fbpx
No Image

«естественный противовес нато»: какой вклад организация варшавского договора внесла в глобальную безопасность

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

“Щит-79”

Оперативно-тактические маневры под этим кодовым названием проходили с 12-го по 19-е мая 1979 г. В учениях участвовали войска и штабы Венгерской, Болгарской, Чехословацкой, Советской армий, а также ВС Румынии. Руководителем операций был венгерский генерал Цинеге. На учениях были отработаны вопросы по ведению боевых действий объединенными усилиями союзных армий. На мероприятиях был показан выросший уровень оперативной и тактической подготовки офицеров, генералов и штабов. Учения способствовали последующему взаимодействию ВС государств-союзников, а также укреплению боевого сотрудничества между ними. К мероприятиям были привлечены, преимущественно, сухопутные силы вместе с военно-воздушными подразделениями и частями.

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
Материя Информация Мера 
(5/2)
Что несёт Расе-Руси-России “Конец” христианского “Света”-3 (ОКОНЧАНИЕ) 
(4/3)
Контакт с “тонким миром” 
(5/4)
Материя Информация Мера 
(5/2)
Смена вод (информации) в жизни общества 
(5/1)
Что несёт Расе-Руси-России “Конец” христианского “Света”-3 (ОКОНЧАНИЕ) 
(4/3)
Каких событий ждёт Дональд Трамп до 20 января 2021 года? 
(3.5/4)
Религиозность и её роль в жизни современного человека 
(1/1)
О деятельности Фонда концептуальных технологий “Алтай” после 18.06.2018 года 
(5/11)
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя 
(5/7)
О создании фильма “Час Быка” 
(5/7)
Открытый код. Несколько слов о Концепции Общественной Безопасности 
(5/6)
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности 
(5/6)
Сколько ещё будем праздновать День Победы 
(5/6)
“Священное” право вымирать? О том, как наследники Великой Победы плебеями стали 
(5/5)
Бросил пить. Что дальше? 
(5/5)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)
Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)
Ну, за самодержание!… 
(5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт “победителям”? 
(5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)
Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

Нарушенный баланс

Эксперты обратили внимание на то, что СССР часто упрекают в якобы господствующем положении в рамках ОВД. Данное утверждение зачастую обосновывается тем, что Объединённое командование вооружёнными силами располагалось в Москве, а его начальниками становились исключительно советские военные деятели

Впрочем, как полагает Михайлов, Москва не имела возможности осуществлять тотальный контроль над восточноевропейскими республиками. Например, в 1968 году Албания покинула ОВД. 

Самостоятельную политику проводила Румыния. Бухарест осудил ввод войск в Чехословакию, не поддержал афганскую кампанию СССР и сотрудничал с ФРГ и Пакистаном в сфере создания ядерного оружия. Кроме того, республика пользовалась кредитами МВФ и вкрапляла в номинально социалистическую идеологию элементы национализма.

  • Руководители государств — членов ОВД на заседании Политического консультативного комитета (ПКК)

«Страны соцлагеря отличались друг от друга и на самом деле имели большую автономию от Москвы. Факторов, которые влияли на отношения с СССР, было очень много, в том числе экономических. И с крахом социалистических режимов судьба ОВД была предрешена», — рассуждает Михайлов.

В феврале 1991 года страны — участницы Варшавского договора решили распустить военные структуры организации. 1 июля того же года представители этих государств подписали протокол о полном прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

Как отметил Алексей Подберёзкин, после ликвидации ОВД в мире воцарилась однополярная система международных отношений, которая характеризуется доминантой одного военного блока. Прямыми последствиями разрушения прежнего баланса сил эксперт назвал вмешательство НАТО в Боснийский кризис 1992—1995 годов и агрессию альянса в Югославии в 1999 году.

Также по теме


Неизменные приоритеты: почему НАТО продолжит заниматься «сдерживанием» России даже в условиях пандемии коронавируса

Североатлантический альянс будет придерживаться политики «сдерживания» России даже во время пандемии коронавируса, заявил генсек НАТО…

«Югославская государственность стала первой жертвой военного вторжения альянса, но эта агрессия была бы невозможной при существовании ОВД. С разрушением Организации Варшавского договора пропал естественный противовес НАТО, а западный блок решил, что может безнаказанно вмешиваться в дела суверенных государств», — сказал Подберёзкин. 

