7. К129, СССР (1968 г.)
К-129 с дизельным двигателем и ядерными боеголовками затонула 8 марта 1968 года в акватории Тихого океана (недалеко от Гавайских островов) вместе с командой в составе от 96 до 98 подводников (данные разнятся). Причина аварии осталась неразгаданной, но было выдвинуто несколько теорий, одна из которых – столкновение с неизвестным кораблем штатов.
Согласно официальному докладу американских ВМС, которые смогли отыскать К-129 в 1974 году, виной трагической катастрофы, случившейся с советской субмариной, был подрыв на борту. При подъеме судна силами ВМС Америки подлодка разломилась на две части, но некоторые части крупных узлов удалось доставить на одну из дислокаций флота неприятеля. Во время их осмотра достали тела шести советских моряков, которых со всеми почестями позже американцы похоронили в море.
«USS Thresher»: ушедшие в бездну
США, 1963 год
Головная лодка нового проекта вышла на испытания прочности корпуса на предельных глубинах. Экипаж и гражданские специалисты находились на связи со спасательным судномСкайларк»(USS Skylark). При достижении 360 метров связь с субмариной стала обрывочной.Трешер» передал, что имеет дифферент на корму и пытается продуть цистерны. Спустя четыре минуты поверхности достиг сигнал900N», по одной из версий являвшийся кратким ответом на запрос о статусе корабля: 900 по 1000-балльной шкале означал субмарину на грани гибели, N — отсутствие контроля экипажа над происходящим.
Несколько секунд спустя пришло сообщениепредельная глубина…», треск сминаемых переборок — иТрешер» замолк навеки, за доли секунды раздавленный гигантской массой воды на глубине более 720 метров. На дне Атлантики упокоились 126 человек. Причиной катастрофы предположительно стали проблемы в работе реактора и ледяные корки в системе продува цистерн, которые не позволили совершить экстренное всплытие.
Экс-«щука» и не только
Причина этому была вполне объяснима — советский подводный флот был в своё время одним из самых многочисленных в мире. Понимая, что конкурировать с Америкой по количеству надводных кораблей основных классов не удастся, военным руководством страны было принято решение — сократить отставание отечественного ВМФ за счёт субмарин. Их создавали в большом количестве, на них отрабатывались самые современные приборы, новые виды вооружения, им требовались многочисленные экипажи. К сожалению, в этом мощном подводном флоте нередко происходили аварийные ситуации и настоящие катастрофы. Широкой общественности они стали известны в основном из американских фильмов «К-19» и «Враждебные воды» (речь идёт о ЧП с К-19 и гибели К-219), а также широкого освещения в прессе обстоятельств трагедии с К-278 «Комсомолец» в 1989 году.
ЧП с атомаринами
Следующее десятилетие XX века принесло и новые трагедии, связанные с подводными лодками с атомной силовой установкой и ядерным оружием. Счёт этим потерям открыла К-8. Она находилась на задании в Бискайском заливе. Предполагалось её участие в учениях «Океан-70», но 8 апреля 1970 года на ней вспыхнул сильный пожар. Пожертвовав жизнью, несколько офицеров успели заглушить ядерный реактор и предотвратить его взрыв. К терпящей бедствие лодке подошёл болгарский теплоход «Авиор» и принял на борт 46 членов экипажа. 22 человека боевой смены с командиром корабля капитаном 2-го ранга Всеволодом Бессоновым продолжили борьбу за живучесть атомарины, невзирая на 8-бальный шторм. Аварийная команда погибла, когда потерявшая остойчивость лодка 12 апреля 1970 года внезапно быстро ушла на дно. Всего трагедия унесла жизни 52 членов экипажа. Командиру К-8 Всеволоду Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Офицеров, мичманов и погибших матросов наградили орденами Красной Звезды, выживших матросов — медалями Ушакова. А ЧП с подводной лодкой К-429 Тихоокеанского флота — редкая история спасения экипажа (106 человек) с почти затонувшей атомарины. Хотя, к сожалению, и здесь не обошлось без потерь. 