fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Ми-12

Эта модель продолжила линию тяжелых грузоподъемных советских вертолётов. Это крупнейший вертолёт в истории авиации. Первый раз он поднялся в небо в 1967 году.

На машине установили мощные двигатели и роторную систему, которые
позаимствовали у Ми-6. На двух сторонах установили по одной роторной системе. Из-за чего пришлось укрепить фюзеляж. Сам фюзеляж имел двухэтажную конструкцию для лучшего обзора из кабины пилотов.

Во время одного из полетов, Ми-12 застыл в воздухе. В этот момент заглох один из двигателей и вертолёт рухнул. Создателям удалось восстановить машину, но проект закрыли. Крест на программе поставила изменившаяся концепция советского военного командования.

13

Снова вертолеты

Первый экспериментальный вертолет Сикорского поднялся в воздух под его управлением 14 сентября 1939 г. Он имел одновинтовую схему с автоматом перекоса и хвостовым рулевым винтом. В настоящее время эта схема стала классической, по ней построено свыше 90% вертолетов всего мира, но тогда большинство авиаконструкторов считало ее бесперспективной.

После двух лет напряженных испытаний и доводки экспериментального аппарата, в 1942 г ., был создан опытный двухместный вертолет S-47 (R-4), поступивший вскоре в серийное производство. Он был единственным вертолетом стран антигитлеровской коалиции, применявшимся на фронтах второй мировой войны. Акции Сикорского вновь пошли в гору. Правление «Юнайтед Эйркрафт» восстановило самостоятельность фирмы «Сикорский Эйркрафт», которая вскоре получила новую собственную производственную базу в Бриджпорте. Эта база оставалась основным центром фирмы Сикорского вплоть до 1955 г ., когда в связи с большим ростом заказов был построен новый завод в Стратфорде, куда Сикорский и вернул свою резиденцию.

Со временем появились более совершенные легкие вертолеты Сикорского. Особенно большой успех выпал на долю послевоенного S-51. Он широко применялся во многих государствах как в боевых, так и гражданских целях, выдержал напряженную конкуренцию с летательными аппаратами других вертолетостроительных фирм. Особенно отличился этот вертолет в операциях по спасению человеческих жизней. Именно такое назначение Сикорский считал главным для вертолета. С приобретения лицензии на S-51 началось серийное вертолетостроение в Великобритании. Легкий S-52 стал первым в мире вертолетом, выполнившим фигуры высшего пилотажа.

Как и ранее в самолетостроении, наибольший успех ждал Сикорского на поприще создания тяжелых машин. Здесь ему не было равных. В противоположность бытовавшему в то время мнению он построил по классической одновинтовой схеме в 1949 г . трехсполовинотонный, а в 1953 г .— четырнадцатитонный вертолеты, доказав возможность использования такой схемы для вертолетов любого весового класса. Гениально изменяя компановку, Сикорский создавал на редкость удачные для своего времени транспортные вертолеты. С лицензии на S-55 началось серийное вертолетостроение Франции. Косвенным путем повлиял Сикорский и на становление вертолетостроения на своей родине

Успешное применение вертолета Сикорского в Корее, первый трансатлантический перелет заставили советских руководителей обратить внимание на винтокрылую технику

Все попытки конкурентов создать что-либо близкое по характеристикам к S-56 не увенчались успехом. Он вообще не имел аналогов. Это был самый большой и грузоподъемный вертолет, оснащенный поршневыми двигателями. Установив мировые рекорды, он был признан не только самым грузоподъемным, но и самым скоростным. Впоследствии Сикорский построил экспериментальный бесфюзеляжный вертолет-кран, позволяющий увеличить вес перевозимого груза и упростить погрузочные работы.

Самый лучший вертолет, созданный Сикорским, поднялся в воздух в 1954 г . Это был S-58. Он строился рядом стран, и многие его экземпляры эксплуатируются до настоящего времени. По своим летно-техническим и экономическим характеристикам он превзошел все вертолеты своего времени. Он стал «лебединой песней» великого авиаконструктора. В 1958 г ., когда серийное производство этого вертолета достигло своего пика — 400 машин в год, Сикорский вышел на пенсию, сохранив за собой должность советника фирмы.

