Экономический союз или международный контроль?
Не требуется быть сторонником теории заговора, чтобы усмотреть в образовании этого союза не столько погоню за экономическими выгодами, сколько желание передать под международный контроль отрасли промышленности, способные раскрутить новую гонку вооружений на европейском континенте.
В послевоенных конституциях Западной Германии, Италии и Франции были ограничения суверенитета. На тяжелую промышленность Германии также были наложены ограничения, что не позволяло экономике страны развиваться быстрыми темпами. Союз, созданный в рамках Парижского договора, позволял обойти эту дилемму легко и изящно. Были созданы общие институты сообщества для управления и контроля.
В истории образования Евросоюза этот этап был решающим.
Новейшая история Европейской интеграции
Второй этап Европейской интеграции
Экономика ЕС
Наиболее промышленно развитые и сильные страны ЕС (Германия и Франция) в целом выиграли от политико-экономического объединения Европы, однако менее развитые страны Южной Европы (в особенности Греция, Испания, Португалия) после периода экономического роста в 1980-х и 1990-х гг. столкнулись в 2000-х гг. с масштабным экономическим и демографическим кризисом, деиндустриализаций, массовой безработицей и колоссальным ростом государственного долга. Та же неприятная история, но за более короткий срок, повторилась и с большинством новых членов ЕС из Восточной Европы, вступивших в ЕС в 2004 году (Болгария, Румыния, Эстония, Латвия, Литва).
Создание общего рынка
25 марта 1957 года эти же шесть стран создают Европейский Экономический Союз. Идея ЕЭС заключается в создании единого рынка на Европейском континенте с постепенным сокращением таможенных пошлин вплоть до их аннулирования для стран–членов ЕЭС. Задачей-максимум было создание условий для беспошлинного перемещения товаров, услуг, капитала и беспрепятственной миграции рабочей силы. В учредительном договоре также подчеркивалось, что союз стремится к общей политике для государств–членов, особенно в области сельского хозяйства.
В начале 1958 года создаются органы управления ЕЭС: Европейская комиссия, Совет министров, Европарламент, суд Европейских сообществ.
1 июля 1968 года таможенный Союз ЕЭС вступает в силу. С этого момента таможенные пошлины между государствами–членами полностью упразднены. На грузы из третьих стран теперь накладываются единые таможенные пошлины. Заложен фундамент для крупнейшего торгового пространства в мире. Последствия впечатляют: в период с 1957 по 1970 годы внутригосударственная торговля увеличивается в два раза. Торговля ЕЭС с остальным миром утраивается. Потребители напрямую выигрывают от изобилия ассортимента импортных товаров.
Создание беспошлинной зоны свободной торговли для стран–членов этого союза стало важным этапом образования Евросоюза современного типа.
Предыстория: как все начиналось?
Прообразом современного ЕС стало своеобразное объединение угля и стали, в которое входили всего лишь шесть стран. Оно появилось на заре 50-х годов прошлого столетия. В качестве фактора экономического роста в этом союзе было провозглашено право беспошлинной торговли вышеуказанными товарами. Всего через шесть лет произошло знаковое событие – создание Европейского экономического союза на основе этой структуры. А еще через десять лет появилось Европейское сообщество, суть которого также носила в основном экономический характер. Это, в том числе, относилось и к созданию качественно новой денежной единицы, имевшей хождение во всех странах Европы – экю. Таким образом, тенденция к интеграции витала в воздухе, все более обрастая “плотью”.
План Вернера
Пьер Вернер предлагал жесткую координацию кредитно-денежной политики. При этом страны Европы должны были вести единый тренд, а Центробанки этих государств должны были контролировать инфляцию и не допускать выхода стоимости своих валют из узкого коридора значений. Безусловно, это в значительной мере способствовало стабилизации экономической обстановки, в которой остро нуждались члены ЕЭС после потрясших их сначала металлургического, а затем и нефтяного кризисов.
Помимо этого, Вернер выступал за либерализацию движения капитала в европейских странах. Не секрет, что бюрократические проволочки могут задушить на корню любой, даже самый успешный экономический проект. Эти препятствия и предлагал устранить премьер-министр Люксембурга.
«Европейский» или «Полуевропейский союз»?
Часто Европейский союз называют просто – «Европа». Данное отождествление является абсолютно не верным.
Европа как часть света включает множество государств, которые не входят (и даже категорически не хотят входить) в Евросоюз. Наиболее очевидные примеры: Швейцария, Норвегия, Россия, Украина, Исландия, Сербия, Беларусь, а также карликовые государства Европы.
После выхода Великобритании из ЕС последний станет меньше по территории и потеряет значительную часть своего политического и экономического влияния.
