fbpx
No Image

Адмирал шеер (корабль)

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

«Адмирал граф Шпее» — германский линкор Второй мировой войны

По Версальскому соглашению, заключенному после Первой мировой войны, в 1919 г., на Германию налагались серьезные ограничения, включая и все, что касалось ее возможности иметь крупные боевые корабли. Строить разрешалось корабли водоизмещением не свыше 10000 т, вооруженные орудиями калибра не более чем 11 дюйм. (280 мм). Союзники рассчитывали посредством подобных запретов ограничить сферу применения немецких боевых кораблей только Балтийским морем и, таким образом, гарантировать себя от угрозы со стороны Германии в будущем. У немцев же в конце двадцатых годов возникли совершенно иные планы.

Линкор «Адмирал граф Шпее» — видео

С появлением новых технологий, таких как электросварка и дизельные силовые установки, открылись возможности строительства меньших по размеру и при этом более быстроходных и эффективных боевых кораблей. Несмотря на относительно легкое бронирование, они могли отправляться в дальние рейды и представлять угрозу коммерческому судоходству. В Кригсмарине (ВМФ Германии) такие новые корабли именовали Panzerschiffe (Панцершиффе) — буквально: бронированные корабли (корабли-танки), — но во всем остальном мире они были известны как «карманные линкоры». Первыми строились корабли типа «Дойчланд», более справедливо считавшиеся тяжелыми крейсерами. Первые три корабля имели водоизмещение около 12000 т и, таким образом, превышали обусловленный соглашением вес, но при этом имели на вооружении скромную 11-дюйм. (280-мм) артиллерию главного калибра. Затем шли пять тяжелых крейсера типа «Адмирал Хиппер». Германский линкор «Адмирал граф Шпее» стоял на очереди третьим после «Адмирала Шеера» и «Дойчланд» и строился спустя примерно три года после него.

«Адмирал граф Шпее» был заложен 1 октября 1932 г., спущен на воду 30 июня 1934 г. и вступил в строй б января 1939 г. С началом войны все три корабля быстро приступили к выполнению боевых заданий — «Граф Шпее» начал действовать в Южной Атлантике уже 21 августа 1939 г. В первые месяцы после объявления войны Германией он пустил на дно несколько судов союзников общим водоизмещением свыше 50 000 т. Командование КВМФ поручило капитанам крейсеров «Эксетер», «Ахиллес» и «Аякс» найти и потопить дерзкого германца. Несмотря на то что все три британских крейсера уступали «Графу Шпее» в огневой мощи и проигрывали в скорости, им удалось загнать немецкий крейсер в устье реки Рио-де-ля-Плата в порт Монтевидео, в Уругвае. Здесь британские разведчики смогли убедить командира «Графа Шпее» в том, что на выходе в море его будет ждать целая армада боевых кораблей противника. В результате 17 декабря 1939 г. команда затопила «Графа Шпее». После этого Гитлер приказал переименовать «Дойчланд» в «Лютцов», опасаясь, как бы названный в честь Фатерлянда корабль не разделил судьбу «Графа Шпее».

Тактико-технические характеристики линкора «Адмирал граф Шпее»

Водоизмещение стандартное 11 700 т; полное 16 200 т
Главные размерения длина (общая) 186 м; ширина (на уровне ватерлинии) 21,59 м; осадка 7,39 м
Энергетическая установка восемь 2-тактных 9-цилиндровых дизельных двигателя MAN, развивающие суммарную мощность 54 000 л.с. и вращающие три гребных винта
Максимальная скорость 28 уз.
Вооружение восемь 11-дюйм. (280-мм) главных орудий, восемь 6-дюйм. (152-мм) и шесть 4,1-дюйм. (105-мм) орудий, восемь 37-мм и шесть 20-мм зенитных автоматических орудий, восемь 21-дюйм. (533-мм) торпедных аппаратов, два самолета
Бронирование толщина бортового пояса от 76 мм до 57 мм; палубы 38 мм; торпедной установки от 44 мм до 38 мм; главных башен от 140 мм до 82 мм
Команда от 619 до 1150 человек

Фото линкора «Адмирал граф Шпее»

Источник 762

Награды

Адмирал Рейнхард Шеер в парадном мундире.

