ТАВКР “Новороссийск”
Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.3 Тихоокеанского флота СССР (ВМФ СССР) в 1978—1991 гг.
История
Проект был разработан в Невском проектно-конструкторском бюро в 1975 году (руководитель А. Н. Маринич), утверждён в июле 1975 года. По сравнению с предыдущими проектами планировалось увеличить авиагруппу, отказаться от торпед. Впервые в СССР авианосец был рассчитан на размещение десанта на борту, прием тяжёлых транспортных вертолётов и базирование истребителей Як-38П.
Строился с 1975 по 1978 год в верфи в Николаеве (Черноморский судостроительный завод, директор А. Б. Ганькевич). Изменения, вносимые в проект во время постройки, задержали срок сдачи в эксплуатацию до 1982 года. В 1978 года спущен на воду и достраивался в плавучем состоянии.
15 августа 1982 года на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг СССР, а 24 ноября он был включен в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота.
Последний поход состоялся в мае 1991 года.
Всего за время службы с палубы корабля было совершено 1900 взлётов самолётов и 2300 — вертолётов.
Из-за сокращения финансирования в 1991 году был поставлен на прикол в бухте Постовая близ Советской Гавани Хабаровского края.
В январе 1993 года на корабле произошёл пожар. Был поставлен в док для ремонта, но 30 июня 1993 года было принято решение об исключении из состава флота.
В 1994 году продан южнокорейской компании «Янг Дистрибьюшн Компани» за 4,314 миллиона долларов США. После был списан на металл и в 1997 году был разобран окончательно в городе Пхохан, Южная Корея.
Описание
Предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям в составе группы.
Как и у других моделей советский тяжёлых авианесущих крейсеров, полётная палуба расположена под углом к продольной оси (4,5 град.), покрыта термостойкими плитами АК-9Ф, а надстройка смещена к правому борту.
Энергетическая установка состояла из 8 паровых котлов КВН-98/64 и 4 ГТЗА ТВ-12-3, разделялась на два эшелона. Для выработки электроэнергии использоались 6 турбогенераторов и 4 дизель-генератора общей мощностью 15 МВт.
На борту располагались две эскадрильи: противолодочных вертолётов Ка-27 и самолётов Як-38П, их общее число увеличено до 36 (больше, чем у крейсеров «Киев» и «Минск»). Авиатехника размещалась в ангаре под полётной палубой, там удалось расположить 24 машины. На полётную палубу их поднимали с помощью двух подъёмников: подъёмник для самолётов размещается в районе миделя, подъёмник для вертолётов позади надстройки.
Вооружение состоит из 4 установок П-500 Базальт (16 ракет), 2 установок ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет), 2 артиллерийских установок АК-726 и 8 30-мм установок АК-630, 1 установки противолодочного комплекса РПК-1 (16 ракето-торпед 82Р), 2 реактивных бомбометов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60). Торпедные аппараты отсутствовали.
Служба
Хотя корабль был приписан к Тихоокеанскому флоту.
-9 мая 1983 года принимал участие в параде на рейде Севастополя.
-14 мая—7 июня 1983 года в составе группы совершил переход в Североморск. Там в составе Северного флота участвовал в учениях.
-С 17 октября 1983 года по 27 февраля 1984 года в составе группы осуществил переход вокруг Европы, Африки и Азии во Владивосток. По ходу следования совершил заходы в Луанду (Ангола), Викторию (Сейшельские острова), Мапуту (Мозамбик), Мадрас (Индия).
-В 1984 году принимал участие в учениях «Голубая стрела» и «Длинная осень».
-В марте-апреле 1985 года принимал участие в учениях Тихоокеанского флота около Гавайских островов.
-В 1986 году прошёл частичный ремонт в Дальзаводе, бухте Золотой рог г. Владивостока, затем в плавдоке.
-12—16 мая 1988 года нанёс визит в г. Вонсан (КНДР).
-В 1988—1990 годах был осуществлён средний ремонт на «Дальзаводе».