24 июня 1983 года эта лодка вышла в поход неподготовленной: на ней не провели нужный ремонт, а её экипаж был собран с нескольких других субмарин. Из-за неисправностей произошло затопление четырёх отсеков. В четвёртом из них погибли 14 моряков, задраив люки, чтобы спасти остальных товарищей. Ситуация была сложной: аварийные буи выпустить не удалось, действующих индивидуальных дыхательных аппаратов (ИДА) хватало не на всех, не было аварийного запаса продуктов. Тогда через торпедные аппараты на поверхность отправили двух мичманов с ИДА. Они и сообщили подобравшим их пограничникам об аварии на лодке и невозможности подводников спастись собственными силами. С помощью аварийно-спасательного судна «СС-38», прибывшего к месту происшествия и доставившего индивидуальные дыхательные аппараты, моряки начали выход на поверхность из торпедных аппаратов лодки. При этом погибло ещё два подводника, но остальные благополучно выбрались. Капитана 1-го ранга Николая Суворова, умело руководившего эвакуацией, командование сделало крайним, и суд приговорил к 10 годам заключения. А несчастная лодка, которую в 1984 году подняли и поставили в ремонт, через год затонула ещё раз возле пирса и без жертв. И ещё одна малоизвестная, но очень опасная авария, на этот раз радиационная. 10 августа 1985 года произошло ЧП на подводной лодке К-431 в бухте Чажма Приморского края. При перегрузке ядерного топлива вследствие нарушения мер безопасности произошёл тепловой взрыв. Была сорвана крышка реактора и выброшено наружу отработанное топливо. В результате на месте погибло 10 рабочих судоремонтного завода. От лучевой болезни, по разным оценкам, пострадало от 86 до 950 человек. Из строя были выведены К-431 и соседняя с ней субмарина — К-42. Подверглась радиоактивному заражению и плавмастерская ПМ-33. Однако эта ядерная авария поначалу была засекречена, а потом о ней уже и не вспоминали из-за разразившейся катастрофы в Чернобыле в 1986 году. Хотя первый звонок о возможной беде прозвенел в Чажме ещё за год до трагедии на Украине.
Метки: Загадки истории, СССР, смерть, трагедия, гибель, катастрофа, авария, подлодка, флот
Прозаические причины
В беседе с RT доктор военных наук Константин Сивков, капитан 1-го ранга, отметил, что Средиземное море в годы холодной войны было полем для конкуренции СССР с НАТО и Израилем. Однако эксперт сомневается в правдоподобности версии о намеренном уничтожении Dakar и Minerve 5-й оперативной эскадрой.
Эксперт полагает, что Dakar, скорее всего, затонула из-за технической неисправности. По его словам, израильская подлодка была устаревшей, и сбой в режиме контроля погружения мог привести к тому, что субмарина стремительно ушла на глубину 3 тыс. м.
- Остатки корпуса пропавшей подводной лодки Dakar ВМС Израиля
- Reuters
Писатель-маринист, советский офицер-подводник Николай Черкашин также считает, что к трагедиям Dakar и Minerve привели вполне прозаические причины. В то же время он недоумевает, почему Тель-Авив и Париж до сих пор не предали огласке результаты проведённых расследований.
«Поведение властей Франции и Израиля сложно объяснить. Наверное, дело в том, что все державы, теряющие подлодки, стараются забыть о трагедиях, дистанцироваться от этих ЧП, так как они всегда негативно влияют на имидж флота», — сказал Черкашин.
Хороший и плохой пример
Британская подводная лодкаАмпайр» погибла с половиной экипажа прямо в родных водах. Совсем новая лодка, только что построенная на Чатемской верфи, должна была проследовать в другую базу для прохождения финальных приёмо-сдаточных испытаний и курса боевой подготовки. Для осуществления перехода её включили в состав конвоя из торговых судов, что само по себе было плохой идей. Подводная лодка с её невысоким надводным силуэтом и плохой заметностью плохо вписывается в торговые караваны(если они свои, разумеется).
