Современные ракетные катера
Российский флот может гордиться тем, что на вооружении у него стояло большое количество ракетных катеров в разные годы. Многие их представители отправлены на экспорт в другие страны: Болгария, Румыния, Польша, Индия, Вьетнам, Туркмения, Йемен, Египет.
Всего было спроектировано 62 модели и модификации ракетных катеров. Вот основные действующие лодки:
- «Бора» – на вооружении с 1984 года
- Катер Р-60 проекта 12411 – с 1985 года
- Катер «Мираж» принят на вооружение в 1983 году
- Р-71 «Шуя» стоит на безе флота РФ с 1985 года
- Р-109 проект 12411 – в строю с 1990 года
- Катер «Набережные Челны» работает с 1989 года
- Ракетный малый корабль «Ивановец» – с 1990 г.
- «Самум» проект 1239 принят в ряды флота в 1991 году
- Катер «Штиль» – во флоте с 1976 года.
Все они имеют мощное новейшее оборудование и вооружение, которые соответствуют мировым стандартам военной техники.
Конструкция
Пассажирский салон теплохода Ракета-269 |
Ходовая рубка теплохода Ракета-269 |
Клёпаные корпус и надстройка изготовлены из дюралюминия, за исключением некоторых стальных деталей. Корпус разделён водонепроницаемыми переборками на семь отсеков. За форпиком начинается пассажирский салон; в нём установлены 66 кресел авиационного типа — рядами по три с каждого борта. Ближе к корме расположено машинное отделение. В кормовой части судна расположена открытая прогулочная палуба; с неё можно попасть в санузел, а также — по трапу — на тентовую палубу. Ходовая рубка, полуутопленная в машинное отделение, расположена в кормовой части тентовой палубы, там же находятся швартовые кнехты и трап-сходня для пассажиров.
Крыльевое устройство
Теплоход оснащён носовым и кормовым крыльями плоско-выпуклого профиля с заострённой передней кромкой. Крылья крепятся к корпусу разборными стойками: нижняя часть стоек приварена к крылу, а верхняя болтами крепится к корпусу. Фланцевое соединение стоек допускает использование клиньев для изменения угла атаки крыла. Крыльевые устройства закреплены на трёх стойках, функцию центральной стойки заднего крыла выполняет кронштейн гребного вала.
Силовая установка
На первых «Ракетах» устанавливали 12-цилиндровые V-образные судовые дизели М50-6 правого вращения мощностью 1000 л. с. при 1700 об/мин, на последующих — М50Ф-3 мощностью 1200 л. с. при 1850 об/мин. Система охлаждения двигателя — двухконтурная, водомасляная. Запуск двигателя пневматический; производится при помощи пускового крана в рубке. 40-литровые баллоны со сжатым воздухом находятся в специальных карманах в носовой части рубки. Для вспомогательных систем на судне установлен дополнительный дизель 2Ч8,5/11 мощностью 10 л. с. при 1500 об/мин.
Выхлопные трубопроводы расположены с обоих бортов, и выхлоп главного двигателя можно переключать с одного на другой, чтобы предотвратить задымление причала или использовать при швартовке реакцию выхлопной струи. Выхлопная система охлаждается впрыскиваемой забортной водой.
Но «Ракета» ли была первой?
Сейчас уже мало кто об этом вспоминает, но «Ракета» была не первой попыткой создать транспорт такого вида. Еще до нее велись разработки, предполагавшие, что можно добиться наилучших показателей скорости, если под корпусом судна поместить крылья. Впервые идея такого судна родилась еще в XIX столетии!
Почему не удалось ничего толкового сконструировать раньше, чем это сделал Алексеев? Сначала использовались паровые машины, мощность которых довольно ограничена. Их просто не хватало для того, чтобы развить скорость, при которой крылья оказались бы действительно полезны. Поэтому на том этапе все завершилось фантазиями и предположениями «как это может быть». Впрочем, это были интересные времена: регулярно публика видела все новые типы корпусов и специфику строения, корабли ставили рекорды, но проходили месяцы – и их побивали уже новые судна. Эта гонка казалась нескончаемой. В народе первый корабль, оснащенный крыльями под водой, прозвали «лягушкой». Хоть он и перемещался быстро, но прыгал на поверхности воды и был довольно неустойчивым.
