СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Содержание трех остальных томов

Четвертый том Устава состоял из шести отдельных глав, в которых рассматривались различные аспекты корабельной жизни. Начинался он с вопросов, касающихся внутренней дисциплины, и содержал в себе обширный перечень наказаний, ожидавших ее нарушителей. Далее указывалось количество прислуги, полагавшееся каждому из офицеров. В третьей главе регламентировалась раздача судового провианта, а в четвертой устанавливался порядок награждения членов экипажа, отличившихся во время несения службы.

Две последние главы четвертого тома были посвящены весьма важному вопросу – разделу между членами команды имущества, ставшего их добычей при захвате вражеских судов

Наиболее объемным был пятый том, носивший весьма лаконичное и выразительное название: «О штрафах». Это было не что иное как документ, включивший в себя одновременно дисциплинарный и судебный уставы. Предусмотренные в нем наказания поражают жестокостью, весьма соответствовавшей нравам того времени.

Кроме денежных штрафов, налагаемых, главным образом, на офицеров, совершивших незначительные проступки, к низшим чинам применялись различные формы телесных наказаний и смертной казни. В широком употреблении были расстрелы по приказу капитана корабля, а также килевание – протаскивание преступника под днищем судна, что в большинстве случаев приводило к его смерти. В Уставе содержался подробный перечень всех возможных преступлений, как относящихся к обстановке мирного времени, так и связанных с ведением боевых действий.

В шестом, заключительном томе Устава морского флота Петра I были собраны и систематизированы различные образцы судовой отчетности. Кроме того, содержалось описание сигналов, подаваемых кораблями в различных ситуациях, и регламентировались правила дозорно-вахтенной службы.

Содержание первого тома Устава

Морской устав Петра I включал в себя 5 томов, первый из которых посвящался порядку исполнения служебных обязанностей высшими чинами флота, включая генерал-адмиралов (в те времена был и такой чин). В этом разделе документа помещались статьи, посвященные тактическим вопросам, связанным с руководством эскадрой во время морского боя.

Современные специалисты отмечают, что указанные в них правила и нормы не отличались строгостью и несли на себе отпечаток традиций голландского флота. Такой подход был весьма разумен, поскольку не стеснял инициативы командного состава во время боевых действий. Характерно, что этим же принципом государь Петр Алексеевич руководствовался при составлении всего Устава.

Корабельный устав военно-морского флота

Введен
в действие

приказом
Главнокомандующего

Военно-Морским
Флотом

от
01 сентября 2001 года

№ 350

МОСКВА
ВОЕННОЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
2001

  • Настоящий
    Устав определяет корабельную организацию,
    боевую подготовку кораблей Военно-Морского
    Флота, обязанности основных должностных
    лиц корабля и корабельных соединений,
    а также повседневную службу корабля,
    военно-морские ритуалы и правила несения
    службы корабельных нарядов.

  • Команды,
    подаваемые на корабле, определяются
    приложением к Уставу «Командные слова»,
    изданным отдельной книгой.

  • С
    выходом настоящего Устава, Корабельный
    устав Военно-Морского Флота, введенный
    в действие приказом Главнокомандующего
    ВМФ 1995 года № 309, отменяется.

Коротко о Mil.Press FLOT

Один из крупнейших мировых военных ресурсов с собственной корреспондентской сетью. Ведущее издание о прошлом, настоящем и будущем ВМФ и ВМС.

Ориентирован на кадровых военных, специалистов. Ежемесячная аудитория портала превышает 400’000 человек.

Новостной партнёр компаний Яндекс, Google; финалист премии Рунета, информационный партнёр отраслевых организаций. Включает в себя порядка 20 тематических сайтов. Входит в Топ-15 международных военных СМИ по рейтингу Alexa.

Запущен в 1998 году. Лицензия СМИ №ФС77-39156. FLOT.com, FLOT – зарегистрированные товарные знаки (свидетельства №438283, №438284).

Mil.Press FLOT (бывший Центральный Военно-Морской Портал) входит в состав медиа группы Mil.Press и разделяет ее цели, задачи, принципы. Подробнее.

Комментарии к материалам размещаются посетителями сайта и не являются публикациями редакции, не проходят предмодерацию и постмодерируются в установленном порядке.