ТТХ
Основные характеристики
-Водоизмещение: 31 900 т полное; 43 220 т стандартное
-Длина: 273,1 м (наибольшая), 235,8 (по КВЛ)
-Ширина: 31,0 м (по КВЛ), 51,3 м (ширина полётной палубы)
-Высота: 61,6 м (от киля до клотика)
-Осадка: 9,3 м (максимальная)
-Мощность: 4 х 35 500 л. с.
-Скорость хода: 32,5 уз. (максимальная), 30,4 уз. (полного хода), 14,2 уз. (экономическая), 18,2 уз. (боевая экономическая)
-Дальность плавания: 7160 морских миль экономическим ходом
-Автономность плавания: 30 суток
-Экипаж: 1607 человек, авиагруппа — 430 человек
Вооружение
-Артиллерия: 2 х 76,2-мм АК-726
-Зенитная артиллерия: 8 х 30-мм АК-630
-Ракетное вооружение: 4х2 ПУ ПКРК П-500 «Базальт»; 2 х ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет)
-Противолодочное вооружение: 1 х РПК-1 (16 ракето-торпед 82Р); 2 х РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60)
-Авиационная группа: 18 самолётов; 18 вертолётов
Осадка | 9,3 м |
Скорость хода | 32,5 узла |
Водоизмещение | 43220 т |
Дальность плавания | 7160 миль |
Примечания
- Скорость боевого экономического хода – 18,3 узла.
- Приведена дальность плавания боевым экономическим ходом (18,3 узла).
- Без учёта авиагруппы.
- Авиагруппа включала в себя 36 самолётов и вертолётов в любых сочетаниях; в таблице приведён один из типовых вариантов.
- В честь советского города, расположенного на побережье Чёрного моря. Во время Великой Отечественной войны, в 1942-1943 годах, под Новороссийском и в черте города разыгрались ожесточённые бои. За мужество его защитников Новороссийску впоследствии было присвоено звание «город-герой». Первым кораблём с этим именем был линкор (бывший итальянский Giulio Cesare), полученный в 1948 году Советским Союзом в счёт своей доли при разделе итальянского флота между странами-победительницами.
- Подобные обтекатели и выравнивающие устройства в ходе службы получили также однотипные крейсера «Киев» и «Минск»; на «Новороссийске» они были предусмотрены ещё при постройке.
- На «Киеве» и «Минске» для показа художественных фильмов использовали обычный кинопроектор, полотняный экран для которого натягивали прямо над полётной палубой – там хватало места, чтобы в импровизированном «кинозале» под открытым небом смогли бы разместиться все свободные от вахт.
- Дата инцидента с ЭМ УРО «Джон Роджерс» – 19 мая 1983 года – приведена по книге Бабича «Наши авианосцы» (автор книги сам был свидетелем инцидента на борту «Новороссийска» и опирался на свои дневниковые записи). Сайт «Крейсерская слава» (kreisers.narod.ru) утверждает, что данный инцидент произошёл 25 мая.
- Бурунная мишень – первоначально надувная из прорезиненной ткани, позже металлическая конструкция бочкоообразной формы. Притапливается позади корабля и буксируется за ним на длинном тросе, создавая видимый на поверхности бурун; служит для отработки практической стрельбы и бомбометания палубной авиации.
- «Интрудеры», по всей видимости, имитировали бомбометание по «Новороссийску» (согласно описанию очевидцев – заходили пикированием со стороны солнца); советские моряки обнаружили их ещё на подходе, так что «гостей» перехватила и сопровождала дежурная пара Як-38 с ракетами «воздух-воздух». Безусловно, инцидент с гибелью двух человек экипажа «Интрудера» был тогда предметом разбирательства между советским и американским руководством, но повода обвинить в чём-то советскую сторону у американцев не было – с учётом показаний экипажа ведущего самолёта и данных с бортовых самописцев, выловленных из воды советскими моряками и переданных в США.
- Самолёт, далеко отклонившийся от гражданских коридоров, был опознан как разведчик и сбит советским истребителем ПВО.
