No Image

Как выглядит российская многоразовая ракета «амур» и чем она отличается от falcon 9 (6 фото)

СОДЕРЖАНИЕ
0
05 января 2021

Система А-235 «Самолёт-М» должна заменить ПРО Москвы А-135

Известно, что Россия обладает лишь одним районом позиционирования стратегической системы ПРО, всё ещё действуя в рамках Договора об ограничении систем противоракетной обороны. Речь идёт о системе А-135, обороняющей Москву от ограниченного применения межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Изначально система состояла из двух эшелонов обороны — дальнего, с противоракетами 51Т6 (уничтожение боеголовок на дистанции 600 км), и ближнего, с противоракетами 53Т6 (уничтожение боеголовок на дистанции до 100 км и высоте до 30 км). Уже в 2006 году все ракеты 51Т6 были списаны в связи с завершением срока годности, и по-видимому, невозможностью его продления. Ракеты же 53Т6 до сих пор стоят на боевом дежурстве и пока что их запуски были успешными, в связи с чем их срок службы продлевался. Однако этот процесс не может идти вечно — и эти противоракеты скоро придут в негодность. В связи с этим идут работы по созданию новой модификации ракеты и возобновлению серийного производства. На видеозаписи испытаний обновлённая противоракета ПРС-1М (53Т6М) мало чем отличается от предшественника — тот же стремительный полёт ввысь, которой с большим трудом удаётся проследить (за 4 секунды полёта набирается скорость около 5,5 км/с, а цель перехватывается максимум через 12 секунд с начала полёта противоракеты). Известно, что противоракета получила новый двигатель, и, наверняка, обновлённую электронику. Вероятно, что повысятся характеристики как по точности, так и по дальности перехвата целей, а использование тактических ядерных зарядов больше не понадобится — достаточно будет и боевых частей с шрапнелью. В этом смысле новая противоракета сделает систему ПРО Москвы более безопасной и эффективной и позволит сохранить её потенциал.

Транспортно-установочный агрегат 5Т92 комплекса противоракетной обороны А-135 «Амур»

Что касается противоракеты комплекса «Нудоль» — то здесь намного больше загадок. Практически вся информация об испытаниях этой противоракеты представлена в американских СМИ. Согласно американским данным 26 марта 2018 года состоялся шестой испытательный пуск противоракеты, способной бороться как со спутниками, так и с боеголовками МБР противника. При этом первые два испытания в 2014 и 2015 году были неудачными, а остальные четыре в 2015, 2016 (дважды) и 2018 году — успешными. Остаётся неясным, что за боевая часть используется — идёт ли речь о кинетическом перехватчике (прямое попадание по боеголовке на огромной скорости), как в случае с американскими современными системами ПРО, или же используется высотный ядерный взрыв (менее вероятно) как на 51Т6. Непонятны и характеристики противоракеты. Можно только предположить, что они не уступают таковым у предшественника, имея высоту и дальность поражения не менее 500 км. При этом мобильность пусковых установок очевидно повысит живучесть комплекса.

Судя по всему, именно сочетание противоракет ПРС-1М (53Т6М) и комплекса «Нудоль» с новой радиолокационной станцией 14Ц031 с цифровой адаптивной фазированной антенной решёткой и новым вычислительно-командным комплексом 14П078 и составят новую систему ПРО Москвы — А-235. Такая система должна будет справиться с попыткой нанесения ограниченного ядерного удара по Москве (гипотетический вариант конфликта с одним из «начинающих» ядерных государств, таких как КНДР).

Радар ПРО Москвы

Не стоит забывать и другой факт — если раньше Россия при всём желании не могла развернуть ещё один район позиционирования стратегической ПРО (из-за отсутствия производства новых противоракет), то в будущем это станет возможно. Ведь Договор об ограничении систем противоракетной обороны уже достаточно давно не существует.

Леонид Нерсисян, ИА REGNUM

В Киеве накануне Пасхи пьяная компания стреляла по окнам

С большой головой

Как рассказал Пшеничников, по предварительным расчетам, метановый “Амур” получит взлетную массу около 360 тонн, высота ракеты будет достигать 55 метров, диаметр составит 4,1 метра. Носитель будет иметь возвращаемую первую ступень и вторую однократного использования, обе будут оснащаться метановыми двигателями. Многоразовый блок получит посадочные штанги, а также аэродинамические решетчатые рули. Это оборудование может быть снято для запуска в традиционной одноразовой версии. С возвращаемой ступенью “Амур” будет способен выводить на низкую околоземную орбиту до 10,5 тонн полезного груза, против 8,5 у ракет серии “Союз-2”. В одноразовом варианте “Амур” поднимет на туже орбиту уже 12,5 тонн.

