Теория развития письменности, основанная на данных археологии
Согласно сведениям археологов, зарождение и развитие письменности в Китае ведет свою историю с изображений на древнейших сосудах из керамики. Эти сосуды относятся к неолитической эпохе развития страны. Изображения были в виде сложных сочетаний линий разной длины. Возможно, эти комбинации выражают первые древние значения числительных.
Различные вариации состава и графики изображений говорят о том, что каждая неолитическая культура имела свою письменность. Особую роль в развитии китайской письменности имеют основы, заложенные в местечке Давэнькоу. Их символы и знаки более сложны по сравнению с аналогами более поздних культур. По своей сути они являются изображениями различных предметов. По мнению сторонников данной теории, именно эти рисунки представляют собой зародыши будущих иероглифов и являются основой китайской письменности.
В начале второго тысячелетия до н. э. существовали керамические изделия с символами, группирующимися по несколько штук, они были найдены на стоянке Учэн провинции Цзянси. Это обстоятельство рассматривается историками как появление первых древнейших надписей. К сожалению, растолковать их так и не удалось. Их изучение продолжается по сей день. Эволюция надписей на керамике просматривается четко: от простейших ручных насечек до замысловатых иероглифов, выполненных штампами. Постепенно простейшие изображения, не имеющие ничего общего с языком, превращались в самые настоящие буквенные знаки.
Наступил такой период развития общества, когда появилась необходимость четко передавать свои мысли. Письмо появилось в качестве способа передачи и хранения информации, необходимого на данном этапе развития цивилизации.
Значение древнего этапа истории Китая
Древний этап истории Китая оказал огромное влияние на все последующее развитие страны. В этот период были заложены все основы китайской экономики: освоено разведение риса, чая, шелковичного червя. В это же время сформировались основы китайской государственности, основанной на сильной власти монарха и однозначном требовании подчинения интересов отдельной личности государственным.
В древности сформировалось и специфическое китайское мировоззрение. Культ предков, даосские и конфуцианские традиции, строгие представления о своем месте в обществе и необходимости ему соответствовать – эти ценности во многом определяют менталитет китайцев и сегодня. Характерной особенностью Китая является относительно небольшое влияние религии на мировоззрение и общественную жизнь. Древние китайцы были язычниками, но собственные предки и ныне живущие правители для них оказывались авторитетнее абстрактных богов.
В древности сформировались основы современной китайской письменности. Хотя начертания иероглифов со временем несколько менялись, общая идея осталась прежней. Тогда же в Китае образование стали рассматривать как важнейшую составляющую социального успеха – и эта точка зрения сохранилась у китайцев до сих пор.
В древний период было начато строительство Великой китайской стены – самого крупного рукотворного объекта на планете. Тогда же началось оформление Великого шелкового пути, сыгравшего большую роль в торговле средневековой Азии. Китайские ученые преуспели в создании точных календарей, в медицине и инженерном деле. В эпоху Хань Сыма Цянь создал китайскую историческую школу.
В эпоху средневековья Китай по ряду причин оказался в изоляции от остального мира и сильно отстал от него в развитии. Но древний Китай принадлежал к числу наиболее развитых государств своего времени, и многие его достижения до сих пор выдерживают проверку временем.
Выбери ответ
Политика древнего Китая
Китайское общество, по крайней мере наиболее просвещённые умы того времени, хорошо понимало свершившиеся и грядущие перемены Это осознание породило многочисленные идеологические течения, одни из которых защищали старину, другие принимали все новшества как данность, третьи искали пути дальнейшего прогресса. Можно сказать, политика вошла в дом каждого китайца, и страстные споры сторонников различных учений разгорались на площадях и в тавернах, при дворах вельмож и сановников. Самыми известными учениями той эпохи были даосизм, конфуцианство и фацзя, условно называемое школой законников, — легистов. Политические платформы, выдвигавшиеся представителями этих направлений, выражали интересы разных слоев населения. Создателями и проповедниками этих учений выступали как представители высшего света, так и люди незнатные и небогатые. Некоторые из них были выходцами из самых низких слоев общества, даже из среды рабов. Основоположником даосизма считается полулегендарный мудрец Лао-цзы, который жил, по преданию, в VI—V вв. до н. э. Он написал философский трактат, известный под названием «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»). Учение, изложенное в этой книге, стало в известной мере выражением пассивного протеста общины против усиления налогового гнёта и разорения. Осуждая богатство, роскошь и знатность, Лао-цзы выступал против произвола и жестокости правителей, против насилия и войн. Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к первобытной общине. Однако наряду со страстным обличением несправедливости и насилия Лао-цзы проповедовал отказ от борьбы, выдвигая теорию «недеяния», согласно которой человек должен покорно следовать Дао — естественному течению жизни. Эта теория являлась основным принципом социально-этической концепции даосизма.