Хуже того — из-за отказа одного из дизелей лодка стала отставать от конвоя. Надводная скорость лодок типа U в самом лучшем случае составляла чуть более 11 узлов, а с одним дизелем — не более шести-семи. Финальным аккордом стало то, что 19 июля 1941 года два британских конвоя разошлись с нарушением правил — в результатеАмпайр» оказалась прямо на пути встречных кораблей.
Ампайр»
Около полуночи подводную лодку протаранил один из кораблей охранения встречного конвоя.Ампайр» камнем пошла на дно. При ударе четверых человек, находившихся в рубке, выкинуло за борт — спасти удалось лишь командира.
В прочном корпусе появилась пробоина в районе второго отсека. Лодка легла на дно с тремя затопленными отсеками на глубине в 18 метров. Оставшиеся в живых оказались разделены на две группы, каждая из которых спасалась отдельно, без какой-либо связи друг с другом.
Семнадцать членов экипажа собрались в кормовом отсеке, а четверо(включая двух оставшихся в живых офицеров) — в центральном посту.
Центральный пост постепенно затапливало через незакрытую вентиляцию, и находившиеся в нём люди решили спастись, выйдя через боевую рубку. С учётом высоты рубки, от поверхности их отделяло менее 15 метров воды.
Набившись в рубку, моряки стали ждать, чтобы в результате затопления отсека давление выровнялось с забортным, после чего открыли верхний рубочный люк и без всяких спасательных средств устремились на поверхность. Всплыли лишь трое. Четвёртый, по словам остальных, находился вплохом моральном и физическом состоянии» и, вероятно, так и остался в рубке.
Один из этой тройки утонул после всплытия. Спаслись только двое.
Как впоследствии показало расследование, им сильно повезло, что отсек наполнялся водой с достаточной скоростью, чтобы они не отключились от повышающегося давления и всё ещё имеливоздушную подушку» при открытии рубочного люка.
В машинном отделении спасательная операция проходила куда более организованно — под руководством опытного главного механика лодки. Сначала выяснилось, что спасательных комплектов всего 14 — на 17 человек. Три члена экипажа вызвались добровольцами выходить без них, держась при всплытии за ноги тех, у кого были аппараты. Один храбрец пожертвовал свой аппарат Дэвиса находившемуся на борту гражданскому инженеру с верфи.
Ампайр» на дне
Выход производился в строгом соответствии с инструкциями. Отсек затопили через предназначавшийся для этого вентиль, вокруг аварийного люка развернули тубус. Старший механик провёл финальный осмотр отсеков и назначил очерёдность выхода; кроме того, он помогал с выходом и сам в итоге эвакуировался последним — убедившись, что в отсеке больше никого нет.
Операцию призналиобразцово проведённой», а старшему механику даже дали медаль.
Однако четверо всё равно погибли — трое отказавшихся от аппаратов и гражданский инженер. Всего же жертвами катастрофыАмпайр» стали 22 человека.
Гриф секретности
В зарубежных СМИ можно найти ряд противоречивых версий трагедий, произошедших с Dakar и Minerve. Среди причин гибели субмарин называют потопление другим судном, технические неполадки, ошибки экипажа и даже НЛО.
Долгое время на Западе бытовала версия о том, что обе субмарины стали жертвами 5-й оперативной эскадры СССР, которая в конце января 1968 года проводила учения в Средиземном море. Израильская и французская подлодки якобы могли быть протаранены советскими субмаринами или поражены торпедами.
Также по теме
СМИ: Британская подлодка столкнулась со льдиной при слежке за российскими кораблями
Атомная подводная лодка ВМС Великобритании HMS Talent получила повреждения на полмиллиона фунтов стерлингов, столкнувшись с дрейфующей…
Такая трактовка событий, наряду с другими, упоминалась 1 марта 1968 года в секретном докладе ВМФ Израиля, предназначенном для информирования министра обороны Моше Даяна. Однако результаты исследования обломков Dakar в 1999 году позволили исключить вероятность столкновения или поражения.
Тель-Авив по-прежнему держит в секрете итоги расследования причин гибели подлодки. В 2015 году Минобороны Израиля сообщило родственникам подводников, что из-за некой внутренней технической неисправности экипаж потерял возможность управлять подлодкой и поэтому она затонула.