Поэтому Европейский союз вернее называть «Полуевропейский союз».
Международные отношения ЕС
Европейский Парламент[править | править код]
См. также
- История Европы
- Отцы-основатели Европейского союза
- Хронология истории Европейского Союза
ПодписанВступил в силуДокумент | 19481948Брюссельский пакт | 19511952Парижский договор | 19541955Парижские соглашения | 19571958Римские договоры | 19651967Договор слияния | 1975неприменимоРешение Европейского совета | 19861987Единый европейский акт | 19921993Маастрихтский договор | 19971999Амстердамский договор | 20012003Ниццкий договор | 20072009Лиссабонский договор | ||||||||
Три опоры Европейского союза: | |||||||||||||||||||
Европейские сообщества: | |||||||||||||||||||
Европейское сообществопо атомной энергии (Евратом) | |||||||||||||||||||
Европейское объединениеугля и стали (ЕОУС) | Срок действия истёк в 2002-м | Европейский союз (ЕС) | |||||||||||||||||
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) | Европейское сообщество (ЕС) | ||||||||||||||||||
TREVI | Правосудие и внутренние дела (ПВД) | ||||||||||||||||||
Полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам (ПССУ) | |||||||||||||||||||
Европейское политическое сотрудничество(ЕПС) | Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) | ||||||||||||||||||
Неконсолидированные органы | Западноевропейский союз (ЗЕС) | ||||||||||||||||||
Прекращение деятельности к 2011-му | |||||||||||||||||||
Идеология ЕС
См. также Идеология содомии
Евросоюз основывается на идеологии объединённой Европы (из которой, впрочем, как правило исключаются такие европейские страны, как Россия или Турция). В большинстве стран ЕС также широко распространены следующие идеологические установки, широко поддерживаемые общеевропейскими органами власти:
- Мультикультурализм.
- Стремление к демократии и защитеправ человека, в особенности некоторых категорий людей.
- Защита экологии, зеленая и возобновляемая энергетика.
Общеевропейская идентичность
Несмотря на относительно долгое существование Евросоюза, он не прошел еще стадию зарождения общеевропейской идентичности. До сих пор существуют исторические и культурные расхождения между «Старой Европой» и «Новой Европой», обусловленные такими факторами, как разница в уровне развития отдельных стран ЕС, память о некоторых исторических конфликтах, различные взгляды на отношения с соседями ЕС, на проблему беженцев и т. д.
Политическое устройство ЕС
Как и любая другая организация, Европейский союз опирается на несколько важных институций власти, дополняющих друг друга. Его неизменную работу обеспечивают такие структуры:
- Европейский совет. В его состав входят главы государств и их заместители. В задачи совета входит определение направления развития всего объединения.
- Европейская комиссия. Под таким названием действует высшая исполнительная власть, влияющая на повседневную деятельность всех прочих институтов. В ее состав входит 28 членов, по одному на каждую страну.
- Совет. Это один из законодательных органов, также состоящий из одного представителя каждой страны-участницы. Этот орган может оказывать влияние на внешнюю политику Союза.
- Парламент. Он состоит сразу из 751 депутата, прошедших процедуру избрания. Каждый из них получает мандат, действующий на протяжении пяти лет. Главная задача этого собрания сводится к законодательной деятельности, а именно созданию и принятию законов.
- Суд. В его компетенцию входит урегулирование конфликтов всех возможных уровней, в том числе и между государствами. Все решения этой судебной инстанции обязательны к исполнению на территории ЕС, хотя его признают и другие страны.
- Бюджет. Он формируется из отчислений участников, сумма которых вычисляется из Валового Национального дохода (ВНД). Также наполнение происходит за счет таможенных пошлин и других источников. Вне зависимости от ситуации, он считается общим и распределяется, исходя из актуальных потребностей.
- Партии. Политическая жизнь Европы очень насыщена и в ней нашлось место как правым, так и левым, а также центристским, течениям.
Рис. 5. В Европейском парламенте
Подчеркнем, что все эти структуры существуют и действуют над подобными структурами отдельных государств. Что касается их комплектации, то некоторые из них наполняются по квотному принципу, дабы обеспечить достаточное представительство всех стран-участниц. Пока что этот набор институций полностью справляется со своими задачами, но он вполне может быть расширен, если возникнет такая необходимость.
Страны-члены
Четвертый этап Европейской интеграции
9 октября Европейская комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в : Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП по паритету покупательной способности — примерно 840 млрд. долларов США, примерно равный ВВП Испании.
Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.
По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС положительное окончательное решение было объявлено 13 декабря . Европейский парламент утвердил решение 9 апреля .
