Устройство БМ-13 «Катюша»
Основное достоинство реактивной установки БМ-13 – ее предельная простота как в производстве, так и в применении. Артиллерийская часть установки состоит из восьми направляющих, рамы, на которой они находятся, поворотного и подъемного механизмов, прицельных приспособлений и электрооборудования.
Направляющие представляли собой пятиметровый двутавр со специальными накладками. В казенной части каждого из направляющих было установлено стопорное устройство и электрозапал, с помощью которого производился выстрел.
Направляющие были закреплены на поворотной раме, которая с помощью простейших подъемных и поворотных механизмов обеспечивала вертикальную и горизонтальную наводку.
Каждая «Катюша» была оборудована артиллерийским прицелом.
Экипаж машины (БМ-13) состоял из 5-7 человек.
Реактивный снаряд М-13 состоял из двух частей: боевой и реактивного порохового двигателя. Боевая часть, в которой находилось взрывчатое вещество и контактный взрыватель, весьма напоминает БЧ обычного артиллерийского осколочно-фугасного снаряда.
Пороховой двигатель снаряда М-13 состоял из камеры с пороховым зарядом, сопла, специальной решетки, стабилизаторов и запала.
Основной проблемой, с которой столкнулись разработчики ракетных систем (и не только в СССР), стала низкая точность кучность реактивных снарядов. Для стабилизации их полета конструкторы пошли двумя путями. Немецкие реактивные снаряды шестиствольных минометов вращались в полёте за счет косо расположенных сопел, а на советских РСах были установлены плоские стабилизаторы. Для придания снаряду большей точности нужно было увеличить его начальную скорость, для этого направляющие на БМ-13 получили большую длину.
Немецкий способ стабилизации позволял уменьшить габариты как самого снаряда, так и оружия, из которого его выпускали. Однако при этом значительно уменьшалась дальность стрельбы. Хотя, следует сказать, что немецкие шестиствольные минометы были точнее «Катюш».
Советская система была более простой и позволяла вести стрельбу на значительные дистанции. Позже на установках стали использовать спиральные направляющие, которые еще более увеличивали кучность.
Немного теории
Для того, чтобы материал данной статьи был предельно понятен и ясен предварительно, будут даны несколько определений, непосредственно касающихся темы данной статьи.
Оперативный уровень войны связывает применение тактических сил со стратегическими возможностями, для достижения конечного состояния войны.
Оперативный подход является подходом широкого осмысления общих действий, которые производят условия, определяющие желаемое конечное состояние.
Оперативное искусство – это применение творческого воображения командирами и штабами для разработки и применения стратегий, кампаний и крупных операций, а также организации и использования военной силы, на основе своего мастерства, знаний и опыта.
Действия на операционном уровне, как правило, связаны с более широкими измерениями времени и пространства, чем производят тактические действия. Командиры должны понимать сложность оперативной обстановки. Выйти за рамки непосредственной ситуации и учитывать последствия их подхода к действиям на тактическом уровне.
На основании этой терминологии, будут рассмотрены все советские мифы операционного применения установок MLR БМ-13 в июле 1941 года.
О стрельбе батареи капитана Флерова по Орше 14 июля 1941 года
Ни какой стрельбы советских реактивных установок ни под Оршей, ни по Орше, 14 июля 1941 года не было и не могло быть. Для того, чтобы с этим разобраться мы опять посмотрим на немецкие карты.
Сначала посмотрим на часть карты Группы армий «Центр» датируемой 13 июля 1941 года, даты предшествующей «первому боевому применению» (рисунок 3)
Можно обратить внимание, что город Орша полностью захвачен немцами. Захвачен весь город и ближайшие к нему районы
Рисунок 3. Часть карты Heeresgruppe „Mitte“, датируемой 13 июля 1941 года.
Батарея советских MLR БМ-13 не могла обстреливать станцию Орша не только 14 июля, но даже 13. Причина для этой невозможности очень проста – батарея оказалась бы в полном окружении, ей некуда отходить от города Орша. Дорога на юг – перекрыта частями 18-й танковой дивизии Вермахта.
Дорога на восток (в направлении на Смоленск) перекрыта частями 29-й моторизованной дивизии Вермахта. И это все происходит 13 июля 1941 года. Тогда как советские идеологи сообщают точную дату – 14 июля 1941 года. Хорошо – их есть у нас (рисунок 4).
