fbpx
СОДЕРЖАНИЕ
0
05 января 2021

Самый сильный флот XVI века

8.

1 сентября

Die Welt: Эрдоган хотел потопить греческий корабль

Немецкая газета Die Welt написала во вторник, 2 сентября, о том, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган хотел, чтобы турецкий флот потопил греческое военное судно, но получил отказ высокопоставленных военных.

Согласно статье Марион Сендкер со ссылкой на неназванные источники из турецких вооруженных сил, Эрдоган хотел набрать политические очки у себя дома, уничтожив военно-морское судно Греции без каких-либо жертв.

Сообщение немецкой газеты появилось после того, как турецкие и греческие СМИ сообщили, что Франция отправила свой атомный авианосец «Шарль де Голль» в Восточное Средиземноморье. В сообщениях также цитируются неназванные источники из Франции.

Анкара расширяет геологоразведочные работы в Восточном Средиземноморье

Турция объявила о намерении продлить работу судна Oruc Reis в оспариваемом районе Восточного Средиземноморья. Сейсмические исследования продолжатся до 12 сентября, заявили в Анкаре.

Это заявление вызвало гневную реакцию со стороны соседней Греции, которая не согласна с Турцией по поводу притязаний на углеводородные ресурсы в этом районе.

Обе стороны провели военные учения в Восточном Средиземноморье, подчеркнув возможность эскалации конфликта.

Австрия: разоблаченный в шпионаже на Турцию признал свою вину

Как стало известно из слов австрийской стороны, один человек полностью признался в том, что был завербован Национальной разведывательной организацией (MIT) для шпионажа за турецкими гражданами или австрийскими гражданами с турецкими корнями, чтобы затем сообщать о них органам безопасности Турции.

По словам министра, Вена не будет терпима к влиянию Анкары в своем государстве.

Согласно документальному фильму немецкого телеканала ZDF о шпионской деятельности, направленной против критиков правительства Турции, правящей Партии справедливости и развития (ПСР), и президента Турции Эрдогана в Германии в интересах турецкой разведки работают почти 8000 человек.

В Турции задержан террорист, который хотел взорвать собор Святой Софии

Турецкая полиция задержала высокопоставленного члена Исламского государства1 (ИГ1; запрещено в РФ), заявил во вторник министр внутренних дел страны.

Позже в турецких СМИ появилась информация со ссылкой на заявления министра Сойлу о том, что ИГ якобы планировал атаковать собор Святой Софии, несмотря на то, что она была давно преобразована в мечеть.

Ранняя греческая триера

Триера (греч. τριήρεις ), или трирема у римлян ( tria – три и remus – весло), была основным типом боевого корабля Средиземноморья. Это парусно-гребное судно с тремя рядами вёсел, расположенных один над другим в шахматном порядке.

Одни исследователи приписывают изобретение триремы финикийцам, другие называют коринфянина Аменокка. Главным оружием триремы был таран – продолжение килевого бруса. Водоизмещение судна достигало 230 тонн, длина – 45 метров, экипаж – до 200 человек.

Самые сильные гребцы – траниты – размещались на верхней палубе. Это была высокооплачиваемая и привилегированная каста. Гребцов среднего ряда называли зигитами, нижнего – таламитами. Командовал кораблём триерарх, ему подчинялись кормчий и начальник гребцов – гортатор.

Скорость хода триремы на вёслах составляла 7 – 8 узлов, но все три ряда вёсел работали только во время боя. Даже при небольшом волнении нижний ряд втягивали во внутрь корабля, и вёсельные порты затягивали кожаными пластырями.

Ранняя греческая триера. Проекция

Парусное вооружение состояло из большого прямоугольного паруса и малого (артемона) на наклонной мачте в носовой части судна. Третья мачта, столь же короткая, как и носовая, тоже несла небольшой парус и располагалась у самого конца палубы в корме. Мачты делались съёмными и убирались на время боя.

Вёсла всех трёх ярусов имели одинаковую длину: таламиты, зигиты и траниты располагались по кривой, образованной бортом триеры, так, что лопасти вёсел всех ярусов достигали воды, хотя и входили в неё под разными углами.

Иногда триеры использовались и для транспортных перевозок гоплитагагос (пехоты) и гиппагагос (лошадей).