Особенности дна
По отзывам, лодки ПВХ «Ракета» с НДНД отличаются продуманной конструкцией. Они обладают надувным дном низкого давления. Оно отличается уникальной конструкцией. Именно этот элемент наделяет плавательное средство рядом особых качеств. Дно отличается высокими показателями надежности. Его перегородки прошиты особой нитью, которую изготавливают в Германии. Такой же материал используется при производстве строп парашюта. Представленную нить применяют при создании сверхнадежных швов при изготовлении космических скафандров.
Такая особенность обеспечивает высокое качество и надежность, прочность плавсредства. Лодка приобретает не только высокие эксплуатационные качества, но и долговечность даже при самых неблагоприятных условиях и высоких механических нагрузках. При этом люди, находящиеся здесь, чувствуют себя гораздо комфортнее, чем на обычных пайолах. Даже при езде по мелкой волне ход будет плавным, с минимальным количеством вибраций.
Особая конструкция дна позволяет стоять или сидеть в лодке. При желании на дне можно спать, что значительно увеличивает функциональность лодки. Можно установить над ней тент и устроить внутри ночлег.
Рассматривая отзывы о лодках ПВХ «Ракета», можно отметить их быструю сборку и легкий вес, что также стало возможным благодаря особой конструкции дна. Это обеспечивает высокие мореходные качества.
Лодки с надувным дном безопаснее, так как при ударе о волны такая конструкция придает плавательному средству необходимые динамические качества. Они обладают способностью пружинить. В то же время пайольные разновидности отбиваются о волну. Лодки с надувным дном без проблем продвигаются дальше. Так как в конструкции присутствует дополнительный объем воздуха, плавучесть ее увеличивается.
Разнообразие моделей
Все лодки с брендом «Ракета» имеют ряд общих черт. Прежде всего все они с надувным дном низкого давления (с НДНД). Разнообразие модельного ряда достигается варьированием размеров, толщины материала ПВХ и отделки кокпита изделий. В просторечии все лодки компании принято называть резиновыми, так как в их конструкции совершенно отсутствуют жесткие элементы, за исключением надежного транца под мотор и сидений-банок у некоторых моделей.
Таким образом, даже наиболее легкие версии «Ракет» могут быть отнесены по сочетанию основных характеристик лодок ПВХ к категории моторных. Особая конусная конструкция (профиль расширяется к корме), разработанная для всех «Ракет», делает их весьма устойчивыми на курсе даже с маломощным мотором. Эффект усиливается положением дна выше нижнего уровня баллонов, отчего на скорости более 20 километров в час создается поток, помогающий перейти в глиссирование. Оптимальная длина конусов корпуса и положение транца, полученное опытным путем, также способствуют удержанию «Ракеты» на курсе.
Вся продукция выполняется в трех основных вариантах комплектации, представляющих серии «Эгоист», «Л» и «С».
Серия «Эгоист»
Как можно заключить из наименования серии, лодки предназначены для индивидуального использования. Они легкие, проходимые на мелководье, легко управляемы. Весьма популярны суда этой серии у рыболовов-любителей и охотников.
Яркими представителями серии являются «Ракета РЛ 300» и «Ракета РЛ 320». Цифровой индекс указывает на длину изделия в сантиметрах. Таким образом, лодки серии «Эгоист» предназначенные для использования индивидуально, оказываются несколько больше аналогичных индивидуальных плавсредств других компаний, имеющих длину около 2 м. Однако вес изделия за счет отсутствия жестких пайол не превышает 20 кг, что позволяет довольно просто переносить лодку до водоема или из одного водоема в другой взрослому мужчине, не прибегая к посторонней помощи.