На недосягаемой высоте

Он оставил пост руководителя, когда фирма была в цветущем состоянии. Ни одна из конкурирующих вертолетных фирм не могла сравниться с ней по технологическому и лабораторному оснащению, по числу сотрудников, объему и разнообразию продукции, количеству гарантированных заказов.

Мощный задел, оставленный Сикорским, и постоянные консультации с ним способствовали созданию в конце 50 — начале 60-х годов на фирме «Сикорский Эйркрафт Корпорейшн» успешных вертолетов нового, второго поколения, главной особенностью которых было применение газотурбинных двигателей вместо поршневых.

Основатель мирового вертолетостроения долго оставался на недосягаемой высоте. Под его руководством были созданы и доведены до серийного производства вертолеты всех существовавших классов. Его называли «вертолетчик № 1». В США им было создано 17 базовых типов самолетов и 18 — вертолетов.

Великий конструктор никогда не скрывал своего негативного отношения к событиям, происходившим на родине, но при этом всегда оставался патриотом России. «Нам нужно работать, а главное — учиться тому, что поможет нам восстановить Родину, когда она того от нас потребует», — говорил он, обращаясь к соотечественникам-эмигрантам. Он много сделал для пропаганды в Америке достижений русской культуры и науки, бессменно оставаясь членом правления Толстовского фонда, Общества русской культуры и т.п. Оказывал моральную и финансовую поддержку выходцам из России, различным общественным и политическим эмигрантским организациям. Выступал с лекциями и докладами, причем не обязательно на авиационные темы. Будучи глубоко религиозным человеком, Сикорский много способствовал развитию Русской Православной церкви в США, поддерживал ее не только материально. Он написал ряд книг и брошюр (в частности, «Невидимая встреча», «Эволюция души» и «В поисках Высших Реальностей»), относимых специалистами к числу наиболее оригинальных произведений русской зарубежной богословской мысли.

За свою жизнь Сикорский получил свыше 80 различных почетных наград, призов и дипломов. Среди них российский орден Св. Владимира 4-й степени, о котором здесь уже упоминалось, а также медали Давида Гугенхейма, Джеймса Уатта, диплом Национальной галереи славы изобретателей. В 1948 г . ему была вручена редкая награда — Мемориальный приз братьев Райт, а в 1967 г . он был награжден Почетной медалью Джона Фрица за научно-технические достижения в области фундаментальных и прикладных наук. В авиации, кроме него, ее был удостоен только Орвил Райт. Сикорский был почетным доктором многих университетов.

Скончался великий авиаконструктор 26 октября 1972 г.

Игорь Иванович Сикорский

Каким он был, этот выдающийся авиаконструктор? Среднего роста, с мягкой, даже застенчивой, манерой разговора и поведения, он обладал недюжинной силой, моральной и физической. Любил путешествовать, объездил на машине всю Америку, побывал во многих странах мира. Увлекался альпинизмом, покорил многие пики Америки и Канады. Особой его любовью были вулканы — «могучий и величественный феномен природы», по словам Сикорского. Человеческому общению предпочитал уединение, уезжая на машине далеко от городской суеты.

В 1917 году Сикорский женился, но брак этот оказался непродолжительным. У него родилась дочь Татьяна, в будущем профессор социологии Бриджпортского университета. Второй раз Сикорский женился в 1924 году на Елизавете Алексеевне Семеновой. Их первенец Сергей работал в отцовской фирме, был ее вице-президентом. Остальные трое сыновей избрали другие профессии: Николай стал скрипачом, Игорь — адвокатом, Георгий — математиком.

Глубоко религиозный человек, Сикорский не только материально поддерживал русскую православную церковь в Америке, но и сам был автором нескольких богословских трудов. Помня о своем бедственном положении в первые годы пребывания в Америке, он оказывал материальную помощь различным эмигрантским организациям.