Биремы и триеры стали основными и единственными универсальными кораблями классического периода (IV-V вв. до н.э.). При этом в качестве вспомогательных кораблей, авизо (посыльных судов) и рейдеров продолжали использоваться одноярусные галеры (униремы) – наследники архаических триаконторов и пентеконторов.

Самый сильный флот 18 века

Флот Римской империи

Древний Рим был самым процветающим государством своего времени. Многие народы и страны были захвачены римлянами, множество изобретений было придумано именно в этой стране. Заслуг государства перед миром было масса. Военное дело также развивалось семимильными шагами, обусловлено это было выходом к морю и зачастую довольно агрессивной внешней политикой государства. Многие историки считают, что сами римляне не придумали много нового в своём флоте. Зачастую, они просто брали изобретения завоеванных народов и интегрировали их в свою империю. Это показывает то, что Рим не создавал многие лучшие суда своего времени. Та же техника, что и у государства Цезаря была у финикийцев и греков.

Военные корабли по Эпохам и Странам

Особенности конструкции

Но тем не менее модернизации каждый представитель флота подвергался при введении в состав армии. Как правило, даже аналогичные суда Рима отличались своими размерами, они были крупнее. Самые большие корабли защищались броней. Так, например, устанавливались бронзовые пластины, а во время боя снимались мачты корабля вместе с парусом, что оставляло в безопасности главную движимую силу корабля, что обещало безболезненное отступление при поражении римлян в каком-либо бою. Все корабли древности были деревянные, этот материал очень хорошо подвергался горению, этот случай также конструкторы Рима усмотрели и на корабль вешались шкуры волов, которые смачивались водой, чтобы потушить все огненные заряды неприятеля. Постройка одного корабля занимала немного времени, если не учитывать подготовку всех материалов, например, дерево необходимо было не только срубить и выпилить из неё деталь, но также и просушить. Если все материалы были готовы, то римляне собирали одну квинкирему (тип корабля) за 40-60 дней, что было очень коротким периодом для того времени

В сравнении с временем постройки, стоит обратить внимание на время эксплуатации одного корабля, он служил от 25 до 40 лет

Подготовка материалов

Материалы для строительства римляне готовили очень хорошо, например, они рубили деревья в определенные дни и конкретные месяцы. Это делалось для того, чтобы дерево не было червивым и впоследствии как говорили римляне «Не обращалось в пыль». Качества кораблей Древнего Рима оценивали все современники, а спустя времени можно понять, что равных им не было. Такой тип корабля, как трирема, например, был очень мощным и быстрым. В 1987 году данный тип судна воссоздали и решили разогнать его до максимальной скорости. После полученных результатов многие ученые были крайне удивлены, когда увидели показатель в 9,3 узла. Хотя многие историки считают, что данный показатель крайне недостоверен и среди них бытует мнение, что скорости выше 7 узлов во флоте того времени не мог развивать ни один корабль.

Кроме военного флота, Древний Рим имел крепкие торговые связи. Подобные суда также стояли на службе у римлян. Их грузоподъемность была крайне большой и составляла от 250 до 300 тонн, парус состоял из нескольких частей, помимо основного прямоугольно куска ткани на мачте крепились два треугольных. Помимо стандартно установленных парусов в центре корабля, на носовой части появился ещё парус – артемон, благодаря нему, римляне могли плавать под боковым ветром и «ловить» его. Помимо отделения для гребцов, которые находились под палубой, на самой верхней площадке появилось жилое помещение для хозяев корабля и их пассажиров.

Нельзя говорить, что римляне открыли всему миру способности флота, до них изучением этой области занимались многие государства, а Рим лишь умело усовершенствовал их и позволил развиться уже продвинутым технологиям ещё дальше. Тем не менее, нельзя недооценивать силу наводных сил этого государства, ведь не зря именно эта империя стала самым опасным хищником на море в античные времена.

3.

Крейсер «Варяг»
История этого корабля интересна тем, что, затонув после первого же боя, он обеспечил бессмертную славу и себе, и экипажу. 9 февраля 1904 года крейсер и судно «Кореец» вступили в бой с японской эскадрой. Сражение длилось ровно час, но русские судна, хоть и поврежденные, так и не были захвачены. Капитан принял решение затопить «Варяг». Моральная победа русских над японцами вписала их в историю.

Но японцы решили не отказываться от «трофея», даже если он и затоплен. «Варяг» подняли, отремонтировали и переименовали в «Сойю», но из уважения к подвигу русских моряков, на корме оставили первое название. Россия смогла выкупить крейсер, но на Родину он так и не вернулся: во время ремонта в Британии, корабль был конфискован за долги большевиков и продан на слом. При транспортировке в пункт разделки на металл судно затонуло в Ирландском море.

