Винты и прочие секреты
После всех официальных лиц слово взял крепкий седоусый мужчина среднего роста с вице-адмиральскими погонами на плечах.
К словам этого человека наверняка было приковано внимание не только в России, но и за её пределами. Ведь возглавляемое им управление является самым засекреченным подразделением российского министерства обороны
Не зря в рядах ГУГИ так много Героев России, хотя о подвигах, за которые эти высокие награды были присвоены, узнаем, наверное, не мы, а в лучшем случаем наши дети и внуки, когда данные будут рассекречены.
В профильных военно-морских каналах в Telegram шутят:
— А есть какая‑нибудь вменяемая статья про это загадочное ГУГИ?
— Есть. 275-я, если мне не изменяет память (статья 275 Уголовного кодекса РФ – «Государственная измена» – прим. авт.).
Именно в состав ГУГИ войдёт подводная лодка специального назначения «Белгород».
Как только появились первые публикации о выводе «Белгорода» из эллинга, комментаторы и журналисты обратили внимание на то, что оба винта подводного корабля были тщательно закрыты брезентовыми чехлами. Военный обозреватель «Комсомольской правды» Виктор Баранец пояснил, что корма «Белгорода» была замаскирована потому, что этот корабль получил уникальные гребные винты, позволяющие огромной подлодке развивать подводную скорость более 30 узлов (более 55 км/ч – прим
авт.).
Однако Олег Кулешов рассказал «БелПрессе», что во время вывода из эллинга гребные винты у кораблей закрыты всегда – это не уникальная особенность «Белгорода».
Это же «БелПрессе» подтвердил и первый командир «Белгорода», капитан 1-го ранга в запасе Владилен Абхалимов:
На самой церемонии вывода корабля Владилен Васильевич не присутствовал, но выразил надежду, что его, как первого командира «Белгорода», пригласят на церемонию поднятия боевого флага на подлодке.
Где сейчас находится уже спущенный на воду корабль, сказать могут лишь военные и северодвинские корабелы, а эти люди умеют хранить тайны. Известно лишь, что достройка корабля на плаву продолжится. В 2019 году «Белгород» ждут швартовые испытания и проверка работы ядерного реактора. В 2020 году по планам корабль должен будет пройти государственные испытания и вступить в строй Военно-морского флота России.
Его величество «Посейдон»
Судя по имеющейся в открытом доступе информации, многоцелевая океанская система «Статус-6» разрабатывалась еще с начала 1990-х ЦКБ МТ «Рубин» и СПМБ «Малахит» в рамках опытно-конструкторских работ по теме «Скиф», предусматривающих создание роботизированного подводного средства лодочного базирования. Как уже указывалось выше, проект Т-15 так и не был реализован. Но наработки по нему, несомненно, легли в основу концепции «Скифа», из которого, в свою очередь, родился «Статус-6».
Основным отличием последнего от советской «пятнашки» стала универсальность беспилотных подводных аппаратов, что позволяло использовать их не только для термоядерного удара по объектам береговой инфраструктуры вероятного противника. Кроме того, научно-технические достижения последнего времени позволили заметно уменьшить габариты как атомной силовой установки, так и оснащенного ею беспилотного подводного аппарата. Это дало российским разработчикам возможность без особых проблем вооружить подлодку сразу несколькими дронами.
Реинкарнация в России на качественно новом техническом уровне идеи Т-15 стала для Вашингтона серьезным потрясением. Ни под один договор о нераспространении ядерных вооружений подводные дроны не попадали. Средств противодействия подобному оружию или своего аналога «Статуса-6» Америка не имела. Мало того, даже если бы американцам удалось создать свой «Статус-6», он априори не являлся ультимативным оружием против России, ведь у той, в отличие от США, большая часть промышленных и населенных объектов РФ находилась в глубине континента.
Некоторое время американские аналитики убеждали всех и, прежде всего, самих себя, что «Статус-6» — это «кремлевская дезинформация». Но после того как 19 ноября 2015 года ЦРУ подтвердило существование системы «Статус-6», по кодификации НАТО — Kanyon, дальше заниматься самообманом Вашингтон не мог.