Рисунок 4. Часть карты Heeresgruppe „Mitte“, датируемой 14 июля 1941 года.
И еще проблема в том, что советские идеологи забыли укомплектовать ужасно секретную батарею капитана Флерова дивизией (да-да) – военно-транспортной авиации. Чтобы у этого командира дивизии должность называлась – заместитель командира батареи по авиации. С его помощью батарея могла легко и непринужденно перемещаться из Москвы в Борисов, оттуда в Оршу, а оттуда: то ли под Псков, то ли под Вязьму.
Ситуация еще более сложная для батареи капитана Флерова. Если мы переведем то, что написано в так называемом журнале боевых действий батареи Флерова на то, что можно наблюдать по немецкой карте, то получится приблизительно следующее:
‒ во-первых – 14. 7. 1941 г. 15 часов 15 минут батарея капитана Флерова не могла нанести удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Не могла по причине того, что у нее для этого не хватило бы дальности стрельбы;
‒ во-вторых – исходя из пункта первого, не было ни каких вообще отличных результатов и тем более не было сплошного моря огня;
‒ в-третьих – 14. 7. 1941 г. 16 часов 45 минут, батарея капитана Флерова не делала второго залпа по переправе фашистских войск через Оршицу. По причине того, что эти самые фашистские войска переправились через Оршицу 13 июля 1941 года;
‒ в-четвертых – исходя из пункта третьего, не было больших потерь врага в живой силе и боевой технике, как и не было паники. Кроме того, всех уцелевших гитлеровцев на восточном берегу, советские подразделения не могли принимать в плен по той причине, что ни каких советских подразделений 14 июля 1941 года в районе Орши не было.
Как создавалось оружие Победы
Реактивные снаряды, принцип действия которых основан на пороховых ракетах, пытались использовать во многих армиях еще в XIX веке. Более того, к концу позапрошлого столетия от них, как от неэффективных, даже отказались. Обосновывалось это следующим:
- существовала опасность поражения своего личного состава при несанкционированном взрыве таких снарядов;
- большое рассеивание и недостаточная точность стрельбы;
- небольшая дальность полета, практически не отличающаяся от этого показателя у ствольной артиллерии.
Причиной недостатков было использование некачественного ракетного топлива. Черный (дымный пороха) не подходил, а другого и не было. И почти на полвека о ракетах забыли. Но как выяснилось, не навсегда.
В Советском Союзе к работам по созданию новых снарядов приступили в начале 20-х годов. Возглавили этот процесс инженеры Н. И. Тихомиров и В. А. Артемьев.
1933
к концу года после многочисленных испытаний для авиации были созданы 82-х и 132-х миллиметровые снаряды системы воздух-земля
Результаты испытаний они показали неплохие. Дальность полета составила 5 и 6 км соответственно. Но большое рассеивание сводило эффект выстрела на нет.
Как и в других сферах жизни страны, многие инженеры и конструкторы — авторы новых видов вооружения, испытали на себе «прелести» репрессий. Тем не менее в 1937-38 гг. были разработаны и приняты на вооружение для бомбардировочной авиации реактивные снаряды РС-82 и РС-132
Одновременно велась работа по созданию аналогичных боеприпасов, но для артиллерии. Наиболее удачным вариантом оказался модифицированный РС-132, который стал называться М-13.
После проведенных 21 июня 1945 г. очередных испытаний, новый снаряд М-13 отправили в серийное производство. Соответственно начали производить и пусковые установки БМ-13 — оружие победы «Катюша».
Военная машина Катюша БМ-13 с пусковой установкой
Первым укомплектованным новыми системами подразделением, прибывшим на фронт, стала батарея, в составе 7 пусковых установок на базе грузовиков ЗиС-6. Командовал подразделением капитан Флеров.
Первый залп Катюша произвела 16 июля 1941 г. по железнодорожному узлу станции Орша, где находилось большое количеству вражеских войск. Эффект оказался впечатляющим. Взрывы и пламя уничтожили все. После нанесения первого сокрушительного удара Катюша стала главным оружием ВОВ.
