Сравнительная характеристика
- Советские и российские аналоги
Ракета | Дальность полёта, км | Высоты, м | Максимальная скорость ракеты, М | Максимальная скорость цели, км/ч | Масса, кг | Масса БЧ, кг | Система наведения | Типы поражаемых целей |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Р-77/РВВ-АЕ/СД | 80/110 | 20-25000 | 4 | 3600 | 175/190 | 22 | ИНС с радиокоррекцией + АРГСН с возможностью пассивного наведения | самолёты (в т. ч. постановщики помех), вертолёты, КР, РВВ/РВП |
Р-27П/ЭП | 72/110 | 20-27000 | 4,5 | 3500 | 248/346 | 39 | ИНС с радиокоррекцией + ПРГСН | самолёты (в т. ч. постановщики помех) |
Р-27Р/ЭР | 75/110 | 20-27000 | 4,5 | 3500 | 253/350 | 39 | ИНС с радиокоррекцией + ПАРГСН | самолёты |
Р-27Т/ЭТ | 65/80 | 20-27000 | 4,5 | 3500 | 245/343 | 39 | ИНС с радиокоррекцией + ТГСН | самолёты, вертолёты |
Р-33 | 160 | 20-28000 | 4,5 | 3700 | 500 | 47 | ИНС + полуактивная радиолокационная ГСН | самолёты, КР |
- Зарубежные аналоги
Ракета | Изображение | Год | Дальность, км | Скорость, число М | Длина, м | Диаметр, м | Размах крыла, м | Размах рулей, м | Масса, кг | Масса БЧ, кг | Тип БЧ | Тип двигателя | Тип наведения |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
AIM-7F | 1975 | 70 | 4М | 3,66 | 0,203 | 1,02 | 0,81 | 231 | 39 | ОФ | РДТТ | ПАР ГСН | |
AIM-54C | 1986 | 184 | 5М | 4,01 | 0,38 | 0,925 | 0,925 | 462 | 60 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
AIM-120A | 1991 | 50-70 | 4М | 3,66 | 0,178 | 0,533 | 0,635 | 157 | 23 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
AIM-120C-7 | 2006 | 120 | 4М | 3,66 | 0,178 | 0,445 | 0,447 | 161,5 | 20,5 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
MICA-IR | 1998 | 50 | 4М | 3,1 | 0,16 | 0,56 | 110 | 12 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+ТП ГСН | ||
MICA-EM | 1999 | 50 | 4М | 3,1 | 0,16 | 0,56 | 110 | 12 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | ||
Р-77 | 1994 | 100 | 4М | 3,5 | 0,2 | 0,4 | 0,7 | 175 | 22 | стержневая | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
PL-12 | 2007 | 100 | 4М | 3,93 | 0,2 | 0,67 | 0,752 | 199 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | ||
MBDA Meteor | 2013 | >100 | 4М | 3,65 | 0,178 | 185 | ОФ | ПВРД | ИНС+РК+АРЛ ГСН |
Сравнительная характеристика
- Советские и российские аналоги
Ракета | Дальность полёта, км | Высоты, м | Максимальная скорость ракеты, М | Максимальная скорость цели, км/ч | Масса, кг | Масса БЧ, кг | Система наведения | Типы поражаемых целей |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Р-77/РВВ-АЕ/СД | 80/110 | 20-25000 | 4 | 3600 | 175/190 | 22 | ИНС с радиокоррекцией + АРГСН с возможностью пассивного наведения | самолёты (в т. ч. постановщики помех), вертолёты, КР, РВВ/РВП |
Р-27П/ЭП | 72/110 | 20-27000 | 4,5 | 3500 | 248/346 | 39 | ИНС с радиокоррекцией + ПРГСН | самолёты (в т. ч. постановщики помех) |
Р-27Р/ЭР | 75/110 | 20-27000 | 4,5 | 3500 | 253/350 | 39 | ИНС с радиокоррекцией + ПАРГСН | самолёты |
Р-27Т/ЭТ | 65/80 | 20-27000 | 4,5 | 3500 | 245/343 | 39 | ИНС с радиокоррекцией + ТГСН | самолёты, вертолёты |
Р-33 | 160 | 20-28000 | 4,5 | 3700 | 500 | 47 | ИНС + полуактивная радиолокационная ГСН | самолёты, КР |
- Зарубежные аналоги
