подводной лодки на Тихоокеанском флоте. В 1938 году он был назначен командиром дивизиона подводных лодок.

Во время Великой Отечественной войны Чабаненко командовал бригадой подводных лодок Тихоокеанского флота, находившихся в состоянии постоянной боевой готовности. Участвовал в Сахалинской наступательной операции, высаживая десант у порта Маока.

В 1946 году Андрей Трофимович Чабаненко окончил академические курсы при Военно-морской академии, получив по завершению обучения должность командира Южно-Сахалинской военно-морской базы. В 1948-1950 гг. был слушателем военно-морского факультета Военной академии Генштаба. С 1950 г. на Балтике, командир военно-морской базы Порккала-Удд, начальник штаба 8-го ВМФ. С 1951 г. вице-адмирал. В апреле 1952 года был назначен командующим Северным флотом, позднее А.Т. Чабаненко писал:

Десять лет на Северном флоте были самыми напряженными и яркими… Удалось добиться создания мощной строительной организации, без которой нельзя было преодолеть отставание в устройстве базирования. Завершил разработку тактики действий подводных лодок в ударно-поисковых и разведывательных завесах и практически отработал на учениях

адмирал

Под его руководством были совершены первые полярные и дальние походы подводных лодок. 17 июля 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол», совершив переход подо льдами Арктики, всплыла в районе Северного полюса. Задачи такого уровня сложности были решены впервые в истории мирового флота. А в сентябре 1960 года состоялся первый в мире пуск баллистической ракеты из подводного положения, с борта подлодки Б-67.

В июне 1962 года Андрея Трофимовича назначили помощником начальника Генерального штаба Вооруженных сил СССР по Военно-морскому флоту. В мае 1972-го был направлен профессором-консультантом в Академию Генерального штаба, а в ноябре 1976 года вышел в отставку. Андрей Трофимович Чабаненко скончался 19 декабря 1986 года.

Описание конструкции

Общий вид БПК проекта 11551

Архитектура корабля и конструкция главной энергетической установки, в основном, повторяет прототип – БПК проекта 1155. Внешне наиболее заметное отличие – одна двухорудийная башня универсального калибра в носовой части, вместо двух линейно-возвышенных одноорудийных башен на прототипе

Менее заметное, но очень важное изменение – замена счетверённых ПУ ракето-торпед «Раструб» под крыльями ходового мостика на четырёхконтейнерные ПУ сверхзвуковых крылатых ракет «Москит». ПВО корабля усилили заменой шестиствольных автоматов АК-630 новейшими зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Кортик»

Из невидимых снаружи, но тоже очень важных усовершенствований – замена гидроакустического комплекса (ГАК) «Полином» более новым ГАК «Звезда», а также основных газотурбинных двигателей на их улучшенную версию. Переработке подверглись обводы корпуса в носовой части (под новый ГАК) и компоновка внутренних помещений.

Корпус и архитектура

Модель корабля проекта 11551, хорошо видны обводы корпуса и массивый бульб

Стальной корпус, подобно кораблям проекта 1155, имеет удлинённый до 2/3 длины корпуса полубак и большой развал шпангоутов в носовой части. Последнее было введно для компенсации негативного влияния массивного бульбового обтекателя мощной гидроакустической станции. Двойное дно по всей длине служит как для целенй непотопляемости, так и для хранения топлива. Установлена активная система успокоения бортовой качки (сокращает размах качки в три раза).

Помещения разделены огнеупорными переборками с применением негорючих материалов. Также для борьбы с пожарами используется стационарная система пенотушения.

Три группы надстроек, расположенных в средней и кормовой частях, изготовлены из лёгкого алюминиево-магниевого сплава. Антенные посты радиотехнических средств корабля, главным образом, размещены на двух мачтах ферменной конструкции.

Энергетическая установка и ходовые качества

«Адмирал Чабаненко» проекта 11551 на ходу в море

Главная энергетическая установка газотурбинная, состоит из четырёх ГТД, работающих на два гребных винта. Двигатели попарно объединены в два агрегата М9Б, каждый из которых состоит из маршевого двигателя ДО90 мощностью 15000 л. с. и основного (также называемого форсажным) ГТД ДТ59 мощностью в 22500 л. с. Таким образом, суммарная мощность каждого из двух агрегатов М9Б составляет 37500 л. с., а энергетической установки в целом 75000 л. с. Каждый агрегат работает на свою линию вала. На экономическом режиме действуют лишь маршевые турбины – более экономичные и отличающиеся большим ресурсом, зато и менее мощные; при необходимости развить полный ход к маршевым подключаются мощные основные турбины. На предшествующем типе «Удалой» вместо М9Б стояли более ранние версии тех же агрегатов – М9, отличающиеся почти вдвое меньшей мощностью маршевых ГТД (8500 л. с. против 15000 л. с.). Таким образом, по сравнению с проектом 1155, на БПК проекта 11551 суммарная мощность ГЭУ возросла на 13000 л. с. (с 62000 до 75000 л. с.) Тем не менее, в этом отношении проект 11551 так и не сравнялся с эсминцами проекта 956, чья паротурбинная установка способна развивать мощность до 100000 л. с., это сказалось и на скорости (29,5 узлов против 33,4 узла у эсминца).

Экипаж и обитаемость

Экипаж корабля состоит из 296 человек (из них 32 офицера). Для размещения экипажа на борту предусмотрены одно- и двухместные каюты для офицерского состава, двух- и четырёхместные каюты для мичманов, а также кубрики на 12 и 14 человек для матросов. Автономность по запасам провизии составляет 30 суток.

Для использования корабля в различных климатических условиях обитаемости БПК уделили существенное внимание. В конструкции предусмотрены помещения для отдыха и занятий спортом, а также лазарет.

Итог

Адмирал Андрей Трофимович Чабаненко сделал очень много для Военно-морского флота и укрепления обороноспособности страны. Кроме того, он оставил богатое наследие для будущих поколений военных моряков.

Под руководством Чабаненко началось масштабное освоение атомных подводных ракетоносцев, что открыло новую эру в строительстве ядерного щита нашей страны. Наработки, появившиеся при нем, используются до сих пор.

Кроме того, благодаря адмиралу А.Т. Чабаненко, была заложена мощная и стабильная строительная база, на основе которой Советским Союзом было преодолено отставание от Запада в способах базирования военно-морских сил.

Увековечивание памяти

Могила А.Т. Чабаненко

БПК “Адмирал Чабаненко”

По инициативе Чабаненко в заполярном городе Североморске – столице Северного флота, был построен Дом офицеров флота, первый на Кольском Заполярье широкоформатный кинотеатр, современный плавательный бассейн, военная поликлиника, городская больница, а также парк. Фактически, Чабаненко создал в Североморске инфраструктуру для жизни и работы моряков, их семей и служащих ВМФ.

В 1990 году в память об А.Т. Чабаненко была названа улица в г. Североморск.

В память об адмирале назван большой противолодочный корабль Северного флота «Адмирал Чабаненко».

Много сил Андрей Трофимович и его друзья отдали, добиваясь восстановления доброго имени адмирала Николая Герасимовича Кузнецова, которого они высоко ценили, глубоко уважали. Но порадоваться восстановленной справедливости Андрей Трофимович не успел. Третий Инфаркт. 19 декабря 1986 года адмирала Чабаненко не стало.

Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Комментировать
0