Ракета-носитель “Союз-2”

Источник изображения: Сергей Фадеичев/ТАСС

“Одной из характерных особенностей новой ракеты станет большой головной обтекатель, его диаметр составит до 5,1 метра. Мы закладываем характеристики по обтекателю таким образом, чтобы он мог отвечать требованиям современных и перспективных космических аппаратов, кроме того, предполагается обеспечить повторное включение второй ступени или ее глубокое дросселирование, что, в свою очередь, обеспечит возможность кластерных запусков. Все эти решения направлены на повышение конкурентоспособности создаваемого изделия”, – пояснил Пшеничников.

По подсчетам отраслевых институтов, деталей в ракете “Амур” будет минимум в два раза меньше, чем в серии ракет сходного класса “Союз-2” – предварительно, 2 тыс. деталей в “Амуре”, против 4,5 тыс. деталей в “Союзах”. В качестве примера специалисты привели топливный бак будущей ракеты – он фактически будет один для двух разных компонентов топлива, просто разделенный перегородкой. Это связано с тем, что температура сжижения метана и кислорода примерно одинакова.

В результате мы существенно упрощаем конструкцию и уменьшаем число сборочных единиц — по сравнению с “Союзом” их будет примерно в два раза меньше

Это важно с точки зрения надежности, а мы бы хотели, чтобы у нас ракета была безотказной, как автомат Калашникова. Александр Блошенко, исполнительный директор Роскосмоса по перспективным программам и науке

Александр Блошенко, исполнительный директор Роскосмоса по перспективным программам и науке

“Амур” может получить опцию так называемого горячего резервирования, что существенно повысит надежность носителя. На первой ступени ракеты планируется разместить пять метаново-кислородных двигателей РД-0169А, разрабатываемых сейчас в воронежском Конструкторском бюро химавтоматики. Номинальная тяга данных двигателей предполагается на уровне 100 тонн. “Нами предполагается наличие форсажного режима для двигателей первой ступени, что позволит реализовать схему так называемого горячего резервирования – при выходе из строя одного из двигателей остальные в автоматическом режиме нарастят свою мощность, чтобы обеспечить продолжение полета”, – отметил Блошенко.

Надежность носителя за счет существенного снижения числа деталей ракеты, а также при наличии горячего резервирования, отмечают специалисты Роскосмоса, должна достичь 0,99. Для сравнения: для большинства существующих в мире ракет с большой статистикой стартов этот показатель не превышает 0,98.

Когда полетит ракета «Амур»?

На бумаге все это выглядит очень здорово, и если «Роскосмос» сможет удешевить запуск хотя бы до 30 миллионов долларов, это уже будет серьезный прогресс. Наземные испытания двигателей «Амура» планируется завершить к 2024 году, а первый пуск ракеты с полезной нагрузкой — сделать в 2026 году. К тому времени Илон Маск планирует запустить Starship на Марс — посмотрим, кто сдержит обещания.

Что об этом думает Илон Маск, глава SpaceX? Он положительно отреагировал на планы «Роскосмоса», заявив, что это правильная цель, и главное — сделать минимальной цену запуска ракеты.

Цель должна быть в минимизации цены за тонну при выведении полезной нагрузки на орбиту, иначе в лучшем случае ракета займет нишевый рынок.

2020

Первая российская многоразовая ракета-носитель обойдется в 70 млрд рублей

Как стало известно 5 октября 2020 года, «Роскосмос» потратит около 70 млрд рублей на создание первой российской многоразовой ракеты-носителя «Амур».

Поскольку цель работы — создать эффективное коммерческое изделие, то в проект закладывается разработка на этапе эскизного проектирования развёрнутого бизнес-плана, — сообщает ТАСС со ссылкой на исполнительного директора «Роскосмоса» по перспективным программам и науке Александр Блошенко.

По его словам, госкорпорация впервые проектирует ракету «под заданную стоимость», а минимальная цена пуска «Амура» через шесть лет, по данным из техзадания, составит от $22 млн до $35 млн.