Успешные результаты применения реактивных минометов (вслед за подразделением капитана Флёрова, были сформированы еще 7 батарей) способствовали наращиванию темпов производства нового вооружения.
Уже к осени 1941 г. оборонная промышленность смогла поставить на фронт около 600 БМ-13, что позволило сформировать 45 дивизионов. В составе каждого три батареи по четыре пусковые установки. Эти подразделения укомплектовывались боевой техникой и личным составом в первую очередь и на 100%.
Позднее началось реорганизация реактивной артиллерии, объединившая отдельные дивизионы в полки. Полки были четырех дивизионного состава (кроме трёх реактивных был один зенитный дивизион). На вооружении полка находились 36 «Катюш» и 12 зениток (37 мм калибра).
На вооружении полка находились 36 «Катюш» и 12 зениток.
В штатном расписании каждого полка было 1414 человек личного состава. Сформированным полкам сразу же присваивали звания гвардейских и их официально называли полками гвардейских минометов.
В ходе войны для создателей реактивной артиллерии, несмотря на достигнутые результаты, неизменными сохранялись боевые задачи: добиться увеличение дальности стрельбы, усилить мощность боевой части ракеты, повысить точность и кучность ведения огня.
Для их решения одновременно велись работы и по усовершенствованию ракетного заряда, и по увеличению боевых возможностей ракетного снаряда в целом. Наряду со снарядами, принятыми на вооружение еще до войны, был разработан и начал серийно выпускаться вариант М-31.
БМ-13 на Студебекере
Происхождение названия
Нет единой уверенной версии почему реактивные миномёты БМ-13 стали именоваться «катюшами», существует несколько предположений:
По названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша». Версия не очень убедительная, поскольку с ходу не прослеживается прямой взаимосвязи (почему бы тогда не назвать «катюшей» сорокапятку или полуторку?!), но, тем не менее, песня, вероятно, стала катализатором названия под влиянием других причин.
По сокращению «КАТ» — есть версия, что полигонщики именно так называли БМ-13 — «Костиковские автоматические термические» (по другому источнику — «… артиллерийские термические»), по имени руководителя проекта, Андрея Костикова.
Ещё один вариант, что название связано с индексом «К» на корпусе миномёта — установки выпускались заводом имени Калинина (по другому источнику — заводом имени Коминтерна). А фронтовики любили давать прозвища оружию. Например, гаубицу М-30 прозвали «Матушкой», пушку-гаубицу МЛ-20 — «Емелькой». Да и БМ-13 поначалу иногда именовали «Раисой Сергеевной», таким образом расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд).
Четвертая версия предполагает, что именно так окрестили эти машины девушки с московского , работавшие на сборке.
Ещё одна, экзотичная версия. Направляющие, на которые устанавливались снаряды, назывались скатами. Сорокадвухкилограммовый снаряд поднимали два бойца, впрягшиеся в лямки, а третий обычно помогал им, подталкивая снаряд, чтобы он точно лёг на направляющие, он же сообщал державшим, что снаряд встал-закатился-накатился на направляющие. Его то, якобы, и называли «катюшей» (роль державших снаряд и закатывающего постоянно менялась, так как расчёт БМ-13, в отличие от ствольной артиллерии, не был в явном виде разделён на заряжающего, наводящего и др.)
Следует также отметить, что установки были настолько засекречены, что даже запрещалось использовать команды «пли», «огонь», «залп», вместо них звучали «пой» или «играй», что, возможно тоже было связано с песней «Катюша». Да и для пехоты залп «катюш» был самой приятной музыкой.
И ещё интересные факты о названиях БМ-13:
На Северо-Западном фронте установку поначалу называли «Раиса Сергеевна», таким образом расшифровывая аббревиатуру РС (реактивный снаряд).
В немецких войсках эти машины получили название «сталинские орга?ны» из-за внешнего сходства реактивной установки с системой труб этого музыкального инструмента и мощного ошеломляющего рёва, который производился при запуске ракет.
Состав «Града»
СЗО БМ 21 включает следующие элементы:
— ракетную установку, которая смонтирована на корме шасси автомобиля «Урал-375Д»;
— систему управления огнем и транспортно-заряжающий автомобиль 9Т254 на базе «ЗиЛ-131»;
— 40 трехметровых направляющих в виде труб, установленных на основании, которое поворачивается в горизонтальной плоскости и наводится вертикально.
