Первые атомные подлодки России
Полста ─ много или мало?
Подводный флот в период советской власти
Развитие подводного флота в советский период началось со строительства шести
подводных лодок I серии типа «Декабрист», которые, в отличии от «Барсов» были
двухкорпусными, как и все последующие типы советских лодок. На вооружении было установлено
восемь торпедных аппаратов и два орудия. Экипаж состоял из 47 человек. Летом 1933
года подводные лодки по Беломорско-Балтийскому каналу перешли из Балтийского в
Баренцево море. В 1933 году судостроительная промышленность поставила флоту
подводные корабли II серии типа «Л» (по названию головной подводной лодки «Ленинец»).
Помимо торпедного вооружения, на них впервые появились трубы для
постановки якорных мин заграждения. В 1933 году на вооружение флотов начали
поступать подводные лодки типа «Щ» («Щука»), и к 1941 году их было уже 84. Самыми
многочисленными были лодки типа «М» — «Малютка», которые начали строиться с 1934
года. Подводная лодка типа «К»
(сокращение от «крейсерская») стала прототипом будущих советских океанских лодок.
Вооружение состояло из десяти торпедных аппаратов, двух орудий и двух пулеметов.
Скорость как в надводном, так и в подводном положении составляла 21,1/10,3 узел (39/19 км/ч), а дальность плавания соответствовала крейсеру — 176
миль (326 км). Экипаж состоял из 62 человек. В 1940 году К-1 вошла в состав
Северного флота.
Подводный флот в годы Великой Отечественной войны
К началу Великой Отечественной войны Советский Союз располагал 212 подводными
лодками: 15 — на Северном флоте, 69 — на Балтийском, 47 — на Черноморском и 81 — на
Тихоокеанском. Зачастую на рубках наносили цифры, означавшие число потопленных
фашистских кораблей[источник не указан 344 дня]. В учебники военной истории вошёл рассказ о мужестве,
проявленном экипажем подводной лодки Черноморского флота М-32. В июне 1942 года она
доставила в осажденный Севастополь боеприпасы и бензин. Не успев до рассвета
полностью разгрузиться, корабль был вынужден лечь на грунт в бухте и оставаться там
шестнадцать часов. Из цистерн главного балласта пары бензина поступали в отсеки. С трудом экипажу удалось запустить
двигатель и выйти в море. Особенно результативными на завершающем этапе войны были
действия подводников Балтики. 30 января 1945 года подводная лодка С-13 под
командованием капитана 3 ранга А.И. Маринеско атаковала и потопила фашистский
лайнер «Вильгельм Густлов». Через десять дней лодка торпедировала немецкий транспорт
«Генерал фон Штойбен». На этих судах находилось около 10 тысяч фашистских солдат и
офицеров, в том числе 1300 членов экипажей подводных лодок, огромное количество
военной техники. Кроме уничтожения вражеских кораблей и транспортов, подводные
лодки ставили минные заграждения, вели разведку, перевозили людей, грузы и горючее.
Двадцать три подводные лодки были награждены
орденами Красного Знамени, двенадцать стали гвардейскими, а четыре из них — гвардейскими и
раснознаменными. Около тысячи подводников удостоились государственных наград, а
двадцать стали Героями Советского Союза.
Атомный подводный флот
Создание новых подводных лодок в первом послевоенном десятилетии велось с
учетом опыта войны, научных и технических достижений промышленности. Это были
дизель-электрические лодки, вооружённые торпедным и артиллерийским оружием. По
боевому предназначению подводные лодки новых проектов предусматривались двух
типов: средние (морские) и большие (океанские) с повышенной автономностью плавания. За шесть лет и
три месяца была построена первая советская подлодка с атомной энергетической установкой К-3, получившая позже название «Ленинский комсомол». В июне 1962 года
она прошла подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды пересекла точку Северного
полюса, где подводники установили государственный флаг СССР. В сентябре
1963 года, преодолев под ледяным куполом свой путь, экипаж атомохода
впервые в истории всплыл точно на георграфическом Северном полюсе. В 1973 году вступила в строй
атомная подводная лодка проекта 670, оснащенная новым видом оружия-ракетным
комплексом «Аметист» с подводным стартом восьми крылатых ракет. В 1980-х в СССР
было начато строительство крупнейших атомных подлодок проекта 941 «Тайфун».
