No Image

Флаг российской империи до 1917 года: фото и описание

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Великий Стяг Ивана Грозного

При Иване Грозном отношение к флагам стало не просто уважительным, а священным. За каждым из них стояла история, победы, подвиги и жизни. Про них говорили «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы». Флаги создавались из дорогих тканей, с искусной вышивкой золотом или серебром по шелку. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Флаги Ивана Грозного достигали в длину по 3 метра, в высоту – 1,5. Для ношения знамени назначались два-три человека. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя могло втыкаться в землю.

Описание великого стяга Ивна IV: «Построено» оно из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса – макового. В лазоревую середину вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге – изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга – золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге – святой архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.

Под этим стягом в 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани. В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: «и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный». Это знамя полтора века сопровождало русскую армию. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Петре I — в Азовском походе и на войне со шведами.У стяга «Всемилостивейшего Спаса» после взятия Казани был отслужен молебен, затем царь приказал воздвигнуть церковь на том месте, где во время боя стояло знамя.

Изготовление знамён

Знамёна полковые, воеводские и сотенные изготавливались в казне, а остальные — в войсках.

Знамёна изготавливались (строились) перед боевыми действиями, когда уже был известен состав войск, или в запас, для будущих походов. Знамёна строились в мастерских Оружейного приказа, под ведением Боярина и оружничего. Иногда знамёна кроили в казённом дворе, а для окончательной отделки передавались Оружейному приказу.

Знамёна строили по именному указу царя, который передавался боярину и оружейничему (иногда воеводе для которого строилось знамя).

Сшитые знамёна растягивали на рамах под присмотром иконописцев. Рамы размещали в иконной палате, свободных мастерских оружейной палаты. Из-за недостатка помещений знамёна иногда расписывали в старом Государевом дворе, в пустых хоромах Никиты Ивановича Романова, известен даже случай, когда мастер расписывал знамя у себя дома.

Расписывали знамёна жалованные и кормовые иконописцы, живописцы и их ученики Оружейного приказа. Надписи и слова наносили знаменщики и словописцы. Красочные тёрщики растирали краски. Золочение деталей производили в серебряной палате. Паникадильных дел мастера изготавливали медные кресты, гротики (навершия), подтоки. Железный знаменный прибор делали кузнецы, ствольного и замочного дела мастера, сабельные придельщики. Плотники и станочники Оружейного приказа делали древки, травщики и иконописцы расписывали древки, резчики вырезали яблоки. Чехлы присылали из казённого двора, иногда их делали портные и шатёрники Оружейного приказа.

Готовые знамёна осматривал царь. Некоторые знамёна переделывались.

Знамёна сотенные стрелецкие и ротные полков Иноземного порядка изготавливали в соответствующих приказах. Также в Оружейном приказе строились пушкарские знамёна, значки и прапоры Государевы и сотенных голов Государева полка.

Историческое развитие флага

С некоторой натяжкой можно считать, что прототип флага Российской империи был введен еще её основателем — Петром I. Этот правитель оставил описание своего личного царского штандарта, в котором говорится о том, что на полотнище изображен двуглавый орел черного цвета на жёлтом фоне. Такой флаг поднимался совместно с более известным «Андреевским» на том корабле, где находился самодержец. Белый цвет на этом штандарте тоже мог присутствовать. Не исключено, что такую окраску имели «карты морей», которые держал в своих клювах и лапах орёл. Кроме того, на груди у этой птицы изображался Московский герб с «серебряным всадником».

На том варианте штандарта, который хранится в Морском музее Санкт-Петербурга, присутствуют все эти элементы.

Современная копия фрегата «Штандарт», на котором Петр I поднимал свой личный флаг – его дубликат можно увидеть на передней мачте

Имеются также свидетельства о том, что в некоторых случаях использовались белые полотнища, на которых красовался двуглавый орел жёлтого цвета.

17 августа 1731 года, уже во времена правления императрицы Анны Иоанновны, для российских драгунских и пехотных полков были приняты шляпы из чёрного шелка с золотыми кисточками и белым бантом – то же самое сочетание цветов, что и на штандарте Петра I. Использовалось оно и впоследствии, но флаги подобной окраски, судя по всему, появились лишь в XIX веке, когда их использовали для украшения зданий в ознаменование окончательной победы над Наполеоном. Кроме того, на шляпах офицеров и обычных чиновников (они в Российской империи тоже носили мундиры) иногда имелись чёрно-жёлто-белые кокарды, которые получили наибольшее распространение в годы царствования Николая I.

