fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021

Введение

Жёсткая конкуренция между крупнейшими производителями авиалайнеров заставляет их не столько улучшать дизайн интерьера самолётов, сколько использовать новейшие материалы и технологии, заботиться об экономии топлива. Удачным ответом на заявку и появление Boeing 787 Dreamliner считается Аirbus А350. Новый самолёт французской компании (Аirbus) начал летать около 3-х лет назад.

Следующие особенности лайнера привлекли внимание потенциальных покупателей:

  • наличие двух двигателей;
  • новое стреловидное крыло;
  • способность летать на дальние расстояния и находиться в воздухе до 19 часов;
  • применение углепластика и других современных материалов;
  • расширенный фюзеляж и удобство салона для пассажиров;
  • увеличенное багажное отделение.

Сегодня около 40 стран являются заказчиками нового воздушного судна. Среди них — бижневосточные авиакомпании Qatar Airways, Emirates, Etihad—Airbus, европейские — Lufthansa (25 самолётов), Аэрофлот (22), Finnair, TAP Portugal, Iberia, азиатская Vietnam Airlines и многие другие.

Характеристики, схема, история самолета Аэробус А350 подробно рассматриваются далее.

Не спрятаться, не скрыться

ЗРК С-350 «Витязь» – это самоходная пусковая установка, многофункциональная РЛС и пункт боевого управления. Всё это размещено на четырёхосном колесном шасси.

В боекомплекте 12 ракет, но, в зависимости от модификации, это количество может и увеличиваться до 16. В зависимости от задач предусмотрены варианты комплектации ракетами малой, средней и высокой дальности. Все ракеты уничтожают цель не прямым попаданием, а взрываясь рядом – поражающие элементы наносят объекту невосполнимый ущерб.

РИА Новости
В боекомплекте ЗРК С-350 «Витязь» 12 ракет.

Ещё одно достоинство новой системы – способность отражать массированный воздушный удар. Ведь общий боекомплект дивизиона – как минимум 144 ракеты, которые способные бить по воздушным целям, словно «Град» по наземным.    

– Главные преимущества С-350 по сравнению с предыдущими комплексами – это, во-первых, одновременное сопровождение до 100 целей, – говорит Виктор Мураховский. – И одновременный обстрел нескольких десятков целей

Кроме того, что важно – автоматическое определение приоритетности, порядка поражения, типа цели и так далее. Это оружие с элементами искусственного интеллекта

Определив параметры целей, компьютер сам определяет последовательность их поражения, а также рассчитывает, какими подразделениями и установками вести огонь для достижения наибольшей эффективности. Процесс практически полностью автоматизирован. Командиру предлагается набор готовых решений, он может либо подтвердить предложенное, либо выбрать другое. Поэтому время реакции значительно сократилось, выросла боевая эффективность и боевая готовность.

Ещё один плюс – способность поражать цели, летящие на предельно малых высотах. От пяти метров над землей, как заявляют производители. К тому же цели могут быть и небольшого размера.

– С-350 может и дроны сбивать? – спросил я Виктора Мураховского.

– Нет, всё-таки этот комплекс не предназначен для работы по дронам. Овчинка выделки не стоит. По дронам должны работать тот же «Панцирь», а в войсковой ПВО – ТОР-М2. Стоимость зенитной ракеты намного превышает стоимость дрона. Получается выстрел из пушки по воробьям. К тому же противник не дурак, он может пустить в первом эшелоне те самые малоразмерные дроны, чтобы «Витязь» израсходовал боекомплект, а потом – авиацию с высокоточным оружием. Мы видели это на примере ударов Израиля по Сирии. Сирийская ПВО отрабатывала по малоразмерным дронам, а в итоге пропускали удары управляемых боеприпасов.

По словам Виктора Мураховского, «Витязь» может работать, к примеру, по баллистическим ракетам, которые при малых размерах несут серьёзную угрозу. Или по крылатым ракетам.

af.mil
Высота полёта крылатой ракеты типа «Томагавк» или «Скальп» –  40-50 метров.

– Типовая высота полёта крылатой ракеты типа «Томагавк» или «Скальп» –  40-50 метров, – говорит главный редактор «Арсенала Отечества». – Так что С-350 «Витязь» с его пятью метрами минимальной высоты способен работать по таким ракетам с большим запасом. При этом возможности радиолокационной станции «Витязя» позволяют такую ракету своевременно обнаружить и поразить.

Да что там, «Прометей» и в ближнем космосе на высоте 20-250 километров сможет недруга достать. К тому же он сможет отражать не только одиночные, но и массированные воздушные атаки.