Однако с ликвидацией ОВД в мире не исчезла потребность в международной структуре, которая смогла бы обеспечивать равновесный баланс сил, отметил в комментарии RT эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин. 

«Основными причинами крушения ОВД стали кризис советской государственности и желание руководства СССР того времени положить конец холодной войне. Однако Запад воспользовался ослаблением Москвы, чтобы взять под свой контроль Восточную Европу. В 2000-е годы Россия начала объединять усилия с соседями в рамках ОДКБ и ШОС. Эти организации нельзя назвать заменой ОВД, но их существование свидетельствует о том, что однополярная система постепенно уходит в прошлое», — подчеркнул Кошкин.

Кроме того, как отметили эксперты, ещё одним последствием крушения ОВД стало расширение НАТО на восток. Этот процесс происходил вопреки данным Москве обещаниям официальных лиц США и альянса. В результате включения в западный блок бывших участников Варшавского договора, а также прибалтийских республик ситуация на западной границе России заметно ухудшилась. 

По мнению Михайлова, с первых дней своего существования Североатлантический альянс представлял серьёзную угрозу безопасности СССР. В случае гипотетического конфликта с ним существование ОВД позволяло встретить агрессора на дальних подступах, пояснил он.

«С крахом Варшавского договора и расширением НАТО на восток этот буфер исчез. В итоге мы видим, как в последние годы альянс наращивает напряжение на наших западных рубежах. Хотя современная Россия, конечно же, обладает эффективными средствами сдерживания НАТО, которые отрезвляют западных стратегов», — констатировал аналитик.

“Демократы” и “партократы”

В ситуации усиливавшегося не только экономического, но и политического кризиса в ноябре — декабре 1990 г. резко усилилась поляризация политических сил. Во всем многообразии партий и движений, ставших реальностью общественной жизни после отмены 6-й статьи советской Конституции, четко обозначились два основных крыла, на публицистическом жаргоне того времени называвшиеся “демократами” и “партократами” 20—21 октября 1990 г. произошло объединение всех демократических партий и организаций в движение “Демократическая Россия”. Конец октября 1990 г. был временем, когда развитие “Демроссии” достигло своей высшей точки. Именно в этот момент она включала разнообразный спектр политических сил демократической ориентации и в целом имела весьма серьезную социальную базу, которая в течение 1991 г. постепенно растирялась. В конце октября 1990 г. в “Демроссию” входили сторонники Демократической партии России и Социал-демократической партии Российской Федерации, весьма представительной силой была Демократическая платформа в КПСС.К движению присоединились крестьянские и христианские партии, влиятельные общественные организации “Апрель” и “Мемориал”, Союз “Молодая Россия”. Сильной стратегической составляющей “Демроссии” была Конфедерация независимых профсоюзов, объединявшая представителей бастующих отраслей, где главной силой были шахтеры, и профсоюз военнослужащих “Щит”. На Учредительном съезде “Демроссии” звучала нелицеприятная критика в адрес Горбачева, консервативно настроенных “силовых” министров Язова и Крючкова, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Лукьянова.

Процесс консолидации проходил и на другом фланге тогдашнего политического спектра. На фоне политического размежевания внутри КПСС резкая критика в адрес Горбачева звучит со стороны рядовых членов партии, приверженных планово-рыночной экономике и социалистическим ценностям. Центром их объединения стала депутатская группа “Союз” в Верховном Совете СССР, по существу контролировавшая деятельность союзного парламента. Ее идеологом и покровителем был Лукьянов.

Примечания

  1. Yost, David S. (1998). NATO Transformed: The Alliance’s New Roles in International Security. Washington, DC: U.S. Institute of Peace Press. p. 31. ISBN 1-878379-81-X.
  2. «In reaction to West Germany’s NATO accession, the Soviet Union and its Eastern European client states formed the Warsaw Pact in 1955.» Citation from:
  3. Broadhurst, Arlene Idol (1982). The Future of European Alliance Systems. Boulder, Colorado: Westview Press. p. 137. ISBN 0-86531-413-6.
  4. Christopher Cook, Dictionary of Historical Terms (1983)
  5. The Columbia Enclopedia, fifth edition (1993) p. 2926
  6. The Warsaw Pact Reconsidered: International Relations in Eastern Europe, 1955—1969 Laurien Crump Routledge, page 21-22, 11.02.2015
  7. The Oder-Neisse Line: The United States, Poland, and Germany in the Cold War
    Debra J. Allen page 158 «Treaties approving Bonn’s participation in NATO were ratified in May 1955…shortly thereafter Soviet Union…created the Warsaw Pact to counter the perceived threat of NATO»
  8. The Oder-Neisse Line: The United States, Poland, and Germany in the Cold War Debra J. Allen page 158 «Treaties approving Bonn’s participation in NATO were ratified in May 1955…shortly thereafter Soviet Union…created the Warsaw Pact to counter the perceived threat of NATO»