Разработка первой российской многоразовой ракеты-носителя обойдется в 70 млрд рублей

Планируемая высота «Амура» будут достигать 55 м, а диаметр — 4,1 м. Диаметр обтекателя второй ступени с полезной нагрузкой будет увеличен до 5,1 м, чтобы в будущем можно было запускать перспективные космические аппараты. Стартовый вес «Амура» будет достигать 360 т. Топливом станут экологически чистые сжиженный метан и кислород. Первый запуск «Амура» в 2026 году сразу будет с полезной нагрузкой. Конструкция ракеты и автоматика обещают стать беспрецедентно надёжными в отрасли, как «автомат Калашникова».

В материале ТАСС указано, что к началу октября 2020 года ряд крупных компаний разрабатывает ракеты с метановым двигателем. Метан является дешевым топливом, его переработка и использование хорошо освоено другими отраслями промышленности, что позволяет использовать уже готовые инфраструктурные решения.

Прежде единственной ракетой с многоразовой первой ступенью, которая используется для коммерческих запусков, является Falcon 9 компании SpaceX (а также созданная на ее базе сверхтяжелая ракета Falcon Heavy). Глава SpaceX Илон Маск поприветствовал создание новой ракеты, назвав это шагом в правильном направлении, но отметил, что к 2026 году следует создать полностью многоразовую ракету, которая позволит еще больше сократить расходы на вывод полезной нагрузки на орбиту.

«Роскосмос» впервые допустил частную компанию к конкурсу на создание ракеты

22 сентября 2020 года стало известно о том, что «Роскосмос» впервые допустил частную компанию к конкурсу на создание ракеты. Речь идёт о компании «КосмоКурс», которая претендовала на создание проекта ракеты-носителя «Амур-СПГ».

«КосмоКурс» конкурировал с Центром Хруничева и ракетно-космическим центром (РКЦ) «Прогресс», который в итоге стал победителем тендера, хотя и предложил вдвое больше оппонента. Об этом сообщает РБК со ссылкой на документы на сайте госзакупок.

«КосмоКурс» специализируется на космическом туризме и разработке ракетно-космической техники, пишет издание. У компании есть лицензия «Роскосмоса» на космическую деятельность: она получила её ранее, когда объявила о планах создать космодром под Нижним Новгородом.

«Роскосмос» впервые допустил частную компанию к конкурсу на создание ракеты

Частная компания готова была подготовить эскизный проект метановой ракеты за 203 млн рублей, в то время как другие участники конкурса предложили 407 млн – именно эта сумма в качестве максимальной была указана «Роскосмосом» в конкурсной документации. Эскизный проект ракеты «Амур-СПГ» планируется создать к концу 2020 года.

Согласно техническому заданию, двухступенчатая ракета-носитель «Амур-СПГ» будет выполнена по «тандемной» схеме с многоразовой первой ступенью. При этом ракету можно будет использовать разово в специальном исполнении «со снятием элементов многоразовости». В многоразовом варианте исполнения «Амур-СПГ» будет способен вывести на низкую околоземную орбиту не менее 9,5 тонн полезной нагрузки, в одноразовом — не менее 12 тонн.

Как отмечают «Ведомости», «КосмоКурс» ожидаем не выиграл в конкурсу, зато получил порцию заслуженного внимания СМИ, поскольку действительно впервые полностью частная компания – по сути, стартап – участвовала в подобном тендере.

До этого лишь раз частная компания участвовала в создании техники для «Роскосмоса»: предприятие «Даурия» изготовило два малых спутника, которые так и не заработали после выхода на орбиту, добавило «РИА Новости».

Почему метан?

На сегодняшний день для первых ступеней перспективных ракет-носителей разрабатываются двигатели на паре метан – кислород, планы использовать сжиженный природный газ как ракетное топливо – мировой тренд. Применять на ряде своих ракет версию двигателя “Раптор” на сжиженном газе собирается компания SpaceX. Именно метановые двигатели, считают в американской компании, должны отправить первых землян на Марс. Еще один двигатель на метане BE-4 разрабатывается другой частной компанией США Blue Origin для использования, в частности, на ракете “Вулкан” от United Launch Alliance.

Метан – это в первую очередь дешевое топливо, его переработка и использование широко освоено другими отраслями промышленности, что позволяет использовать уже готовые инфраструктурные решения. Например, не нужно разрабатывать какие-то особые хранилища для метана на наземном комплексе “Амура” – будут взяты стандартные конструкции ПАО “Газпром”. Более того, всего в 50 километрах от Восточного в рамках контракта с Китаем строится газоперерабатывающий комплекс “Газпрома” (Амурский ГПЗ), от которого на старт “Амура” достаточно протянуть ветку газопровода. Заправка ракеты топливом станет еще дешевле.