1 мая Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза. Вступление Кипра в ЕС произошло после референдума, проводившегося одновременно в обеих частях острова, и в то время как население непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра в большинстве своём проголосовало за реинтеграцию острова в единое государство, процесс объединения был заблокирован именно греческой стороной, в итоге вступившей в ЕС в одиночку.
Экономика ЕС
Изначально этот союз образовался для решения разного рода экономических целей. По этой причине интеграция между странами в данном вопросе всегда была на очень высоком уровне. Можно выделить такие направления сотрудничества:
- Внутренний рынок. В Союзе действует правило общего рынка, что обеспечивает свободное передвижение капиталов, услуг, товаров и предпринимателей.
- Валютный союз. Главное его проявление заключается в наличии единой валюты (евро), находящейся в обороте большинства стран-участниц.
- Финансовое регулирование. Эта структура обязана поддерживать евро, создавая благоприятные условия для роста этой валюты.
- Банковская система. С ее помощью удалось полностью избавиться от проблемных банков, выработав максимально эффективные механизмы надзора.
- Энергетика. Сейчас мощностей членов ЕС хватает не только на покрытие собственных нужд, но и на продажу заинтересованным сторонам.
- Инфраструктура. Вся транспортная система еврозоны считается общей и может использоваться каждым участником. Также страны работают над реализацией совместных проектов инфраструктурного характера.
- Сельское хозяйство. Оно ведется в соответствии с одной из самых старых программ, направленных на снабжение продовольствие всех стран-участниц.
Рис. 4. Еврозона (тёмно-синий) состоит из 19 государств-членов, официальной валютой которых является евро
История основания Европейского Союза
Наука и техника ЕС
Политическая система ЕС
Власть в ЕС имеет не совсем традиционное разделение на законодательную, исполнительную и судебную ветви:
Европейский совет — высший орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств, а также министров иностранных дел стран-участниц. Кроме того, в Совет входят председатель Совета и председатель Еврокомиссии. К компетенции Совета относится определение стратегических решений в области развития ЕС, а также изменение текущих договоров. Заседания Евросовета проходят два раза в год. Его решения обязательны только для тех стран, которые их поддержали
Важно учитывать, что Европейский совет не равно Совет ЕС и Совет Европы.
Европейская комиссия — высший орган исполнительной власти, состоящий из 27 членов (по одному представителю от каждой страны-участницы), которые не вправе занимать другие должности. Еврокомиссия формируется 1 раз в 5 лет из лиц, которые были предложены Европейским советом и утверждены Европарламентом
Каждый член Еврокомиссии возглавляет определенное подразделение. В обязанности Комиссии входит внесение законодательных инициатив, надзор по их исполнению, а также управление бюджетом ЕС. Рабочие языки: английский, французский, немецкий.
Совет Европейского союза (или Совет министров) — законодательный орган ЕС, состоящий из 27 министров правительств стран-участниц. Помимо законодательных функций, имеет и некоторые исполнительные, которые касаются внешней политики и политики безопасности ЕС.
Европейский парламент — законодательный орган ЕС, избираемый сроком на 5 лет. Состоит из 751 депутата, которые избираются населением напрямую, и председателя, избираемого на 2,5 года. Члены Европарламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической направленностью. Европарламент имеет и контролирующую функцию: решения Совета ЕС и Еврокомиссии требуют его одобрения. Кроме того, Европарламент вправе распускать Еврокомиссию. Помимо этого, без одобрения Парламента невозможно расширение ЕС и подписание торговых соглашений.
Суд Европейского союза — высший судебный орган в ЕС, состоящий из 27 судей и 8 генеральных адвокатов, назначаемых сроком на 6 лет. Каждые 3 года происходит обновление половины состава. Суд регулирует отношения между странами-участницами, физическими и юридическими лицами, а также между институтами. Кроме этого, дает заключения по международным договорам и толкует международные акты. Решения Суда ЕС обязательны для всех государств-участников, а их неисполнение влечет наложение штрафов. Суд ЕС не равно Европейский суд по правам человека.
ЕС обладает компетенцией лишь в тех областях, в которых страны-участницы согласились предоставить ему полномочия. Это ключевое отличие ЕС от государств федеративного устройства.
Компетенция ЕС делится на 3 типа:
- исключительный;
- совместный;
- вспомогательный.
Исключительная компетенция курирует законотворчество и заключение международных договоров, то есть в ее сферу попадают:
- таможенный союз;
- определение правил конкуренции;
- финансово-кредитная политика;
- охрана морских биологических ресурсов;
- общая торговая политика.
