История создания
Доработки
- в корпусе вырезаны ниши в районах сходных трапов и в кормовой части корпуса. Переборки ниш изготовлены из пластика 0,5 мм, вклеены и окрашены до монтажа основной палубы;
- на корме бор-машинкой выбрал углубление, которое предназначалось для упора вспомогательного судна при швартовке, приклеил усиливающие брусья из тонкой проволоки;
- изготовлены из пластика 0,3 мм основания антенн связи на углу полетной палубы по левому борту, штатные были слишком толстые и неаккуратные;
- из пластика 0,3 мм имитировал корпусные подкрепления – «кницы» на горизонтальном балконе по левому борту и на кормовых балконах (на них расположены зенитные автоматы АК-630). Штатные с кормового балкона срезал, т.к. толщина была не масштабная;
- гребные валы заменил стальными трубками D=0,8 мм;
- из пластика 0,3 мм имитировал подкрепления горизонтальных площадок на надстройке, а также изготовил некоторые площадки под радары в носовой части надстройки;
- ПУ ракетного комплекса «Ураган – 1143». Из вертикальных трапов от набора травления GMM сделал ограждение, а из проволоки D=0.1 мм сделал магистрали на всех установках;
- родная подставка отправлена в закрома родины. С днищем она совершенно не стыкуется. Взял детали от набора «Адмирал Кузнецов» от Звезды. Одну из них доработал, срезав верхнюю часть и установив новую площадку сопряжения с днищем корабля;
- изготовлены новые приборы (назначение не знаю), размещающиеся на полукруглых выступах мостиков на надстройке;
- гюйс-шток и штанга для ходовых огней над ходовым мостиком;
- изготовлено заново основание РЛС «Фрегат». Китовое то ли слишком тонкое было, то ли в травленом основании антенной решетки слишком большое отверстие;
- почти полностью сделаны заново антенные посты системы управления «Гром»: от китовых остались только цилиндрические основания и малые тарелки;
- доработана антенна «Привод», сделаны площадки по бокам антенны, а также т.н. «рога» из трубочек;
- изготовлены пожарные раструбы;
- изготовлены ветроотбойные щиты в носовой части;
- изготовлены из трубочек D=0.5 мм и щетины от кисти антенны связи на палубе и надстройке.
Кроме того часть деталей заменена на более масштабные от других наборов:
- антенны систем управления огнем «Турель»;
- арт-установки АК-726 (их пришлось немного доработать: изготовить основания и стволы);
- бомбометные установки РБУ-6000 (эту и 2 выше перечисленные запчасти помог найти наш коллега DeLoro, за что ему огромное спасибо!);
- зенитные автоматы АК-630 и салютные пушки К-20;
- ПУ помех.
Литература и источники информации
Литература
Бабич В. В. Наши авианосцы на стапелях и в дальних походах. — Николаев: Атолл, 2003. — 544 с. — ISBN 966-7726-69-X
Бабич В. В. Город Святого Николая и его авианосцы. — Николаев: Атолл, 2007. — 672 с. — ISBN 966-8147-82-0
Балакин С. А., Заблоцкий В. П. Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова. — «Арсенал-коллекция». — М.: Яуза, ЭКСМО, 2007. — 240 с. — ISBN 978-5-699-20954-5
Белов Г. П. Атлантическая эскадра 1968-2005. — «Служу России!». — М.: Горизонт, 2015. — 472 с. — ISBN 978-5-9906772-5-8
Заблоцкий В. П. Тяжёлый авианесущий крейсер «Киев». — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №7/2003. — 32 с.
Мельник Н. Н. Одиссея краснознамённого авианосца «Киев». — М.: МКЦ Якорь, 2002. — 288 с. — ISBN 5-901793-01-3
Пыков В. Н. Командир пяти кораблей Северного флота. — М.: Галея-Принт, 2014. — 211 с.