Распад СЭВ

В условиях политической дезинтеграции социалистического лагеря и внутренних экономических проблем, усугубленных обвалом цен на энергоносители, Советы предложили в 1989 году перейти на расчет по среднемировым ценам. Осуществлено это было лишь отчасти. В январе 1990 года в Софии на сессии СЭВ страны-участницы согласились на постепенный переход к взаиморасчетам в свободно конвертируемой валюте по мировым ценам.

29 июня 1990 года Госбанк СССР объявил о выходе страны с 1 января 1991 года из системы расчетов в переводных рублях и последующем переходе расчетов в свободно конвертируемую валюту. Де-факто это означало подрыв всей существующей экономической системы.

5 января 1991 года состоялось заседание комитета СЭВ в Москве, где было принято решение преобразовать существующую структуру в Организацию международного экономического сотрудничества.

28 июня 1991 года на заседании Совета СЭВ в Будапеште Болгария, Вьетнам, Польша, Венгрия, СССР, Монголия, Куба, Чехословакия и Румыния расформировали СЭВ, что означало конец экономической интеграции стран бывшего социалистического лагеря.

Выбери ответ

Варшавский договор

Варшавский договор 1955 г был подписан ГДР, Болгарией, Албанией, Венгрией, СССР, Румынией, Польшей, Чехословакией о сотрудничестве, взаимной помощи и дружбе.

Необходимость в его заключении была вызвана угрозой миру, созданной в Европе решениями Парижских соглашений. Они предусматривали формирование Западноевропейского союза, включение в НАТО и ремилитаризацию (восстановление вооружения) Западной Германии.

Варшавский договор носил исключительно характер оборонительный. Целью его подписания являлось принятие определенных мер по обеспечению безопасности участвующих в нем стран и по поддержанию мира в Европе.

В Варшавский договор включено 11 статей и преамбула. На основании его условий и Устава ООН его участники принимали на себя обязательства по воздержанию от угрозы силой или ее использования в своих отношениях с другими государствами. Кроме того, предусматривалась взаимная помощь странам, на которые было бы совершено нападение. Варшавский договор обязывал государства оказывать полную немедленную поддержку всеми средствами, являющимися необходимыми, в том числе, включающие вооружение.

Предусматривались и взаимные консультации государств-участников подписания по важным вопросам международного характера, относительно общих интересов стран. В целях проведения данных консультаций был создан ПКК (Политический консультативный комитет).

Создание Организации Варшавского договора обязывало подписавшиеся страны действовать в духе сотрудничества и дружбы. Таким образом, предполагалось обеспечить дальнейшее укрепление и развитие культурных и экономических отношений между государствами-участниками. При этом необходимым условием являлось следование принципам невмешательства в дела внутри других государств, взаимного уважения суверенитета и независимости.

Срок действия договора двадцать лет. Автоматическое продление на десять лет предусмотрено для государств, которые не подадут за год до того, как его срок истечет заявление правительству Польши о денонсации (расторжении). Варшавский договор могло подписать любое государство, вне зависимости от его государственного и общественного строя. Предполагалось, что в случае создания системы общей безопасности в Европе и заключения общеевропейского соглашения, польское соглашение утратит силу.

Объединенное командование силами вооружения ОВС было создано в целях обеспечения наиболее эффективной защиты от вероятного нападения. Коллективное командование и штаб должны способствовать взаимодействию вооруженных сил и укреплению обороноспособности государств-участников соглашения в Варшаве. В этих целях проводились совместные войсковые и командно-штабные маневры и учения на территории всех стран, подписавших соглашение.

Однако основная позиция государств-участников польского договора направлена на развитие мирных взаимоотношений в Европе и укрепление безопасности.

На заседании в Москве в 1960 году была принята Декларация, одобряющая решение правительства Советского Союза об отказе в одностороннем порядке от ядерных испытаний. При этом должны были быть соблюдены все условия по невозобновлению ядерных взрывов западными державами. При этом союзные СССР государства призвали к обеспечению благоприятных условий, способствующих завершению выработки договоренности о прекращении любых ядерных испытаний.

