Технические характеристики моторных лодок серии «Казанка»

СОДЕРЖАНИЕ
0
15 октября 2019

Пожалуй, самой популярной серией плавательных средств, выпускающихся в Советском Союзе, была моторная лодка «Казанка». Её можно было встретить практически на всех судоходных реках страны. За всё время производства судно не раз претерпевало модернизацию, повышающую мореходность и комфортность. Надёжность лодки оказалась настолько высокой, что даже по прошествии семидесяти лет она всё ещё эксплуатируется среди любителей рыбалки и туризма.

Лодка казанка казанка

Производство судна

Лодка казанка технические характеристики

Крупнейшее авиационное предприятие СССР, основанное в 1932 году в городе Казани, в послевоенные годы из-за снижения потребностей страны в выпуске оборонных изделий запустило производство одномоторных лодок. Так, «Казанский авиационный завод имени Горбунова» изготовил в 1955 году мотосудно. Отличительной чертой производства стало использование в конструкции дюралюминиевого сплава, характеризующегося лёгкостью, прочностью и устойчивостью.

Выпущенная модель получила название «Казанка». Лодка оказалась настолько удачной, что по своим характеристикам превышала параметры всех маломерных суден и не имела конкурентов. Плоскодонная глоссирующая дюралевая мотолодка стала первой на территории страны, выпускающейся массовой серией.

Изделие хоть и обладало отличными характеристиками, на практике показало себя не с лучшей стороны. Так, при эксплуатации были отмечены низкая остойчивость, неудобное расположение отсеков. При установке мощных моторов наблюдались сильные перегрузки. Популярные на то время двигатели «Вихрь» с мощностью 15 кВт даже перекидывали судно.

Неудачным оказался и сконструированный завал бортов, направленный внутрь лодки. На резких поворотах, из-за уменьшения ширины ватерлинии, лодка нередко переворачиваюсь. При движении отмечались случаи переливания воды через корму.

Производители казанки

Инженерами предприятия были предприняты попытки модернизировать судно. Была выпущена «Казанка-М», а после — «Казанка-2М». Но несмотря на все недостатки, спрос на лодки был высок. В 1970 году на Черноморском судостроительном предприятии по чертежам Казанского завода был налажен выпуск модели «Южанка». В её конструкции применялись водонепроницаемые 2,75-метровые були, каждый с объёмом по 52 литра. Установленные крылья снизили скорость плавательного средства, но в то же время увеличили остойчивость.

В период с 1955 по 1978 год было выпущено более 200 тыс. лодок. Но по требованиям, принятым Государственной инспекцией по маломерным судам СССР, в 1980 году лодка «Казанка» была снята с производства, а её использование на воде запрещено. С этого момента и начался выпуск модернизированных конструкций. Их общее число составило 11 моделей без учёта «Южанки».

Параметры первой мотолодки

Параметры лодки казанки

Первая модификация лодки выпускалась полностью из дюралюминия Д16. Соединение частей осуществлялось методом клёпки. Длина изделия составляла 4,63 метра, а ширина — 1,24 метра. Толщина обшивки днища была не меньше 1,5 мм, а бортов и палуб один миллиметр.

Форпик лодки разделён на две части. В одной располагался герметичный блок, а в другой — багажный отсек с дверью. Палуба застилалась деревянными настилами, а бока укреплялись продольными реданами. Интересной особенностью конструкции был отказ производителя от использования брызгоотбойников. В итоге вода часто попадала на находящихся в судне. Впоследствии они так и не были установлены, а вместо них конструктор увеличил высоту борта до 80 см.

В комплекте с моделью шли деревянные вёсла — одно кормовое и два с уключинами. Для быстрого ремонта прилагалась «аптечка», в состав которой входили дюралюминиевая пластина, лента для герметизации, заклёпки.

Основные технические характеристики лодки «Казанка» были следующими:

Как выбирать моторную лодку казанку

Использование лодки казанки

  1. Высота борта в сечение корпуса корабля — 0,68 м.
  2. Наклон килеватости днища на транце — 40С.
  3. Общий вес лодки со снаряжением — 138 кг.
  4. Грузоподъёмность — 400 кг.
  5. Пассажировместимость — 4 человека.
  6. Максимальная мощность допустимого к установке мотора — 14 л. с.
  7. Мореходность (наибольшая допустимая высота волны) — 0,20 м.

