fbpx
No Image

Государственный совет рф: состав, функции, полномочия

СОДЕРЖАНИЕ
0
05 января 2021

Деятельность Государственного Совета

Замечание 2

По своей структуре текст Манифеста о создании с Совета состоит из преамбулы и двух отделений. Первое отделение именовалось «Коренные законы Государственного совета», которое в точности повторяет главные начала, содержащиеся в преамбуле.

Государственный Совет являлся высшим законосовещательным органом Российской империи. Первое заседание Государственного совета, на котором Манифест был обнародован, пришлось на 1 января 1810 г. Обнародование Манифеста было поручено М.М. Сперанскому. Также на первом заседании Государственного совета был объявлен список членов Государственного совета, наименование Председателя, Государственного секретаря, Статс-Секретарей и их помощников и расписание дней «Присутствия». В этот же день Император Александр I вручил председателю Государственного совета проект первой части Гражданского уложения и план финансов. Затем были объявлены члены Государственного совета, которые были приведены к присяге. На этом первое заседание Государственного совета было закрыто.

Историческая справка

В 1991 году Государственный совет РФ выступал в качестве совещательного органа. Он участвовал в формировании структур высшей власти в стране. Первый Государственный совет РФ, состав которого включал порядка 15-20 членов, был упразднен 6 ноября 1991-го года. Фактически просуществовал этот орган 4 месяца и особенного следа в деятельности власти не оставил. Однако проблема о необходимости создания совещательного органа осталась. Впоследствии проекты по формированию Государственного совета разрабатывались в 1995 году Шахраем, в 1996-1997 – Чубайсом. Однако наиболее востребованной идея о создании этого органа стала в 2000-м году. В то время Президентом уже являлся Владимир Путин. Он внес проект закона об установлении нового порядка формирования совета Российской Федерации.

Зачем все это Путину? Эксперты о новом Госсовете

Высказываясь о том, во что выльется добавление нового госоргана в Конституцию, эксперты видят в нем один из двух вариантов продолжения политической карьеры Путина. Политолог Константин Калачев замечает, что, согласно новым поправкам, президент формирует и руководит Совбезом, но не обязан возглавлять Госсовет – таким образом, управлять Госсоветом сможет и бывший президент, который заблаговременно сформирует состав новой структуры.

Многие видят в происходящем определенное повторение казахстанского сценария, где правивший на протяжении 27 лет Нурсултан Назарбаев ушел с поста президента, но сохранил за собой посты главы Совета безопасности Казахстана и председателя правящей партии «Нур Отан».

«Чем менее жестко регламентированы полномочия Госсовета, тем лучше. Впоследствии при помощи федерального закона ему можно будет придать какие угодно полномочия, — считает профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов. — Тот совет, который создавался при президенте в составе губернаторов, — сейчас его можно будет заполнить какими угодно людьми, помимо губернаторов, и доверить им какие угодно полномочия, в том числе неограниченные, как это было сделано в Казахстане с Советом безопасности».

Нурсултан Назарбаев. Фото – Википедия

Другим вариантом продолжения карьеры Путина видится место спикера в Госдуме и главы партии «Единая Россия». Одни эксперты полагают, что это позволит поднять авторитет правящей партии и дать Путину возможность неграниченно долго влиять на политическую жизнь страны – ведь, согласно поправкам, роль парламента также увеличивается. Другие не считают это реальной возможностью. Алексей Макаркин, замдиректора Центра политических технологий, говорит: «Президент вряд ли готовит для себя место председателя Госдумы. Я не могу представить, чтобы Путин приходил на заседания парламента и давал слово Владимиру Жириновскому, а потом заслушивал выступления депутатов».

С другой стороны, эксперты считают, должность главы такого неясного органа как Госсовет может в дальнейшем привести к напряженности, так как новый президент навряд ли захочет терпеть рядом с собой настолько существенный фактор влияния.

