No Image

Три первых в мире русских подлодки

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

ТТХ подводной лодки ”Тайфун”

По максимальной подводной скорости лодки разной конструкции отличались не очень сильно и все они были способны передвигаться со скоростью примерно 25 узлов (около 45 км/ч). Зато советский великан мог нести боевое дежурство на протяжении полугода и погружаться на глубину до 400 метров, имея в резерве дополнительные 100 метров.

В носовой части располагались горизонтальные складывающиеся рули, а привод осуществлялся за счет двух семилопастных винтов, каждый из которых оснащался 190-мегаваттным ядерным реактором и турбиной мощностью 50 000 лошадиных сил.

Отдыхаешь себе, а мимо тебя проплывает ЭТО…

Экипаж этого монстра состоял из 160 человек, более трети из которых были офицерами. Условия размещения на борту были очень комфортными, если можно так говорить о подводной лодке. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Для матросов и старшин были предусмотрены маломестные кубрики, в которых были установлены умывальники и телевизоры.

Помимо этого, во все помещения подавался кондиционированный воздух, а в свободное от дежурства время экипаж мог посещать бассейн, спортзал, сауну и даже ”живой” уголок. Не боевая машина, а санаторий. Расскажите в нашем Telegram-чате, что думаете по этому поводу.

Хотя, боевого потенциала лодке тоже хватает. В случае ядерного конфликта ”Тайфун” может одновременно разрядить по противнику ”обойму” из 20 ядерных ракет (Р-39), каждая из которых будет оснащена десятью 200-киллотонными разделяющимися боеголовками. Этого достаточно, чтобы на долгие годы сделать необитаемой территорию, равную по размеру восточному побережью США.

Так устроена АПЛ «Тайфун» изнутри.

А это еще не все. Кроме мощного вооружения, на борту есть более двадцати обычных и реактивных торпед, а еще ПЗРК ”Игла”. Для того, чтобы ”заряжать” лодку, специально был создан корабль ”Александр Бракин”, рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок).

На данный момент в строю три атомные подводные лодки ”Тайфун”. Две из них в резерве, а одна используется для испытаний ракетного комплекса ”Булава”. Всего же с 1976 по 1989 со стапелей завода ”Севмаш” было спущено шесть лодок этого типа.

Послевоенный период

Вторая половина 20-го столетия ознаменовалась рядом революционных технологических прорывов. Открытие атомной энергии и создание реактивного двигателя чрезвычайно расширили горизонты применения подводных судов. Субмарины превратились в носителей межконтинентальных баллистических ракет. Первый пробный пуск был произведён в 1953 году. Ядерные реакторы частично заменили традиционные дизель-электрические генераторы. Было изобретено оборудование, позволяющее извлекать кислород из морской воды. Эти инновации повысили автономность субмарин до невероятных пределов. Современные лодки могут оставаться в погружённом состоянии неделями и месяцами. Но новые технологии породили также и дополнительные опасности, в первую очередь связанные с утечками радиации при использовании ядерных реакторов.

В эпоху так называемой холодной войны Советский Союз и Соединённые Штаты соревновались в создании больших подводных лодок. Субмарины двух супердержав были вовлечены в некое подобие игры в кошки-мышки на просторах Мирового океана.

Вторая Мировая война

Советские войска еще при Первой мировой были самыми опытными из всех участников по части подводных лодок. В последней самой кровопролитной войне усовершенствовались не только навыки ведения боя, но и сами подлодки.

Всего было использовано 324 подлодки. А все они были следующих типов:

  1. Д – «Декабрист»
  2. Л — «Ленинец»
  3. Щ — «Щука»
  4. П — «Правда»
  5. М — «Малютка»
  6. С — «Средняя»
  7. К — «Крейсерская»

Более подробно будут рассмотрены последние 3 типа.

«Малютка»

Название субмарина получила, благодаря всем своим характеристикам, которым она обладала, именно так её прозвал сам народ.

По своему водоизмещению эти подлодки составляли над водой – 206, а под водой 258 тонн. В свободном плавании «Малютка» могла бороздить глубины 10 суток, чего не хватало на походы в открытое море. А предельная глубина была 60 метров, но как правило судно работало на расстоянии 50 метров под толщей воды. Скорость также была не велика, под водой она разгонялась лишь до 8 узлов. Вооружение состояло из полуавтомата и двух торпедных аппаратов с боезапасом лишь две торпеды.