прошломнастоящембудущемновостиисторическиесовременные публикацииобразованиеморская литератураВоенно-Промышленный КомплексблогифорумыИстория одной жизниЭтот день в историиКто есть кто на флотеЖЗЛЭто интересноголосованиямультимедиассылкимногое другоеПоэтический иллюминаторсослуживцыКлуб Юных МоряковВо БлагоМорской бизнес-каталогможет стать любойза несколько секундRussian Navy

Помощники государя в его нелегком деле

В разработке Морского Устава при Петре I принимало участие большое количество людей. Известно, в частности, что всем навигаторам, посланным для учебы за границу, было приказано отбирать там необходимые материалы, имевшие отношение к судовождению и организации службы корабельных экипажей. Кроме того, им вменялось в обязанность досконально вникать во все тонкости уже готовых уставов, использовавшихся на флотах зарубежных государств.

История сохранила имена многих ближайших помощников государя Петра I в разработке Морского устава Российской империи. Одним из них был Конон Зотов – сын известного Никиты Зотова, являвшегося в свое время воспитателем и ближайшим другом юного Петра. Достигнув подобающего возраста, Конон уехал за границу и для овладения навыками морской службы поступил на один из кораблей английского флота. Впоследствии, вернувшись на Родину, он стал храбрым офицером и командовал боевыми судами в морских сражениях со шведами. Считается, что он сыграл важную роль в составлении Морского устава Петра I. Много трудов было положено и иностранными специалистами, специально приглашенными из Англии и Голландии.

Северный флот России: состав, вооружение

На Северном флоте базируется единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов». Если для российского флота будут построены новые авианосцы, то, скорее всего, их тоже разместят на Северном флоте, который является частью Объединённого стратегического командования «Север».

В настоящее время российское руководство уделяет много внимания Арктике. Этот регион является спорным, к тому же там разведано огромное количество полезных ископаемых. Вероятно, в ближайшие годы именно Арктика станет «яблоком раздора» для крупнейших мировых государств.

В состав Северного флота входят:

  • ТАКР «Адмирал Кузнецов» (проект 1143 «Кречет»);
  • два атомных ракетных крейсера проекта 1144.2 «Орлан», «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий», который является флагманом Северного флота;
  • ракетный крейсер «Маршал Устинов» (проект «Атлант»);
  • четыре БПК проекта 1155 Фрегат и один БПК проекта 1155.1;
  • два эсминца проекта 956 Сарыч;
  • девять малых боевых кораблей, морские тральщики разных проектов, десантные и артиллерийские катера;
  • четыре больших десантных корабля проекта 775.

Основной силой Северного флота являются подводные лодки. В их число входят:

  • десять атомных подводных лодок, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами (проекты 941  Акула, 667БДРМ Дельфин, 995 Борей);
  • четыре атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами (проекты 885 Ясень и 949А «Антей»);
  • Четырнадцать атомных субмарин с торпедным вооружением;
  • восемь дизельных подлодок (проекты 877 «Палтус» и 677 Лада). Кроме того, имеется в наличии семь атомных глубоководных станций и экспериментальная подводная лодка.

Также в состав СФ входит морская авиация, войска береговой обороны и подразделения морской пехоты.

Общие положения

1.В корабельный
состав Военно-Морского Флота входят
боевые корабли,

корабли специального
назначения, морские и рейдовые суда
обеспечения.1

В боевой состав
Военно-Морского флота входят только
боевые корабли.

2.Корабли и
суда Военно-Морского Флота, а также их
летательные и подводные аппараты, катера
и шлюпки являются федеральной
собственностью Российской Федерации
и, где бы они ни находились, подчиняются
только законам Российской Федерации.

Ни одно иностранное
государство не имеет права вмешиваться
в жизнь
корабля (судна) Военно-Морского
Флота
. Всякая попытка в этом направлении
должна пресекаться самым решительным
образом, в крайнем случае силой оружия
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

3.Командиры и
весь личный состав кораблей (судов)
Военно-Морского Флота в своих
взаимоотношениях с иностранными
кораблями и властями в любых обстоятельствах
должны действовать с достоинством и
сообразно интересами Российской
Федерации, а также в соответствии с
общепризнанными принципами и нормами
международного права, обязательствами
Российской Федерации по международным
договорам, законодательством Российской
Федерации и Руководством по соблюдению
правового режима морских пространств
и взаимоотношениям с иностранными
кораблями и властями.

4.Корабли и
суда Военно-Морского Флота в зависимости
от их основного предназначения и оружия
подразделяютсяна классы, а классы,
исходя из специализации, водоизмещения,
типа энергетической установки и принципов
движения –на подклассы.

В зависимости от
тактико-технических элементов и
предназначения, а также для определения
старшинства командиров и норм обеспечения
материально-техническими средствами
корабли делятся на ранги.

