fbpx
No Image

К временам выпуска «супер-пупер-ракет» в сша, россия обретет «противоядие»

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Гиперзвуковая крылатая ракета Х-51 Waverider

Ученые исследовательской лаборатории ВВС и Пентагона работают над созданием новой гиперзвуковой ракеты, оборудованной системами наведения и другими установками, которая может передвигаться со скоростью до пяти чисел Маха.

Официальные представители ВВС США заявили, что планируют развивать технологии на основании испытаний гиперзвуковой крылатой ракеты Х-51 Waverider, проведенных в мае 2013 года на высоте 18200 м над Тихим океаном. ВВС и DARPA, исследовательский корпус Пентагона, планируют получить новый улучшенный летательный аппарат к 2023 году.

Успешные испытания были особенно приятной новостью для разработчиков ВВС, так как Х-51 Waverider раньше уже проваливал некоторые тесты.

Х-51 также смог отправить информацию на землю, прежде чем упасть в океан. Эта информация в настоящее время используется учеными для создания более совершенного гиперзвукового летательного аппарата.

Гиперзвуковой полет требует особой технологии и материалов, которые могут работать при очень высоких температурах, создаваемых гиперзвуковыми скоростями. Им также нужны системы наведения, способные функционировать на таких же высоких скоростях, заявили чиновники ВВС.

Новый летательный аппарат в будущем может быть использован для транспортировки средств сбора информации, оборудования и вооружения, в зависимости от того, как будет развиваться технология.

Кроме того, представители Пентагона заявили, что гиперзвуковой самолет, как ожидается, будет значительно дешевле, чем летательные аппараты с традиционными турбинными двигателями, потому что требует меньшего количества деталей.

Высшие должностные лица ВВС США также заявили, что технология гиперзвукового полета может сократить до примерно получаса время пятичасового перелета из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Однако скорость ускорения, необходимая для гиперзвукового полета, создает проблему для потенциальной возможности перемещения людей с такой скоростью — это вопрос, который еще предстоит решить.

Характеристики

Действующие маркетинговые акции Экономьте бесценное время с НИКСом: пользуйтесь бесплатной доставкой
Предупреждения
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ по ГО Гарантия на аккумулятор – 12 месяцев с даты покупки, но, в любом случае, не может превышать 18 месяцев с даты производства ноутбука.
Основные характеристики
Производитель ASUS
Модель X51Rнайти похожий ноутбук
Чипсет ATI Radeon Xpress 1100
Операционная система DOS
Драйверы для Windows XP Доступны на сайте производителя.
Дизайн и отделка
Цвета, использованные в оформлении ноутбука Серебристый, черный
Цвет клавиш ноутбука Черный
Процессор
Процессор ноутбука Intel Celeron M 520 (1.6 ГГц,
Частота шины ноутбука 533 МГц
Кэш L2 процессора ноутбука 1 Мб
Оперативная память ноутбука
Оперативная память 1 Гб SO-DIMM DDR2 667 МГц
Кол-во слотов SODIMM ноутбука 2
Максимальный объем памяти ноутбука 2 Гб

Назад

ВпередВся совместимая память для ноутбука

Накопители ноутбука
Объем накопителя ноутбука 80 Гб HDD
Картридер ноутбука SD, MMC, MS, MS Pro
Оптический привод Встроенный DVD-RW; поддержка Double Layer
Видеокарта ноутбука
Видео ноутбука Встроено в чипсет
Коммуникации
Сеть ноутбука 10/100 Мбит/сек
Модем ноутбука Встроенный (Intel High Definition audio modem)
Инфракрасный порт ноутбука Есть
Экран ноутбука
Диагональ 15.4″ (39.1 см) Color Shine
Разрешение матрицы ноутбука WXGA (1280 x 800)
Поверхность экрана ноутбука Глянцевая
Возможности мультимедиа
Акустическая система ноутбука Azalia-совместимый аудиочип; встроенные стереодинамики (1.5 Вт)
Интерфейс
Разъемы ноутбука 4 x USB 2.0, VGA, RJ-45, RJ-11, разъем для наушников, разъем для микрофона
Клавиатура и др. устройства ввода
Клавиатура ноутбука 88 клавишUSB лампа для ноутбукаклавишиклавиши крупно
Русские буквы Зеленые (наклейки)
Латинские буквы Белые (наклейки)
Кнопки ноутбука Power4 Gear
Тип манипулятора ноутбука TouchPad с областью прокрутки по вертикалиМышки для ноутбуков
Питание
Питание Аккумуляторная батарея 11.1В 46 Вт•ч (4400 мАч)аккумулятор
Блок питания Входит в комплект поставкиблок питания

