fbpx
No Image

Итоги второй мировой войны: кратко и по делу

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Урок восьмой. В любой войне есть пленники

Плен — это извечный спутник любой войны. За годы Второй Мировой через немецкие лагеря прошло до 5,7 миллионов военнопленных, из них более 60% погибло в плену.

Судьбы советских военнопленных — это всегда трагедии. На Нюрнбергском процессе зверства против советских пленных приравнивались к преступлениям против человечности. Но даже спасаясь из плена для советского солдата ничего не кончалось. Чаще всего он попадал в лагерь или штрафбат уже на Родине. Поэтому советским солдатам было проще умереть на поле боя, чем попасть в бой, а уж тем более — добровольно сдаться: это было тяжелейшим преступлением. Семьи военнопленных часто лишались государственного пособия, а семьи тех, кто добровольно сдался — подвергались аресту. Конечно, на практике такие репрессивные методы применялись редко, но все-таки имели место быть. Большинство военных, попавших в плен, числились пропавшими без вести.

Плен и бесчеловечное обращение часто приводят к тому, что человек, доведенный до отчаяния, идет на сотрудничество с врагом. Впрочем, были и те, кто шел на сотрудничество добровольно: как, к примеру, генерал А.Власов и его последователи, сдающиеся в плен в надежде получить преференции от Германии.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКА В 5 – 9 КЛАССАХ

Формами урока в основной школе могут быть:

  • викторины, конкурсы, блицтурниры, способствующие формированию знаний о Второй мировой войне, о Великой Отечественной войне, о подвиге  защитников нашей страны;
  • выпуск школьной стенной печати: боевой лист, классная стенгазета;
  • создание исторической карты или карты-схемы;
  • сообщения учащихся с использование мемуарной литературы;
  • рассказы школьников о воспоминаниях родственников, знакомых    о том, в каких условиях жили люди военных лет, как выглядело их жилище, гардероб, кухня коммунальной квартиры, как они питались, проводили досуг, какое впечатление производили на них письма с фронта, рассказы участников строительства оборонных рубежей;
  • сообщения учащихся о походах, поездках или экскурсиях по местам боевой славы;
  • конкурс творческих работ учащихся: рисунков, антивоенных лозунгов, сочинений, эссе, интервью…;
  • конкурс чтецов;
  • просмотр и обсуждение хроникально-документальных и художественных фильмов, посвященных Великой Победе;
  • компьютерные презентации: «Детство, опаленное войной», «История войны в судьбе моей семьи»;
  • представления визиток-портретов «Боевой путь моего дедушки, прадедушки», «Моя бабушка, прабабушка в годы войны»;
  • литературно-музыкальная гостиная  «Поэзия войны священной», «Ради мира на Земле»;
  • организация выставок, тематических экспозиций художественно-публицистических изданий, посвященных героическим событиям истории и выдающимся личностям нашего Отечества.

При организации первого урока следует обратить внимание на необходимость интернационального воспитания учащихся, так как победа в Великой Отечественной войне является подвигом многих народов, сплотившихся не против немецкой нации, а против  фашизма. План урока

План урока.

  1. Что мы знаем о Великой Отечественной войне (вступительная беседа).
  2. Человек на войне.
  3. Великая Отечественная война в мемориальной культуре Москвы.
  4. События Великой Отечественной войны в поэтических произведениях (стихи прилагаются).

Ход урока.

  1. Вступительная беседа может начаться с вопросов о датах начала и завершения Великой Отечественной войны (даты записываются на доске).

– Какие известные вам события можно вписать в этот промежуток между 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года?

По мере их перечисления учитель сам или силами заранее подготовленных учащихся кратко комментирует содержание этих событий, расставляет их в хронологическом порядке и при необходимости привлекает творческие работы учащихся, которые представлены на стенде.

Возможны аннотации к книгам по истории Великой Отечественной войны, просмотр фрагментов из кино – или видеофильмов о войне.

При этом обязательно будет названо одно из важнейших событий Великой Отечественной войны – Битва за Москву.