Наведение осуществляется ручным способом или при помощи электропривода. Заряжается установка вручную. Автомобиль может передвигаться заряженным. Стрельба ведется залпом или одиночными выстрелами. При залпе в 40 снарядов поражается живая сила на площади в 1046 кв. м.
Надежный и мощный «Тополь»
В 1975 году в Московском институте теплотехники начали разрабатывать мобильную систему, способную запускать ракету с различных мест. Таким комплексом стала ракетная установка «Тополь». Это был ответ Советского Союза на появление управляемых американских межконтинентальных баллистических ракет (их приняли на вооружение в США в 1959 г.).
Первые испытания прошли 23 декабря 1983 года. За время проведения целой серии запусков ракета показала себя надежным и мощным оружием.
В 1999 г. в десяти позиционных районах было расположено 360 комплексов «Тополь».
Каждый год в России производят запуск одной ракеты «Тополь». Со времени создания комплекса было проведено порядка 50 испытаний. Все они прошли без каких-либо сложностей. Это говорит о высочайшей надежности оборудования.
Для поражения целей малого размера в Советском Союзе была разработана дивизионная ракетная установка «Точка-У». Работа по созданию этого орудия началась 4 марта 1968 года по Постановлению Совета Министров. Исполнителем стало Коломенское КБ. Главный конструктор – С.П. Непобедимый. За систему управления ракет отвечал ЦНИИ АГ. Пусковую установку производили в Волгограде.
Немного истории БМ-13 «Катюша»
После окончания Первой мировой войны заметно повысился интерес к твердотопливным пороховым ракетам, и разработками в этом направлении занимались конструкторы сразу в нескольких странах. Сами по себе реактивные ракеты нельзя назвать чем-то инновацией, скорее это — возвращение к «хорошо забытому старому». Дело в том, что пороховые ракеты не так уж редко применялись вплоть до середины XIX столетия, но по мере развития нарезной артиллерии они до поры сдали свои позиции.
Возрождению интереса к ракетному оружию способствовали несколько причин: во-первых, были изобретены более совершенные виды пороха, что позволило значительно увеличить дальность полета реактивных снарядов; во-вторых, ракеты прекрасно подходили в качестве оружия для боевых аэропланов; а в-третьих, ракеты можно было использовать для доставки отравляющих веществ.
Последняя причина была наиболее важной: исходя из опыта Первой мировой войны, военные практически не сомневались, что следующий конфликт без боевых газов точно не обойдется. В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов — Артемьева и Тихомирова
В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации
В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов — Артемьева и Тихомирова. В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации.
В 1933 году появились экспериментальные образцы авиационных реактивных снарядов двух калибров: РС-82 и РС-132. Основным недостатком нового оружия, который абсолютно не устраивал военных, была их малая точность. Снаряды имели небольшое оперение, которое не выходило за его калибр, а в качестве направляющих использовалась труба, что было весьма удобно. Однако для повышения точность ракет их оперение пришлось увеличить и заняться разработкой новых направляющих.
Кроме того, пироксилино-тротиловый порох не слишком хорошо подходил для массового производства этого вида оружия, поэтому решено было использовать трубчатый нитроглицериновый порох.
В 1937 году испытали новые ракеты с увеличенным оперением и новые отрытые направляющие рельсового типа. Нововведения значительно улучшили кучность стрельбы и увеличили дальность полета ракеты. В 1938 году реактивные снаряды РС-82 и РС-132 были приняты на вооружение и начали выпускаться серийно.
В том же году перед конструкторами была поставлена новая задача: создать реактивную систему для сухопутных войск, взяв за основу реактивный снаряд калибра 132 мм.
В 1939 году был готов 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13, он имел более мощную боевую часть и увеличенную дальность полета. Добиться таких результатов удалось за счет удлинения боеприпаса.
В этом же году была изготовлена и первая реактивная установка МУ-1. Восемь коротких направляющих устанавливались поперек грузового автомобиля, шестнадцать реактивных снарядов крепились к ним попарно. Эта конструкция получилась весьма неудачной, во время залпа машина сильно раскачивалась, что приводило к значительному снижению кучности боя.