Назад

ВпередВсе совместимые блоки питания

Комплект поставки и опции
ПО в комплекте ASUS DVD V6.0, ASUS Medi@ Show SE 2.0, Power DVD V3.0, Symantec Norton Internet Security 2006, Adobe Acrobat Reader 7.0, NERO Express V6.0, Asus Win flash for BIOS and Driver live Update, ASUS DVD 2000 XP/ Cyber link Power DVD, Asus Screen Saver, Asus Live Update, ASUS Multi-Frame, ASUS Wireless Console, ASUS NB Probe+, Net 4 switch, ASUS Splendid
Прочие характеристики
Безопасность
Логистика
Вес ноутбука без аккумулятора 2.43 кг
Вес ноутбука с аккумулятором 2.75 кг
Размеры снаряженного товара (проставлено описателем) 36.5 x3.55 x26.4 см
Размеры упаковки (измерено в НИКСе) 43.1 x 16.1 x 38.2 см
Вес брутто (измерено в НИКСе) 4.7 кг
Внешние источники информации
Горячая линия производителя (495) 231-19-99 (Москва), 8-800-100-27-87 (бесплатный звонок из любого региона России). Пн – пт: с 9.00 до 18.00

Гиперзвуковое движение и гиперзвуковой полёт

Однако отнюдь не всякое гиперзвуковое движение можно назвать гиперзвуковым полётом. В конце концов, в бытовом плане «летит» и брошенный вами камень, только вот никто его не рассматривает как «летательный аппарат».

Необходимым условием для того, чтобы назвать движущееся в атмосфере тело «летательным аппаратом», является так называемое аэродинамическое качество — отношение подъёмной силы аппарата к его лобовому сопротивлению. Обычно лобовое сопротивление рассматривается как вредное воздействие, в то время как подъёмная сила расценивается как полезная, так как позволяет, например, осуществлять горизонтальный или вертикальный манёвр. С этой точки зрения спускаемые аппараты советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлона» не были гиперзвуковыми летательными аппаратами, хотя и двигались в земной атмосфере с гиперзвуковыми скоростями, так как имели аэродинамическое качество в диапазоне 0,25-0,368. Однако даже такой скромный коэффициент позволил этим спускаемым аппаратам осуществлять так называемый «спуск по аэродинамической траектории» с перегрузками в 4-6 g, в то время как первые советские космические корабли «Восток», у которых аэродинамическое качество было в районе 0,05–0,1, падали по «баллистической траектории» и мучили первых советских космонавтов запредельными перегрузками в 9 g.

Баллистическая траектория — это стандартная траектория ядерных боеголовок первых поколений баллистических ракет, которые стояли в 1960–1980-е годы на вооружении СССР, США и КНР. Такие ракеты и их головные части, хоть и двигались с гиперзвуковыми скоростями на конечном участке выведения и на участке входа в атмосферу, не могли маневрировать и менять свою траекторию, в силу чего становились лёгкой добычей для ракет системы ПРО.

Вверху «Газель», внизу «Спринт» в моменты загрузки ракет.

После разработки в СССР и в США сверхскоростных ракет-перехватчиков (в СССР — система 53Т6 «Газель», в США — система «Спринт»), которые в течение нескольких секунд достигали скорости в 17 Махов, стало ясно, что такие ракеты ПРО могут перехватить даже боеголовку, которая заходит по баллистической траектории на свою цель, для этого лишь было необходимо её обнаружить и вовремя запустить ракету-перехватчик в выбранную точку встречи.