Кораблестроение древней Европы

Европа одна из первых частей света на которой начались появляться первые государства, вместе стало развиваться военное дело и торговля. Вся европейская часть планеты была пронизана реками, морями, каналами. По этой причине флот в Европе появился довольно рано.

Самыми первыми кто начал доминировать на море это были корабли типа Трирема. Они стояли на вооружении у финикийев, греков, римлян. Достигали в длину они сорока метров, а ширина составляла около пяти метров. Водоизмещение доходило до ста тонн, а скорость до 12 узлов. Это был самый быстрый корабль с 7 и по 4 века до нашей эры, строчку лидерства ему позволило захватить устройство движителя. Он приводился в движение не одним рядом вёсел, как это было с его предками, а тремя. Благодаря чему, как думают историки и получил такое название «трирема».

Военные корабли по Эпохам и Странам

Следующим видом кораблей, которые оказались лучше, чем предыдущий вил были либурны. В 323 году нашей эры состоялось сражение между 200 либурнами и 350 трирем. Явная победа была за первыми, а Восточная Римская империя, которая слыла мощнейшим флотом, была повержена.

Этот тип кораблей был дешевле в своём обслуживании, и их постройка отнимала меньше времени, чем у остальных суден. Строили их в основном из кипариса, сосны, или же ели. Соединялись все комплектующие не железными гвоздями, а медными. Связано это было с самим металлом, медь не ржавела от попадающей влаги и таким способом сохраняла свою основу, что нельзя сказать про железо. Поэтому несмотря на увеличенные траты, данное новшество здорово окупалось в обслуживании позднее. Если триремы всегда имели по три ряда вёсел, то с либурнами всё было сложнее. На них могли быть установлены и по шесть рядов вёсел, и по два. Их количество зависело от размера корабля. Помимо этого, они обладали вооружением в виде метательного аппарата, при окружении кораблями противника всегда был шанс прорваться, или «утащить» за собой на дно пару вражеских суден.

Судостроение развивалось также и на Руси. Корабли в этой стране назывались ладьями. Их использовали, к примеру, при походе на Константинополь, но в тех сражениях русы вынуждены были отступить, не выдержав обстрел огнем со стороны противников. Ладью строили из крупного ствола дуба, или липы. Борт делали выше благодаря прикрепленным доскам. Эта технология через некоторое время умерла и из строительства был убран ствол, а корпус возводили полностью из досок. Этот вид корабля поначалу не имел вооружения и перевозил лишь воинов Руси, в движение корабль приводился веслами и прямыми парусами, которые крепились на две, или три мачты. Позднее некоторые судна имели тараны и даже некоторые метательные орудия. Ладьи отставали от европейских кораблей по своему совершенствованию, ведь морских сражений было не так много, производство этого типа суден продолжалось вплоть до 18 века, когда по Средиземному морю уже вовсю передвигались на многопалубных парусных суднах.

Поход русов на Царь Град (Константинополь) потерпел фиаско. Во многом это заслуга Византийского народа и «греческого огня», который обрушивался на захватчика. Но Византия имела выход к морю, что обязывало создавать свой собственный эффективный флот. Так и появился «Дромон». Производили их с пятого по тринадцатый века и некоторый историки считают данный корабль ответвлением от либурны о которой рассказывалось раннее. Дромон также был быстроходным. Достигалось это гребцами, которые сидели в два ряда. Корабль имел достаточно высокий борт, а спереди и сзади были площадки для орудий и позиций лучников.

Сам корпус корабля строился по скелетной технологии, а именно киль, шпангоуты, стрингеры и палубные бимсы создавали цельный комплекс внутреннего корпуса и не было необходимости использовать соединяющие пояса. Паруса крепились на нескольких мачтах (от 1 до 3). Направление судна задавали два боковых рулевых весла.

Весло и парус

Параллельно с созданием новых типов судов появлялись и совершенствовались их движители – средства, приводящие судно в движение. Как мы уже знаем, самым первым движителем был длинный шест, которым лодочники и плотогоны отталкивались от дна на мелководье. Но что делать на глубокой воде? Оказалось, что от воды тоже можно отталкиваться тем же шестом. Вода достаточно плотная, её сопротивление, возникающее при обтекании шеста, толкало судно вперёд.

