fbpx
No Image

Российско-армянские отношения. досье

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Первый официальный

В Ереване Сергея Лаврова, конечно, ждали особенно. Ведь после революционных событий в Армении в мае 2018 года, когда полностью поменялись местные политические элиты, глава МИД РФ с официальным визитом в республику не наведывался. Среди населения, а точнее, той его части, которая увлекается политическими трендами, даже поползли слухи, что Москва не очень настроена на контакты с новыми властями страны во главе с Николом Пашиняном.

При этом факт того, что армянский премьер и президент России Владимир Путин за 2019 год встречались уже четыре раза, не говоря уже о телефонных беседах, озадаченную общественность не успокаивал. Поэтому нынешний вояж Сергея Лаврова помимо стратегического имел большое символическое значение. Даже Зограб Мнацаканян перед стартом переговоров подчеркнул, что данный официальный визит российского министра — первый за время пребывания его на посту главы МИД Армении. Сергей Лавров, впрочем, назвал свой приезд в Ереван «очередным», видимо, намекая, что не надо искать в отношениях с Москвой подводных камней, а развитие союзничества двух народов нисколько не пострадало от перестановок в республике.

На встрече с Николом Пашиняном Сергей Лавров передал армянскому лидеру приветы от Владимира Путина и премьера РФ Дмитрия Медведева, отметив, что и президент, и глава правительства «очень хорошо отзываются о регулярных контактах».

— Перемены в вашей стране не помешали обеспечить преемственность в наших отношениях, наращивать стратегическое и союзническое партнерство во всех областях, — отметил шеф российской дипломатии.

Никол Пашинян заверил, что перемены, произошедшие после смены власти в Армении, придали новую динамику двусторонним отношениям. Он также пообещал приехать в Россию с официальным визитом в 2020 году и заявил, что ждет в Ереване Владимира Путина. Кроме того, глава армянского правительства посетит Москву 9 мая во время празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Как подчеркнул Сергей Лавров, особенно символично, что Никол Пашинян одним из первых однозначно и положительно ответил на приглашение на День Победы.

Первый зампредседателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий в беседе с «Известиями» подчеркнул, что говорить о каких-то серьезных проблемах между Россией и Арменией — грешить против истины. По его мнению, в пользу положительной динамики развития отношений говорит, во-первых, явная заинтересованность нынешних властей республики углублять кооперацию с Москвой. А во-вторых, опросы общественного мнения, которые демонстрируют, что подавляющее большинство армян связывают будущее своей страны с тесным сотрудничеством с Россией.

Как пояснил «Известиям» научный сотрудник Академии госуправления Армении Джонни Меликян, поездка Владимира Путина на ереванский саммит ЕАЭС в октябре, предстоящие взаимные визиты президента РФ и премьера Армении, а также нынешний приезд Сергея Лаврова оставляют желающим говорить о проблемах в отношениях Москвы и Еревана всё меньше поводов.

— Всё это важные сигналы того, что в армяно-российских отношениях не всё так плохо, как об этом пишут некоторые, в основном армянские, СМИ. Возможно, на самом начальном этапе и прослеживался некий холодок, но сейчас этого уже давно нет, а динамика сотрудничества налицо, — сказал армянский политолог.

Культура

Динамично прогрессирует российско-армянское гуманитарное сотрудничество. Армения участвует в реализации российского предложения о развитии многостороннего гуманитарного взаимодействия в формате СНГ.

С Президентом РоссииВладимиром Путиным.Россия, Сочи, 14 мая 2018 года

С в Ереване действует Российско-армянский университет, где сейчас учится более двух тысяч студентов. В Армении работают 6 филиалов российских вузов: Академический Международный Институт (АМИ); Армянский Институт Туризма, Филиал Российской Международной Академии Туризма (АИТ); Ереванский Филиал Московского Государственного Университета Экономики, Статистики и Информатики (ЕФ МЭСИ); Российский Государственный Университет Туризма и Сервиса, Ереванский Филиал (РГУТиС); Санкт-Петербургский Институт Внешнеэкономических Связей, Экономики и Права (ИВЭСЭП) Ереванский Филиал; Современная Гуманитарная Академия Ереванское отделение (СГА). На базе филиалов российских вузов в Армении успешно действует молодёжная общественная организация «Ассоциация Студентов Российских Вузов в Армении» при Министерстве Иностранных дел РФ Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств (РОССОТРУДНИЧЕСТВО) Представительстве в Республике Армении. Традиционной стала практика предоставления российских государственных стипендий гражданам Армении. В — для их обучения в вузах России было выделено 363 бюджетных места, в том числе 130 для соотечественников. Разрабатываются контрольные цифры приема армянских граждан на 2007/2008 учебный год. Тем не менее, в Армении сокращается число школ и классов с обучением на русском языке.

