Достоинства и недостатки
К достоинствам Т-34-85 относятся все те качества, которые в совокупности охватывают полный перечень преимуществ среднего танка. В их числе:
- высочайшая манёвренность;
- большой запас хода;
- экономичный двигатель;
- достойная броневая защита;
- мощная пушка.
В полной мере отражая эти качества, обновлённый танк Т-34 показал значительно более высокую надёжность по сравнению с начальной моделью. С учётом его простоты в изготовлении и отличной ремонтопригодностью он вправе считаться одной из наиболее совершенных конструкций среднего танка в мире.
Отдельные недостатки, во многом обусловленные напряжённостью военного периода, в целом не особо повлияли на высокий общий уровень боевых возможностей Т-34-85. В их числе специалисты отмечают слабую подвеску и недостаточно улучшенную обзорность, а также отсутствие вращающегося места опоры заряжающего, что затрудняло его действия в бою.
Танки Т-34-85 6-й гвардейской танковой армии на побережье Ляодунского залива, фото сделано 22 августа 1945 года
История создания танка Т-34М (А-43)
Несмотря на множество преимуществ танка Т 34, эта машина имела несколько незначительных, но все же необходимых в устранении недостатков. Основные опасения вызывала вертикальная пружинная подвеска, которая была не так надежна как хотелось бы. Она с огромным трудом выдерживала комплекцию танка в 30 тонн. Ее было решено заменить на торсины, однако реализовать данную задумку было нереально без капитальной переработки всей ходовой. Однако в 1940 году конструкторы получили задание на разработку данного проекта, который первоначально получил название Т-34Т.
Эскиз нового проекта был рассмотрен специальной комиссией в январе 1941 года. Проект понравился военным и сразу же был одобрен руководителями НКТП и КО. Рекомендовано было улучшить увеличить толщину лобовых листов брони до 60мм, а также установить планетарную коробку передач, но при этом сохранить двигатель в изначальном виде. Еще ряд доработок был предложен уже после окончательного утверждения проекта в феврале 1941 года. Таким образом, было необходимо использовать сварную башню из штампованных деталей, либо литую с толщиной стенок 50-52мм и люком в командирской башенке.
Производство опытных образцов в количестве 2 штуки началось в марте 1941 года. По ходу предварительной подготовки были проведены испытания торсионной подвески на одном из Т34. Так, с танка удалили три опорных катка и приварили к нижней части бортов 20мм стальные листы с вырезами для торсинов. Больше в ходовой части ничего не изменяли. Параллельно был произведен демонтаж крыльев и вооружения. Хотя полученная машина не имела ничего общего с изначальным проектом, в отчетах она упоминается как Т-34Т, а не М.
Во время проведения испытаний танк показал одинаковые скоростные характеристики с Т34. Однако новая модель отличалась большей плавностью хода. Уже к апрелю 1941 года все доработки были реализованы и было поставлено 6 комплектов запчастей для А-43.
Немного о музеях
В прошлых столетиях никто даже не думал о том, чтобы выставить доспехи на всеобщее обозрение / Фото: forum.guns.ru
Дело в том, что первые исторические музеи появились в восемнадцатом столетии, во второй его половине. Раньше никто даже не думал о том, что такие изделия можно выставить на показ. У аристократов доспехи и оружие хранились как память. В военных действиях они использовались крайне редко.
Как правило, поврежденные доспехи переплавляли на новые / Фото: udachnyj-enot.com.ua
Чем старше изделия, тем меньше их попадается в презентабельном состоянии. Ну не сохраняли их в те времена. Никому такая идея даже в голову не приходила. Пришедшие в негодность доспехи, мечи, сабли либо ремонтировались, либо отправлялись на переплавку.
Заказывать себе новые, а старые оставлять на память было слишком дорого и доступно только очень богатым людям. А они если и хранили, то только доспехи и оружие в очень хорошем состоянии, чтобы было что показать потомкам.
В музеях редко выставляют поврежденные в бою доспехи / Фото: Pinterest
Конечно, попадаются и видавшие виды предметы, но они выставляются в музеях только, если имеют действительно огромную историческую ценность, уникальные в своем роде. В основном же выставляют красивые, хорошо сохранившиеся экспонаты.
