fbpx
No Image

Морское могущество китая

СОДЕРЖАНИЕ
0
04 января 2021

Современное состояние флота

Современный Китайский Флот многим обязан военной и экономической помощи Советского Союза. Советский Союз передал КНР многие чертежи боевых кораблей, обеспечил финансами и построил современные для того времени верфи.

Китай за последние два десятилетия двадцатого века стал региональной державой. Своими рекордными показателями в экономическом росте Китай уверенными темпами собирается стать равноправным представителем мирового лидера на ровне с Россией и Соединенными Штатами. Таким образом власти Китая ведут программу активного развития Вооруженных Сил, а в частности Военно-Морских Сил так как всем известно что именно ВМС само часто представляет интересы своей страны за рубежом своих границ.

С началом двадцать первого века судостроение Китая достигла завидных успехов в этом плане. Программа по обновлению морской техники идет полным ходом и соблюдает все сроки, несмотря на никакие всемирные кризисы. Стоит отметить, что все судостроение Китая производится на национальных верфях. Таким образом с начало столетия верфи Китая построили 79 крупных боевых кораблей (авианосец, эсминец, фрегат, десантные корабли и т.п.).

Действующие корабли

Желание страны стать всемирной державой заставляет правительство страны выделять огромные средства на Вооруженные Силы страны. Военно-Морские Силы страны являются наиболее в этом плане.

Военно-Морские Силы страны состоят из флота, морской авиации, морской пехоты и групп специального назначения. ВМС Китая разделен на 3 флота:

  • Северный Флот с главной базой в г. Циндао;
  • Восточный Флот с главной базой в г. Нинбо.
  • Южный Флот с главной базой в г. Чжаньзян.
  • Китайские Флот имеет огромный ассортимент военной техники:
  • 2 ед. авианосцев типа «Ляолинь» и «Шальдун»;
  • 35 ед. эминцев типа «052D», «052», «052С», «956» и «055»;
  • 62 ед. фрегатов типа «054/054А», «053Н3», «053Н2», «053Н1» и «053Н»;
  • 39 ед. корветов типа «056/056А»;
  • 6 ед. атомных подводных лодок типа «092» и «094»;
  • 55 ед. дизельных подводных лодок типа «041», «636», «877» и «039»;
  • 4 ед. универсальных десантных корабля типа «071»;

Более того на счету огромное количество других боевых и вспомогательных кораблей ВМФ. В общей сложности на счету ВМС Китая состоит 500 кораблей. Однако стоит отметить тот факт, что большинство из них являются устаревшей техникой, предназначенной для охраны прибрежных территорий страны.

Состав авиационных сил

Тип Изображение Разработчик Количество Примечания
Боевые самолёты и вертолёты
Су-30МК2 Россия Россия 24 Поставлены во второй половине 2000-х
J-16 КНР КНР 24 Копия Су-30МК2
J-15 КНР КНР 14 Копия Су-33. Модернизирован Китаем для применения ракет PL-12 класса воздух-воздух и противокорабельных ракет YJ-83.
J-11B/BS 72
J-10A/S КНР КНР 24 16 J-10A и 8 J-10S

Истребитель. Поставляется с 2010 года.

Shenyang J-8H КНР КНР 24 Истребитель-перехватчик
Chengdu J-7 КНР КНР 30 Истребитель-бомбардировщик
JH-7/7A КНР КНР 120 Истребитель-бомбардировщик
Xian H-6 КНР КНР 36 30 H-6G и 3 H-6DU
КНР КНР 7 Бомбардировщик/Разведчик
Nanchang Q-5I КНР КНР 60 Штурмовик
Hongdu JL-8 КНР КНР Пакистан Пакистан 12 Учебно-боевой самолёт
Y-8 21 4 Y-8, 4 Y-8JB, 3 Y-8X, 4 Y-8J. 6 Y-8W
Y-9 4 4 Y-9JB
SH-5 КНР КНР 3 Многоцелевой самолёт-амфибия
Ка-28 Россия Россия 19 Противолодочный вертолёт
Z-8 КНР КНР 27 20 Z-8/Z-8A, 4 Z-8JH, 2 Z-8S и более одного Z-8 AEW
Z-9C КНР КНР 25 Противолодочный вертолёт
Ка-31 СССР СССР 9