Это были малые подводные лодки СССР, именно их крохотные размеры и малый вес доставляли самый большой дискомфорт, волны разбрасывали судно по разным сторонам, а экипажу и вовсе было туго переносить все тяготы подводной жизни. Но несмотря на это лодка всё равно выполнила титанический объем работы потопив 10 кораблей противника и нанеся повреждения 8 транспортным средствам.

«Средняя»

Данный тип разумеется был больше «Малютки». Водоизмещение надводное дошло до 840 тонн, а под водой разумеется этот показатель был больше и составил 1070 тонн. Количество экипажа варьировалось от 36 до 46 членов, а вооружены подлодки были «до зубов». 6 торпедных аппаратов с 6 торпедами, также две пушки и подрывное устройство, а его скорость позволяла не переживать за погоню за противником, «Средняя» разгонялась до 20 узлов, догоняя почти любого оппонента.

«Крейсерская»

Представителей данного типа было построено 11 штук. Водоизмещение самое большое из всех трех описанных видов, наводное – 1500, а подводное 2100 тонн. Экипаж от 62 до 65 человек. Команда могла работать на глубине 100 метров. 10 торпедных аппаратов, а боекомплект составлял 24 торпеды, также присутствовали 2 универсальных орудия и 2 зенитных полуавтомата.

В народе данный тип был прозван «Катюшей», и имел поистине впечатляющую мощь, его дизельные двигатели в количестве 2 штук выдавали 4200 лошадиных сил, а её длина составляла 97 метров.

Изучая характеристики можно заметить, что это настоящая гроза всех водных обитателей. Но тем не менее её эффективность оставляла желать лучшего. На ее счету лишь 5 успешных атак, что не сравнится даже с «Малюткой». Дело в том, что лодка использовалась на мелководье в Балтийском море, когда планировалась служба в Тихом океане. Она банально не помещалась на столь маленькой глубине.

Проблемы и ограничения эксплуатации дизельных субмарин

Внешний вид и разрез современной дизель-электрической ПЛ проекта 677 «Лада»

Такая конструкция ограничивает возможности дизельных лодок: снижает скорость, время автономной работы. Кроме того, корпус дизельных лодок не позволяет достигать скоростей свыше 50 км/ч.

Аналогично, принципиальная конструкция ограничивает рост габаритов лодки и её грузоподъемность, защиту. А косвенно — и глубину погружения.

Сегодня дизельные субмарины работают только в прибрежной зоне с малым удалением от берега, хотя ещё во времена Второй Мировой войны он бороздили океаны.

Атомный реактор принципиально изменил эксплуатацию подводных судов из-за огромной мощности и буквально неограниченного запаса энергоносителя, что привело к гонке подводного вооружения и появлению двух школ кораблестроения.

«Черепаха» нападает на «Орла»

7 сентября 1776 года «Черепахе» выпал шанс показать себя в настоящем деле. Британский флот встал в заливе к югу от Манхеттена и готовился к высадке десанта на Нью-Йорк. Эскадра уже стояла в заливе, и нужно было срочно что-то делать. Тогда было решено использовать тайный козырь и подорвать английский флагман. «Черепаха» была срочно доставлена к месту боевых действий и операция началась.

Эзра Ли.

В тот день видимость была плохой, поэтому подводную лодку удалось дотащить на буксире довольно близко к противнику. Предполагалось, что Эзра Ли каким-то образом справится со всем за полчаса, а именно настолько хватало воздуха в «Черепахе». Ему нужно было провернуть невероятно дерзкий и сложный маневр: доплыть до «Орла», просверлить с помощью бура его обшивку, установить бомбу с часовым механизмом и уплыть, оставаясь незамеченным.

На самом деле, вышло все вовсе не так, как планировалось. Фосфоресцирующие грибы (если они вообще не были байкой) перестали светить, ориентироваться в океане с мощным приливом было слишком трудно, воздуха почти не хватало, и Эзра едва ли не терял сознание, пока плыл. Так что добравшись до «Орла» он не смог пробурить борт корабля. По наиболее распространенной версии, ему помешала металлическая обшивка, которую по иронии использовали для защиты от паразитов, прогрызающих дыры в дне судна. Более вероятной кажется версия о том, что Эзра напоролся на металлическую балку, соединявшуюся с рулем судна, и безрезультатно пытался просверлить ее.