В республике пользуются большой популярностью и в целом достаточно широко транслируются российские телевизионные и радиопередачи, распространяются печатные издания. На Армению в полном объёме вещают каналы «Первый канал», «РТР Планета» и «Культура», на коммерческой основе доступны программы НТВ, ТВЦ, РЕН-ТВ, информпродукты «Голоса России», Радио «Маяк» и ряда других телевизионных и радиостанций. На армянском медиа-рынке активно работают информагентства РИА «Новости» и «Регнум», создано агентство «Новости-Армения».

По оценке Посольства России в Армении, в республике проживает не более 8 тысяч русских (около 0.25% населения РА). В Армении насчитывается пять основных неправительственных организаций соотечественников, объединённых в Координационный совет общественных организаций российских соотечественников Республики Армения. Российской стороной на постоянной основе осуществляются программы социальной поддержки соотечественников и русского языка в Армении.

Согласно переписи 2010 года, в России проживало свыше 1182 тыс. армян (около 0.8% населения РФ по итогам переписи 2010 года). Т.о. доля армян в населении РФ более чем в 3 раза превышает долю русских в Армении. Тем не менее возможности обучения армянскому языку в России значительно уступают возможностям обучения русскому языку в Армении.

В — организованы национальные годы — России в Армении и Армении в России.

Доброе соседство

Перед МИД Армении с самого утра было шумно. Министры еще не успели вернуться от Никола Пашиняна, чтобы провести полноценные переговоры и ответить на вопросы журналистов, а у входа в здание уже начали собираться группы протестующих. Завернувшись в армянские флаги, вооружившись барабанами и вувузелами, активисты распевали национальные песни и решительно и сурово поглядывали на столпившихся представителей СМИ. Впрочем, как выяснилось позже, никакого отношения к армяно-российскому диалогу митингующие не имели. Возмущение общественности вызвала затеянная правительством реформа образования, которая, по их мнению, угрожает будущему армянского языка.

Тем не менее свою лепту в атмосферу переговоров митингующие все-таки внесли. Каждый раз, когда дверь в министерство открывалась, весь первый этаж, на котором проходила пресс-конференция, оглашался пронзительными звуками протеста. Под приглушенное сопровождение вувузел и барабанов, и то благодаря плотно прикрытой двери в зал, министрам и пришлось отвечать на вопросы журналистов.

Традиционно для российско-армянских отношений стороны заверили собравшихся в нерушимости двустороннего сотрудничества и стратегического союзничества, пообещали работать над наращиванием товарооборота и развитием кооперации по всем направлениям.

Пожалуй, главным промежуточным итогом визита Сергея Лаврова стало заявление о скором подписании Москвой и Ереваном меморандума о допуске российских специалистов в биолаборатории, расположенные в Армении. В модернизированных на американские деньги центрах проводятся исследования различных вирусов и штаммов, что вызывает весьма серьезную обеспокоенность у России.

— В целом переговоры над текстом меморандума завершены, документ проходит межведомственное согласование. Рассчитываем, что в ближайшее время он будет подписан, это создаст дополнительную возможность для нашего взаимодействия в сфере биологической безопасности, — сказал Сергей Лавров.

Зограб Мнацаканян также подтвердил скорое подписание соглашения, добавив: речь идет о «взаимодействии союзников Армении и России в области биологической безопасности», что для Еревана имеет очень большое значение.

Армянских журналистов, как и получасом позже студентов, с которыми также встретился Сергей Лавров, весьма интересовала «проблема потепления российско-турецких отношений». Каждый раз главе МИД России приходилось объяснять, что хорошие и добрососедские связи Москвы и Анкары — это вовсе не проблема. Напротив, РФ выступает за стабильное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами, которые в силу исторических и географических причин оказались рядом друг с другом на политической карте мира. Другими словами, шеф российской дипломатии успокоил собравшихся, что партнерство с Турцией никак Армении не угрожает. Кроме того, в случае заинтересованности с обеих сторон Москва готова выступить помощником в нелегком деле налаживания отношений Еревана и Анкары.