Баллистические ракеты, находящиеся на борту «Тайфуна», имели дальность полёта до 10
тысяч км. В 1985 году ВМФ принял на службу новые подводные лодки проекта 971
«Акула», предназначенные для поиска, обнаружения, слежения, уничтожения подводных
или надводных ударных группировок, а также нанесения ударов по береговым объектам.
Атомные подлодки по странам
С развитием прогресса совершенствовался флот, а после наполнения арсенала стран ядерным оружием, были созданы атомные подводные лодки (АПЛ). Для работы они используют ядерный реактор, а также на них может быть размещено ядерное оружие, и обычные торпеды. Лишь 6 стран обладают атомными подлодками.
- США – 71
- Россия – 33
- Китай – 14
- Великобритания – 11
- Франция – 10
- Индия – 2
Самая большая АТП Акула – 172,8 метра
В числе этих лодок существует самая большая атомная подлодка в мире, создана она была в СССР в городе Северодвинск и в народе была прозвана «Акулой», так как на её носу был нарисован этот морской хищник, который 23 сентября 1980 года скрылся из виду под пеленой воды. У руля страны был Л. И. Брежнев и в даже по этому поводу он делал заявление, что США обладает подлодкой «Огайо», но на данный момент подобное вооружение есть и России с названием «Тайфун». С. Н. Ковалев руководил постройкой и проектированием. Водоизмещение этого гиганта составляло 23 200 наводное, подводное 48 000 тонн, он разгоняется до 25 узлов под водой. На глубине 400 метров подлодка способна работать, а предельно допустимое расстояние погружения – 500 метров. АПЛ может плавать без суши 180 суток, что равняется полгода, за это время на корабле могут находиться до 160 человек, 52 из которых – офицеры. Его габариты потрясали многих, войска НАТО даже кодировали эту лодку именем SSBN «Typhoon». Длинна – 172,8 метров, для сравнения можно привести пример футбольного поля, расстояние которого от 100 до 110 метров, а ширина «Акулы» была 23,3 метра. Арсенал подлодки был следующим торпедо-минное вооружение 22 торпеды, ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал». Противовоздушная оборона – 8 ПЗРК «Игла».
«Убийца кораблей»
Как отмечается на сайте КБ «Малахит», корабли проекта 885 предназначены для борьбы с подводными лодками и корабельными группировками, а также для нанесения ударов по наземным объектам противника.
Атомные подводные крейсера данного класса оснащены вертикальными пусковыми установками, «благодаря чему обеспечивается залповая стрельба высокоточными крылатыми ракетами, что позволяет уничтожать групповые и сильно защищённые цели, в том числе оснащённые системами противоракетной обороны», сообщают разработчики.
Всего на одном судне размещается восемь таких установок, боезапас при этом составляет 24 ракеты «Оникс» или «Калибр». Для запуска 30 торпед на субмарине установлены десять аппаратов калибра 533 мм. При этом торпедно-ракетный комплекс может вести как одиночную, так и залповую стрельбу.
Как отмечают в «Малахите», корабли проекта 885 оснащаются главными энергетическими установками нового поколения, которые обеспечивают «снижение акустических параметров корабля». Они состоят из «одного водо-водяного реактора и блочной одновальной паротурбинной установки с широким резервированием механизмов и оборудования».
Среди главных достоинств кораблей проекта 885 Константин Сивков выделяет их низкую шумность и мощное гидроакустическое оборудование, которое позволяет «обнаруживать иностранные подводные лодки на большом удалении».
По словам Дмитрия Литовкина, корабли проекта 885М являются на данный момент самыми современными в российском ВМФ.