Изрубленная в боях кольчуга находится в Воронежском краеведческом музее / Фото: m.123ru.net
Одним из раритетов является изрубленная в боях кольчуга, которая находится в Воронежском краеведческом музее, с которой этот музей и начался. Эту экспозицию купили у Еронтия Курганского, иеромонаха Задонского монастыря, в 1894 г. Хотя есть информация, что она была просто подарена.
В музеях преимущественно выставляют реплики или реконструкции / Фото: dees-stribling.com
Есть и подделки, куда же без них. Также выставляются и реконструкции, сделанные уже в наше время, естественно с соответствующими подписями, которые многие просто не читают, а потом удивляются, откуда такие новенькие предметы.
Технические характеристики американского Т-34
Общие данные | |
экипаж | 6 человек |
длина с пушкой вперёд | 11.0871 м |
длина с пушкой по походному | 10.11428м |
длина без пушки | 7.60984 м |
вылет орудия | 4.16306м |
ширина с закрылками | 3.80238 м |
высота с командирской башенкой | 3.22326 м |
колея: с 28-дюймовыми гусеницами с 23-дюймовыми гусеницами | 2.921 м2.794 м |
клиренс | 0.47752м |
высота линии огня | около 2.159 м |
погон башни | 2.032 м |
вес, боевой | 65.1358643 кг |
вес, пустой | 61.053533 кг |
удельная мощность: нормальнаянаибольшая | 9.8 л.с./тонну11.3 л.с./тонну |
давление на грунт: с 28-дюймовыми гусеницами с 23-дюймовыми гусеницами | 12.4 дюйма/кв. дюйм15.1 дюйма/кв. дюйм |
Броня | |||||
броня | лоб | борт | корма | верх | низ |
корпус | 70 мм > 58° |
76 мм > 0° (впереди)51 мм > 0° (сзади) |
19 мм > 62° | 38 мм > 90° |
25 мм > 90°(впереди);13 мм >90°(сзади) |
надстройка | 102 мм > 54° |
51 мм > 9° | — | ||
башня | 178 мм > 0° |
127 мм > 0° | 203 мм > 0° | 38 мм > 90° | — |
маска | 203 — 279 мм > 0° |
||||
тип брони | башня — литая гомогенная сталь; корпус — катанная и литая гомогенная сталь | соединение | сварка | ||
угол наклона брони считается от вертикали |
Вооружение | |
120 мм Gun Е53 на лафете T125 в башне | |
траверс | 360°, электро-гидравлический и ручной |
скорость поворота башни (максимальная) | 20 сек / 360° |
элевация | от +15° до -10° |
скорострельность (максимальная) | 5 выстрелов в минуту (при 2 заряжающих) |
заряжание | ручное |
система стабилизации | нет |
(1) .50 caliber MG HB M2 — гибкое зенитное крепление на башне(2) .50 caliber MG HB M2 — спаренный(1) .30 caliber MG M1919A4 — курсовой |
Боекомплект |
34 выстрела для 120мм пушки |
2090 патронов для .50 caliber |
1080 патронов для .45 caliber |
2050 патронов для .30 caliber |
Система управления огнем и приборы наблюдения | ||
главное вооружение | ||
для прямой стрельбы | телескопический прицел Т143Е2 перископический прицел М10Е10 | |
для непрямой стрельбы | указатель азимута Т19квадрант вертикального наведения М9квадрант наводчика М1 | |
приборы наблюдения | ||
прямые | непрямые | |
водитель | люк | перископ М13 (1) |
помощник водителя | люк | перископ М13 (1) |
командир | смотровые блоки (6) в командирской башенке, люк | перископ М15 (1) |
наводчик | нет | перископ М10Е10 (1) |
левый заряжающий | люк | нет |
правый заряжающий | люк, пистолетная бойница | нет |
Двигатель | |
производитель и модель | Continental AV-1790-3 |
тип | 12 цилиндров, 4-х тактный, V-образный 90° |
охлаждение | воздушное |
зажигание | магнето |
объём | 1791.7 кубических дюймов |
поршень | 5.75 х 5.75 дюймов |
удельное давление | 6.5:1 |
обычная мощность (максимальная) | 704 л.с. / 2800 об.мин. |
наибольшая мощность (максимальная) | 810 л.с. / 2800 об.мин. |
обычный вращательный момент (наибольший) | 1440 футов на фунт / 2000 об.мин. |
наибольший вращательный момент (наибольший) | 1610 футов на фунт / 2200 об.мин. |