Ссылки
- «Киев» (авианесущий крейсер) – страница из русской «Википедии»
- Тяжёлые авианесущие крейсера пр. 1143 «Кречет» (типа «Киев»)
- Тяжёлый авианесущий крейсер пр. 1143 «Кречет» (типа «Киев»)
- пр.1143 «Кречет» на military.tomsk.ru
- Военно-морской флот России
- Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ на navsource.narod.ru
- Сайт ветеранов советского авианосного флота
Окраска
Грунтовка корпуса – стравленная из баллона Tamiya серого цвета. После высыхания шлифовка ушными палочками и шлифовальными тканями. После этого сделал местами прешейдинг – в основном по краям самолето-подъемников, люков и бортовых закрытий.
Грунтовка надстройки, деталей вооружения и оставшейся мелочевки – Mr. Surfacer 1200, разведенный родным растворителем. Очень понравилась, ложится хорошо, шлифовки не требует.
Окраска выполнена следующими цветами:
- Подводная часть корпуса – эмаль Humbrol Brunswick Green (3);
- Надводный борт, надстройка – эмаль WEM Russian Nothern fleet Grey (M11);
- Палуба корабля (красно-коричневые участки) – эмаль WEM Russian Navy deck Red (M13);
- Полетная палуба (зеленые участки) – эмаль WEM Russian Navy deck Green (M12);
- Антенны радаров – эмаль Tamiya XF-19 Sky Grey и XF-53 Neutral Grey;
- Обтекатель ГАС – Alclad II Magnesium (ALC-111), положен на ALC-304/305 Gloss Black Base;
Подставки – эмаль Tamiya 2части X-7 Red+1часть XF-64 Red brown.
После завершения покраски – глянцевый акриловый лак Mr. Color (Н30), нанесение декалей, приварка их с помощь средств от Microscale Set и Sol. Поверх опять слой глянца, смывка, добавление подтеков ржавчины и других следов эксплуатации(совсем чуть-чуть).
По эмалям WEM двоякое впечатление. С одной стороны – хорошая укрывистость, цвета очень похожи на правду, адгезия мне очень понравилась – сколько маскировал скотчем, подрывы всего в паре место и то совсем малюсенькие, сохнет быстро. С другой стороны – забивает аэрограф на раз, если разведешь не жидко, разводишь очень жидко – расслаивается, тяжко было подбирать нужные пропорции. И еще при склеивании окрашенных деталей тоже не обошлось без сложностей – при попадании Тамиевского сверхтекучего клея на краску она идет гармошкой, скукоживается. С Тамией я таких проблем не наблюдал. Разводил Тамиевким Лакер Финнером, с Тиккурилой 1050 так и не подружились у меня эти краски, постоянно расслаивались и сворачивались.
Историческая справка
Опыт создания и эксплуатации первых отечественных противолодочных крейсеров пр.1123 потребовал разработки более совершенного корабля этого класса. Прежде всего, для обеспечения эффективного выполнения возложенных на ПКР задач требовалось увеличить численный состав корабельной авиагруппы, усилить вооружение, улучшить мореходные качества корабля и условия размещения личного состава.
Техпроект 1143 был разработан в крайне сжатые сроки и утверждён ВМФ и МСП 30 апреля 1970 г. Основные элементы корабля и мероприятия по обеспечению его строительства утвердили в феврале 1971 г. Новый ПКР со смещённой по-авианосному к правому борту надстройкой, полётной палубой с консольным свесом смотрелся весьма эффектно и выгодно отличался от кораблей предыдущей серии.
На головном корабле пр.1143 предусматривалась возможность базирования 22 летательных аппаратов, в двух вариантах комплектации – самолётном или вертолётном. Все они хранились в одноярусном ангаре (130×22,5×6,6 м), связанном с полётной палубой двумя самолетоподъёмниками (лифтами), расположенными слева и в корму от надстройки. Первый из них служил для спуска ЛАК в ангар, а второй – для подъёма. Проектная вместимость ангара составляла 22 летательных аппарата, но после посещения в 1975 г. «Киева» министром обороны маршалом А.А.Гречко, потребовавшим увеличить число летательных аппаратов в полтора раза, схему размещения машин в ангаре пересмотрели. После отмены министром запрета на обязательный зазор между ними в 0,75 м и разрешения ставить самолеты «валетом», вместимость ангара увеличили до 36 ЛАК.
