No Image

Федеральная антимонопольная служба: чем занимается, полномочия, руководство

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Отдел контроля органов власти

Отдел выполняет следующие функции:

 1. Осуществление государственного контроля:

 -за ограничивающими конкуренцию актами и действиями (бездействиями) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Архангельской области;

-за наделением органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

-за совмещением функций территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Архангельской области, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделением хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственных органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;

-за соглашениями между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Архангельской области, органами местного самоуправления, а также государственными внебюджетными фондами, Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Архангельской области или между ними и хозяйствующими субъектами либо за осуществлением этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводит или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;

-за соблюдением антимонопольных требований к торгам, проводимым территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Архангельской области, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами;

-за отбором финансовых организаций территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Архангельской области, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами;

– за предоставлением территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Архангельской области, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Архангельской области государственной и муниципальной помощи;

-за действиями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Архангельской области, органами местного самоуправления в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в сфере управления и распоряжения недвижимостью.

2. Проведение проверок деятельности территориальных органов федеральных органов власти, органов исполнительной власти Архангельской области, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Главного управления Центрального банка РФ по Архангельской области по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства. Выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения.

3. Осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов на соответствие антимонопольному законодательству.

Начальник отдела — Нестеренко Елена ВитальевнаЭлектронный адрес: [email protected]

Как Артемьев конфликтовал с шефом Путина

Политическую карьеру Игорь Артемьев начал в Ленинградском городском совете одновременно с Владимиром Путиным. В 1990 году первый был депутатом, второй — советником председателя Ленсовета Анатолия Собчака.

Затем Путин стал вице-мэром, а Артемьев — депутатом петербургского парламента и одним из руководителей «Яблока».

В 1994 году Артемьев был в числе депутатов, которые конфликтовали и судились с Собчаком — они выступали против монополизации мэром исполнительной и законодательной власти в городе. «Он был оппонентом мэра и выступал против ряда его конкретных действий и решений», — подтверждает бывший соратник главы ФАС по Ленсовету и партии «Яблоко» Сергей Попов.

На выборах мэра Петербурга в 1996 году Путин руководил избирательным штабом Анатолия Собчака. Будущий президент пытался уговорить демократов поддержать своего шефа против Владимира Яковлева.

«До сих пор очень сожалею, что в какой-то момент Анатолий Александрович разругался практически со всеми депутатами демократической фракции, — вспоминал Артемьев в интервью сайту «Яблока». — Хотя еще до выборов мы были уверены, что пойдем с ним в одной колонне. Но большинство нашей фракции категорически не принимало авторитарных методов управления, это очень сильно напоминало нам Советский Союз».

Сам Артемьев тогда баллотировался в губернаторы, но снялся в пользу Владимира Яковлева. После его победы будущий глава ФАС стал первым заместителем губернатора и председателем комитета финансов города. А Владимир Путин после поражения шефа уехал в Москву.

В 1999 году Артемьев ушел из Смольного, обвинив Яковлева в отказе от предвыборных обещаний перед «Яблоком». Анатолий Собчак, в свою очередь, тогда отмечал, что на предыдущих выборах «тому же Артемьеву предлагался пост вице-губернатора по социальным вопросам, но он предпочел альянс с Яковлевым, в чем сейчас и раскаивается». Затем Артемьев избрался в Госдуму и участвовал в петербургских губернаторских выборах в 2000-м (второе место после Яковлева с 14,68% голосов).

В 2003 году Артемьев не прошел в новый состав Думы. По его воспоминаниям, Путин тогда обещал набрать в новое правительство профессионалов из «Яблока»: «И тогда я получил соответствующие рекомендации и приехал к Владимиру Владимировичу. Я сказал ему, что готов работать, но я не хотел бы уходить из партии. Он сказал: «Нет никаких проблем. Оставайся в партии «Яблоко», работай в правительстве».

Так в 2004 году Артемьев стал руководителем только что созданной Федеральной антимонопольной службы. Она появилась на базе упраздненного министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

«Наверное, я не работал бы сейчас руководителем ФАС, если бы не познакомился в 1990 году с Владимиром Владимировичем Путиным, и он видел мою работу, — признавался Артемьев в интервью Владимиру Познеру в 2010 году. — И в этом смысле поэтому, наверное, я сюда и попал, что обо мне вспомнили».