В сентябре 1939 года начались испытания новой реактивной установки – МУ-2. Основой для нее служил трёхосный грузовик ЗиС-6, эта машина обеспечивала боевому комплексу высокую проходимость, позволяло быстро менять позиции после каждого залпа. Теперь направляющие для ракет располагали вдоль автомобиля. За один залп (примерно 10 секунд) МУ-2 выстреливала шестнадцать снарядов, вес установки с боекомплектом составлял 8,33 тонны, дальность стрельбы превышала восемь километров.
При такой конструкции направляющих раскачивание машины во время залпа стало минимальным, кроме того, в задней части автомобиля были установлены два домкрата.
В 1940 году были проведены государственные испытания МУ-2, и ее приняли на вооружение под обозначением «реактивный миномет БМ-13».
За день до начала войны (21 июня 1941 года) правительство СССР приняло решение о серийном производстве боевых комплексов БМ-13, боеприпасов к ним и формировании специальных частей для их использования.
Первый же опыт применения БМ-13 на фронте показал их высокую эффективность и способствовал активному производству этого вида оружия. Во время войны «Катюша» выпускалась несколькими заводами, был налажен массовый выпуск боеприпасов для них.
Авторы Гайдпарка
-
????????ℕ????????????
Ядерные бомбардировщики Китая и России совместно патрулируют американское побережье
Читать полностью
-
????????ℕ????????????
С 16 января русский язык на Украине запрещен
Читать полностью
-
Алла Булаева
Неймар устроил 5-дневную вечеринку на 500 человек
Читать полностью
-
Уксуc пельмень
По англо-американскому замыслу, Россия и Германия должны постоянно вести войну друг с другом
Читать полностью
-
Уксуc пельмень
Посольство США открыто запретило Украине покупать российскую вакцину
Читать полностью
-
Александр Попов
Американская военная колонна атакована в Сирии
Читать полностью
-
????????ℕ????????????
Новая Российская космическая станция не будет иметь срока годности
Читать полностью
-
Уксуc пельмень
КС разъяснил, почему Россия не будет выплачивать 57 млрд долларов ЮКОСу
Читать полностью
-
Уксуc пельмень
Прорыв в импортозамещении. Ростелеком закупит Ред ОС
Читать полностью
-
БонапартВиссарионович Македонский Вольфович
У женившегося на секс-кукле казаха сломалась жена спустя месяц после свадьбы
Читать полностью
-
????????ℕ????????????
За портал об «агрессии России в Донбассе» Киеву грозит давно назревший ответ Москвы
Читать полностью
-
Уксуc пельмень
Возможна причастность США к катастрофе на Чернобыльской АЭС
Читать полностью
Сохранившиеся экземпляры
Мемориал в Орше на ЗиС-6
БМ-13-16 на базе ЗиС-6 в Киеве в Музее Великой Отечественной войны. 2008
БМ-13-16 на базе ЗиС-6 в Рудне. 2005
БМ-13-16 12-го огвмдн на шасси СТЗ-5. Новомосковск
БМ-13 «Катюша» на шасси полученного по ленд-лизу грузовика Studebaker US6 в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково под Истрой
Практически все «Катюши», собранные на базе отечественных грузовиков ЗиС-6, уничтожила война. На сегодняшний день во всём СНГ их сохранилось только несколько экземпляров:
- В Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге
- На 116 км автомагистрали Москва — Санкт-Петербург у поворота на дорогу к городу Конаково установлен монумент «Катюша». Памятник сооружен в 1965 году. На этом рубеже началось наступление войск Калининского фронта в декабре 1941 г., где шли ожесточенные кровопролитные бои. Наши войска отбивали многочисленные атаки противника, задерживая его продвижение к Москве. На постаменте мемориальная доска с надписью: «Здесь шли бои, здесь пламенем объятый стоял на смерть России верный сын. Отсюда начинался путь солдата, нелегкий путь к победе Берлин».
- В Запорожье.
- Миномёт на базе «Полуторки» стоит как памятник в украинском Кировограде (ныне переименован в Кропивницкий). Для придания исторической достоверности в 2010-ом году члены общества «Автоветеран», клуб любителей стендового моделизма и сотрудники Кировоградского машиностроительного колледжа привели внешний вид памятника в полное соответствие с фактическим внешним видом «Катюш» времён Великой Отечественной Войны .