Постсоветский период

В последнее десятилетие третьего тысячелетия в мире произошли процессы, изменившие общую расстановку сил. Если во времена Мао Китай проявлял экспансивные устремления в отношении СССР, то после его распада накал притязаний практически сошел на нет. Среди многих причин снижения напряженности на восточных границах России главной является небывалый экономический рост в КНР, ставшей «всемирной мастерской». Перенасыщение химическими предприятиями, грозящими стать техногенными бомбами для густонаселенных городов, постоянно растущий объем производства и другие факторы привели к изменению военной доктрины страны.

Об обороне китайское руководство продолжало заботиться, но упор делался уже на высокотехнологичные средства, способные защитить страну, ее экономику и население от внешних угроз. К тому же оставалось насущной проблема Тайваня и других спорных территорий.

Недостроенный «Варяг» – авианесущий крейсер, невостребованный более никем, был недорого приобретен для нужд китайского флота. Сегодня он стал первым и пока единственным авианосцем ВМФ КНР.

Морская авиация

В составе морской авиации Китая наиболее развита ее ударная компонента – самолеты, предназначенные для нанесения ударов по надводным кораблям.

К современным относятся 48 самолетов российского производства Су-30МК2 и его китайская копия J-16, некоторое количество новых истребителей J-10A. Будут иметь боевое значение также 54 истребителя-бомбардировщика JH-7A и 124 истребителя J-8.

Эти силы способны обеспечить прикрытие от ударов воздушного противника (до 40 машин) корабельным группировкам китайских ВМС при наведении от самолетов ДРЛО на глубину до 400 километров от побережья.

По надводным кораблям противостоящей стороны эти силы могут наносить групповые удары на глубину до 500 километров от своего побережья.

Противолодочная авиация Китая представлена 60 вертолетами российского и китайского производства и в состоянии оказывать противодействие подводным лодкам противника до 50–10 километров от побережья. То есть существенного вклада в борьбу с подводными лодками противника она внести не может.

Таким образом, в настоящее время корабельный состав китайских ВМС, а также парк морской авиации могут действовать эффективно только в ближней морской зоне под прикрытием наземной авиации ПВО.

Основные проблемы китайского флота связаны с относительно слаборазвитыми научными и инженерно-конструкторскими школами в сферах военной радиоэлектроники, ракето- и самолетостроения, а также энергоустановок.

Преодоление этих проблем позволит Китаю уже в среднесрочной перспективе с выпуском в достаточном количестве современных надводных кораблей и подводных лодок стать одной из ведущих военно-морских держав.

Сегодня сопоставляя китайские ВМС и российский ТОФ, некоторые военные эксперты говорят о подавляющем превосходстве ВМС Китая.

Это не совсем так. В настоящее время исходя из имеющегося корабельного состава ТОФ вполне способен противостоять китайским ВМС, однако при условии, что весь корабельный состав ТОФа будет отремонтирован.

Ситуация, когда китайские ВМС обретут абсолютное превосходство при сохранении текущих тенденций как в Китае, так и в России, наступит примерно через 7–12 лет, именно тогда будет выполнена основная часть китайской кораблестроительной программы.

Константин Сивков,первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук

Китайский флот в первой половине XX века

Потерпев поражение от Японии в 1895 году, страна погрузилась в долгий междоусобный хаос. Страна испытывала период технической и социальной отсталости, она переживала волнения, восстания, и потому роль ведущей морской державы в регионе играть не могла. Бюджет был скудным, вооруженные силы в техническом отношении оснащались слабо. В 1909 году была предпринята попытка модернизации: вместо четырех флотов (Северного, Кантонского, Шанхайского и Фучжоуского) их стало три – Северный, Центральный и Южный. В составе каждого из них оказался один линкор и несколько (до семи) крейсеров, которые скорее соответствовали стандартам канонерских лодок. Реформировалась, хотя и медленно, система управления и инфраструктура. Затем правительство продекларировало намерение усилить ВМФ и спустить на воду десятки современных кораблей, но затея провалилась, опять же, по бюджетным причинам. Удалось построить только по три крейсера и эсминца. После этого флот пополнялся лишь один раз, когда в его состав вошли реквизированные в ходе Первой мировой войны австро-венгерские и германские корабли, случайно посетившие Китай. ВМФ этой страны практически не модернизировался с того времени до окончания Второй мировой.