Конфуцианство возникло как этико-политическое учение на рубеже VI—V вв. до н. э. и в дальнейшем получило очень широкое распространение. Его основателем считается проповедник родом из царства Лу — Кун-цзы (Конфуций, как его называют в европейском мире; около 551—479 до н. э.). Конфуцианцы являлись идеологами старой аристократии, оправдывали сложившийся издревле порядок вещей, отрицательно относились к обогащению и возвышению людей незнатных. Согласно учению Конфуция, каждый человек в обществе должен занимать строго определённое место. «Государь должен быть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном», — говорил Конфуций. Его приверженцы настаивали на незыблемости патриархальных отношений и придавали огромное значение культу предков.
Представители третьего направления — фацзя выражали интересы новой знати. Они выступали за установление частной собственности на землю, прекращение междоусобных войн между царствами и настаивали на проведении реформ, соответствующих требованиям времени. Это направление общественной мысли достигло расцвета в IV—III вв. до н. э. Наиболее выдающимися представителями фацзя были Шан Ян, живший в IVв. до н. э. и Хань Фэй (III в. до н. э.). Легисты создали свою теорию политического и государственного устройства. В их произведениях впервые в истории Китая была выдвинута идея «юридического закона» как орудия государственного управления. В противоположность конфуцианцам, руководствовавшимся древними традициями и обычаями, легисты считали, что в основе управления государством должны лежать строгие и обязательные для всех законы (фа), отвечающие запросам современности. Они были сторонниками создания сильного бюрократического государства. В борьбе за объединение древнего Китая победил именно тот, кто следовал этому учению. Его избрали правители окраинного и наименее просвещённого царства Цинь, охотно воспринявшие идею «сильного царства и слабого народа», абсолютной власти над всей Поднебесной.
Научные знания об истории Шан
Ритуальный бронзовый сосуд. Эпоха Шан
Почти все письменные сведения о Шан так или иначе подтвердились археологическими материалами. Главный памятник раннеиньского периода — городище Эрлиган (на территории юго-восточной части города Чжэнчжоу). Время его постройки совпадает с возведением Чэн таном первой столицы основанного государства. Недалеко от Эрлигана находились ещё два укреплённых города. Такая концентрация городов-крепостей была обусловлена, скорее всего, страхом шанцев перед покорёнными ими народами. Одновременно раннеиньские города свидетельствуют о качественно новой вехе в истории китайского градостроения. Аналогичные изменения претерпело и бронзолитейное производство. Ассортимент изделий намного увеличился, качество их резко возросло. Будь шанцы недавними кочевниками или основанное ими государство некой примитивной политической структурой, вряд ли были бы достигнуты столь быстрые новации в строительстве и ремесленной деятельности. Ещё больший интерес представляют памятники, расположенные на значительном удалении (400 км и более) к югу и северо-востоку от Эрлигана. По всей вероятности, то были административные центры владений, подчинявшихся иньским царям.
Почему цивилизации развивались у рек?
Дело не только в том, что вода нужна для питья. В реках также можно ловить рыбу для пропитания. Не просто рыбачить, а ставить сети, чтобы добывать больше рыбы. Это безопаснее, чем охотиться, и проще, чем вспахивать землю. Однако, заниматься земледелием около водоемов тоже было легче, так как почва здесь достаточно увлажнена. Жители таких земель не зависели от дождей, к тому же зачастую в приречных землях формировался мягкий климат.
Даже в жару находиться у реки приятнее, это помогает пережить зной людям и животным, которые использовались для возделывания земель и на еду. У человека не было необходимости таскать ведрами воду для питья крупному рогатому скоту, так как можно было просто отвести животных к водоему. Скот мог не только попить, но и поесть, так как на берегах всегда много растений.
Даже древние люди не могли не заметить, что если долго не купаться, то от тела пойдет резкий запах. Самих людей он скорей всего не смущал, но привлекал хищников. Поэтому вода была нужна для поддержания чистоты тела, когда появилась одежда — для ее стирки. Наличие рядом воды было вопросом безопасности и выживания, поэтому человек стремился жить у реки.