Источник изображения: ТАСС

Кроме хорошей “экономики”, сжиженный газ имеет целый ряд технических преимуществ. Метан – самое удобное топливо для многоразовых ракет. При сгорании, в отличие от керосина, сжиженный газ дает крайне мало сажи. С метаном элементы двигателя не придется очищать от несгоревших остатков топлива. Высокая охлаждающая способность метана позволит убрать лишний нагрев двигателя во время работы. Плюс метан обеспечит больший удельный импульс.

Метан часто критикуют за его низкую плотность. Считается, что из-за этого придется делать бак больше, что приведет к увеличению массы всей ракеты и проигрышу по полезной нагрузке. “Эти заявления не соответствуют действительности – при охлаждении до сверхнизких температур, сжиженный газ уплотняется достаточно, чтобы использовать баки стандартных объемов”, – пояснил Блошенко.

Площадки на побережье

Первая ступень “Амура” будет возвращаться на посадочные площадки, расчет места строительства которых сейчас ведется баллистиками в зависимости от траекторий полета новой ракеты с космодрома “Восточный”. “Изначально мы придерживаемся существующих согласованных районов падения ступеней “Союза-2″, но будем уточнять места посадки в рамках проектирования. Уже понятно, что посадочных площадок будет несколько, в том числе на самом Восточном. Несколько площадок будут располагаться на территории Хабаровского края, ближе к побережью Охотского моря”, – рассказал Пшеничников.

По его словам, после торможения в атмосфере ступень будет снижаться в район подготовленной площадки, маневрировать для точной посадки, затем открывать посадочные штанги и мягко приземляться за счет третьего включения центрального двигателя. Тут же на месте будет проводиться первичное техническое обслуживание многоразового блока ракеты. Как уточнил специалист, “на площадке будет минимум оборудования для первичного удаления компонентов топлива, через специальные технические отверстия будут подключаться шланги для выкачивания оставшихся паров метана и кислорода”.

Затем дежурный расчет посадочной площадки сложит штанги и рули ступени и обеспечит ее погрузку в транспортный контейнер. Перевозиться обратно на космодром блок будет двумя возможными способами – на внешней подвеске тяжелого транспортного вертолета Ми-26 или на грузовой платформе по железнодорожной ветке (при ее наличии в районе площадки приземления).

По прибытии ступени в монтажно-испытательный комплекс (МИК) Восточного будет проводиться ее внешний осмотр, а также проверка работоспособности основных узлов и агрегатов двигателя. “Также мы планируем широко применять методы неразрушающего контроля, потому что разбирать двигатель ступени не имеет смысла. То есть в саму конструкцию многоразовой ступени будет включена необходимая и достаточная система датчиков, которая с гарантией позволит оценить ее состояние без демонтажа деталей”, – отметил Блошенко.

Как сообщил Пшеничников, создание морской посадочной платформы для “Амура” пока не рассматривается, так как погодные условия Охотского моря сильно затрудняют стабильную эксплуатацию такой плавучей площадки. “Однако посадку в море с последующим подхватом ступени, в том числе спецсудами, мы не исключаем и будем рассматривать в рамках эскизного проекта”, – добавил специалист.

В свою очередь, Блошенко отметил, что Росмосмос, как заказчик, не ограничивает разработчика проекта в способах спасения и транспортировки ступени обратно на космодром. Не исключено, что будет отработан и альтернативный вариант посадки ступени – по-самолетному – за счет использования складываемых крыльев. “Что касается транспортировки ступени с площадки приземления, то если разработчики докажут, что мы можем, например, эффективно использовать роботов по типу Boston Dynamics для выноса многоразового блока в район МИК на своих “спинах”, то почему бы и нет”, – шутит исполнительный директор.

Облегченный автоматический старт

Совершенно новая идеология будет заложена для нового стартового комплекса под метановую ракету, отмечают представители Роскосмоса. Для “Амура” не планируется строить капитальные сооружения в соответствии с требованиями советского образца.