Лодочник с шестом

Для дополнительного увеличения силы сопротивления воды к концу шеста приделали дощечку – лопасть. Получилось весло – самый первый судовой движитель. Вёсла бывают однолопастные и двухлопастные. Последние знакомы тем людям, кто хоть раз в жизни видел байдарку. Поочерёдно загребая то правой, то левой лопастью, человек, плывущий на байдарке, держит свою лодку на курсе и легко управляет ею. С древнейших времён конструкция весла не претерпела значительных изменений.

Параллельно с использованием вёсел человечество с помощью паруса научилось использовать энергию ветра. Парус представляет собой полотнище, поднимаемое на вертикальном столбе – мачте. Ветер, наполняя парус, приводит в движение судно.

Наконец лодки получили парус

Первые паруса, скорее всего, изобрели народы, вся жизнь которых была связана с морем, – полинезийцы или жители островов Индийского океана. Эти паруса, в неизменности сохранившиеся до наших дней, представляют собой лёгкие плетёные из пальмового волокна циновки, натянутые на изогнутые бамбуковые рамки. Такой парус позволял «ловить» не только попутный, но и боковой ветер, под ним катамараны проа бежали по морю со скоростью автомобиля.

Самоуверенные европейцы, наивно полагавшие, что все полезные изобретения от начала времён были сделаны только в границах известного им мира – от Месопотамии до Португалии, – додумались до таких универсальных парусов лишь в Средние века. До этого на реках и морях Европы, севера Африки и Передней Азии царил так называемый прямой парус – прямоугольник из ткани или хорошо выделанных шкур, поднимавшийся на мачте с помощью поперечной перекладины – реи. Такой парус позволял ходить только при попутном ветре. А в безветрие, в боковой ветер (моряки называют его «бакштаг») или при встречном ветре команде приходилось браться за вёсла.

Лодка с обшивкой внахлёст и прямым парусом

Флот Испании 17 века

Испания продолжала формировать свои армады большими галеонами, непотопляемость и крепость которых были доказаны по итогам сражений Непобедимой Армады с британцами. Имевшаяся у англичан артиллерия не смогла нанести урон испанцам.

Поэтому испанские корабелы продолжали строительство галеонов водоизмещением в среднем 500 ÷ 1000 тонн и осадкой в 9 футов, создавая именно океанский корабль – устойчивый и надежный. На такие суда ставили три или четыре мачты и около 30 орудий.

В первую треть века на воду было спущено 18 галеонов с количеством пушек до 66. Число больших кораблей перевалило за 60 против 20-ти больших королевских кораблей Англии и 52-х Франции.

Особенностями прочных, тяжелых кораблей стали высокая устойчивость к пребыванию в океане и борьбе с водными стихиями. Установка прямых парусов в два яруса не обеспечивали маневренность и легкость управления.  При этом маломаневренность компенсировалась отличной неплохой живучестью во время штормов по параметрам прочности, и универсальностью галеонов. Их использовали одновременно и для торговых, и для военных операций, что часто совмещалось при неожиданной встрече с противником в необъятных водах океана.

Чрезвычайная вместимость позволяла оснащать суда приличным числом вооружения и брать на борт большую, обученную к схваткам, команду. Что позволяло успешно проводить абордаж – основную морскую тактику сражений и захвата судов в арсенале испанцев.

Затонувшие корабли в Эгейском море

О том, что ученым когда-нибудь удастся обнаружить останки «Титаника» и «Мести королевы Анны», люди уже догадывались. Тем более, что исследователи знали, в каких именно регионах их нужно искать. Но некоторые корабли были найдены совершенно случайно. Одно из самых громких открытий было сделано в 2016 году. Именно тогда издание News Wise сообщило о том, что в Эгейском море были обнаружены останки сразу 23 затонувших кораблей. Это море считается колыбелью истории Древней Греции и Древнего Рима, поэтому не удивительно, что на дне оказались судна именно этих цивилизаций.

Разумеется, древние корабли из дерева сохранились гораздо хуже, чем металлический «Титаник»

Большинство из них располагались в районе архипелага Фурни. В ходе изучения останков, ученые выяснили, что корабли были построены в разное время. И речь идет не о паре десятков лет, а во временном промежутке между 525 годом до нашей эры до 1850-х годов. Больше всего исследователи заинтересовались именно древними кораблями. Например, им удалось обнаружить греческое судно, которое было построено примерно в 525 году до нашей эры. Неподалеку от него затонули торговые и грузовые корабли.