Объединив в единую сеть «Прометей», «Витязь», «Панцирь» и другие средства ПВО, Россия получит возможность прикрыть важные объекты практически непробиваемым эшелонированным зонтом. Тогда на каждом этапе вражеские цели в воздухе будет встречать армада управляемых искусственным интеллектом ракет, от которых в прямом смысле не спрятаться, не скрыться.

Общие предки

Проблема зенитного ракетного комплекса С-400, поступающего постепенно на замену российским С-300, в том, что он слишком хороший. С-400 — комплекс дальнего действия, и сто́ит он как опора чугунного моста, а то и ещё дороже. А в войсках при этом — огромное количество С-300 ранних версий, средней дальности, и если менять их на С-400, то можно остаться без штанов с лампасами.

ЗРК С-400Триумф»(фото: Виталий Кузьмин)

Именно С-350Витязь» должен стать той самой заменой, которая одновременно улучшит возможности российской ПВО и при этом не пустит министерство обороны по миру с сумой.

С-400 производят согласно плану, и поступают они на самые ответственные направления, а все остальные части вскоре начнут получать вместо С-300Фаворит»витязей».

Что может новая С-350? Все то же самое, что и С-300, только лучше. Это тоже комплекс средней дальности с двумя типами ракет. Первая — 9М96, для противодействия всему, что летает, включая крылатые ракеты, на расстоянии до 120 километров. При этом скорость противника может быть до 4,8 километров в секунду, то есть можно поразить практически все тактические и оперативно тактические ракеты. Вторая ракета — 9М100 малой дальности, способная работать по целям на расстоянии до 15 километров.

С-350Витязь»(фото: Саид Аминов)

В идеале, конечно, иметь вобойме» сразу оба типа ракет. Основная работа ведётся типом 9М96, вторая пойдёт в ход в случае обнаружения боевых блоков ракеты противника или беспилотников на критически близком расстоянии. Благо теперь пусковая установка способна разместить 12 ракет против четырёх штук на С-300ПС. А с учётом новой многоканальной системы управления мы получим комплекс, способный в боевой обстановке заменить едва ли не триТриумфа».

В плановом порядке

В конце 1990-х годов «Алмаз-Антей»  в инициативном порядке начал работать над проектом комплекса ПВО среднего радиуса, который должен заменить первые модификации семейства ЗРК С-300.

Тогда концерн решил принять участие в конкурсе на поставку ЗРК для нужд Южной Кореи. Концерну удалось выиграть тендер у конкурентов из Франции и США. Поставки Сеулу экспортных аналогов С-350 (KM-SAM) на шасси КамАЗ стартовали в 2006 году.

  • Южнокорейский зенитный комплекс KM-SAM

Вариант комплекса для России получил название «Витязь». Первые эскизы машины были показаны широкой публике на МАКС-1999. На МАКС-2013 «Алмаз-Антей» продемонстрировал рабочий образец модели пусковой установки.

Предполагается, что С-350 в плановом порядке  заменит С-300ПТ и ряд других ЗРК. По результатам исполнения ГПВ до 2025 года «Витязь» может стать одним из основных войсковых средств ПВО наряду с «Бук-М2» и «Бук-М3» НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова.

История создания

Появление Airbus A350 обязан конкуренции с проектом Boeing 787 Dreamliner. В анонсе этого сравнительно нового самолёта компания Boeing сообщала о снижении стоимости эксплуатации. Это могло серьезно потеснить на авиарынке Airbus A330. Однако сначала французская компания Airbus сомневалась в возможностях конкурентов обойти свой новый самолёт A330. Но по настоянию авиаперевозчиков начала разработку нового варианта этого самолёта (его неофициальное название — «A330-200Lite»).

Конкуренция развернулась по следующим характеристикам:

  • экономия топлива (компания Boeing заявляла, что модель 787 снизит его потребление на 20 %);
  • совершенствование аэродинамики;
  • улучшение двигателей.

Начальный вариант 2004 г. кардинально изменил дизайн, что не устроило авиакомпании. И существенно увеличив финансирование (до 4 млрд евро), корпорация приступила к проектированию и реализации практически нового авиалайнера A350 XWB (Extra Wide Body, в пер. с англ. — сверхширокий фюзеляж).

Впервые прототип аэробуса 350 поднялся в небо 14 июня 2013 г. во французском Тулуз-Бланьяке. Сертификат типа выдан Европейским агентством по авиационной безопасности на вариант A350-900 с двигателями Rolls-Royce Trent XWB 30 сентября 2014 г. Ввод в эксплуатацию был назначен на лето 2014 г.