В комплекте лодок представлен удобный насос, способный контролировать степень накачивания баллонов. При достижении оптимального давления качать с его помощью становится трудно – это и сигнализирует о том, что баллон накачан полностью.
Под легким лодочным мотором, до 6 лошадиных сил, эти лодки чувствуют себя прекрасно, у них хорошая управляемость, а надувное плоское дно полностью гасит удары о воду.
Предусмотрены весла, длину которых можно отрегулировать в соответствии с ростом гребца.
Серия «Л»
Лодки серии имеют длину от 330 до 380 см. Грузоподъемность превышает 550 кг, что позволяет размещать в них 3-4 человека. Баллоны и дно лодок усилено особым дополнительным слоем ПВХ. Вес лодок близок к 30 кг.
«Ракета РЛ 330» и «Ракета РЛ 350» имеют усиленное дно, позволяющее без опаски преодолевать заросшее мелководье или каменистые участки. Мотор, под который рассчитаны транец и корпус лодок, может иметь мощность до 15 лошадиных сил.
«Ракета РЛ 380», несмотря на внушительные размеры, отличается легкостью. Качественный ПВХ имеет повышенную плотность. На транец можно установить мотор мощностью до 20 л. с., скорость движения по спокойной воде достигает 40 км в час даже при максимальной загрузке (4 человека и соответствующий багаж).
Серия «С»
Конструктивно изделия серии отличаются надувным килевым дном. Длина составляет 350 см («Ракета РС 350») и 380 см («Ракета РС 380»). Лодки предназначены для перевозки 3-4 человек. Усиленное дно позволяет использовать их не только на открытой воде, но и на мелководье. Даже с мотором 10 л. с. представители серии развивают приличную скорость и отличаются высокой мореходностью, легко переходя в глиссирование.
Конусная конструкция баллонов дополнена опорными реданами – своеобразными направляющими для потока воды, возникающего в режиме глиссирования, что значительно улучшает скольжение плавсредства.
Настоящее и будущее
Так как катер «Ракета» (скорость судна – до 70 км/ч) показал такие отличные параметры, он быстро приобрел популярность. Наименование этого судна в народе практически сразу стало нарицательным. Эта традиция сохранилась и до наших дней – сегодня «ракетами» зовут все корабли, напоминающие классический советский теплоход.
В советский период речной катер «Ракета» был доступен далеко не каждому. Обеспеченные семьи могли позволить себе поездку на выходных в какие-нибудь красивые края: лоцманы доставляли своих пассажиров в очаровательные заливы и бухты, недоступные для путешествующих по суше. Но цена на подобный круиз кусалась. Скажем, электрички, на которых можно было уехать на такое же расстояние от города, обходились дешевле в несколько раз. Тем не менее лучшего отдыха на воде для всей семьи, нежели катер «Ракета», представить себе было просто невозможно.
В наши дни этот корабль и используется ежедневно. Например, его можно увидеть на речном вокзале Нижнего Новгорода. Изо дня в день верные судна перевозят пассажиров между городами и катают туристов по экскурсионным маршрутам.
Обзор отзывов владельцев
Как и всякий популярный товар, лодки «Ракета» имеют множество отзывов владельцев. Естественно, что все их можно разделить на две главные категории: положительные и отрицательные.
Обзор мнений покупателей лучше начать с положительных отзывов.
- Товар выполнен аккуратно, все характеристики соответствуют указанным в описании.
- Лодка очень устойчива на воде, нет так ожидаемых от надувной лодки эффектов: валкость, рысканье, задирание носа на волне. Прекрасно идет под мотором, сохраняя идеальную управляемость.
- Ход по волне очень мягкий. В кокпит не попадает ни капли, даже при движении против волны.
- Идеально подходит для спиннингования. Можно рыбачить стоя.
- Если нашел рыбное место, на нем вполне можно и заночевать, надувное дно не пропускает холод от воды, на нем нетвердо. А если есть еще и тент – настоящий дом на воде.
- Даже РС380 в сложенном состоянии прекрасно умещается в багажник, даже еще место остается.