Сравнение боевых возможностей ПЛАТ Китая и ведущих стран мира

Год Тип ПЛ Ходовые качества Оружие Скрытность
Скорость полного хода (уз.) Тип ГЭУ Количество ТА Количество единиц оружия Оценка ОУШШ* Рабочая глубина погружения (м)
Китай
1974/1980 проект 091 25 АТЭУ 6 20 340 300
2007 проект 093 >30 АТЭУ/АЭУ 6 24 110 нет данных
США
1988 San Juan 32–33 АЭУ 4 26+12 в ВПУ 100 450
1997 Seawolf >35 АЭУ 8 52 20–25 500
СССР/Россия
1989 проект 671РТМК >30 АЭУ 6 24 105 400
1992 мод. проект 971 33 АЭУ 8 40 35 450
Великобритания
1983 Trafalgar 32 АЭУ 5 20 114 >300
2009 Astute >30 АЭУ 6 38–48 30–40 400
Франция
1983 Rubis 25 АТЭУ 4 14 104 >300
2016 Suffren >30 АТЭУ 4 24 40 350
*Оценка относительного уровня широкополосного шума (ОУШШ) приведена в процентах к уровню данной характеристики для ПЛАТ San Juan типа Los Angeles

Тем не менее экспертам давно понятно, что для окончательного преодоления отставания в подводном кораблестроении Китаю потребуется умение не только копировать зарубежные образцы, но и осваивать многие теоретические разработки, связанные с фундаментальными науками. Но для этого необходимы огромные средства и опыт, накопленный ведущими морскими державами за последнее столетие. Маловероятно, что они поделятся этим опытом с Китаем. Возможная передача (продажа) нескольких российских ПЛАТ проектов 949А и 971 вряд ли поможет китайцам достигнуть необходимого уровня подводного кораблестроения в ближайшее время. Новое руководство ВМС КНР это осознает и несколько притормозило развитие именно ПЛАТ для того, чтобы иметь время для освоения новых технологий, а основные усилия пока сосредоточивает на строительстве или покупке за рубежом НАПЛ.

НАПЛ. В составе ВМС на начало 2012 года оставалось 48 неатомных подлодок (проекты 041, 039/039G, 035, 877ЭКМ/636). В настоящее время строительство продолжается лишь по проекту 041. Ныне в строю находится четыре НАПЛ этого проекта, одна лодка в стадии строительства и три субмарины запланированы к постройке.

Подлодка проекта 041 является практически полной копией НАПЛ российского проекта 636 c изменением в размещении носовых и кормовых рулей. Носовые горизонтальные рули расположены на ограждении рубки, а у кормовых вертикальных рулей появилась верхняя часть. Кроме того, подверглась изменениям главная энергетическая установка, которая трансформирована в дизель-электрическую и воздухонезависимую энергетические установки (ДЭУ+ВНЭУ). ВНЭУ создана на базе двигателей Стирлинга, которые для этих лодок, вероятно, были закуплены в Швеции.

Большинство экспертов считают, что в Китае вряд ли смогут освоить технологию производства ВНЭУ на базе водородной техники (электрохимические генераторы изготавливаются в России и Германии). Вместе с тем создание ВНЭУ на базе двигателя Стирлинга (освоено Швецией и Японией) вполне возможно, поскольку КНР в последние годы наращивает техническое сотрудничество со Швецией.

Надо отметить, что масштабные закупки НАПЛ в России (приобретено 12 подлодок проектов 877ЭКМ и 636 при построенных по своему проекту только 13 субмаринах проекта 039) свидетельствуют о том, что руководство ВМС не удовлетворено качеством не только своих ПЛА, но и НАПЛ. При этом большинство экспертов полностью согласны с тем, что подлодка проекта 041 (копирование российской НАПЛ) даже с ВНЭУ не сможет полностью соответствовать по боевым возможностям новым российским или французским субмаринам из-за невозможности копирования китайцами многих технологий. Сложившаяся ситуация, видимо, будет способствовать продолжению закупок Китаем новейших российских или французских НАПЛ.