Первоначально планировалось по пр.1143 построить два корабля – «Киев» и «Минск». Строительство началось в 1967 на Черноморском судостроительном заводе №198 в Николаеве. Головной корпус заложен 21 июля 1970, спущен на воду 26 декабря 1972 и введён в строй 28 декабря 1975. Второй корпус заложили сразу после спуска на воду первого и ввели в строй 27 сентября 1978. Главком ВМФ адмирал С.Г.Горшков рассчитывал приступить к постройке настоящих авианосцев, и третий советский авианесущий крейсер виделся ему совсем иным. Но с назначением в 1976 на пост министра обороны Д.Ф.Устинова, известного сторонника самолётов вертикального взлёта и посадки, основные усилия по-прежнему было решено направить на дальнейшее совершенствование кораблей-носителей СВВП.
Головной корпус пр.1143 вошёл в состав Северного флота, а второй и третий – в состав Тихоокеанского. В июне 1977 г. все корабли этого проекта были официально переклассифицированы из ПКР в тяжёлые авианесущие (авианосные) крейсеры – ТАвКР. Они активно участвовали в боевой службе флота, принимали участие в учениях, отрабатывали боевые задачи, в т. ч. и по реальным целям «вероятных противников». Создание кораблей типа «Киев» ознаменовало абсолютно новый этап нашего военного кораблестроения: ВМФ СССР «почувствовал» корабельную авиацию, появился богатый технический и практический опыт эксплуатации палубной авиации, который можно считать бесценным.
В 1977—1982 годах «Киев» неоднократно нёс боевую службу в Атлантике и на Средиземном море. К концу 1977 года в 1-м корабельном штурмовом авиационном полку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАвКР «Киев», летало уже 34 морских лётчика. Во время похода с 15 декабря 1978 года по 28 марта 1979 года на самолётах Як-38 с корабля было выполнено 355 полётов. В 1982—1984 гг. ТАКР прошёл средний ремонт на ЧСЗ. Находясь в мае 1985 года в походе с визитом в Алжир, его экипаж узнал о награждении корабля за успехи в боевой подготовке орденом Красного Знамени. Дальние походы «Киева» продолжались до конца 1991 года.
После снятия с вооружения в 1992 году СВВП Як-38 все три ТАВКР пр.1143 фактически превратились в крупные противолодочные вертолётоносцы, так как новых самолётов палубного базирования ещё не было создано. А в связи с распадом СССР и экономическим кризисом в стране на дальнейшей службе этих кораблей был поставлен крест («Новороссийск» находился в составе сил постоянной готовности всего 7 лет).
В 1993 году в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработки ресурса вооружения, механизмов и оборудования, выведен из боевого состава флота, после — разоружён и продан правительству КНР. В начале 1994 года его отбуксировали в Циньхуандао, где переоборудовали, как было объявлено официально, под музей, а на самом деле под увеселительный аттракцион. В сентябре 2003 года «Киев» отбуксировали в Тяньцзинь, где он является частью тематического парка.
Характеристики:
Основные характеристики:
Водоизмещение стандартное (полное) | 30 500 (41 400) т |
Размеры: | |
– длина наибольшая (по КВЛ) | 273 (236) м |
– ширина наибольшая (по КВЛ) | 49.2 (31) м |
– осадка | 8.9 м |
Силовая установка | Котлотурбинная |
Кол-во х тип ГТЗА (суммарн. мощность) | 4 х ТВ-12 (180 000 л.с.) |
Кол-во х тип главных котлов | 8 х КВН-95/64 |
Кол-во х тип движителей | 4 х ВФШ |