Минусы, на которые указывают покупатели и пользователи, все-таки на фоне положительных отзывов довольно незначительны и зачастую легко устранимы:
- мотор оказался высоковато – брызги заливают кокпит;
- после дождя трудно слить воду ввиду высокого расположения сливного клапана;
- при получении лодки оказался переломлен шланг насоса, в сгибах появились трещины, пришлось его заменить.
Обзор лодки “Ракета” РЛ-350 смотрите в следующем видео.
Когда упорство побеждает неверие
Иные бы сдались на месте Ростислава: шла война, денег не было, ситуация обстояла катастрофически сложная, а чем грозило ближайшее будущее и вовсе было невозможно представить. Но молодой специалист не желал сдаваться. Прошел лишь год с момента отказного письма, и вот уже Алексеев наладил контакт с Крыловым, главным конструктором завода, специализировавшегося на водном транспорте. Этот умный человек, способный заглянуть в будущее, увидел в чертежах новоиспечённого инженера возможности прорыва и захотел взглянуть на них поближе. Далее последовали несколько напряженных лет в условиях войны и вскоре после нее. Многочисленные скептики ругали проект, в инженеры трудились над ним, не покладая рук. И в 1957 году, наконец, пришли к реальному успеху.
Новый корабль испытали быстро, и сразу после этого направились в столицу, по совпадению – в период проведения международного фестиваля, который должен был посетить глава государства. Всего лишь за 14 часов судно прибыло на место, в то время как применяемые в те времена речные теплоходы преодолевали это расстояние примерно за три дня. Ну а о том, как сложилась история дальше, вы уже знаете.
Ждал ли сам Алексеев такого триумфа? Вероятно, да. Хотя о масштабах заранее догадываться было сложно. Ждем ли мы сейчас возвращения обновленной «Ракеты» на водные артерии нашей страны? Несомненно, да. Этот корабль стал важным историческим и национальным достоянием, а вместе с тем превосходным транспортным средством, применимым в повседневности.
Страны распространения “Метеора”
В настоящее время серийное производство “Метеоров” прекращено, поэтому новых судов подобного типа больше не появляется. Но их эксплуатация продолжается и сегодня. В частности, их использует речной флот РФ, также они распространены в других странах.
До сих пор их можно увидеть в Венгрии, Греции, Вьетнаме, Италии, Египте, Китае, Казахстане, Польше, Румынии, Словакии и Чехии.
Эти речные суда на подводных крыльях активно использовались в Болгарии примерно до 1990 года, в Латвии до 1988 года, на Украине вплоть до 2000 года, в Нидерландах до 2004 года, а в Германии до 2008. Сейчас в этих странах им на смену пришли более современные транспортные средства.
Технические характеристики
Пассажирский теплоход “Метеор” обладает завидными техническими характеристиками. Порожнее водоизмещение составляет 36,4 тонны, а полное 53,4 тонны.
Длина судна 34,6 метра, ширина девять с половиной метров при размахе конструкции подводными крыльями. Высота при стоянке – 5,63 метра, при ходе на крыльях – 6,78 метра.
Осадка также различается при стоянке и ходе на крыльях. В первом случае 2,35 метра, во втором – 1,2 метра. Мощность варьируется от 1 800 до 2 200 лошадиных сил. Скорость катера “Метеор” максимально может достигать 77 километров в час, как правило, эксплуатируется на скорости 60-65 километров в час. Автономно судно может проплыть около 600 километров.
Один из минусов “Метеора” – расход топлива. Изначально он составлял около 225 литров в час, однако благодаря использованию новых современных двигателей сегодня его удается существенно сократить – примерно на 50 литров топлива в час.
Экипаж небольшой – всего три человека.
Ракетный катер
Это скоростная малогабаритная лодка, вооруженная ракетами различного типа. Впервые судно, оснащенное ракетами, спроектировали советские конструкторы. Флот СССР принял корабль данного класса на вооружение в 60-е гг. XX века. Это был скоростной и маневренной корабль 183 Р «Комар». Плавающий аппарат был вооружен двумя ракетами. Вторым советским образцом с четырьмя ракетами П-15 был ракетный катер проекта 205. В дальнейшем обладателем судна типа Саар, оснащенного ракетными установками, стал Израиль.