Ракета | Изображение | Год | Дальность, км | Скорость, число М | Длина, м | Диаметр, м | Размах крыла, м | Размах рулей, м | Масса, кг | Масса БЧ, кг | Тип БЧ | Тип двигателя | Тип наведения |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
AIM-7F | 1975 | 70 | 4М | 3,66 | 0,203 | 1,02 | 0,81 | 231 | 39 | ОФ | РДТТ | ПАР ГСН | |
AIM-54C | 1986 | 184 | 5М | 4,01 | 0,38 | 0,925 | 0,925 | 462 | 60 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
AIM-120A | 1991 | 50-70 | 4М | 3,66 | 0,178 | 0,533 | 0,635 | 157 | 23 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
AIM-120C-7 | 2006 | 120 | 4М | 3,66 | 0,178 | 0,445 | 0,447 | 161,5 | 20,5 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
MICA-IR | 1998 | 50 | 4М | 3,1 | 0,16 | 0,56 | 110 | 12 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+ТП ГСН | ||
MICA-EM | 1999 | 50 | 4М | 3,1 | 0,16 | 0,56 | 110 | 12 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | ||
Р-77 | 1994 | 100 | 4М | 3,5 | 0,2 | 0,4 | 0,7 | 175 | 22 | стержневая | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
PL-12 | 2007 | 100 | 4М | 3,93 | 0,2 | 0,67 | 0,752 | 199 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | ||
MBDA Meteor | 2013 | >100 | 4М | 3,65 | 0,178 | 185 | ОФ | ПВРД | ИНС+РК+АРЛ ГСН |
Модификации
Модификации ракеты Р-77. Сверху вниз:Р-77 (РВВ-АЭ) ,Р-77ПД (РВВ-ПД),РВВ-ЗРК,К-77М (изделие 180),К-77МЭ (изделие 180-БД)
- Р-77 (К-77, изделие 170) — базовый вариант. Первоначально производилась на заводе “Артем” в Киеве, затем была снята с производства. Для ВВС РФ Р-77 не закупалась.
- РВВ-АЕ (изделие 190) – экспортный вариант Р-77. Активно поставлялась третьим странам.
- РВВ-АЕ-ПД — модификация ракеты с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, что существенно увеличило дальность пуска; создание завершено в 1999
- РВВ-АЕ-ЗРК — зенитная модификация ракеты.
- Р-77-1/РВВ-СД — модификация, представленная в 2009 году, с увеличенной до 110 км дальностью пуска, испытания завершены в 2013 году. Р-77-1 поставляется на вооружение ВВС РФ.
- Изделие 180 (К-77М) — в разработке, ракета средней дальности для перспективных истребителей пятого поколения.
- Изделие 180-БД (К-77МЭ «энергетическая») — в разработке, с повышенной по сравнению с К-77М дальностью.
К-27 / Р-27 – AA-10 ALAMO
«С такой дистанции они не попадут даже в слона»
Совместимость
Носители
Ракетой Р-77 могут быть оснащены модернизированные истребители семейства Су-27 и МиГ-29. В начале 1990-х годов она успешно прошла государственные испытания и в 1994 году была принята на вооружение российских ВВС. Серийный выпуск ракеты Р-77 для ВВС Советского Союза налаживался в Киеве на ГАХК «Артем» и после развала СССР был прекращён после выпуска опытных партий. Серийное производство Р-77 для российских ВВС не велось, а на экспорт ракеты РВВ-АЕ изготавливались опытным производством ГосМКБ «Вымпел». Дальнейшее развитие Р-77 — РВВ-СД — на 2009 год проходила государственные испытания, после чего должна начаться закупка ракет данной модификации для ВВС России. Ракета закупалась небольшими партиями для прошедших модернизацию строевых Су-27СМ (основная опция модернизации — возможность применять ракеты семейства Р-77), а также для новых Су-27СМ3, Су-30М2 и МиГ-29СМТ, недавно поставленных ВВС РФ. В настоящее время Р-77-1 серийно производится ГосМКБ “Вымпел”.