Логичным ответом на такого рода противоядие стала разработка управляемых гиперзвуковых боевых блоков. Первыми в этом направлении добились успеха в СССР — для знаменитой МБР Р-36М2 «Воевода» (SS-18 Satan в западной классификации) в днепропетровском ОКБ «Южное» в конце 1970-х годов разработали управляемый боевой блок 15Ф178. Блок был оснащён достаточно простой системой маневрирования, которая представляла из себя отклоняемый конус на носу блока. Такой конус позволял на гиперзвуковых скоростях управлять блоком без применения двигателей. В 1980-х годах было проведено шесть испытаний управляемого гиперзвукового блока, а после распада СССР работы были продолжены на подмосковном «НПО Машиностроение». Проект получил название МБР «Альбатрос» и предполагал создание ракеты с маневрирующим и планирующим гиперзвуковыми блоками, которая могла бы осуществлять неожиданный гиперзвуковой манёвр до 1000 километров по горизонтали и поражать цели в непредсказуемых местах и с неожиданных направлений, полностью обесценивая усилия системы ПРО по перехвату блоков. С другой стороны, стало понятно, что управляемые гиперзвуковые блоки всё-таки имеют свои ограничения — их аэродинамическое качество хоть и позволяло изменять траекторию падения, всё же было недостаточным для настоящего управляемого гиперзвукового полёта, так как любой их манёвр сопровождался неизбежной потерей скорости и высоты. Для управляемого боевого блока, летящего «один раз», это было несущественно, но всё-таки гиперзвуковыми летательными аппаратами их можно было назвать чисто условно.

В середине 1990-х годов работы над МБР «Альбатрос» и гиперзвуковыми блоками для неё были прекращены, но уже через несколько лет на месте закрытой темы «Альбатроса» были развёрнуты работы над новыми гиперзвуковыми маневрирующими блоками для ракеты «Тополь-М» и её развития — МБР «Ярс», а также созданы гиперзвуковые блоки для других ракет нового поколения — «Сармата» и «Булавы».

Гиперзвуковая ракета и борт дальней авиации: гремучая смесь

Возможно, первые гиперзвуковые ракеты России все же будут базироваться не на наземных станциях с МБН, а в воздухе — на бортах судов дальней и средней авиации.

Причиной таких изменений может послужить необходимость придания боевым элементам начальной скорости (практические испытания показали, что при «стационарном пуске» прямоточный двигатель не активизируется вплоть до момента старта снаряженного боезаряда, а это негативно отражается на динамике ускорения).
При дополнительном «толчке» со стороны воздушного судна российская гиперзвуковая крылатая ракета сможет запросто перешагнуть порог в 6 Мах. По словам разработчика ракет Бориса Обносова, в перспективе (не ранее 2030 года) на вооружении появятся «профильные ракетоносители» — пилотируемые аппараты, разгоняющиеся до 4-8 Мах.

Американская Х-51А Waverider и отечественный «Москит»: от неудач никто не застрахован

Заокеанские «партнеры» воспринимают гиперзвуковые ракеты России как страшный сон. Поэтому ежегодно из федерального бюджета США выделяются огромные суммы на развитие военно-воздушных сил. Один из таких полусекретных проектов известен под кодовым названием X-51A Waverider. Первые и по сути единственные «открытые» испытания носителя состоялись в 2010 году. Тогда разгонная ступень Х-51 завела по крутой траектории ракету на высоту в 19,8 км, а включившийся сверхзвуковой двигатель спровоцировал ускорение прототипа до 4,8 Мах.

Но после того как опытный образец сумел подняться еще на 1500 метров над землей и разогнаться до 5 Мах (более 5,5 тысяч км/ч), начались перебои в телеметрии. Поскольку сигнал от объекта был неустойчивым, дело дошло до принудительной ликвидации. Кстати по аналогичному сценарию, за месяц до описанных событий, проходили испытания FHTV-2 — летательного аппарата, сконструированного концерном Boeing. Получается, что причиной крушения Falcon стал все тот же обрыв связи (маршрут пролегал над несудоходным районом Тихого океана, поэтому взрывать прототип не стали). Надо сказать, что и Россия обладает гиперзвуковыми ракетами не благодаря «счастливому случаю» — этому событию предшествовали десятки неудачных запусков и отложенных стартов. Чего только стоит эпопея с введением в строй противокорабельного «Москита» (П-270)! А ведь там речь шла «всего лишь» о скорости в 4 Max. 

Испытания гиперзвукового оружия в Китае

Джеффри Захария также отреагировал на последние новости о китайском испытании гиперзвукового оружия, что вызвало беспокойство среди руководителей Пентагона и аналитиков.