Вряд ли слив Москвой информации о «Статусе-6» был случайностью. Скорее, это был сигнал заокеанским «партнерам». По его итогам Штаты оказались перед непростым выбором — тратя миллиарды долларов, лихорадочно создавать средства противодействия «Статусу-6» или же… пойти навстречу предложениям России и прекратить дальнейшее развертывание систем ПРО в Европе. В последнем случае, очевидно, Москва была готова заморозить разработку своей многоцелевой океанской системы.
Сейчас мы уже знаем, какой выбор сделали американцы, — и работы над «Статусом-6» были продолжены.
В 2017 году в прессе всплыли сведения о завершении в России многолетнего цикла испытаний инновационной ядерной энергоустановки для оснащения автономного необитаемого аппарата. При объеме в сто раз меньше, чем у установок современных атомных подводных лодок, аппарат якобы имел большую мощность и в 200 раз меньшее время выхода на боевой режим…
Спустя еще год все точки над «i» окончательно расставил президент России Владимир Путин. 1 марта 2018 года в своем послании Федеральному собранию глава государства сообщил, что в России разработаны беспилотные подводные аппараты, способные двигаться на большой глубине и на межконтинентальную дальность со скоростью, кратно превышающей скорость подводных лодок, самых современных торпед и всех видов даже самых скоростных надводных кораблей. Эти аппараты обладают низкой шумностью и высокой маневренностью, они практически неуязвимы для противника. Средств, которые могут им противостоять, на сегодняшний день в мире просто не существует. При этом беспилотные подводные аппараты могут быть оснащены как обычными, так и ядерными боеприпасами.
Конструкция[править | править код]
Внешние изображения |
---|
H.I. Sutton |
Во время достройки и переделки длина подлодки увеличилась со 154 до 184 метров. Это почти на 11 метров больше длины подводных лодок проекта 941 «Акула», являющихся самыми большими в мире; ширина корпуса составила 18,2 метра. В июне 2019 года американский военный эксперт H.I. Sutton опубликовал спутниковый разведывательной снимок, на котором, вероятно, изображена К-329 «Белгород» рядом с АПЛ К-549 «Князь Владимир» проекта «Борей»; судя по снимку, «Белгород» значительно длинее и шире «Князя Владимира», что означает, что ранее публиковавшиеся предположительные размеры «Белгорода» (184 х 18,2 м) не окончательные.
Сообщается, что главной особенностью «Белгорода» являются ходовые винты необычной конструкции, обеспечивающие исключительную малошумность хода. По мнению военного эксперта Виктора Баранец, это главная отличительная черта проекта. Именно по этой причине на всех немногочисленных фотографиях подлодки винты тщательно зачехлены.
Вооружениеправить | править код
11 ноября 2015 года в СМИ был продемонстрирован проект ядерной торпеды «Статус-6» («Посейдон») калибра 1,6 метра с дальностью хода 10 000 км и глубиной погружения 1000 метров, предназначенной для катастрофического поражения прибрежных городов в качестве своеобразного «оружия ответного удара», что делает её близкой по характеристикам и тактике применения к Т-15. Носителями торпеды названы АПЛ проекта 09852 «Белгород» и АПЛ проекта 09851 «Хабаровск». По информации ТАСС, АПЛ сможет нести на борту шесть аппаратов «Посейдон», что подтверждается некоторыми военными экспертами.
В одном из англоязычных журналов опубликована статья с инфографикой, в которой «Белгород» назван носителем не только «Статуса-6», но и для АГС проекта 18511 «», для глубоководных аппаратов типа «Клавесин-2Р-РМ». Также упоминается, что «Белгород» будет способен транспортировать на верхней палубе блочный реактор типа АТГУ, предназначенный для питания сети подводных датчиков «Шельф».
Примечания
- ↑ . «РИА Новости» (9 февраля 2012). — Интервью главкома ВМФ России. Дата обращения: 23 апреля 2019.
- . Вести (23.04.2019).
- ↑ (недоступная ссылка). ruspodlodka.narod.ru. Дата обращения: 16 декабря 2011.
- ↑ Николаев А. С. . «Штурм Глубины». Дата обращения: 23 апреля 2019.