- В Нижегородском кремле.
- В музее под открытым небом «Военная горка» в Темрюке.
- В Москве, на территории Исследовательский центр имени М. В. Келдыша (на базе ЗиС)[источник не указан 1149 дней]
- В Кубинке ВППКиО «Патриот» сектор воздушно-космических сил, павильон № 11. Катюша на базе ЗИС-151. Ранее хранилась на 147 автобазе МО РФ в Москве
- Два миномета находятся на территории Севастопольской диорамы в Крыму.
- В Новосибирске, на монументе славы стоит БМ-13 на базе ЗиС-6.
- В Киеве в Музее Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
- В Одессе на Мемориале 411-й береговой батареи.
- В г.Корсунь-Шевченковский Черкасской области в музее Корсунь-Шевченковской битвы.
- В Изюме, как памятник в Мемориальном комплексе.
- В Мценске, как памятник.
- В Новомосковском историко-художественном музее (город Новомосковск, Тульская область), как памятник. На ходу, возглавляла Парад Победы 9 мая 2015 года (единственная сохранившаяся на гусеничном ходу).
- В Кирове на территории ОАО «Кировский машиностроительный завод 1 МАЯ», как памятник.
- В Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Московской области представлена «Катюша» БМ-13-16 раннего выпуска, так называемая «ненормализованная», на шасси полученного по ленд-лизу грузовика Studebaker US6.
- В г.Белгороде, в музее под открытым небом.
- В Сеуле в военном музее (трофей, захваченный во время Корейской Войны)
- Памятник-мемориал в городе Тула
- На территории Измайловского парка г. Москвы.
- В г. Рудня Смоленской области. При реставрации в восмидесятые годы выяснилось, что снаряды на памятнике боевые.
- В поселке Угранского райна Смоленской области. Постамент на поле памяти.
- В г.Верхняя Пышма Свердловской области как экспонаты Музея военной техники УГМК: образца 1943 г. на шасси полученного по ленд-лизу грузовика Studebaker US6, образца 1941/1951 гг, БМ-13НМ образца 1958 г, БМ-13НММ образца 1966 г.
Согласно ежегоднику «Military Balance 2014», в 2014 году на вооружении армии Украины оставались 2 машины БМ-13.
Уцелели немногие
Об эффективности боевого применения «катюш» в ходе наступления на укреплённый узел противника может послужить пример разгрома Толкачёвского оборонительного узла в ходе нашего контрнаступления под Курском в июле 1943 года.Деревня Толкачёво была превращена немцами в сильно укреплённый узел сопротивления с большим количеством блиндажей и дзотов в 5-12 накатов, с развитой сетью траншей и ходов сообщений. Подходы к деревне были плотно минированы и прикрыты проволочными заграждениями.Залпами реактивной артиллерии значительная часть дзотов была разрушена, траншеи вместе с находившейся в них вражеской пехотой засыпаны, огневая система полностью подавлена. Из всего гарнизона узла, насчитывавшего 450-500 человек, уцелели только 28. Толкачёвский узел был взят нашими частями без какого-либо сопротивления.
Множественные советские мифы посвященные установкам MLR БМ-13
Миф о первом боевом применении советских реактивных установок залпового огня (MLR) БМ-13 был придуман советскими идеологами не просто так. Нужно было обосновать причину советского разгрома лета 1941 года.
Если убрать миф о применении MLR БМ-13 вообще, то советская военная историография оказывается в очень сложном положении. Так как 14 июля 1941 года набирает свой размах Смоленское сражение (10 июля – 10 сентября 1941 года). Нужно было скреативить какое-то оправдание полному и чудовищному советскому провалу.
И в начале 70-х годов прошлого века был придуман миф о том, что:
«Да, сражение было. И было очень серьезное. Однако. Советские контрудары сковали немецкие войска, которые лишились свободы маневра. Активные действия 21-й и 13-й Армий на южном фланге Западного фронта сковали весь 24-й моторизованный корпус (треть 2-й танковой группы) и 15 дивизий 2-й полевой армии».