Изготавливаемое судно идеально подходило для прогулок и рыбалки, но вот ночлег в нем был неудобен из-за небольшой ширины кокпита. Для личных вещей хотя и было предусмотрено место, но на практике его не хватало. Габариты делали лодку неудобной для перевозки на крыше автомобиля. При этом в случае откинутого в верхнее состояние двигателя возрастала нагрузка на транец, приводящая к поломке.

Ходовые качества

Оснащение лодки казанки

В заводской инструкции судна указано, что при волнении на воде более двух баллов выезд на судне не рекомендуется. Поэтому лодка предназначена для использования на реках, озёрах и водохранилищах. Отдаляться от берега на расстояние более 1,5 км недопустимо.

Практическое использование «Казанки» выявило хорошую управляемость на скорости не более 15 км/ч. Вход в глиссер при средней нагруженности лёгкий. Наибольшая скорость движения не должна превышать 25 км/ч. Оптимальным двигателем считается мотор «Москва».

Для установки более мощных двигателей умельцами предпринимаются разнообразные доработки. В первую очередь усиливается подмоторная ниша, иначе заклёпочное соединение просто не выдерживает и разрушается. После доработки владельцы могут установить моторы следующих производителей:

Самые лучшие модели лодки казанки

  1. «Вихрь-20».
  2. «Москва-10».
  3. SUZUKI 15.
  4. «Ветерок-8М».
  5. «Парсун 9,8».
  6. Honda BF 20.

Но тут следует помнить, что при скорости выше 15 км/ч лодка может перевернуться или попросту уйти под воду. Поэтому мощный мотор рекомендуется использовать начиная с модели «Казанка М» или самостоятельно установить були. Их размер не должен превышать 2750 на 643 мм. Внутри крылья заполняются монтажной пеной или пенополистиролом. А также на ходовую часть положительно влияет установка подводных крыльев. С ними лодка свободно может преодолевать волны высотой до 30 см.

В мотосудне также предусмотрены отверстия под вёсла. С их помощью можно не только бесшумно подходить к определённым местам, но и перемещаться при поломке двигателя. Вёсла можно применять не только комплектные, хорошо зарекомендовали себя изделия из дюралюминия и комбинированного материала.

Некоторые умельцы устанавливают на лодку парус, совершенно меняя гидродинамику движения судна. Для этого они добавляют руль, киль, грот и латкарманы, в которые вставляются латы, поддерживающие задние шкаторины. На изделие обычно устанавливаются два паруса — фотом и стаксель, с суммарной площадью, не превышающей 7 м2.

Требования по технике безопасности

Как обслуживать лодку казанку

При перемещении по воде на лодке необходимо соблюдать правила безопасности. Категорически запрещается нарушать равновесие лодки, сидеть на борте. Во время посадки или перемещения по судну все движения следует совершать строго посередине днища. Управляя средством, необходимо направлять лодку так, чтобы она пересекала волны на малой скорости. Если возникает угроза шторма, то все пассажиры обязаны пересесть на слани. Следует избегать крутых и резких поворотов из-за возможности опрокидывания судна.

При повреждении корпуса рабочий отсек заполняется водой, но само изделие остаётся на плаву. При затоплении судна необходимо покинуть лодку и, держась за неё, как за спасательное средство, плыть к берегу.

Не реже одного раза в год лодку обязательно нужно осматривать на появление потёртостей и повреждений окраски. В случае необходимости — выполнять восстановительные работы. Краска и грунтовка наносятся после просушки в течение суток при температуре около 200С. Потёртые места обрабатываются техническим вазелином. Особенно это актуально для лодок, эксплуатирующихся в морской воде.

При выявлении негерметичности повреждённые соединения промазываются железным суриком, размоченным в олифе, и закрашиваются эмалью. Пробоины в корпусе заделываются в следующей последовательности:

Заделывание пробоины на лодке

  • удаляются участки с трещинами;
  • кромки по кругу пробоины запиливаются;
  • к отверстию прислоняется накладка с припуском до 30 мм через уплотнительную тиоколовую ленту;
  • в накладке по контуру просверливаются отверстия диаметром 3,6 мм;
  • накладка с обшивкой приклёпывается к корпусу.

