СОДЕРЖАНИЕ
0
01 января 2021

Танк БТ-7 . Создание и модернизация

В 1935 году ХПЗ начал выпуск следующей модификации танка – БТ-7. У этой модификации была улучшена проходимость, повышена надежность и облегчены условия эксплуатации. Кроме того, БТ-7 отличался более толстой броней.

Танки БТ-7 имели переконструированный корпус, с большим внутренним объемом, и более толстую броню. Для соединения бронеплит широко использовалась сварка. На танк установили двигатель М-17 ограниченной мощности и с измененной системой зажигания. Была увеличена емкость топливных баков. БТ-7 имел новые главный фрикцион и коробку передач, разработанную А.Морозовым. Бортовые фрикционы использовали переменные плавающие тормоза конструкции профессора В.Заславского. За заслуги ХПЗ в области танкостроения в 1935 году завод наградили Орденом Ленина.

На БТ-7 первых выпусков, как и на БТ-5, устанавливали цилиндрические башни. Но уже в 1937 году цилиндрические башни уступили место коническим цельносварным, характеризующимся большей эффективной толщиной брони. В 1938 году танки получили новые телескопические прицелы со стабилизированной линией прицеливания. Кроме того,на танках начали использовать раздельнозвенные гусеницы с уменьшенным шагом, которые лучше себя показывали во время быстрой езды. Применение новых гусениц потребовало изменить конструкцию ведущих колес.

Некоторые радиофицированные БТ-7 (с цилиндрической башней) оснащались поручневой антенной, однако БТ-7 с конической башней получили новую штыревую антенну. В 1938 году некоторые линейные танки (без радиостанций) получили дополнительный пулемет ДТ, расположенный в башенной нише. При этом пришлось несколько сократить боезапас. Некоторые танки оснастили зенитным пулеметом П-40, а также парой мощных прожекторов (как у БТ-5), расположенных над пушкой и служащих для подсветки цели. Однако на практике такие прожектора не использовались, поскольку выяснилось, что они не были удобны в обслуживании и эксплуатации. Танкисты называли БТ-7 “Бетка” или “Бетушка”.

Последней серийной моделью танка БТ стал БТ-7М. Опыт боев в Испании (в которых участвовали танки БТ-5) показал необходимость иметь на вооружении более совершенный танк, и весной 1938 года АБТУ приступило к разработке преемника БТ – скоростного колесно-гусеничного танка, имеющего подобное вооружение, но лучше защищенного и более пожаробезопасного. В результате появился прототип А-20, а затем А-30 (несмотря на то, что военные были против этой машины). Однако эти машины скорее были не продолжением линии БТ, а началом линии Т-34.

Параллельно с выпуском и модернизацией танков БТ на ХПЗ приступили к созданию мощного танкового дизеля, который в будущем должен был заменить ненадежный, капризный и пожароопасный карбюраторный двигатель М-5 (М-17). Еще в 1931-1932 годах КБ НАМИ/НАТИ в Москве, возглавляемое профессором А.К.Дьячковым, разработало проект дизеля Д-300 (12-цилиндрового, V-образного, мощностью 300 л.с.), специально предназначенного для установки на танки. Однако только в 1935 году на Кировском Заводе в Ленинграде построили первый прототип этого дизеля. Его установили на БТ-5 и провели испытания. Результаты оказались неутешительными, поскольку мощность дизеля была явно недостаточной.

На ХПЗ конструированием танковых дизелей занимался 400-й отдел, возглавляемый К.Чепланом. 400-й отдел сотрудничал с кафедрой двигателей ВАММ и ЦИАМ (Центральный Институт Авиамоторов). В 1933 году появился дизель БД-2 (12-цилиндровый, V-образный, развивающий 400 л.с. при 1700 об/мин, расход топлива 180-190 г/л.с./ч). В ноябре 1935 года дизель установили на БТ-5 и провели испытания.