Воздух начал кончаться, пилот едва не задохнулся, бросил бомбу в надежде на то, что она подорвется поблизости и уплыл обратно к своим. Миссия была провалена, а Эзра едва не попался британцам: желая быстрее пополнить запас воздуха, он всплыл совсем недалеко от английских кораблей. Британцы заметили «нечто странное», но не придали этому значения, поскольку объект быстро ушел под воду. Часовой завод в мине все же сработал, и она действительно взорвалась, но уже когда ее снесло далеко в море.

Подводные лодки Первой мировой войны

Подводные лодки, в конце XIX в. чуть было не попавшие в список запрещенного оружия, с самого начала Первой мировой войны доказали свою эффективность. Уже 5 сентября 1914 г. германская субмарина торпедировала британский крейсер «Пасфайндер», а 22 сентября отличилась подводная лодка U-9, потопив в течение считанных минут сразу 3 британских крейсера. В последующие месяцы неограниченной подводной войны немецкие субмарины едва не поставили Англию на колени, блокировав морскую торговлю.

Германская подводная лодка U-9 — боевой корабль Первой мировой войны

Субмарина U-9 образца 1910 г. была одной из первых германских подводных лодок. Она имела водоизмещение 611 т, экипаж состоял из 25 человек, на вооружении имелось 4 торпедных аппарата калибра 450 мм.

В 1914 г. была введена в эксплуатацию еще одна германская подводная лодка — U-35. Субмарина водоизмещением 971 т вооружалась четырьмя 500-мм торпедными аппаратами (2 носовыми и 2 кормовыми), запас составлял 6 торпед. За время службы (до 1918 г.) лодка совершила 19 боевых походов, в течение которых потопила вражеские суда (в основном торговые) водоизмещением более 500 000 т.

Немецкая боевая субмарина U-35,1914 г.

В 1916 г. со стапелей кильской верфи «Дойче Верке» спустился необычный корабль. Это была первая в мире торговая субмарина «Дойчланд» водоизмещением около 2000 т. Не от хорошей жизни Германия строила подобные суда: вся надводная торговля была блокирована британским флотом. Впрочем, в 1917 г. «Дойчланд» перешла в руки ВМФ Германии и путем установки двух торпедных аппаратов была переоборудована в боевую подводную лодку.

Британцы ответили созданием лодок типа «К» — настоящих подводных крейсеров водоизмещением 2800 т. Для надводного хода на них использовались паровые турбины мощностью 10 000 л. с.! Подобные грозные суда позволили Англии эффективно сражаться с германскими субмаринами.

Всего за время войны около 600 подводных лодок воевавших государств потопили 55 крупных надводных кораблей (линкоров, крейсеров и вспомогательных крейсеров), 105 эскадренных миноносцев и 33 подводные лодки (11% от числа погибших во время войны). Подводные лодки Германии во время войны потопили 5861 торговое судно общей грузовместимостью 13,2 млн т. Во время боевых действий из 372 немецких подводных лодок погибли 178 (48%).

Подводная лодка «Дойчланд» германского ВМФ изначально строилась как коммерческое судно

Британская субмарина К-22 серии «К» времен Первой мировой войны

Как одна лодка может решить исход войны?

Германская подводная лодка Первой мировой войны U-20 была спущена на воду в 1912 г. Этот подводный корабль стал печально знаменит. 7 мая 1915 г. по ошибке он потопил британский пассажирский лайнер «Лузитания». Погибли граждане Соединенных Штатов Америки, государства, до тех пор державшего военный нейтралитет. Это подтолкнуло США к вступлению в войну против Германии, что резко изменило ход войны не в пользу немцев.

Силовая установка атомной подводной лодки: реактор, турбина и электродвигатель

Базовый принцип работы атомного реактора

Главный агрегат, отличающий атомную от дизельной лодку — реактор. В зависимости от его типа, может варьироваться тип привода.

В типичном двигателе с ядерным реактором охлажденная вода под давлением попадает внутрь корпуса реактора, содержащего ядерное топливо. Нагретая вода выходит из реактора, превращается в пар и вращает лопасти турбины.

Вал турбины подключается к валу электродвигателя через редуктор для более эффективного преобразования энергии в электрическую.

В свою очередь, вал электродвигателя при помощи механизма сцепления соединяется с гребным валом. Одновременно с этим часть электроэнергии запасается в бортовых аккумуляторах.

Рабочий отсек АПЛ

Переход энергии молекул пара в кинетическую энергию лопаток приводит к конденсации пара обратно в воду, которая вновь поступает в реактор.