Предложения, выдвигавшиеся странами-участницами соглашения, и их деятельность, находясь в центре внимания держав Европы, свидетельствовали о действительном миролюбии и стремлении поддерживать безопасность и мир на территории Европы.

Осилит путь идущий

В этом плане сейчас ситуация благоприятная. Повсеместно население недовольно действиями своих правительств по “затягиванию поясов”. Франция, например,возмущается против нового трудового законодательства, зачеркивающего все социальные завоевания предыдущих поколений.

Греция, Португалия и Испания на пороге новых потрясений. Кризис беженцев тоже России на руку. Пусть еврочиновники договариваются с Эрдоганом о безвизовом режиме для турок, это приумножит их проблемы.

Грядут перемены и в США: там прозевали решение собственных проблем. Такие люди, как Трамп и Сандерс, не появляются на пустом месте. Впереди социальные, расовые, экономические потрясения. Будут ли они решены путем новой войны? Это будет зависеть от того, как быстро Россия перестроит свою экономику.

“Нет у нас сегодня в Восточной Европе стран, которые были бы готовы пойти на тесное военно-техническое сотрудничество, — сказал Правде.Ру Леонид Ивашов, президент Международного центра геополитического анализа. – Американцы всех держат за горло. Нам надо, во-первых, укреплять свою военную мощь.

Второе, создавать единое оборонное пространство с белорусами. И активно работать на Балканах, там не все однозначно, особенно в Сербии, Болгарии. Надо также создавать группировку высокоточных средств, крылатых ракет с базированием в зоне досягаемости территории США.

Таким образом мы будем нейтрализовывать американскую противоракетную оборону. И когда американцы почувствуют угрозу, как в 1962 году (Карибский кризис), они сами предложат сесть за стол переговоров”.

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Встройте “Правду.Ру” в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в или в

Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во , Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках…

Состав

В состав входили восемь социалистических государств:

Республика Правящая партия
СССР Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) (ранее РСДРП, РСДРП(б), РКП(б), ВКП(б))
СРР Румынская коммунистическая партия рум. Partidul Comunist Român
НРБ Болгарская коммунистическая партия болг. Българска комунистическа партия
ПНР Польская объединённая рабочая партия польск. Polska Zjednoczona Partia Robotnicza
ГДР Социалистическая единая партия Германии нем. Sozialistische Einheitspartei Deutschlands
ЧССР Коммунистическая партия Чехословакии чеш. Komunistická strana Československa
ВНР Венгерская социалистическая рабочая партия венг. Magyar Szocialista Munkáspárt
НСРА Албанская партия труда алб. Partia e Punës e Shqipërisë (из-за идеологических разногласий вышла из блока 1961; формально вышла в сентябре 1968 года — после ввода войск ОВД в Чехословакию)

Ядерный паритет

Воссоединение Крыма с Россией — было нашим ответом на вовлечение Украины в НАТО (с катастрофическими потерями для нашего влияния в Средиземноморье). “Крымская весна” вызвала на Западе припадок русофобии, сравнимый разве что с самыми тяжелыми репликами времен холодной войны.

События в Югославии, Южной Осетии, на Украине говорят о том, что Запад не успокоится пока не уничтожит православный мир во главе с Россией. Сегодня ставится главная задача — добиться слома ядерного паритета между Россией и США. А ведь ядерный паритет — это единственный щит, сдерживающий военный порыв Вашингтона.

В 2012 году НАТО создал так называемую “Чикагскую триаду” — оперативно действующий механизм, объединивший ракетно-ядерные, противоракетные и обычные виды вооружений. Эта триада относится к средствам передового базирования, и США “ненавязчиво” двигают это объединение в сторону российских границ. Сюда же двигаются и ядерные тактические силы и силы быстрого реагирования.