Далее целесообразно спросить учащихся:

  • Кого из героев Великой Отечественной войны вы знаете?
  • Имена каких полководцев Великой Отечественной войны вам известны?
  • Какие подвиги героев – воинов армии и флота, партизан вам запомнились из книг, кинофильмов?
  • Приведите примеры подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны вашими ровесниками

Заслушав ответы учащихся, учитель должен обратить внимание на то, что одной из черт гражданина является его благодарная память о живых страницах биографии своей страны, своего народа. Одной из таких незабываемых страниц является битва за Москву

В исторических судьбоносных событиях познается человек, его возможности, его характер, духовные силы.

Откуда брались силы у курсантов подольских пехотного и артиллерийского училищ, которые во время битвы под Москвой на Ильинском направлении шесть дней сдерживали фашистов? А если бы они не отдали бы свои жизни, неизвестно, как бы обернулись события: дорога на Москву была бы открыта. Где истоки духовных сил, мужества, самопожертвования у 160 тысяч москвичей – участников народного ополчения?

Урок второй. Войну всегда можно предотвратить

Военный конфликт — не тот метод, которым должно пользоваться цивилизованное общество для урегулирования споров. И благодаря урокам истории мы знаем, что войну можно предотвратить на том этапе, когда она только планируется.

Нацистская Германия — страна, переживающая страшный кризис послевоенных лет, оскорбленная, униженная — закономерно хотела мести. И пока соседи игнорировали зарождающийся дух нацизма, фашистская идеология процветала пышным цветом что в Германии, что в не менее обездоленной Италии.

А 11 марта 1938 года гитлеровские войска вошли в Австрию. Но даже это прямое нарушение Версальского договора было проигнорировано и Францией, и Великобританией. Советское правительство требовало подавить агрессивные настроения Гитлера, но эти требования остались без ответа.

Изоляционную политику вел и будущий «мировой полицейский». США не торопились заверять Великобританию или Францию в своей помощи. К тому же некоторые деловые американцы поддерживали Германию, поставляя оружие и технику. Рузвельт очень настороженно относился к политике СССР и не торопился идти на прямой диалог с Москвой.

Какие выводы можно сделать? В современных условиях политики могут и должны делать все, чтобы сохранить мировой порядок. Нужно искать компромиссы со своими деловыми партнерами, но при этом помнить, что общей и главной целью должно оставаться поддержание стабильного мира. Нельзя недооценивать террористические и неофашистские движения. Запрещенная в России террористическая организация ИГИЛ уже заняла огромные территории Сирии и других стран Ближнего Востока. Точно так же, как некогда мелкие фашистские организации под предводительством Гитлера и Муссолини, она старательно подводит мир на грань катастрофы.

Урок седьмой. О жизни в оккупации

Гитлеровские войска захватили 10% СССР: всю Украину, Белоруссию, Молдавию, Прибалтику, часть областей РСФСР. Балтийские страны предполагалось «онемечивать», а на территории Украины, Польши и Чехии «решить вопросы» с местным населением, чтобы заселить эти территории немецкими подданными. Уничтожить собирались до 50 миллионов человек из коренного населения СССР.

Во время оккупации было убито 3,2 миллиона человек на Украине, 2,4 миллиона — в Белоруссии. Фашисты учиняли небывалые зверства. Особенно выделились части СС и корпус, набранный из венгров. По этому поводу генерал Ватутин отдал жесткий, но в данном случае — справедливый приказ: «Мадьяр в плен не брать!».

В годы войны только на территории Белоруссии было уничтожено 5295 поселений. 186 из них были уничтожены полностью, вместе со всеми жителям, включая беременных женщин и грудных детей.

Открытое выступление против оккупантов было невозможным, и началось партизанское движение. Конечно, среди местного населения встречались и коллаборационисты, которые шли на сотрудничество с немцами. Но партизан было больше: к концу 1942 года в тылу неприятеля действовало 1770 партизанских отрядов общей численностью до 125 тысяч человек. К 1943 году эта цифра достигла 250 тысяч человек.

Конспект

Урок пятый. Есть такая профессия — Родину защищать

За что воевали советские люди? Ни одна армия не способна противостоять превосходящим силам противника, если позади нет надежного тыла. С тылом у Советского Союза тоже были проблемы: подготовлено было не все. Зато были люди, которые несмотря ни на что, все-таки очень сильно любили свою страну.