Посуда, которая перевозилась в кораблях

Внутри них аквалангисты обнаружили только груды столовой посуды. Судя по всему, в этом месте тонули корабли которые передвигались по торговому пути, которое соединяет Эгейское и Черное море с Кипром и Африкой. Причины их затопления до сих пор неизвестны. Возможно, они попадали в штормы или были атакованы пиратами. Исходя из большого промежутка между датами их затопления, можно предположить, что причины всегда были разными. Хотя, это очень странно, что в одном месте собралось настолько много кораблей.

Военный корабль Египта

Лундстрем, научный деятель, занимающийся изучением древних судов, сумел показать внешний вид и устройство судна из 1200 годов до нашей эры, ориентируясь исключительно на барельефы.

Судно обладало удлиненным корпусом, оборудованным поперечным набором1. Опорой ему служил килевой брус повышенной прочности, что подарило возможность не использовать канатную стяжку корпуса. В передней части находился килевой брус, верхний конец которого оборудовалась тараном. Делали его из металла, а по форме напоминал голову живого существа. Ахтерштевень сравнительно далеко выдвигался за пределы корпуса, и к нему прикреплялось поворотное весло. Чтобы обеспечить повышенную жесткость, использовались банки2. Они располагались поперечно и на них могли расположиться большое количество гребцов. Для их защиты оборудовался 80 см фальшборт.

На крайних частях корабля устанавливались ограждения для защиты лучников, находящихся внутри плетеной корзины на верхней половине мачты. Именно они являлись главной ударной мощью боевого судна.

Дромоны

“Началом конца” эры многоярусных гребных кораблей можно считать 31
год до нашей эры. Во время битвы при Акциуме флот Антония и Клеопатры, состоявший
из пентер и трирем, потерпел поражение от Октавиана. Кораблей с обеих сторон было
примерно поровну, но воинов и гребцов у Октавиана — втрое меньше. Его флот состоял
из одних только бирем — слабых, но укомплектованных гораздо более опытными матросами.

Биремы стоили недорого, но три столетия спустя у Рима не стало средств и на них.
А вскоре прекратила свое существование и сама Западная Римская Империя. Византия
же в 5—6 веках вовсе не нуждалась в военном флоте, ввиду отсутствия на Средиземном
море иностранных кораблей.

Вплоть до 8 века франки не плавали даже по рекам — да и не имели такой возможности.
По свидетельству римских историков, германцы и галлы не чистили русла рек от древесных
стволов. Реки, за исключением наиболее крупных, неизбежно запруживались, широко
разливались и мелели. Берега их заболачивались. Легионы Цезаря перешли Темзу на
месте современного Лондона вброд!

Дромон.

Отношение
византийцев к флоту изменилось, когда в седьмом веке к Средиземному морю прорвались
арабы. Для отражения угрозы греки начали строить дромоны — “быстрые корабли”.

Византийский дромон представлял собой облегченную версию римской биремы. По своему
времени это действительно был очень быстрый корабль. Греки убрали башню, заменили
“ворон” обычным абордажным трапом, а громоздкий “выстрел” — трубой для метания
“греческого огня”. Дромоны даже не
имели сплошной палубы, ее сменили узкие помосты для воинов.

В результате снятия вооружения водоизмещение корабля было уменьшено
почти в полтора раза — всего до 100 с небольшим тонн. Зато количество гребцов
возросло до сотни человек. Половина из них могла участвовать в абордажном бою.
Кроме того, на борту могло быть около 40 стрелков и матросов.

По римским меркам дромоны, конечно же, были очень слабыми кораблями.
Но для решения стоявших перед византийским ВМФ задач сила дромонов оказалась
вполне достаточной. Для того, чтобы разгромить ладейный флот Игоря, потребовалось
всего 15 таких кораблей. Хотя, конечно же, упоминаемая греческими хрониками
численность флота руссов — 1000 ладей! — преувеличена в несколько раз.

“Греческий огонь” был далеко не единственной причиной успеха
византийцев. Дромоны слишком трудно было взять на абордаж с ладей. Тем более
были обречены на провал попытки славян пробить борта дромонов топорами и
ручными таранами.

Славянская
боевая ладья.