Первый и последний морской бой

«Хаусатоник»

17 февраля 1864 года «Ханли» наконец отправилась в свой первый бой. Он же стал для нее последним. Лодку привезли в порт Чарльстон, который заблокировал флот северян. Экипажу было приказано взорвать самую опасную цель — 12-пушечный винтовой шлюп «Хаусатоник» и вернуться на базу. Поначалу все шло просто отлично: субмарина проплыла какое-то расстояние на поверхности, а затем нырнула и подплыла к противнику незамеченной. Надо сказать, в это время над водой уже разгорелся бой, так что миссия оказалась еще опаснее.

Зарисовка очевидцев

«Ханли» подплыл к «Хаусатонику», взорвал мину и дал сигнал на берег с помощью синего «бенгалького огня». Миссия была выполнена и, казалось, все прошло как нельзя успешнее. Судно северян затонуло за считанные минуты, хотя из 160 членов экипажа погибло только пятеро — остальные спаслись на шлюпках. Это был первый в истории случай успешного боевого применения субмарины. Однако на базу она так и не вернулась, и 130 лет было неизвестно, почему.

Первые атомные подлодки России

Как подразделяются и какие задачи выполняют современные АПЛ

Подводные лодки проекта 941 «Акула» рассматривались в роли подводных транспортов

Традиционно среди атомных субмарин выделяют 3 класса и общую категорию специальных кораблей:

1. Многоцелевые лодки (торпедные) — предназначены для уничтожения кораблей и подлодок противника.

2. Лодки с крылатыми ракетами — российские «заточены» для уничтожения авианосцев, американские — для стратегических и тактических неядерных ударов по наземным целям.

3. Стратегические ракетоносцы — предназначены для скрытного автономного плавания с возможностью нанесения ядерного удара, являются силами сдерживания.

4. Специальные суда — спроектированные с нуля либо переоборудованные из боевых судна для выполнения задач исследования морского дна, картографии, задач РЭБ/связи/разведки, прокладывания подводных коммуникаций.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДР «Кальмар»

Развитие флота во многом заставило объединить первые под названием «многоцелевые АПЛ» благодаря унификации вооружения. Отдельные огромные скоростные «потайные суда» с большой глубиной погружения ещё сохраняются в строю.

H. L. Hunley — подводная лодка конфедератов

1863 год, Гражданская война в США в самом разгаре. Сорокалетний амбициозный изобретатель Хорас Лоусон Ханли лелеет мечту создать секретное супероружие, которое поможет южанам выиграть войну на море и снять морскую блокаду северян. Три предыдущие попытки оказались провальными: созданные им субмарины не прошли испытаний. Четвертый прототип из суеверия решили даже не называть. Жестокая ирония заключается в том, что в итоге он получил имя своего создателя — H. L. Hunley, после того, как убил его. 

В июне 1863 труды Хораса увенчались успехом: «Ханли» прошла испытания и была одобрена министерством обороны. Видимо, к этому моменту конфедераты уже достаточно отчаялись. Проект обошелся недешево, и при этом был чистейшим безумием. При испытаниях субмарины погиб командный состав, после чего ее подняли и снова представили командованию. Это была настоящая машина для самоубийства, так что можно сказать, что концепцию камикадзе придумали американцы. 

Подлодка, впервые использованная в военных целях

Такой подлодкой принято считать судно под названием «Черепаха», спроектированное и построенное американцем Дэвидом Бушнеллом. Кстати, этот американский инженер-изобретатель прославился ещё и тем, что придумал подводную часовую мину. Подлодка, по мнению Бушнелла, отлично подходила для того, чтобы доставлять это взрывное устройство к вражеским кораблям.

При создании «Черепахи» изобретателю пришлось ломать голову над большим числом проблем. Ему нужно было придумать, как сделать непроницаемый корпус, который выдерживал бы давление на глубине, как обеспечить подлодке контролируемое погружение, как сохранять её в устойчивом вертикальном положении под водой, куда поместить мину и так далее. Решая эти проблемы, Бушнелл даже сделал несколько новаций. К примеру, он оказался первым, кто догадался снабдить подлодку шноркелем и двухлопастным винтом (он играл роль движителя). Корпус «Черепахи», если смотреть в профиль — это две идентичных, соединённых между собой половинки, и каждая из них действительно напоминала панцирь черепахи (отсюда и название). Высота лодки была чуть больше двух метров, длина была равна 2,3 метрам, ширина — 0,9 метрам. Она была сделан из дуба, и все зазоры между ними были надёжно законопачены. Чтобы повысить характеристики влагонепроницаемости и прочности судна, корпус был покрыт смолой и вокруг него были закреплены стальные полоски.