вес | 2332 фунта, сухой |
топливо | бензин с октановым числом 80, 320 галонов |
моторное масло | 72 кварты |
Силовая передача | |
трансмиссия | поперечная передача CD-850-1, 2 скорости вперёд, 1 назад |
соотношение | 12.7:1 вернхняя 6.2:1 нижняя20.6:1 задняя |
рулевое управление | механическое, рулевой рычаг по типу джойстика, 5.7.об./мин. |
тормоза | дисковые |
главная передача | прямозубая цилиндрическая зубчатая передача,6.31:1 |
ведущее колесо | заднее, 15-зубое, диаметр — 28.89 дюймов |
Ходовая часть | |
подвеска | торсионная, 16 опорных катков с индивидуальным подрессориванием (по 8 на гусеницу) |
размер бандажа | 26 х 6 дюймов |
поддерживающие ролики | 14 (по 7 на гусеницу) |
направляющее колесо | впереди на каждой гусенице |
размер бандажа направляющего колеса | 26 х 6 дюймов |
амортизаторы | на первых 3-х и последних 2-х катках с каждой стороны |
гусеницы* | Т80Е3 — двухгребневая, 28 дюймов шириной, резино-металлическиеТ84Е3 — двухгребневая, 28 дюймов шириной,с резиновым шевроном |
шаг | 6-дюймов |
всего траков | 204 (по 102 на гусеницу) |
опорная длина гусеницы | 204.6 дюйма слева208.6 дюймов справа |
*гусеницы Т80Е3 и Т84Е3 это гусеницы Т80Е1 и Т84Е1 шириной 23 дюйма с 5-дюймовыми шпорами |
Электрическая система | |
номинальное напряжение | 24 вольта постоянного тока |
основной генератор | 28.5 вольт, 200 ампер, отбор мощности от главного двигателя |
вспомогательный генератор | 28.5 вольт, 200 ампер, питание от вспомогательного двигателя |
батареи | 2 штуки, 12 вольт |
Средства связи | |
радио | SCR 508 или 528 в башенной корзине |
интерфон | 6 станций и внешний дополнительный выход RС-298 |
Противопожарная система |
3 стационарных 10-фунтовых огнетушителя с окисью углерода2 отдельных 5-фунтовых огнетушителя с окисью углерода |
Ходовые характеристики | |
наибольшая скорость | 22 мили/час, по шоссе |
тяговое усилие | 91.700 фунтов64% от веса машины |
наклон | 60% |
ров | 6.25 фута |
стена | 26 дюймов |
брод | 42 дюйма |
наименьший диаметр поворота | вокруг своей оси |
запас хода | около 100 миль по шоссе |
Технические характеристики ТТХ Т-34 57
Масса | 26000 кг |
Экипаж, чел. | 4 |
Габариты | |
Длина, мм | 5920 |
Ширина, мм | 3000 |
Высота, мм | 2400 |
Клиренс, мм | 400 |
Вооружение | одна 57-мм противотанковая пушка ЗИС-4 или ЗИС-4М и два 7,62-мм пулемета ДТ |
Боекомплект | |
Приборы прицеливания | телескопический прицел ТМФД-41перископический ПТ 4-14командирская панорама ПТК-5 |
Бронирование |
лоб корпуса — 45 ммборт корпуса — 40-45 ммкорма корпуса — 40-42 ммлоб башни — 45 ммборт башни — 45 мм
корма башни — 45 мм маска пушки — 40 мм крыша — 16-20 мм днище — 13-16 мм |
Двигатель | В-2-34, дизельный, мощностью 500 л.с. |
Трансмиссия | механического типа |
Ходовая часть | (на один борт) 5 сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, заднее ведущее и переднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков |
Скорость | 54 кмч по шоссе25 кмч по проселку |
Запас хода | 300 км по шоссе230 км по проселку |
Преодолеваемые препятствия | |
Угол подъёма, град. | 36° |
Высота стенки, м | 0,75 |
Глубина брода, м | 1,30 |
Ширина рва, м | 3,40 |
Средства связи | радиостанция 71ТК-3 |
Видео о танке Т-34 57
Автор статьи:
Никифоров Владислав
Боевое применение
Первые танки Т-34-85 появились на фронте весной 1944 года, что пришлось на завершающий период Великой Отечественной войны, в котором СССР обладал заметным превосходством над Германией и её союзниками. Советские танки стали основной ударной силой в проведении всех крупных наступательных операций 1944-1945 годов.