В марте 1936 года дизельный танк продемонстрировали высшим партийным, правительственным и военным работникам. БД-2 требовал дальнейшей доводки. Несмотря на это, он уже в 1937 году был принят на вооружение, под названием В-2. В это время шла реорганизация 400-го отдела, закончившаяся появлением в январе 1939 года Харьковского Дизелестроительного Завода (ХДЗ), известного также под названием Завода №75. Именно ХДЗ и стал главным производителем дизелей В-2.

С 1935 по 1940 год было выпущено 5328 танков БТ-7 всех модификаций (не считая БТ-7А). Они состояли на вооружении бронетанковых и механизированных войск Красной Армии практически всю войну.

Назад – Вперед >>

< Назад   Вперед >

Сохранившиеся экземпляры

Модель 1935 г.

  • В экспозиции Центрального Музея Вооруженных Сил, Москва.
  • В экспозиции парка Окружного Дома офицеров Российской армии в Чите.
  • Памятник на территории завода им. Малышева в Харькове.
  • Музейный комплекс “Линия Сталина”, Минская область. Поднят из болота в районе Орши в 1998 г. Восстановлен до ходового состояния. Радийный (антенна – новодел).
  • Памятник на площадке перед Музеем Победы, сомон Халхгол. Радийный.

Модель 1937 г.

  • В экспозиции Военно-исторического музея Восточного (Дальневосточного) военного округа в Хабаровске.
  • В экспозиции Парка Победы на Поклонной горе, Москва. Бронекорпус с башней. Передан в начале 1990-х гг. из музея в Кубинке. Реконструирован. Опорные катки и гусеницы – от Т-34 и Т-54.
  • На территории Технического музея, Тольятти. Бронекорпус с башней.
  • В экспозиции Музея военной техники «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме – два танка, восстановленные из бронекорпусов. Один из танков восстановлен до ходового состояния.

БТ-42

В экспозиции Танкового музея Паролы.

Всё по

БТ-7 мод. 1937 г. в Хабаровске БТ-7 мод. 1935 г. и БТ-5 в Чите БТ-7 мод. 1937 г. в Верхней Пышме БТ-42 в Финляндии

Опытные модификации

  • БТ-ИС-7 — с приводом на шесть колёс (только проект).
  • БТ-СВ-2 «Черепаха» — с новой формой бронекорпуса и башни.
  • КБТ-7 — командирский танк с неподвижной рубкой вместо башни
  • ХБТ-7 — химический танк, предназначенный для огнеметания, заражения местности отравляющими веществами, дегазации и постановки дымовой завесы.
  • ОТ-7 (ОП-7) — огнемётный танк. Переделан из БТ-7М.
  • ТТ-БТ-7 и ТУБТ-7 — радиоуправляемые танки (телетанки).
  • В марте 1935 – январее 1937 года испытано 2 моста на танке БТ-7. Первый мост массой 1050 кг (вместе с приспособлениями и креплением) длиной 7 м. Второй мост длиной 7,5 м..
  • БТ-7 экранированый дополнительными листами брони. Был построен опытный образец, который участвовал в параде 1941 года..

Также испытывались различные приспособления для повышения проходимости — болотоходные гусеницы, деревянные фашины и т. д..

БТ-7 артиллерийский в игре

Исследование и прокачка

Эта машина является премиум техникой и не требует прокачки дополнительных модулей, она имеет «Элитный» статус, приносит больше кредитов и опыта за каждый бой, а также обладает рядом других преимуществ.

Боевая эффективность

БТ-7 артиллерийский имеет хорошую мобильность, интересную фугасницу. В топе команды танк способен на многое, не смотря на большой разброс орудия. Но довольно малая дальность обзора для лёгкого танка. БТ-7 артиллерийский один из самых интересных лёгких танков третьего уровня, он имеет в своем арсенале фугасное орудие «КТ-28» с мортирной траекторией полета снарядов которое имеет сокрушительную альфу для третьего уровня в целых 164 единицы урона за выстрел, такого второго в игре просто не существует, благодаря скорости вы можете заходить противникам в борта и тылы и бомбардировать их из самых неожиданных мест, а можете подобно лихому рейдеру набрасываться на одиночные цели даже на уровень выше! Но следует помнить и о крепышах третьего и четвертого уровня которым ваши фугасы будут наносить катастрофически малый урон но в силу своей тяжести и неповоротливости они не смогут вас догнать поэтому вы с легкостью сможете от них уйти на безопасные расстояние ведь вы же быстроходный лёгкий танк!