Хотя некоторые чиновники Пентагона заявили, что китайцы добились большого прогресса в разработке гиперзвукового оружия, Захария подчеркнул, что большая часть информации по этому поводу засекречена и потому не доступна общественности.

Тем не менее, если Китай будет иметь гиперзвуковое оружие большой дальности и высокой скорости, это может значительно повлиять на протокол, известный в кругах Пентагона как «преграждение доступа/блокирование зоны». Этим термином обозначают ситуацию, когда потенциальные противник использует сенсоры дальнего радиуса действия и высокоточное оружие, чтобы лишить военных США возможности действовать в непосредственной близости от некоторых стратегически важных объектов, таких как береговая линия противника.

В отчете от 27 апреля прошлого года, опубликованном Washington Free Beacon, сообщалось, что Китай успешно испытал новые высокоскоростные маневрирующие боеголовки.

США и Китай — мы тоже в деле!

Понятно, что создание в России гиперзвукового управляемого боевого блока и массовое разворачивание его на серийных МБР, вызвало симметричный ответ со стороны США и Китая.

Advanced Hypersonic Wheapon

В США основная программа разработки управляемых гиперзвуковых блоков получила название Advanced Hypersonic Wheapon (AHW) и включала в себя два испытания (в 2011 и в 2014 году), второе из которых закончилось неудачно. Как оказалось, даже планирование на гиперзвуковых скоростях сопряжено с целым рядом неприятных аэродинамических эффектов, которые делают задачу создания управляемого блока отнюдь не столь тривиальной задачей.

DH-17 или же DF-ZF

С похожими проблемами по разработке гиперзвуковых блоков столкнулся и Китай, в планы которого входит создание управляемого блока DH-17 (иногда называемого DF-ZF). Этот блок уже семь раз испытывался в КНР (в 2014–2017 годах), и, хотя результаты испытаний не оглашаются, со стороны Китая прозвучало заявление, что система будет готова не ранее 2020 года. Формально DH-17 объявлен «научным гиперзвуковым планером», однако и американские, и российские военные эксперты уверены в его военном назначении. Впрочем, задержка в создании DF-ZF может быть связана и с тем, что китайские военные замахнулись на создание не просто управляемого баллистического блока (боеголовки с управляющим отклоняемым конусом), но полноразмерного гиперзвукового планера, который может осуществлять сложный атмосферный манёвр. В таком случае китайский аппарат должен обладать уже гораздо более серьёзным аэродинамическим качеством, сравнимым с параметрами космических «челноков» (у «Спейс Шаттла» оно составляло 1, а у «Бурана» — 1,3). Конечно, это по-прежнему напоминает «полёт топора», для сравнения: у первого планера братьев Райт аэродинамическое качество составляло 6,5, а у серийного сверхзвукового бомбардировщика Ту-160 аэродинамическое качество больше 19. Однако такой аппарат может лететь по гораздо более сложным траекториям, нежели простой управляемый гиперзвуковой блок, что делает процесс его перехвата системой ПРО ещё более нетривиальной задачей.

Falcon HTV-2

Схожую концепцию «хорошего гиперзвукового летательного аппарата» начали разрабатывать и в США, где в 2010 и в 2011 годах было проведено два испытания гиперзвукового аппарата Falcon HTV-2 по секретной программе правительственного агентства DARPA. Оба испытания закончились неудачно, хотя аппарат и развил, согласно сообщениям при планировании, скорость в 20 Махов, в испытании 2010 года связь с ним была утрачена на 9-й минуте полёта, а в испытании 2011 года HTV-2 смог продержаться чуть дольше, просуществовав целых 26 минут. Впрочем, даже это не спасло программу Falcon HTV-2 от фактического закрытия — результаты испытаний были признаны неудовлетворительными.