Примечания

  1. Совместное заседание с Советом безопасности Российской Федерации
  2. Совместное заседание с Советом по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации
  3. Совместное заседание с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества
  4. Совместное заседание с Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России
  5. Совместное заседание с Комиссией при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике
  6. расширенное
  7. первоначально планировалось на ту же дату и с той же повесткой в Санкт-Петербурге
  8. перенесено в Москву
  9. Совместное заседание с Комиссией при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России
  10. Совместное заседание с Советом при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике
  11. Совместное заседание с Советом при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству
  12. Совместное заседание с Комиссией при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России

Особенности оформления решений

По результатам обсуждений составляются соответствующие документы – протоколы. Все оформленные таким образом решения подписываются Секретарем Госсовета. В случае необходимости результаты обсуждений могут оформляться распоряжениями, указами либо поручениями от имени Главы страны. В том случае, если решения были приняты по вопросам, касающимся необходимости принятия конституционного федерального закона, государственного нормативного акта или внесения в них дополнений, а также поправок, изменений в проекты действующих на момент созыва заседаний законов, разработанный план соответствующего нормативного акта передается в Госдуму Федерального Собрания. Данная процедура оформляется в порядке законотворческой инициативы. Она реализуется Президентом РФ.

Создание Госсовета

Государственный совет учредил Александр I. Решение императора было указано в тексте манифеста «Образование Государственного совета». Этот документ вышел в свет 01.01.1810 г. До момента учреждения Госсовета в России функционировал Непременный совет, созданный 30.03.1801 г. Его в неофициальном порядке называли Государственным советом.

Решение императора об учреждении Госсовета стало следствием реализации в Российском государстве проекта реформирования системы власти в стране. Эта программа возникла в результате деятельности М. Сперанским и стала одним из ключевых элементов комплекса либеральных реформ в начале XIX в. Сперанский стремился к упорядочиванию вертикали власти и реализации принципа ее разделения. По его мнению, Госсовет был способен стать связующим звеном между российским царем и учреждениями всех ветвей власти. Члены, входящие в Государственный совет, по сути, выполняли функции верхней палаты парламента.

Своим решением государь назначал членов Госсовета либо увольнял их. Назначение обычно носило пожизненный характер. Причем, как предполагалось реформаторами, при назначении в Государственный совет не должны были быть определяющими такие параметры, как сословие, чин, возраст и образование. Членами данного органа становились и министры в соответствии со своим должностным положением.

Император ежегодно назначал председателя с вице-председателем Госсовета. С 1812 г. председатель совмещал свою должность с работой в качестве председателя Кабинета министров. Такая практика сохранялась до 1865 г. Императорская фамилия была представлена в Госсовете, а в период 1865-1905 гг. великие князья Константин Николаевич и Михаил Николаевич занимали пост председателя. При присутствии на собраниях императора именно он принимал на себя функции председателя Госсовета. Число членов данного органа возросло в 1810-1890 гг. с 35 чел. до 60 чел. В начале XX в. в Госсовете числилось 90 членов.

Гибридный формат

Ранее сопредседатель рабочей группы по Основному закону Андрей Клишас заявил в интервью «Известиям», что Госсовет не сможет отнять никаких полномочий ни у Совета Федерации, ни у Думы, ни у правительства, ни у президента, поскольку полномочия этих органов описаны в Конституции. По его мнению, эта структура станет арбитром между кабмином и регионами.

Реформированный институт власти будет в первую очередь оперативно реагировать на возникающие проблемы и помогать изменять законодательную базу, сказала «Известиям» член РГ, глава комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

До сих пор в Кремле идут консультации по поводу Госсовета, считает политолог Дмитрий Фетисов. Когда они завершатся, парламент быстро примет этот закон.

— Поправка в Конституцию дала нам понять, что эта структура не будет высшим руководящим органом. Она может быть как некое политбюро при президенте, которое, возможно, будет заниматься региональной политикой. Орган может осуществлять как консультативные, так и исполнительные функции, — заявил «Известиям» эксперт.

Усиление действительно необходимо, ведь сейчас эта структура больше похожа на пул губернаторов. Работа осложняется тем, что главы регионов не всегда напрямую говорят о существующих проблемах, боясь потерять свои места, пояснил «Известиям» политолог Константин Калачев.