Достоинства:
  • фугасница, способная уничтожать легкобронированную технику с 1-2 выстрелов;
  • хорошая динамика;
  • хорошая скорость поворота башни;
  • хороший урон в минуту;
  • отличная скорострельность.
Недостатки:
  • слабое бронирование;
  • низкая точность орудия;
  • посредственный размер боекомплекта;
  • слабый обзор.

Экипаж

Всему экипажу можно прокачать Боевое братство для повышения всех характеристик машин. Танк представляет собой советский аналог британского Cruiser Mk. II с фугасным орудием, но отличается хорошей динамикой, поэтому имеет смысл делать упор на маскировку и обзор. Шестое чувство позволит понять, обнаружен ли танк или нет. Всему экипажу стоит прокачать Маскировку для повышения незаметности, в дополнение можно нанести камуфляж. Комбинация Радиоперехват + Орлиный глаз даст прибавку к обзору в 5%. Комбинация Плавный ход + Плавный поворот башни позволит быстрее сводиться на цель после смены позиции. Король бездорожья немного улучшит подвижность по слабым грунтам. Отчаянный повысит ДПМ в жарких схватках.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

top

ОФ60

ББ10

Оборудование
  • Усиленные приводы наводки позволят быстрее сводиться.
  • Улучшенная вентиляция улучшит все основные характеристики машины.

1

ОФ60

ББ10

Оборудование
  • Стереотруба увеличит дальность обзора неподвижной машины.
  • Улучшенная вентиляция улучшит все основные характеристики машины.

Активный свет

1
Пассивный свет

Снаряжение

Стандартный набор снаряжения: ремкомплект, аптечка и огнетушитель.

Боекомплект

Основные снаряды – осколочно-фугасные. Бронебойные имеет смысл использовать только в ближнем бою против экранированных противников.

Оценка БТ-7 артиллерийский

  • Защитник — хорошая динамика машины позволяет быстро возвращаться на базу для сбития захвата.
  • Захватчик — хорошая динамика, позволяющая быстро менять позицию.
  • Поддержка — хороший урон в минуту, позволяющий поддерживать огнем даже внизу списка.
  • Коса cмерти — хороший разовый урон орудия позволяет быстро бороться с легкобронированными машинами, благо их много на 3 уровне.

История изменений

Основная статья: История изменений БТ-7 артиллерийский

История изменений

Обновление 0.9.8

Добавлен для тестирования участникам Супертеста.

Обновление 0.9.9

Танк введён в игру в качестве подарка на пятилетие World of Tanks.

Обновление 1.9
  • Боезапас изменён с 40 до 70 снарядов.
  • Стоимость ремонта уменьшена на 44%.
  • Прочность изменена с 220 до 390 единиц.

Описание конструкции

Корпус и бронирование

Корпус танка представлял собой жёсткую коробчатую конструкцию, с удлинённой суженной закруглённой передней частью и трапециевидной тыльной частью. Корпус собирался из броневых и стальных листов сварным способом.

Вооружение

В башне формой усечённого эллиптического конуса устанавливалась 76-мм танковая пушка КТ-28. В месте с ней монтировался спаренный 7-62-мм пулемёт ДТ. В корпусе, справа от водителя, устанавливался курсовой 7,62-мм пулемёт ДТ в шаровой установке. В нише башни располагалась вращающаяся боеукладка барабанного типа на 18 штук 76-мм снарядов.

Двигатель и трансмиссия

В кормовой части корпуса располагался карбюраторный V-образный 12-цилиндровый двигатель М-17, мощностью 400 л. с. Трансмиссия механического типа: 4-скоростная коробка передач, многодисковый сухой главный фрикцион, бортовые фрикционы и передачи, гитары (для привода колёсного хода).