В понятие Родины было вложено все самое лучшее. И речь здесь не о жизни в государстве, но об окружающих людях, собственной семье и земле. Люди прекрасно понимали, что воюют за свой собственный дом, и что если фашисты придут на их землю — возвращаться будет уже некуда и не к кому.

О том, что советские люди были народом сплоченным, рассказывает тот простой факт, что тыл посылал фронту все самое лучшее, нередко — последнее. Люди собирали деньги на военную технику, отправляли воюющим лично сшитые и связанные вещи, любовно собранные пайки. И это при том, что в большинстве колхозов ситуация была — хуже некуда.

А еще на фронт шли все представители народностей СССР. Армия не делилась на «русскую» и «нерусскую»: в ней были граждане советского союза. Перед лицом общего врага народы сплотились, несмотря ни на что. Воевали дети (не только те, кто приписал себе лишний год и назвался совершеннолетним, но и те, кто остался сиротами и прибился к отрядам на освобожденных от оккупации землях). Воевали женщины: не только в качестве санитарок и медсестер, не только в качестве полковой обслуги, но также летчицами, рядовыми и офицерами пехоты, танкистками, связистками. Были среди женщин и выдающиеся снайперы.

Так что на вопрос «За что воевали граждане СССР, люди, живущие в ужасных социальных условиях, часто за чертой бедности, при жестком тоталитарном руководстве?» можно ответить коротко и по существу: «За Родину».

Урок шестой. Массовая пропаганда — это важно

Сейчас практически все знают концепцию «Окна Овертона». Если сильно упрощать эту концепцию, то она говорит о том, как из немыслимого сделать действующую норму, постепенно раздвигая рамки человеческого восприятия. Современная пропаганда работает практически по тому же принципу: сказанная единожды глупость — всего лишь глупость, но глупость, сказанная миллионы раз — становится нормой. Именно благодаря гибкости человеческой психики люди начинают воспринимать насилие, расизм и прочие малоприятные вещи обычной нормой.

Пропаганда работает всегда и везде, работала она и в годы Второй Мировой, причем с обеих сторон. Пока фашисты скидывали на города бомбы и листовки с призывом сдаться, культура СССР менялась. В искусстве главными темами стали патриотизм, ненависть к захватчикам, массовый героизм советских воинов.
В годы войны было написано множество литературных произведений и снят десяток кинолент. В осажденном Ленинграде была создана вторая часть седьмой симфонии Д. Шостаковича. На фронте выступали целые концертные бригады.

Фашистская Германия тем временем уничтожала культурные центры и национальные достояния Советского Союза уничтожению:

  • Разграблены 427 музеев;
  • Повреждено 1670 храмов;
  • Уничтожены сотни архивов;
  • Более 500 тысяч предметов искусства похищено и вывезено из страны.

Некоторые из утраченных реликвий никогда не были возвращены: к примеру, до сих пор неизвестно место нахождения легендарной Янтарной комнаты.

В период Великой Отечественной войны Советское руководство приняло новую церковную политику. Верующие тоже уходили воевать за страну, и это не могло пройти незамеченным. К церковникам стали проявлять больше терпимости: это было непростым шагом, так как догматизация идей марксизма заключалась и в принятии полного атеизма.

22 июня 1941 года митрополит Сергий обратился ко всем верующим страны с посланием, благословив их на защиту и подвиги во имя Родины. Тем же летом прекратился выпуск антирелигиозных журналов.

В трудные времена народ обратился к Богу: в осажденном Ленинграде церковные службы шли при переполненных храмах.

Верующие СССР собрали средства на строительство целой танковой колонны, получившей имя Дмитрия Донского и авиационной эскадрильи имени Александра Невского. Средства шли даже с оккупированных земель: некий священник Ф. Пузанов собрал церковную утварь и пожертвования прихожан, переправив их на «большую землю». Сумма этого пожертвования составила 500 тысяч рублей.

Урок четвертый. Хочешь мира — готовься к войне

Это вовсе не значит, что надо бряцать оружием и обещать всему миру «повторить 1945 год». Это значит, что России нужно быть готовой к военному конфликту, чтобы не встретить его, как начало Великой Отечественной.

Летом 1940 года для Советского Союза стало очевидным, что затяжной войны у Германии с европейскими державами не вышло. Соотношение сил резко изменилось: теперь и численный, и технологический перевес был на стороне гитлеровцев. Время подготовки к вторжению оставалось катастрофически мало. И все-таки руководство Советского Союза продолжало надеяться, что пакт о ненападении будет продолжать служить «охранной грамотой».