- Скорее всего, на самом деле это был спасательный Ка-27ПС: вертолёт Ка-32 представляет собой его гражданский вариант. Цитата из газетной публикации, так что слова о «полном вооружении» вполне мог добавить журналист при пересказе слов собеседника.
- Цитируется по публикации в газете «Известия» начала 1990-х годов.
- 8 штурмовиков Як-38, 3 штурмовика Як-38М, 1 учебный Як-38У; летали и обеспечивали полёты на борту 85 человек из состава 311-го во главе с командиром полка подполковником Чуриловым.
- 2 вертолёта радиолокационного дозора и целеуказания Ка-25Ц, 14 противолодочных Ка-27ПЛ, 2 поисково-спасательных Ка-27ПС; летали и обеспечивали полёты вертолётов на борту 113 человек из состава 710-го .
- Для вертолётов полёты ночью с палубы к тому времени уже давно стали нормой, но самолёты Як-38 до 1983 года выполняли ночные полёты только с наземных аэродромов.
- Сценарий учения отчасти повторял известное нападение японцев на Пёрл-Харбор – «день позора» американского флота.
линкор «Новороссийск» – тайна гибели
29 октября 1955 года на линкоре «Новороссийск» случилась беда во время стоянки у пирса. Часть экипажа сошла на берег, на борту осталось 1600 человек. Около 01:00 ночи всех разбудил мощный толчок, встряхнувший весь корабль, вызванный взрывом в его носовой части. С соседних крейсеров была замечена световая вспышка.
линкор «Новороссийск» после катастрофы
В результате взрыва на борту линкора «Новороссийск» вышла из строя электростанция и была разрушена носовая группа дизель-генераторов, соответственно стала непригодной громкоговорящая связь. Началось быстрое поступление воды на борт, с которым самоотверженно боролся личный состав боевых постов и корабельных аварийных расчетов. Дифферент на нос продолжал нарастать. Вода все дальше распространялась по палубе корабля, несмотря на все усилия экипажа. И когда крен достиг 20 градусов, морское судно стремительно повалилось на левый борт и опрокинулось вверх килем. Над водой осталась кормовая часть днища длиной около 110 метров. Это произошло через 2 часа 44 минуты после взрыва.
Стоящий на бочке корабль решили оттаскивать буксирами, естественно сделать этого не удалось. К линкору подошли спасательные катера, но на них сошла лишь небольшая часть экипажа.
К утру 30 октября линкор «Новороссийск» затонул, оставшиеся внутри корабля матросы отчаянно стучали металлическими предметами по бортам, подавая о себе весть. Водолазы перестали слышать их стуки только 1 ноября. В последние минуты перед гибелью линкора «Новороссийск» было слышно, как находившиеся внутри пели «Варяг». Так закончилась трагедия, унесшая 607 жизней советских моряков.
Линкор «Новороссийск» был флагманом Черноморского флота СССР. Корабль был гремучей смесью русского духа и итальянского темперамента, он должен был стать главным защитником президента Египта, но стал братской могилой для 607 человек.
Расследованием катастрофы занялась комиссия во главе с председателем комиссии генерал-полковником Малышевым. Комиссии были заданы жесткие сроки расследования катастрофы – предстояло управиться за месяц. Через две недели причины расследования катастрофы были представлены в ЦК КПСС. Приняли и одобрили. Из материалов следствия – прямыми виновниками гибели значительного количества людей и линкора «Новороссийск» являются:
командующий Черноморским флотом вице-адмирал Пархоменко. ВРИО командующего эскадрой контр-адмирал Никольский, ВРИО командира капитан 2 ранга Хоршудов. Прямую ответственность за катастрофу – член военного совета ЧФ вице-адмирал Кулаков. Но в одном из многих предоставленных документах не было ответа, что же на самом деле произошло.
Долгое время подробности этой катастрофы оставались под грифом «Секретно». Сегодня многие документы, связанные с трагедией линкора «Новороссийск» стали достоянием гласности. Теперь можно озвучить основные версии произошедшего.