Ракетный катер “Комар”
Боевое применение
Катера предназначены для уничтожения надводных вражеских целей. Это могут быть транспортные, десантные, артиллерийские суда, морские группы и их прикрытия. Еще одной функцией скоростной лодки является прикрытие «своих» кораблей от морских и воздушных угроз. Они действуют как у берега, так и далеко в море.
Первое боевое крещение ракетного катера произошло во время конфликта Египта и Израиля, и было ознаменовано уничтожением израильского эсминца. Миноносец был уничтожен ракетами П-15, выпущенными египетским «Комаром». Этот случай показал действенность кораблей такого класса в военном применении и тем самым убедил многие государства в необходимости создания лодок с ракетами на борту.
Катер “Комар”
Проекты 205 и 205У «Москит»
Проект 205 «Москит» разрабатывался конструкторским бюро «Алмаз» в средине 1950-хх гг. Катера имели стальной корпус. Инженеры усилили вооружение и мореходность аппарата. Еще одним отличием от катера модели 183Р являлись скругленные судовые надстройки и специальная форма палубы, которая позволяет быстрее смыть радиоактивное заражение. Силовая установка состояла из 42-цилиндрованного радиального дизельного двигателя М503. Катер вошел в состав военно-морского флота советского союза в 1960 году.
Катер “Москит”
В начале 60-хх гг. проектная организация «Алмаз» разработала катер 205У. Данное судно вооружили модернизированной ракетой П-15У. Крыло ракеты автоматически раскрывалось при вылете. Также на борту установили две двойные 30-мм артиллерийские установки АК-230.
Катера данных проектов были участниками нескольких серьезных военных конфликтов:
- Конфликт между Египтом и Израилем в 70-е гг. XX века
- Война Пакистана и Индии в 1971 году
- Война между арабскими странами и Израилем в 1973 году
- Ирано-иракская война 80-хх гг.
- Война между войсками США и Ирака в начале 90-х гг.
ракетный катер проекта 205
«Более мощная боевая единица»
Работы по обновлению «Маршала Шапошникова» проводились на мощностях АО «Центр судоремонта «Дальзавод» (Владивосток). По данным военного ведомства, на судне был «выполнен ремонт донно-забортной арматуры, заменена часть корпусных конструкций, смонтировано новое оборудование и установлены современные комплексы ударного ракетного оружия».
Как отмечают на «Дальзаводе», глубокая модернизация «Маршала Шапошникова» привела к изменению облика корабля и позволила продлить срок его эксплуатации.
«Проект такого масштаба впервые реализуется в России… После глубокой модернизации в АО «Центр судоремонта «Дальзавод» корабль («Маршал Шапошников») станет фрегатом и будет представлять собой более мощную боевую единицу», — говорится на сайте предприятия.
- Модернизированный корабль проекта 1155 «Маршал Шапошников»
- РИА Новости
Помимо нового ракетного и артиллерийского вооружения, на «Маршале Шапошникове» были установлены более совершенные вспомогательные механизмы, силовой агрегат, рулевое устройство, средства связи, обнаружения и навигации.
Из информации, представленной на стенде «Дальзавода», следует, что «Маршал Шапошников» получил достаточно мощное радиоэлектронное вооружение. Оно включает несколько радиолокационных станций (РЛС), боевую информационно-управляющую систему «Сигма», средство радиоэлектронной борьбы (РЭБ) ТК-25, систему обработки радиолокационной информации СОИ 5П-30П, комплекс посадки вертолётов «Тюльпан-В1», универсальную систему управления огнём корабельной артиллерии МР-123-02/3 «Багира».