С весны 1941 года в действиях верховного командования СССР нарастает паника и смятение. Некоторые говорят, что советские войска легко остановят немецкое вторжение и перенесут войну на территорию противника. Другие говорили, что оборона не выдержит. И именно они оказались правы. Приграничные гарнизоны были не готовы к нападению, для них внезапная атака гитлеровских войск оказалась неприятным сюрпризом.

Современные исследователи говорят, что такая нестабильная обстановка сложилась в стране сразу по ряду причин:

  • Своими активными действиями на границах СССР Сталин опасался спровоцировать военный конфликт, так как разведка говорила о готовности Англии и Франции поддержать фашистскую Германию в войне против Советского Союза;
  • Командиры на местах опасались проявлять инициативу по приведению своих частей в полную боевую готовность: в памяти все еще жили события массовых репрессий 1936-38 годов;
  • Высшее руководство СССР не ожидало войны, потому что в тылу Германии оставалась не завоеванная фашистами Англия;
  • Донесения разведки были очень противоречивы.

В это время немецкие военачальники тщательно подготавливались к кампании. Планировался блицкриг — стремительная, и, главное, — дешевая война. Для всего мира Советский Союз был колоссом на глиняных ногах. И гитлеровцы недооценили Красную Армию, посчитав, что она просто не способна на ведение современной войны. К тому же у Советского Союза было мало хороших генералов: во время репрессий профессиональных военных либо расстреляли, либо сослали в лагеря.

Летом 1941 года Советский Союз действительно стоял на грани катастрофы. Боеприпасов и оружия не хватало, большинство гарнизонов были уничтожены. Однако СССР спас моральный потенциал войск. Люди шли воевать и умирать за Родину, уходили на фронт, приписывая себе лишние годы, лишь бы взяли в армию. Нельзя сказать, что «фашистов закидали трупами», но то, что в войне принимали участие женщины, дети и старики — это факт.

И пока мир не перешел к глобальному разоружению, не стал мультикультурным, лишенным стереотипов и ненависти, у страны должна быть армия, готовая защитить ее от агрессии.

Вариант 1

Великая Отечественная война не забудется никогда. Все дальше уходят события тех лет, но память народа бережно хранит все, что с ними связано. Люди своими жизнями остановили врага, не подпустив его к Москве. Ныне живущие не должны забывать уроков войны, чтобы понимать цену человеческой жизни, чтобы больше не повторилось бессмысленное кровопролитие, чтобы дети не страдали. Об этом написано множество произведений в стихах и прозе. Два из них я использовала в качестве аргументов для этого утверждения.

К писателям, прошедшим войну, относится А. Т. Твардовский. Поэт живо откликался на все события, происходящие в военные годы. Он создал удивительно реалистичный образ бойца Василия Теркина. Многие читатели считали персонажа реальным человеком, переживали за его судьбу. У Твардовского много стихотворений о войне. Одним из самых пронзительных является «Я убит подо Ржевом». Это монолог убитого бойца, обращенный к живым. Лирический герой стихотворения погиб в жестоком бою, вместе с ним погибло много других бойцов. Герой беспокоится о том, чтобы их смерти были не напрасными. В этом стихотворении поэт выразил боль, которую уже не могли испытывать погибшие, но которая живет в сердцах живых. Раздумья о человеке, его судьбе, неповторимости каждого мгновения до предела обострились в военной лирике автора и нашли воплощение в этом стихотворении. Твардовский на протяжении всей жизни чувствовал обязательство живых перед павшими. Он ощущал себя в них, а их в себе. На войне все равны перед лицом смерти. Те, кому повезло выжить, должны испытывать чувство глубокой благодарности перед людьми, отдавшими свои жизни за то, чтобы жили другие. Твардовский взывает к памяти сердца, составляющей смысловой центр стихотворения. Тема памяти соединяется с темой ответственности. Герой надеется на победу над врагом. Не будет покоя даже мертвым, если будет проиграна война. «А иначе даже мертвому – как?» – спрашивает он. Это стихотворение написано с таким эмоциональным надрывом, что невольно эмоционально сливаешься с героем. Этому способствует и то, что оно написано от первого лица. Мне совсем не хочется, чтобы война повторилась. Когда ставишь себя на место героя, осознаешь цену жизни.