Близкое знакомство с «Коалой»: гиперзвуковая ракета России «Х-90»

История создания «Х-90» своими корнями уходит в далекий 1971 год. Дело касалось стратегического носителя среднего класса, применимого на малых высотах. Однако руководство СССР отнеслось к инициативе конструкторов НПО «Радуга» весьма прохладно, и до 1976 года о проекте не вспоминали. В 80-е опытные образцы уже ускорялись до 4 Мах: тогда же воплотили в жизнь и идею о «раздвоенности» боеголовки (каждый заряд мог наводиться на отдельную цель при условии, что расстояние до нее от точки «распада» не превышало 100 км). В 1992 году по понятным причинам все наработки «законсервировали». Спустя пять лет российская гиперзвуковая ракета с индексом «Х-90» трансформировалась в «экспериментальный летательный аппарат, работающий на сверхскоростях». В НАТО проект тут же окрестили AS-19 Koala.

Стоит отметить, что официально Москва настаивает на том, что «Коала» и «Х-90» сборки 70-х не имеют ничего общего, хотя специалисты говорят об обратном. Заявленная конструкторами скорость гиперзвуковой ракеты образца 1997 года — 5 Мах, радиус действия — 3500 км. После отсоединения от ТУ-160М (на высоте 7-20 км), происходит активизация блока стабилизаторов и рулей управления. Далее следует пуск твердотопливного ускорителя, который выводит боевую единицу на сверхзвуковой рубеж, и только потом включается маршевый двигатель. Современные «Тополя» и «Стилеты» — это новая ступень в эволюции «Х-90». Масштабные военные учения 2004 года подтвердили, что 5000 м/с — далеко не предел для гиперзвуковой боеголовки.

Разработка летательных аппаратов в Зоне 51

После основания базы, первый самолет-разведчик U-2 был доставлен с аэродрома Бербанк из пригорода Лос-Анджелеса. Его прототипы потерпели несколько аварий по причине недоработок, но программа продолжалась, во многом благодаря крупному военному бюджету. В годы холодной войны Соединенные Штаты опасались сотен советских бомбардировщиков и ракет, поэтому щедро финансировали работы над U-2.

После этого была запущена новая программа по созданию более совершенного, незаметного и трудноуязвимого самолета. Компании Lockheed и Convair получили контракты на эту разработку. Согласно концепции, самолет должен был летать на высоте более 24 км со сверхзвуковой скоростью.

В рамках разработки A-12 в северной части базы построили комплексный радар. Масштабные модели самолетов можно было установить на мачте и поворачивать по тангажу, рысканию и крену таким образом, чтобы можно было точно измерять отражения от радаров различного типа.

А-12 и М-21 базировались в Зоне 51 в течение своей недолгой карьеры, за исключением 13-месячного нахождения этих самолетов на авиабазе в Японии. Самолет создавался для разведки над территориями СССР и Кубы, однако никогда таких миссий не выполнял. Лишь в мае 1967 года пять самолетов совершили 29 полетов над Северным Вьетнамом и Северной Кореей в рамках операции «Blackshield».

В конце 1970-х годов началась разработка самолетов с конструкцией, основанной на стелс-технологии — комплексе способов, позволяющих сделать боевой самолет менее заметным для различных типов радаров. Первым стал F-117A Nighthawk. Его создание велось в условиях строжайшей секретности в рамках проекта под названием «Have Blue».

Прототип, получивший прозвище «Hopeless Diamond» из-за своей ограненной формы, совершил первый полет в Зоне 51 в декабре 1977 года. Первый серийный самолет был поставлен ВВС США в 1982 году. Существование F-117 было окончательно раскрыто после того, как самолет был использован в военной операции. На войне в Персидском заливе он успешно применялся против системы ПВО Багдада и для других целей.

Москва и Дели: рождение «БраМос-2»

Безусловно, испытание гиперзвуковой ракеты России стоило дорого. И речь даже не о деньгах, коих на военные нужды за последние двадцать лет было истрачено немало. Политическое, а порой и экономическое давление Запада вынудило Кремль к «активной обороне», к поиску новых стратегических партнеров. Не так давно завершились испытания «БраМос». Совместный российско-индийский проект ознаменовался рождением «крылатой бестии», которой под силу двигаться со скоростью 650 м/с. Но останавливаться на достигнутом никто не собирается.