В Военно-Морском
Флоте установлены четыре ранга кораблей.
Высшим рангом является первый. Деление
кораблей на классы, подклассы и ранги
определяется Руководством по классификации
кораблей и судов Военно
-Морского Флота.

5.Каждый корабль
Военно-Морского Флота решает боевые
задачи как самостоятельно, так и во
взаимодействии с другими кораблями,
авиацией ВМФ, сухопутными и береговыми
войсками ВМФ, а также с воинскими частями
других видов Вооруженных Сил Российской
Федерации.

6.Настоящий
Устав распространяется на все корабли,
катера и шлюпки, несущие Военно-морской
флаг, а также на корабли специального
назначения, суда обеспечения,
укомплектованные военнослужащими.
Требования Корабельного устава
Военно-Морского Флота обязательны для
всех экипажей кораблей, в том числе и
для размещенных на берегу, а также для
всех лиц, временно пребывающих на
корабле.

Организация службы
на судах Военно-Морского Флота,
укомплектованных гражданским персоналом,
определяется Уставом службы на судах
обеспечения Военно-Морского Флота.

7. Общие права
и обязанности военнослужащих и
взаимоотношения между ними,

вопросы
дисциплинарной практики, порядок
организации и несения гарнизонной и
караульной служб
, строевые приемы для
военнослужащих Военно-Морского Флота
определены Общевоинскими уставами
Вооруженных Сил Российской Федерации. 

Командиры соединений
кораблей и кораблей могут издавать
организационные приказы, детализирующие
корабельную службу применительно к
особенностям корабля и условиям
базирования.

Окончательная редакция Морского устава, составленного Петром I

Свой труд он завершил в середине апреля 1720 года и обнародовал его, предварив особым Манифестом, в котором излагал причины, побудившие к его написанию. В частности, там говорилось, что назрела необходимость довести до сведения командиров боевых кораблей и членов их экипажей требования, предъявляемые к каждому из них, чтобы никто не имел возможности уклоняться от их исполнения, ссылаясь на незнание.

Далее шел текст присяги, которую должен был принимать каждый военный моряк. Значительная часть Устава отводилась перечню различных подразделений флота, с указанием входящих в них кораблей. Там же помещался табель их комплектации, в котором подробно перечислялся состав команд, соответствующий каждому типу кораблей.

Веянье нового времени

Однако военный флот быстро совершенствовался. С появлением в его составе парусных судов, оснащенных мощной для того времени артиллерией, возникла необходимость в составлении нового руководства, отвечающего быстро меняющимся требованиям.

Появлению Морского устава Петра I предшествовало издание значительного числа разного рода дополнений и комментариев к инструкции, созданной для экипажей и капитанов галерных судов.

Так, в 1707 году государевой типографией были изданы соответствующие циркуляры, адресованные командирам бомбардирских судов и брандеров (кораблей, нагружавшихся взрывчаткой и в бою выполнявших роль плавучих бомб). Кроме этого, увидели свет и еще несколько документов подобного рода, однако все усложнявшаяся практика ведения боя и эксплуатации судов требовала свести все разрозненные документы в единый Устав военного флота России.

Устав, ставший детищем Петра I

Однако, несмотря на обилие помощников, основная нагрузка в работе над циркуляром, охватывавшим все стороны флотской службы, легла на плечи государя Петра Алексеевича. На основе полученных данных он лично составлял артикулы, приводил в систему разрозненные материалы и излагал их на бумаге в виде отточенных и ясных формулировок. Не будет преувеличением сказать, что даже во многих текстах нынешних сводов правил для морского флота можно ощутить энергичную и властную речь Петра.

Первое издание Морского устава содержало в себе обширный перечень постановлений, касающихся плаванья, порядка снятия с якоря и последующей постановки на него, разного рода боевых и навигационных сигналов, а также сражения с неприятелем и оказания помощи. В каждой статье этого документа за невыполнение указанных требований предусматривались наказания, степень которых зависела от тяжести проступка. Их перечень был весьма разнообразен – от штрафа в один рубль до смертной казни.

Принципы

Патриотизм – проект призван развивать чувство патриотизма, гордости за героизм предков, публикуя информацию о славных победах военных моряков.

Независимость – проект является вневедомственным, не отдающим предпочтение ни одной государственной, частной или общественной структуре, но тесно сотрудничающий со всеми.

Энциклопедичность – проект предоставляет широкий спектр сведений в специализированных рубриках.