Уроки этой войны нельзя забывать еще и потому, что удар приходится не только по тем людям, которые находятся на передовой. Под ударом оказывается и мирное население, страдают дети. «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», – писал Твардовский. Герой повести В. Катаева «Сын полка» Ваня Солнцев остался без родителей. Ему всего двенадцать лет. Оставшись сиротой, он прятался от немцев. Война заставила его повзрослеть. Он попал в отряд разведчиков и показал себя как ответственный и дисциплинированный боец. Он хотел идти до победы и сопротивлялся, когда его собирались отправить в тыл. Тот факт, что он в трудные времена берег букварь, чтобы не разучиться читать, характеризует его как серьезного человека, твердо верящего в победу. Взрослые понимали, что Ваня – это будущее страны. Капитан Енакиев, привязавшийся к парнишке, приложил все усилия, чтобы мальчик остался жив и поступил в суворовское училище. Судьба Вани Солнцева не была уникальной. Детей, которые вставали в один строй со взрослыми бойцами, наравне с ними выполняли боевые задачи, было много. Катаев запечатлел их подвиг в своем произведении, создав героический образ юного бойца. Произведение Катаева говорит о том, что дети должны ходить в школу, играть, заниматься спортом, а не воевать, рискуя жизнью.

Война нарушает покой людей, их мирные занятия. Она приносит много горя, лишает детей отцов, матерей. Главный урок, который война преподносит человеку, состоит в том, что она не должна повториться.

Источники, итоги и уроки Великой Отечественной войны

Важным итогом войны стало то, что решающим в ней был Восточный фронт. Здесь Германия потеряла 3/4 своих солдат, танков, авиации.

3. Советский народ с честью выполнил интернациональный долг, освободительную миссию. От фашистского ига были освобождены полностью или частично территории 13 стран мира.

Формами освободительной миссии Советских Вооруженных Сил были следующие:

а) перемалывание фашистских дивизий в боях. Это ослабляло оккупационный режим, облегчало развитие движения сопротивления в порабощенных странах. Дорогую цену заплатил СССР за освобождение других народов. Потери составили свыше 3 млн. человек. В их числе: 600 тыс. советских воинов пали на земле Польши; 140 тыс. военнослужащих погибли при освобождении Чехословакии; более 140 тыс.

— в Венгрии; 102 тыс. — в восточных районах Германии; около 69 тыс. — в восточных районах Югославии; около 26 тыс. — в Австрии;

б) оказание разносторонней помощи антифашистскому Сопротивлению: от подготовки кадров до поставок вооружения и боеприпасов;

в) создание иностранных воинских формирований. В их числе: 19 пехотных, 5 артиллерийских и 5 авиационных дивизий; 6 пехотных, 8 танковых и мотострелковых, 12 артиллерийских и минометных, 5 инженерно- саперных бригад и т.д.

Общая численность иностранных воинских формирований, созданных СССР, составляла свыше 500 тыс. человек. Для их оснащения наша страна безвозмездно передала более миллиона единиц стрелкового вооружения; 16500 орудий и минометов; 1100 танков и самоходно- артиллерийских установок; более 2300 самолетов, много другого военного имущества;

г) материальная помощь в виде поставок продовольствия, восстановления мостов и дорог, разминирования улиц, зданий, крестьянских полей и т.д.

Итогом Великой Победы стало создание благоприятных условий для освободительной борьбы народов более чем 80 стран.

В целом, мир коренным образом изменился. Из вышеприведенных итогов войны следует ряд актуальных и поучительных уроков.

1. Недопустимость диктата политики в военном деле, монополии руководителя государства в выборе средств и способов ведения войны.

Цена подобного положения, особенно в первый период войны, была исключительно тяжела. Фашистам было позволено начать кровавые расовые эксперименты. Парадоксально, но лишь с проведением разумной децентрализации властных полномочий, с прекращением вмешательства политиков в оперативно- тактические дела военных Красная Армия начала оказывать все возрастающее сопротивление врагу.

Необходимость единства общества в деле достижения победы.

Идеалы социальной справедливости были основой стойкости и героизма советского народа в Великой Отечественной войне.