Мы хотим создать максимально облегченный стартовый комплекс, без подземного города с хранилищами на случай военных угроз. Его конструкция будет упрощена, в том числе с точки зрения требований стартового стола к потенциальным нагрузкам, для коммерческой ракеты это ни к чему. Это также большая экономия средств

Игорь Пшеничников, главный эксперт Департамента перспективных программ и проекта “Сфера” госкорпорации, ответственный за реализацию проекта “Амур-СПГ”

Другая причина обособления инфраструктурного комплекса метанового носителя на Восточном – должен быть обеспечен высокий уровень сервиса для заказчиков, гостей и туристов, создана открытая и комфортная смотровая площадка. “Коммерческая ракета должна располагаться в открытом для посещения зарубежными заказчиками месте, чтобы повести их на экскурсию, показать им монтажно-испытательные комплексы, где будут готовиться их аппараты. Также планируется туристическая инфраструктура на этом комплексе, гостиницы, места для проведения экскурсий, хорошая современная смотровая площадка для наблюдения за запуском”, – отметил главный эксперт Департамента перспективных программ и проекта “Сфера”.

Космодром Восточный

Источник изображения: Юрий Смитюк/ТАСС

Еще одно отличие старта “Амура” – полностью автоматический комплекс. Эта концепция предполагает, что с установленной на старт ракетой люди не должны проводить никаких операций. “Сейчас, например, у “Союза-2″ до последнего момента боевой расчет находится на старте, специалисты ходят по фермам и выполняют большое число процедур. Здесь же будет полностью автоматический старт”, – отметил Пшеничников. Специалист пояснил, что подобный подход не только повысит безопасность подготовки, во многом исключив человеческий фактор, но также поможет сэкономить на трудозатратах.

Сравнительная характеристика

Основные сведения и тактико-технические характеристики стратегических комплексов (систем) противоракетной обороны СССР и России
Характеристики Наименование комплекса (системы) ПРО
«А» «А-35» «А-35Т» «А-35М» «С-225» «С-375» «А-135» «А-235»
Разработчик (изготовитель) СКБ-30,МКБ «Факел» ЦНПО «Вымпел»,МКБ «Факел» СКБ-30 ЦНПО «Вымпел»,МКБ «Факел» ЦКБ «Алмаз» ЦКБ «Алмаз» ЦНПО «Вымпел», МКБ «Факел»,ЕМКБ «Новатор» ЦНПО «Вымпел»
Принятие на вооружение Н/д
Тип ракеты В-1000 А-350Ж А-350М А-350Р ПРС-1 / В-825 ПРС-1 51Т6 типа А-350 53Т6 51Т6 14Ц033
Число ступеней 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Тип двигателя (стартовый/маршевый) РДТТ/ЖРД РДТТ/ЖРД РДТТ/ЖРД РДТТ/ЖРД РДТТ/РДТТ РДТТ/РДТТ РДТТ/ЖРД РДТТ РДТТ/ЖРД ЖРД/ЖРД
Тип боевой части о.-ф., ядерная ядерная ядерная ядерная ядерная ядерная ядерная ядерная ядерная о.-ф., ядерная
Стартовая масса ракеты, т 33 33 33 10 9,6
Длина ракеты, м 12,4—14,5 19,8 19,8 19,8 10,0
Диаметр корпуса, м 1,0 2,57 2,57 2,57 1,0
Дальность действия, км 350 350 500—1000 350 80 1000—1500 200—300
Скорость полёта, м/с 1000 3000
Система наведения радиокомандная

Примечание: Проекты А-35Т, С-225 и С-375 были прекращены на различных стадиях проведения опытно-конструкторских работ. Проект А-235 находится на стадии полигонных испытаний.

Высочайший уровень автоматизации

А-135 создавалась более 20 лет и заступила на боевое дежурство в 1995 году. Система состоит из многофункциональной радиолокационной станции (РЛС) «Дон-2Н», командно-вычислительного пункта, комплекса передачи данных и шахтных пусковых установок (ШПУ), в которых находятся противоракеты.

Возможности А-135 позволяют парировать ядерный удар со всех ракетоопасных направлений. Ими считаются Западная Атлантика, северо-восточная акватория Тихого океана, Арктика, Средиземное море. Информацию о пуске МБР система ПРО получает от российских РЛС дальнего обнаружения. Огневые средства А-135 способны перехватывать десятки боевых блоков.

Ключевую роль в процессе мониторинга воздушно-космического пространства системой А-135 играет радиолокационная станция «Дон-2Н». Станция осуществляет непрерывный радиолокационный контроль на высоте до 40 тыс. км и способна сопровождать до 100 баллистических объектов. РЛС обеспечивает селекцию боевых блоков, целеуказание и наведение противоракет.

Внешне «Дон-2Н» напоминает усечённую правильную пирамиду высотой более 30 м. Длина её основания составляет 140 м, верхней площадки – 100 м. На боковых сторонах РЛС размещены приёмные и передающие фазированные антенные решётки. За их разработку знаменитый советский радиотехник Виктор Карлович Слока был удостоен звания Героя России.