Первый коммерческий рейс из Катара в Германию (Доха—Франкфурт) был совершен в 2015 г. В следующем году лайнеры эксплуатировали 10 авиаперевозчиков. Был совершён и самый дальний перелёт на расстояние 11330 км, занявший 14 часов — из Аделаиды на юге Австралии в Доху.

Первый A350-1000 собрали в 2016 г. и в ноябре он поднялся в воздух. Начало эксплуатации — 2017 г.

Для создания A350 концерн Airbus построил 10 новых заводов в Западной Европе (Lufthansa в Германии и др.) и США, а имеющиеся площадки были расширены. План с 2018 г. выпуск 10-ти лайнеров еже месячно. Новшества были введены и в процесс производства, что сократило время сборки.

Перспективная система

Военный эксперт Юрий Кнутов заявил RT, что в настоящее время заканчиваются государственные испытания «Витязя», поэтому в 2018 году С-350 должен начать поступать на вооружение российской армии. По словам эксперта, задержка в разработке комплекса была связана с отсутствием подходящих ракет.

  • Зенитная управляемая ракета 9М96

Эксперт пояснил, что ситуация изменилась с появлением ракет с активной головкой самонаведения (9М100 и 9М96), что существенно повышает эффективность применения С-350. ЗРК без ракет с самонаведением вынуждены непрерывно отслеживать цель до поражения и уязвимы для помех и противорадиолокационных ракет.

«Новые ракеты обеспечивают повышенную эффективность своего применения. Они помехозащищены и обладают увеличенной дальностью, если сравнивать их с комплексами С-300, притом что они меньше по размерам. Ракеты с самонаведением повысили точность и живучесть наших комплексов», — сказал собеседник RT.

По словам Кнутова, комплекс С-350 способен нести до 12 ракет против четырёх у С-300, что демонстрирует повышенную эффективность «Витязя».

Занять своё место

Так что же? С-350 просто займёт место С-300 и всё? Не совсем.

С-350 может не только самостоятельно обеспечить противовоздушную оборону в более или менее спокойных местах, но и встать вторым эшелоном к новейшим С-400, чтобы работать совместно и обеспечивать увеличение плотности зенитного огня при приближении к защищаемому объекту. Вот тут и начнётся самая настоящая синергия.

Многофункциональный радиолокатор 50Н6Е(фото: Виталий Кузьмин)

С-350Витязь» уже успешно прошёл госиспытания. Сейчас производится первый серийный комплект, который должен быть готов уже до конца года, после чего С-350 начнут планомерно поступать в войска, замещая собой комплексы С-300(начиная с самых первых версий).

Если же брать всю тенденцию современного противовоздушного комплексостроения, то она чрезвычайно похожа на ситуацию времён Второй мировой войны на море, когда повышение плотности огня стало единственно возможным способом защиты — и появились спаренные и счетверённые установки, ощетинившиеся стволами пулемётов или автоматических пушек. Сейчас всё так же, только вместо пушек — пусковые установки, да и дюжина ракет гораздо лучше, чем четыре. Как ни крути.

Морская унификация

Совместно с С-350 «Витязь» конструкторы концерна «Алмаз-Антей» разработали новейший корабельный комплекс ПВО «Полимент-Редут». Обе системы унифицированы, что предполагает производство однотипных элементов конструкций, узлов, агрегатов, систем, пусковых установок и боеприпасов, которыми оснащаются различные системы вооружения. Военные эксперты отмечают, что такой подход позволяет экономить значительные средства на организации серийного производства, а также совершенствовать эксплуатационные характеристики ЗРК.

«Полимент-Редут» предназначен для защиты эсминцев, фрегатов и корветов ВМФ от воздушного нападения. В настоящее время «Полимент-Редут» установлен на фрегате «Адмирал Горшков» и корвете «Сообразительный».

Также по теме


«Лотос», «Витязь» и арктический «Тор»: какие новинки представлены на международном форуме «Армия-2019»

В Подмосковье начал работу международный военно-технический форум «Армия-2019». Общая площадь экспозиции составляет около 165 тыс. кв….

Комплекс способен поражать авиацию, крылатые и противокорабельные ракеты противника на дальности до 150 км. Морской комплекс «Полимент-Редут» оснащён ракетами 9М100, 9М96 и 9М96Д.