Династии Мин (1368-1644)
Древний Египет
Зародился в области нижнего течения Нила в северо-восточной части материка Африка. Древнейшие из найденных признаков цивилизации датируются четвертым тысячелетием до нашей эры. Именно тогда властью фараонов был объединен Верхний и Нижний Египет. В развитии были периоды взлетов и падений. Пик успеха пришелся на 16-11 века до нашей эры, период назвали Новым царством. После него осталось множество монументов, именно по ним современные ученые изучали эту страну. В 4 веке до нашей эры Египет попал под влияние Греции, потеряв свои уникальные черты. История страны завершилась в 30 году до н.э., когда пала власть фараонов. Это произошло после завоевания Римом.
Египтяне занимались земледелием, поэтому они зависели он Нила. После регулярных разливов реки на местах посевов оставалось много ила. Это естественное удобрение позволяло им собирать большие объемы урожая. Благодаря помощи Нила, у людей оставалось больше времени, и они проводили его за творческой деятельностью или изобретением новых устройств и технологий. Это основная причина величия государства.
Египтяне, как и другие народы, стремились подчинить природу своей воде. Они делали плотины, чтобы воды Нила шли туда, куда им нужно. При этом они понимали, что должны подчиняться природным циклам и делили год на периоды в соответствии с ними. Большая часть посевов приходилась на зерновые культуры, но здесь были и виноградники, плодовые деревья. Выращивали лен и папирус, из первого — пряли, из второго — делали бумагу, что тоже стало вкладом в науку. Дома строили из кирпича-сырца, этот материал позволял создать прохладу даже в пик летнего зноя. Чтобы отводить тепло, стены окрашивали белым цветом, затем завешивали коврами из льна, которого было в избытке.
Индская цивилизация (3300 — 1300 гг. до н.э.)
Размещалась на территории северо-восточной части современных Пакистана, Афганистана и северо-западной Индии. Это третья по времени появления древневосточная цивилизация Бронзового века наравне с Древним Египтом и Месопотамией. Жители занимались скотоводством: выращивали овец, свиней, зебр, буйволов. Осваивали земледелие, применяли орошение полей. На полях высаживали ячмень, пшеницу и другие культуры. Приручили слонов и верблюдов.
В городах строились дома из кирпича. В домах были водопровод и сливная канализация. Были хорошо развиты различные ремесла, процветала торговля.
Во втором тысячелетии до нашей эры в долине Инда начался упадок цивилизации. Причинами историки называют участившиеся наводнения, обеднение почвы, а также частые войны. Способствовали упадку и частые тропические болезни населения.
Около 1500 г. до нашей эры долину Инда захватили арийские племена. Они жестоко обошлись с населением, превратив их в рабов или слуг. Позже арии стали распоряжаться на всей территории, и цивилизация индов сошла на нет.
Открытия, особенности общественного строя
Поселения отличались высоким уровнем архитектуры, в строительстве домов применялась кирпичная кладка, использовалась дренажная система. В крупных городах в домах были сливные туалеты, подключенные к системе канализации высокого инженерного уровня.
Жители Инды умели довольно точно измерять длину, массу и время. Имели свою письменность, которая историками до сих пор не расшифрована.
Общественный строй до конца не изучен. Известно, что все города строились по единому принципу. Стандартные решения в постройках, изготовлении вещей говорят о том, что была централизованная власть, которой все подчинялись.
Древняя Индия
Зарождение древнеиндийской цивилизации — наименее изученная тема. Эта народность почти не оставила после себя памятников, поэтому исследовать было крайне сложно. Документальные свидетельства начали появляться только в третьем столетии до нашей эры в период вторжения войск Александра Македонского. Но кое-что науке все же известно.
Это третья по древности цивилизация после Египта и Месопотамии, самая большая по площади. У нее есть другое название — Хараппская, период существования — 34-14 века до нашей эры. В период расцвета численность достигала пяти миллионов. С ними вели речную торговлю Шумеры, они называли Индийское государство Мелуххой.
Индийцы занимались металлургией и ирригационным земледелием. Считается, что именно они создали первые туалеты, так как смогли освоить водопровод и систему канализации. Такие находки были обнаружены в древнем городе Мохенджо-Даро. Также были развиты охота и рыболовство. Города начали появляться лишь с зарождением цивилизации, у каждого была своя защитная цитадель. Эти поселения отличаются продуманной планировкой, дома создавали двухэтажными.