Схематическое изображение «Черепахи» с человеком внутри

Воздуха в этой подлодке хватало только на полчаса. Она управлялась водителем, которому приходилось сидеть на сидении, похожем на велосипедное. В нижней части корпуса было расположено свинцовое грузило для придания лодке вертикальной устойчивости и отверстие для забора воды в балластную ёмкость во время погружения. Также здесь были помпы из латуни, которые в кратчайшие сроки загоняли воздух в эту же ёмкость — в результате лодка всплывала. Возле водителя и над ним располагались рукояти приводов винтов, благодаря которым судно могло двигаться вертикально и горизонтально, а также руль.

«Черепаха» также была оснащена целым рядом полезных устройств — компасом, глубиномером и вентилятором. Что касается 70-килограммовой мины, то она была здесь помещена в специальном отсеке под рулём.

«Черепаху» Бушнелл строил и испытывал в Сэйбруке — городке в штате Коннектикут. И лишь к весне 1776 года ему удалось довести свой проект до конца. После этого «Черепаху» тайно отправили в Нью-Йорк и отдали в распоряжение американского генерала Путнэма. Впрочем, применить её решились через несколько месяцев — в начале сентября. Управлять ей было поручено сержанту Эзре Ли.

Итак, 6 сентября 1776 года «Черепаху» втайне отбуксировали поближе к большому английскому флагману Eagle («Орёл»). Сержант Ли залез в субмарину и приготовился осуществить атаку. Он добрался до «Орла», но присоединить часовую мину к флагману не удалось. Он наткнулся на бугель и не сумел пробурить корпус. Ли в итоге просто бросил взрывное устройство и стал возвращаться обратно. Кроме того, когда он всплыл, ему пришлось отбиваться от английских маломерных судов. Кстати, эта мина, когда Ли уже был далеко, всё же взорвалась, но этот взрыв никому не принёс вреда.

Потопить британский корабль с помощью «Черепахи» попытались снова 8 октября. Для этого «Черепаху» на буксире стали подвозить к месту атаки на реке Гудзон. Но англичане проявили бдительность и, открыв огонь из пушек, уничтожили и субмарину, и корабль, который выполнял роль буксира.

Так выглядит воссозданная подлодка Дэвида Бушнелла

Как выглядела первая боевая подводная лодка

«Черепаха» выглядела как большая пузатая бочка высотой 1.8 метра и 0.9 метра в ширину.  Судно двигалось за счет гребных винтов, которые приводились в действие ногами пилота за счет механизма, напоминающего велосипедный. Погружалось и опускалось устройство благодаря насосу, который откачивал или наоборот закачивал воду в специальный резервуар. Стенки подводной лодки были сделаны из просмоленных дубовых брусьев, а завершала конструкцию бронзовая башенка с толстыми стеклами, через которые можно было хотя бы примерно угадывать очертания ближайших кораблей.

Ко дну «Черепахи» был пристегнут 90-килограммовый груз, который можно было сбросить в случае экстренного всплытия. Ориентироваться в пространстве, кроме как выглядывая из башни, можно было с помощью компаса и глубинометра. Самое забавное (и больше всего вызывающее сомнения) в описании «Черепахи» — это то, как именно обеспечивалось внутреннее освещение. Вешать в подлодке фонари было не самой удачной идеей – они просто сожгли бы весь кислород, который предназначался пилоту судна. Поэтому Дэвид пришел к совершенно стимпанковому решению и использовал фосфоресцирующие грибы. Они же сыграли не лучшую роль в работоспособности «Черепахи» — уже во время плавания обнаружилось, что грибы перестают мерцать, когда становится слишком холодно.

Разместиться в подводной лодке мог только один человек, так что ему пришлось быть и капитаном судна, и штурманом и минером и двигателем одновременно. Эту роль согласился исполнять Эзра Бушнелл, брат изобретателя. Он тренировался почти полгода, так что его можно назвать первым профессиональным моряком-подводником. В 1776 году, когда запахло жареным, а британцы готовились высадить десант, пришло его время. Но судьба распорядилась иначе: Эзра слег с лихорадкой и едва не умер, а Джордж Вашингтон лично распорядился поставить другого пилота и обучить его в кратчайшие сроки. Новым капитаном «Черепахи» стал сержант Эзра Ли, вызвавшийся добровольцем.

Комментировать
0