Артемьев был преданным «яблочником» и другом сооснователя партии Григория Явлинского, сказал Би-би-си собеседник в партии, не уполномоченный давать комментарии. Новый глава ФАС не только сохранил членство в «Яблоке», но и числился в политкомитете партии. Однопартийцев он называл «мозгом и мотором» ФАС.

«Они с Явлинским дружат с 90-х, когда он был зампредседателя фракции в Петербурге, — рассказал источник Би-би-си в «Яблоке». — Артемьев в курсе жизни партии и своими возможностями ей помогал».

С кем боролась ФАС за полномочия

В последние 10 лет ФАС активно боролась за полномочия с другими федеральными ведомствами. Наиболее остро борьба шла с Федеральной службой по тарифам (ФСТ) — за контроль над тарифной системой, хотя Артемьев утверждал, что ФАС это «не надо». И министерством экономики — за реформу системы закупок и торгов госимуществом, а также арестованным имуществом и имуществом банкротов.

Противостояние не раз завершалось победой Артемьева. Сначала ФСТ присоединили к ФАС. Затем полномочия по управлению системой госзакупок и закупок компаний с госучастием (а затем и приватизацией госимущества) перешли от минэкономики к минфину. Последнее ведомство традиционно поддерживало антимонопольщиков.

В минфине пост главы департамента по закупкам получила заместитель главы ФАС Татьяна Демидова. По данным источников «Коммерсанта», ее назначение пролоббировал Артемьев при поддержке правительства Москвы.

На тот момент муж Демидовой Владимир Ефимов — ныне вице-мэр столицы — возглавлял департамент экономической политики. По данным источников Би-би-си, Ефимов накануне отставки Артемьева рассматривался в качестве одного из его возможных преемников.

Борьба за полномочия все это время не прекращалась, и не всегда ФАС выходила из нее победителем. В 2015 году минэкономики отстояло возможность блокировки правил принятия ФАС тарифных решений.

В феврале 2020 года, как писал «Коммерсант», звучали предложения вообще отстранить ФАС от регулирования конкуренции и передать ведомство в минэкономики.

А накануне отставки главы ФАС «Коммерсант» выяснил, что очередные предложения антимонопольщиков об унификации торгов жестко раскритиковала глава государственно-правового управления президента Лариса Брычева.

В 2012 году Артемьев на вопрос «Коммерсанта» о том, как с точки зрения ФАС должна выглядеть возможная антикризисная поддержка экономики, признавался, что «здесь у нас слабое звено». «Невозможно всем оказать госпомощь», — настаивал он, предлагая «сначала разработать критерии, кому предоставлять госпреференции, а потом выбрать компании, которые этим критериям соответствуют».

Отвечать за решение этих проблем на фоне пандемии в ФАС будет уже новый руководитель антимонопольного ведомства.

«Избирательный подход» антимонопольщиков

Бизнес-омбудсмен России Борис Титов в докладе Владимиру Путину жаловался на то, что борьба ФАС с картелями приводит к необоснованному преследованию малого и среднего бизнеса.

Некоторые предприниматели и юристы говорили об избирательном подходе ФАС к выявлению нарушений.

«ФАС делала много популистских заявлений, но не смогла навести порядок на рынке госзакупок. В электронных торгах участвуют, как правило, местные компании, которые друг друга хорошо знают и делят рынок», — сказал Би-би-си юрист Алексей Ножкин, глава ООО «Системный ресурс» (специализируется в спорах по госзаказу).

Он отмечает, что четких критериев и механизмов для проверки нарушений в ходе торгов у ФАС нет. Нарушения на закупках зачастую игнорируются, а решения антимонопольщиков принимаются непрозрачно и часто отменяются в суде. К тому же ФАС за свои решения ответственности не несет, добавляет Ножкин.

«На моей памяти ФАС ни разу не предъявляла антимонопольных претензий к «Яндексу» — претензии предъявлялись к Google», — говорил «Коммерсанту» глава компании «Кассир.ру» Евгений Финкельштейн.

Этот билетный оператор еще год назад просил ФАС заставить «Яндекс» ограничить продвижение собственных сервисов в поисковой выдаче. Реакции не последовало и в августе аналогичные жалобы направили в ФАС несколько крупных интернет-компаний.

В 2015-м ФАС именно по инициативе «Яндекса» возбудила дело против Google. «Яндекс» жаловался, что конкурент навязывает свои сервисы производителям мобильных устройств. Артемьев публично пригрозил топ-менеджерам Google тюремными сроками, и корпорация в итоге выплатила штрафы в 438 млн руб.

Комментировать
0