Некоторые журналисты вспоминают рассказ рыбаков о том, что 25 января (по другой версии — 26 января) в акватории, где пропал Dakar, якобы наблюдался светящийся неопознанный объект овальной формы. Рыбацкое судно, которое его заметило, находилось примерно в 60 км от места гибели подлодки.
Сообщается, что таинственный объект проплыл у поверхности воды почти в 50 м от правого борта корабля, а затем поднялся в воздух и улетел в северо-восточном направлении. Рыбаки уведомили о происшествии службы, проводившие поисково-спасательную операцию.
- Подводная лодка Minerve ВМС Франции
- AFP
По информации СМИ, этот эпизод, больше напоминающий разгулявшуюся фантазию рыбаков, зафиксирован в докладе британских ВМС, которые помогали искать Dakar. Объект был весьма больших размеров и передвигался бесшумно. «След пришельцев» порой усматривается и в исчезновении Minerve, которая пыталась скрыться от преследовавшего её неопознанного подводного объекта.
Примечательно, что рассказы о неких светящихся объектах, которые поднимаются из глубины моря в воздух, достаточно часто встречаются в фольклоре моряков и рыбаков. Столь фантастические версии невольно подкрепляются дефицитом официальной информации о трагедиях Dakar и Minerve. Так, до настоящего времени французское Минобороны не сочло нужным опубликовать отчёт о расследовании. Правда, ожидается, что гриф секретности с документов может быть снят в 2018 году. Данные о катастрофе израильской подлодки рассекречены лишь частично.
«USS Scorpion»: продолжение загадок
США, 1968 год
Спустя два с половиной месяца после гибели К-129 у Азорских островов затонула американская атомная субмаринаСкорпион» типаСкипджек» с 99 членами экипажа на борту. Акустические станции зафиксировали громкий звук разрушения прочного корпуса. Изучение обломков не помогло сделать точные выводы о причинах катастрофы. Наиболее вероятным считается взрыв торпеды и пожар, которые привели к потере управления лодкой, вследствие чего она ушла на запредельную глубину. Впрочем, и здесь есть место для конспирологии: существуют версии об уничтожении американской субмарины советским флотом при попытке проследить за секретными учениями ВМФ СССР… или в качестве мести за предполагаемое потопление К-129. Вообще, 1968 год известен какгод погибших подлодок»: ещё до гибели К-129 иСкорпиона» пропали и не найдены по сей день французскаяМинерва»(52 погибших) и израильскаяДакар»(69 погибших).
№ 361: лодка-призрак
КНР, 2003 год
Подлодки типа 033
Субмаринатип 035»(Ming-class по классификации НАТО) участвовала в учениях китайского флота в Бохайском заливе Жёлтого моря. Сначала её исчезновению со связи никто не придал значения: по сценарию учений она должна была погрузиться и старательно оставаться незамеченной. Но при уходе под воду дизель не выключился — и стремительно выработал весь кислород на борту. Вернуть лодку на поверхность задыхающиеся моряки не успели. Дрейфующую лодку-призрак с мёртвым экипажем обнаружили рыбаки, чья сеть зацепилась за перископ. На 361-й подлодке погибли 70 человек, включая курсантов военно-морского училища.
Список далеко не полон. В него не внесены лодки, на которых часть экипажа сумела спастись, как наКомсомольце». В нём нет пакистанскойГази», погибшей во время очередной индо-пакистанской войны, нет субмарин, погибших при взрывах или авариях в портах. Нет в нём кораблей, погибших побанальным» причинам, наподобие дефекта шноркеля или столкновения с судами. Наконец, в нём нет лодок, которые просто однажды ушли в море и растворились в его пучинах без следа. Что, похоже, и произошло с аргентинскимСан Хуаном» и 44 членами его экипажа.
1. «Сан-Хуан», Аргентина (2017 г.)