Заводские модификации

Современные модели лодки казанки

Выпуск лодки продолжается и сегодня. Производит её тот же завод, но уже ставший акционерным обществом ОАО «Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова». На предприятии изготавливаются две модели: «Казанка 5М4», по сути, уже относящаяся к катерам, и мотолодка «Казанка-6М».

Предыдущие модели завод изготавливал как с незначительными, так и с кардинальными изменениями. Новая серия «Казанка М» отличалась от прародительницы уже установленными булями. Но из-за наращивания мощностей двигателей, а также появления двухмоторных установок, в начале 70-х годов была спущена пятиметровая «Казанка-2М», рассчитанная уже на шесть человек. На судне были установлены функциональные сливные клапаны. Выпуск лодки был прекращён через три года из-за неудовлетворительных для того времени характеристик.

Новая модель «Казанка 5» впервые появилась в 1972 году. Судно разрабатывалось для использования совместно с выпускаемыми советской промышленностью двигателями. Новая модель отличалась повышенной мореходностью и комфортабельностью. В конструкции использовались обводы с небольшой килеватостью у транца и заострением носовой части. Из-за этого ходовые параметры были значительно улучшены. Использовать лодку рекомендовалось на удалении не более 3 км от берега и при высоте волны не более 0,75 метра.

Крытая лодка казанки

Корпус лодки изготавливался уже из дюралюминия марки Д1АТ. Места примыкания обшивки с килем и ботами усиливались профилями. Весить такая лодка могла до 150 кг. В пятой модели двигатель устанавливался на выносном кронштейне, что позволяло увеличить место в кокпите и упростить конструкцию кормовой части. Надводный борт был поднят на достаточную высоту, исключающую заливание водой.

К недостаткам конструкции «Казанки-5» относят неудобное обслуживание и возможность повреждения двигателя при швартовке. При этом на практике мотор чаще заливается водой, чем при установке в самоотливном рецессе. Поэтому заводом был налажен выпуск двух модификаций: с выносным мотором и помещённым в рецесс. В модели же с индексом «5М» кронштейн уже рассчитан на установку двух моторов.

Современные модели

Обзор лодки казанки

Постоянные доработки конструкции привели к созданию следующей серии «Казанка 5м4». Это плавательное средство используется и сегодня не только рядовыми гражданами, но и службами МЧС. Бортовые листы с днищем соединяются скобами, а носовая часть лодки выполнена запалубленной. Сиденья в комплектации мягкие. Лодка может выпускаться как с установленной каютой, так и без неё.

Непотопляемость конструкции обеспечивается пенопластом, закреплённым на носу и под палубой на корме. Лучшим двигателем для плавательных средств «Казанка-5» и «Казанка-5М» является мотор «Вихрь-М». При установке же двух моторов развиваемая скорость может достигать столько, сколько не под силу другим лодкам такого же класса — 60 км/ч. Но при таком разгоне резкие манёвры недопустимы, хотя уже по своим характеристикам судно вплотную приблизилось к катерам. «Казанка 6», и последняя разработка авиационного завода «6М» от всего модельного ряда отличаются приподнятым плоским днищем в носовой части.

Шестая модель имеет следующие характеристики:

Чем отличается лодка казанки от других моделей

  • длина судна — 4,4 м;
  • наибольшая ширина -1,32 м;
  • высота борта на миделе — 45 см;
  • вес — 82 кг;
  • пассажировместимость — 3 человека;
  • допустимая мощность двигателя — 12 л. с.

Из-за отличных параметров, а именно небольшого веса, прочности корпуса, простого управления и демократичной цены, дюралевая лодка «Казанка-6М» и сегодня составляет достойную конкуренцию другим суднам, выпускаемым в России. Она замечательно подходит для активного отдыха, рыбалки или водных прогулок. При этом народными умельцами разработано множество вариантов моддинга лодки, улучшающих конструкцию судна.

Источник
Комментировать
0