Окончание читайте в следующем номере.

Владислав Никольский,доктор технических наук, профессор

Николай Новичков,кандидат технических наук

Будущие и перспективные китайские авианосцы

Сколько авианосцев еще планирует построить Китай? Будут ли на них использованы новейшие технические разработки или это будут очередные копии советского образца? Естественно, такая информация строго засекречена. Однако экспертам удалось выяснить, что к 2030 году ВМС Китая хочет обладать четырьмя авианесущими кораблями. Учитывая события последний лет, эти планы не кажутся фантастическими.

Более того, сразу после спуска на воду авианосца типа 001А, в сухом доке началось строительство нового корабля, который выступит в качестве третьего плавучего острова для китайской авиации. Согласно неофициальным источникам, данное судно будет обладать большим размером. Его водоизмещение составит 80 тысяч тонн – строящийся «Шаньдун» имеет 70 тысяч тонн при полной загрузке. Ожидается, что данный корабль, в отличие от двух предшествующих авианосцев, не будет иметь трамплин для взлета самолетов. Он будет оснащен паровыми стартовыми катапультами. Это позволит использовать другие виды самолетов. По прогнозам судно спустят на воду уже в 2021 году.

На сегодняшний день авианосцы Китая, конечно, не в состоянии конкурировать с главным военно-морским гигантом – Соединенными Штатами Америки. Тем не менее их расширяющийся военно-морской флот значительно укрепил страну на политической арене. И в случае появления угрозы со стороны потенциального противника у Китая появилась возможность дать достойный отпор.

Структура

Моряки ВМФ НОАК

Учения по высадке десанта в Южно-Китайском море.

Амфибия МП НОАК, 2009 год

Морские пехотинцы ВМФ НОАК

Структура флотов ВМС КНР

Северный флот Восточный флот Южный флот
1-я база АПЛ

2-я флотилия подводных лодок

12-я флотилия подводных лодок

22-я флотилия подводных лодок

42-я флотилия подводных лодок

2-я база АПЛ

32-я флотилия подводных лодок

72-я флотилия подводных лодок

1-я флотилия эскадренных миноносцев

10-я флотилия эскадренных миноносцев

1-я флотилия быстроходных штурмовых судов

1-я эскадра десантных кораблей

1-я флотилия кораблей боевой поддержки

3-я флотилия эскадренных миноносцев

6-я флотилия эскадренных миноносцев

1-я флотилия корветов

16-я флотилия быстроходных штурмовых судов

21-я флотилия быстроходных штурмовых судов

5-я флотилия десантных кораблей

2-я флотилия кораблей боевой поддержки

2-я флотилия эскадренных миноносцев

9-я флотилия эскадренных миноносцев

11-я флотилия быстроходных штурмовых судов

26-я флотилия быстроходных штурмовых судов

6-я флотилия десантных кораблей

3-я флотилия кораблей боевой поддержки

2-я морская авиационная дивизия

5-я морская авиационная дивизия

3-й отдельный авиационный полк

6-й отдельный авиационный полк

Учебный полк

Корабельное вертолётное крыло

4-я морская авиационная дивизия

6-я морская авиационная дивизия

4-й отдельный авиационный полк

8-я морская авиационная дивизия

9-я морская авиационная дивизия

7-й отдельный авиационный полк

4-я радарная бригада

11-й ракетный полк береговой обороны

12-й ракетный полк береговой обороны

2-й полк ПВО

Полк электронной борьбы

2-я радарная бригада

13-й ракетный полк береговой обороны

Полк электронной борьбы

2-я бригада наблюдения

3-я радарная бригада

46-й ракетный батальон береговой обороны

Учебная база Флота Северного моря

База поддержки Циндао

База поддержки Люйшунькоу

Морской гарнизон Вэйхай

Морской гарнизон Далянь

База поддержки Чжоушань

База поддержки Фуцзянь

База поддержки Шанхай

Морской гарнизон Xiamen

База поддержки Гуанчжоу

База поддержки Yulin

База поддержки Чжаньцзян

Морской гарнизон Шаньтоу

Морской гарнизон Beihai

Морской гарнизон Сиша

1-я бригада морской пехоты

164-я бригада морской пехоты

Покупка Авианосца в качестве лома

Стоит отметить, что Китай давно наблюдает за развитием кораблестроения в мире. Так, он купил свой первый авианосец еще в 1985 году.