Примечания

  1. Yost, David S. (1998). NATO Transformed: The Alliance’s New Roles in International Security. Washington, DC: U.S. Institute of Peace Press. p. 31. ISBN 1-878379-81-X.
  2. «In reaction to West Germany’s NATO accession, the Soviet Union and its Eastern European client states formed the Warsaw Pact in 1955.» Citation from:
  3. Broadhurst, Arlene Idol (1982). The Future of European Alliance Systems. Boulder, Colorado: Westview Press. p. 137. ISBN 0-86531-413-6.
  4. Christopher Cook, Dictionary of Historical Terms (1983)
  5. The Columbia Enclopedia, fifth edition (1993) p. 2926
  6. The Warsaw Pact Reconsidered: International Relations in Eastern Europe, 1955—1969 Laurien Crump Routledge, page 21-22, 11.02.2015
  7. The Oder-Neisse Line: The United States, Poland, and Germany in the Cold War
    Debra J. Allen page 158 «Treaties approving Bonn’s participation in NATO were ratified in May 1955…shortly thereafter Soviet Union…created the Warsaw Pact to counter the perceived threat of NATO»
  8. The Oder-Neisse Line: The United States, Poland, and Germany in the Cold War Debra J. Allen page 158 «Treaties approving Bonn’s participation in NATO were ratified in May 1955…shortly thereafter Soviet Union…created the Warsaw Pact to counter the perceived threat of NATO»

Положение и статьи договора

Основной текст договора включал в себя преамбулу, а также 11 статей, в которых говорилось о тяжёлом положении Европы в результате образования Североатлантического союза и о необходимости защитить миролюбивые государства от возможной внешней агрессии. Договаривающиеся стороны в соответствии с указом ООН обязались решать споры мирным путём без применения силы (описание первой статьи). Следует кратко упомянуть и другие положения ОВД:

Принятие эффективных мер, способствующих сокращению оружия массового поражения, в том числе атомного, ядерного, водородного, химического и других разновидностей (статья 2).
Совместное принятие решений по политическим вопросам с целью укрепить свои позиции, при этом основной декларируемый интерес — безопасность и международный мир (статья 3).
Оказание немедленной помощи союзному государству в случае вооружённого нападения, а также посильная экономическая и иная поддержка (статья 4, являющаяся одной из ключевых).
Создание совместных вооружённых сил в целях сохранения неприкосновенности границ государств и укрепления общей обороноспособности стран Варшавского договора (статья 5).
Учреждение Консультативного комитета для лучшего взаимодействия и выполнения всех пунктов положений ОВД (статья 6).
Отказ от участия в союзах или коалициях, чьи цели и соглашения противоречат ОВД (статья 7).
Принцип невмешательства во внутренние дела союзных государств, а также развитие культурных и экономических связей между ними (статья 8).
Любая страна, независимо от общественного и государственного строя, может присоединиться к союзу, если выразит желание или намерение действовать с целью обеспечения всеобщего мира (статья 9).
Все пункты этого договора ратифицированы. Хранение ратификационных грамот будет осуществляться в Польской Народной Республике (статья 10).
Время действия договора — 20 лет. Если по истечении срока участвующие страны не денонсируют Договор, он автоматически продлевается на 10 лет. В случае заключения общеевропейского договора о коллективной безопасности, к чему и стремятся страны ОВД, этот документ утрачивает свою силу со дня вступления в действие европейского договора. Дата составления — 14 мая 1955 года (статья 11).

Примечания

  1. Yost, David S. (1998). NATO Transformed: The Alliance’s New Roles in International Security. Washington, DC: U.S. Institute of Peace Press. p. 31. ISBN 1-878379-81-X.
  2. Formation of Nato and Warsaw Pact (неопр.) . History Channel. Дата обращения 22 декабря 2020.
  3. The Warsaw Pact is formed (неопр.) . History Channel. Дата обращения 22 декабря 2020.
  4. «In reaction to West Germany’s NATO accession, the Soviet Union and its Eastern European client states formed the Warsaw Pact in 1955.» Citation from: A short history of NATO (неопр.) .nato.int . Дата обращения 24 декабря 2020.
  5. Broadhurst, Arlene Idol (1982). The Future of European Alliance Systems. Boulder, Colorado: Westview Press. p. 137. ISBN 0-86531-413-6.
  6. Christopher Cook, Dictionary of Historical Terms (1983)
  7. The Columbia Enclopedia, fifth edition (1993) p. 2926
  8. The Warsaw Pact Reconsidered: International Relations in Eastern Europe, 1955—1969 Laurien Crump Routledge, page 21-22, 11.02.2015
  9. The Oder-Neisse Line: The United States, Poland, and Germany in the Cold War Debra J. Allen page 158 «Treaties approving Bonn’s participation in NATO were ratified in May 1955…shortly thereafter Soviet Union…created the Warsaw Pact to counter the perceived threat of NATO»
  10. The Oder-Neisse Line: The United States, Poland, and Germany in the Cold War Debra J. Allen page 158 «Treaties approving Bonn’s participation in NATO were ratified in May 1955…shortly thereafter Soviet Union…created the Warsaw Pact to counter the perceived threat of NATO»
  11. Не разрыв, а истинное партнерство // Известия, 2 июля 1991
  12. Soviet Union: Military. // The Report on World Affairs . — 1 October — 31 December 1972. — Vol. 53 — No. 4 — P. 305 — ISSN 0034-4737.
  13. Warsaw Pact: Headquarters to be moved. // Military Review . — March 1973. — Vol. 53 — No. 3 — P. 96 — ISSN 0026-4148.