Важным
нововведением византийского времени стали косые треугольные паруса, позволявшие
лучше использовать боковой ветер, чем римский артемон. На Средиземное море такие
паруса попали при посредничестве арабов, но народы северной Европы считали их
изобретением византийцев и именовали “латинскими”.

Ганзейские коги

«Будучи опытными моряками и отличными стрелками, французы быстро подготовили свои корабли и пустили в авангард захваченный ими у англичан в том ж году ког «Кристофер» с большим отрядом генуэзских арбалетчиков на борту, которые должны были защищать корабль и не давать покоя англичанам».

Жан Фруассар. Хроники. 1340 год

Около 1250 г. в Европе появился новый вид судна. Его назвали «ког», хотя он имел много общего со строившимися ранее кораблями. Подобно ладье викингов, у кога был корпус клинкерного типа, одна мачта и квадратный парус. Но имелись и существенные отличия. У кога был прямой киль, грузовой трюм под палубой и шарнирный руль управления.

Эти корабли использовались в крупных городах Северной Германии, которые входили в состав торгового объединения, известного под названием Ганзейский союз. Вследствие этого их корабли часто называли ганзейскими когами. Данными судами европейские товары перевозились до начала XV в. Во время войн на них также перевозились войска, а два их «замка» служили боевыми платформами для лучников и арбалетчиков.

Рулевой кога управлял судном с помощью румпеля — деревянного бруса, закрепленного в верхней части руля. Этот способ был намного эффективней, чем управление рулевым веслом, и представлял значительный прогресс в конструировании кораблей.

В 1330 году английские дальнобойные лучники обеспечили победу в битве при Слайзе, знаменитом морском сражении с французским флотом. Они выпускали «тучи смертоносных стрел» с «замков» на корме и носу когов, заполненных солдатами.

Во время боя в море тихоходные коги не шли на таран. Вместо этого ког старались подвести ближе к вражескому кораблю, обстреливая его палубы из луков и арбалетов. Затем солдаты брали неприятельское судно на абордаж и захватывали его после рукопашной схватки. Иногда солдаты бросали по ветру тучи негашеной извести, ослепляя таким образом неприятеля, — тактика варварская, но эффективная. «Бои в море всегда более жестоки, чем на земле, так как отступление и бегство здесь невозможно, — писал Жан Фруассар в XIV в. — Каждый человек должен рисковать своей жизнью и надеяться на успех, полагаясь на свои храбрость и умение».

Массивные грузовые палубы кога позволяли устанавливать как минимум один брашпиль — ворот или лебедку — для поднятия тяжелых грузов. Он обычно устанавливался на палубе полуюта или на главной палубе. Брашпиль состоял из цилиндрического барабана с намотанными на него канатами. Его использовали для поднятия тяжелых рей или мачт, на которых крепились паруса, а также для загрузки и разгрузки трюма.

Боевые корабли Древней Греции

Торговые и транспортные суда эпохи Классической Греции отличались относительно большей шириной и, соответственно, вместительностью. Если корабль был загружен, то он шел под парусами, а не на веслах, так как место гребцов в этом случае занимал груз. В Греции такие корабли назывались “круглыми”. В противоположность этому, мы можем вспомнить о том, что латиняне называли военные корабли navis longa или “длинный корабль”.

В боевых кораблях ценилась прежде всего скорость, в движение же их обычно приводили гребцы, а не паруса. Характерный тип военных кораблей, сложившийся в период греко-персидских войн и использовавшийся в морских сражениях тех лет, это трирема.

Это слово восходит к своему латинскому эквиваленту triremis, по-гречески же эти корабли назывались словом trieris (т.е. триера). Это слово принято переводить как “трехвесельная”, однако здесь очевидно, правильнее было бы говорить о трех уровнях весел находившихся один над другим. Ранее в качестве военных кораблей использовались биремы имевшие два ряда весел.

Широкое распространение имели и пентеконтеры, пятидесятивесельные галеры, имевшие один ряд весел. Мы знаем о существовании тридцативесельных триаконтеров. В эпоху Гомера имелись также галеры, имевшие всего по двадцать гребцов.

Как военные, так и транспортные корабли обычно оснащались одним прямым парусом, который мог использоваться только при попутном ветре. На транспортных судах порой ставилось по две или, реже, по три мачты, каждая из которых оснащалась одним реем и одним парусом. Парус и мачта военного корабля перед боем опускались. Корабли управлялись двумя большими широкими веслами, закрепленными на корме с разных сторон. Тактика боевых действий, во многом, определялась задачей нанесения таранного удара по противнику, хотя в их ходе мог использоваться абордаж, в котором участвовали хорошо вооруженные воины, а также различные метательные устройства.