Также по теме
«Эффективное оружие сдерживания»: как гиперзвуковая ракета «Циркон» усилит возможности ВМФ России
Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Маршал Шапошников» и многоцелевая атомная подлодка проекта 949А «Иркутск» в результате…
«Это самый современный и перспективный проект, подлодки которого могут применять целый спектр различного вооружения, в том числе ракеты «Калибр» и «Оникс»
Важно отметить, что новейшее торпедное вооружение на этих подлодках стоит вдоль борта, а носовая часть занята новой гидроакустической станцией», — сказал аналитик в интервью RT
При этом Дмитрий Литовкин подчеркнул, что проект «Ясень» является одним из самых технологичных и секретных в российском ВМФ, поэтому о нём известно не так много. По его словам, главной задачей «Ясеней» является уничтожение кораблей противника.
«Это «убийца кораблей». Подлодки типа «Ясень» способны действовать на морских коммуникациях вдали от российских берегов, топить авианосцы, транспортные караваны и выполнять другие задачи по обеспечению безопасности РФ, в том числе наносить удары по береговым целям», — отметил эксперт.
Как сообщают СМИ, в перспективе на кораблях данного класса могут устанавливаться гиперзвуковые ракеты «Циркон», которые сейчас проходят государственные испытания. Эксперты полагают, что они смогут серьёзно повысить боевую мощь «Ясеней».
«Ракета «Циркон», которую невозможно перехватить, способна будет потопить авианосец, крейсер, нанести удар по береговому объекту. Но, скорее всего, основным вооружением этих подлодок всё же станут ракеты типа «Калибр», которые могут применяться для решения самых различных задач», — сказал аналитик.
По мнению Константина Сивкова, подлодки проекта 885М в будущем смогут стать главной ударной силой российского подводного флота.
Подводные лодки императорского флота
Сколько у России подводных лодок на сегодняшний день?
Американская и советская школа кораблестроения
Самые опасные подводные лодки в мире
Вооружение подводных лодок: ядерное и неядерное
Что ждет подводный флот РФ?
Согласно заявлению министра обороны РФ С. Шойгу, ВМФ до 2020 года получит 24 новые субмарины. Подобные корабли разных проектов и классов помогут обновить и поднять на качественно новый уровень боевой потенциал флота. Министерство обороны имеет четкий план на развитие подводного ВМФ на ближайшие десятилетия. Он разделен на три этапа, каждый их которых имеет свои цели и особенности. Первый период уже идет полным ходом и завершится в 2020 г., сразу после него начнется второй, который закончится в 2030 г., и последний продлится с 2031 по 2050 гг.
Несмотря на различные планы каждого из этапов, все они имеют общую цель: обновление технической базы подводного флота России и выведение его на уровень мировых лидеров. Рассмотрим вкратце каждый из периодов.
Первый этап
Основная задача – это строительство новых атомоходов, несущих стратегическое вооружение. Ведь у старых лодок уже подходит к концу срок эксплуатации, и в скором времени их необходимо будет сменить. Их планируется заменять субмаринами проекта 955 и 955А. Как уже упоминалось ранее, до 2020 года планируется выпустить 8 лодок этого класса. После принятия в строй они смогут держать одновременно на дежурстве более 200 ракет класса Р-30 «Булава». Кроме того, командование ВМФ приняло решение отказаться от большого количества разнотипных проектов и заменить их многоцелевыми атомоходами четвертого поколения «Ясень» проекта 885.
Второй этап
По причинам секретности подробности этого периода не предаются огласке, известно только, что планируется полная замена устаревшего парка образцами четвертого поколения и создание новых проектов пятой генерации.
Третий этап
Об этом периоде сведений еще меньше, чем о втором. Известно только о формировании новых требований к субмаринам шестого поколения. Возможно, также будет реализован проект модульной сборки подводного флота, когда, в зависимости от требований заказчика, устанавливается тот или иной модуль, например, с противокорабельными ракетами либо с баллистическими и т. д. В зависимости от поставленной задачи, лодка будет собираться, словно конструктор «Лего».