  • Дубовые листья к ордену «Pour le Mérite» – 1 февраля 1918 года. Пруссия.
  • Орден «Pour le Mérite» – 5 июня 1916 года Пруссия.
  • «Железный крест» II класса. Пруссия.
  • «Железный крест» I класса. Пруссия.
  • Орден «Красного орла» I класса с дубовыми листьями. Пруссия.
  • Орден Короны I класса с мечами. Пруссия.
  • Большой крест военного ордена Максимилиана Иосифа – 6 июня 1916 года. Бавария.
  • Большой крест с мечами ордена «За военные заслуги». Бавария.
  • Рыцарский крест военного ордена Святого Генриха – 23 февраля 1916 года. Саксония.
  • Альбрехта ордена с золотой звездой и мечами. Саксония.
  • Большой крест ордена Альбрехта медведя. Анхальт.
  • Большой крест «Ордена Грифона». Мекленбург.
  • Большой крест «Родового ордена заслуг великого герцога Петера Фридриха Людвига». Ольденбург.
  • Орден Восходящего солнца 3-й степени (Комтур). Япония.
  • Великий офицер ордена Святых Маврикия и Лазаря. Италия.
  • Австрийский Орден Железной короны 3-го класса. Австро-Венгрия.
  • Большой крест ордена Франца Иосифа. Австро-Венгрия.
  • Орден Святого Станислава II степени. Российская империя.

История создания

Предшественники

Корабли типа Deutschland — единственные представители так называемых «карманных линкоров», имевших мощное линкорное вооружение при «крейсерской» скорости и относительно малом водоизмещении.

Формально, предшественников данного типа по постройке можно считать легкие крейсера серии «К», спущенные на воду во второй половине 20-хх годов.

Предпосылки к созданию

После поражения во Первой Мировой войне, Германия была ограничена в создании кораблей с большим водоизмещением и мощными орудиями. Однако уже начиная с 1923 года началось постепенное перевооружение и замена устаревших кораблей на более современные.

Перед конструкторами стояла задача спроектировать корабль, который был бы достаточно быстр, что бы уходить от 23 узловых кораблей союзников, достаточно хорошо вооружен и бронирован, чтобы противостоять 8 дюймовым орудиям. В конце 1924 года идея такого корабля окончательно оформилась. Главным вопросом все еще оставался калибр орудий, однако после определенных испытаний в 1925 году между 305 мм и 280 мм орудием, выбор пал на 280 мм. Дополнительные сложности вызывало то, что все заводы Круппа, единственного изготовителя орудий, находились на территории, оккупированной Францией. В 1925 году войска были выведены и данный вопрос был снят.

Проектирование

Элементы конструкции «Адмирала графа Шпее»

В 1926 году был принят проект I/M/26 тяжелого крейсера с 6 орудиями калибра 280 мм, 8 орудиями 120 мм, бронепоясом в 100 мм и скоростью в 28 узлов. Такое сочетание характеристик не вмешалось в разрешенные 10 000 тонн, поэтому в течении последующих двух лет велись работы по изменению проекта с целью сокращения общего водоизмещения. 120 мм орудия заменили на смесь 150 мм и 88 мм зенитных пушек, добавили два торпедных аппарата, одновременно сократив толщину бронепояса до 60 мм. Проектные работы были закончены в 1927 году, а в 1929 году на верфи в Киле был заложен первый крейсер, будущий «Дойчланд». Однако в ответ на столько дерзкий шаг, Франция заложила корабли «Дюнкерк» и «Страсбург», который на голову превосходили корабли типа Deutschland. В 1931 году был заказан второй крейсер. Затем перед конструкторами встал вопрос, каким образом модернизировать третий корабль, чтобы он смог противостоять новым линкорам союзников. Единственным вариантом было увеличение скорости до 33 узлов, однако это повлекло бы за собой ослабление вооружения. В результате было принято решение строить третий корабль по основному проекту с внесением улучшений уже после постройки.