Ходовая часть

Ходовая часть состояла из восьми опорных, двух направляющих колёс. При движении на колёсном ходу передняя пара катков становилась управляемой, а задняя пара — ведущей. При гусеничном ходу руль убирался и укладывался в отделении управления. Подвеска на пружинных рессорах (свечах): двух горизонтальных и шести вертикальных. Вертикальные рессоры располагались между бортовыми листами и внутренней стенкой корпуса. Горизонтальные — внутри корпуса в боевом отделении танка.

История

Параллельно с основной модификацией выпускались артиллерийские танки БТ-7А с башней увеличенного размера с 76-мм пушкой образца 1927/32 годов (КТ) и тремя пулемётами ДТ, один из которых располагался в шаровой установке справа от пушки, второй — в дверке ниши и третий — в зенитной турельной установке П-40. Боекомплект танка состоял из 50 выстрелов и с 3339 патронов у линейного и 40 выстрелов и 2016 патронов у танков с радиостанцией.

В опытном порядке на БТ-7А устанавливались 76-мм пушки Л-10, Л-11 и Ф-32. Всего было выпущено 155 танков БТ-7А..

Производство БТ-7А

1934 — 1 (являлся прототипом БТ-7, но с 76-мм пушкой)

1936 — 5

1937—149

Из 149 танков выпуска 1937 года были сданы только 117. Для 32 машин не хватало пушек КТ. В результате в 1938 один танк без вооружения отправили на завод № 92, ещё 10 получили долгожданные пушки КТ, а на оставшихся 21 заменили башню на обычную конусообразную с 45-мм 20К от БТ-7. Эти танки поступали на укомплектование артиллерийских дивизионов, взаимодействующих с танковыми подразделениями.

Таким образом полноценных БТ-7А выпустили только 133 и ещё один остался без постоянного вооружения (именно его использовали для испытаний пушки Ф-32). К началу Великой Отечественной 15 из них списали.

В массовой культуре


Памятник БТ-7. 2013 год

Подбитый БT-7. 1941


Памятник БT-7. 2017 год

Из стихотворения «Танк»:

Когда бы монумент велели мне

Воздвигнуть всем погибшим здесь, в пустыне,

Я б на гранитной тесаной стене

Поставил танк с глазницами пустыми;

Я выкопал его бы, как он есть,

В пробоинах, в листах железа рваных,-

Невянущая воинская честь

Есть в этих шрамах, в обгорелых ранах.

На постамент взобравшись высоко,

Пусть как свидетель подтвердит по праву:

Да, нам далась победа нелегко.

Да, враг был храбр.

Тем больше наша слава.

Константин Симонов. 1939. Халхин-Гол.

БТ-7 в компьютерных играх

  • в игре «Sudden Strike 3: Arms for Victory»;
  • в игре Sid Meier’s Civilization V в пользовательских модификациях
  • в игре «War Thunder»
  • в модификации «Освобождение 1941—45» (Liberation mod) для Operation Flashpoint: Resistance;
  • в модификациях к серии игр «В тылу врага»;
  • в стратегии реального времени «Close Combat III: The Russian Front» (англ.) и её ремейке «Close Combat: Cross of Iron» (англ.);
  • в стратегиях «Блицкриг» и «Блицкриг 2»;
  • в стратегии реального времени «Вторая мировая»;
  • в игре World of Tanks;
  • в ММО-игре для Android-плаформ «World of Tanks Blitz», как лёгкий танк 3-го уровня;
  • в многопользовательской онлайн-игре Heroes and Generals;