Естественно, не обошлись переговоры и без обсуждения проблемы Нагорного Карабаха (НКР). По мнению Сергея Лаврова, карабахское урегулирование возможно только при учете баланса интересов. И лучше всего, как напомнил глава МИД России, об этом сказал премьер Армении Никол Пашинян, заявив, что договоренности по НКР должны учитывать интересы народов Армении, Карабаха и Азербайджана. Что же касается возвращения Нагорного Карабаха за стол переговоров в качестве полноценного участника, то подобное решение должны принимать сами стороны конфликта. Когда-то, отметил Сергей Лавров, на раннем этапе противостояния НКР была одним из участников переговоров, однако потом «один из президентов решил, что интересы Карабаха будет представлять Ереван».

— Мы как сопредседатели можем только добиваться, чтобы процесс шел в русле общего согласия. Без согласия народа, населения Нагорного Карабаха никакие договоренности оформить будет невозможно. Армения просто не подпишет, — подчеркнул российский министр.

Помимо бесед с руководством республики Сергей Лавров принял участие в открытии выставки в Национальной галерее Армении, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также возложил цветы к мемориальному комплексу в память о геноциде армян.

Из Еревана глава МИД РФ отправится в Париж, где 12 ноября выступит на Форуме мира. Второй год подряд он проходит во Франции по инициативе президента Пятой республики Эммануэля Макрона.

Военное сотрудничество

Российско-армянское взаимодействие в военной области направлено на обеспечение безопасности обоих государств, южного фланга Содружества независимых государств и стабильности в Закавказье. Армянские вооруженные силы участвуют в несении боевого дежурства в рамках Объединённой системы ПВО СНГ. На плановой основе осуществляется сотрудничество между министерствами обороны России и Армении.

На территории Армении дислоцируется 102-я российская военная база. Сформирована объединённая российско-армянская войсковая группировка. Пограничная группа ФСБ России в Армении совместно с армянскими пограничниками несёт охрану границ республики с Турцией и Ираном.

В ноябре 2016 года было объявлено о создании Объединённой группировки войск (сил) России и Армении в Кавказском регионе коллективной безопасности. Соглашение подписано министрами обороны России и Армении 30 ноября 2016 года. Войдут в группировку 102-я российская военная база на территории Армении и подразделения Вооруженных сил Армении.

История активизации отношений России и Армении

После появления причин развала СССР отношения России и Армении активизировались с 1992 года. Между Россией и Арменией подписаны многочисленные соглашения в различных областях.

Самое важное соглашение было подписано в Москве «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи» президентами  Борисом Ельциным и  Левон Тер-Петросяном 28 августа 1997 года. Договор также предусматривает проведение консультаций и взаимной военной поддержки, если какая-либо из сторон подвергается нападению или считает себя под угрозой третьего участника

Это соглашение усилило присутствие стран в регионе. У России есть военные базы в Армении и основная цель этих баз – защита интересов своей страны и национальной безопасности Армении.
После кризиса в Грузии и вывода российских военных баз с её территории, Армения стала более важным актером для России

Договор также предусматривает проведение консультаций и взаимной военной поддержки, если какая-либо из сторон подвергается нападению или считает себя под угрозой третьего участника. Это соглашение усилило присутствие стран в регионе. У России есть военные базы в Армении и основная цель этих баз – защита интересов своей страны и национальной безопасности Армении.
После кризиса в Грузии и вывода российских военных баз с её территории, Армения стала более важным актером для России.

Россия оказывает значительное влияние на процессы в регионе, пытаясь уладить Карабахский конфликт. Конфликт начался с оккупации Арменией азербайджанских земель и в результате усилий было объявлено о прекращении огня и начались переговоры.
Кремль поддерживает мирное урегулирование конфликта в рамках ОБСЕ, а также на двусторонних встречах

Следовательно, Россия предоставляет политическую и военную поддержку Армении как важного союзника в регионе, а также предотвращение ухода от неё Азербайджана, будучи гарантом мирного урегулирования конфликта

Время от времени Россия использует этот конфликт для оказания политического давления на обе конфликтующие страны, что делает её еще одним важнейшим фактором.