Со второй попытки
Эксплуатация
К-37 / Р-37 / РВВ-БД – AA-13 ARROW
ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)К-37 / Р-37 / “изделие 610” – AA-X-13 ARROWК-37М / РВВ-БД / “изделие 610М” – AA-13 ARROW
Ракета “воздух-воздух” большой дальности. В 1981 г. представлено техническое предложение по новому перехватчику МиГ-31М с ракетами К-37. Разработка более совершенной ракеты аналогичной ракете К-33 для вооружения перехватчика МиГ-31М начата ГосМКБ “Вымпел” по Постановлению Совмина СССР от 8 апреля 1983 г. Эскизный проект ракеты К-37 защищен в 1983 г. Первый полет прототипа МиГ-31М (серийный №05-01-01) состоялся 21 декабря 1985 г. Испытания ракеты начаты в 1988 г. автономными баллистическими пусками ракет без системы управления (10 пусков). В 1989 г. в испытаниях участвовали программные ракеты без системы наведения (4 пуска) – совершающие полет под управлением автопилота по программе. В том же 1989 г. начаты испытания ракет с системой наведения (2 пуска).Первое появление на публике – Минский показ новой авиационной техники (Мачулищи, март 1992 год) – ракеты были показаны на подфюзеляжной подвеске МиГ-31М (6 ракет на АКУ-610 под фюзеляжем). Ракета переняла многие черты прототипа – ракеты К-33 / AA-9. В апреле 1994 г. Президент России Б.Н.Ельцин поздравил создателей ракеты с успешным поражением воздушной цели на рекордной дальности 304 км. Испытания ракеты продолжались по 1997 г. Вероятно, после 1997 г. в связи с нарушением работы кооперации с предприятиями Украины, которые были задействованы в создании систем наведения ракеты, принято решение о разработке системы наведения с использованием только российских компонентов. По состоянию на 2007 г. корпорацией “Тактическое Ракетное Вооружение” (КТРВ) в лице ГосМКБ “Вымпел” ведется разработка ракеты РВВ-БД, которая является почти полным аналогом ракеты К-37. До конца 2011 г. планировалось завершить государственные испытания ракеты. Серийное производство по состоянию на август 2011 г. решено начать. В течение 2011 г. велась подготовка серийного производства ракеты. 13.02.2012 г. главком ВВС А.Зелин заявил, что на завершающем этапе испытаний находится новая ракета дальнего действия для самолетов МиГ-31БМ. Ракета будет принята на вооружение в ближайшее время.В 2014 г. ракета РВВ-БД принята на вооружение ВВС России, официально начато её серийное производство (Вестник КТРВ. №8 / 2015 г.). По состоянию на осень 2017 г. информации о поступлении в войска ракеты нет.
Запуск маршевого двигателя ракеты К-37/ РВВ-БД – AA-13 ARROW (рисунок Александра Ярцева, 2014 г., источник).
Возможности самолета
Поражение целей
ВЗД-3М, ВЗД-1М
Взрыватели ВЗД-3М и ВЗД-1М предназначаются для снаряжения соответственно малой и средней прилипающих мин (мин-липучек), противопехотных осколочных мин типа ПОМЗ-2, ПОМЗ-2М (мины-растяжки), а также могут использоваться для автоматического взрывания зарядов ВВ по истечении заранее установленного срока.
Взрыватель ВЗД-3М состоит из корпуса с крышкой, ударного механизма с замедлителем и запала МД-2 или МД-5М. В качестве замедлителя используется металлоэлемент. В комплект взрывателя входят металлоэлементы 1, 3, 5, 6, из которых 6 вложен во взрыватель, а остальные в обертке уложены под взрывателем в картонной коробке. В эту же коробку вкладывается таблица сроков их замедления при различных температурах.
Взрыватель ВЗД-3М
Взрыватель ВЗД-ЗМ с запалом МД-5М: А — общий вид Б — разрез.
1 — крышка; 2 — колпачок; 3—металлоэлемент; 4 — резак; 5 — втулка; 6 — чека; 7—втулка; 8 — ударник; 9 — резиновое кольцо; 10 — пружина; 11 — корпус 12 — запал МД-5М
После выдергивания чеки из взрывателя, резак ударного механизма под действием пружины начинает резать металлоэлемент. По окончании резания ударник освобождается и накалывает капсюль-воспламенитель запала МД-2.
Взрыватель не герметичен и для установки в воде не пригоден, но конструктивно предусмотрена защита от дождя (брызгозащищенность).
Взрыватель, установленный со сроком замедления до 6 часов (по номиналу при температуре +20 С), обезвреживать запрещается. Установленный на срок более 6 часов может обезвреживаться только в том случае, если с момента его запуска прошло не более 1/3 заданного срока замедления.