Сикорский умер 26 октября 1972 года и был похоронен в городке Истон, Коннектикут. За свою жизнь он был удостоен множества почетных званий и наград, но главная его награда — это благодарность людей, широко использующих созданные им машины. И среди этих благодарных людей — президенты Соединенных Штатов, которые, начиная с Дуайта Эйзенхауэра, летают на вертолетах с надписью «Sikorsky» на борту.

«Природа» № 9 1998 г . стр. 71

Новые публикации

«Рейс жизни»: Аргентина встретила российскую вакцину с благодарностью 26.12.2020

Накануне католического Рождества Аргентина получила, возможно, самый главный подарок в этом году – российскую вакцину «Спутник V». 300 тысяч доз были доставлены на борту самолёта, который провёл в полёте почти сутки, отведя для стоянки лишь время, необходимое для загрузки вакцины. В этом подарке есть вклад и Русского центра при Университете Буэнос-Айреса.

Россия в музыкальном авангарде 24.12.2020

Современная академическая русская музыка сочиняется, записывается и всё громче звучит на зарубежных сценах и ведущих фестивалях мира, отмечают специалисты. Происходит это благодаря тому, что творчество российских композиторов начали активно представлять, издавать и размещать на международных площадках.

«Он наш!»: на концертах в Берлине перуанец поёт русские и украинские песни 23.12.2020

Когда 17-летний перуанец Хавьер Касерес Хара (Javier Caceres Jara) прилетел учиться в СССР, у него было ощущение, что он оказался на другой планете. Впрочем, он быстро стал здесь своим – и не только потому, что овладел русским, но и потому, что замечательно пел. Сейчас Хавьер живёт в Берлине, где работает в финансовой сфере, но также выступает как исполнитель песен и романсов. В его репертуаре – песни на русском, украинском, испанском, немецком и других языках.

Галлиполи – колыбель Русского зарубежья 23.12.2020

«Галлиполийское сидение» – пребывание частей белой армии, эвакуированных в 1920 г. из Крыма, в окрестностях города Галлиполи на берегу Дарданелл, – стало настоящим испытанием и школой духа для многих русских, оказавшихся в эмиграции. Алексей Павлович Григорьев (Франция) – руководитель объединения русской православной молодёжи «Витязи», сооснователь и председатель Союза потомков галлиполийцев (СПГ) – рассказал «Русскому миру» о cвоём восприятии Русского исхода, о ценностях Галлиполи и о деятельности СПГ.

Стратегическая миссия 23.12.2020

Вот уже несколько недель в Киргизии не стихает громкая дискуссия, спровоцированная предложением участника Конституционного совещания лишить русский язык официального статуса, который закреплён законодательно. Руководство страны поспешило заверить, что менять существующий порядок не намерено. С таким же заявлением выступили другие представители Конституционного совещания. Почему же русский язык так важен для развития Киргизии?

«История России является одной из наиболее интересных глав всемирной истории» 21.12.2020

В Печском университете (Венгрия) уже более 15 лет работает научно-исследовательская группа МОСТ по изучению современной истории России и СССР. Её руководитель доцент Дьёрдь Бебеши не только преподаёт студентам российскую историю, но и организовал для них бесплатные курсы русского языка.

Русская православная церковь онлайн 21.12.2020

Руководитель управления по работе с государственными структурами Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и средствами массовой информации Павел Лебедев, выступивший на круглом столе «Межрелигиозный диалог онлайн», рассказал о православных медиаресурсах, а также о горячих линиях для верующих, созданных в период пандемии.

Sikorsky X-Wing

Игорь Сикорский и конструкторы созданной им компании «Sikorsky Aero Engineering Corporation» не боялись экспериментировать. Конструкторское бюро работало над усовершенствованием созданных ранее летательных аппаратов.

В середине 1970-х годов конструктор начал эксперимент, сочетая новые мощные роторные установки с аэродинамикой. Получилась забавная модель, напоминающая летательные аппараты из «Звездных войн». Была увеличена ширина лопастей, а реактивные двигатели располагались по бокам фюзеляжа.