С 1858 по 1883 годы чёрно-жёлто-белый флаг оставался национальным символом России, затем его положение поколебалось. Дело в том, что незадолго до коронации Александра III было издано Высочайшее повеление, в котором говорилось, что отныне украшать здания можно только бело-сине-красными полотнищами. Вместе с тем в 1887 году для военных был установлен черно-оранжево-белый флаг империи. Использовался он в дальнейшем и во время различных торжественных событий, например, в ходе встречи русского и австрийского императоров в 1885 году.

1873 год, парад на Царицыном лугу с участием Александра II и шаха Наср-эд-Дина. Видны как имперские, так и бело-сине-красные флаги

Неопределенность этой ситуации усугублялась тем, что Высочайшее повеление 1883 года было объявлено «всего лишь» министром внутренних дел, а это означало, что оно, будучи правительственным, не может отменить Именной высочайший указ 1865 года, который вводил в качестве государственных цветов чёрный, оранжевый и белый. В то же время мнение самого императора, Александра III, было хорошо известно: он вполне определенно высказывался в пользу бело-сине-красного флага. Почему он не закрепил это в именном указе, непонятно и по сей день.

Так или иначе, попытки вывешивания императорского флага в 1892 году начали пресекаться полицией, что вызвало немалый скандал, разрешить который мог только новый император — Николай II. Самодержец, однако, предпочёл отдать право на принятие окончательного решения в руки Особого совещания, председателем которого стал генерал-адъютант К.Н. Посьет. Возможно, Николай II попросту не имел точного представления о сути вопроса. В итоге произошло «повторение пройденного» — Особое совещание пришло к выводу, что национальным флагом должен стать бело-сине-красный, но эпизодическое использование черно-желто-белого полотнища продолжилось, в том числе и во время вполне официальных мероприятий.

В самом начале Первой мировой войны министерство внутренних дел попыталось совместить флаги Российской империи — в левом верхнем углу бело-сине-красного полотнища поместили жёлтый квадрат, а на его фоне был изображен черный двуглавый орёл. Николай II поначалу не утвердил этот проект, а затем наступил 1917 год — пришла эпоха совершенно иной символики.

«Гибридный» флаг, предложенный в 1914 году

Русский Стяг

Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя Владимира. Миниатюра из Радзивилловской летописи

На Руси вместо слов «флаг» и «знамя» употреблялось слово «стяг», т.к. под него стягивалось войско. Флаг отмечал середину огромного войска. Его охраняли богатыри — стяговники. Издалека было видно – терпит ли дружина поражение (стяг упал) или бой идет успешно (стяг «простирашася яко облацы»). По форме стяг были не прямоугольный, а в виде трапеции. Полотнище стяга могло быть с тремя, двумя, но чаще с одним треугольным клином материи.

Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов, собираться под которыми нужно было по звуковому сигналу. Звуковые сигналы подавались при помощи труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов», его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».

Стрелецкие знамёна

Основная статья: Стрелец (воин)

В первые годы царствования Михаила Фёдоровича стрелецким приказам выдавали знамёна двух типов: сотенные знамёна и знамёна голов.

Стрелецкие знамёна изготавливались в форме прямоугольника длиной от 3 до 4 аршин и шириной от 2 до 3 аршин. В середине полотнища вшивался крест, разбивавший поле знамени на 4 равные части. В левой верхней четверти вшивался 8-ми конечный крест. В остальных четвертях вшивались признаки — то есть звёзды, кружки, косицы и т. д.

Средняя часть знамени могла изготавливаться из равносторонних четырёхугольников разного цвета. Такое знамя называлось шахматным. Иногда знамя сшивалось из треугольников разных цветов — такое знамя называлось клинчатым. Стрелецкие знамёна всегда опушались каймой.

Знамёна голов шили из шёлковых тканей, признаки на них писали золотом и серебром. Сотенные знамёна шили из киндяка, миткаля, холста, кумача, в редких случаях из тафты и других шёлковых тканей.