Нападение Грузии на Южную Осетию и позднее российское освобождение и признание Южной Осетии и Абхазии, заставили задуматься, будет ли изменение статуса Нагорно-Карабахской Республики. Кроме того, события в Грузии показали, что проблемы в регионе СНГ не могут быть решены без России.

Таким образом, отношения России и Армении подтверждают, что решение нагорно-карабахского конфликта сильно зависит от российского присутствия.

Русофобы рулят в правительстве Пашиняна

В состав своего кабинета Пашинян ввел таких людей, как Бабкен Тер-Григорян — бывший координатор Фонда Сороса и активный участник антироссийских демонстраций. Теперь он будет занимать пост замминистра по делам диаспоры Армении в России. Недавно в интервью Die Zeit Тер-Григорян заметил: “Мы больше не хотим быть колонией России. Армяне восприняли в качестве шантажа, что их страну вынудили вступить в Евразийский экономический союз”.

Вторая знаковая фигура — Араик Арутюнян. Он работал в “Хельсинкской ассоциации” и в Transparency International, в правительстве занял пост министра образования. Первое, что сделал новоиспеченный министр, — это исключил из школьных программ предметы по истории Церкви и военно-патриотического воспитания. Заметим, что первый предмет не раз становился объектом критики из Вашингтона. А военно-патриотическое воспитание армянских детей велось в контексте уважения к России и к Великой Отечественной войне Советского Союза.

Третий ключевой человек в правительстве — это министр обороны Армении Давид Тоноян, который в 2004–2007 годах работал представителем ВС Армении в НАТО. Накануне “революции любви” некоторые телеграм-каналы, связанные со спецслужбами, утверждали, что Тоноян во время работы в НАТО был завербован американскими спецслужбами, после чего его карьера резко пошла вверх. И что такой человек будет делать в ОДКБ? И какова будет эффективность работы этого российского “аналога НАТО”, как часто говорят о блоке западные СМИ?

А вот на должность начальника Государственной контрольной службы Пашинян назначил Давида Санасаряна, одного из активистов движения “Откажи Сержу”. Он требовал убрать из Армении военную российскую базу в Гюмри и гарцевал у посольства России в Ереване с лозунгами “Путин — террорист” и “Да сгинет Россия”, а также “Русская оккупация, вон из Армении!”.

Отношение России к Армении

И есть такое мнение (я высказываю в том числе и свое аналитическое мнение по этому поводу), что в каком-то смысле сегодня российские власти очень настороженно и бережно относятся к нынешней Армении, к нынешним армянским властям. Потому что они тоже не очень понимают, что происходит, куда двигается страна, какие процессы внутри происходят. Но чтобы не наломать дров, так как так иногда бывает, многие заняли такую выжидательную позицию.

Я говорю в соответствующих инстанциях: давайте одну программу сделаем “Армянская революция (или как она называется) год спустя”. Я не получил какого-то понимания и одобрения этой идеи.

Потому что в значительной степени, как, по крайней мере, пишется в средствах массовой информации, пришли к власти люди, которые раньше занимали достаточно явные антироссийские позиции, выступали против ОДКБ, ЕАЭС, российской базы и т. д.

Мне многие журналисты звонили из Еревана и задавали эти вопросы, как вы к этому относитесь. Я говорю: знаете, мне очень трудно это комментировать. Если бы эти люди не только сказали, что они против этого, этого, этого, если бы они мне еще объяснили, они за это, за это, за это, тогда это был бы предметный разговор.

Экономическое сотрудничество

Президент России Дмитрий Медведеви Президент Армении Серж Саргсян,23 апреля 2009 года

Экономические связи последовательно приближаются по своему уровню к взаимодействию в политической и военной сферах. Сальдо торгового баланса систематически положительно для России.

Активное наращивание объёмов товарооборота и инвестиционного взаимодействия (накоплено свыше 1,8 млрд долл. капиталовложений) с Арменией укрепляет позиции России как её ключевого внешнеэкономического контрагента.

Россия уверенно выходит на позиции крупнейшего зарубежного инвестора в экономику Армении. Основной объём капиталовложений направлен в энергетический, банковский, металлургический и строительный секторы, отрасль связи.