Кроме того, разработчики комплекса заявляют, что в ближайшие годы для унифицированных ЗРК будет разработана новая сверхдальняя зенитная управляемая ракета на базе боеприпаса 40Н6 для систем С-400 и С-500. Этот новый снаряд позволит ЗРК осуществлять перехват воздушных целей на дистанции до 400 км.

Комплекс С-350 точно так же, как и его предшественник С-300, аналогов за рубежом не имеет, подчеркнул в беседе с RT полковник в отставке Виктор Литовкин.

«Безусловно, «Витязь» укрепит обороноспособность России. У Москвы уже есть более мощный комплекс С-400, а ещё на вооружение скоро будет принят новейший комплекс С-500. Но С-350 — это один из элементов системы, один из рубежей противовоздушной обороны», — пояснил эксперт.

Кроме того, можно предположить, что «Витязь» станет успешным экспортным образцом, в особенности для стран, которые не могут себе позволить другие образцы российского ПВО.

Такую оценку С-350 разделяет и Юрий Кнутов, который предположил, что экспортные модификации «Витязя» могут быть представлены на параде по случаю 75-летия победы в Великой Отечественной войне.

«Комплекс однозначно в будущем станет экспортным изделием. Есть его экспортная версия С-350Е «Витязь», которая может быть показана на параде в честь 9 Мая в 2020 году», — заключил эксперт.  

История создания

Конкуренция между фирмами Airbus и Boeing давно стала притчей во языцех и известна сегодня, пожалуй, всем любителям авиации. Исторически сложилось, что самолёты фирмы Airbus задумываются для создания достойной конкуренции самолётам Boeing и наоборот.

История создания аэробуса A350 началась в 2005 году, когда фирма Boeing объявила о разработках лайнера Boeing 787 Dreamliner («Лайнер мечты»), который должен был составить серьёзную конкуренцию самолётам Airbus ввиду более экономичной эксплуатации. Авиакомпании, эксплуатирующие самолёты концерна Airbus, приняли данное заявление как вызов и приложили все усилия, чтобы договориться с Airbus Industrie о создании нового широкофюзеляжного пассажирского лайнера, который был бы ещё экономичнее в эксплуатации, для создания конкуренции ещё не выпускавшемуся серийно Boeing 787 Dreamliner.

Изначально самолёт Airbus A350 задумывался в качестве замены самолётам Airbus A330 и Airbus A340. Следует отметить, что фактически первые модели нового самолёта были реализованы на базе A330, однако с улучшенным дизайном и большей комфортабельностью. Однако потенциальным заказчикам не нужна была новая модификация A330, поэтому концерн Airbus был вынужден профинансировать создание практически новой модели аэробуса, получившей название A350. При этом в основе конструкции нового лайнера использовались композитные материалы, новые методы изготовления фюзеляжа, а также более современная бортовая электроника. Также представители концерна Airbus объявили, что новый самолёт будет экономичнее нового Boeing 787, что создаст ему серьёзную конкуренцию.

В 2006 году началась переработка аэробуса A350. Новая модель, получившая обозначение Airbus A350XWB (Extra-Wide Body – экстра-широкий фюзеляж), отличается большей пассажировместимостью, сохраняя высокую дальность полёта. Первый полёт машины состоялся в июне 2013 года, а уже с 2020 года началась её коммерческая эксплуатация. Первый рейс был совершён самолётом авиакомпании Qatar Airways.

По положению на осень 2013 года было сделано 764 заказа Airbus A350. За период с 2014 по 2020 год этот заказ был выполнен на 5% — заказчикам было поставлено 37 самолётов.

Эксплуатация

ЗРК средней дальности С-350 «Витязь» начал поступать на вооружение Воздушно-космических сил в 2015 году. Хотя процесс разработки занял несколько десятилетий, комплекс получился современным, высокотехнологичным и надёжным.

Россия намерена создать многоуровневую сеть, которая закроет всё воздушно-космическое пространство государства с целью защиты административных и военных объектов от воздушного нападения. С-350 «Витязь» имеет возможность отражать различные удары одновременно, начиная от предельно малых высот до больших. Он способен работать как автономно, так и в составе комплекса противо-воздушной обороны при командовании вышестоящих уполномоченных лиц. Работа боевой машины происходит в автоматическом режиме, а экипаж боевого расчета проводит только развертывание и контролирует ход военных действий. «Витязь» С-350 призван заменить собой устаревший комплекс ЗРС С-300ПС — срок эксплуатации ракет, используемых на нём, истек в 2015 году, а сама модель С-300П поступила на вооружение в 1994 и уже утратила свою актуальность.