Галерея изображений

  • Наполнить статью внутренними ссылками
  • Иллюстрировать

Кригсмарине

Командующие Эрих Редер • Карл Дёниц • Ханс Георг фон Фридебург • Вальтер Варцеха
Основные силы флота
Линейные корабли Тип Deutschland: SchlesienSchleswig-Holstein Тип Scharnhorst: ScharnhorstGneisenau Тип Bismarck: BismarckTirpitz Тип H: — Тип O: —
Авианосцы Тип Graf Zeppelin: Graf ZeppelinFlugzeugträger B
Эскортные авианосцы Тип Jade: JadeElbe Hilfsflugzeugträger IHilfsflugzeugträger IIWeser
Тяжёлые крейсера Тип Deutschland: DeutschlandAdmiral Graf SpeeAdmiral Scheer Тип Admiral Hipper: Admiral HipperBlücherPrinz EugenSeydlitzLützow Тип D: — Тип P: —
Лёгкие крейсера Emden Тип Königsberg: KönigsbergKarlsruheKöln Тип Leipzig: LeipzigNürnbergТип M: — Тип SP: —
Дополнительные силы флота
Вспомогательные крейсера Orion • Atlantis • Widder • Thor • Pinguin • Stier • Komet • Kormoran • Michel • Coronel • Hansa
Эсминцы Тип 1934:  Z-1 Leberecht Maass •  Z-2 Georg Thiele •  Z-3 Max Schulz •  Z-4 Richard BeitzenТип 1934A:  Z-5 Paul Jakobi •  Z-6 Theodor Riedel •  Z-7 Hermann Schoemann •  Z-8 Bruno Heinemann •  Z-9 Wolfgang Zenker •  Z-10 Hans Lody •  Z-11 Bernd von Arnim •  Z-12 Erich Giese •  Z-13 Erich Koellner •  Z-14 Friedrich Ihn •  Z-15 Erich Steinbrinck •  Z-16 Friedrich EckoldtТип 1936:  Z-17 Diether von Roeder •  Z-18 Hans Lüdemann •  Z-19 Hermann Künne •  Z-20 Karl Galster •  Z-21 Wilhelm Heidkamp •  Z-22 Anton SchmittТип 1936А:  Z-23 •  Z-24 •  Z-25 •  Z-26 •  Z-27 •  Z-28 •  Z-29 •  Z-30 Тип 1936A (Mob):  Z-31 •  Z-32 •  Z-33 •  Z-34 •  Z-37 •  Z-38 •  Z-39Тип 1936B:  Z-35 •  Z-36 •  Z-43 •  Z-44 •  Z-45 Тип 1936C: — Тип 1941: — Тип 1942: Z-51 Тип 1944: —
Миноносцы Тип 1923: Möwe, Seeadler,Greif, Albatros, Kondor, FalkeТип 1924: Wolf, Iltis, Luchs, Tiger, Jaguar, LeopardТип 1935: T-1, T-2, T-3, T-4, T-5, T-6, T-7, T-8, T-9, T-10, T-11, T-12Тип 1937: T-13, T-14, T-15, T-16, T-17, T-18, T-19, T-20, T-21Тип 1939: T-22, T-23, T-24, T-25, T-26, T-27, T-28 , T-29, T-30, T-31, T-32, T-33, T-34, T-35, T-36Тип 1940: T-61 • T-63 • T-65Тип 1941: —Тип 1944: —
Эскорт. корабли тип F: F-1, F-2, F-3, F-4, F-5, F-6, F-7, F-8, F-9, F-10
Минные тральщики Минные тральщики типа M • Подсерия 1935 • Подсерия 1938 • Подсерия 1939(Mob) • Подсерия 1940 • Подсерия 1943
Торпедные катера Тип LMТип Schnellboot: S-1 • тип S-2 • S-6 • тип S-7 • тип S-10 • тип S-14 • тип S-18 • тип S-26 • тип S-30 • тип S-100 • тип S-151 • тип S-170 • тип S-701
Подводные силы флота
Подводные лодки Тип I • Тип II • Тип VII • Тип IX • Тип X • Тип XIV • Тип XVII • Тип XXI • Тип XXII

Карьера

Рейнхард Шеер

Как уже было сказано выше, будущий адмирал Шеер поступил на флот в 1879 году. Будучи еще лейтенантом получил прозвище «Драчливый Боб». Так произошло из-за того, что он был немного похож на своего фокстерьера, который пытался разодрать брюки его друзьям. В 1905 году ему было присвоено звание капитана 1-го ранга.