У порога Великой Отечественной

Наличие БТ-7 в РККА на 1 июня 1941 года
Модель Категория ЛВО ПОВО ЗОВО КОВО ОдВО ЗакВО САВО ЗабВО ДВФ АрхВО МВО ПриВО ОрВО ХВО СКВО УрВО СибВО Рембазы Склады Всего
БТ-7 линейный 1 7 3 1 11
2 214 307 198 557 78 370 186 171 24 3 2108
3 23 43 29 41 22 98 14 20 14 304
4 18/11 7/4 7/4 31/22 3 20/8 1 16/11 1 7 26 137
Всего 255/11 364/4 234/4 632/22 103 488/8 202 207/11 39 10 26 2560
БТ-7 радио 1 1 5 8 22 36
2 177 242 100 429 72 383 125 7 5 5 1545
3 17 41 24 37 24 65 3 5 3 3 222
4 2 12/10 9/3 16/8 4/2 21/11 1/1 1 12 78
Всего 196 296/10 133/3 487/8 100/2 469/11 137/1 34 8 9 12 1881
БТ-7 артиллерийский 1 4 4
2 9 17 24 9 20 3 1 83
3 3 2 4 7 2 1 19
4 3 3 3/2 2 11
Всего 12 20 2 31 19/2 28 3 2 117
БТ-7М линейный 2 1 11* 4 92 150 41 209 4** 512
3 5 1 1 7
4 1 1 2
Всего 1 11 4 97 152 41 211 4 521
БТ-7М радио 2 35 100 17 9 3 12 176
3 1 4 5
Всего 36 104 17 9 3 12 181
БТ-7 РСМК 2 1 2 3
БТ-7 химический 3 1 1
БТ-8 2 1 1 2
Итого 464/11 691/14 410/7 1351/30 372/2 50 976/21 367/1 462/11 66 19 38 5266

*Включая 10 с зенитно-пулеметной установкой П-40.

**Включая 2 с зенитно-пулеметной установкой П-40.

Что касается БТ-7М, то основная их часть поступила на вооружение моторизованных дивизий и отдельных батальонов связи механизированных корпусов первой волны формирования. Так, к началу ВОВ, из имевшихся в КОВО 201 танка, 195 были в 81-й мд и 6 — в 184-м обс 4-го мехкорпуса. 169 машин ОдВО числились в 15-й мд 2-го мехкорпуса. 3-й мехкорпус имел 11 танков, 6-й — 40, в том числе 30 — в 4-й тд, 4 — в 7-й тд и 6 — в 185-м обс. 7-й мк МВО имел в 1-й мд 205 БТ-7М и 6 — в 251-м обс. Так же эти танки имела 9-я тд САВО, которая получила батальон из 50 танков, переданный из 1-й мд. Были БТ-7М и в ВУЗах: 14 машин числились во 2-м Саратовском БТУ, 2 — в КБТКУТС, 3 — в ВАММ и один — на ЛБТКУКС. Кроме того, 2 танка находились на НИАБТ Полигоне, 5 — на рембазе № 7, 1 — на з-де № 183; местонахождение оставшихся двух танков, включая ОТ-7, пока неизвестно. Скорее всего они были на артиллерийском и химическом полигонах.

К началу Великой Отечественной войны в Оперативные войска НКВД входили: отдельная мотострелковая дивизия особого назначения, 13 (№ 1-6, 8, 10, 13 — 16) мотострелковых, 4 (№ 7, 18, 19, 21) кавалерийских и 3 ремонтных кавалерийских (№ 9, 11, 17) полка. На их вооружении состояли 188 БТ-7 и 72 БТ-7М, а также 12 Т-37 и 40 Т-38.

Согласно штату ОМСДОН имела танковый батальон — 54 БТ-7 и 12 Т-38, полки — по танковой роте из 17 БТ и 5 Т-37/38. Штатную матчасть получили только ОМСДОН и 18-й кп, другие полки были укомплектованы по-разному.

ОМСДОН имела 54 БТ и 12 Т-38, 1-й мсп — 11 и 3, 3-й — 6, 5-й — 12 и 4, 6-й, 8-й и 13-й по 11 и 3, 10-й — 15, 14-й — 8, 15-й — 10, 16 — 13 и 2, 18-й — 17 и 5, 21-й кп — 17 и 1. Распределение оставшихся 64 БТ и 16 Т-37/38 пока неизвестно.