Следственная комиссия установила, что основными причинами гибели 607 человек линкора «Новороссийск» после взрыва являются: преступно неправильная легкомысленная оценка катастрофы командования флота, эскадры и корабля, ошибка истинного положения, в котором находился линкор после взрыва и непринятие в первые же минуты катастрофы простого, но единственно правильного решения – перевод своим ходом поврежденного корабля на более мелкое место, где глубина составляла не более 12 метров.
Проведя тщательную экспертизу было установлено, что причиной взрыва стала мина типа «RMH», оставшаяся с времен второй мировой войны, но кроме этой версии существуют и другие: диверсия со стороны итальянцев и даже столкновение с «поездом-призраком», якобы курсирующий между Севастополем и Балаклавой.
Память жертвам катастрофы линкора «Новороссийск» увековечена в Севастополе двумя мемориалами.
монумент памяти погибшим морякам участвовавшим в спасении линкора «Новороссийск»
надгробие на кладбище Коммунаров, где были похоронены сорок два погибших моряка
мемориал на Братском кладбище в виде 12-метровой фигуры Скорбящего матроса, отлитой из бронзы гребных винтов линкора, установленный в 1963 году
исключительной по масштабности и сложности была операция по подъему линкора и доставка на слом в бухту Казачья 28 мая 1957 года, которая прошла успешно без эксцессов, так как на борту оставался боевой заряд в тротиловом эквиваленте 100 тонн
Технические характеристики линкора «Новороссийск»:
Длина – 186 м;
Ширина – 28 м;
Осадка – 10 м;
Водоизмещение – 29032 тонн;Судовая силовая установка – паровая мощностью 93000 л. с.;
Скорость – 28 узлов;
Дальность плавания – 3100 миль;
Экипаж – 1236 человек;Вооружение:
Орудия 320 мм – 10;
Орудия 120 мм – 12;
Орудия 100 мм – 8;
Зенитных орудий 37 мм – 12;
История
Артиллерийский крейсер, названный в честь генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Голенищев-Кутузова, был построен в 1954 году, в рамках проекта 68-бис. Годом позже корабль был введен в состав флота СССР, где нес службу до 1988 года, пройдя за это время почти 212 тысяч миль и «воспитав» многие поколения моряков, капитанов и адмиралов военно-морского флота.
Галин Владимир Петрович
В ходе арабо-израильской войны корабль участвовал в двух вооруженных конфликтах, где был флагманом в составе кораблей первой линии. После войны крейсер «Михаил Кутузов» стал местом для важных политических встреч очень высокого уровня. На его борту побывало много королей, президентов и других влиятельных людей.
Остальные корабли проекта 68-бис уничтожены согласно директиве Главнокомандующего ВМФ РФ, по которой и они и «Михаил Кутузов» должны были быть выведены из состава боевых кораблей и утилизированы. Но данный крейсер этого приговора избежал, благодаря совету ветеранов, который обратился к премьер-министру РФ Евгению Максимовичу Примакову. Он лично приказал Главнокомандующему оставить крейсер в качестве корабля-музея.
В 1999 году «Михаил Кутузов» официально стал частью музея Черноморского флота, а в 2002 открылся для посетителей. В 2001 году корабль отправился в свой последний путь, пунктом назначения которого стал город-герой Новороссийск Краснодарского края. В 2012 году крейсер стал филиалом Центрального военно-морского музея, коим остается и по сей день.