Сердцем станции «Дон-2Н» является расположенный под землёй командный пункт. В случае тревоги офицеры 9-й дивизии могут попасть в него по специальному пешеходно-транспортному туннелю.

В командном пункте проходят регулярные тренировки по обнаружению и перехвату боевых блоков МБР. В 2019 году военнослужащие 9-й дивизии приняли участие в более чем 600 мероприятиях по отражению условной ядерной атаки с разных направлений.

«Ежедневно в воинских частях соединения на круглосуточное боевое дежурство заступает более 200 военнослужащих. Общую координацию и руководство деятельностью дежурных сил осуществляет оперативный дежурный командного пункта соединения», – говорится в материалах Минобороны РФ.

Она устойчива к помехам, а в случае ракетной атаки работа станции «Дон-2Н» обеспечивается независимыми системами электро– и водоснабжения, мощным холодильным оборудованием. Боевые расчёты могут пользоваться запасами воды и продовольствия.

Как пояснил журналистам начальник отделения боевых алгоритмов и программ полковник ПРО ВКС Ильгар Тагиев, высочайший уровень автоматизации РЛС позволяет оперативно реагировать на угрозы в воздушно-космическом пространстве.

Помимо обороны РФ, «Дон-2Н» привлекается для обнаружения испытательных пусков российских МБР и других средств поражения с космодромов Плесецк, Байконур, Восточный, с полигона Капустин Яр, а также из акваторий Баренцева, Белого и Охотского морей.

Кроме того, «Дон-2Н» активно участвует в развитии российских космических программ. В 2019 году расчёты РЛС выполнили контрольные проводки около 300 объектов на орбите.

«Дон-2Н» является поистине уникальным многофункциональным сооружением с выдающимися точностными характеристиками. Ничего подобного в мире больше нет. Это настоящее чудо отечественной инженерной мысли. Характеристики станции постоянно совершенствуются за счёт проводимой модернизации», – сказал Тагиев.

Полковник подчеркнул, что работы по обновлению РЛС не оказывают влияния на циклы боевого дежурства – все жизненно важные системы и агрегаты продублированы. Станция очень мощная, но в мирное время она работает в режиме малой излучаемости. По её периметру расположены экраны биологической защиты – на случай перевода объекта в активный режим.

Состав системы А-135

По общей архитектуре комплекс А-135 был близок к американской системе стратегической противоракетной обороны Sentinel/Safeguard, имея больше общего с ней, чем с предшествующим А-35.


Один из набросков 1980 года, художник изобразил Дон-2Н (радар ПРО).


Радар Дон-2Н.


Зоны покрытия РЛС типа «Дарьял».


Транспортно-загрузочная машина на шасси МАЗ-547А для противоракет дальнего перехвата 51Т6.

  • РЛС 5Н20 «Дон-2Н» (пгт Софрино под Москвой).
  • противоракеты дальнего перехвата 51Т6 «Азов», не стоят на вооружении на 2016 год. Противоракеты 51Т6 были расположены на двух стрельбовых комплексах (Наро-Фоминск (8ПУ), Жуклино (Александровский район, 8 ПУ)).
  • 68 противоракет ближнего перехвата 53Т6, по состоянию на январь 2016 год, расположенные на пяти стрельбовых комплексах (Развилка (16 ПУ), Сходня (16 ПУ), Королёв (12 ПУ), Внуково (12 ПУ), Софрино (12 ПУ)).
  • Командно-вычислительный пункт 5К80 с вычислительной системой «Эльбрус» (г. Пушкино, Московская обл.) и «Заря», в г. Балашиха, Московская область).

Противоракета 51Т6 (А-925)

51Т6 «Азов», по кодификации NATO SH-11/ABM-4 GORGON — противоракета дальнего перехвата, осуществляющая перехват за пределами атмосферы. Противоракеты оснащены специальными (ядерными) головными частями. В 2002—2003 годах (по другим данным — в 2006 году) были сняты с вооружения в связи с истечением срока службы. В то же время, по некоторым непроверенным данным, ракеты остаются в боевой готовности в шахтах близ Солнечногорска.