Император Цинь Шихуанди (259-210 до н.э.) и его Империя
Династия Хань (206 до н.э. – 220 гг. н.э.) и “Шелковый путь”
Лю Бан – основатель мощной династии Хань. Во время его правления достигли расцвета сельское хозяйство, ремесла и торговля, и многие другие области человеческого труда и культуры получили развитие.
Были расширены территории империи в западный регионах (современный Синьцзян и Центральная Азия). Были налажены торговые отношения с западом, куда он дважды отправлял своего посланника Чжан Цяня, и в процессе был положен маршрут, известный всем, как “Шелковый Путь” через современный Синьцзянь и Центральную Азию и к восточному побережью Средиземного моря.
Вдоль “Шелкового Пути” шла торговля великолепными шелковыми товарами Китая. Контакт Востока и Запада стал причиной распространения Буддизма на территории Китая уже в первом веке н.э. Чиновник по имени Цай Лунь в 105 г. н.э. синтезируя опыт своих предшественников, открыл метод изготовления тонкой бумаги, его изобретение породило настоящую революцию в области связи и обучения.
Население Китая, исторические периоды
Древнейшее
население Китая шань-жэнь, или шаньцы,
относится к протокитайской языковой и
этнической группе. В XIV веке до нашей
эры их сменили родственные племена
иньцев. В XII веке до нашей эры в Китай
вторглись чжоусцы – кочевники, скорее
всего, не принадлежавшие к китайскому
этносу. За 900 лет они ассимилировались,
восприняли иньские традиции, культуру,
язык. К III веку до нашей эры сформировалась
собственно китайская народность –
ханьцы, которая сохраняется по сей день.
Ханьцы на протяжении многих веков
контактировали с чжуанами, относящимися
к тайской группе, тибетцами, прототюркскими
племенами северных пустынь и степей.
Ханьцы считали себя единственным
цивилизованным народом, знавшим с
древности земледелие, письменность,
развитую религию; все прочие народы
воспринимались варварами (ху).
В
истории Древнего Китая выделяют несколько
периодов:
–
правление первопредков Фу-си и Шэнь-нуна
(XXIX – XXVII века до нашей эры);
–
правление пяти совершенномудрых
императоров (Хуан-ди, Чжуан-сюй, Гао-Синь,
Яо и Шунь) (XXVII – XXIII века до нашей эры);
–
династия Ся (2205 – 1767 годы до нашей эры);
–
династия Шан (1766 – 1300 годы до нашей
эры);
–
династия Инь (1300 – 1122 годы до нашей
эры);
–
династия Чжоу (1122 – 221 годы до нашей
эры);
–
империя Цинь (221 – 206 годы до нашей эры);
–
империя Хань (206 год до нашей эры – 220
год нашей эры).;
Также
интересны времена правления:
–
Саньго или Троецарствие (220 – 265 годы);
–
династия Цзинь (265 – 420 годы);
–
династия Суй (581 – 618 годы);
–
династия Тан (618 – 907 годы);
–
династия Сун (960 – 1280 годы);
–
династия Юань (1280 – 1368 годы);
–
династия Мин (1368 – 1644 годы);
–
династия Цин (1644 – 1911 годы).
Правление
первопредков китайцев и пяти
совершенномудрых императоров считается
в современной исторической науке
мифическим. Династия Ся также считается
легендарной. Первой же реальной династией
признается Шан.
Европейцы,
прежде всего купцы и миссионеры, стали
проникать в Китай с XIII века (путешествие
и пребывание в Китае Марко Поло в
1271-1295 годах).
В
XVI столетии был основан ряд иезуитских
миссий, начались отношения России с
Китаем. В XVII веке маньчжурская династия
Цин, напуганная распространением
христианства и проникновением европейцев,
закрыла Китай для иностранцев, оставив
для торговли только порт Гуанчжоу
(Кантон). Изоляция способствовала
отсталости страны, производившей, тем
не менее, товары, которые интересовали
европейцев. Но Европа в то время мало
что могла предложить для обмена.
Англичане, завоевавшие Индию, стали
поставлять опий, но императоры запретили
такую торговлю. В стремлении добиться
права продажи опия Англия и Франция
развязали «опиумные войны» (1840-1842 и
1856-1860 годы), в результате которых Китай
был поделен на сферы влияния и стал
полуколонией.
Цин
(Дайцин), последняя императорская
династия в Китае. Пришла к власти в 1644
году в результате завоевания Китая
маньчжурами. Свергнута Синьхайской
революцией 1911 года.