Капитан «Сан-Хуана» перестал выходить на контакт 15 ноября 2017 года, сетуя перед этим на проблемы с электропитанием. Тогда подлодка с экипажем в составе 44 человек была на переходе с военно-морской базы в Мар-дель-Плата, в 1400 км от столицы Аргентины. Спустя сутки установить связь с ними не удалось. Через почти 2 недели после пропажи лодки сообщили, что операция по спасению моряков прекращается, так как запасов кислорода по расчетам могло хватить только на неделю.
Субмарину ВМС Аргентины обнаружили при помощи гидролокаторов только лишь в ноябре 2018 года, спустя год после исчезновения, на дне океана. О причинах ЧП стало известно на днях, из отчета немецкой компании, производителя затонувшей подлодки. Специалисты считают, что затопление отсеков началось через клапан в аккумуляторных отсеках. Это привело к короткому замыканию, и, соответственно, ко взрыву.
В первом же походе
Советская подводная лодка С-11 погибла, возвращаясь из первого боевого похода. Она подорвалась 2 августа 1941 года на немецкой мине в проливе Соэла-Вяйн, идя в надводном положении. После взрыва корпус субмарины лёг на глубине 11 метров с креном на левый борт. Выжившие остались в кормовых шестом и седьмом отсеках, однако выровнять давление между ними для перехода не удалось. Кроме того, взрыв деформировал переборочную дверь, и те, кто находился в шестом отсеке, утонули.
Подготовка к выходу проходила чрезвычайно медленно. У оставшихся в живых началось помутнение рассудка из-за повышающегося давления. Содержание отравляющих газов в отсеке увеличивалось с каждой секундой. Через пять часов после подрыва людям удалось выстрелить торпеду из аппарата(закачав в стрельбовой баллон воздух из других торпед) и начать выход.
Отсек покинули только трое подводников; четвёртый, находясь в невменяемом состоянии, отказался выходить и умер в отсеке. После выхода на поверхность один из спасшихся сумел, потратив почти семь часов, доплыть до берега и вызвать помощь для двоих, оставшихся на поверхности над лодкой.
Члены экипажаС-11», спасшиеся с затонувшей подводной лодки: краснофлотец В.В. Зиновьев, старший краснофлотец Н.А. Никишин, краснофлотец А.В.Мазнин
Все трое пережили войну, продолжая служить на различных военных кораблях Балтийского флота и Ладожской флотилии.
Но были и другие происшествия…
Первой подводной жертвой холодной войны в ВМФ СССР стала субмарина С-117 (бывшая Щ-117 «Макрель»). В Великую Отечественную войну такие лодки назывались «щуками». 14 декабря 1952 года она не вернулась из похода в Японское море, пропав вместе с 52 членами экипажа. Точное место гибели и причина остались неизвестными, из-за чего выдвигались версии о столкновении лодки с неизвестным судном, а возможно и атаки американской субмариной. Впрочем, в районе, где действовала С-117, была обнаружена плавучая мина. Возможно, она и стала виной гибели подводников. 26 января 1961 года в Баренцевом море, в результате затопления через неисправное устройство для работы двигателя под водой (РДП), погибла С-80, которая была головной в серии проекта 613 (по натовской классификации — «Виски»). Пока лодка опускалась на грунт, три отсека были разрушены и находившиеся там моряки погибли, остальные скончались от удушья или покончили с собой. Всего жертвами подводной катастрофы стали все 55 членов экипажа и ещё 13 подводников с другой субмарины, находившиеся на борту С-80. Когда она не вернулась на базу, её посчитали погибшей при сильном урагане. Лишь спустя семь с половиной лет С-80 обнаружили и, подняв с глубины 196 метров на поверхность, установили причину гибели. Впрочем, судя по положению вертикального руля субмарины, она могла в момент катастрофы уворачиваться от столкновения с каким-то неизвестным судном. Но полноценно отработать эту версию уже не представлялось возможным… После трагедии с С-80 было построено спасательно-подъёмное судно «Карпаты», на подлодках появились устройства, обнаруживающие поступление воды внутрь корпуса, а в «Наставления по борьбе за живучесть подводной лодки» были введены новые рекомендации.