Взрыватель ВЗД-1М состоит из корпуса с мембраной, колпачка, накольного механизма и запала МД-5М. Принцип егшо действия аналогичен взрывателю ВЗД-3М.
Взрыватель ВЗД-1М
Устройство взрывателя ВЗД-1М: 1 — крышка; 2 — резак; 3 — металлоэлемент; 4 — чека; 5 — втулка; 6 — резьбовая втулка; 7 — ударник; 8 — боевая пружина; 9 — корпус; 10 — мембрана 11 — запал МД-5М.
ВЗД-1М укомплектовывается шестью сменными металлоэлементами № 1, 3, 5, 6, 7 и 8, из которых №6 вставлен во взрыватель, остальные уложены в пакетик, вложенный в футляр.
Особенности в обращении со взрывателем такие же, как и с ВЗД-3М, только при установке в мину запрещается ввертывать взрыватель без предохранительной чеки. Чека удаляется после установки мины на объекте.
Самонаведение
Сравнение с аналогами
Название, индекс | Страна | Статус | Максимальнаядальность, км | Год принятияна вооружение | Масса (стартовая /боевой части), кг | Количествоступеней | Носители | Изображение |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
AIM-47 Falcon | США | На вооружение не принималась | 210 | 360 / ? | 1 | YF-12 | ||
AAM-N-10 Eagle | США | На вооружение не принималась | 200 | 582 / 75 | 2 | F6D | ||
AIM-54 Phoenix | США | В настоящее время стоит на вооружениитолько ВВС Ирана | 184 | 460 / 60,75 | 1 | F-14 | ||
Р-33 | СССР Россия | Эксплуатируется | 160 | 490 / 47 | 1 | МиГ-31 | ||
Р-37 | СССР Россия | Эксплуатируется | 300 | 600 / 60 | 1 | МиГ-31, Су-27, Су-35 | ||
AIM-152 AAAM | США | На вооружение не принималась | 270 | 172 / 22,7 | 1 | F-15, F-22 | ||
КС-172 | Россия | В разработке (лётные испытания) | 400 | 750 / 50 | 2 | Су-30МК, Су-35/БМ, Су-57 |
Примечания:
- Максимальная дальность пуска наиболее совершенной модификации при пуске в переднюю полусферу с наиболее скоростного и высотного самолёта-носителя. Проектные величины указаны курсивом
- Все самолёты, способные нести данную ракету
- В США снята с вооружения по причине снятия с вооружения единственного самолёта-носителя F-14
- Некоторые источники ошибочно обозначают ракету как AIM-155.
Совместимость
Носители
Ракетой Р-77 могут быть оснащены модернизированные истребители семейства Су-27 и МиГ-29. В начале 1990-х годов она успешно прошла государственные испытания и в 1994 году была принята на вооружение российских ВВС. Серийный выпуск ракеты Р-77 для ВВС Советского Союза налаживался в Киеве на ГАХК «Артем» и после развала СССР был прекращён после выпуска опытных партий. Серийное производство Р-77 для российских ВВС не велось, а на экспорт ракеты РВВ-АЕ изготавливались опытным производством ГосМКБ «Вымпел». Дальнейшее развитие Р-77 — РВВ-СД — на 2009 год проходила государственные испытания, после чего должна начаться закупка ракет данной модификации для ВВС России. Ракета закупалась небольшими партиями для прошедших модернизацию строевых Су-27СМ (основная опция модернизации — возможность применять ракеты семейства Р-77), а также для новых Су-27СМ3, Су-30М2 и МиГ-29СМТ, недавно поставленных ВВС РФ. В настоящее время Р-77-1 серийно производится ГосМКБ “Вымпел”.
Модификации
Модификации ракеты Р-77. Сверху вниз:Р-77 (РВВ-АЭ) ,Р-77ПД (РВВ-ПД),РВВ-ЗРК,К-77М (изделие 180),К-77МЭ (изделие 180-БД)
- Р-77 (К-77, изделие 170) — базовый вариант. Первоначально производилась на заводе “Артем” в Киеве, затем была снята с производства. Для ВВС РФ Р-77 не закупалась.
- РВВ-АЕ (изделие 190) – экспортный вариант Р-77. Активно поставлялась третьим странам.