Ранний этап древнекитайской государственности
Особенности земледелия на берегах Хуанхэ и Янцзы (у этих рек нестабильные русла) способствовали самоорганизации населения и формированию общественной структуры со строгими правилами. Соответственно, и государственность в Китае возникла достаточно рано. Формой правления сразу стала монархия, что типично для Древнего Востока.
Государство Ся
Китайские ученые датируют его существование 2070-1600 гг. до н.э. Сведений о существовании этой династии мало, все они почерпнуты из много более поздних источников. Однако археологические данные допускают существование этого государства на берегах реки Хуанхэ.
Главным достижением этого гипотетического государства можно считать введение производства бронзы в массовый обиход. В железный век Китай вступил только в V веке до н.э. Однако способы использования и обработки бронзы достигли значительных высот.
Государство Шан-Ин
Китайские специалисты датируют его существование 1600-1046 гг. до н.э., однако другие историки не склонны к такой точности и ограничиваются указанием на столетия. Существование этого государства в Центральном Китае (ставшего в результате успешных завоевательных войн весьма крупным) считается доказанным с помощью археологических, письменных и других источников.
В эпоху Шан-Ин обработка бронзы в Китае достигла таких высот, что из этого металла изготавливались даже колесницы. В этот период у китайцев появился первый календарь, а также письменность, легшая в основу современных китайских иероглифов. Доказано наличие у этого государства постоянной армии с типовым бронзовым вооружением. Предположительно в этот период в Китае возник культ предков.
Государство Чжоу
Эта государственность сменила Шан-Ин и существовала до 221 года до н.э. (это общепризнанная дата). Территория его захватывала практически весь бассейн Хуанхэ. Государство Чжоу заложило основы современной китайской народности, обеспечив активное смешение отдельных небольших племен.
В этот период в Китае освоили обработку железа, появились религиозно-философские учения (конфуцианство, даосизм, моизм), определяющие духовную жизнь китайцев до сих пор. Управление основывалось на сложной структуре, напоминающей европейское феодальное устройство. Образованные люди пользовались большим уважением, грамотных было довольно много, существовали школы (их создавали частные лица – под собственную методику и философскую доктрину).
История Чжоу делится на два периода: «Весны и осени» (до V века до н.э.) и «Сражающихся царств» или «Семи царств» (до 221 г. до н.э.). Для второго периода характерно ослабление центральной власти, приведшее к фактическому распаду страны на множество уделов, среди которых выделялись 7 сильнейших.
Территория
Историческое деление Китая
Административные единицы высшего уровня Китая изменялись в зависимости от правящей династии или правительства. К этим единицам относят, в первую очередь, края и провинции. Среди единиц нижнего уровня существовали префектуры, подпрефектуры, департаменты, командирства, уезды и округа. К современным административным единицам относят города уровня подпрефектуры, города уровня округа, населённые пункты и городские общины.
Большинство китайских династий размещали свою резиденцию в сердце Китая, его этнически китайской части — долине реки Хуанхэ. Эти династии расширяли свои владения за счёт иностранных территорий Внутренней Монголии, Маньчжурии, Синьцзяна, Тибета, Вьетнама и Кореи. Хотя последняя манчьжурская династия Цин, наследниками которой считают себя КНР и Республика Китай, включила в Китай большинство вышеупомянутых земель, сам Китай имеет определённые древние границы — Великая китайская стена на севере, Тибетское плато на западе и джунгли Индокитая на юге.
На север от Великой китайской стены находятся Внутренняя Монголия и Маньчжурия, исконные места проживания евразийских кочевников, которые сейчас освоены этническими китайцами. На Западе расположены Синьцзян-Уйгурский и Тибетский автономные районы, в которых существовали государства уйгуров и тибетцев. Сейчас там также ускоренными темпами проводится ассимиляция. Юг Китая был родиной многих народностей, малочисленность и раздробленность которых практически никогда не представляла угрозы для китайской власти.
К традиционному разделению Китая относят разделение на Южный и Северный Китай, граница между которыми проходит по реке Хуай и горам Циньлун.
География и климат
Спутниковый снимок Китая
Метеорологическая карта Китая
Ландшафты Китая разнообразны. Горы и плато преобладают на западе, а низменности — на востоке и юго-востоке. В результате этого, основные реки текут с запада на восток, включая большие реки Хуанхэ, Янцзы, Амур, а некоторые — на юг (реки Меконг, Брахмапутра). Большинство рек Китая впадает в Тихий океан.