Многонациональными были все воинские коллективы в Советских Вооруженных Силах. За подвиги на фронтах 11603 воина были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди Героев Советского Союза представители 62 национальностей.

Против войны надо бороться, пока она не началась. Это значит: — поддерживать усилия миролюбивых сил по обузданию войны;

— оперативно реагировать на все изменения в планах и намерениях вероятного противника, держать войска и органы управления на уровне, адекватном вероятной угрозе;

— изучать, творчески перерабатывать опыт минувшей войны и применять его с учетом современных реальностей.

Как известно, вторая мировая война вовлекла в свою орбиту 61 государство, 80 процентов населения земного шара. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии и Африки, а также на морских и океанских просторах.

Зачинщик войны: германо-итало-японский фашистско-милитаристский блок, расширяя агрессию, упорно стремился к завоеванию всего мира.

На пути к этой цели непреодолимым препятствием оказался Советский Союз, который принял на себя основной удар и до конца войны вынес основную тяжесть борьбы с агрессором.

Каковы же основные уроки Великой Отечественной войны (ВОВ)? Их, на мой взгляд, четыре.

Во-первых, это беспредельная вера руководства страны в свой народ, в свое Отечество, это опора на собственные силы, умелое использование собственных возможностей.

Во-вторых, успехи на фронте и в тылу стали возможны благодаря сплоченности общества, единства народа и армии. Война была подлинно народной, отечественной.

Урок десятый: итоги Второй Мировой войны нужно защищать

В Америке считают, что Великая Отечественная война была всего лишь незначительной частью Второй Мировой. А Вторую Мировую, конечно же, выиграли американцы, высадившись на берегах Нормандии.

Фальсификация истории идет по всем фронтам, а как мы вынесли из шестого урока, массовая пропаганда творит чудеса.

Это не значит, что советские воины были святыми, нет. Были среди них насильники и убийцы, вымещающие накопившиеся злобу и горечь на ни в чем не повинных гражданских из Германии. И возможного «красного террора» Европа боялась гораздо больше, чем действующую «коричневую чуму».

Но нужно понимать, что советские воины сражались за свою Родину, и большую часть времени — на территории своей страны, захваченной оккупантами. Тем не менее, в странах Прибалтики, в Грузии и Украине искажение фактов дошло до абсурда, когда героями войны называют таких людей, как Степан Бандера с молодцами из его УПА, убивавших собственных сограждан. «Новая история» Украины, борющейся с террором Советского Союза, превозносит бандеровцев, на счету которых тысячи жертв волынской и львовской резни, уничтожение десятков деревень, убийства гражданского населения. В этом свете молодые поколения украинцев начинают воспринимать Россию как своего вечного врага, просто не зная о том, что солдаты СССР шли в бой, совершенно не обращая внимания на национальности своих однополчан.

Эта война была настоящей трагедией. Кто-то посчитал, что если бы колонны всех погибших солдат Советского Союза прошлись парадом по Красной площади, «коробки» их построений вышагивали бы по брусчатке двадцать один день. Зачем же так демонизируют Красную Армию, спасшую мир от фашистской заразы? Для этого есть свои причины:

  • Доказать «преступное прошлое» России, тем самым отказав ей в праве называть себя цивилизованной страной;
  • Пересмотреть политические и территориальные итоги войны;
  • Создать из нацистских приспешников и военных преступников героев, чтобы взрастить ненависть к Советскому Союзу и его правопреемнице.

Говорить о том, что Красная Армия просто завалила врага трупами — значит унижать подвиг солдат. Да, страна понесла колоссальные потери, но соотношение с военными потерями Германии составляет 1,3/1. Среди 26 миллионов погибших граждан СССР только 9 миллионов были военными. Остальные умерли на оккупированных территориях, осажденных и уничтоженных городах и деревнях, вдали от фронта — от голода и болезней.

Нельзя забывать о трагических уроках Второй Мировой. Насилие и террор и сегодня остаются основой политики некоторых стран. Третьей мировой все еще не случилось, но фитиль тлеет, и по всей Земле идут десятки локальных войн. Мы должны сделать все возможное, чтобы он навсегда потух, а в мире воцарились мир и порядок.

Выбери ответ

Комментировать
0