- ↑ . Lenta.ru (16 марта 2006). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- Александр Кулешов. . «Двина-Информ» (20 июля 2006). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- Виктор Литовкин. . «РИА Новости» (3 августа 2006). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- . Lenta.ru (26 июня 2009). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- . FlotProm.ru (20 декабря 2012). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- . FlotProm.ru (13 апреля 2017). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- ↑ . ТАСС (26 июня 2019).
- . ТАСС. Дата обращения: 23 апреля 2019.
- Антон Валагин. . «Российская газета» (12 апреля 2019). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- ↑ . «Российская газета» (26 июня 2019).
- . «Россия 24» (23 апреля 2019). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- ↑ Константин Смирнов. . РИА ФАН (12 апреля 2019).
- . Известия (24 апреля 2019). Дата обращения: 17 июня 2019.
- Илья Ведмеденко. . Naked Science (29 июня 2019).
- . «Рамблер/новости» (1 июля 2019).
- . «Российская газета» (26 апреля 2019).
- Matthew Bodner. (англ.). DefenseNews (13 November 2015). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- H I Sutton. (англ.). Covert Shores (19 December 2016).
- Рамм Алексей, Корнев Дмитрий, Болтенков Дмитрий. . «Военно-промышленный курьер» (10 августа 2015). Дата обращения: 23 апреля 2019.
- Карпенко А. В. . «Невский Бастион». Дата обращения: 23 апреля 2019.
- Виктор Сокирко. . «Взгляд» (23 апреля 2019).[неавторитетный источник?]
Вооружение
В плане вооружения известно крайне мало. В открытых источниках упоминаются два вида торпедных аппаратов: 2×650-мм и 4×533-мм. Ракеты? Неизвестно точно, но вроде бы – да. Да и как без них? Значит, «Калибры-ПЛ» и «Цирконы» из универсальных «стаканов».
Зато относительно оборудования, с которым будет уметь обращаться «Белгород» (и «Харьков», который тоже строится под аналогичные цели), утечек было несколько. И, похоже, вполне целенаправленных.
Из подобных утечек стало известно, что «Белгород» может быть носителем автономных глубоководных станций (АГС) проекта 18511 «Палтус». Это продолжение АГС проекта 18510 «Нельма» — глубоководных технических средств в ведении Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны, предназначенных для контроля за передвижением вражеских подлодок, постановки помех для них, не позволяющих отслеживать маршруты русских АПЛ, сбора разведывательных данных и тому подобного. Вплоть до подъёма секретного оборудования с затонувших кораблей противника. Работают такие станции на глубине до 1 км. И работают довольно давно – проектирование их началось ещё в 1965 году. И не только автоматически, но могут нести в своём «чреве» и человека, чья профессия называется примечательным словом «гидронавт». Подчиняются эти молчаливые люди непосредственно министру обороны России.
К новому поколению таких подводных автоматов относится автономная глубоководная станция АС-31 «Лошарик». Она предназначена для автоматического обслуживания автономных подводных модулей и необитаемых аппаратов. Были сведения, что для «Лошариков» на «Белгороде» имеется отдельный отсек. Были упоминания о том, что это оборудование будет обслуживать систему подводных датчиков «Шельф» — сеть обнаружения американских подводных лодок в Арктике. Рельеф дна там для этого очень подходящий, но конкретная установка и обслуживание следящих станций и питающих их источников энергии требует серьёзных усилий.
По озвученным версиям, на «Белгороде» будет стоять также геофизический комплекс «Магма». Он разработан для ведения геологоразведочных работ на шельфе, прежде всего – на том же арктическом. А значит, флот внесёт свой вклад в изучение океана, в разведку полезных ископаемых, в монтаж оборудования на морском дне, в том числе и добывающего.
Звучало и такое название части будущего вооружения «Белгорода» как «Клавесин-2Р-РМ». Об этом проекте известно, что это – маленькая, чтобы не сказать карликовая (6,5 м в длину) подлодка, которая, однако, способна погружаться на глубину 2 км. «Лодка» эта, впрочем, необитаемая, то есть являет собой морского робота, который уже проходил натурные испытания на полигоне возле Феодосии в Крыму. В аппарате установлены видеокамера, детектор магнитных аномалий, датчики температуры и электропроводности и прочие важные для обнаружения противника — или его следов – приборы. Не исключено, впрочем, и вооружение боевой частью.