Развитие серии БТ

Серию БТ продолжили — были усилены бронирование и вооружение, была установлена рация (сначала — только на командирских машинах), на БТ последних серий стоял дизельный двигатель.

Колесно-гусеничный движитель активно использовался при разработке новых советских танков. Существовали варианты его использования на Т-26 и среднем танке Т-28, причем была выпущена экспериментальная серия последнего.

Возникла идея создать танк с тремя движителями — плавающий. Одни из первых советских плавающих танков были созданы именно на основе БТ (ПТ-1А). Существовал также проект танка с четырьмя движителями — колёсно-гусеничный, плавающий, способный двигаться по рельсам.

Проводились многочисленные работы по улучшению движения танка на колёсах. Так, разрабатывался привод на все колёса (кроме управляемых) — танк при этом превращался в колёсную машину с колёсной формулой 6×8 (идея реализована при создании А-20). Создавались экспериментальные БТ, способные двигаться при утере одной из гусениц — с одного борта при этом привод был на колёса, а с другого — на ведущее колесо гусеничного хода. При этом, движение гусеницы было синхронизировано с вращением колёс другого борта.

Проблемой всех танков серии БТ была слабая броня. Некоторые источники говорят о том, что советское руководство того времени увлеклось теорией, что быстрота танка компенсирует его слабое бронирование. Тонкая противопульная броня в танкостроении 1930-х считалась нормой. Такой бронёй были защищены все без исключения танки того времени, включая средние и даже тяжёлые, так как до середины тридцатых удачных ПТО не имела ни одна страна мира, и поэтому не существовало необходимости в противоснарядном бронировании. Даже когда появились серьёзные средства противотанковой борьбы, военные не забеспокоились — серьёзных войн с применением танков не было и боевой опыт их применения не накопился. Тем более что усилить броню означало увеличить массу танка, а двигатели того времени не могли позволить такую роскошь.

Исключением были БТ, на которых стояли самые мощные танковые двигатели своего времени. Однако и у БТ было ограничение — колёсный движитель не позволял наращивать массу машины. Даже стандартные БТ не могли двигаться по слабому грунту на колёсах, но нормально шли на колёсах по любой твёрдой дороге, чему свидетельством — многочисленные фотографии с манёвров 1930-х годов.

Конец эры БТ

Советские конструкторы понимали слабость бронирования БТ — это стало особенно очевидно в ходе войны в Испании. Именно для улучшения защищённости танка они, начиная с БТ-7 поздних серий, начали ставить броню с рациональными углами наклона. Стремление максимально защитить танк при сохранении приемлемого веса нашло отражение в колёсно-гусеничном танке БТ-20 (другое название — А-20). Однако втиснуть надёжное бронирование в заданные весовые ограничения (18 тонн) было невозможно.

Инициатором усиления бронирования и вооружения нового танка вступило руководство АБТУ во главе с участником Испанской войны Д. Г. Павловым. КБ Харьковского завода, работавшего над новой машиной, разработало альтернативный танк с чисто гусеничным движителем — А-32. Руководителем КБ был М. И. Кошкин, так как в январе был арестован предыдущий руководитель КБ (А. О. Фирсов).

В августе 1938 года проекты А-20 и А-32 были представлены на заседании Главного военного совета РККА при Наркомате обороны. Военные одобрили колёсно-гусеничный танк, но И. В. Сталин приказал провести сравнительные испытания обоих вариантов танка.

В мае 1939 года А-20 и А-32 были изготовлены, а в июле прошли государственные испытания. И даже по окончании испытаний военные продолжали колебаться — отказаться от колёсно-гусеничного движителя они не решались. Ситуацию решило следующее испытание, прошедшее в сентябре на испытательном полигоне под Москвой. На испытание М. И. Кошкин представил усиленный вариант гусеничного А-32 — Т-32 (с 76-мм пушкой Л-10 и толстой бронёй). Новый танк произвёл фурор — в нём удачно соединились и скорость, и бронирование, и мощное вооружение. После того, как лично К. Е. Ворошилов заявил, что «именно такая машина нужна Красной Армии», судьба танка была решена. По результатам испытаний Т-32 был доработан (в частности, ещё более усилено бронирование) и запущен в производство под названием Т-34.