Кол-во х тип (мощность) источников тока ЭЭС | 6 х ТГ (1500 кВт) + 4 х ДГ (1500 кВт) |
Экипаж (в т.ч. офицеров) | 1642 (384) чел. |
Авиационно-технические средства:
Количество ВППл | 7 |
Размеры полетной палубы | 184 х 28 м |
Размеры ангара | 130 х 22.5 х 6.6 м |
Самолетоподъемники | |
– количество | 2 |
– размеры платформ | 18.9 х 10 и 18.9 х 6.2 м |
– грузоподъемность | 30 и 15 т |
Ходовые характеристики:
Тип хода | Скорость | Дальность/Расход топлива |
---|---|---|
Максимальный | 30 узл | 4600 миль |
Боевой экономичный | 18 узл | 7000 миль |
Экономичный | 14 узл | |
Малый | 5 узл |
Характеристики ресурсов:
Запас топлива | |
Автономность | 30 сут |
Запас авиационного вооружения |
Як-38: 18 спецавиабомб РН-28, 143 управляемые ракеты Х-23, 176 ракет Р-60, 4800 неуправляемых ракет С-5, 30 баков с зажигательной жидкостью ЗБ-500, 20 разовых бомбовых кассет РБК-250 (с бомбами ПТАБ-2,5). Ка-25: 30 авиаторпед АТ-1, 40 противолодочных авиабомб ПЛАБ-250-120, 504 гидроакустических буя РГБ-НМ, 300 радиобуев «Поплавок» и 300 ориентирных буев ОМАБ-25. |
Запас авиатоплива | 1200 т |
Вооружение:
Вид | Наименование | Боекомплект |
---|---|---|
Авиационное | 36 ЛА (Як-38 и Ка-25) | |
ПКРК | 4×2 КТ П-500 «Ураган-1143» | 16 ПКР 4К80 «Базальт» |
Зенитное | 2х2 Б-192 УЗРК «Шторм-М» | 2х48 ЗУР В-611 |
2х2 ЗИФ-122 ЗРК «Оса-М» | 2х20 ЗУР 9МЗЗ | |
8х6 АК-630М | 8х4000 выстрелов | |
Противолодочное | 1х2 ПУ МС-18 РПК-1 «Вихрь» | 16 ПЛУР 82Р |
2х5 533-мм ПТА-53-1143 | 10 СЭТ-53 или СЭТ-65 | |
2х12 РБУ-6000 | 120 РГБ-60 | |
Артиллерийское | 2х2 АК-726 | 2х1200 выстрелов |
АСУ | БИУС «Аллея-2» + с-ма автоматизированной обработки РЛ-информации и целеуказания «Байкал-1143» | |
НК «Салгир-V» | ||
Система управления полетами авиации «Привод-СВ» | ||
С-ма автоматизирован. наведения истребителей (подс-ма БИУС) | ||
Комплекс системы МКРЦ «Корвет-1143» | ||
Связь | Комплекс средств обмена информацией «Тройник» | |
Комплекс средств радиосвязи «Тайфун-1А» | ||
Комплекс космической связи «Цунами-БМ» | ||
ПУСБ | «Пурга» | |
РЛС | МР-600 «Восход» | |
МР-710М «Фрегат-М» | ||
2 АП СУО «Гром-М» | ||
2 артиллерийских РЛС МР-105 «Турель» (АК-725) | ||
4 артиллерийских РЛС МР-123 «Вымпел» (АК-630М) | ||
навигационные РЛС МР-310У «Волга» и МР-212 «Вайгач-1143» | ||
ГАС | МГ-342 «Орион» | |
МГ-335 «Платина» | ||
Станции поиска ПЛ МИ-110Р и МИ-110К | ||
РЭБ | Комплекс средств РЭБ «Кольцо» | |
2 МП-150 «Гурзуф» (активных помех) + Р-740К (УКВ-радиопомех) | ||
2х2 ПУ ПК-2 |
Аббревиатуры
Строительство
Корабль строился в городе Николаеве на Черноморском судостроительном заводе.
Специально для него была начата модернизация завода. У Северной и Западной достроечных набережных были вырыты котлованы с глубиной отметки 11,25 метров. Из-за скального грунта не удалось достичь планировавшихся 16 метров, поэтому было решено построить новые достроечные набережные для перспективных авианосцев со всей необходимой инфраструктурой. Для удобства прохождения крейсеров проекта 1143 произвели дноуглубительные работы Бугско-Днепровского лиманского канала. На территории завода был построен новый механосборочный цех. Руководство завода приобрело в ФРГ два специальных колёсных трейлера, для перевозки крупногабаритных грузов массой до 300 тонн. На стапеле, где происходила постройка «Киева», были заменены два башенных крана на более грузоподъёмные (до 75 тонн).