О чём не говорят, но что логично напрашивается в этот список, — ряд подводных беспилотников и роботов, которые разрабатываются ныне в различных научных центрах России. А таковых в разработке находится не менее 17-ти.
Наконец, то, о чём упоминают все: «Белгород» может нести самый знаменитый на сегодня автоматический подводный аппарат «Посейдон». Царьград о нём рассказывал не раз, так что просто напомним: это стратегического значения автоматический подводный беспилотник, способный нести ядерную боевую часть (по реалистичным упоминаниям – до 2 мегатонн), передвигаться может на глубине до 1 км со скоростью порядка 100 км/ч (хотя иные называют цифру и до 200 км/ч)
Запас хода неограничен, как и запас «вредности» – одна такая «торпеда» способна будет в случае «Ч» уничтожить мощную военно-морскую базу противника, вроде важного центра ВМС США в Норфолке. Или, скажем, один из центров, где принимаются решения при нападении на Россию, например, Лондон
Передача такого универсального орудия как «Белгород» Военно-морскому флоту ожидается в 2020 году, после прохождения ходовых и государственных испытаний.
Червонцы на память
На церемонии вывода корабля присутствовали и представители города, в честь которого «Белгород» получил своё имя. Белгородская делегация передала командиру корабля две иконы, освящённые митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном, – святого Николая Чудотворца и Иоасафа Белгородского.
Он зачитал приветственные адреса от губернатора Белгородской области Евгения Савченко и главы администрации Белгорода Юрия Галдуна. Закончил свою речь Владимир Алексеевич эффектно:
Входивший в состав белгородской делегации сотрудник администрации Белгорода Сергей Махортов о подводных лодках знает не понаслышке – капитан 2-го ранга отдал Северному флоту 29 лет жизни. Ему довелось служить и на дизельных подлодках, и на атомных «батонах» – подводных крейсерах проекта 949А, одним из которых изначально и был «Белгород». С 1994 года Сергей Васильевич входил в состав дублирующего экипажа двух однотипных подлодок – К-119 «Воронеж» и К-141 «Курск» (на всех российских подлодках есть сменные экипажи – когда один уходит в отпуск, положенный после автономки, на дежурство заступает другой – прим. авт.).
По словам Махортова, сам вывод подлодки из эллинга начался около двух часов дня. 184-метровый корабль медленно, буквально по сантиметрам, выкатывали из огромного ангара-эллинга, в котором корпус собирали. Сама процедура заняла несколько часов. Гостям и журналистам показали только начальную часть вывода корабля, после чего попросили удалиться. Любительская фотосъёмка была под строжайшим запретом.
Впрочем, без некоторых шалостей всё же не обошлось. По давней традиции на рельсы под колёса стапельного поезда при выводе корабля подкладывают монетки. Расплющенные многотонной нагрузкой деньги потом хранят в качестве сувениров. Сергей Махоротов лично озаботился подбором подходящих монет: специально для церемонии он привёз с собой несколько десятирублёвок с надписью «Белгород» на реверсе – такие выпускали в 2011 году. Теперь эти расплющенные монетки – уже часть истории.
История[ | код]
Заложена на ПО «Севмаш» (г. Северодвинск) 24 июля 1992 года, под заводским номером 664 как атомный подводный крейсер класса «Антей».
6 апреля 1993 года переименована в «Белгород» (в некоторых источниках фигурировал тактический номер К-139, присвоенный кораблю; позже эта информация не подтвердилась).
16 мая 1994 года исключена из состава ВМФ и законсервирована.
В сентябре 2000 года, после гибели однотипного атомохода «Курск», было принято решение о возобновлении строительства.
По данным на 31 декабря 2004 года был смонтирован корпус корабля, однако отсутствовало техническое оснащение и ракетные шахты. Тогда стоимость достройки оценивалась примерно в 100 миллионов рублей. Однако финансирование работ велось в минимальном объёме и «Севмаш» достраивал лодку по собственной инициативе.