После вертикального взлёта крестообразное крыло фиксировалось, и лопасти «X-Wing» выполняли роль обычного крыла, как у самолётов. Разработки потребовали дополнительного финансирования, и руководство ВВС США свернули проект.

Кстати, на most-beauty есть интересная статья про самые маленькие самолеты в мире!

5

Лучшие вертолеты в мире

Проектированием и конструированием занимается ряд развитых стран. В мире можно насчитать несколько десятков моделей, которые считаются лучшими в сферах своего предназначения. Но лишь несколько стали настоящими легендами.

AH-1Z Вайпер

Пятое место занимает Вайпер, это ударный вертолет, оснащенный двумя двигателями. Он оптимален для многоцелевого использования и поэтому по праву считается универсальным. Его разрабатывали специально для военной морской пехоты США в рамках программы модернизации H-1. Один из вариантов часто называют “Зулу Кобра”, но миру он больше известен именно как Вайпер. Отличительными особенностями стали винты на четыре лопасти, улучшенная прицельная система и композитные несущие. Используется не только американской армией, но вооруженными силами Ирана, Китая, Турции и других стран.

Еврокоптер Тигр

Совместная разработка инженеров из Франции и Германии, тоже относится к ударному типу. У него два мощных турбовальных двигателя, каждый на 1303 лошадиные силы. Максимальная скорость, которую они позволяют развить составляет 278 километров в час. Но выделяется он вовсе не производительностью. У этой машины самая совершенная маскировка в своем классе. Производимый уровень шума снижен до самого минимума, что очень значимо для военной авиации. Установлено оружие, это пушка на калибр 30 мм, предусмотрены четыре точки для размещения ракетниц. Есть возможность установить и пулеметы. Такими пользуются армии стран-разработчиков, а также Испания и Австралия.

Вертолет Mи-28H

Позиция в середине рейтинга и третье место достались нашему противотанковому ударнику Ми-28Н. В НАТО его называют по-другому, Havoc, что переводится, как опустошитель. Прозвище оправдано сутью: наш Ми способен работать в любой время суток и года и при любых погодных условиях. Он оптимизирован под боевые цели, так как предназначен специально для них, в этом классе он превосходит даже легендарный Ми-24. В носовой части размещена установка под пулеметы, под крыльями предусмотрены крепления для перевозки грузов.

Все важнейшие узлы дублированы и расположены в разных зонах, чтобы в случае поражения одной остался дубликат. Именно это решение обеспечивает максимальную живучесть, соответственно, и выживаемость экипажа. Мощность двигателя — 2200 лошадиных сил, он развивает скорость до 300 км в час.

AH-64D Apache Long Bow

Мы приближаемся к лидеру рейтинга, рассмотрим того, кто расположился на первом месте. АН-64 Апач показал свое мощное противотанковое поражающее действие в Персидском заливе. Он тоже сохраняет работоспособность в любых условиях, даже во время природных стихий. Модель создавали для армии США, и она соответствует целому ряду жестких требований. Это самая современная электроника, мощная огневая сила и уникальная система управления огнем. Его можно оснастить ракетами разного типа и калибра, а также автоматической пушкой.

Камов KA-50/KA-52

Неудивительно, что лидером стала именно “Черная Акула”, созданная Конструкторским бюро Камова. Его создали в 80-е годы, затем в 1995 году обновили под современные нужды российской армии. Это компактный одноместный вертолет ударного типа был сконструирован таким образом, чтобы минимизировать риск гибели пилота. Именно поэтому он создан маленьким, то есть легким и очень маневренным. Это единственная однопилотная модель, она способна поднимать в воздух 24 ракеты и 4 ракетных блока. КА-50 может перевозить ракеты класса воздух-воздух, что делает его опасным противником для других летательных аппаратов. Радиус его боевого поражения — 250 км, максимальная скорость — 350 км в час. Присутствует боевая пушка калибром 30 мм.