Наиболее возрастная группа
Эволюция подводных лодок с атомным реактором
Самые маленькие подлодки
Поэтому помимо больших гигантов популярностью пользуются и маленькие подводные лодки, их чаще всего используют при высадке диверсионных групп, или же для сбора разведданных. Во Вторую Мировую Германия использовала очень маленькие подводки, тип которых обозначался, как «Бибер», вооружались они не внушительно, две торпеды, или же мины. Вмещала она в себя только одного человека, который ей и управлял. Скорость под одой она развивала до 5,3 узлов, погружалась только до 20 метров. С длинной 9,04 метра и 1,57 метров она плавала в прибрежных водах, планировалось данной лодкой уничтожать противников, но на деле это удалось лишь одной подлодке.
Подлодка Бибер
На данный сегмент подлодок обратили внимание и американцы, но в отличии от немцев они выделяли лишь небольшое количество бюджета на создание этого сегмента флота. Так образец Х-1 был лишь в единственном экземпляре, на нём даже не было установлено вооружения, не считая личное оружие солдат
Вмещала она 5 человек вместе с одним командиром и была около 15 метров в длину и 2 в ширину. Впоследствии Х-1 списали и поместили в музей.
Также небольшой просчет ждал подводку «Велман». Она, как и немецкая помещала в себя одного человека. В 1943 году при проведении испытаний конструкторы заметили свой самый главный просчет, они не добавили перископ на судно, что стало большой проблемой.
На данный момент набирает обороты развитие подводного флота, если раньше имело больший вес, какая удельная мощь твоей армии, то сейчас больше шансов на победу у более хитрого и тихого оппонента, который выиграет битву ещё до её начала. Подводные лодки и являются подобным инструментом шпионажа и подрыва стратегически важных объектов противника. На данный момент поставлены многие рекорды в этой ветке вооруженных сил мира. Но каждая страна стремится сделать арсенал своей техники лучше, чем у конкурирующих государств, поэтому стоит ожидать всё новых и новых видов техники в подводных войсках. После холодной войны многие считали, что гонка вооружений полностью установлена, но пока в газетах и телевизионных сводках новостей мы видим представление нового вида оружия от одной из стран, то можно быть уверенными, что гонка идёт, пускай и не так стремительно, как раньше. Очень стремительно развиваются Россия и США, но не стоит пренебрегать такими странами, как Китай, Северная Корея, Индия. Так Пакистан, Иран и Бразилия собрались строить атомные подводные лодки в своих странах, поэтому новые свершения и вершины в подводных плаваниях не заставят себя долго ждать.
Подводный флот в Российской Федерации
В девяностые годы в России после распада
СССР ряд передовых подводных лодок были разрезаны на металл в рамках договора о разоружении. Из-за дефицита финансирования не хватало денег на
текущий ремонт судов. Однако уже в 1996 году в Северодвинске была осуществлена закладка
первого ракетного подводного крейсера 4-го поколения проекта 995 «Борей». В 2008 году
первый «Борей», получивший имя «Юрий Долгорукий», вступил в строй флота. Второй и третий
— «Александр Невский» и «Владимир Мономах» приступили к несению службы в 2010 и 2011 году соответственно. В составе четырех флотов ВМФ России на 2015 год насчитывалось 76 подводных лодок
разных типов. К 110-летию российского подводного флота в марте 2016 года была спущена на
воду дизель-электрическая подводная лодка «Великий Новгород».
В сентябре 2017 года лодка из подводного положения в восточной части Средиземного
моря дважды наносила удары крылатыми ракетами по объектам террористической группировки «ИГИЛ» в Сирии, уничтожив важные пункты управления,
базы подготовки и бронетехнику террористов, принимавших участие в попытке захвата 29
российских военных полицейских на севере провинции Хама.
Потери на подводном флоте
За послевоенные годы погибло 12 советско-российских подводных лодок, а в катастрофах и авариях погибло свыше 800 подводников.
Литература
- Военно-энциклопедический словарь М.: «Воениздат», 1983
- Дмитриев В.И. Советское подводное кораблестроение. М.: Военное издательство, 1990
- Дыгало В.А. Откуда и что на флоте пошло М.: «Крафт+», 2000
- Томашевич А.В. Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1918 гг. М.: «Военмориздат», 1989
- Чернавин В.Н. Атомный подводный. М.: «Андреевский флаг», 1997
Силовая установка атомной подводной лодки: реактор, турбина и электродвигатель
Базовый принцип работы атомного реактора
Главный агрегат, отличающий атомную от дизельной лодку — реактор. В зависимости от его типа, может варьироваться тип привода.