Достройка АПЛ «Белгород» была включена в Гособоронзаказ на 2006 год. Однако уже 20 июля 2006 года в ходе визита на Севмашпредприятие министр обороны Сергей Иванов сообщил, что принято решение не вводить её в состав ВМФ, готовность оценивалась в 80 %.
В 2009 году рассматривалась возможность перевооружения комплексом крылатых ракет, разрабатываемых для проекта 885 «Ясень».
В начале 2012 года главком ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что «Белгород» достраивается по специальному проекту. 20 декабря 2012 года перезаложен по проекту 09852.
Передача подлодки ВМФ России планировалась в 2018 году.
В ноябре 2018 года Министерство обороны сообщило о формировании экипажа АПЛ «Белгород».
23 апреля 2019 года АПЛ «Белгород» выведена из эллинга в Северодвинске и спущена на воду. Командир корабля — капитан первого ранга Антон Алехин.
В течение 2019 года произойдёт достройка подлодки на плаву, тестирование ядерной энергетической установки и швартовные испытания (в июне 2019 года на форуме «Армия-2019» было объявлено, что АПЛ «Белгород» выйдет на заводские ходовые испытания в апреле 2020 года (в зависимости от ледовой обстановки), и в конце того же года будет передана флоту).
Предполагается, что в состав флота подлодка войдёт в 2020 году, а «Посейдон» встанет на вооружение примерно в 2021 году.
По мнению экспертов, уже в конце 2020 или начале 2021 года АПЛ «Белгород» с «Посейдонами» на борту встанет на боевое дежурство в мировом океане.
Американцы догоняют
То, что такой путь развития подводных военных сил верен, показывают лихорадочные усилия США в попытках догнать Россию в данном секторе.
Так, американцы буквально с потной спиной стараются тоже освоить это самое «третье стратегическое направление», но через поиски способов расширения «шлюзовых» возможностей торпедных аппаратов. Они стремятся использовать эти аппараты для запуска подводных беспилотников, упакованных в специальные контейнеры. Соответственно, этот путь предусматривает всевозможное расширение номенклатуры возможностей БПА. Грубо говоря, через создание длинной линейки подводных роботов.
Насколько это удастся, насколько это вообще верное направление – покажет время. Но пока – американцы нас догоняют.
Александр Покровский, Царьград
Зеленский пытается угодить 24% избирателей Порошенко, отказываясь от своих 73%
Западные СМИ: «Белгород» будет выполнять подводные шпионские миссии и запускать ядерные торпеды «Посейдон»
Американцы по достоинству оценили спущенный на воду три дня назад (23 апреля 2019 года) новый подводный крейсер «Белгород».
«Россия спустила на воду самую длинную в мире подводную лодку – субмарину «Белгород» для проведения специальных подводных задач, включая перемещение стратегических ядерных торпед «Посейдон». Субмарина гораздо больше, чем имеющаяся у любых других военно-морских сил, включая ВМС США. Подводная лодка длиной 184 метра вытесняет больше воды, чем линкоры Первой мировой войны, и может погружаться на глубину до полукилометра», – говорится о некоторых достоинствах отечественной подлодки на страницах журнала Popular Mechanics.
Кроме того, «проект 09852» с удлиненным корпусом имеет увеличенное водоизмещение до 30 000 тонн – это более чем на пятьдесят процентов больше, чем у подводных лодок-носителей баллистических ракет класса «Огайо» ВМС США.
Также эксперты зарубежного издания о технике и технологиях подчеркивают, что «Белгород» не является ни боевой подводной лодкой, ни подводной лодкой с баллистическими ракетами. «Белгород» – специальная подводная лодка, которая станет кораблем-носителем для других подводных судов».
Подводная лодка может нести полезную нагрузку на верхней палубе, а под «брюхом» у нее расположится мини-субмарина «Лошарик». А также беспилотник «Посейдон», в количестве шести штук.
Х.И. Саттон, авторитетный американский эксперт, специализирующийся на изучении вопросов подводных войн, заявил следующее: «Первоначально «Белгород» был заложен как подводная лодка с крылатыми ракетами класса «Оскар-II», но работы по программе были приостановлены. Работа возобновилась спустя годы в ее измененном виде. Так что она уже старше, чем многие из ее команды».