Даже тогда, когда советские архивы были закрыты, а об альтернативных источниках можно было только мечтать, версия советских идеологов не выглядела убедительной. А в настоящее время, имея полностью оцифрованные немецкие карты, находящиеся в открытом доступе, версия советских идеологов выглядит откровенно глупой. Но вернемся к нашим баранам, то есть советским идеологам и их MLR БМ-13.
Главным источником информации о «событии» 14 июля 1941 года является некий журнал боевых действий (ЖБД) батареи капитана Флерова, в котором есть следующие записи:
«… 14.7.1941 г. 15 часов 15 минут. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня … 14.7. 1941 г. 16 часов 45 минут. Залп по переправе фашистских войск через Оршицу. Большие потери врага в живой силе и боевой технике, паника. Все гитлеровцы, уцелевшие на восточном берегу, взяты нашими подразделениям в плен …».
Данный документ находится в открытом доступе для любого желающего. Потому, не веря в его достоверность, не дается на него ни какая ссылка.
Второе место – населенный пункт Рудня (пограничный город между республикой Беларусь и Московией) появился также внезапно из советских архивов, как и первый документ:
«… 20 армия т. Курочкина, сдерживая атаки до 7 дивизий противника, нанесла поражение двум немецким дивизиям, особенно вновь прибывшей на фронт 5 пехотной дивизии, наступавшей на Рудня и к востоку. Особенно эффективное и успешное действие в разгроме 5 пехотной дивизии оказала батарея «РС», которая тремя залпами по сосредоточенному в Рудня противнику нанесла ему такие потери, что он целый день вывозил раненых и подбирал убитых, остановив наступление на целый день. В батарее осталось 3 залпа. Просим присылки еще двух-трех батарей с зарядами …». ЦАМО, ф. 246, оп. 12928 сс, д. 2, л. 38.
Внешне, вопросов не может быть … если только придерживаться советских версий и принципиально не заглядывать в альтернативные источники. Вот именно этого мы не будем делать, так как мы именно в эти источники заглянем и посмотрим, что происходило на самом деле 24 июля 1941 года. Так как некоторые современные военные историки, например, последний документ, приводят более чем с упоением.
ЗИС-6 и другая техника
БМ-13 представляет собой металлическую раму из восьми направляющих рельсов, связанных между собой с помощью сварных лонжеронов. Шестнадцать реактивных мин, каждая из которых весила 42,5 килограмм, размещались на таком основании.
Изначально эта артиллерийская система должна была иметь высокую мобильность, быстро перемещаться по разбитым фронтовым дорогам, нанося сокрушительные удары по противнику в самый неожиданный момент. При этом место атаки должно быть всегда секретным.
Специально для этих целей на базе легендарной довоенной полуторки ЗИС-5 советскими конструкторами был создан автомобиль ЗИС-6:
- Повышенную проходимость обеспечивали 6 колес с формулой 6х4. Именно за счет двух задних ведущих мостов машина уверенно преодолевала самое страшное бездорожье, снежные сугробы.
- Грузоподъемность составляла 4 тонны.
- Этот грузовик получил усиленную раму, увеличенный объем радиатора и вместительный топливный бак емкостью 105 литров.
- Машина оснащалась тормозами с вакуумным усилителем. Кроме того, в штатную комплектацию входил компрессор для быстрой подкачки шин.
К сожалению, мощность силового агрегата осталась на уровне все тех же 73 «лошадок». По трассе ЗИС-6 разгонялся до 55 км/час, в то время, как бездорожье преодолевалось со скоростью 10 км/час. При этом в первом случае на 100 километров пути тратилось около 40 литров, а по разбитым проселочным колеям – до 70 литров топлива.
Общая масса автомобиля с полным боекомплектом составляла около восьми тонн. Его обслуживали 5-7 человек.
ЗИС-6 отличался повышенной проходимостью и вполне выдерживал интенсивную стрельбу реактивной системы. Эта версия выпускалась на отечественных заводах тыла до октября 1941 года. За этот промежуток времени было выпущено более 20000 единиц смертоносной техники.
С самого начала военных действий и после прекращения выпуска ЗИС-6 реактивная система «Катюша» устанавливалась на гусеницы, бронепоезда. Однако такие шасси тоже отошли на задний план после появления более мощного американского транспорта.