Авианосец «Маджестик»

Британский «Маджестик» – начало строительства авианосцев этого типа уходит в далекий 1943 год, более 30 лет прослужил Королевскому флоту Австралии. В 1982 году он был списан, а спустя 3 года КНР выкупила судно в качестве металлолома. Однако никто не спешил разбирать корабль. В течение долгих лет его изучали и разбирали по пластам, дотошно фиксируя все технологические разработки. И пусть это был очень старый несовременный авианосец – основы конструкции можно было изучать сколь угодно долго.

Все вооружение и электрика на «Маджестике» были сняты перед продажей. При этом катапульта и аэрофинишер оставались на судне. Это позволило инженерам-проектировщикам разобрать механизмы по элементам и наглядно увидеть принцип работы.

История строительства ТАКР «Варяг» – будущего авианосца Китая

Советские власти только в 80-е годы решили начать строительство авианосцев. Было запланировано несколько идентичных кораблей, которые должны были встать на вооружение страны. Первое судно было спущено на воду 4 декабря 1985 года. Это был будущий ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В этот же день на судостроительном заводе города Николаева (Украинская ССР) заложили новый авианосец – точную копию предшественника. Согласно планам Советского руководства, он должен был служить на Тихоокеанском флоте. Названный «Рига», корабль спустили на воду в 1988 году, после чего работы были продолжены. Через 2 года название было изменено на «Варяг». Развал Союза остановил строительство. Консервация «Варяга» произошла в тот момент, когда он был сделан на 67%.

“Воряг” модель корабля

Не понимая, что делать дальше с гигантским судном, Украина объявила тендер по продаже «Варяга». На завод приезжала делегация из России во главе с председателем правительства Черномырдиным. Однако в этот же период в самой России строился атомный ракетный крейсер «Петр Первый». В те годы страна находилась также в непростых условиях. Материальное обеспечение военно-морского флота, как, впрочем, и других военных объектов, было ограниченным, а значит, руководство могло позволить себе выделение бюджета на строительство только одного корабля. Ельцин сделал выбор в пользу «Петра Первого».

“Воряг” модель корабля

В 1998 году покупкой заинтересовалась туристическая компания Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada, юридический адрес которой находился в Китае. Фирма планировала устроить на корабле плавучий развлекательный центр. Сделка была заключена. Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» был продан за смешные деньги – 20 миллионов долларов. Еще 7 миллионов долларов было потрачено на простой корабля до момента его отправки и на его подготовку к дальнему путешествию.

Боевой состав

Авианосный флот

Тип Изображение Название Примечания
Авианосцы проекта 001/001А «Ляонин» (пр. 001) Водоизмещение 59 500 т., достроенный Варяг (авианесущий крейсер)
«Шаньдун» (пр. 001А) Самый большой корабль ВМС Китая водоизмещением 70 000 т.. Корпус спущен на воду 26.04.2017 г., идут ходовые испытания. Ввод в строй в 2020 г. (план).

Эскадренные миноносцы УРО

Тип Изображение Количество Примечания
Эскадренные миноносцы пр. 055 Строятся первые 4 корабля серии из 16 единиц .
типа «Куньмин», пр. 052D 6 Строятся с 2012 г.. Запланировано 12шт.
типа «Ланьчжоу», пр. 052С 6 Построены в 2002-2013 гг..
Эскадренные миноносцы типа 052 2 Строились в 1986—1996 гг.
типа «Современный»: пр. 956Э и пр. 956ЭМ 4 2 достроены из задела 1988 года, ещё 2 строились в 2002-2006 гг.
Эскадренные миноносцы типа 051С 2 Строились в 2004-2007 гг.
Эсминцы типа 051В 1
Эсминцы типа «Люйда», пр. 051 16 Строились с 1968 по 1993 гг.