Также по теме
«Задачи по захвату плацдармов»: как новейший десантный корабль «Пётр Моргунов» усилит ВМФ России
Военно-морскому флоту РФ передали большой десантный корабль «Пётр Моргунов» проекта 11711. Торжественная церемония прошла на…
Однако главной особенностью обновлённого «Маршала Шапошникова» стал универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 (УКСК), который позволяет проводить пуски «Калибров», «Ониксов», гиперзвуковых «Цирконов» и противолодочных управляемых ракет комплекса «Ответ».
В частности, «Маршал Шапошников» получил возможность применять крылатые ракеты.
Второй по счёту корабль проекта 1155, который может подвергнуться перевоплощению из БПК во фрегат, — это БПК «Адмирал Виноградов», также несущий службу на Тихоокеанском флоте.
По информации «Известий», в результате глубокой модернизации «Адмирал Виноградов» должен получить вооружение ещё мощнее, чем установлено на «Маршале Шапошникове».
В частности, на палубе корабля может появиться зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Панцирь-М». Данное средство ПВО оснащено двумя 30-мм шестиствольными автоматическими пушками ГШ-6-30 и восемью ракетными установками. Такой арсенал позволяет бороться со всеми типами воздушных целей на дальности до 20 км и на высоте до 15 км.
Основатель портала MilitaryRussia Дмитрий Корнев считает целесообразной установку «Панцирь-М» на корабли ВМФ. По его словам, комплекс существенно повышает возможности противовоздушной обороны военно-морских платформ России. Сейчас «Панцирь-М» устанавливается на малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт», а в будущем им планируется оснащать фрегаты проекта 22350.
«Панцирь-М» — это модификация одноимённого сухопутного комплекса, который получил успешное боевое крещение в Сирии. Насколько я понимаю, корабельная версия впитала лучшее от него. Главное достоинство семейства «Панцирь» заключается в способности вести огонь как зенитным, так и пушечным вооружением», — пояснил Корнев RT.
- ЗРАК «Панцирь-М»
- РИА Новости
Из данных, представленных в сентябре на информационном стенде «Дальзавода», следует, что в результате модернизации на «Адмирале Виноградове» могут быть установлены малогабаритный торпедный комплекс «Пакет», многоканальный зенитный ракетный комплекс «Штиль-1», РЛС «Минерал», «Пума», «Позитив» и «Фуркэ» с системой обработки информации.
Как ожидают на предприятии, «Адмирал Виноградов» получит возможность применения гиперзвуковых ракет, в два раза больший боекомплект противокорабельных боеприпасов, а с установкой «Пакета» будет улучшена противоторпедная защита судна.
Согласно подсчётам инженеров, с новым арсеналом боевой потенциал «Адмирала Виноградова» увеличится в два раза по сравнению с нынешнем уровнем.
История
Выпуск «Ракет» начался в 1957 году и продолжался до середины 1970-х годов. Всего было построено около четырёхсот теплоходов. Первое экспериментальное судно на подводных крыльях «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Свой первый рейс, в составе Волжского объединённого речного пароходства, «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов, на борту находилось тридцать пассажиров. На одном из ходовых испытаний судна на подводных крыльях «Ракета-1», организованных Р. Е. Алексеевым, присутствовал в качестве гостя конструктор космической техники С. П. Королёв. Несколько раз ходовые испытания судна на подводных крыльях «Ракета-1» выполнял прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик.
В Москве «Ракета-1» появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года. Судно привёл в столицу главный конструктор — Р. Е. Алексеев — и лично продемонстрировал её Н. С. Хрущёву.
Серийный выпуск «Ракет» был налажен на Феодосийском судостроительном заводе «Море». С 1959 года по 1976 год было построено 389 «Ракет», в том числе более тридцати на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись ленинградским заводом «Звезда».
Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве и Московской области в качестве общественного транспорта велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали городские маршруты на Москве-реке и пригородные маршруты на канале имени Москвы от Северного речного вокзала до Чиверёво, Пирогово, Аксаково, Тишково, Чёрной речки и других пристаней. С 2007 года в Московском регионе «Ракеты» эксплуатировались только на прогулочных маршрутах. В настоящее время эксплуатация «Ракет» в качестве общественного транспорта сохранилась только на реке Лене.