В типичном двигателе с ядерным реактором охлажденная вода под давлением попадает внутрь корпуса реактора, содержащего ядерное топливо. Нагретая вода выходит из реактора, превращается в пар и вращает лопасти турбины.
Вал турбины подключается к валу электродвигателя через редуктор для более эффективного преобразования энергии в электрическую.
В свою очередь, вал электродвигателя при помощи механизма сцепления соединяется с гребным валом. Одновременно с этим часть электроэнергии запасается в бортовых аккумуляторах.
Рабочий отсек АПЛ
Переход энергии молекул пара в кинетическую энергию лопаток приводит к конденсации пара обратно в воду, которая вновь поступает в реактор.
Первая Мировая война
Первая мировая была особенной войной для подводного флота. Это был первый крупный военный конфликт, в котором разные страны собирались использовать подлодки в качестве нового вида вооружения. Эта данность заставила устроить две международные конференции. Проходили они в Гааге в 1899 и 1907 годах. Один из главных тезисов повествовал о том, что ни одна субмарина не может осуществить нападение на торговый корабль, так как это противоречит международному праву. В целом, ни одно государство – участник не знало, как именно использовать подводные судна в войне. Из-за небольшого развития этого военного сегмента многие видные военные лица, также главный конструктор и лидер подводного кораблестроения: И.Г. Бубнов, отмечал, что использование подлодок будет в своём большинстве прибрежным и начнет просто доставлять мины на небольшое расстояние. Тогда ещё никто даже не догадывался о том, что субмарины станут мощнейшим оружием не только возле берега, но и в открытом море.
«Акула» на охоте
«Акула» 1915
За период Первой мировой войны на стороне России было большое количество подлодок, но большинство из них не могло уйти далеко и нанести катастрофичного вреда противникам. Выделить можно субмарину «Акула». В 1905 году она была спроектирована и было принято решение оснастить её бензиновым двигателем с мощностью 600 лошадиных сил. Спустя некоторое время И. Г. Бубнов решил оспорить данное решение и предположил, что использование бензина слишком огнеопасно и существует необходимость заменить его на дизель. Морской технический комитет принял его предложения, но оставалась проблема с пониженной скоростью субмарины. Произошло это из-за смены топлива, таким образом с «Акулы» убрали деревянную обшивку, а также уменьшили ширину. После этого было начато строительство и в 1909 году она была спущена на воду. Но готова была к использованию только в 1911, связано это было со всеми испытаниями и проверками. Вооружена она была четырьмя аппаратами, а также двумя пулеметами. Тем не менее все лодка не сумела показать проектную скорость и была зачислена во флот с неоправданными ожиданиями. За всё время войны «Акула» считалась лучшей подлодкой страны и поучаствовала в 16 походах, также ставила минные заграждения. В ноябре, в 1915 году лодку потопили, она взорвалась на выходе из Финского залива на дрейфующей мине. На данный момент она так там и находится.
Максимальная глубина погружения подлодки
История подводного флота ВМФ России
Послевоенное время
Развитие кораблестроительной отрасли в послевоенное время характеризуется большим скачком в техническом оснащении субмарин, значительным улучшением их характеристик. Подводные лодки послевоенного производства обладали значительной скоростью, увеличенной глубиной погружения, большим количеством торпедных аппаратов. Кроме того, увеличился тоннаж подводных судов и длительность автономного плавания.
Однако серьезной проблемой оставалось дизель-электрическое устройство лодок. Иными словами, конструкторам необходимо было соорудить единый двигатель как для надводного плавания, так и для подводного.
Тем не менее в этот период широко начали развиваться океанические подлодки. Они вместе с морскими составляли два вида существующих подводных судов. Советские субмарины способны были оказываться в любой точке Мирового океана и вести там разведывательную деятельность.