Следующая ступень сотрудничества — «БраМос-2» с показателями 6,5-7 Мах. Если удастся воплотить задуманное, то Москва и Дели смогут разделить лавры победителя, ведь об оружии с подобными характеристиками можно только мечтать. Что интересно: высокопоставленный чиновник Пентагона в одном из интервью, отвечая на вопрос журналиста о том, есть ли в РФ гиперзвуковые ракеты, предпочел сохранить молчание. Хотя каких-то 15 лет назад иностранные специалисты категорически заявляли, что ожидания Кремля в этой сфере тщетны, и что 7 Мах — недостижимый абсолютный предел. Но по теоретическим данным, ГПВРД, созданный отечественными конструкторами, успешно «сдал тест» еще в 1998 году.

Есть одна деталь, которую упускают все военные аналитики. Конечно сверхзвук — это не средство ПВО. Ракеты воздушного противодействия не рассчитаны на точечное попадание в цель. На скоростях более 500 метров в секунду это фактически невозможно.  Это не средство перехвата. Это средство преодоления.

И кому-то нужно готовиться.

Что там сегодня?

За последние двадцать лет Зона 51 подверглась значительному расширению и модернизации. Первая взлетно-посадочная полоса была выведена из эксплуатации, взамен построена новая, более широкая и длинная. Также созданы новые рулежные дорожки, терминал воздушных перевозок, расширенные жилые помещения и многочисленные ангары.

Зона 51, как и прежде, оставляет за собой шлейф таинственности, который будоражит впечатлительных людей, обрастая все новыми легендами. Но на деле — это колыбель для самых высокотехнологичных разработок в интересах ВВС США.

Подписывайтесь на Telegram чтобы быть в курсе новостей из мира военной авиации.

Х-51, наследница «Холода»

Впрочем, и у США всё-таки есть свои успешные проекты в области гиперзвукового полёта. После массы деклараций и красивых проектов 1980-х годов, когда в США даже всерьёз рассматривали создание гиперзвукового пассажирского самолёта Х-30, выяснилось, что реальных результатов по разработке ГПВРД — с гулькин нос.

В итоге, конечно, никакого 150-местного Х-30 у американцев не вышло — для него не оказалось не только двигателя, но и нужных конструкционных материалов, а вопросы безопасности для пассажирского гиперзвукового самолёта даже не ставились. В реальности же в США был создан крошечный гиперзвуковой самолётик Х-43 (длина 3,66 м, размах крыльев 1,52 м, масса 1400 кг), при создании которого были использованы результаты исследований, полученные в СССР на гиперзвуковом летательном аппарате «Холод».

Дошло до смешного: последние эксперименты по программе «Холод», проходившие в ельцинской России, шли практически полностью по заказу NASA, которое и воспользовалось результатами испытаний советского, а теперь российского ГПВРД в своих разработках.

В итоге американцы уже к середине 2000-х годов добились устойчивых результатов на своём Х-43: после неудачи первого пуска второй полёт гиперзвукового аппарата прошёл уже в устойчивом режиме, а в третьем полёте, который случился 16 ноября 2004 года, гиперзвуковая лаборатория Х-43 показала рекордную скорость в 9,6 Маха.

Впоследствии результаты испытаний Х-43 были использованы американцами в следующей разработке — крылатой ракете Х-51, которая, как и российский «Циркон», перешла на керосин в качестве горючего. Разработка Х-51 идёт в рамках концепции «быстрого глобального удара», основная цель которого — сократить подлётное время высокоточных крылатых ракет и обеспечить обезоруживающий удар по штабам вероятного противника США. Испытания ракеты Х-51 были проведены в 2009–2013 годах, а принятие на вооружение планируется в середине 2020-х годов, после того как экспериментальная по сути Х-51 будет переработана в серийную ракету High Speed Strike Weapon (HSSW), которая сможет устанавливаться на истребители F-35 и бомбардировщики В-2.

Прототип X-51A

Параметры будущего HSSW уже ясны — как и «Циркон», эта ракета будет иметь крейсерскую гиперзвуковую скорость. Однако для HSSW она составит 5-8 Махов против 4-6 Махов у «Циркона», что определит и больший радиус поражения, который заявлен в пределе 920-1100 километров (500-600 морских миль).

Тем не менее у России как минимум уже есть «Циркон» и ещё около десяти лет в запасе, чтобы найти адекватный ответ на угрозу HSSW, которая, к сожалению, тоже создана на основе достижений советского и российского гения, проложившего дорогу к гиперзвуковому движению.

Комментировать
0