Хакасские «кочевники»

Дивизионы 24-й мобильной ЗРБр, дислоцирующиеся в столице Хакасии Абакане, станут настоящими «кочевниками», которых можно будет перебросить в любой район на востоке страны. Зенитчики, прибыв на новое место, обязаны быстро развернуть технику, отстреляться и сразу сменить место дислокации, пояснили собеседники «Известий» в Минобороны. При такой тактике бригада станет практически неуязвимой для противника. Обнаружить «растворившуюся» в тайге зенитную технику практически невозможно, даже если перемещения отслеживает полноценная орбитальная спутниковая группировка.

Использование «трехсотпятидесяток» позволит прикрыть «зонтиком» большие территории в Сибири. Бригада из Абакана была выбрана для перевооружения неслучайно: это единственное зенитное соединение, которое входит в состав Воздушно-космических сил (ВКС), а не ПВО, фактически являясь экспериментальным. Ожидается, что опыт абаканцев может быть широко использован в дальнейшем.

Витязь

Зенитный ракетный комплекс С-350 «Витязь» на Международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2013» в подмосковном Жуковском

Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Идея создания мобильных бригад ПВО появилась еще в начале 1990-х, когда в войска стали массово поставляться системы С-300. Одна из вооруженных ими частей базировалась в Прибалтике. Позже она была выведена в Россию, и на ее основе развернули 14-ю мобильную дивизию ПВО, которая могла быстро выдвинуться в северо-западные районы страны. Однако потом она была расформирована, рассказал «Известиям» бывший командующий зенитно-ракетными войсками генерал-лейтенант Александр Горьков.

— Такие части должны перемещаться не только своим ходом, но железнодорожным, водным и авиатранспортом, — пояснил он. — С-350 сама по себе очень мобильна, ее характеристики позволяют перебрасывать «трехсотпятидесятку» вместе с «Панцирями», что дает им возможность работать в тандеме. Еще один плюс «Витязя» в большом боекомплекте.

Один из первых комплектов С-350 получит также Военная академия войсковой противовоздушной обороны имени маршала А. Василевского в Смоленске, уточнили собеседники «Известий» в Минобороны.

Вооружение

Пушечное вооружение

Два спаренных зенитных автомата 2А38М имеют:

  • 2 ствола, стреляющих поочередно, что позволяет получить большой темп стрельбы в пределах от 1950 до 2500 выстр./мин;
  • автономную испарительную систему охлаждения стволов, позволяющую использовать питьевую воду с незначительным ее расходом;
  • индукционный датчик начальной скорости снаряда, что повышает точность стрельбы автомата в составе зенитного комплекса;
  • датчик переднего положения, по сигналу которого определяется готовность автомата к стрельбе (положение подвижных частей автомата) и работает счетчик оставшихся патронов;
  • систему пироперезарядки с тремя пиропатронами, позволяющую проводить дистанционное устранение задержек типа “осечка”.

Характеристики 30-мм зенитного автомата 2А38М

  • Тип патрона – 2А42
  • Калибр – 30 мм
  • Темп стрельбы – 1950-2500 выстр./мин.
  • Начальная скорость снаряда – 960 м/с
  • Ресурс ствола – 8000 выстр
  • Масса оружия – 195 кг
  • Масса патрона – 0,842 кг
  • Масса снаряда – 0,389 кг.
  • Длина автомата – 3478 мм
  • Усилие отдачи – 62 кН
  • Напряжение питания электроспуска и контактора от источника постоянного тока – 24 В
  • Перезарядка – пиротехническая и ручная
  • Количество пиропатронов – 3 шт
  • Управление стрельбой – дистанционное
  • Условия эксплуатации – ±50 °С

Технические характеристики системы 30-мм зенитного автомата 2А38М на на ЗРПК “Панцирь-С1”

  • Боезапас: 1400 выстрелов
  • Дальность эффективного поражения: до 4-х километров
  • Скорость огня (общая): 5 тысяч выс/мин
  • Высота поражения – 0 – 3000 м
  • Боеприпас: бронебойно-зажигательный

Ракетное вооружение

Комплекс «Панцирь» оснащен 12 новыми ЗУР 57Э6 (экспортное обозначение 57Э6Е), внешне и по компоновке похожими на ракеты 9М311 ЗРПК «Тунгуска». Конструкция – двухступенчатая ракета со стартовой и маршевой ступениями, аэродинамическая схема – “утка”. Система управления и наведения – радиокомандное управление. Двигатель – РДТТ на стартовой ступени, на маршевой ступени двигателя нет. Корпус ракеты бикалиберный, двигатель находится во второй отделяющейся ступени. Ракета имеет малое полетное время на стартовом участке. Боевая часть состоит из стрежневых поражающих элементов. В ракете используется воздушно-динамических рулевой привод.