Однако все еще не была решена проблема со способностью маневрировать лодкой на больших скоростях, а также с необходимостью частых всплытий для зарядки аккумуляторной батареи и регулирования запасов воздуха. Несмотря на это, в послевоенное время Советский Союз обладал исключительным превосходством над остальными державами, в том числе и над США, в качестве и количестве создаваемых подводных судов. Так, превосходство было достигнуто в таких важных характеристиках, как скорость, глубина погружения, профессионализм и стойкость экипажа.
Со второй половины 50-х гг. в стране начинается новый виток развития подводного судостроения. Теперь главной целью кораблестроительной отрасли являлось создание и развитие океанских ракетно-ядерных подводных лодок. Такие лодки должны были, находясь в любой точке Мирового океана, нанести ракетно-ядерный удар по стратегически важным позициям противника. Они также были оснащены средствами торпедной защиты.
Другим видом подводных лодок являлись многоцелевые судна, которые создавались для того, чтобы производить разведывательную и дозорную деятельность, а также бороться с атомными подводными ракетоносцами, осуществлять уничтожение кораблей противника и транспортных судов.
Классификация подводных лодок России по поколениям
Понятие «поколение» появилось после начала строительства атомных подлодок. Нормативно классификация не закреплена.
Первое поколение приходится на период с 1945 по 1960 года, когда использовались наработки Германии. В это время на субмаринах появились гидроакустика и радиолокация. Форма корпуса преимущественно затачивалась под надводный ход, а устанавливаемые атомные двигатели имели недоработки, следовательно, были небезопасными с малым сроком между перезарядками (всего 5 лет). В неатомных видах использовали в основном дизель-электрические установки, также в ряде стран строились воздухонезависимые дизельные и парогазовые модели.
Второе поколение ядерных подводных лодок России охватывает период с 1960 по 1975 года. Отличительными чертами стали:
- Корпус имел оптимальную форму для подводного хода, что способствовало увеличению скорости до 25-30, а в некоторых моделях и до 40 узлов.
- Новая гидроакустическая система вызвала увеличение размера носовой оконечности.
- Отказ от торпедных аппаратов на корме благодаря торпедам с самонаведением.
- Улучшенные модели атомных реакторов с большей надежностью и уровнем безопасности, а также сроком службы реактора до 10 лет.
- Снижение шума работы механизмов.
Разработка субмарин пятого поколения начато в 2014 году. Сколько атомных подводных лодок у России сейчас на стадии проекта? Всего лишь два варианта атомной лодки «Хаски», ее проект имеет номер 545 и шифр «Лайка-ВМФ». Также ведется работа над созданием неатомных субмарин 5-го поколения под названием «Калина». Запуск серийного производства периодически менялся. Сначала озвучивалось, что он начнется не ранее 2030 года. В 2016 срок передвинули на 2020 год, в 2017 – на 2023. Получатель новой субмарины – ВМФ России.
Список подводных лодок России при царе
В 1902 построена первая субмарина «Петр Кошка». Предназначалась для диверсионных миссий в гаванях. В 1904 построили бензо-электрическую полноценную подводную лодку «Дельфин», снятую с баланса в 1017.
Официально признано днем образования подводного флота в России 19 марта 1906 года, когда Николай II издал указ об исключении из миноносных сил 20 подлодок.
За период 1904-1908 выпущены субмарины:
- «Касатка»;
- «Сом»;
- «Осетр»;
- «Карп»;
- «Кета».
Позднее построены «Кайма», «Акула», «Почтовый» и иные. «Барс» — это последняя разработка подлодки при царе.
Подводные лодки СССР
После революции 1-м проект – 2-корпусной «Декабрист» с 8 торпедными аппаратами и 2 орудиями, рассчитанный на 47 человек экипажа. К началу Великой Отечественной в составе ВМФ насчитывалось 212 лодок. Во время войны их задачами были:
- уничтожение судов врага;
- разведывательные мероприятия;
- установка минных заграждений;
- транспортировка людей и топлива.
За период 1941-1945 23 судна получило орден Красного знамени, 12 признано гвардейскими, 4 краснознаменными.
Самая результативная – С-56, строительство которой начато в 1936. Это первая подлодка СССР, которая совершила кругосветное плавание за 67 дней. При этом успешно отразив 3 атаки врагов.