— Очевидно, что этот институт должен собирать политических тяжеловесов, которые не только занимают высокую должность, но и играют реальную роль. В него должны входить люди, которые могут позволить себе высказывать свое мнение, даже если оно отличается от общепринятого, — уверен он.

Путем реформирования хотят создать реальный мозговой центр, полагает Константин Калачев

Для этого большое внимание будут уделять составу. К тому же может быть расширено представительство регионов

Без изменений этот орган так и продолжит одобрять уже принятые решения, подытожил эксперт.

Основные задачи и порядок работы

Основные задачи и порядок работы Государственного совета определяются положением о Государственном совете Российской Федерации, утверждённым указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. № 1602 в последней редакции.

Основные задачи

Российской Федерации по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту Российской Федерации;
обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, и внесение соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
содействие Президенту Российской Федерации при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
рассмотрение по предложению Президента Российской Федерации проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение;
обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете;
обсуждение информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета;
обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации;
обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, имеющих важное государственное значение.

Порядок работы

Заседания Государственного совета проводятся регулярно, как правило, не реже трех раз в год. По решению председателя Государственного совета могут проводиться внеочередные заседания Государственного совета.

  • Заседание Государственного совета является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа членов Государственного совета.
  • Заседания Государственного совета проводятся, как правило, в Московском Кремле.
  • Решения Государственного совета принимаются на его заседании путем обсуждения. По решению председателя Государственного совета голосование может проводиться по любому вопросу повестки дня. Председатель Государственного совета вправе также устанавливать порядок принятия решений по вопросам, имеющим особое государственное значение, путем достижения консенсуса.
  • Решения Государственного совета оформляются протоколом, который подписывает секретарь Государственного совета.
  • При необходимости решения Государственного совета оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента Российской Федерации.
  • В случае выработки решения о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, внесения поправок в проект федерального конституционного закона или федерального закона проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы Президента Российской Федерации.

Задачи

В качестве первой выступает обеспечение содействия деятельности Президента в координации существующих ветвей власти в стране. Госсовет призван регулировать согласованность взаимодействия и функционирования госорганов.

Следующей важной задачей структуры выступает совещательно-консультативная деятельность. Она предполагает обсуждение проблем, имеющих особое значение для страны и касающихся взаимодействия высшей федеральной власти с субъектами РФ, вопросов государственного обустройства и укрепления федерализма

В рамках этой деятельности предусмотрено также внесение важных предложений Главе страны.

В качестве следующей задачи, которую должен реализовать совет Государственной Думы РФ, выступает участие в обеспечение законности. В рамках своей деятельности он обсуждает вопросы, которые касаются соблюдения (исполнения) федеральными и региональными структурами госвласти, органами территориального самоуправления, а также их должностными лицами Конституции страны, законов, распоряжений и указов Главы страны, а также постановлений и решений Правительства.

Следующая задача состоит в оказании содействия Президенту при применении им согласительных процедур в процессе разрешения конфликтов и разногласий между институтами власти.

На последнем, пятом месте, стоит законосовещательная деятельность органа. В рамках нее Государственный совет РФ рассматривает по предложению Главы страны законопроекты и указы, имеющие федеральное значение. К ним, например, относят проект бюджета, обсуждение информации о его исполнении. Вместе с этим у Государственного совета нет права законотворческой инициативы. В этом вопросе вполне можно согласиться с мнением Г. Селезнева. Председатель Госдумы отметил, что Государственный совет не должен дублировать Федеральное Собрание и выступать в качестве его третьей палаты.

Структура органа

Работа Государственного совета обеспечивалась деятельностью Общего собрания и Государственной канцелярии. В составе данного органа велась работа департаментов и постоянных комиссий. Для решения отдельных задач при Госсовете на временной основе проводили совещания, формировали комитеты и комиссии при Госсовете.

Чтобы дела попали в Госсовет, их необходимо было первоначально направить в адрес Госканцелярии. Государственный секретарь изучал подведомственность полученных дел и передавал их в необходимые отделения. Они готовили дела для прохождения слушаний в рамках соответствующих департаментов. Процедура предварительного рассмотрения дел в департаментах была стандартной, однако в чрезвычайных ситуациях срочные проблемы решением императора направлялись сразу на слушание Общего собрания.