Тактико-технические характеристики ЗУР 57Э6Е

  • Длина ракеты – 3160 мм
  • Диаметр 1 ступени – 90 мм
  • Диаметр 2 ступени – 76 мм
  • Масса с ТПК – 94 кг
  • Масса без ТПК – 75.7 кг
  • Масса БЧ – 20 кг
  • Масса ВВ – 5.5 кг
  • Дальность действия – 1-18 км
  • Высота поражения – 5-15000 м
  • Скорость максимальная – 1300 м/с (к концу работы стартовой ступени)
  • Скорость средняя – 900 м/с (на дальность 12 км )
  • Скорость средняя – 780 м/с (на дальность 18 км )
  • Скорость цели максимальная – 1000 м/с
  • Скорость баллистического торможения – 40 м/с на 1 км пути (маршевая ступень)
  • Продолжительность стартового участка – 2.4 с
  • Вероятность поражения воздушной цели – 0.7-0.95
  • Тип БЧ – стержневая осколочная БЧ, возможно, 14Ф6
  • Взрыватели БЧ – контактный и неконтактный

Технические характеристики ЗУР 57Э6Е на ЗРПК “Панцирь-С1”

  • Боекомплект, шт:- 8 – 12
  • Длина ЗУР в контейнере, мм – 3300
  • Масса ракеты в контейнере, кг – 94

Между «Панцирем» и «Триумфом»

Мне несколько раз приходилось бывать на учениях дивизионов С-400. И как раз это помогло мне понять место новейшего комплекса в системе ПВО. На таких учениях на позиции С-400 выдвигается, как правило, вместе с ракетно-пушечным зенитным комплексом «Панцирь». Действительно, «Триумф» – это монстр, способный перехватывать и уничтожать цели на расстоянии до 400 километров. Однако на средних и ближних дистанциях эффективность работы С-400 снижается. Для него 50 километров – это стрельба в упор. А уж если цель небольшого размера, да и летит низко, гиганту справиться с ней не так легко. Да и дорого это – бить из «Триумфа» по каждому голубю.

По идее, вблизи цель должен перехватить «Панцирь», его дальность действия 20 километров. Но это уже последний рубеж обороны, пропустил – пропал. Логично подстраховать «Триумф» на средней дистанции – 50, 100 км. А вот здесь с уходом С-300 и образовался провал. И появление «Витязей» должно его ликвидировать.

РИА Новости
С-350 – это комплекс, предназначенный для прикрытия важных объектов.

– С-350 – это комплекс, предназначенный для прикрытия важных объектов, – говорит военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. – Он размещается на определённой территории и входит в состав дежурных сил и средств ПВО. У него досягаемость по дальности порядка 120 километров. По высоте – порядка 30 километров. В классификации войск ПВО ВКС это средняя дальность. У войсковой противовоздушной обороны тоже есть комплексы ПВО средней дальности – это ЗРК «Бук». Но там другая градация, их дальность достигает 70 километров. А ПВО Воздушно-космических сил – это так называемые объектовые ПВО, здесь средняя дальность – 120 километров. Как раз кстати пришёлся «Витязь» и комплекс предыдущего поколения С-300П.

Эшелонированная защита важных объектов предполагает, что сначала воздушную цель – баллистическая, крылатая ракета или самолёт – пытаются сбить комплексы дальнего перехвата. Когда это не удаётся, подключаются эшелоны средней, а потом и малой дальности. При этом радары и ЗРК объединяются в единую систему, где цель «ведётся» и «передаётся» от эшелона к эшелону, обеспечивая гарантированный перехват и уничтожение.

Эшелонированная система не должна содержать разрывов. С появлением С-350 «Витязь» это условие вновь выполняется.

Краткий обзор и характеристики самолёта

Аэродинамически Airbus A350 представляет собой низкоплан с однокилевым оперением. Крыло – стреловидное (стреловидность 31,9 градуса). Благодаря тому, что фюзеляж самолёт на 52 процента состоит из композитных материалов, его масса определённо ниже, чем у лайнеров такого же класса. Также композитные материалы обеспечивают дополнительную прочность конструкции A350, что делает его более надёжным и безопасным лайнером. В свою же очередь, меньшая масса самолёта делает его эксплуатацию существенно экономичнее.