ТТХ эскадренного миноносца проекта 055

Полное водоизмещение корабля составляет 12.3 тыс. тонн. По этому показателю проект 055 является крупнейшим кораблём такого класса в ВМС НОАК и вторым в мире после американского эсминца “Замволт” (“Zumwalt”) (более 14 тыс. тонн). Длина эсминца составляет 183 метра, ширина- 22 метра. Максимальная скорость хода-32 узла, а дальность плавания-7 тыс. морских миль. Экипаж корабля составляет 310 человек. Основное вооружение эсминца будет включать в себя два блока по 64 установки вертикального пуска суммарной ёмкостью 128 ракет.

Фрегаты УРО

Тип Изображение Количество Примечания
Фрегаты пр. 057 Запланирована серия предположительно из 20 кораблей для замены фрегатов проекта 053.
Фрегаты типа «Цзянкай» пр. 054 /054А 30 Строятся с 2002 года
Фрегаты типа «Цзянвей-2», пр. 053H3 10 Пострены в 1998-2005 гг.
Фрегаты типа «Цзянвей», пр. 053H2G 4 Строились в 1990-1994 гг.
Фрегаты типа «Цзянху-1», пр. 053Н 11
Фрегаты типа «Цзянху-2», пр. 053Н1 8
Фрегаты типа «Цзянху-3», пр. 053Н2 3 Построены в 1986-1993 гг.
Фрегаты типа «Цзянху-4», пр. 053НТ-H 1
Фрегаты типа «Цзянху-5», пр. 053Н1G 6

Корветы УРО

Тип Изображение Количество Примечания
Корветы пр. 056 /056А 41 Строятся с 2012 года. Запланировано более 60 единиц в базовой и противолодочной (056A) модификациях.

Подводный флот

Тип Изображение Количество Примечания
Стратегические АПЛ
ПЛАРБ пр. 096 «Тэнг» ? ? Tang class, 24 × БРПЛ
ПЛАРБ пр. 094 «Цзинь» 4 Стратегический ракетоносец с БРПЛ JL-2, построенные в 1999—2010 гг.
ПЛАРБ пр. 092 «Ся» 1 Стратегический ракетоносец с БРПЛ JL-1, построена в 1981 г., прошла модернизацию
Многоцелевые АПЛ
АПЛ пр. 097 «Кинь» ? 1 Quin class
АПЛ пр. 095 ? ? ?
МПЛАТРК пр. 093 «Шань» 4 Многоцелевая лодка. Строятся с 2001 года для замены АПЛ проекта 091 «Хань»
АПЛ пр. 091 «Хань» 4 Введены с 1980 по 1991 гг., постепенно выводятся из состава
ДЭПЛ
ДЭПЛ пр. 041 «Юань» 15 Построены с 2004 года
ДЭПЛ пр. 636 2+8 Первые 2-е в 1992-1998 гг., последующие 8 c ПКРК «Club» построены в 2004-2006 гг.
ДЭПЛ пр. 877ЭКМ 2 Построены в 1994-1995 гг.
ДЭПЛ пр. 039 «Сун» (039/039A/039G) 13 (c ПКРК «YJ-8»), строились в 1994-2006 гг. для замены ДЭПЛ Ромео
ДЭПЛ пр. 633 «Ромео» 13 построены до 1983 года