В царствование Алексея Михайловича использование шёлковых тканей становится более частым. В это же время появляются знамёна пятисотенные. Пятисотенные знамёна выдаются полуголовам и изготавливаются из шёлка. Знамёна голов увеличиваются в размерах — иногда до 8 аршин в длину и 6 в ширину. С 1669 года на знамёнах голов появляются священные изображения. Знамёна сотенные московских приказов изготовлялись по образцу: в середине крест, деливший знамя на 4 равные части, в левой верхней четверти размещался 8-ми конечный крест на подножии, вокруг него звёзды, число которых соответствовало номеру сотни.

После отмены сотен и введения стрелецких полков изменили своё название и знамёна. Знамёна голов стали называться полковничьими, знамёна пятисотенные — полуполковничьи, сотенные знамёна — братские. Знамёна изготавливались из камки. Всё чаще появляются священные изображения, писанные золотом и серебром.

Древки знамён крашенные, мешочки для крепления знамени к древку — из красной ткани. Навершья железные, втоки железные и медные.

В начале XVIII века стрелецкие знамёна остаются старого образца. На братских знамёнах появляются священные изображения, на знамёнах городовых стрельцов появляются гербы городов, в которых размещались полки.

Национальный флаг Украины в XIII-XVI столетиях

На стыке XIII-XIV столетий появились стяги четырехугольных форм на свободных концах копий. Кроме того, в этот период оживленно начали изготавливаться стяги, в которых одновременно сочетались несколько расцветок. В XIII-XIV столетиях история Киевской Руси характеризовалась феодальной раздробленностью. В те времена князья имели свои знамена, которые всегда были отличны от остальных.

Уже к XIV столетию Левобережную Украину в значительной ее части присоединили к Великому княжеству Литовскому. В то время Галицкие земли вместе с Волынью очутились под польским протекторатом, что значительно повлияло на геральдику в этих исконно украинских территориях. Таким образом, в символизме Центральной Украины, не исключено, что именно под влиянием поляков, начали появляться белые и красные цвета. Тогда как в украинских флагах западных регионов начали преобладать желто-синие окраски. Этими основными цветами стали окрашиваться львовские, закарпатские и подольские геральдические символы.

Отношение к флагу сегодня

Возвращаясь к вопросу о том, почему флаг царской России имел весьма ограниченное использование до революции, вызывает ожесточенные споры и сегодня. При этом следует вспомнить, что ни Московское царство, ни даже Византия не были единственными претендентами на «римское наследство». Еще в 962 году в Европе возникло надгосударственное образование с «говорящим» названием — Священная Римская империя. В XII столетии гербом этого «средневекового Евросоюза» стал чёрный двуглавый орёл на фоне золотого щита. Начиная с 1400 года этот символ был помещён и на флаг Священной Римской империи.

Настоящим «сердцем» этого надгосударственного образования стала будущая Австрия, которой на протяжении долгих веков правила могущественная династия Габсбургов. Именно её символом со временем стало черно-желтое полотнище. Даже после того, как в 1806 году Священная Римская империя окончательно исчезла с карты Европы, Габсбурги сохранили за собой свои прежние цвета.

Можно, к примеру, вспомнить о том, что тупые и продажные полицейские, упоминаемые Гашеком в знаменитой книге о бравом солдате Швейке, именуются «черно-жёлтыми хищниками», несмотря на то, что флаг Австро-Венгрии тогда имел совсем иную окраску.

Флаг династии Габсбургов, долгое время правившей Священной Римской империей

Таким образом, русские цари никак не могли не заметить сходства своего флага с символикой династии Габсбургов, что было нежелательно. Россию и без того многократно пытались представить как страну, которая не создаёт ничего своего, а только заимствует всё у «просвещенной Европы». Правда, на имперском флаге присутствовал еще и белый цвет, однако, было ясно, что он второстепенен. К примеру, белой полосы нет на георгиевской ленте, введённой Екатериной II, что, конечно, не случайно. Позднейшие трактовки про «цвета дыма и пламени» придуманы задним числом. Всё значительно проще – как оранжевая, так и чёрная  полосы пришли из герба.

Сегодня сторонниками замены бело-сине-красного триколора на черно-желто-белый являются, прежде всего, «монархисты» и русские националисты. Они используют имперские флаги на своих собраниях и массовых акциях. Единомышленником этих людей, видимо, можно назвать депутата Государственной Думы от ЛДПР Дегтярева, который в 2020 году выступил с законодательной инициативой о введении чёрно-жёлто-белого полотнища как национального символа Российской Федерации. В обосновании законопроекта, в частности, говорилось о том, что в годы действия этого флага, в империи процветала экономика, страна не распадалась на части и даже выигрывала войны.