Обладая 85-миллиметровыми пушками, Т-34 имели полное преимущество в противостоянии с равными по классу противниками и могли оказать достойное сопротивление любой новейшей немецкой бронетехнике, особенно при эффективной поддержке САУ и собственных тяжёлых танков.
На завершающих этапах Второй мировой войны мобильность советских Т-34 начала использоваться в полной мере. В ходе глубоких прорывов обороны противника именно эти танки сокрушали его тылы и коммуникации. За счёт достаточного запаса хода и высокой мобильности они могли, уклоняясь от вражеских контрударов, упреждать занятие противником резервных рубежей обороны.
После Второй мировой войны танк Т-34-85 отметился в нескольких крупных локальных конфликтах, в числе которых были войны Демократической Республики Вьетнам против Франции (1946-1954 гг.) и США (1965-1974 гг.), Корейская война 1950-1953 годов, арабо-израильская «Шестидневная война» 1967 года. В этих сражениях танк советского производства весьма успешно противостоял лучшим западным средним танкам того времени: американским «Шерманам», французским AMX-13 и британским «Центурионам».
В Сирии Т-34-85 получили в оснащение зенитный пулемёт ДШК
Танки Т-34-85 многократно применялись в вооружённых конфликтах 1990-х годов на территории бывшей Югославии, причём почти всеми воюющими сторонами. Кроме того, снятые с вооружения «тридцатьчетвёрки» поставлялись Советским Союзом в более чем 40 стран Азии, Африки, Латинской Америки, многие из которых становились ареной ожесточённых внутренних конфликтов. Факты участия в них танков Т-34-85 фиксируются вплоть до настоящего времени: последний подобный случай отмечен в 2020 году в йеменском конфликте.
Автор статьи:
Роев Олег
Учеба и работа на кондитерской фабрике
М. И. Кошкин родился в бедной семье, не имевшей достаточного количества земли. Из-за этого отец занимался различными сезонными работами. В 1905 на заготовках леса он надорвался и умер. Мать будущего конструктора вынуждена была пойти в батрачки.
Сам Кошкин в десятилетнем возрасте окончил три класса церковно-приходской школы, получив начальное образование. После этого он уезжает в Москву и поступает на работу учеником пекаря в кондитерской фабрике. Здесь он проработал 8 лет, дослужив до обслуживающего карамельные аппараты.
С началом Гражданской войны 15 апреля 1918 добровольно идет на службу в железнодорожный отряд Красной армии. До 1919 воюет под Царицыном, после этого переведен в Петроград в состав железнодорожного батальона. Соединение перебрасывается на Северный фронт против англичан, М. Кошкин участвует в боях за Архангельск.
Считается, что именно на Северном фронте будущий конструктор впервые тесно знакомится с бронетехникой — броневыми поездами Красной армии и танками англичан «Рикардо». После этого батальон перебрасывают на войну с Польшей, но Кошкин заболевает тифом и снимается с эшелона.
После выздоровления направляется на Южный фронт в железнодорожную бригаду по восстановлению фронтовых путей и мостов. Летом 1921 бригада расформирована и Кошкин оставляет армейскую службу.
Неуязвимый танк
Немецкие солдаты рассматривают советский танк Т-34, уничтоженный взрывом боеукладки| Фото: Военный альбом.
К началу войны Т-34 считался практически неуязвимым. Немецкие противотанковые пушки того времени не могли справиться с броней «тридцатьчетверок». Однако вскоре немцы научились обеззараживать советские танки, используя различные тактики: горючими смесями «выкуривали» экипаж танка наружу, а на дула танков подвешивались связки гранат, которые при взрыве деформировали его. К концу 1941 году в Третьем Рейхе стали использовать мощные 88 мм. зенитные пушки, в дальнейшем ставшие частью вооружения немецких «Тигров».
Конечно, с Т-34 связано еще много интересных фактов. Например, советский танк настолько хорошо зарекомендовал себя в бою, что до сих пор стоит на вооружении Лаоса.
Плюсы танка Т-34
Отличное бронирование для 1941 года. Немцы рвали волосы и срочно требовали к себе зенитные пушки KwK 8,8 cm, которые могли спокойно пробить броню этой машины. В то время как противотанковые пушки (45 и 57мм) такое сделать не могли, чем вызывали сильный диссонанс в рядах врага.