Премьер-министры России и АрменииДмитрий Медведева и Карен Карапетян,24 января 2017 года

Активизируются двусторонние межрегиональные связи. В настоящее время в них вовлечено около 70 субъектов федерации, 15 из которых заключили с республикой соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном взаимодействии.

По состоянию на 1 января 2012 года в республике действовали 1380 предприятий и обособленных подразделений с российским капиталом (25,7 % предприятий с иностранным капиталом).

За 2016 год — рост импорта из Армении в Россию на 70 %. В 2017 году подписан ряд документов о взаимном сотрудничестве.

«Хотя вступление Армении в ЕАЭС привело к определенным выгодам, но это также нарастило бюрократическое бремя по части торговли вне ЕАЭС. Членство в ЕАЭС ограничивает возможности Армении по ведению переговоров с третьими странами о льготных условиях торговли», говорится в докладе Всемирного банка «Армения: системная оценка страны».

Энергетика

Из российских компаний действующих в сфере энергетики Армении наиболее значима роль «Газпром Армения» (вкл. принадлежащий ей 5-й энергоблок Разданской ТЭС), которой принадлежат все системы транспортировки и распределения природного газа в республике.

За исключением бартерного обмена на электричество, весь потребляемый природный газ Армения закупает в России, хотя граничит с другим крупным экспортером газа — Ираном, к которому на средства государственного бюджета проложен магистральный газопровод. При этом оплата транспортировки российского газа только по территории Грузии составляет около 10% от его стоимости.

Согласно заключенному в 2013 году соглашению Армения обязуется обеспечить доходность компании на уровне не ниже 9%. Стоимость закупаемого газа составляла в 2015 году — 165 долларов, в 2016-2018 годах — 150 долларов, с 2019 года — 165 долларов за 1000 кубометров. С 2019 года накопился долг в размере около $ 30 млн. Компания собирается повысить среднюю цену для потребителей в 2020 году на 11%. Российский Газпром настаивает на заключении нового контракта о поставках с ценой на газ выше среднеевропейской. Армянская сторона с 2015 года предлагает оплачивать поставки газа в российских рублях и двигаться в рамках логики формирования общего энергетического рынка в ЕАЭС.

Также системно важную роль имеет деятельность российской компании «Ташир», в собственности и управлении которой находятся системы распределения электроэнергии, Севано-Разданский каскад ГЭС, энергоблоки 1-4 Разданской ТЭС.

Транспортная инфраструктура

В 2008 г. к ОАО «РЖД» перешло концессионное управление армянской железной дорогой, однако обещанные со стороны «РЖД» инвестиции не принесли заметного улучшения состояния железных дорог и подвижного состава в Армении. В частности, несмотря на заверения перед заключением концессионого договора не реализована небольшая ветка Ванадзор-Фиолетово, которая сократила бы длину пути в сторону России на 150 км.

С целью нормализации транспортного сообщения страны с внешним миром, что устранило бы одно из главных препятствий для развития её экономики, совместно с Россией прорабатываются возможности организации регулярного функционирования железнодорожной паромной переправы Кавказ-Поти, открытия автомобильного паромного маршрута Новороссийск-Поти, возобновления сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию. Тем не менее, несмотря на вступление Армении в ЕАЭС подвижек в этом вопросе нет.

Последствия отхода Армении от России

Как сказал “Правде Ру” политолог Олег Кузнецов, сегодня Армения является ареной столкновения геостратегических интересов России и Соединенных Штатов. “Если Пашинян, по примеру Саакашвили, вытеснит российское военное присутствие с территории Армении, это станет эффективной компенсацией Вашингтону за потерю геополитического влияния в Передней Азии”, — сказал “Правде.Ру” политолог.

По мнению Олега Кузнецова, вытеснение российского влияния из Армении будет иметь два серьезных последствия для России. Во-первых, резко ослабеет влияние армянского лобби на внутриполитические процессы в России, “что может даже спровоцировать уход из власти двух главных армянских лоббистов — спикера Совфеда Валентины Матвиенко и нынешнего министра иностранных дел Сергея Лаврова”. Во-вторых, “Азербайджан в постсоветском Закавказье останется единственной страной, с которой у России останутся добрососедские отношения, и у Кремля не останется выбора, с кем именно он будет дружить на Южном Кавказе”.