Александр Вепрёв
История службы
Передача СССР
Вопрос о разделе итальянского флота между союзниками по антигитлеровской коалиции был поднят советской делегацией на конференции министров иностранных дел СССР, США и Англии, проходившей в Москве с 19 по 30 октября 1943 года. Желая восполнить потери флота, понесенные в ходе Великой Отечественной войны, Советский Союз претендовал на линкор, крейсер, 8 эскадренных миноносцев и 4 подводные лодки, что составляло примерно треть боевой мощи итальянского флота. Министры иностранных дел США Хэлл и Англии Иден обещали немедленно передать это предложение своим правительствам. Решение вопроса под различными предлогами затягивалось, так премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль телеграфировал в Москву:
В принципе мы готовы признать право русских на долю итальянского флота. Однако, мы полагали, что этот флот должен сыграть свою роль в борьбе против Японии, и мы собирались приспособить к тропическим условиям линкоры типа Литторио и некоторые другие корабли для этого заключительного этапа войны. |
Согласие союзников на раздел итальянского флота было получено в ходе Тегеранской конференции 1943 года. Но не смотря на достигнутую договоренность, передача кораблей затягивалась. В качестве причин задержки назывались неудовлетворительное техническое состояние кораблей и необходимость согласования процесса передачи с итальянской стороной – согласно соглашению, заключенному адмиралом Каннингхэмом и адмиралом Де Куртеном, итальянские корабли принимали участие в боевых действиях против Германии. Учитывая острую потребность СССР в пополнении флота, союзниками были временно переданы взамен итальянских английский линкор Royal Sovereign, американский крейсер Milwaukee, а так же 9 эсминцев и 4 подводные лодки.
Окончательно вопрос о передаче кораблей был решен в процессе подготовки мирного договора с Италией. 10 января 1947 года в Совете министров иностранных дел союзных держав было достигнуто соглашение о распределении передаваемых итальянских кораблей между СССР, США, Великобританией и другими странами, пострадавшими от агрессии Италии. Линейные корабли Italia, Vittorio Venetto и Giulio Cesare вошли в состав групп “A”, “B” и “C”, предназначенных для трех главных держав. Советская сторона претендовала на группу, в которую входил линкор Vittorio Venetto, но в результате жеребьевки получила группу «C», в которую входил Giulio Cesare.
В феврале 1947 года в Париже начала работу Военно-морская комиссия четырех держав в обязанности которой входило выяснение технического состояния кораблей, обеспечение их необходимой технической документацией, запасными частями, дооборудованием и приведением их в пригодное для любых действий состояние, снабжение вооружением и боезапасом. В соответствии с решением комиссии, передачу кораблей Советскому Союзу планировалось провести в три этапа с 15 декабря 1947 по 15 июля 1948 года. Пунктами передачи выбрали порты Одессы и Валоны.
Гибель
29 октября 1955 года в Северной бухте Севастополя затонул флагман черноморской эскадры советского военно-морского флота линкор «Новороссийск». Погибли более 600 моряков.
По официальной версии, линкор затонул в результате взрыва старой донной немецкой мины. Но существуют и другие версии, в соответствии с которыми ответственными за гибель линкора «Новороссийск» являются итальянские, английские и даже советские диверсанты.
Командиры
- капитан 1 ранга Зиновьев Юрий Константинович 1947 – 1949
- капитан 1 ранга Беляев Борис Петрович февраль – март 1949
- капитан 1 ранга Кошкарев Николай Васильевич март 1949 – декабрь 1952
- капитан 1 ранга Измайлов Федор Дмитриевич декабрь 1952 – октябрь 1954
- капитан 1 ранга Кухта Александр Павлович октябрь 1954 – октябрь 1955
- капитан 2 ранга Хуршудов Георгий Аркадьевич октябрь 1955 (врид)
Служба
9 мая 1982 года корабль участвовал в параде на рейде Севастополя.
24 ноября 1982 корабль включен в состав ТОФ и началась его подготовка к переходу к месту постоянного базирования. 24 декабря экипаж сдал все курсовые задачи, и «Новороссийск» был зачислен в состав кораблей постоянной готовности.
С 14 мая по 7 июня 1983 года переход в Североморск в составе группы. Далее принял участия в учениях Северного флота.
С 17 октября 1983 года по 27 февраля 1984 года в составе группы совершил переход вокруг Европы, Африки и Азии во Владивосток. По ходу следования совершил заходы в Луанду (Ангола), Викторию (Сейшельские острова), Мапуту (Мозамбик), Мадрас (Индия). Во время перехода выполнено около 600 вылетов, в том числе с испытательными целями. По завершению перехода командиру авиагруппы полковнику Чурилову было присвоено звание Героя Советского Союза
В 1984 году участвовал в учениях «Голубая стрела» и «Длинная осень».
В марте-апреле 1985 года участвовал в учениях Тихоокеанского флота в районе Гавайских островов.