Следует напомнить, что зенитных пушек KwK 8,8 cm было не очень много в войсках, что тоже играло советским бойцам на руку.
Отличное оружие (Ф-34 на то время была самой сильной пушкой в мире).
Быстрый ремонт хорошая компоновка внутренних модулей позволяла совершить ремонт в полевых условиях. В отличии от немецких танков, та же замена двигателей не вызывала нервных судорог или выпадения волос.
Отличная подвижность.
Разработка Т-34 76
Спроектировали и собрали Т-34 в конструкторском бюро Харьковского паровозостроительного завода. Занималось им не только знаменитое конструкторское бюро М.И. Кошкина, в работе участвовало также КБ Адольфа Дика. Технический проект в этом бюро подготовили с опозданием на целый месяц, из-за чего А. Дик был арестован. В итоге ответственным за проект стал только М. Кошкин. В процессе работ конструкторы создали два варианта движителей танка: колесно-гусеничный и гусеничный, в итоге предпочтение отдали второму. В марте сорокового года два образца нового танка доставили на Ивановскую площадь Кремля, чтобы продемонстрировать его военной комиссии и правительству. Стоит отметить, что для этого новые боевые машины своим ходом преодолели целых 750 километров от Харькова и до Москвы, двигаясь они по бездорожью, и тем самым показав отличную проходимость. В конце марта танки начала выпускать советская промышленность.
К началу Великой Отечественной войны танк Т-34 был лучшей в мире машиной, подвижной, несложной в производстве, с противоснарядной броней и мощной 76 миллиметровой пушкой, способной пробить любой немецкий танк образца сорок первого года. 37-миллиметровые пушки немцев были практически бессильны против «тридцатьчетверки». С 1941 года для Вермахта начали выпускать «Panzer III», большая часть которых была оснащена 50 миллиметровой пушкой, уже более эффективной против брони Т 34. Но пробитие обеспечивалось на расстоянии был не более шестисот метров, и только если стреляли подкалиберным снарядом, а вот пушка Т-34 могла пробить броню ранних модификаций «Panzer III» с двух тысяч метров. Позднее появились модификации Panzer с 60 и 50 миллиметрами брони, но ее Т-34 пробивал бронебойными снарядами с расстояния в полторы тысячи метров. Даже более поздние и укрепленные модели «Panzer III» Ausf.M и Ausf.L с 70-миллиметровой броней могли быть пробиты «тридцатьчетверкой» с расстояния в пятьсот метров.
Стоит отметь и 45 миллиметровую броню Т-34, которая благодаря своей наклонной конструкции нередко провоцировала рикошеты при обстреле с дальних дистанций, что сильно затрудняло борьбу с этим танком. Но у Т-34 были и недостатки – плохой обзор и не очень надежная трансмиссия. Кроме того, боевое отделение было достаточно тесным и сильно стесняло работу экипажа.
Простуда и смерть создателя, доработка проекта
Изматывающая работа над проектами, переутомление и сложность зимнего пробега на танках Харьков-Москва-Харьков подорвали здоровье конструктора. У него обнаружилась пневмония. Несмотря на это он продолжил работу.
Сложность серийного производства Т-34 заключалась в значительных отличиях от БТ-7. Требовалось доработать многие аспекты и переориентировать производство. Одновременно с этим велись работы по модернизации и созданию Т-34М, а также над перспективным проектом Т-44 с поперечным расположением двигателя.
Заболевание Михаила Ильича обострилось, ему удалили одно легкое, после чего направили на реабилитацию в санаторий под Харьковом. 26 сентября 1940 главный конструктор танка Т-34 скончался в возрасте 41 года.
Автор статьи:
Парпурин Вадим
История появления танка Т-34-57
Производство данной модели началось в 1941 году, после возникновения необходимости улучшить боевые возможности КВ-1 и Т-34. Основная проблема старых моделей заключалась в слабом 76-мм орудии, поэтому в новую модель было решено внедрить орудие калибра 55-60 мм. В это же время ОКБ №92 уже занимался разработкой 57-мм противотанковой пушки большой мощности, после чего ими же был выпущен эскизный проект для Т-34. В сентября 1941 был выпущен первый прототип.