Манифест от 01.01.1810 г. устанавливал процедуру, по которой Госсовет должен был рассматривать все принимаемые законодательные акты. Однако не во всех случаях придерживались этого правила. Более того, утверждение решений в рамках департаментов и Общего собрания Госсовета происходило с соблюдением принципа большинства голосов. Однако император, окончательно принимая решение по делу, мог прислушаться к другому мнению и утвердить его. В соответствии с документом, принятым 15.04.1842 г., полномочия Госсовета были ограничены.

Выбери ответ

Принципы и структура Совета

В общем виде принципы организации и деятельности можно свести к следующим:

  1. члены совета назначаются на должность и увольняются с нее исключительно Императором;
  2. все решения в Государственном совете принимаются исключительно большинством голосов;
  3. все основные вопросы рассматриваются в Государственном совете и только через него докладываются Императору;
  4. проекты всех законов, указов, уставов, новых учреждений рассматриваются Государственным советом;
  5. никакой закон, устав, учреждение «не исходит из Совета и не может иметь совершения без утверждения верховной власти».

Помимо вопросов, касающихся законодательства Российской Империи, рассмотрению Государственного совета подлежали и дела административные.

Компетенция Государственного совета по делам судебным была самой малой, по сравнению с законодательными и административными сферами деятельности. Объяснить это можно прежде всего тем, что, во-первых, Государственный совет создавался для рассмотрения законодательных вопросов, а, во-вторых, для рассмотрения дел судебных существовал другой орган государственной власти – Сенат. Однако Государственному совету было предоставлено право в особых случаях принимать жалобы на решения Сената, поступавшие в комиссию по принятию прошений. К судебной функции Государственного совета относились также следствия, производимые им по донесениям, возбуждавшим ответственность министров.

Государственный совет при Александре I состоял из четырех департаментов, возглавляемых Председателями:

  1. Департамент законов, первым председателем которого стал граф П. В. Завадовский.
  2. Департамент дел военных, под председательством графа А.А. Аракчеева.
  3. Департамент дел гражданских и духовных, возглавляемый светлейшим князем П.В. Лопухиным.
  4. Департамент государственной экономии.

Замечание 3

Учреждение Государственного совета позволило построить последовательный и системный законотворческий процесс, который в сочетании с кодификацией российского законодательства обеспечивал нормальное развитие Российской империи.

Прежде всего, обеспечивался тот необходимый и достаточный уровень унификации и эффективности управления, утрата которого ставила под угрозу распад всех государственных институтов.

Порядок формирования

Государственный совет включает в себя Председателя и членов Госсовета. Они участвуют в деятельности органа на общественных началах. В качестве Председателя выступает Президент страны. Членами органа становятся лица, занимающие высшие должности в органах исполнительной госвласти субъектов. В соответствии с решением Главы страны, в состав Государственного совета допускается включение лиц, замещавших руководителей высших исполнительных госорганов в течение двух и более сроков подряд.

Решение оперативных вопросов осуществляется Президиумом, включающим семь членов. Его персональный состав определяется Главой страны и раз в полгода подлежит ротации. Секретарь Госсовета не является его членом. Обязанности этого должностного лица исполняет на общественных началах один из заместителей Руководителя Администрации Президента.

Полномочия Госсовета

Государственный совет учреждался как орган с совещательными функциями. В конечном счете его полномочия свелись к рассмотрению:

  • новых законодательных актов, предположений, изменений в законы;
  • проблем внутригосударственного управления, связанных с отменой, введением ограничений, принятием дополнений и разъяснений к действующим законодательным актам;
  • практики решения внутриполитических и внешнеполитических задач при экстренных обстоятельствах;
  • параметров сметы госказны по доходам и расходам;
  • отчетных сведений об исполнении росписей поступлений и трат из казны;
  • мер финансового характера в чрезвычайных условиях и т.д.
Комментировать
0