На этом в СССР закончилась эпоха быстроходных танков. С появлением Т-34 производство танков БТ было свёрнуто (хотя на танкоремонтных заводах танки БТ продолжали восстанавливать минимум до середины 1942 года).

Оценка машины

По совокупности основных параметров — вооружения, маневренности — БТ-7 можно признать удачными танками 1930-х годов.

Вооружение лёгких танков БТ и Т-26 на июнь 1941 года уже мало соответствовало задачам. 45-мм пушка 20-К позволяла вести борьбу с пехотой противника и его лёгкой бронетехникой. Но перед нападением на СССР немцы увеличили лобовую броню танков Pz.Kpfw. 35(t), Pz.Kpfw. 38(t), Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw. IV до 50 мм, и бронебойный снаряд 45-мм пушки уже не мог пробить её даже при стрельбе в упор. Бортовая 30-мм броня немецких танков пробивалась на дистанции до 800 м. Осколочно-фугасный снаряд (ОФС) БТ-7 не позволял бороться с окопавшейся пехотой противника. ОФС БТ превосходил по фугасному действию 20-мм снаряд пушки Pz.Kpfw. II и тем более пулемёт Pz.Kpfw. I. Примерно соответствовал 37-мм снаряду PzKpfw III ранних выпусков. Уступал 50-мм снаряду PzKpfw III модификации и выше. Существенно уступал 75-мм снаряду PzKpfw IV.

Ощутимым был и тот факт, что за пять лет серийного производства конструкцию БТ-7 достаточно хорошо отработали. Вполне удовлетворительной была и техническая надёжность танка (разумеется, при нормальной эксплуатации)

Вместе с тем, эксплуатация танка в войсках выявила ряд недостатков. Часть из них устранялась в процессе серийного производства, часть же была характерна для танков с колёсно-гусеничным движителем, и являлась поэтому неустранимой. Основные нарекания вызывал двигатель М-17, в основном из-за его невысокой надёжности. Фактически, в танковое производство в ряде случаев направлялись двигатели, признанные военной приемкой непригодными для установки на самолёты, либо списанные из авиации. Это приводило в том числе и к таким анекдотическим ситуациям, когда танк БТ предписывалось заводить только в присутствии снаружи члена экипажа, держащего наготове огнетушитель — двигатель мог загореться сразу после пуска. К тому же значительной проблемой отечественного двигателестроения было стремление обеспечить количественные показатели. За счет использования малоквалифицированной рабочей силы, регулировка двигателя осуществлялась неквалифицированно, из-за разрегулировки ГРМ имели место частые случаи встречи клапанов с поршнями. Карбюраторный мотор был к тому же очень «прожорливым» — за высокие показатели мощности и запаса хода приходилось платить большим расходом ГСМ. Общая ёмкость всех бензобаков составляла 790 л, а расход топлива на 1 км при движении на колёсах достигал 1,5—1,6 л, но этот недостаток в целом был устранимым, и был полностью решён в модификации БТ-7М, обладавшим уникальным по тем временам дизельным танковым двигателем — В-2 мощностью 500 л. с.. Хуже обстояло дело со специфическими недостатками колёсно-гусеничной схемы. Резиновые бандажи при движении на колёсах по шоссе с твёрдым покрытием (таким как булыжник или асфальт) начинали разрушаться уже после 100 км пробега. Значительная часть забронированного объёма «съедалась» за счёт двойного борта. Основным же неустранимым недостатком можно считать высокую сложность привода колёсного хода, который к тому же при движении на гусеницах вообще являлся бесполезным грузом. Кроме того, при испытании на НИИБТ-полигоне в Кубинке было выявлено, что на практике переход с гусениц на колёса и обратно занимает около часа, в то время как в руководстве службы значилось 25—30 минут.