До 1940 года разработка новой модификации танка шла крайне медленно из-за занятости завода работой по производству 76-мм танкового орудия Ф-34. Первые испытания начались в конце 1940 года, в начале декабря. Заводские испытания пушки проходили до марта 1941 года, после чего в апреле она была установлена в башню Т-34, вместо изначально планируемого Ф-34. Однако когда танк поступил на испытания в АНИОП, орудие показало малую живучесть, а именно был замечен разгар ствола после производства 100-150 выстрелов. Кроме того кучность стрельбы была недостаточной – в 2 раза ниже на дальности 1км, чем у пушки 76-мм.
Все же, в конечном итоге, танк Т-34 с пушкой 57-мм (ЗИС-4) был сильнее танков противника, поэтому было принято решение о доработке дефектов и последующем серийном выпуске. После доработки были проведены испытания на Софринском полигоне, которые показали удовлетворительные результаты по кучности боя и поражению целей даже на дистанции более 2 км.
Производство ЗИС-4 было приостановлено в декабре 1941 года, в виду трудностей производственного характера и недостатка боеприпасов. Всего же было выпущено 133 57-мм танковых орудия. Для вооружения серийных танков до эвакуации ХПЗ получил 21 шт. ЗИС-4, еще 20 орудий досталось СТЗ. Начиная с 1 октября 1941 г. производством танков-истребителей с планом выпуска 100 шт. до конца года должен был заниматься завод «Красное Сормово», но в его отчетах данной продукции не обнаружено.
В начале 1942 года после заморозки изготовления ЗИС-4, ОКБ №92 занялось производством нового 57-мм орудия под названием ИС-1, которое пришло на замену старому. О ЗИС-4 вспомнили 1943 году, так как в то время пушки 57-мм были единственными артсистемами, которые могли эффективно противостоять немецким тяжелым танкам «Пантера» и «Тигр».
Достижения Т 34 57
В начале октября 1941 года 10 машин с 57-мм орудием вошли в состав 21-танковой бригады во Владимире, которая 14 октября прибыла на фронт. Бригаде была поставлена задача наступления в направлении Турчиново и Пушкино. Цель похода — нанесение удара во фланг группировки немецких войск . Бои продолжались 4 дня и за эти дни было уничтожено 34 фашистских танка, 25 противотанковых орудий, 210 автомашин. С нашей стороны также были потери – погиб командир танкового полка бригады В. Лукин и командир батальона Михаил Агибалов.
Еще один пример успешного использования танков истребителей Т-34 57 – рейд по немецким тылам под командованием старшего политрука Гмыря. Тогда он практически в упор расстрелял колонну немецких автомобилей с солдатами на Волоколамском шоссе, после чего двинулся дальше и выехав на немецкий аэродром полностью уничтожил их бомбардировщик при помощи Т 34 57.
На данный момент официально не осталось ни одного Т -34 57, однако есть информация, что один вариант сохранился в Нижнем Тагиле, еще один на площадке «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме и один экземпляр был воссоздан из обломков в Подмосковье, в Пушкино.
Особенности конструкции Т-34
Разработанный с «нуля», без заимствования идей с машин других государств, танк Т-34 был несколько раз модернизирован. Его первоначальная конструкция от начала создания в 1940 году претерпела множество изменений. Менялось количество боеприпасов, модификация пушки: Л-11, позднее Ф-34 для калибра снаряда 76 мм, для 85-мм калибра Д-5Т, ЗИС-С-53. Неизменным оставался принцип: не бензин, а дизель. В отличие от бензиновых, боевые машины на дизельном ходу не взрывались от попадания в топливные баки.
В конструкции Т-34 использовался дизельный двигатель В-2, способный работать как на солярке, так и на керосине. Снаряды Т-34 были оснащены:
-
стержневой шрапнелью;
-
пулевой шрапнелью;
-
бронебойно-трассирующие;
-
фугасные;
-
осколочно-фугасные дальнобойные;
-
бронепрожигающие;
-
с картечью.
Что касается координации танковых подразделений, то стоит заметить, что не во всех танках ранних версий Т-34 была предусмотрена радиосвязь, а в тех, что была, она часто давала сбои. Командирам танковых подразделений приходилось вылезать из танка и координировать действия с помощью сигнальных флажков. Это было недостаточно эффективным и довольно опасным способом коммуникации в условиях боя. Важным достижением стала установка в 1943 году в транспорте качественных переговорных устройств и радиосвязи.
Экипаж машины состоял из четырех человек: механик-водитель, пулеметчик, наводчик и командир танка. Позже, в модификации Т-34-85, членов экипажа стало 5 – появилось место для заряжающего.