Разумеется, подобные аргументы крайне сомнительны, если учесть, насколько коротким по времени был тот «славный» исторический период. Кроме того, именно тогда в России началась эпоха политического террора, что никак не указывает на какую-либо стабильность.

Флаг батальона «Спарта», одного из лучших подразделений, воюющих на стороне непризнанной Донецкой народной республики

Чёрно-жёлто-белые флаги появлялись в Донецке в 2014 году, когда на территории Украины разгорелся вооружённый конфликт. Имперская символика, как потом оказалось, использовалась людьми, входящими в Русский Общевоинский Союз. Эта организация была создана в 20-е годы прошлого века бежавшими из России белогвардейцами. Идеологическая основа РОВС весьма сомнительная, с отчетливым запахом фашизма. В конечном счёте ныне покойный лидер ДНР, Захарченко, добился выдворения всех «имперцев» с подконтрольной ему территории, однако, черно-желто-белый флаг всё же остался символом одного из подразделений ополченцев — батальона «Спарта».

Следует отметить, что экс-белогвардейцы в 30-е годы создали еще одну  примечательную организацию – Русскую фашистскую партию (позднее – Российский фашистский союз). Флаг этого самого крупного из всех эмигрантских дальневосточных объединений был довольно примечателен: белое полотнище, в центре размещён жёлтый квадрат, повёрнутый на 45 градусов, а на его фоне — чёрная свастика.

Разумеется, ни Петр I, ни Александр II не подозревали о том, кто впоследствии может воспользоваться предложенными ими сочетаниями цветов. Но ведь и свастика когда-то была вполне безобидным символом, но в современной Германии её всё-таки лучше не демонстрировать.

К сожалению, репутация русского имперского штандарта сегодня тоже выглядит достаточно сомнительной. Скорее всего, перспектив на возрождение у него нет, по крайней мере, в обозримом будущем.


Автор статьи:

Федоров Дмитрий

История флага

Человек издавна использовал различные флаги, стяги, знамена. Изначально они служили для военных и церемониальных целей. Во время битвы на стяг или знамя ориентировались воины, его падение вызывало замешательство в войске, поэтому для охраны воинского знамени привлекались лучшие воины. Нередко именно вблизи флагов завязывались самые жаркие схватки.

В древние времена флаг мог представлять собой длинный шест с укрепленным на вершине клином яркой ткани или пучком конских волос. На ткани часто изображали герб военачальника, так, например, в Киевской Руси это мог быть герб рода Рюриковичей – двузубец или трезубец.

Однако уже к XI—XII столетию флаги все больше превращаются в символы государственной или феодальной власти, обозначающие правителей или их владения.

На Руси традиционным цветом воинских стягов был красный («червлёный») или черный, хотя встречались флаги и других цветов. Дмитрий Донской вел дружину на Куликово поле под знаменем черного цвета.

Иван Грозный вел свои войска на штурм Казани под знаменем, которое летописцы называли «Всемилостивейшим Спасом». На нем был изображен образ Иисуса Христа, позже это знамя сопровождало русские войска в Крымском походе, а также во время Северной войны уже при императоре Петре I.

Не менее известен так называемый Великий Стяг Ивана Грозного. На нем был изображен святой Михаил на коне, а на откосе знамени – образ Иисуса Христа. Религиозные мотивы присутствовали и на знаменах народного ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, которым удалось прогнать иноземных захватчиков с русской земли в период Смутного времени.

До Алексея Михайловича Российское государство не имело официального государственного флага. Войска в походе и в бою использовали различную традиционную символику: хоругви, бунчуки, знамена с православными образами. Так продолжалось до 1668 года, когда в России был построен первый военный корабль под названием «Орел». Для него нужен был флаг.