- РВВ-АЕ-ПД — модификация ракеты с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, что существенно увеличило дальность пуска; создание завершено в 1999
- РВВ-АЕ-ЗРК — зенитная модификация ракеты.
- Р-77-1/РВВ-СД — модификация, представленная в 2009 году, с увеличенной до 110 км дальностью пуска, испытания завершены в 2013 году. Р-77-1 поставляется на вооружение ВВС РФ.
- Изделие 180 (К-77М) — в разработке, ракета средней дальности для перспективных истребителей пятого поколения.
- Изделие 180-БД (К-77МЭ «энергетическая») — в разработке, с повышенной по сравнению с К-77М дальностью.
Вооружение
Управление
ТТХ
Параметр | Показатель | Доп.информ. |
---|---|---|
Диаметр: | 200 мм | Диаметр без крыльев. |
Длина | 3600 мм | – |
Размах крыла | 400 мм | – |
Размах решётчатого стабилизатора: | 700 мм | – |
Вес: | 175 кг | При стандартном разрывном заряде. |
Дальность пуска макс. в переднюю полусферу: | 80 км | Полностью выгорает топливо, теряется управление. |
Дальность пуска мин. в заднюю полусферу: | 300 метров | Более близкий пуск опасен для запускающего. |
Дальность поражения низколетящей цели | 20-25 км | – |
Скорость полёта поражаемой цели: | 3600 км/ч (1 км/с) | На более скоростных целях испытаний не велось. |
Скорость полёта: | 4250 км/ч (3,5 М) | – |
Масса боевой части:(разрывного заряда) | 22 кг | Без учёта поражающих элементов. |
КС-172 / РВВ-Л / AAM-L
ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)КС-172 / “изделие 172” / РРВ-Л / AAM-LКС-172С-1 / AAM-L
Ракета “воздух-воздух” сверхбольшой дальности. Разработка ракеты с использованием наработок по ракете 3М83 комплекса ПВО С-300В начата ОКБ “Новатор” (г.Свердловск, ныне – Екатеринбург) в 1991 г. (в 1984 г. по данным Карпенко). Макет ракеты под названием AAM-L (Air-Air-Missile – Long range) впервые продемонстрирован в 1993 г. на выставке вооружений и военной техники в Абу-Даби и на авиасалоне МАКС-1993. По имеющейся информации, в 1993 г. проводились наземные испытания ракеты – вероятно, бросковые пуски. По данным на 2001 г. программа создания КС-172 не является приоритетной для ВВС России, а в декабре 2003 г. на авиашоу в Дубае впервые представлена экспортная модификация ракеты – КС-172С-1 – с измененной конструкцией.Во второй половине 2000-х годов Министерство обороны России проводило конкурс по ракете “воздух-воздух” большой дальности. В конкурсе участвовало ОКБ “Новатор” с ракетой КС-172С-1 и ГосМКБ “Вымпел” с ракетой К-37. Конкурсной комиссией Министерства обороны России отказано ОКБ “Новатор” в допуске к участию в закрытом конкурсе «Создание управляемой ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности (ОКР “Графоман” – ист. – Годовой отчет)» по формальным причинам (ист. – Карпенко).