В 1986 году проводился частичный ремонт на «Дальзаводе», бухте Золотой рог города Владивостока, затем в плавдоке.
12—16 мая 1988 года нанёс визит в город Вонсан (КНДР).
В 1988—1990 годах прошёл средний ремонт на «Дальзаводе».
Последний поход состоялся в мае 1991 года.
В июле 1991 года вышел приказ Командующего ВМФ СССР о приостановке эксплуатации самолётов Як-38.
Всего за время службы с палубы корабля было совершено 1900 взлётов самолётов и 2300 — вертолётов.
Из-за сокращения финансирования в 1991 году корабль был поставлен на отстой в бухте Разбойник близ острова Путятина Приморского края.
В январе 1993 года на корабле произошёл пожар. Был поставлен в док где были сняты гребные винты и заварены кингстоны и только после этого он был отбуксирован в бухту Постовая Хабаровского края, но 30 июня 1993 года было принято решение об исключении из состава ВМФ.
6 октября 1994 года, между ЦУМР и ВЭС (Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Минобороны) и южнокорейской компанией «Янг Дистрибьюшн Компани» (Young Distribution Corp), при посредничестве фирмы «Компас», были заключены контракты 148/8/11014051 и 148/8/11014049, в соответствии с которыми были проданы ТАВКР «Минск» и «Новороссийск», за 4,583 миллиона и 4,314 миллиона долларов США соответственно.
«Новороссийск» в 1997 году был разобран на металлолом в городе Пхохан, Южная Корея.
Злоключения итальянца
При рождении корабль получил гордое имя «Джулио Чезаре» — «Юлий Цезарь». Он был заложен в 1910 году на верфи города Генуя, спущен на воду в 1911 году и вошел в состав итальянского флота перед мировой войной. Это был мощный дредноут типа «Конте ди Кавур», построенных по проекту инженер-генерала Эдоардо Масдеа. 180-метровый красавец водоизмещением более чем 25 000 тонн нес тринадцать 305-мм орудий, при этом развивал приличную скорость. В Первую мировую он так и не повоевал, хотя был в строю. В 30-е годы при Муссолини корабль полностью переоснастили: заменили котлы и механизмы, заменили пушки на калибр 320 мм, удлинили корпус.
Линкор_5
Линейный корабль «Джулио Чезаре» на стапеле. 1910 год
Фото: commons.wikimedia.org
В самом начале Второй мировой во время охоты за конвоем союзников линкор получил прямое попадание английского снаряда, после чего долго «лечился» в доках. Итальянский флот редко выходил из портов, поскольку союзники имели огромное преимущество, и «Джулио Чезаре» пришлось переквалифицироваться то в плавучую казарму, то в береговую батарею. В 1942 году часть экипажа была переведена на другие суда, а сам линкор законсервировали.
В 1943 году Италия заключила перемирие с союзниками, и всем кораблям флота во избежание захвата их немцами приказано было перейти на Мальту. «Чезаре» дошел, хотя не имел полного экипажа. На родину он вернулся только в 1944-м, и в первые послевоенные годы его использовали как учебное судно.
В 1948-м уже 35-летний корабль-ветеран был передан СССР в счет репараций. Наша делегация требовала более новые боевые суда, но они достались союзникам. Есть легенда, что адмиралы тянули из фуражки бумажки с названиями кораблей, и нашему не повезло.
Линкор_6
Линейный корабль «Джулио Чезаре» во время спуска на воду на верфи Ансальдо в Генуе. 15 октября 1915 года
Фото: commons.wikimedia.org
Зачем он был нужен советскому командованию, остается загадкой. Официальная версия состоит в том, что его дальнобойные орудия могли использоваться для стрельбы ядерными боеприпасами, но это никак не компенсировало недостатков корабля-ветерана. Системы живучести на нем были допотопными, внутренние переборки — слишком тонкими (для увеличения скорости), к тому же лишь 12 из 20 доходили до верхней палубы. Подводное бронирование не выдерживало критики, поэтому корабль был уязвим для мин и торпед. Орудия главного калибра были действительно мощными, но не подходили под наши стандарты — их нужно было либо переделывать, либо изготавливать специально для них заряды.