«Ракеты» эксплуатировались на необычных и интересных маршрутах между городами Тарту на реке Эмайыги и Псков на реке Великая, на озере Ильмень, как регулярный маршрут Новгород — Старая Русса и обратно, между городами Кёльном и Дюссельдорфом на реке Рейне, между городами Лондоном и Грейвзендом на реке Темзе.
Несколько «Ракет» использовались в качестве водного транспорта для обслуживания правительственных делегаций, приезжающих в СССР. Одна «Ракета» находилась в распоряжении КГБ СССР.
Существовала пожарная модификация «Ракета-П» с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Дальность «стрельбы» — 90 метров. Подача воды — 800 м³/час. В 2003 году был выведен из эксплуатации последний экземпляр «Ракеты-П». Судно получило серьёзные повреждения при выполнении спасательной операции. В 2011 году после проведения ремонтных работ судно было установлено на территории учебной базы МЧС в Санкт-Петербурге. Используется в качестве музейного экспоната.
«Ракеты» были очень популярны в СССР и за его пределами. Их упоминали в песнях и стихах. Название «Ракета» стало нарицательным, и часто так называют все суда подобного типа, путая «Ракеты» с «Метеорами» и другими судами на подводных крыльях. С появлением этих скоростных теплоходов пассажиры получили возможность быстро добираться по воде до труднодоступных населённых пунктов. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых видов семейного отдыха на реке. Главным отличием «Ракеты» от всех остальных речных судов на подводных крыльях является наличие большой открытой площадки в кормовой части.
«Ракеты» обладают выдающимся внешним видом и поэтому многие из них не утилизировались после списания, а устанавливались на берегах водоёмов, в парках и т. п. и внутри переделывались под кафе, музеи и др.
На Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе за создание первых в мире пассажирского теплохода на подводных крыльях «Ракета», а также пассажирского катера «Волга» завод «Красное Сормово» был награждён Большой золотой медалью.
История не заканчивается
Да, «Ракеты» были популярны, были гордостью нации, их любили, знали, ими восхищались, за них платили деньги. Но время шло, корабли постепенно устаревали. Конечно, первое время их ремонтировали, но когда Светский Союз пошел «под откос», стало не до кораблей. Технический и моральный износ речного транспорта лишь нарастал. В какой-то момент казалось, что будущего у этого направления средств передвижения практически нет, по крайней мере, не в ближайшие десятилетия.
И вот несколько лет тому назад запустили программу, призванную возродить лучшие теплоходы Советского Союза – «Ракеты». А вместе с ними было решено вложить деньги в «Кометы» и «Метеоры». Несмотря на достаточно сложную экономическую ситуацию в стране, правительство сумело выделить деньги на работы по улучшению транспорта и модернизации кораблей под нужды современности. Была разработана специальная программа, призванная поддерживать суда с крыльями под водой. Важным стал 2016 год, когда судно «Комета 120М» должно было продемонстрировать, что приложенные усилия не пошли прахом.
Вооружение ракетного катера
Уже из самого названия можно понять, что главным оружием катера являются ракетные, зенитные и артиллерийские установки различных модификаций и типов. Все установки обладают точными системами самонаведения и в отличие от артиллерии большую дальность действия.
Основным оснащением являются несколько типов пусковых ракетных установок. Первая ПРУ «Оса-М». Этот комплекс может самостоятельно обнаруживать цели. Для этого установка оборудована локатором. Он помогает увидеть объект, находящийся на высоте до 4 км и расстоянии до 30 км. Также комплекс состоит из средств установления целей и визирования ракет, оборудования для передачи команд и пульта для трех операторов.