Фотография Рейнхарда Шеера

Рейнхард Карл Фридрих Шеер

С 1909 года и в течении двух лет занимал должность начальника штаба Флота открытого моря. В 1910 году получил звание контр – адмирала. Уже в 1911 году Рейнхард Шеер занял должность начальника департамента общих дел. Имел схожую точку зрения и был сподвижником Альфреда Тирпица

В течении 1913—1914 годов он командовал 2-й эскадрой линейных кораблей. Именно эта эскадра под руководством Рейнхарда Шеера 15 декабря 1914 года участвовала в выходе Флота открытого моря для прикрытия набега Хиппера на Скарборо и Хартпул

Однако германской эскадре не удалось разбить вышедшую в море эскадру британских дредноутов и в соответствии с инструкцией об осторожности, преждевременно вернулась в порт.

В декабре 1914 года Рейнхарда Шеера назначили командующим 3-й эскадрой линейных кораблей, включавшей новейшие дредноуты, но фактически он начал командовать эскадрой лишь 2 января 1915 года.

Ознакомившись с кораблями в январе 1915 года, Шеер получил разрешение перевести эскадру для боевой подготовки на Балтику. Он намеревался «так натренировать эскадру, чтобы можно было управлять ею с полной уверенностью». Экипажи кораблей не обучались стрельбе новыми торпедами, по причине опасности проводить учения в Северном море из-за вражеских субмарин.

Уже 21 января 1915 года 3-я эскадра под командованием Рейнхарда Шеера направилась к Балтийскому морю. За время проведения учений, произошло сражение у Доггер-банки, а затем — смена командования. По этой причине флот долгое время практически бездействовал.

24 января 1916 года командующий Флотом открытого моря Гуго фон Поль ушел с поста, а на его место был назначен Рейнхард Шеер. Однако он не намеревался и не был готов принять сражение со всем Большим Флотом Великобритании.

В этом же году, под руководством Рейнхарда Шеера, штаб флота подготовил «Руководящие принципы военных действий в Северном море», состоящий из трех основных пунков:

  1. Существующее соотношение сил диктует Флоту открытого моря искать решительного сражения с Большим Флотом Великобритании
  2. На британский флот должно оказываться систематическое и постоянное давление с тем, чтобы принудить его отказаться от выжидательной тактики и выслать часть сил против германского флота. Это предоставит последнему благоприятную возможность для атаки.
  3. Германское давление должно осуществляться в форме подводной войны против торгового судоходства, миннозаградительных операций, атак отдаленных океанских коммуникаций англичан, воздушной войны и активных действий Флота открытого моря

Весной 1916 года Флот открытого моря под командованием Шеера совершал вылазки и уничтожил несколько крейсеров и эсминцев ВМС Великобритании.

В ходе Ютландского сражения 31 мая – 1 июня 1916 года,хоть и не сумев нанести поражение британским силам, германский флот под командованием Рейнхарда Шеера нанес значительный урон Большому Флоту Великобритании и при этом он избежал уничтожения своего флота численно превосходящими силами противника.

Однако вернувшись в Германию, Шеера встретили как героя и 5 июня присвоили звание адмирала и наградили орденом «За заслуги». Также кайзер Вильгельм II пожаловал адмиралу рыцарский титул, но Шеер от титула отказался.

После Ютландского сражения он перестал верить в возможность победить британский флот лишь с помощью надводных сил. Как и Альфред фон Тирпиц, Рейнхард Шеер стал сторонником активного использования подводного флота против ВМС Великобритании – неограниченной подводной войны.