Черноморским судостроительным заводом был изготовлен в натуральную величину макет отсека корабля с участком полетной палубы, из которого был оборудован испытательный стенд в Летно-исследовательском институте в городе Жуковском.
21 июля 1970 г. крейсер, получивший название «Киев», был заложен на крупнейшем на тот момент в Европе стапеле №0. На закладочной серебряной доске в районе днищевых секций ГЭУ было написано:
«Противолодочный крейсер с авиационным вооружением КИЕВ. Создан советским народом для обеспечения безопасности и защиты государственных интересов Союза Советских Социалистических Республик».
Строительство крейсера велось методом разделения на 10 строительных районов. Стапельную сборку осуществляли пирамидальным способом из предварительно собранных и сваренных на околостапельной площадке секций. В среднем на строительстве корабля ежедневно работало порядка 1500 человек.
Спуск ТАВКР «Киев» на воду состоялся 26 декабря 1972 года. Крейсер отведен к достроечной стенке завода для продолжения строительства. В тот же день на Черноморском судостроительном заводе заложили однотипный с ним второй ТАВКР — «Минск» (зав. № 102).
В июле 1974 года начались швартовые испытания отдельных систем: противопожарных, механизмов главных энергетических установок. В октябре 1974 — апреле 1975 гг. проводились комплексные швартовые испытания уже всего корабля.
15 апреля 1975 года над крейсером был поднят Военно-морской флаг СССР.
17 апреля 1975 года крейсер убыл на ходовые испытания в Севастополь. Строительство продолжалось 5 лет 5 месяцев и 5 дней.
Сборка
Сборка корабля велась в рамках «GB: Флот II» и подробно освещена на страницах нашего форума, желающие могут посмотреть ТАВКР “Киев”.
В рамках данной статьи позволю себе осветить лишь доработки и самые основные моменты работы.
При первом рассмотрении набор вызвал у меня только положительные эмоции: тонкое, подробное литье – дефектов практически я не заметил. На деле все оказалось намного хуже. Все детали пришлось шлифовать, убирая с них следы от стыка пресс-форм (на мелочевке это очень удобно делать), срезать облой, шпаклевать и шлифовать утяжины и следы толкателей на надстройке, площадках и деталях ходовых мостиков. Стыковка деталей мостиков между собой и, в особенности, к основной детали надстройки просто отвратительная. Все это пришлось устранять подклеиванием полосок из пластика 0,3 мм. Аналогично поступил в месте стыковки надстройки с носовой частью, отлитой зацело с полетной палубой. Работа не сложная, но нудная и не интересная.
Авиакрыло
Представлено 2-мя самолетами Як-38 из набора и 7-ью вертолетами Ка-27 из дополнительных наборов авиации от Trumpeter в масштабе – 1/700. Вертолеты раскрасил в соответствии с модификацией Ка-27ПС и Ка-27ПЛ. Самолеты и вертолеты раскрашивал эмалями Tamiya, Revell и Humbrol из запасов. Старался поточнее передать камуфляж, но на полную достоверность не претендую.
Самолеты немного доработал:
- изготовил из бумаги, пропитанной супер-клеем, гребни на «спине» и брюхе фюзеляжа;
- приклеил на спину трубочку D=0,3 мм имитировав ВЗ, идущий к килю;
- штыри, имитирующие шасси срезал и приклеил травленые стойки шасси.
Вертолеты собраны почти «изкоробочно» – заменил только несущие винты на травленые.
Бортовые номера на самолетах и вертолетах из декалей набора авиации от Trumpeter, а звезды из запасников – декаль от Звезды к «Адмиралу Кузнецову». Комплектные звезды в декали к «Киеву» имеют желтую окантовку и я их не стал использовать. Звезды же из наборов дополнительной авиации от Trumpeter визуально более красивые, но великоваты в размере и решил тоже от них отказаться.
В завершение глянцевый лак – смывка – матовый лак и выделение глянцевым лаком остекления фонарей кабин.