Конструкция

Турель П-40 зенитного ДТ. 1930-е гг.

В связи с установкой башни Т-26-4 с 76-мм пушкой, в корпус танка были внесены некоторые изменения: увеличен диаметр отверстия в подбашенном листе, срезаны углы колпаков над радиатором и изменено крепление сеток колпаков; утоплены в крыше регулирующие стаканы первой пары опорных катков; изменена укладка боеприпасов в корпусе. Башня Т-26-4 — сварная, имела форму цилиндра с овальной нишей сзади. Её корпус состоял из двух полукруглых листов (переднего и заднего), крыши и ниши. Оба полукруглых листа сваривались встык друг с другом. Стыки листов с наружной стороны защищались броневыми накладками. Передний лист имел большое прямоугольное отверстие для установки пушки, две смотровые щели и два круглых отверстия для стрельбы из револьвера. С правой стороны отверстия для пушки был вварен цилиндр, в донышко которого устанавливалось яблоко для пулемёта. В средней части крыши башни находился большой прямоугольный люк, предназначавшийся для посадки экипажа. Узкой планкой он разделялся на две части, закрывавшиеся сверху крышками.

В башнях с зенитной установкой вместо правой крышки размещалось её основание и поворотный круг. В передней части крыши находились четыре круглых отверстия: справа впереди — для командирской панорамы, слева сзади — для флажковой сигнализации, в центре, над казённой частью орудия — для вентилятора и слева — для перископического прицела. В задней части башни имелось отверстие для установки антенны.

Разновидности БТ

БТ-7А: танк артиллерийской поддержки с 76-мм пушкой в увеличенной башне

  • БТ-2: Первый вариант БТ, по сути — пробная серия. Выпускался в 1931—32 гг. Вооружён 37-мм пушкой и пулемётом ДТ. Экипаж — 2 чел.
  • БТ-4 модификация танка БТ-2, разработанная в харьковском КБ под руководством инженера А. О. Фирсова
  • БТ-5: Усиленное бронирование, и вооружение (45-мм пушка и пулемёт ДТ; на некоторых танках был второй ДТ в нише башни, на некоторых — ещё и зенитный ДТ). Экипаж — 3 чел. Выпускались в варианте линейного танка и командирского (с рацией).
  • БТ-5ПХ: Танк подводного хода — отличался приспособлениями, позволяющими преодолевать водные преграды по дну. Экспериментальный.
  • ПТ-1А: Плавающий танк. Экспериментальный.
  • БТ-5А: Танк артиллерийской поддержки с 76-мм пушкой в увеличенной башне. Экспериментальный.
  • БТ-7: Сварной корпус несколько изменённой формы. Новый двигатель -М-17 (лицензионный BMW-VI). Вооружение — как у БТ-5. Выпускался, как и БТ-5 в варианте с рацией и без рации.
  • БТ-7А: Танк артиллерийской поддержки с 76-мм пушкой в увеличенной башне.
  • ОТ-7: Огнемётный танк.
  • БТ-7М (предсерийные машины именовались БТ-8): Дизельный двигатель В-2. Целью установки дизельного двигателя на танке было повышение топливной экономности, запаса хода и снижение пожарной опасности при эксплуатации и боевых повреждениях.
  • БТ-9: Танк легкий быстроходный колёсно-гусеничный, представляет собой прообраз А-20. Проект был отклонен осенью 1937 года.

Кроме того, испытывалось большое количество экспериментальных танков на основе БТ (ракетоносные, экранированные, радиоуправляемые и т. д.). Также, на основе БТ создавались экспериментальные и мелкосерийные бронированные машины (инженерные машины, мостоукладчики, машины управления, БРЭМ и т. д.).

В некоторых источниках утверждается, что существовал вариант танка с двумя башнями (как у первых Т-26). Однако это не соответствует действительности. Двухбашенных БТ не было ни в макетах, ни в проектах.

Комментировать
0