В 1918 году, после Кильского бунта и последовавшей за ним Ноябрьской революции, адмирал Рейнхард Шеер ушел в отставку.

После окончания войны он написал книгу “Германский флот в мировую войну 1914-1918 гг.

В 1928 году Шеер был приглашен адмиралом Джеллико, командовавшего Большим Флотом в Ютландском сражении, посетить Великобританию. Рейнхард принял приглашение, но посетить Великобританию ему было не суждено. Адмирал Рейнхард Шеер скончался 26 ноября 1928 года в городе Марктредвице.

В 1933 году в честь адмирала Шеера был назван один из тяжелых крейсеров типа DeutschlandAdmiral Scheer

Конструкция[править | править код]

Основной задачей, стоящей перед конструкторами, было создать мощный боевой корабль, не противоречащий условиям Версальского договора. В частности, водоизмещение корабля не должно было превышать 10 тыс. тонн. Немецкие инженеры подошли к её решению со свойственной им склонностью к инновациям. При строительстве для соединения деталей корпуса вместо традиционных заклепок широко применялась дуговая сварка. Дизельные двигатели MAN оказались значительно легче паровых котлов и турбин, обычно применяющихся на тяжелых кораблях. Трехорудийные башни главного калибра позволили разместить шесть 283-мм орудий, ненамного увеличив вес башни по сравнению с двухорудийной. Эти решения позволили значительно снизить общий вес судна. Но, даже несмотря на это, тоннаж судна превысил дозволенные 10 тыс. тонн. В официальных же источниках вес был указан, как не нарушаюший Версальского договора.

При разработке немцы рассчитывали на неуязвимость нового типа корабля, способного с одной стороны, уйти за счёт быстроходности от вражеских линкоров, а с другой стороны, способным благодаря мощному вооружению выйти победителем из схватки с любым тяжёлым крейсером. Дизельные двигатели обеспечили кораблю необычайно большую дальность хода, а высокая начальная скорость новых орудий и большой угол возвышения — дальнобойность, близкую к такой у тяжёлых орудий линкоров, позволяющую начать огневой контакт с недоступной крейсерам дистанции. Была достигнута хорошая скорострельность: 2 выстрела в минуту главным калибром и до 10 в минуту калибром 150 мм. Корабли позиционировались как броненосцы, чтобы не нарушать формальных ограничений по основному калибру для крейсеров. Новая разработка вызвала значительную реакцию иностранных разработчиков, вынужденных разрабатывать новые корабли для противодействия немецким эрзац-линкорам[нет в источнике].

Недостаткиправить | править код

Среди недостатков «Адмирала Шеера» следует в первую очередь отметить его невысокую скорость. По этому показателю он значительно (на 4-5 узлов) уступал британским крейсерам. Невысокая скорость очень ограничивала рейдерские качества крейсера, поскольку при атаке конвоя приходилось преследовать расходящиеся во все стороны торговые суда противника, а после успешной атаки стремительно уходить от вызванных конвоем патрульных сил.

Кроме того, конструкторы явно недооценивали угрозу крупным военным кораблям со стороны авиации. На головном корабле класса было установлено всего три крупнокалиберных (88-мм) зенитных орудия. На «Адмирале Шеере» их количество было удвоено с самого начала, однако первый же авианалет показал слабость противовоздушной обороны корабля.

Отсутствие отдельного поста управления средней артиллерией значительно ограничивало её боевое применение.

Литература

  • Руге Ф. Война на море 1939—1945. Пер. с нем. М., 1957., — М.: АСТ, СПб.: Полигон, 2000.
  • Головко А. Г. Вместе с флотом. — 3-е изд. — М.: Финансы и статистика, 1984. — 287 с, ил.
  • Брум Д. Э. Конвою рассеяться = Convoy is to scatter / пер. с англ. А. Г. Больных. — М.: АСТ, 2005. — 315 с. — ISBN 5-17-028956-1.
  • Елагин Никандр Анатольевич. Побратимы Арктики. Документально-публицистическое, эпистолярно-библиографическое, поисковое повествование или Композиция на заданную тему. — Бендеры, 2008. — 536 с.
  • Бадеев Н. А. Операция «Страна чудес» // Принимаю бой. — М.: Детская литература, 1973.
  • В. Д. Доценко Мифы и легенды российского флота. — СПб .: Полигон, 2002