Р-60 / Р-60М – AA-8 APHID
ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
Ракета К-60 / Р-60 / изделие 62 – AA-8A APHID-A
Ракета Р-60К – экспортный вариантРакета К-60М / Р-60М / изделие 62М – AA-8B APHID-BРакета Р-60МК – экспортный вариант – AA-8C APHID-C Ракета малой дальности. Разработана ОКБ-4 М.Р.Бисновата (ныне – НПО “Молния”). Изучение концепции ракеты ближнего боя начато в конце 1960-х годов НИИ-2 Минавиапрома СССР (ГосНИИАС) под руководством Р.Д.Кузьминского и В.Ф.Левитина. Предложено создание ракеты К-60 на базе ЗУР 9М31 комплекса ПВО “Стрела-1″разработки КБТМ главного конструктора А.Э.Нудельмана – в той же размерности, с такой же, относительно легкой, боевой частью. Разработка новой ракеты начата ОКБ-4 в 1968 г., руководили разработкой главный конструктор М.Р.Бисноват и его первый заместитель В.И.Елагин, ведущие конструкторы – А.Л.Кегелес, Г.Н.Смольский и И.Н.Карабанов. Официально разработка ракеты поручена ОКБ-4 Постановлением Совмина СССР от 21 января 1970 г.В 1969 г. подготовлена техническая документация по ракете К-60 и начато изготовление первой экспериментальной партии отсеков ракеты (28 шт). В 1971 г. начата отработка ГСН на самолете-летающей лаборатории. В том же 1971 г.начаты пуски ракет – на первом этапе пуски осуществлялись с наземной ПУ по трассерам на полигонной вышке (дальность от 500 до 1500 м, 6 пусков), затем велись испытания с самолета-летающей лаборатории МиГ-21СМТ борт №117 (4 автономных пуска и два пуска телеметрических ракет по парашютным мишеням). так же в 1971 г. к испытаниям подключили два МиГ-23М (борты №№602 и 605), а с 1972 г. добавили еще два МиГ-23М (борты №№ 1701 и 1801). Этап испытаний главного конструктора завершился в августе 1972 г. Всего в ходе 17 пусков, выполненных в 1971 г. и 43 пусков 1972 года было сбито 7 мишеней МиГ-17 и Ла-17. В 1973 г. в ходе Государственных испытаний выполнено более 50 пусков ракет. Пуски осуществлялись с самолетов МиГ-21СМТ и МиГ-23 (№№ 2503, 1201, 1901, 1231).18 декабря 1973 г. ракета под наименованием Р-60 была принята на вооружение. Серийное производство ракеты велось с 1974 г. по 1991 г. на Тбилисском авиационном заводе. Всего заводом произведено более 30000 ракет, в некоторые годы темпы производства доходили до 6000 шт в год. Так же до 1991 г. производство ракеты велось Ижевским механическим заводом (г.Ижевск) и московским заводом “Коммунар” (ныне – “Дукс”)..Первое упоминание в западной специализированной прессе – 1976 г. – западными наблюдателями впервые ракета замечена на подвеске МиГ-23. По умолчанию данные ракеты Р-60.
К-7 / К-75
К-9 / К-9-155 – AA-4 AWL
ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)Ракета К-9Ракета К-9-155 – AA-4 AWLРакета К-9М Опытная ракета класса “воздух-воздух”. Создание ракеты с радиолокационной ГСН задано Постановлением Совмина СССР №419-198сс от 16.04.1958 г. и Приказом ГКАТ №211сс/ов от 17.06.1958 г. КБ заводе №134 ГКАТ, главный конструктор – И.И.Торопов. Создание системы наведения ракеты поручено КБ-1 ГКРЭ. Планировалось сдать опытные образцы ракет на совместные летные испытания во 2-м квартале 1960 г. Но в 1959 г. принято решение о передаче разработки ракеты К-9 создателям самолетов-носителей для неё – в ОКБ-155 Микояна и Гуревича (ракета К-9-155, самолет Е-152) и в ОКБ-51 П.О.Сухого (ракета К-9-51, самолет Т-37). Разработка ракеты К-9-155 велась конструкторской бригадой под руководством В.Г.Коренькова для вооруения комплекса перехвата с носителем Е-152. Ракета предназначалась для всеракурсного поражения воздушных целей. Предполагалось, что ракета войдет в состав автоматизированного комплекса перехвата воздушных целей с автоматизированной системой управления “Ураган-5”. Но к моменту выхода ракет на испытания тема “Ураган-5” оказалась уже закрытой и доводка и испытания ракет проводились в рамках работ по комплексу перехвата Е-152-9 в 1961 г. с самолетом Е-152 и системой управления “Ураган-5Б”. Согласно Постановлению Совмина СССР №608-293сс от 04.06.1959 г. и Приказу ГКАТ №345сс от 26.08.1959 г. для проведения испытаний планировалось произвести 20 ракет в четырех вариантах – баллистический, программный, телеметрический и боевой (изделия 91, 92, 93 и 90, соответственно). Планировалось произвести 20 “изделий 91”, 5 “изделий 92”, 5 “изделий 93” и 2 изделия “90”. Чертежи на “изделия 91” и “92” сданы в производство в середине 1959 г. К концу 1959 г. завершена работа по чертежам остальных изделий и выпущены первые 6 шт “изделия 91”, начато изготовление “изделий 92”. До конца 1960 г. фактически собраны 21 шт “изделие 91”, 7 шт “изделие 92”, 4 шт “изделие 93”. Выпуск боевого варианта ракет откладывался из-за недоработанности и непоставки комплектующих по линии КБ-1 (автопилоты, блоки питания и ГСН) и завода №567 (телеметрические станции БР-6А). Так же по состоянию на 1960 г. для испытаний комплекса готовились четыре самолета-носителя – Е-150, два Е-152 и Е-152А. Для летных испытаний ракеты К-9 предназначались только Е-152-2, Е-152А и, позже, Е-152М (с ракетами К-9 или К-80Р).