Танк Т-34 называют легендарным. Созданный накануне Великой Отечественной, он во многом определил ход войны, принеся победу стране, его создавшей. И хотя со стороны Советской России после 1945 года он не участвовал в военных конфликтах, его вклад в мировую историю сложно переоценить. А конструкторские идеи танка были использованы для дальнейшего развития военной и гражданской техники.
05.03.2019 10:15
Основное применение танка во Второй мировой войне
Большинством специалистов признано, что танк Т-34 оказал существенное влияние на исход многих сражений
Важно отметить, что Т-34 за военный период был серьёзно усовершенствован, и танки 1945 года заметно отличался от тех же машин, действовавших в 1941 году. Но определяющим фактором для конечных итогов сражений на разных этапах Великой Отечественной войны в наибольшей степени являлась тактика применения танковых сил
В начальный период войны Т-34 представляли собой почти «неуязвимые» для противника танки, в прямых столкновениях с которыми немецкие войска несли самые ощутимые потери. На этом этапе в противостоянии с германскими Т-III и Т-IV Т-34 имел серьезное преимущество в дистанции огневого боя: они могли поражать противника на дальности до километра, рискуя получить ответный поражающий удар с расстояния не более 300 метров.
Тем не менее, преимущество советских боевых машин в подавляющем большинстве случаев немцам удавалось свести на нет. Прежде всего это достигалось массированием применения своих бронетанковых сил на главных направлениях. Концентрированные удары вермахта легко взламывали оборону советских войск, а в сочетании с манёвром это приводило к стремительным прорывам вглубь обороны и к потере управления частями РККА, что обеспечивало немцам общий успех.
Такому итогу способствовала постоянная поддержка немецких ударных танковых сил самоходной артиллерией. После первых же столкновений с советскими танками Т-34 и KB состав боевых групп танковых дивизий оперативно укрепили батареями 88-миллиметровых зенитных орудий, приспособленных для противотанковой борьбы. Кроме того, танковые части вермахта тесно и эффективно взаимодействовали со своими военно-воздушными силами.
Следует отметить, что к началу войны для танков Т-34 было реально подготовлено не более 150 экипажей. Стараясь сберечь моторесурс новейших танков, экипажи для них обучали на устаревших типах машин БТ-7 и Т-26. О том, сколько потерь Т-34 имел причиной неумелые действия экипажа, можно только догадываться.
Танк Т-34 во время Висло-Одерской наступательной операции
Советские войска ничуть не хуже немцев владели умением наносить удар концентрированным бронетанковым «кулаком». Но обеспечить достаточную массированность своих ударов у них, после тяжелейших потерь начальных месяцев войны, получалось не всегда. Вплоть до Сталинградской битвы прорывы советских танковых бригад, корпусов и даже армий в большинстве случаев заканчивались окружением прорвавшихся войск и большими потерями, поскольку нужной степени поддержки мобильной артиллерией и авиацией обеспечить не удавалось.
Даже в середине войны ошибки советского командного состава часто приводили к неверной тактике применения танков Т-34, делая эффективность использования этих машин в целом невысокой и несопоставимой с понесёнными потерями. По мнению специалистов, большое количество потерянных Т-34 в первые два с лишним года войны объясняются в основном не недостатками самой машины, а неграмотным применением танковых сил командирами РККА.
Лишь в отдельный период (1943 год) немцы смогли в заметной степени обеспечить себе качественное превосходство своих новейших танков перед Т-34. Но такая ситуация продлилась сравнительно недолго. Советские танки после переоснащения их 85-миллиметровыми пушками смогли вернуть себе преимущество в противостоянии с равными по классу противниками, а также опереться на эффективную поддержку САУ и собственных тяжёлых танков.
На завершающих этапах Второй мировой войны мобильность советских Т-34 начала использоваться в полной мере. В ходе глубоких прорывов как немецкой, так и позднее японской обороны именно эти танки сокрушали тылы и коммуникации противника. За счёт достаточного запаса хода и высокой мобильности они могли, уклоняясь от вражеских контрударов, упреждать занятие противником резервных рубежей обороны. Самым ярким примером подобного рода служит Висло-Одерская операция, в которой танковые армии 1-го Белорусского фронта преодолели 11 хорошо подготовленных немцами оборонительных рубежей и укреплённых районов.
Автор статьи:
Роев Олег