Десантные корабли и катера

Тип Изображение Количество Примечания
УДК типа «Циньчэньшань», пр. 071 4 Вмещают 1000 десантников и 20 ББМ. Имеют вертолёты и док для десантных катеров на воздушной подушке. Строятся с 2006 г..
БДК типа «Юйтин», пр. 072-II,-III 18
БДК типа «Юйкань», пр. 072 7
СДК типа «Юйден», пр. 073-III 11
СДК типа «Юйдао», пр. 073-II 4
Мобильные десантные платформы типа «Дунхайдао» 1 Приспособлены для транспортировки одного МДК “Бизон” .
МДК “Бизон” 2+2 первые 2 построены на Украине, остальные предполагается построить в КНР, современный аналог советского “Зубра”, самый большой в мире военный корабль на воздушной подушке
МДК типа «Юйлинь», пр. 079 32
МДК типа «Юйхай», пр. 074 10
Десантный ТР типа «Цюнша» 4
МДК — катамаран 3
Тип Изображение Количество Примечания
Ракетные катера
Ракетные катера проекта 022 83 Судно заменяет старые катера типа 021 (класса Хуанфэн), строятся с 2004 года
Ракетные катера типа «Хоуцзянь», пр. 037/2G 5 1 потерян в 2006 г..
Ракетные катера типа «Хоусинь», пр. 037/1G 24 Построены в 1991-1997 гг..
Ракетные катера типа «Хуанфэнь», пр. 021 14 Построены в 1960-1980 гг. Выводятся из состава ВМС
Ракетные катера типа «Хоку», пр. 024 25 Строился в 1967-1971 гг.
Патрульные катера
типа «Хайнань», пр. 037 95
типа «Хайцзюй», пр. 037/1 22
тип «Хайци» 2
типа «Шанхай-3», пр. 062/1 17
типа «Шанхай-2», пр. 062 98
Минно-тральные корабли
минный заградитель, пр. 918 1
МТЩ нового типа 2
МТЩ типа «Т-43», пр. 010 40
РТЩ типа «Восао», пр. 082 5
Корабли обеспечения
Океанские корабли снабжения пр. 901 ? Строятся с 2015 года (или раньше).
Корабли комплексного снабжения пр. 903/903A 8 Построены в 2003-2015 гг.

Восьмидесятые

Командующий ВМФ Китая Лю Хуацин, занимавший свой пост с 1980 года, был близким другом товарища Дэн Сяопина. Он сумел убедить фактического главу государства в том, что общее направление военно-морской стратегии следует несколько изменить в пользу качества модернизации ВМФ Китая. Состав многочисленных боевых кораблей внешне выглядел очень внушительно, но в техническом отношении они вряд ли могли соперничать с американскими или советскими современными эсминцами и ракетными крейсерами. Образовательный уровень морских командиров следовало повысить. Направленность доктрины нужно было своевременно повернуть от пассивно-прибрежной деятельности в пользу операций на открытых океанских просторах. Для этого необходимы ракеты, запускаемые с кораблей, такие, какие есть у флотов СССР и США. В 1982 году был осуществлен первый запуск МБР с борта китайского ракетоносца. В 1984-1985 годах корабли флота КНР посетили с дружескими визитами три соседние страны. Успехи скромные, но прогресс был налицо.

Деятельность министра товарища Линь Бэна

Китайским военным морякам в основном удалось избежать разрушительных процессов, в ходе «Культурной революции» захлестнувших весь Китай. ВМФ участвовал в подавлении Уханьского бунта 1967 года, но на этом его роль в маоистских преступлениях ограничилась. «Большой скачок» не удался, и сразу же после его неудачного финала стараниями министра обороны Линь Бэна началась модернизация технической базы. Примерно пятая часть всего военного бюджета расходовалась на флот. В течение седьмого десятилетия XX века число субмарин выросло до сотни (в 1969 году их было всего 35), вдесятеро увеличилось количество ракетоносцев (их стало двести). Началась разработка стратегических ядерных подлодок.

Это был важный шаг в развитии китайской военно-морской мощи, но шло оно пока по экстенсивному пути.

Становление флота КНР

В том, чтобы у Китая был мощный и современный флот, не была в послевоенном мире заинтересована ни одна страна, кроме Советского Союза, считавшего новообразованную КНР своим региональным союзником в Азии. Первыми его единицами стали доставшиеся от ВМС республики Гоминьдана устаревшие корабли, в том числе потопленная японцами, поднятая и отремонтированная канонерская лодка «Хэ Вей». ВМФ Китай строил заново, и без внешней помощи ему было не обойтись. И советские товарищи ее оказали. Тысячи военных советников, высококвалифицированных и имеющих боевой опыт, сделали все, чтобы вырастить грамотные кадры. Уже осенью 1949 года было основано Далянское училище офицеров флота. Помимо этого была развернута программа боевого судостроения, сначала на основе проектов, разработанных в СССР. После передачи китайской стороне Порт-Артура в распоряжении НОАК оказалось огромное количество военной техники, в том числе и кораблей. К исходу Корейской войны американцы вынуждены были признать, что в регионе появился новый лидер – Китай. ВМФ этой коммунистической страны пока по боевой мощи сильно уступал флоту США, базирующемуся на Гавайях, но в прибрежной зоне представлял определенную опасность.