Теперь ты знаешь, в каких странах делают вертолеты, и можешь гордиться, что лучшие из них производят в нашей стране. Более того, отцами вертолетостроения тоже стали наши соотечественники.

Первый блин

В Штатах учёного ждал очень радушный приём: работа с местными научными светилами из Национального комитета по аэронавтике(NACA) и выполнение заказов для армии. Последняя спонсировала строительство его вертолёта, который очертаниями напоминал современные квадрокоптеры.

В декабре 1922 года первый аппарат наконец-то взлетел. Он был исключительным для своего времени. Взлётный вес составлял две тонны, а полезный груз — 450 кг. Сам Эдисон поздравил изобретателя.

По свидетельству американцев, когда Ботезат в США начал работать над созданием вертолёта, у него уже имелся готовый проект. Но насколько он был похож на оригинальный — 1917 года — никто не знает.

Несмотря на грандиозный успех, военные решили, что армии пока такие машины не нужны, и свернули разработки. По-настоящему к созданию вертолётов вернутся только через десять лет, в 1930-х годах. И новые будут очень сильно отличаться от своих предшественников.

Ботезат так и остался в истории человеком, который построил первый тяжёлый вертолёт-квадрокоптер. Увы, при всех достоинствах изобретения, это был первый блин и скептицизм русского профессора полностью оправдался. Аппарат оказался слабо управляемым, пилот в любую минуту рисковал угробить двухтонного монстра. Итог не порадовал заказчика.

Не Ботезат сделал вертолёт массовой машиной, это заслуга других изобретателей.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ

Впервые вертолеты использовали в военных целях во время Второй мировой войны для несения патрульной службы и спасательных работ. Эвакуация раненых с поля боя была главной задачей для вертолетов во время войны в Корее. Эти вертолеты имели поршневые двигатели, и поэтому скорость их полета и грузоподъемность были невысокими.

Американские вертолеты с газотурбинными двигателями появились во время войны во Вьетнаме. Роль вертолетов значительно возросла. Военные вертолеты использовались для наблюдения, транспортировки войск и снаряжения.

Позже вертолеты начали принимать активное участие и в боевых действиях. Вооруженный реактивными снарядами и ракетами, вертолет стал высокоэффективным средством борьбы с танками. Дальнейшее усовершенствование оптических приборов расширило возможности применения вертолетов для контроля за передвижением войск даже ночью (с помощью инфракрасных приборов ночного видения). Появились вертолеты-разведчики и вертолеты для выполнения специальных заданий, таких, как борьба с террористами.

В сухопутных войсках США насчитывается более 7000 действующих вертолетов. ВМС, морская пехота и ВВС США также используют вертолеты.

Вертолеты находят универсальное применение как транспортное средство. Они используются для воздушного наблюдения, поисковых и спасательных операций, перевозки людей и грузов, особенно в труднодоступных районах.

Почти четверть гражданских вертолетов США принадлежит частным компаниям. Служебные вертолеты компаний используются главным образом для перевозки работников в деловые центры, филиалы компании и аэропорты.

Вертолеты обслуживают также и обычных пассажиров. Во многих крупных городах имеются рейсовые вертолеты, которые курсируют между центром города и ближайшими аэропортами.

Рыбаки используют вертолеты для обнаружения косяков рыбы. Фермеры применяют их для обработки посевов, а лесничие – для обнаружения лесных пожаров. Универсальность вертолетов содействовала их успешному применению в многочисленных совершенно различных областях человеческой жизнедеятельности.

Кто придумал вертолет

Если не считать изобретением рисунки Леонардо Да Винчи и игрушки вроде палочки с перьями, которой играли дети в Китае, то первыми придумали вертолет можно посчитать братьев Бреге, в 1907 их аппарат даже летал. Вот только это был автожир, а не вертолет. До изобретения автомата перекоса винта, никаких вертолетов создать не получалось.

Но начать лучше с интересного, с легенды об истории успеха Сикорского.