Совместная компетенция регулирует:
- внутренний рынок;
- ряд аспектов социальной политики;
- экономическую и территориальную интеграцию;
- сельское хозяйство, рыбный промысел;
- охрану окружающей среды за исключением морской природоохраны;
- защиту прав потребителей;
- транспортную сферу и трансъевропейские сети;
- энергетику;
- ряд аспектов в сфере здравоохранения.
В некоторых областях совместная компетенция ЕС работает с национальными правительствами. Это касается:
- научно-технической отрасли;
- культуры;
- гуманитарной помощи.
Вспомогательная компетенция оказывает поддержку национальным правительствам в ряде сфер:
- охране здравоохранения;
- промышленности;
- культуре и образовании;
- туризме и спорте;
- гражданской обороне;
- административном сотрудничестве.
Несмотря на наличие широких полномочий у органов ЕС, все страны-участницы обладают правом вето по важнейшим вопросам.
Выбери ответ
Устройство ЕС
Первоначально ЕС был объединением вполне независимых стран, однако постепенно были созданы общеевропейские органы власти — Европейский совет, Европейская комиссия, Европейский парламент и суд Евросоюза. Эти органы ввели значительное число общеевропейских законов и норм, а также отчасти взяли под контроль регулирование европейской экономики, что фактически существенно ограничило суверенитет отдельных стран Евросоюза.
Мнение жителей отдельных европейских стран, даже основных, власти Евросоюза зачастую просто не принимают во внимание. Так, у Евросоюза накоплен уже богатый опыт игнорирования референдумов в отдельных европейских странах, например в Греции в 2015 году.
Население European Union
Если рассматривать актуальную статистическую информацию, то сейчас на территории Союза проживает порядка полумиллиарда человек. Все они относятся к разным национальностям и этническим группам. Помимо прочего, существует отдельно разделение по:
- Языку. В обиходе граждан ЕС находится 24 языка, но на рабочий уровень выведены только немецкий, английский и французский.
- Религии. Почти двадцать процентов заявляют о том, что не верят в Бога, основной же религией считается католичество. При этом представители других религий чувствуют себя абсолютно свободно, исповедуя ислам, буддизм и так далее.
Рис. 6. Эресуннский мост между Данией и Швецией является частью проекта трансъевропейских транспортных сетей
На сегодняшний день в Европе существует только один глобальный город, Лондон, чье население превышает отметку в 5 млн. В 6 городах, в число которых попадают Мадрид, Афины и Барселона, Берлин и Рим, а также Неаполь, население составляет около 3 млн. Еще есть восемь городов, в которых население составляет от 1 до 2 миллионов человек.
Подводя итог ко всему вышеизложенному, можно сказать, что Европейский союз — это очень сильное объединение стран, членство в котором положительно влияет на экономическое развитие государств. Также ЕС стал очень серьезным игроком на международной арене, чье влияние распространяется далеко за пределы Старого света. Эксперты подчеркивают, что актуальность Европейского союза будет сохраняться еще на протяжении длительного времени. При этом желание Великобритании выйти из состава этого союза вряд ли сильно пошатнет его позиции, ведь в Европе остается много стран, желающих стать частью этого объединения.
Еще больше интересной информации про ЕС смотрите в видео ниже.
Предыдущая
ПолитологияТоталитаризм – определение, характерные черты, плюсы и минусы идеологии
Следующая
ПолитологияОрганы местного самоуправления – структура, полномочия, функции
Перспективы ЕС на будущее
Все в этом мире рождается, развивается и умирает. Значит ли это, что трудный и длительный период создания Европейского союза в итоге закончится распадом? Сейчас это наиболее вероятно, чем когда-либо. И “первой ласточкой” стал референдум в Великобритании, в ходе которого 51,9 % населения проголосовало за выход из этого объединения. Ожидается, что произойдет это 29 марта 2019 года.
Многие страны-участницы, например, Греция, Кипр, Италия, относятся крайне негативно к мерам жесткой экономии, которые навязывает им Франция и Германия. Этот факт также свидетельствует о том, что “жить” Европейскому союзу осталось недолго.
Наконец, во всех странах растет ненависть к бюрократии, которая пытается сконцентрировать в Брюсселе все больше политической и финансовой власти. И это происходит в ущерб национальному суверенитету стран-членов союза. Это главная движущая сила, направленная на распад Европейского союза. Более того, эта бюрократия представляется обычным гражданам оплотом авторитаризма, подмявшего под себя демократию, которой многие европейцы очень дорожат. Таким образом, пройдя буквально выстраданные этапы создания Европейского союза, многие страны-участницы всерьез размышляют о несостоятельности своего творения, что, в конечном счете, может привести к его неминуемому распаду.