На востоке, вдоль побережья Жёлтого и Восточно-китайского морей находятся аллювиальные равнины, которые плотно заселены. На севере, на краю плато Внутренней Монголии можно увидеть травянистую степь. Юг Китая покрыт холмами и невысокими горами. В центрально-восточной части расположены дельты Хуанхэ и Янцзы. Большинство пахотных земель находятся вдоль этих рек. Южная провинция Юньнань является частью так называемого субрегиона «Большой Меконг», в который входят Мьянма, Лаос, Таиланд, Камбоджа и Вьетнам.
В западной части Китая на севере находится большая аллювиальная равнина, а на юге — известняковое плоскогорье, покрытое холмами средней величины. В этой части Китая расположены Гималаи, с самой высокой в мире горой Эверестом. Северо-запад покрыт пустынями, такими как Такла-Макан и пустыня Гоби, которые постоянно разрастаются. В течение тысячелетий горы провинции Юньнань служат природной границей, которая отделяет Китай от Бирмы, Лаоса и Вьетнама.
Климат Китая разнообразен. Северная зона, которая включает Пекин, характеризуется очень холодными зимами. Центральная зона, которая включает Шанхай, умеренная. Для южной зоны, которая включает Гуанчжоу, характерен субтропический климат.
В связи с частыми засухами и несовершенным хозяйствованием часто случаются пылевые или песчаные штормы весной. Ветер разносит пыль в восточном направлении, до Тайваня и Японии. Шторма иногда достигают Западного побережья США. Вода, эрозия грунтов и загрязнение окружающей среды Китая перерастают из внутренних китайских проблем в международные.
Древняя китайская цивилизация (2070 г. до н. э. — 500 годы н. э.)
Китайцы являются не только самой многочисленной нацией в мире, но и одной из самых древних. Колыбелью китайской культуры считается «Жёлтая река», поэтому часто можно встретить название «цивилизация Хуанхэ».
Зарождение китайской государственности и культуры происходило между реками Янцзы и Хуанхэ. В 2070 году до н. э. ряд небольших китайских деревень был взят под контроль единым правительством — так зародилась династия Ся. Её основал Юй Великий — один из немногих китайских императоров, удостоенный эпитета Великий. Он потратил более 10 лет жизни, чтобы «приручить» Хуанхэ, которая наносила непоправимый вред селениям, разливаясь из берегов. Его уважало местное население, что позволило будущему императору создать свою династию.
Правление династии Ся Китаем продолжалось более 400 лет, пока в 1600 году до н. э. её последний представитель, император Цзе, не был свергнут Таном, давшим начало династии Шан. С тех пор китайские династии правителей сменяли друг друга, пока в 1912 году не рухнула последняя из них. Последней династией правителей Древнего Китая считается династия Хань.
4
Древний Китай
Еще одной колыбелью зарождения древних цивилизаций стал бассейн реки Хуанхэ. Древние китайцы создали здесь свою этническую общность в третьем тысячелетии до нашей эры. У этого общества есть интересная особенность — они полностью изолировались от своих современников. Если на западе и знали, что где-то восточнее есть Китай, то только на уровне легенд и мифов.
Таинственной цивилизацией принято считать Индию, но Китай со своей скрытностью ее превзошел.
Со временем люди начали расселяться за пределы бассейна Хуанхэ, они выбрали еще одну пригодную для жизни местность — вдоль реки Янзы. Хуанхэ постоянно менялась, создавала наводнения, меняла очертания залива, в который впадала. В древние времена ее долина была лесом, но человек этот лес уничтожил. Вместе с лесными массивами пропали тапиры, носороги, бамбуковые крысы. Как и другим странам, Китаю было нужно выживать, поэтому они без раздумий вмешивались в природу.
У древних людей не было выбора, так как они были очень уязвимыми перед силами природы. Особенно это наглядно на примере Китайцев. Они селились в долинах рек, но еще не умели бороться с наводнениями. Разлив реки мог привести к гибели целого поселения. Это отразилось в письменности, иероглиф, обозначавший слово “несчастье” долго рисовали, как разлившуюся реку.
К середине первого тысячелетия до нашей эры жители Поднебесной научились делать железные орудия и смогли возделывать твердую почву. Благодаря этого народ смог расселиться по тем землям, которые раньше считались непригодными для жизни, плотность населения стала ниже. Так осваивали холмистые районы, заходили на северные степные области. Относительно Индии Древний Китай изучен достаточно хорошо, однако, ученые до сих пор открывают новые подробности и факты.
Речные цивилизации древнего мира были первыми организованными государствами. У каждого из них свой путь становления, но объединяло их одно — формирование возле рек и упор на сельское хозяйство.