Силовая установка лайнера представлена двумя двигателями фирмы Trent, мощность которых зависит от модели самолёта. Дополнительно концерн Airbus анонсировал разработку моделей аэробуса A350, специально предназначенных для авиакомпаний Ближнего Востока. В соответствии со здешним климатом (жарким и засушливым) двигатели этих моделей, получивших название «Hot and High» («жаркий и высокогорный»), будут способны обеспечивать большую тягу в условиях нехватки воздуха и сильного нагревания. Учитывая большой интерес к самолёту со стороны авиакомпаний Emirates Airlines и Qatar Airways – у такого проекта большое будущее.

Также A350 оборудуются аварийной авиационной турбиной Hamilton Sundstrand, которая в критических ситуациях способна обеспечить электроэнергией системы бортовой электроники лайнера.

Технические характеристики самолёта Airbus A350:

A350-800 A350-900 A350-1000
Длина, м 60,6 66,9 73,9
Размах крыльев, м 64 64 64
Высота, м 16,9 16,9 16,9
Площадь крыла, кв.м 443 443 443
Масса
Макс. взлетная масса, кг 245 000 265 000 295 000
Макс. посадочная масса, кг 182 500 202 500 225 500
Емкость топливных баков, л 150 000 150 000 150 000
Лётные данные
Дальность полета с макс. загрузкой, км 15 400 15 000 14 800
Макс. крейсерская скорость, км/ч 905 905 905
Максимальная скорость, км/ч 945 945 945
Потолок (макс. высота полета), м 13 100 13 100 13 100
Двигатели Trent XWB, Trent XWB, Trent XWB,
2 x 34050 кгс 2 x 39450 кгс 2 x 43130 кгс
Пассажирский салон
Кол-во кресел (1 класс) 375 420 475
Кол-во кресел (2 класса) 312 366 412
Кол-во кресел (3 класса) 270 314 350
Ширина салона, м 5,6 5,6 5,6

Скорострельный «Витязь»

ЗРК С-350 состоит из нескольких мобильных боевых модулей на колесных шасси: пункта боевого управления, куда поступает вся оперативная информация о воздушной обстановке, двух многопрофильных РЛС и новых самоходных пусковых установок. РЛС дальнего обнаружения отвечает за поиск и идентификацию баллистических и аэродинамических целей. Многофункциональная РЛС подсветки тоже способна обнаруживать ракеты и летательные аппараты, но ее главная ­задача — «захватить» цель и привести к ней зенитные ракеты.

Электроника полностью контролирует ход боевых действий, поэтому расчету остается только отслеживать процесс, при необходимости внося изменения. Время готовности комплекса к применению после длительного марша составляет около пяти минут.

Витязь

Зенитный ракетный комплекс С-350 «Витязь» на Международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2013» в подмосковном Жуковском

Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

С-350 способна использовать два типа боеприпасов: ракету малой дальности 9М100, оснащенную инфракрасной головкой самонаведения, и изделие средней дальности 9М96 с «интеллектуальной» боевой частью, которые гарантируют уничтожение как современных, так и перспективных средств нападения: баллистических, крылатых ракет, истребителей, беспилотников и стратегических бомбардировщиков.

«Витязь» предназначен для обороны административных, промышленных, инфраструктурных и военных объектов от массированных ударов с воздуха. Он может работать как автономно, так и в составе группировок ПВО, ВКС и сухопутных войск при управлении из единого командного пункта.

Смена для С-300ПС

«Витязь» начнет поступать в войска Южного военного округа уже со следующего года. Какая из частей ПВО будет перевооружена на новинку, сейчас решают, рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве.

В прошлом году заместитель начальника зенитных ракетных войск ВКС полковник Юрий Муравкин заявил, что в первую очередь оснащать системами С-350, которые считаются «убийцами крылатых ракет», будут приграничные и приморские полки ПВО. А командующий войсками Центрального военного округа (ЦВО) генерал-полковник Александр Лапин сообщил, что в следующем году начнут перевооружать на С-350 и одну из бригад ЦВО. К 2025 году оснастить ЗРК планируют также зенитный ракетный полк, дислоцированный в Ачинске.

Системы С-350 идут на смену С-300ПС, которые выработали свой ресурс, считает начальник зенитных ракетных войск ВВС России в 2000–2008 годах генерал-лейтенант Александр Горьков.