Характеристики противоракеты:

  • Длина: 19,8 м (по другим данным — 22 м).
  • Диаметр: 2,57 м.
  • Масса: 33000 кг (по другим данным — 45000 кг).
  • Дальность стрельбы, максимальная: 350 км (по другим данным — 850 км).
  • Дальность стрельбы, минимальная: 130 км.
  • Высота зоны поражения, максимальная: 670 км.
  • Высота зоны поражения, минимальная: 70 км.
  • Тип боевой части: специальная (ядерная).
  • Мощность боевой части: по разным источникам — до 10—20 килотонн; от 1 мегатонны до 2 — 3 мегатонн; 1,4 Мт..
  • Тип пусковой установки: шахтная.

Противоракета 53Т6 (ПРС-1)

53Т6 (ПРС-1), по кодификации NATO SH-08/ABM-3A GAZELLE — противоракета ближнего перехвата.
По некоторым сообщениям, гарантийный срок уже истёк. Поэтому, 20 декабря 2011 года на полигоне Сары-Шаган (в Казахстане) был произведён контрольный пуск с целью продления сроков эксплуатации. Также 21 июня 2016 года в 7 часов 00 минут (мск) успешно проведен испытательный пуск противоракеты ближнего действия российской системы противоракетной обороны  (ПРО).

Целью проведения пуска явилось подтверждение тактико-технических характеристик противоракет системы ПРО, находящихся на вооружении ВКС.

Характеристики противоракеты:

  • Тип боевой части: специальная (ядерная).
  • Мощность боевой части: 10 кт.
  • Время полёта: не более 12 секунд.
  • Время разгона до максимальной скорости (по разным данным) — 3—4 секунды
  • Время выхода из пусковой установки с момента запуска — 0,2—0,4 секунды.
  • Максимальные перегрузки:
    • продольная — 210 g;
    • поперечная — 90 g.
  • Угол отклонения ракеты после старта: до 70 градусов.
  • Тип пусковой установки: шахтная.

Испытания новой ПРО Москвы наметили на год

Командование Войск Воздушно-космической обороны России намерено весной-осенью года провести экспериментальные и учебно-боевые испытания новой системы противоракетной обороны А-235 Самолет-М , которая в перспективе должна будет заменить устаревшую А-135 Амур . Как пишет газета Известия со ссылкой на источник в командовании, практически сразу после испытаний, если их признают успешными, новая система ПРО может заступить на боевое дежурство.

По словам источника газеты, на испытаниях будут проведены стрельбы противоракет 53Т6 (вероятно, речь идет о модернизированном варианте ракеты-перехватчика, поскольку под таким индексом средства перехвата в настоящее время входят в состав А-135). Противоракеты комплекса А-235 могут нести как кинетическую, так и ядерную боеголовку, в то время как ракеты-перехватчики системы А-135 оснащены только ядерными боеголовками из-за малой вероятности прямого попадания средства поражения в баллистическую цель.

Разработкой проекта Самолет-М занимается конструкторское бюро Новатор . Новая система сможет перехватывать цели на высоте до 30 километров и на дальности до ста километров. При этом, в отличие от А-135, противоракеты комплекса А-235 смогут наводиться по направленному радиосигналу с земли, благодаря чему повышается точность попадания и становится возможным использование кинетической боеголовки. При этом, как отмечают Известия , противоракеты А-235 смогут управляться только по радиокомандам оператора.

В комплекс А-235 войдут радиолокационная станция Дон-2М (в состав действующей системы А-135 входит радар Дон-2Н , предположительно модернизированный до версии Дон-2НП ), а также противоракетами дальнего и среднего радиуса действия. Все основные параметры перспективной системы ПРО засекречены. Принцип оснащения противоракет ядерными и кинетическими боеголовками также не раскрывается. Официальный комментарий командования Войск ВКО Известиям получить не удалось.

Контракт на создание системы А-235 был заключен в 1991 году, а окончание работ по проекту наметили на год. Головным подрядчиком на момент подписания соглашения был назначен концерн Алмаз-Антей , в состав которого входит ОКБ Новатор (специализацией бюро является разработка артиллерийских и ракетных систем противовоздушной обороны). Предположительно, А-235 получит суперкомпьютер Эльбрус-3М . В 1991 году планировалось, что А-235 будет включать в себя три эшелона противоракет.

Ранее заместитель министра обороны России генерал-полковник Олег Остапенко заявил. что в стране ведется разработка новых средств поражения для системы ПРО, которые не только заменят ПРО Москвы, но и дополнят противоракетную оборону над остальной территорией страны. По словам Остапенко, все новые разработки довольно-таки быстро реализуемы . Подробности о перспективной системе генерал-полковник не уточнил.

Лучше, чем у американцев

С просьбой прокомментировать сообщение об успешном запуске противоракеты Федеральное агентство новостей обратилось к военному эксперту и постоянному автору журнала «Арсенал Отечества» Алексею Леонкову.