История военно-морских сил Китайской Республики

Военно-морские силы Китайской Республики образованы в 1912 году после перехода на сторону революционного правительства остатков китайского Императорского флота.

Основная статья: Военно-морской флот Империи Цин

Новые военно-морские морские силы подчинялись Министерству морского флота Временного правительства Китайской Республики, которое было образовано в 1911 году после Синьхайской революции. В период военной диктатуры 1920-х и 1930-х годов военно-морские силы Китайской Республики остались верны правительству Гоминьдана. По состоянию на август 1937 года в составе флота было 42 корабля: 7 крейсеров старой постройки, 2 легких крейсера, 3 эсминца, 4 торпедных катера, 26 канонерских лодок.

В период Второй Японо-китайской войны 1937-1945 годов военно-морские силы не могли противостоять Императорскому флоту Японии в открытом море. В связи с этим командование планировало сосредодочить действия флота в акватории рек. Во время войны основные потери военно-морские силы понесли от авианалетов и от затопления кораблей для блокирования водных путей. После окончания войны для восстановления флота правительство Китайской Республики начало отправку офицеров для обучения в Великобританию и США. В состав военно-морских сил Китайской Республики были включены трофейные корабли японского флота, а так же списаные корабли флотов Великобритании и США.

После капитуляции Японии в стране вновь началась гражданская война, в результате которой в 1949 году вооружённые силы Коммунистической Партии Китая при поддержке СССР заняли весь материковый Китай и вынудили правительство Гоминьдана бежать на Тайвань. ВМС Китайской республики принимали участие в перевозке войск и эвакуации беженцев.

с 1990-х годов в вооруженных силах Китайской Республики возросло значение ВМС, поскольку акцент военной доктрины государства направлен на противодействие возможной блокады со стороны КНР. В связи с этим основные усилия направлены на замену устаревшего флота а так же расширение возможностей в радиоэлектронной и противолодочной борьбе. Традиционно ВМС Китайской Республики закупает корабли в основном в США, хотя несколько кораблей были построены самостоятельно по лицензии. Тем не менее у местных судостроителей нет технологий для строительства современных подводных лодок.

Личный состав

Правительства США и Японии главным образом выражают озабоченность ростом могущества ВМФ Китая. Фото кораблей, выстроившихся в кильватерную колонну, с пугающими комментариями время от времени печатаются в журналах и публикуются новостными сайтами. Но не эти образцы, в своем большинстве устаревшие и уступающие американским, служат главным жупелом. Большое впечатление производит цифра, обозначающая количество китайских моряков и военнослужащих, находящихся на береговых базах. По разным данным, она примерно равна 350 тысячам человек.

Среди них:

Морских пехотинцев – 56,5 тыс.

В составе Прибрежных Сил – 38 тыс.

В Морской Авиации еще 34 тыс. военнослужащих.

Это, конечно, много. Американских моряков куда меньше – их всего 332 тысячи.

Русский и китаец – братья навек?

Современный мир устроен так, что государства, отстаивая свои интересы, вынуждены объединяться и «дружить против» кого-то, кто тоже, как правило, не одинок. Общность позиций по поводу многих мировых проблем способствует военно-политическому сотрудничеству РФ и КНР. Совместные учения ВМФ России и Китая в последний год проходили в двух отдаленных друг от друга морях – в Средиземном и Японском. Эта демонстрация готовности к взаимопомощи и согласованным действиям отнюдь не означает, что в случае военного конфликта одна страна непременно поддержит другую путем прямого вмешательства. Если Китай захочет вернуть себе остров Тайвань или отторгнуть часть территории Вьетнама (а это тоже стратегический союзник России в Юго-Восточно-Азиатском регионе), то вряд ли дождется не только помощи, но и сочувствия от «Северного соседа». Другое дело – совместные операции на море против пиратов и террористов. Впрочем, КНР – страна миролюбивая, как и Россия.

Комментировать
0