По просторам интернета бродит байка о том, что якобы энтузиаст вертолетостроения Игорь Сикорский, занимавшийся по долгу службы разработками самолетов, собрал таки вертолет на заднем дворе не надеясь особо на его коммерческий успех. И вот однажды на восточном побережье США разыгрался сильный шторм, недалеко от берега терпела бедствие баржа. Береговая охрана была беспомощна…

И тут вспомнили о диковинной машине Сикорского. Пишут, что это был первый вертолет построенный им в США, и что он лично его пилотировал спасая моряков. На утро все газеты США написали об этом случае. Тут то к вертолетам Сикорского и пришла известность, и поверили в них, и стали покупать их…

На самом деле — это миф. Все произошло совсем не так. История со спасением моряков случилась в ноябре 1945 года, когда первый прототип вертолета VS-300 (потому, что третий вертолет Сикорского, первые два были построены еще в Российской Империи прозванный «Игоревским кошмаром» и «Гадким утенком» уже был сдан в музей в качестве экспоната). А еще в 1942 году компания Сикорского получила заказ на производство вертолетов S-47 (XR-4 «Летающая ветряная мельница», «Flying windmill») от армии США.

Гадкий утенок VS-300

На самом деле

Описанная история была первым в мире случаем спасения людей вертолетом без посадки. На завод в Бриджпорте действительно позвонили из береговой охраны и спросили смогут ли там помочь. Не так давно береговая охрана США проводила испытания, чтобы проверить возможность спасения людей с помощью вертолета с помощью лебедки, но в реальных условиях, да еще и во время шторма такого еще никто не делал.

У Сикорского был вертолет R-5 с недавно установленным гидроподъемником. Пилотировал его Джим Винер племянник Игоря Сикорского и вертолетчик-испытатель его компании. Двоих человек по очереди доставили на берег, причем капитана баржи не удалось поднять на борт, так как устройство заклинило. Он так и провисел на тросе до самого берега. Именно этот эпизод и снял фотокорреспондент одной из местных газет. Конечно, эта история стала очень резонансной, но первые заказы  компания Сикорского получила гораздо раньше.

Легендарный «Черный Ястреб»

Что изобрел Сикорский

Что же касается «схемы сикорского» с одним несущим и одним рулевым винтом, то Игорь Сикорский получил на нее патент в 1931 году. Такая же схема была предложена Борисом Юрьевым (учеником и зятем самого Николая Жуковского, создателя аэродинамики) в 1911 году. А в 1912-м, Юрьев получил золотую медаль на международной выставке продемонстрировав модель вертолета с одним несущим и одним рулевым винтом и автоматом перекоса.

Что же Сикорский? В чем его заслуга, в таком случае? Игорь Сикорский увидел перспективы такой схемы тогда, когда большинство авиаконструкторов видели будущее в вертолетах с двумя несущими винтами расположенными поперечно. Он построил вертолет, усовершенствовал его, нашел заказчиков и запустил в производство. Да и автоматы перекоса винта у Юрьева и Сикорского отличаются.

Именно Сикорского называют создателем вертолета, его вклад наиболее весом. Нам очень повезло, что Сикорский оказался не только гениальным инженером, но еще и хорошим бизнесменом. Не так давно экспериментальный вертолет компании Сикорского построенный по новой схеме Х-2 достиг скорости 460 км/ч, побив тем самым рекорд скорости для вертолетов в горизонтальном полете.

S-97, перспективная разработка компании. Уже по совсем другой схеме

Когда придумали вертолет?

Выходит так, что винтокрылые машины придуманы уже давно, но все это были «не настоящие вертолеты». А первые изобретения из в Китая около 400 года нашей эры? Палочка с перьями, которую можно было раскрутить между ладоней. Потом были идеи Леонардо Давинчи, Ломоносова, д’Амекура… Но это все только идеи оставшиеся на бумаге или в виде прототипов, которые не совсем и вертолеты.

Сикорский все равно «вертолетчик номер один», его вертолеты были серийными они летали и делают это до сих пор. Его схема — самая популярная в мире, потому, что работает.

Комментировать
0