Потопленные и захваченные суда

Дата Судно Страна Тоннаж Судьба
5 ноября 1940 г. «Мопан» (SS Mopan) Великобритания Великобритания 5389 потоплен
5 ноября 1940 г. «Джервис Бей» (HMS Jervis Bay) Великобритания Великобритания 14 164 потоплен в бою
5 ноября 1940 г. «Майдан» (SS Maidan) Великобритания Великобритания 7908 потоплен
5 ноября 1940 г. «Тревеллард» (SS Trewellard) Великобритания Великобритания 5201 потоплен
5 ноября 1940 г. «Кенбейн Хед» (SS Kenbane Head) Великобритания Великобритания 5225 потоплен
5 ноября 1940 г. «Биверфорд» (SS Beaverford) Великобритания Великобритания 10 142 потоплен
5 ноября 1940 г. «Фресно Сити» (SS Fresno City) Великобритания Великобритания 4995 потоплен
24 ноября 1940 г. «Порт Хобарт» (SS Port Hobart) Великобритания Великобритания 7448 потоплен
1 декабря 1940 г. «Трайбсмен» (SS Tribesman) Великобритания Великобритания 6242 потоплен
17 декабря 1940 г. «Дюкеса» (SS Duquesa) Великобритания Великобритания 8652 захвачен
17 января 1941 г. «Сандефьорд» (SS Sandefjord) Норвегия Норвегия 8083 захвачен
20 января 1941 г. «Барневельд» (SS Barneveld) Нидерланды Нидерланды 5597 потоплен
20 января 1941 г. «Стенпарк» (SS Stanpark) Великобритания Великобритания 5103 потоплен
20 февраля 1941 г. «Бритиш Адвокейт» (SS British Advocate) Великобритания Великобритания 6994 захвачен
20 февраля 1941 г. «Григориос С.» (SS Grigorios C.) Греция Греция 2546 потоплен
21 февраля 1941 г. «Кенедиан Крузер» (SS Canadian Cruiser) Великобритания Великобритания 6992 потоплен
22 февраля 1941 г. «Рантау Паджанг» (SS Rantau Pandjang) Нидерланды Нидерланды 2542 потоплен
25 августа 1942 г. «Александр Сибиряков» СССР СССР 1384 потоплен в бою

Ссылки

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Admiral_Graf_Spee_(1934)
  • https://en.wikipedia.org/wiki/German_cruiser_Admiral_Graf_Spee
  • https://de.wikipedia.org/wiki/Admiral_Graf_Spee
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D1%83_%D0%9B%D0%B0-%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/G7a
  • https://www.deutschland-class.dk/admiral_graf_spee/gallery/
  • https://milday.ru/index.php?newsid=825
  • https://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/1997_05/index.htm
  • https://www.warhistoryonline.com/war-articles/pictures-life-and-death-graf-spee.html

Литература

  • Руге Ф. Война на море 1939—1945. Пер. с нем. М., 1957., — М.: АСТ, СПб.: Полигон, 2000.
  • Головко А. Г. Вместе с флотом. — 3-е изд. — М.: Финансы и статистика, 1984. — 287 с, ил.
  • Брум Д. Э. Конвою рассеяться = Convoy is to scatter / пер. с англ. А. Г. Больных. — М.: АСТ, 2005. — 315 с. — ISBN 5-17-028956-1.
  • Елагин Никандр Анатольевич. Побратимы Арктики. Документально-публицистическое, эпистолярно-библиографическое, поисковое повествование или Композиция на заданную тему. — Бендеры, 2008. — 536 с.
  • Бадеев Н. А. Операция «Страна чудес» // Принимаю бой. — М.: Детская литература, 1973.
  • В. Д. Доценко Мифы и легенды российского флота. — СПб .: Полигон, 2002

Конструкция

Комментировать
0