В дополнение ко всему, линкор не был предусмотрен для дальних походов и на нем были чудовищные условия для моряков. В итальянском флоте принято, что большая часть экипажа живет на берегу, а любой переход в Средиземном море исчисляется несколькими днями. В довершение, на судне не было нормального камбуза, поскольку традиционный судовой рацион состоял в основном из макаронных изделий. Зато во всех жилых помещениях были краны с сухим вином, которое выдавалось без ограничений. Для «божественного нектара» на судне даже был предусмотрен специальный резервуар, который советские политработники быстренько аннулировали.
Линкор_7
Линейный корабль «Джулио Чезаре» после модернизации. 1937 год
Фото: commons.wikimedia.org
В 1949 году после небольшого ремонта линкор, именовавшийся теперь «Новороссийск», принял участие в артиллерийских учениях флота в ранге флагмана. А потом надолго встал на ремонт и вернулся в строй лишь весной 1955-го, за полгода до катастрофы. На корабле поменяли турбины, установили зенитное вооружение, обновили средства радиосвязи, укомплектовали боезапас главного калибра. Несмотря на свое почти античное прошлое, «Новороссийск» ко дню катастрофы был самым грозным артиллерийским кораблем флота.
↑ Технические характеристики
Поскольку корабль служил и во флоте Италии, как «Джулио Чезаре» и как уже линкор на службе Союза – «Новороссийск», будут приведены характеристики во время его служения в Италии и Советском Союзе (он прошел глубокую модернизацию).
- Водоизмещение – (Италия) 25 тыс. тонн; (СССР) 29 тыс. тонн;
- Длина – (Италия) 176 м.; (СССР) 186 м
- Ширина судна – 28 метров;
- Водоизмещение – (Италия) 9, 4 м.; (СССР) 10, 4 м.;
- Броняразных поверхностей – палуба судна – 110-135-мм, башня – 240-280-мм, барбеты – 220-240-мм, боевая рубка – 280-мм;
- Мощность силовой установки – (Италия) 31 тыс. л. с.; (СССР) 93 тыс. л. с.;
- Скорость – (Италия) 21, 2 узла; (СССР) 28 узлов;
- Дальность хода – (Италия) 4800 миль при скорости десять узлов; 3100 миль при скорости двадцать узлов;
- Экипаж судна – 1000-1250 моряков.
Справочные материалы
История изменений
- Доступен супертестерам в игре начиная с версии 0.6.11.
- В обновлении 0.6.12
параметр «Заметность при выстреле ГК в дыму» изменен до 10,86 км.
:
- Впервые появился в продаже в октябре 2017.
- В обновлении 0.6.13:
- Улучшено отображение тонких элементов;
- Внесены мелкие исправления геометрии и текстур кораблей.
- В обновлении 0.6.14:
- ПТЗ корабля увеличено c 19% до 30%;
- Внесены мелкие исправления в текстуры и геометрию корабля. Изменения никак не влияют на игровой баланс.
- В обновлении 0.6.15:
- Постоянному камуфляжу «Тип 9» добавлен бонус — скидка 10% к стоимости обслуживания после боя;
- Корабль стал доступен для покупки в клиенте игры за дублоны.
- В обновлении 0.7.0
уменьшен порог взведения бронебойного снаряда ГК (до 53 мм) и бронебойного снаряда ПМК (до 20 мм).
был изменен:
- В обновлении 0.7.11
бронебойные снаряды 120-мм орудий ПМК заменены на осколочно-фугасные.
:
Историческая справка о Giulio Cesare
Giulio Cesare (рус. «Джулио Чезаре») — итальянский линкор типа Conte di Cavour 1-й серии. Участник обеих мировых войн. В 1933-37 гг. капитально модернизирован. После войны передан СССР и переименован в «Новороссийск». Погиб 29 октября 1955 г. в гавани Севастополя в результете подрыва на мине, оставшейся со времен Второй мировой войны.
читать полностью…