технология судостроения shell first

Так как же возникла технология shell-first? Совершенно очевидно, что первоначально, небольшие долбленые лодки строились без чертежей – на глаз. В дальнейшем, естественное стремление доисторических судостроителей увеличить плавучесть, вместимость и незаливаемость лодки эмпирически привело их к созданию корпуса как такового. Вначале кораблестроители старались увеличить объем цилиндрической части ствола. Для этого они использовали разные методы распаривания и последующего расширения долбленой части с помощью распорок. Постепенно такая конструкция из цилиндрической формы преображалась в форму близкую к нашему пониманию лодки. Со временем появился развал бортов и сужение оконечностей. Однако очень скоро такое развитие кораблестроения достигло своего предела. Кроме того, при распирании цилиндра, возникало понижение надводной части борта на миделе, в противовес чему стали надстраивать центральную часть бортов долбленки. Вероятнее всего, при строительстве подобных «скорлуп» и возник корабль в нашем поминании этой конструкции. Все остальные элементы появлялись эмпирически. Киль, возможно, возник в результате стремления уменьшить долбленую часть, сократив тем самым трудоемкость и значительно облегчив конструкцию. Штевни понадобились как элементы, соединяющие планки выросшего борта в оконечностях. А реберный каркас, очевидно, появился, когда размеры «скорлупы» выросли настолько, что возникла необходимость скреплять наружные элементы изнутри.

Ключевым моментом в понимании возникновения технология судостроения shell first являются два существовавших с древнейших времен метода соединения поясьев обшивки: клинкерный и вгладь.

а) обшивка вгладь;   б) клинкерное соединение;

Клинкер, имеет некоторое преимущество для ранних методов кораблестроения, во-первых, благодаря большей водонепроницаемости обеспеченной конструктивно. Также клинкер предпочтительнее и для технологии возведения корпуса без предварительного скелета и чертежей. Ведь, при отсутствии внутреннего каркаса, соединение поясьев между собой удобнее вести накладывая планки внахлест. А главное, каждая последующая доска, ложась на предыдущую, повторяет ее кривизну, используя долбленую часть в качестве шпунтового пояса, т. е. своеобразного лекала-шаблона.

Корпус, в данном случае, образуется как естественное продолжение долбленого ствола, который постепенно эволюционирует в днище, а затем в киль. Вероятно позднее, примерно в начале третьего тысячелетия до нашей эры был изобретен метод стыковки поясьев – обшивка вгладь. Очевидно, он стал возможен, когда крепление планок кораблестроители стали осуществлять при помощи своеобразных пластин-нагелей из более твердых пород древесины.

Именно обшивка вгладь в сочетание с методом крепления поясьев нагельными планками, с последующим фиксированием их деревянными штифтами в верхнем и нижнем поясах (метод mortise and tenon), стала основой технологии судостроения shell-first, что означает – вначале корпус. Техника эта, скорее всего, появилась вполне естественным путем, как говориться, методом проб и ошибок и совершенствовалась несколько тысяч лет.

Новые методы строительства требовали большого уровня стандартизации деталей, грамотного персонала и налаженной структуры верфей. Поэтому неудивительно, что появление первых мореходных судов напрямую связано с централизацией власти и образованием древнейших государств.

Средиземноморское судно 8-9 века

Когда викинги начали заплывать в акваторию Средиземного моря в 700-800 годах, то они обнаружили, что местные корабли не используют прямоугольный парус с рейками, заменив их скошенными, треугольными вариантами. В то время такие корабли северяне начали называть латинскими, как и все, что относилось к южной половине Европы. Никто не может сказать, кто именно создал парус такой формы, но считается, что их впервые начали использовать в Греции и Римской империи. Его удобство заключалось в повышенной маневренности, что имело большое значение во время плавания среди небольших островов, коих много в данной акватории. Кроме того, косой парус обеспечивал достаточную скорость движения при использовании ветров бокового направления.

Здесь нарисован каботажный корабль, используемый в 800 годах. Он обладает срезанным штевнем, а на палубе имеется лишь одна, наклонная в сторону форштевня, мачта. Для управления использовалась 2 весел.

Комментировать
0