Голландцы, которые руководили постройкой судна, обратились к царю с предложением поднять на корабле флаг, «… потому как есть обычай такой у других стран»

Чтобы царь разобрался в этом важном вопросе, для него был подготовлен специальный доклад, в котором были приведены государственные флаги европейских государств того времени, а также символы колен Израиля из Библии

Мы не знаем точно, как выглядел первый российский триколор, но известно, из каких материалов его делали. Для изготовления корабельных флагов была использована импортная материя красного, синего и белого цвета, а на готовых знаменах были вышиты орлы. К сожалению, больше сведений о флагах, которые были подняты на «Орле», история нам не сохранила. Нам неизвестно, как располагались на них полосы, на этот счет у историков существует несколько теорий:

Согласно одной из версий, на флаге находился прямой синий крест, который делил полотнище на четыре квадрата. Два из них были красного цвета, а два – белого. Существует гравюра «Взятие Азова» голландского живописца Адриана Шхонебека, на которой можно рассмотреть именно такие флаги на кораблях русской эскадры;
Есть и другая гипотеза, которая исходит из того, что постройкой корабля «Орел», а также изготовлением флага для него занимались голландцы

Принимая во внимание этот факт, можно предположить, что первый российский флаг был похож на голландский и состоял из трех горизонтальных полос, белого, синего и красного цвета. Скорее всего, в центре знамени находилось изображение золотого двуглавого орла

Это следует из царского указа;
По третьей версии флаг корабля «Орел» состоял из трех горизонтальных полос, и белая полоса находилась в середине полотнища. Сохранилась гравюра голландца Ван дер Аа, на которой изображен «Орел» на рейде у Нижнего Новгорода. Она была напечатана в книге «Странствования Яна Стрюйса», который, как считается, был корабельным плотником на «Орле».

Существуют упоминания о российских знаменах, потерянных во время битве при Нарве. Они также имели бело-сине-красную цветовую гамму и изображение двуглавого орла посередине.

https://youtube.com/watch?v=wasmn5t8HfM

Ратификация сине-желтого флага

В 1918-ом году, вслед за установлением власти гетманом П. Скоропадским, произошла перемена государственного флага. Собственно, именно тогда произошла подмена желто-синего флага сине-желтым. Ратификация этой цветовой гаммы, как национальной, была засвидетельствована с помощью нормативных и конституционных актов тогдашней Директории. То же самое сделала и Западно-Украинская Народная Республика.

Флаги украинского происхождения Советской поры кардинально разнились от предшествующих, национальных. Первоначально это было красное полотнище с надписью из золота: «УРСР». В послевоенные годы социалистическую символику немного изменили. Таким образом, флаг Украинской Советской Социалистической Республики объединял в себе два цвета с двумя полосами: верхним – красным, нижним – голубым. А в верхней части полотнища был изображен серп с пятиконечной звездой.

В 1990-м году на городской ратуше в Стрыю в первый раз после продолжительного интервала вновь произошло появление сине-желтого украинского флага. Фотографии и последние известия об этом невероятном событии той поры в мгновение ока распространились по всей украинской территории. Теплым сентябрьским днем 1991-го года национальный символ гордо возвышался над помещением Верховной Рады. В следующем году, 28-го января 1992-го года сине-желтому флагу суждено было получить государственный статус. Таким образом, ежегодно, 23-го августа, перед самим празднованием Дня Независимости Украины в стране отмечается День Флага Украины.

Значение символа Редактировать

Поскольку Алатырь уже несет на себе все обережные символы, все другие амулеты являются лишь малым его проявлением.

Гармония Вселенной предполагает Единство и противостояние двух начал, а потому изображение Алатыря в вертикальном направлении верхнего лепестка (крест) определяет наличие мужской, солнечной, силы, в диагональном (кряж) — женской, лунной силы. Алатырь в древности наносился на одеяния ведунов, «знающих» людей, или в качестве оберега путника в дальнем и опасном путешествии. Вышитый на мужской рубахе символ Алатыря наполнял жизненной (солнечной) силой, а на женской Алатырь давал понимание Магии (лунная сила).

Оберег «Звезда Алатырь»

Этимология слова Редактировать

В Энциклопедическом словаре Русского языка указано, что слово происходит от слова Латвия. О. Н. Трубачёв считает, что слово Алатырь происходящим от слова янтарь.

Учёный В. В. Мартынов считает, что это слово происходит от слова Иран (al-atar).
Но, возможно, алатырь происходит от слова алтарь — священное место.

Символ Алатырь

Теоретически все несколько проще если исходить из той идеи что слово тырить искажено в современном понятии и раньше означало «нести» в хорошем понимании этого слова а не воровать. У Даля толкуется как «спешно идти».