— «Витязи» изначально разрабатывались для замены «трехсоток» с индексом «ПС», — пояснил он «Известиям». – Новая система отличается от предшествующий увеличенными боезапасом, дальностью поражения целей и помехозащищенностью. Она предназначена для отражения массированных ударов с воздуха. С-350 ближе к системам средней дальности, но в то же время может прикрывать и отдельные особо важные объекты: военные базы, крупные города или атомные станции

Одно из ее преимуществ — высокая мобильность, которая позволит быстро перебросить ЗРК на важное направление. С-350 может работать автономно, а также в составе группировки ПВО

Конструктивные особенности

От конструкции воздушного судна в первую очередь зависит его вес и стоимость эксплуатации. Применение в A350 новейших композиционных материалов (52 % от веса лайнера), алюминия (20 %), титана (14 %), стали (7 %) помогло уменьшить на 14 % вес (в расчёте на одного пассажира) и на 10 % — стоимость эксплуатации по сравнению с аналогичным самолётом Boeing 787. Этот главный конкурент также использует композиты (50 %), алюминий (20 %), титан (15 %), сталь (10 %), другие материалы (5 %).

Новейшие материалы позволили создать самое большое по размеру крыло (среди разработанных для однопалубных лайнеров). Его характеристики таковы:

  • площадь — 443 м²;
  • размах — 64,8 м., что на 4,5 м превышает размах крыла A330 и первоначальной модели A350, и немного перекрывает размер крыла Boeing 777-200LR/777-300ER;
  • стреловидность — 31,9°, что напрямую влияет на увеличение скорости;
  • саблевидная форма загнутых вверх на последних 4,4 м законцовок крыла, что является оригинальным для линии Airbus;
  • разработка и применение новых механизмов.

Интересно! Для улучшения аэродинамических показателей конфигурация крыльев и их законцовок подвергалась тестированию в низко- и высокоскоростной аэродинамической трубе (около 4000 часов), разработчик A350 также применил вычислительную гидродинамику.

Силовая установка семейство Trent XWB, которая используется во всех модификациях, состоит из двух двигателей, вентиляторов, оснащена вспомогательной силовой установкой и авиационной турбиной Hamilton Sundstrand, которая в случае аварии сможет обеспечить электропитанием мощностью 100 кВА, увеличивая безопасность полёта.

Смена для С-300

Новая система идет на смену знаменитому семейству С-300, отметил бывший замглавкома ВВС по вопросам объединенной системы ПВО стран СНГ генерал-лейтенант запаса Айтеч Бижев.

— С-350 более мобилен, чем его предшественники, что позволяет быстро передислоцировать его, — рассказал он «Известиям». — Кроме того, он построен на новой элементной базе, что повышает его производительность по уничтожению воздушных целей. Главное отличие С-350 от предыдущей модели — это наличие новых пусковых установок. Одна ПУ способна нести 12 зенитных ракет против четырех на С-300. Это позволяет серьезно сэкономить время на перезарядке, что увеличивает скорострельность комплекса.

Витязь

Зенитные ракетные комплексы С-300 на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге во время репетиции военного парада в ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Фото: РИА Новости/Евгений Епанчинцев

Система противовоздушной обороны постоянно совершенствуется. В частности, ожидается, что скоро на вооружение начнут поступать принципиально новые зенитные ракетные системы С-500 «Прометей». Они предназначены для уничтожения крылатых и гиперзвуковых ракет, самолетов и вертолетов, а также беспилотников. «Прометей» сможет «работать» даже по низкоорбитальным спутникам.

Презентация и назначение

Первый прототип ЗРК «Витязь С 350Е», характеристики которого представлены далее, публично был продемонстрирован на Обуховском комбинате в Санкт-Петербурге. (19.06.2013). С этого момента оружие освободилось от завесы секретности. Серийный выпуск зенитно-ракетного комплекса осуществляется на концерне АВО «Алмаз-Антей» в Северо-Западном регионе. Основные производители – государственный комбинат в Обухове и завод радиотехнического оборудования.

Новая установка способна работать в самоходном режиме, агрегируя с неподвижным многофункциональным радаром. Кроме того, предусмотрено электронное сканирование пространства и командный пункт на базе основного шасси. ЗРК «Витязь С 350» предназначен для охраны социальных, промышленных, административных и военных территорий от массированных ударов, осуществляемых средствами воздушного нападения различных типов. Система в состоянии отразить нападение в круговом секторе от различных атак, включая малый и увеличенный диапазон полета ракет. Автономная работа комплекса позволяет участвовать ему в составе группировок противовоздушной обороны, с управлением от вышестоящих командных пунктов. Боевая конфигурация техники ведется абсолютно автоматически, при этом штатный экипаж отвечает только за работу и контроль орудия при ведении боевых действий.

Комментировать
0