Примечания
Командиры
За время службы тяжёлым авианосным крейсером «Киев» командовали:
Даты | Звание | Командир | Фотография |
---|---|---|---|
10 июля 1973 – 31 августа 1978 | капитан 1 ранга | Соколов Юрий Георгиевич | |
31 августа 1978 – 29 сентября 1981 | капитан 2(1) ранга | Пыков Владимир Николаевич | |
29 сентября 1981 – 3 июня 1986 | капитан 1 ранга | Ясницкий Геннадий Павлович | |
3 июня 1986 – 26 сентября 1989 | капитан 1 ранга | Мелах Николай Андреевич | |
26 сентября 1989 – 30 декабря 1991 | капитан 2 ранга | Глущенко Василий Николаевич | |
30 декабря 1991 – 1992 | капитан 2 ранга | Звада Владимир Александрович | |
1992 – 28 августа 1993 | капитан 2 ранга | Бобраков Николай Александрович | — |
Звания даны на период командования кораблём; для командиров, которым за время нахождения в должности было присвоено очередное звание, оно приводится в скобках.
Описание конструкции
Продажа «Киева».
Первенец отечественного авианосного кораблестроения «Киев» удивительным образом повторил судьбу «Минска». Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» стал второй удачной покупкой для Китая. Китайская компания «Tianma Shipbreaking» (Тяньцзинь) приобрела его на металлолом за 70 млн. юаней, примерно, за 8,4 млн. долларов США. К моменту покупки ТАВКР «Киев» состоял на службе только 20 лет и даже не успел выработать своего ходового ресурса рассчитанного на 25 лет.
https://youtube.com/watch?v=p-qsR6A6DMU
28 августа 1994 года после торжественного спуска военно-морского флага команда «Киева» была расформирована, а тяжелый авианесущий крейсер был передан для разделки на металл.
ТАКР Киев, Мурманск, Видяево. 1998 год.
17 мая 2000 года корабль был отбуксирован из военно-морской базы Видяево, Россия в порт Тяньцзинь, КНР (Tianjing, Zhongguo). В среду, 30 августа 2000 года, корабль длиною в 273 метра встал на якорь в бухте порта. Первоначально «Киев» был отшвартован на территорию судоремонтного завода в городе Шаньхайгуань (провинция Хэбэй). Верхнюю палубу, надстройку и отсеки, где располагались пункты управления ходовой и боевой частями корабля, сделали местом посещения туристов. Однако первоначальные планы Китая по слому и переплавке авианесущего крейсера изменились. Нарушив условия контракта, новые владельцы не стали утилизировать корабль. Вероятно, они находились под впечатлением популярности и большого коммерческого успеха его собрата «Минска». Государственный Комитет по делам экономики и торговли Китая дал добро на использование корпуса ТАВКР «Киев» в туристическом бизнесе.
Китайцы любуются истребителем J-10 в ангаре авианесущего крейсера «Киев».
В начале 2004 года открылся военно-морской аттракцион в Тяньцзине на базе ТАКР «Киев».
ТАКР «Киев» в Тяньцзине (Китай) — 2005 год. Открытие «Киева» прошло всего через два дня после испытаний первого китайского авианосца «Варяг».
В сентябре 2003 года корабль отбуксировали в более крупный туристический центр – Тяньцзинь (10-миллионный город в 120 км к востоку от Пекина), где бывший тяжелый авианесущий крейсер «Киев», как и однотипный «Минск» на юге КНР стал центром тематического военно-воспитательного комплекса, соединяющего в себе черты музея и парка аттракционов. Муниципальные власти Тяньцзиня ассигновали на этот проект 5 млрд. юаней (около 604 млн. долларов США) и внесли его в перечень приоритетных объектов городского строительства. И, уж простят меня наши горе-руководители – теперь гребут за него бешеные бабки.
Уважаемый читатель! Возможно, Вы хотите дополнить своими рекомендациями и комментариями, представленную на сайте информацию о тяжелом авианесущем крейсере проекта1143.1 «Киев» или желаете пополнить ее своими архивными фотографиями. Буду рад внести Ваши рекомендации или фото на страницу блога!
Навигация
Предыдущая статья: ← Статья №4: Противолодочный крейсер – вертолетоносец проекта 1123 «Ленинград»
Следующая статья: Статья №6.Тяжелый авианосный крейсер проекта 1143.2 «Минск» →