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих
Вопрос спасения экипажей с затонувших субмарин прорабатывался едва ли не с момента их появления. Субмарина могла потерять плавучесть и лечь на дно со всем экипажем не только из-за боевых повреждений, но и из-за механических неисправностей — причём в мирное время и на виду у собственной базы.
К началу Второй мировой войны удалось довольно далеко продвинуться с решением этой проблемы.
Подводные лодки оснащали креплениями для понтонов, специальными сигнальными буями с телефонами, клапанами для внешней подачи и циркуляции воздуха в балластные цистерны и отсеки. К лодкам подводили специальные водолазные колокола. Для самостоятельного выхода экипажа из аварийной лодки предназначались индивидуальные спасательные аппараты — ребризеры(они работали по принципу удаления углекислого газа из выдыхаемого воздуха и насыщения его кислородом из баллона).
В британском флоте это былиСпасательные аппараты Дэвиса», аппараты типа ИДА в СССР итаушреттеры» в германском флоте. Теоретически все приборы, с соблюдением правил декомпрессии, позволяли носителю в течение получаса выйти на поверхность с глубины до 70 метров. С ними можно было покидать лодку через торпедные аппараты, шлюзовые камеры на борту или из затопленных отсеков. Для тренировок подводников по спасению строились специальные бассейны и учебно-тренировочные станции.
Ещё инциденты в мирные дни ярко продемонстрировали, что спасение лодок и их экипажей является делом крайне сложным и зависящим от многих факторов. 1 июня 1939 года британская подводная лодкаТетис» затонула во время испытательного погружения. На борту находились командир флотилии подводных лодок, 53 члена экипажа, 20 представителей приёмной комиссии, 26 работников верфи и три представителя предприятий-контрагентов. Несмотря на все усилия аварийно-спасательных служб и тот факт, что от поверхности выходные люки отделяли считаные метры воды, спастись удалось лишь четверым. Тела остальных достали уже после подъёма субмарины.
В военные годы стало ясно, что во вражеских водах никаких спасательных судов или помощи не будет — подводникам придётся спасаться самим.
Единственный спасшийся
21 января 1945 года удача окончательно покинула немецкую U-1199. После успешной атаки на конвой лодку настигли британские корабли охранения. С сильной течью сразу в нескольких отсеках субмарина опустилась на дно на глубине в 73 метра с креном в почти 40 градусов, а вокруг продолжали рваться глубинные бомбы.
Командир приказал готовиться к покиданию корабля, а экипаж разобрал спасательное снаряжение. Выход предполагалось организовать через машинное отделение и центральный пост, экипаж из 47 человек разделился по этим отсекам. На поверхности появился только один член экипажа — штурман лодки Клауссен, которого среди пятен топлива и плавающих обломков подобрали британцы.
Британский конвой
По его словам, для ускорения затопления экипаж открыл вентили балластных цистерн. Сам Клауссен, включив спасательный аппарат, стоял на верхних ступенях трапа боевой рубки, прямо под люком. Другие члены экипажа стали терять сознание один за другим — или из-за отравления хлором, идущим из затопленных аккумуляторных батарей, или из-за перепада давления и вдыхания чистого кислорода из спасательных аппаратов.
После очередного взрыва, в результате которого лодка стала ещё быстрее заполняться водой, командир приказал Клауссену открывать люк.
Ослабевший штурман начал подниматься на поверхность. Ни о каком выдерживании режима декомпрессии речь не шла. Единственное, что он рефлекторно делал — выпускал через уголок рта воздух из лёгких. В большинстве случаев такие подъёмы оказываются смертельными, но немецкий подводник отделался лёгкими баротравмами.
Остальной экипаж так и остался в лодке. Возможно, моряк, стоявший за Клауссеном, в последний момент застрял и перекрыл путь к спасению остальным.
Это лишь три из немногих удачных случаев успешного выхода из затонувшей субмарины в годы Второй мировой. В успешных исходах свою роль играли и техника, и подготовка экипажей, и просто удача.
Недостаток любого из этих трёх компонентов неизбежно приводил к гибели.