Вторая установка, которой снабжают катер – это противокорабельный ракетный комплекс «Москит». Он предназначен для уничтожения надводных объектов. Ракеты устойчивы к воздействию ядерного взрыва. Применяется комплекс в береговой обороне и в морской авиации. «Москит» способен пробивать любую обшивку корабля и взрываться внутри судна. Имеет комбинированную систему управления: навигационную и самонаведения. Это гарантирует высокое попадание в цель.
Еще одной установкой предназначенной для установки на кораблях является «Малахит». Это крылатая ракета российского образца уничтожает надводные корабли. «Малахит» – более мощная модификация первой крылатой ракеты П-70 «Аметист».
Его система управления включает в себя:
- Автопилот АПЛИ-5;
- Радиолокационную систему «Двина»;
- Тепловую систему «Дрофа».
Малый ракетный корабль “Бора”
Например, ракетный катер на воздушной подушке «Бора» снабжен:
- Двумя пусковыми установками «Москит» на 8 ракет типа 3М80;
- Одной парной пусковой установкой зенитно-ракетного комплекса «Оса-М» на 20 ракет;
- Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и двумя 30-мм АК-630.
Малый ракетный корабль “Мираж”
Ракетный катер «Мираж» вооружен:
- Шестью пусковыми установками противокорабельных ракет «Малахит», заряженными по 6 ракет П-120 на каждый;
- Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и 30-милиметровой АК-630;
- Одним парным зенитно-ракетным комплексом «Оса-М» на 20 ракет.
Малый ракетный корабль “Ивановец”
Ракетный катер «Ивановец» оснащен:
- Четырьмя пусковыми установками «Москит» на 4 ракеты;
- Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и одной 30-милиметровой АК-630;
- Одной зенитной установкой «Игла».
Судна используют активное и пассивное обнаружение целей. Навигационные и радиолокационные комплексы расположены наверху рубки управления. Обычно установлены радары модели «Монолит» или «Гарпун». На надстройке плавательного средства стоит радиолокационная система «Вымпел» и оборудование, предупреждающее о лазерном облучении «Спектр-Ф». Катера способны распознавать государственную принадлежность ближайших судов. Для этого борт оснащен специальным устройством «свой-чужой».
Конструкция ракетного катера
Сначала ракетные лодки имели корпус торпедного катера. С судна снимали торпеды, и устанавливали ракеты. Но по ходу их использования появился ряд новых требований к судну:
- Требовались специально оборудованные контейнеры для вооружения и особые установки запуска ракет, предназначенные для использования их на корабле.
- Пришлось менять надстройки и некоторые части палубы для отвода реактивных газов при запуске ракет, а также, чтобы защитить экипаж и бортовое оборудование.
- Необходимым стало оснащение мощными радиолокационными системами для управления и обнаружения ракет.
- Увеличилось водоизмещение катера. Среднее измещение воды составляет от 170 до 1,5 тысяч тонн.
- Корпус выполнен из стали и имеет гладкую палубу. Надстройка ракетного катера изготовлена из алюминиевых высокопрочных сплавов. Вертикальные стенки корпуса водонепроницаемые. Длина корпуса составляет от 30 до 65 метров, а ширина – до 17 метров.
- Силовая установка ракетных судов, как правило, имеет газотурбинные либо дизельные двигатели. Но, например, ракетный катер «Молния» оснащен двигательной системой комбинированного типа: две форсажные турбины модели М-70 и два дизельных двигателя М-510. Они приводят в движение гребные винты с фиксированным шагом. Тем самым увеличиваются скоростные возможности судна – до 40 узлов. Дальность хода составляет около 1500 миль со средней скоростью 20 узлов.
- Мореходные качества судов достаточно высокие. Этого удалось добиться за счет закругленной конструкции носовой части, палубы и специальной надстройки, высокому водоизмещению.
- В случае крушения корабля по всему периметру равномерно расположены спасательные плоты.
- Экипаж ракетных лодок насчитывает от 27 до 78 человек. Так ракетный катера «Молния» проектов 12418, 12411 и 12421 на борту размещается 40-41 матрос и офицеры. А на большом ракетном катере Бора – 78, включая командира корабля. Размещен личный состав в каютах и кубриках.