— Алексей Петрович, какой ракетой отстрелялась шахтная пусковая установка на Сары-Шагане?

— Это двухступенчатая ракета-перехватчик, предназначенная для комплекса ПРО А-235. Активизация работ по скорейшему вводу в строй этого комплекса была вызвана определенными изменениями в военных программах наших заокеанских «партнеров». 

— Есть предположение, что данный запуск российской противоракеты с Сары-Шагана завершился реальным перехватом мишени-имитатора. Насколько подобное предположение, по-вашему, может соответствовать реальности?

— Скорее всего, соответствует. В пользу этого могут свидетельствовать, как минимум, два довода. Во-первых, как говорится, «давно пора». Во-вторых, концепция А-235 подразумевает реализацию кинетического перехвата, при которой ракета-перехватчик не несет фугасно-осколочную боевую часть или спец-БЧ. Думаю, что как раз такой кинетический перехват цели с Сары-Шагана и был осуществлен.

— Американская противоракета GBI сумела осуществить первый успешный кинетический перехват мишени-имитатора межконтинентальной баллистической ракеты 30 мая 2017 года. Если принять за данность, что противоракета комплекса А-235 сумела тоже осуществить кинетический перехват, означает ли это, что «Нудоль» по своим характеристикам вышла на уровень американского комплекса Ground-based Midcourse Defense (GMD), введенного в строй в 2005 году?

— Испытания ракеты CBI, оснащенной заатмосферным кинетическим перехватчиком EKV, доказали, что американцы научились поражать лишь неманеврирующие МБР. Комплекс А-235 по своим характеристикам значительно превосходит GMD, ибо способен эффективно работать и по маневрирующим целям.

— Испытательный запуск российской противоракеты в очередной раз состоялся из шахтной пусковой установки. Означает ли это, что А-235 будет иметь не подвижные, а стационарные пусковые установки?

— Нет, не означает. После принятия на вооружение комплекс ПРО А-235 будет использовать именно подвижные пусковые установки. Это позволит не только заметно улучшить живучесть комплекса, но и с помощью оперативного маневра усиливать ПРО тех или иных российских объектов стратегического назначения в зависимости от текущей обстановки. И это еще один существенный плюс нашего комплекса ПРО по сравнению с GMD, в котором используются стационарные пусковые установки.

— Когда можно ожидать принятия комплекса ПРО А-235 на вооружение?

— Думаю, что первые данные об этом появятся после 2020 года. 

История создания

Разработка началась в 1971 году для замены системы ПРО А-35.

Строительство полигонного образца системы — «Амур-П» — начато в 1976 году. Строительство объектов системы ПРО А-135 было начато в 1980 году. Первые пуски противоракет А-925 и 53Т6 — в 1979 году. Государственные испытания системы А-135 состоялись в декабре 1989 года и в декабре 1990 года система принята в эксплуатацию.

17 февраля 1995 года система ПРО А-135 принята на вооружение ВС РФ (по другим данным — в 1989 году, ВС СССР).

Генеральным конструктором системы являлся Анатолий Георгиевич Басистов. Головные предприятия по разработке А-35, А-135 — НПО «Вымпел» и НИИ Радиоприборостроения.

Военно-техническая концепция А-135 после первого эшелона обнаружения целей тепловизионной системой «Око» предусматривала:

  • поражение боевых блоков межконтинентальных баллистических ракет противника, летящих со скоростью 6 — 7 км/спротиворакетами с ядерными боезарядами (вместо безъядерных в системе А-35);
  • использование двух эшелонов перехвата целей: противоракетами дальнего действия на больших высотах вне атмосферы и противоракетами меньшей дальности в атмосфере;
  • селекцию (различение) тяжёлых боеголовок МБР от лёгких ложных (маскирующих) целей при помощи стрельбовых радиолокаторов.

На заатмосферном участке в качестве различительного (селектирующего) признака использовалось изменение траектории полёта целей под воздействием ядерного (так называемого селектирующего) взрыва, а различение лёгких и тяжёлых целей в атмосфере проводилось по характеру их торможения в воздушном потоке (лёгкие цели начинали отставать от тяжёлых).

Научно-техническим новшеством было использование радиолокационных станций с неподвижными многоэлементными фазированными антенными решётками, что обеспечивало широкоугольный сектор обзора (сканирования) пространства в азимутальной и вертикальной плоскостях.

Комментировать
0