По мнению Олега Кузнецова, “роль армяно-азербайджанского противостояния как фактора региональной геополитики, актуального для всей исламской Азии, будет только возрастать”.

В результате отхода Армении от России весьма велика вероятность того, что “Москва санкционирует военную операцию Азербайджана по освобождению оккупированных территорий и уничтожению террористического квазигосударства “Арцах”, после чего будет выстроен треугольник региональной безопасности Москва — Анкара — Баку и регион Южного Кавказа наконец-то обретет стабильность и безопасность”, резюмировал в интервью “Правде.Ру” Олег Кузнецов.

Читайте по теме:

Встройте “Правду.Ру” в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в или в

Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во , Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках…

Интересы Запада к региону

Вместе с тем, растут интересы ЕС к этому региону и предлагаются новые решения конфликта, заставляя Азербайджан и Армению использовать эту спорную карту против Россия. Возможность сближения Западного и Южного Кавказа в будущем может привести к не только политическому, но даже серьезному экономическому воздействию на Россию.

Российская экономика сильно зависит от энергетических ресурсов, а европейский энергетический рынок самый важный, прибыльный и стабильный рынок. В то же время, ЕС пытается диверсифицировать свои энергетические маршруты и снизить зависимость от поставляемой российской энергетики.

Южный Кавказ, особенно Каспийский регион, богат нефтью и газом. Следовательно, в свете Западно-Кавказских отношений, роль Азербайджана становится более значимым и стратегическим. Кроме того, укрепление и развитие отношения между Арменией и ЕС важны с точки зрения обеспечения безопасности. Такое значительное снижение зависимости ЕС от России будет иметь определенное значение и влияние на экономику России. Учитывая тот факт, что есть многочисленные санкции, то ослабление российской экономики может помешать этой региональной власти.

Москва вполне обоснованно имеет особый контроль над регионом, чтобы предотвратить этот сценарий и имеет свои интересы при интеграции стран Южного Кавказа в Европейский Союз.

Диаспоры также играют важную роль в кавказской политике России. Они самые влиятельные инструменты в ключевых областях управления и тесно вовлечены в политическую деятельность.
Более того, существование многих российских граждан в Армении, более широкое использование русского языка, а также вещание российских радио и телевизионных каналов являются основными элементами присутствия в Армении. Некоторые русские, живущие в Армения также имеют возможность активно участвовать в политических и культурных отношениях благодаря их знанию армянского языка.

Выводы

После распада СССР Армения стала главным союзником России на юге Кавказа.

Интеграция Грузии в Запад, конфликты и проблемы с Турцией и Азербайджаном, угрозы национальной безопасности призывают Армению быть ближе к России. В то же время, крупные проекты реализуются Азербайджаном и Грузией с Турцией и западными странами, интеграция в западные рынки, и проблемы с Арменией препятствует региональному, политическому и экономическому развитию.

Основой национальной безопасности Армении является военное сотрудничество и отношения России и Армении.
Политики Армении утверждают, что зависимость от России в экономической сфере и тот факт, что все стратегические предприятия контролируются россиянами, противоречит интересам страны. Страна находится в поиске путей интеграции с Западом не разрывая своих отношений с Россией. Тем не менее, политические и экономическая зависимость от России и напряженность с  Азербайджаном и Турцией создают трудности по интегрированию на Запад.

Основания для такой интеграции и зависимость от внешнеполитических стратегий пока не установлена.
Сегодня власти Армении понимают, что без России страна существовать не может в этих условиях. В то время как интеграция на Запад находится на повестке дня, изоляция страны в регионе препятствует достижению политического и экономического процветания.

Правительство Армении с большой вероятностью будет проводить более сдержанную политику. Россия, с другой стороны, может предпринять два действия:

  •  перестать сдерживать конфликт Нагорного Карабаха, что приведет к поражению Армении.
  • контролировать правительство без военного вмешательства, сделав некоторые уступки нынешней или будущей власти.

Первый вариант опасен для России с точки зрения потери Армении и репутации на Южном Кавказе. Второй вариант наиболее логичен и Россия может сохранить своё влияние в регионе путем обеспечения долгосрочных интересов.

Комментировать
0