Демократичность – проект открыт для всех, кому интересна военно-морская тематика; он отражает все многообразие мнений и взглядов по той или иной теме. В то же время, проект не является трибуной для политических или иных резких дискуссий в силу своей информационной направленности.

Открытость – все данные, представленные в проекте, взяты только из открытых источников и не содержат сведений, не подлежащих разглашению. Ссылки на источник / автора обязательны.

Интересность – достигается полнотой и периодическим обновлением информации, легкостью пользования, красочностью и доступностью восприятия размещенных материалов.

Государственный Гимн Российской Федерации*

Россия – священная
наша держава,

Россия – любимая
наша страна,

Могучая воля,
великая слава –

Твое достоянье на
все времена!

Славься, Отечество
наше свободное,

Братских народов
союз вековой,

Предками данная
мудрость народная!

Славься, страна!
Мы гордимся тобой!

От южных морей до
полярного края

Раскинулись наши
леса и поля.

Одна ты на свете!
Одна ты такая –

Хранимая Богом
родная земля!

Славься, Отечество
наше свободное,

Братских народов
союз вековой,

Предками данная
мудрость народная!

Славься, страна!
Мы гордимся тобой!

Широкий простор
для мечты и для жизни

Грядущие нам
открывают года.

Нам силу дает наша
верность Отчизне.

Так было, так есть
и так будет всегда!

Славься, Отечество
наше свободное,

Братских народов
союз вековой,

Предками данная
мудрость народная!

Славься, страна!
Мы гордимся тобой!

* Утверждена Указом Президента Российской
Федерации от 22 марта 2001 года № 2-ФКЗ

Малые боевые надводные корабли и катера

Партнеры

Авторы портала

  • Командир “К-43” А.И. Теренов
  • Александр Чеботарев, капитан 2 ранга, служил на БПК “Керчь”, МПК-073, “Флаг Родины”, постоянный корреспондент “Красной Звезды” по Каспийской флотилии
  • Александр Усовский
  • Сергей Сирый, Председатель военно-исторической секции Дома ученых РАН, председатель секции истории Российского флота, историограф Санкт-Петербургского Морского собрания, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор
  • Борис Иванович Марченко, профессор кафедры систем ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова, капитан 1 ранга в отставке, доктор технических наук, профессор, Почетный работник науки и техники Российской Федерации
  • Юрий Варганов, кандидат исторических наук, доцент, заслуженный работник культуры Российской Федерации, капитан 1 ранга
  • Михаил Богачев, капитан 1 ранга в отставке, нахимовец 1968 года выпуска, кутюрье, автор множества рассказов
  • Евгений Алексеев, воспитанник Выборгской школы юнг ВМФ, автор романа в стихах «Женщины», «Атлантида», «Тени у камина» и др.
  • Игорь Александрович Смирнов, капитан 1 ранга в отставке, доктор наук, профессор, автор книг «Лейтенантское плавание», «Голоса ветеранов», «Бюрократия и мы»
  • Виктор Федоров, поэт, исполнитель – неоднократный лауреат Всесоюзных, Всероссийских и международных фестивалей, слетов и конкурсов авторской песни, дипломант XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. С марта 1999 г. – член Санкт-Петербургского отделения Союза литераторов России. С 1972 г. – член питерского КСП “Меридиан”. Член жюри песенных фестивалей
  • Михаил Третьяк, капитан 1 ранга запаса, кандидат военно-морских наук, поэт, исполнитель
  • Валентин Митрофанов, издатель, редактор, кандидат наук, доцент, автор книги «Командир. Коммодор. Капитан»
  • Михаил Иринин
  • Валерий Вальков, кандидат военных наук, доцент
  • Игорь Козырь, капитан 1 ранга запаса, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, член президиума РОО “Полярный конвой”, пресс-секретарь Морского литературно-художественного фонда им. Виктора Конецкого
  • Тимур Гайнутдинов, капитан 2 ранга, начальник отдела освещения боевой подготовки и воспитательной работы газеты ТОФ “Боевая вахта”
  • Милена Сигаева, журналист

Заключение

Этот первый в отечественной истории военно-морской Устав, созданный по инициативе и при личном участии Петра I, просуществовал без изменений вплоть до 1797 года и за этот срок издавался восемь раз. Лишь на следующий год после воцарения государя Павла I он вышел из употребления и был заменен новым, более полным и развернутым документом.

Кроме изменений, ставших следствием технического совершенствования боевых кораблей, в нем нашел отражение более рациональный подход к тактике ведения морского боя, заимствованный у тогдашних кумиров нового самодержца – адмиралов британского флота.

Комментировать
0