Введены во флот с 1980 года лодки из проекта «Акула»: «Дмитрий Донской» (1981), «Архангельск» и «Северсталь» (1987 и 1989, но сейчас на консервации). Также из «Кальмаров» «Подольск» (1979), «Святой Георгий Победоносец» (1980), «Рязань» (1982, но сейчас на ремонте). Из «Дельфинов» в составе «Верхотурье» (1984), «Екатеринбург» (1985), «Тула» (1987, в ремонте), «Брянск» (1988), «Карелия» и «Новомосковск» (1989 и 1990). Из «Антеев» на ремонте «Иркутск» (1988), в боевой готовности «Воронеж» и «Смоленск» (1989 и 1990).
Названия современных подводных лодок России
Всего реализуется 2 проекта. Первый – 955 «Борей». Подлодки заменили 667 БДР «Кальмары». Являются частью госпрограммы стратегической обороны. В рамках проекта выпущены:
- «Юрий Долгорукий», год вступления во флот – 2012;
- «Александр Невский» – 2013;
- «Владимир Мономах» – 2014;
- «Князь Владимир», начало строительства – 2012;
- «Князь Олег» – 2014;
- «Генералиссимус Суворов» – 2014.
Второй проект – судна с крылатыми ракетами 885 «Ясень». Строятся по индивидуальному заказу, т.к., несмотря на лучшие характеристики по сравнению с «Бореем», стоят в 2 р. дороже. Представители:
- К-560 «Северодвинск», числится на балансе с 2013;
- К-561 «Казань», начато ее строительство в 2009;
- К-573 «Новосибирск» – 2013;
- К-173 «Красноярск» – 2014.
Современные подводные лодки России
Подводные лодки на вооружении России сейчас состоят из количества 70 суден.
Атомные подводные лодки России составляют довольно внушительную часть по статистике, но дело в том, что очень большая их часть находится то в ремонте, то на отстое и не готова ни к каким походам, будь то боевая вылазка, или обычное патрулирование.
Но тем не менее россиянам принадлежат многие рекорды мире субмарин, например, самая быстрая подводная лодка России развивает скорость до 82 км в час. Максимальная глубина погружения российских подлодок также лучшая в мире. Этот рекорд поставил «Комсомолец», погрузившись на глубину 1027 километров. Секретные подводные лодки России возможно покоряют и новые вершины, но увы эти данные не доступны в открытом доступе и возможно о них мы узнаем в будущем.
Что касается будущего? Новейшая подводная лодка России уже разрабатывается, после того как США представили свою субмарину «Virginia» российская держава не могла стоять на месте, а была вынуждена прибегнуть также к развитию своего подводного флота. Новая подлодка России будет относиться к пятому поколению, к 2030 году правительство хочет наладить регулярное производство данного вооружения. Название этому проекту также присвоили – «Хаски». На данный момент одна из самых больших лодок, выпускаемых самой большой страной мира является «Ясень», многие строили догадки о том, что новые подлодки России 5 поколения будут превосходить по размеру, но это не так, несмотря на громадное водоизмещение в 12000 тонн, как заявлено проектом. «Хаски» не станет самой большой субмариной РФ. В целом планируется производство данного типа подлодок в двух видах. Первый будет предназначен для войны только под водой, а второй для крупных наводных суден, к примеру авианосцев.