Слова: богатырь, пустырь, монастырь, алатырь и тд, тогда надо рассматривать иначе.

Ала тырь = АЛА = А (изначалье, исток, единый, единственный, человек.) и Л (люди) и обратно в A можно трактовать как свзяь круговорот связи бога и человека что и сходится с описанием самого знака. Алатырь = несущий вечную связь бога и человека.

История русских стягов

Хоругвь Всемилостивого Спаса

«Стяг» — древнерусское производное от сътягати «стягивать». Стяг буквально — «то, что стягивает» (ср. диал. стяг
«жердь, которой стягивается сено на возу»).

Позднее на стягах начали крепить большие куски тканей яркого цвета в форме клина. На верхний конец стяга устанавливали металлический острожок. На ткани нашивалось изображение Животворящего Креста, под острожок подвязывалась чёлка, окрашенная яркой краской.

Концы стягов, кроме клиновидной формы, могли иметь два или три хвоста, которые назывались косицы, откосы, клинцы или яловцы.

Во время походов стяг снимали с древка и перевозили в обозе вместе с оружием и доспехами. Княжеская дружина охраняла стяг. Стяги надевались на древко только перед сражением. В древности стяг мог быть громадного размера и его установка требовала значительного времени. В летописях иногда встречается выражение «не поставиши стяга», что могло означать «внезапная атака противника», «быть застигнутым врасплох». Выражение «поставить стяг» означало объявить войну.

Во время битвы стяг, как правило, устанавливали в центре войска, на возвышенности. Падение стяга вызывало замешательство в войске, поэтому на охрану стяга устанавливались особые воины — стяговники. Враг, напротив, бросал на стяг основные свои силы. Под стягами происходили самые жаркие схватки. Летописи при описании битвы, следят за стягом: косицы стяга «простираются яко облацы» означало успешный ход битвы; поражение описывалось как «стяг подсекоша».

После появления войск, состоявших из полков нескольких удельных княжеств, размеры стягов уменьшились. Охранять стяги вместо дружинников начали дворяне. Под стягами проводились церковные службы, принималась присяга, заключались договоры.


Знамя времён царствования Алексея Михайловича

В конце XIV века на русских стягах начали изображать лик Спасителя. Стяги с изображением Спасителя, что на современном русском языке называется хоругвью, начали называть знамением. В XVI веке слова знамение и стяг встречаются одинаково часто. В конце XVI века слово стяг встречается всё реже, а в начале XVII века выходит из употребления.

В XVI веке на хоругвях кроме изображения Спасителя также вышивалось изображение Богородицы и Георгия Победоносца. На белом стяге Великого князя Василия Ивановича был изображён Иисус Навин, останавливающий солнце.

В царствование Ивана Васильевича в каждом полку было большое Царское знамя, в каждой сотне было своё знамя — клиновидное, одного вида с полковым знаменем, но меньшего размера из-за чего они назывались меньшими знамёнами. На знамёнах вышивали золотом, серебром и шелком, писали яркими красками иконным письмом.

Сведений о знамёнах во время царствования Фёдора Ивановича почти не сохранилось.

В войске Бориса Фёдоровича использовались огромные знамёна древнего типа. Они были такими большими, что их не мог удержать один человек. На службу к знамени назначалось два или три человека. Знамёна освещались патриархом по чину освящения Святых икон.

При Михаиле Фёдоровиче появились первые отступления от древних образцов. На ротных знамёнах иноземных полков появляются изображения орла, грифа, льва, змеи, химеры, а также надписи и девизы на латыни. Полковые знамёна — с царским двуглавым орлом в знак того, что полк служит русскому государю. В 1614 году Войску Донскому было пожертвовано знамя с двуглавым орлом.

Во второе десятилетие правления Алексея Михайловича знамёна с «житейским письмом» (то есть не со святыми ликами) появляются всё чаще. Но такие знамёна выдаются на время — основные знамёна остаются «христианскими знамениями». На ротных знамёнах изображается крест, на полковых — Спаситель, Богородица или лики угодников. Ветхие знамёна поступают в Оружейную палату, где изготовляется новое знамя. Знамя делается по образцу старого, но со временем всё чаще встречается «житейское письмо» и латинские надписи.

В 1700 году Пётр I утвердил образец войскового знамени. К 1704 году знамён старого образца не осталось.

Комментировать
0