Тем не менее спец-маринист предупреждает, что спущенную на воду субмарину нельзя назвать несовременной: «Модификации, вероятно, будут обширными и могут включать ряд новейших технологий».
Правда, выяснить это американцам будет практически невозможно:
«Россия в целом более успешна, чем США, в защите своих новейших подводных лодок от нежелательных камер», – объяснил Саттон, подчеркнув, что российские лодки несут в себе еще очень много сюрпризов.
Видео взято с YouTube-канала «RT на русском»
Саттон считает, что одной из основных задач, для реализации которой предназначен «Белгород», является тайное размещение сети обнаружения подводных лодок «Гармония». Атомная подводная система обнаружения «Гармония» могла бы помочь предупредить российские силы о подводных лодках противника, проходящих через ключевые районы. «Однако ключом к их работе является их скрытое развертывание, а «Белгород» был практически создан для этого», – говорит эксперт.
Дотянуться до США
Эта история началась 12 сентября 1952 года, когда председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин подписал постановление «О проектировании и строительстве объекта 627». За нейтральным термином «объект» скрывалась К-3 — первая советская подводная лодка с атомным двигателем.
Международная обстановка была крайне напряженной — вовсю раскручивался маховик Холодной войны. Объединенный комитет начальников штабов в США утвердил на случай начала открытых боевых действий план «Дропшот» — операцию, предусматривающую нанесение американскими стратегическими бомбардировщиками массированных ядерных авиаударов по советской территории. Воспрепятствовать этому мог лишь советский удар возмездия. Точнее — его неизбежность в случае, если бы Советский Союз получил возможность «дотянуться» до территории США.
Проблема была в том, что ядерное оружие у СССР уже было, а вот надежных средств его доставки на Североамериканский материк не имелось. Теоретически немногочисленные советские дальние бомбардировщики могли бы долететь до побережья США. Но, во-первых, топлива «сталинским соколам» хватило бы только «в один конец», а во-вторых, многочисленные американские РЛС и реактивные истребители F-86 заведомо превращали подобную акцию в неосуществимую. Альтернативой «налету самоубийц» могли бы стать советские межконтинентальные баллистические ракеты, но первая из них — Р-7 Сергея Королева — находилась еще на стадии эскизного проекта.
Все эти обстоятельства и натолкнули высшее политическое руководство СССР на весьма нетривиальную идею. По ней носителем ядерного оружия должен был стать тот самый «объект 627», а средством доставки ядерной боеголовки… Нет, не ракета, а ядерная суперторпеда, которой предполагалось атаковать Североамериканский материк. Атомный двигатель должен был позволить подлодке месяцами скрытно патрулировать рядом с побережьем США.
После получения приказа нанести удар возмездия субмарина должна была приблизиться на 40 км к берегу и выпустить по американской военно-морской базе или расположенному на берегу крупному городу гигантскую торпеду. Неподалеку от цели специальный механизм суперторпеды привел бы в действие термоядерный заряд мощностью 100 мегатонн, что имело бы для береговой инфраструктуры противника фатальные последствия.
…Сначала где-то далеко в океане, у самого горизонта, вспухли невиданных размеров паровые пузыри. Затем из них в небо вырвались быстро растущие султаны ядерных взрывов. Светового излучения не было — вода поглотила свет и тепло. Но подводная ударная волна породила мегацунами.
Стена воды, добравшаяся до мегаполиса на берегу, снесла его до основания, уничтожила находившиеся неподалеку военные базы и аэродромы, после чего покатилась дальше вглубь материка. Обрушившийся на землю воздушно-капельный поток принес с собой такую дозу радиации, что если бы в зоне поражения остался хотя бы один работающий счетчик Гейгера, его бы зашкалило. Но такого счетчика, как и вообще чего-либо целого или живого, на удалении в десятки километров от береговой черты не осталось…
Примерно так западные аналитики описывали гипотетическое применение советской ядерной суперторпеды. Словом, это было бы настоящее оружие Судного дня, беспощадное и неотразимое. В советских документах проект суперторпеды получил название Т-15.