Подводный флот в наше время
Самым секретным военным проектом России выступают подлодки четвертого поколения. Современная высокотехнологичная боевая машина под названием «Ясень», которую называют шедевром с точки зрения подводного кораблестроения – это уникальный подводный аппарат, оснащенный крылатыми ракетами. Первая такая атомная субмарина четверного поколения взята на вооружение в 2014 году и названа «Александр Невский», к 2020 году планируется окончание строительства еще 6 «Ясеней». Экипаж удна составляет свыше 100 человек, имеется способность автономного плавания в течение 30 лет, работает исключительно на энергии ядерного реактора. Длина судна составляет от 140 до 170 метров. АПЛ включает 2 корпуса: снаружи – облегченный, внутри высокопрочный. В высокопрочном корпусе размещается экипаж, оснащение и боеприпасы, он сделан из сверхпрочной уникальной стали. При этом, металл (как впрочем, и все остальные элементы) применяется исключительно отечественного производства. Площадь, находящаяся между этими корпусами, при погружении заполняется водой. Подводные крейсеры имеют возможность погружаться на глубину до 600 метров. Они несут в себе в несколько раз больше оборудования, чем любой надводный корабль. Разработана новая конструкция винта, форма которого тщательно скрывается. Благодаря ему отсутствует вибрация и шум при движении корабля, тем самым он становится невидимым для врага. Лодка делится на отсеки, каждый из них герметичен и может быть изолирован от других, это необходимо для обеспечения безопасности экипажа. Всего предполагается от 8 до 10 отсеков:
- В первом находятся торпедные аппараты и гидроакустический комплекс;
- Во втором расположен центральный пост торпеды, жилые помещения, камбуз и кладовые;
- Третий вмещает в себя вспомогательное оборудование и часть боевых постов. Также здесь размещена всплывающая спасательная камера, рассчитанная на весь экипаж.
- Несколько ракетных отсеков;
- Атомный реактор;
- Турбинная установка;
- Аварийный пост управления подлодкой.
Многоцелевые ударные подлодки «Ясень» проектируются в конструкторском бюро «Малахит». Этот проект вобрал в себя все то самое лучшее, что было спроектировано в стенах «Малахита». Конструирование каждого нового класса подлодок происходит несколько лет, и даже на этом этапе проводятся различные испытания.
На кораблестроительных заводах РФ уже проходит работа по разработке подводных лодок пятого поколения, это будут еще более совершенные и мощные модели боевых единиц, которые смогут обеспечить безопасность государства и спокойствие в других странах.
ВМФ России имеет 5 основных направлений. В Балтийском флоте базовыми точками расположения называют Ленинградскую область, у Черноморского флота – Севастополь. Они содержат бригады дизельных подлодок, обеспечивающих проведение экономических, политических и боевых заданий. В Тихом океане за безопасность страны отвечают ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки. Фундамент Северного российского флота представляет собой торпедные и атомные торпедные подлодки. Подводники Северного флота контролируют и проводят многомесячные дежурства в северной части мира. 4 стратегически важные точки России обеспечены подлодками разного назначения, выполняющими необходимые работы, связанные с контролем безопасности на границе страны и спокойствием в мире.
Подводный флот России – это уникальные войска, служба в них в большой мере рискованная и трудная. Офицеры месяцами проходят службу под толстым слоем водных просторов, не всплывая на поверхность. От давления, находящегося внизу их спасает прочный корпус торпеды. В недавнем прошлом был создан флаг подводного флота России. На основу Андреевского флага наложен герб страны, внизу размещена георгиевская лента
В 2002 году в Санкт-Петербурге основалась международная ассоциация ветеранов ВМФ и подводников, которая поддерживает морские традиции, важность и необходимость такой профессии, обеспечивает престижность подводной службы и занимается проведением праздников, связанных с ВМФ, награждение героических офицеров и командиров
Первая атомная подводная лодка
В годы ВОВ для выполнения боевых задач использовались дизель-электрические подводные суда. Первая же атомная лодка была построена в стране в 1959 г. Называлась она «Ленинский комсомол». Первой в мире эта субмарина не стала. До нее было построено еще две лодки. Свое название судно унаследовало от стоящей на вооружении ранее дизельной подводной лодки М-106. Эта лодка погибла во время боевых действий в 1943 году.
В 1962-м это судно прошло под океанскими льдами и всплыло на Северном полюсе для водружения флага СССР. Поскольку эта лодка была принципиально новой и строилась в спешке, она, к сожалению, постоянно требовала ремонта. 8 сентября 1967 г. на судне произошел пожар, в результате которого погибло 39 человек. Но взрыва торпед, в том числе и с атомными боеголовками, экипажу удалось избежать. На базу лодка вернулась самостоятельно.
Выведена из эксплуатации первая советская атомная субмарина была в 1991 г. На настоящий момент лодка переделывается с целью организации на ее борту музея. Осматривать экспонаты посетители смогут на ее борту непосредственно под водой.