Дозвук
Отреагировали не только американцы: французский снайпер из Иностранного легиона после долгих тренировок попал в мишень на расстоянии 3600 м, но, кроме статьи в небольшом специализированном журнале, информации об этом рекорде нет, ролики никто не выкладывал. Американцы тоже преодолели отметку сначала 3600, а потом и 4000 ярдов (3657 м). Этот ролик в компании Лобаева изучали практически под микроскопом: не совпадали некоторые параметры выстрела, не стыковалось подлетное время с начальной скоростью и углом наклона планки. В баллистике ничего не изменилось, а несколько сот метров прибавилось. Такого не бывает, но так как соревнование изначально задумывалось как состязание джентльменов, лобаевцы решили и дальше стреляться с американцами по‑честному. И победить нокаутом — попасть с четырех километров.
Сверхдальней стрельбой у стрелков считается стрельба на дистанции, где в конце траектории пуля идет на глубоком дозвуке, потому что со сверхзвуком все понятно — там баллистика считается легко, простыми математическими методами. А дозвуковая баллистика и считается сложнее, и, что самое неприятное, в этом режиме происходят некоторые физические процессы, которые затрудняют стрельбу на сверхдальние дистанции. Во‑первых, возникает эффект перестабилизации. Линейная скорость замедляется на 1000 м, скажем, в три раза — с 900 м/с до 300 м/с. А частота вращения пули — всего на 5−10%. На дозвуке скорость еще меньше, а частота вращения все еще та же. Это приводит к тому, что начинают вылезать все конструктивные и производственные дефекты пули, что сильно влияет на рассеивание. К тому же на маленьких скоростях становятся заметными ошибки при оценке ветра и метеоусловий. Второй фактор — турбулентность в донной части на глубоком дозвуке. На скоростях чуть меньше 300 м/с это не имеет критического значения, но на дальностях более 2 км сильно влияет на кучность. Бороться с этими явлениями можно только одним способом — разработать дизайн пуль с другой конструкцией донной части.
Классические проблемы для стрельбы на сверхдальние расстояния требуют увеличения массы пули и более совершенной аэродинамики. Свой первый рекорд Лобаев установил стандартной пулей D27, аналогом широко известной на Западе Lost River. Это вытянутые цельноточеные пули для стрельбы на дальние дистанции, которые еще называются Ultra VLD. Для новых рекордов они уже не годились. Если идти по пути увеличения массы пули, потребуется изменить весь патрон — либо увеличить камору или применять новый прогрессивно горящий порох, либо вообще переходить на другой калибр. Другой калибр (Browning .50 либо отечественный 12,7 х 108 мм) — это переход в другой класс и совсем другое оружие со всеми вытекающими последствиями: другие стволы, затворы, ствольные коробки, габариты, масса и значительное увеличение отдачи, при которой о получении удовольствия от стрельбы речи вообще уже не идет.
Лобаев решил не отступать от старой гильзы и калибра .408 CheyTac, не изменять ни габариты, ни массу оружия. Ему удалось разработать более тяжелую 30-граммовую пулю D30, оставаясь в рамках стандартного патрона. Это было сделано еще и потому, что патрон довольно доступен и любой желающий может попытаться повторить достижение. Модифицировали и дизайн пули: она стала напоминать длинное вытянутое веретено с двумя заостренными концами, что позволило добиться практически идеального баллистического коэффициента в единицу. Это потребовало изменения конструкции винтовки, более быстрого шага нарезов, чтобы стабилизировать более длинную и тяжелую пулю. Если классический шаг нарезов в 408-м калибре — тринадцать, то на рекордной винтовке Лобаев решил использовать десятку. Несмотря на то что начальная скорость у новой пули была меньше (875 м/с у D30 против 935 м/с у D27), на 2 км она имела более настильную траекторию.