Хорошо забытое старое

Разговоры о коллективной безопасности в Европе начались больше полувека назад. Уже на первом (Пражском) заседании ПКК (27—28 января 1956) государства — участники ОВД выступили с предложениями, предусматривавшими замену существующих в Европе военных группировок системой коллективной безопасности, установление зон ограничения и контроля над вооружениями и т.д.

То есть идеологически-военное противостояние в Европе было совсем не в интересах руководства СССР, хорошо понимавшего, что ослабленная войной страна должна все силы бросить на восстановление собственной промышленности и сельского хозяйства, на сбережение человеческого потенциала.

Деятельность

Заседание консультативного комитета. На фото лидеры стран участниц Варшавского договора. Слева направо: Густав Гусак, Тодор Живков, Эрих Хонеккер, Михаил Горбачёв, Николае Чаушеску, Войцех Ярузельский, Янош Кадар. 29 мая 1987 года

Август 1968 года — ввод войск в ЧССР (подавление Пражской весны).

Декларации

На Московском заседании ПКК (1958) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами — участниками Варшавского договора и членами НАТО.

В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия.

На Варшавском совещании ПКК (1965) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.

Будапештское совещание ПКК (17 марта 1969) — принята Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе

Будапештское совещание ПКК, наряду с рассмотрением вопросов по укреплению и совершенствованию военной организации Варшавского договора, уделило большое внимание вопросам европейской безопасности и приняло Обращение ко всем европейским странам относительно подготовки и проведения общеевропейского совещания с целью найти пути и средства, ведущие к ликвидации раскола Европы на военные группировки и осуществлению мирного сотрудничества между европейскими государствами и народами, к созданию прочной системы коллективной безопасности.

Учения и манёвры

Проводились совместные командно-штабные и войсковые учения и манёвры. Учения проводились на территории всех входящих в ОВД стран. К числу наиболее крупных относились учения под кодовыми названиями «Квартет» (1963), «Октябрьский штурм» (1965), «Родопы» (1967), «Днепр» (1967), «Север» (1968), «Братство по оружию» (1970), «Запад-81» (1981), «Щит-82» (1982).

Разведка

Во время действия Варшавского договора между разведками стран-участниц велась постоянная координация, с 1979 года начала действовать глобальная система радиоэлектронной разведки — СОУД, включавшая в себя средства радиоэлектронной и космической разведки СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, ГДР, а также не входивших в Варшавский договор Вьетнама, Монголии и Кубы.

Предпосылки

После окончания кровопролитной и разрушительной Второй мировой войны большинство европейских стран оказались в тяжелом экономическом положении. Города лежали в руинах, сократилось производство, росла инфляция и наблюдался острый дефицит потребительских товаров. Миллионы европейцев оказались на улицах и голодали.

Экономика Европы восстанавливалась крайне медленно. К 1947 году европейские государства так и не сумели достичь довоенного уровня производства. В связи с этим американский госсекретарь Маршалл выдвинул план по восстановлению экономики в Европе («план Маршалла»).

США предлагали европейцам финансовую помощь и оборудование. Таким образом они содействовали укреплению послевоенного мира в Европе. Однако это была лишь официальная версия. На самом деле американцы преследовали другие цели. Они рассчитывали на усиление влияния в Европе, приобретение новых рынков сбыта и вытеснение коммунистов из европейских правительственных структур.

Американцы предполагали, что и страны Восточной Европы примут их помощь. Однако восточноевропейские лидеры по настоянию советского руководства отказались от плана Маршалла. Вскоре СССР предложил им альтернативный путь выхода из кризиса – тесное экономическое и политическое сотрудничество.

Комментировать
0